Научная статья на тему 'ПРИЗНАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ'

ПРИЗНАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРИЗНАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЙ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / QUALIFICATIONS / RECOGNITION OF QUALIFICATIONS / NON-FORMAL LEARNING / INFORMAL LEARNING / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сатдыков Айрат Илдарович, Сазонов Борис Алексеевич

В статье рассматриваются современные подходы к процедурам присвоения квалификаций по результатам неформального и информального образования. Анализируются лучшие зарубежные практики, получившие признание мирового образовательного сообщества. Рассматриваются инновационные инструменты оценки квалификаций. В этой связи интересен описанный в статье опыт Южной Кореи, использующей в качестве основного инструмента признания квалификаций Реестр академических зачётных единиц. Похожие системы используются во Франции и Дании. В Германии, Норвегии и Японии активно внедряются современные информационно-коммуникационные системы по аккумуляции информации о квалификациях взрослого населения. В Италии законодательно установлено, что квалификации, полученные формальным, неформальным и информальным путём, равноценны. Опыт Италии ценен тем, что в ходе процедуры признания квалификации принимаются во внимание результаты не только неформального, но и информального обучения. Образовательное законодательство Российской Федерации позволяет учитывать отдельные задокументированные результаты неформального и информального обучения, полученные в ходе освоения программ дополнительного образования, в том числе и по программам высшего образования. Однако с признанием некоторых результатов обучения, особенно если они не задокументированы, могут возникать трудности. В статье предлагается проектная модель признания квалификаций, полученных в ходе неформального и информального обучения, которая могла бы рассматриваться как перспективная для Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сатдыков Айрат Илдарович, Сазонов Борис Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOGNITION OF QUALIFICATIONS OBTAINED AS A RESULT OF NON-FORMAL AND INFORMAL LEARNING: FOREIGN EXPERIENCE AND PROSPECTS FOR RUSSIAN PRACTICE

The article discusses modern approaches to the procedures for awarding qualifications based on the results of formal, non-formal, and informal education. The article analyzes domestic and best foreign practices that have received recognition from the world educational community. Innovative tools for assessing qualifications are considered. In this regard, the experience of South Korea described in the article is interesting, using the Register of Academic Credit Units as the main tool for the recognition of qualifications. Similar systems are used in France and Denmark. In Germany, Norway and Japan, modern information and communication systems are being actively introduced to accumulate information about the qualifications of the adult population. In Italy, it is legally established that qualifications obtained through formal, non-formal, and informal means are equivalent. The experience of Italy is valuable in that the results of not only non-formal but also informal learning are taken into account during the qualification recognition procedure. The educational legislation of the Russian Federation makes it possible to take into account certain documented results of non-formal and informal learning obtained in the course of mastering additional education programs, including in relation to higher education programs. However, some learning outcomes can be difficult to recognize, especially if they are not documented. The article proposes a project model for the recognition of qualifications obtained in the course of non-formal and informal education, which could be considered as promising for the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРИЗНАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ»

DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-11-98-111

Признание квалификаций, полученных в результате неформального и информального обучения: зарубежный опыт и перспективы российской практики

Сатдыков Айрат Илдарович - зам. директора НИЦ профессионального образования и систем квалификаций. E-mail: satdykov-ai@ranepa.ru

Сазонов Борис Алексеевич - канд. техн. наук, доцент, ведущий научный сотрудник. E-mail: sazonov-ba@ranepa.ru

Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Москва, Россия Адрес: 129319, Москва, ул. Черняховского, 9, стр. 1

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к процедурам присвоения квалификаций по результатам неформального и информального образования. Анализируются лучшие зарубежные практики, получившие признание мирового образовательного сообщества. Рассматриваются инновационные инструменты оценки квалификаций. В этой связи интересен описанный в статье опыт Южной Кореи, использующей в качестве основного инструмента признания квалификаций Реестр академических зачётных единиц. Похожие системы используются во Франции и Дании. В Германии, Норвегии и Японии активно внедряются современные информационно-коммуникационные системы по аккумуляции информации о квалификациях взрослого населения. В Италии законодательно установлено, что квалификации, полученные формальным, неформальным и информальным путём, равноценны. Опыт Италии ценен тем, что в ходе процедуры признания квалификации принимаются во внимание результаты не только неформального, но и информального обучения. Образовательное законодательство Российской Федерации позволяет учитывать отдельные задокументированные результаты неформального и информального обучения, полученные в ходе освоения программ дополнительного образования, в том числе и по программам высшего образования. Однако с признанием некоторых результатов обучения, особенно если они не задокументированы, могут возникать трудности. В статье предлагается проектная модель признания квалификаций, полученных в ходе неформального и информального обучения, которая могла бы рассматриваться как перспективная для Российской Федерации.

Ключевые слова: квалификация, признание квалификаций, неформальное обучение, ин-формальное обучение, индивидуальные образовательные траектории

Для цитирования: Сатдыков А.И, Сазонов Б.А. Признание квалификаций, полученных в результате неформального и информального обучения: зарубежный опыт и перспективы российской практики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11. С. 98-111. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-98-111

Введение

В официальных документах Европейского Союза (ЕС) выделяют три пути получения квалификации: формальное об-

учение (англ. formal learning), неформальное обучение (англ. non-formal learning) и информальное обучение (англ. informal learning) [1]. Если формальное обучение

носит структурированный характер, отражённый в учебных планах, требованиях к образованию и обучению, и происходит в специализированных учебных заведениях, то неформальное обучение, хотя и предполагает наличие структурированной программы, может быть реализовано как в рамках учебных заведений, так и вне их на базе различных организаций и предприятий. Информальное обучение происходит в повседневной жизни, в семье, на работе, в свободное время, оно не структурировано ни по времени, ни по целям и содержанию и не предполагает наличие сопровождения.

Неформальное и информальное обучение, особенно в части обучения на рабочем месте, становится всё более важными источниками квалификаций [2] и важнейшей составной частью такого понятия как «непрерывное обучение» (англ. Lifelong Learning). Образовательное законодательство Российской Федерации позволяет учитывать отдельные задокументированные результаты неформального и информального обучения, полученные в ходе освоения программ дополнительного образования, в том числе и в отношении программ высшего образования. Однако с признанием некоторых результатов обучения, особенно если они не задокументированы, могут возникать трудности. Вместе с тем присвоение квалификаций, полученных в результате неформального образования и опыта работы, находится в фокусе внимания образовательной политики в развитых странах.

На международном уровне ЮНЕСКО в рамках конференции в городе Белем в 2009 г. отмечена актуальность темы признания, валидации и сертификации всех форм обучения [3]. В 2012 г. ведущей научной организацией ЮНЕСКО - Институтом непрерывного образования (UNESCO Institute for Lifelong Learning, UIL) было разработано руководство по признанию, валидации и сертификации результатов неформального и информального обучения [4], содержащее рекомендации для органов государственной

власти по созданию и совершенствованию на национальном уровне соответствующих процедур. В рекомендациях ЮНЕСКО об обучении и образовании взрослых от 2016 г. отмечается, что результаты неформального и информального обучения должны признаваться обществом и соответствовать тем, что получены путём формального обучения (например, через инструменты национальных рамок квалификаций), чтобы обеспечить возможность непрерывного образования и недискриминационный доступ к рынку труда [5]. В 2012 г. Совет Европы выпустил рекомендации, в соответствии с которыми странам ЕС предписывалось создание к 2018 г. условий для присвоения квалификаций, полученных в процессе неформального и информального обучения. За прошедшие восемь лет страны ЕС создали эффективно функционирующие системы или отдельные элементы систем присвоения квалификаций, полученных вне системы формального образования [6].

Присвоение квалификаций, полученных в результате неформального образования и опыта работы, является одним из важнейших направлений развития национальных систем квалификаций (далее - НСК). В разных странах присвоение квалификаций может идти как на общенациональном уровне по определённым в НСК правилам, так и на локальном уровне отдельных образовательных организаций. Страны преследуют следующие основные цели, связанные с присвоением квалификаций: расширение возможностей получения образования и обучения для взрослого населения, возможность повысить мобильность работников, возможность включить в рынок труда маргинализи-рованные слои населения.

В системе высшего образования индивидуально-ориентированная организация обучения даёт каждому учащемуся возможность расширения его основной программы за счёт выбора дополнительных, полезных для будущей квалификации, интересующих его модулей и дисциплин [7]. При составлении ин-

дивидуального учебного плана также важно дать студенту возможность учесть соответствующие профилю его будущей профессии результаты ранее полученного обучения.

Современные подходы к процедурам присвоения квалификаций

В документах ЕС в качестве синонима термину «признание» (англ. recognition) используется термин «валидация» (англ. validation), под которым понимается процесс подтверждения уполномоченным органом (в том числе образовательной организацией) того, что человек достиг результатов (англ. learning outcomes), которые были измерены и соотнесены с соответствующим стандартом [8]. Этот процесс состоит из следующих четырёх отдельных этапов:

1. Идентификация (англ. identification) посредством общения с человеком и выявления имеющегося опыта.

2. Документирование (англ. documentation), чтобы подтвердить имеющийся опыт путём его фиксации в документарной форме и на основе каких-либо подтверждающих документов.

3. Проведение оценки (англ. assessment) этого опыта путём использования различных инструментов (тестов, портфолио, демонстрационного экзамена и других).

4. Сертификация (англ. certification) результатов оценки, которая может привести к частичному или полному признанию квалификации. Сертификация подразумевает выдачу какого-либо официально признаваемого документа.

В основе концепции присвоения квалификаций, полученных в результате неформального и информального обучения, лежат следующие положения [8, с. 10]:

- процедура присвоения квалификации предназначается для людей, обладающих достаточной квалификацией, но не имеющих подтверждающих документов;

- в процессе присвоения квалификации оцениваются результаты обучения, а не сам процесс обучения;

- процедура присвоения квалификации призвана сделать имеющуюся у человека квалификацию явной;

- она представляет собой новый альтернативный путь для присвоения квалификации (или её части);

- присвоение квалификации, полученной в результате неформального образования и опыта работы, имеет целью обеспечить равноправие и вовлечь как можно большее количество людей в этот процесс;

- присвоение квалификации имеет двойственную природу - оно относится и к системе образования, и к сфере труда;

- присвоение квалификации уместно в рамках любого уровня образования, хотя оно более актуально именно для взрослого населения в системе профессионального и высшего образования;

- не существует универсальной системы присвоения квалификаций - каждая страна использует те элементы, которые больше всего ей подходят.

Процедура оценки является важнейшей в системе признания квалификаций. Выделяют следующие основные методы проведения оценки квалификации [8, с. 82]:

- портфолио (письменное или электронное);

- сравнение с результатами обучения, которые могут быть получены по завершении формального образования;

- презентация и самопрезентация;

- проведение демонстрационного экзамена в лабораторных условиях или в производственных условиях (в том числе путём оценки работы человека непосредственно на рабочем месте экзаменатором);

- тестирование, письменные работы;

- метод структурированного интервью;

- групповое интервьюирование;

- оценка результатов работы, продемонстрированных кандидатом (физические детали, отчёты и тому подобные результаты труда);

- использование отзыва и характеристики работодателя.

Основным и наиболее распространённым является метод портфолио. Портфолио по определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представляет собой структурированную совокупность материалов, позволяющих подтвердить, что человеком была получена определённая квалификация без получения формального образования. Портфолио мо-жеет содержать совершенно разные объекты (документы, резюме, отзывы, результаты труда, видео и фото и т.п.), что позволяет подтвердить квалификацию у его обладателя. Большинство стран рассматривают в качестве центрального инструмента процедуры присвоения квалификации именно портфолио. Создаются специализированные информационные ресурсы, позволяющие кандидатам создавать портфолио при помощи интернет-площадок1.

Основные типы результатов процедуры присвоения квалификации могут быть следующие [9, с.12]:

- присваивается квалификация (целиком);

- присваиваются части квалификации (отдельные компетенции);

- присваиваются зачётные единицы, которые ведут к получению полной квалификации;

- предоставляется возможность поступить на программы формального образования без дополнительных экзаменов, а также возможность зачесть образовательную программу (частично или в полном объёме);

- проводится оценка возможных путей получения формального образования для потенциальных студентов;

- проводится сертификация признаваемых на рынке труда квалификаций/компетенций;

- отказ в присвоении квалификации.

Во всех развитых странах так или иначе присутствуют все отмеченные выше элемен-

1 Пример подобного ресурса - на сайте канадского университета Athabasca University. URL: http://priorlearning.athabascau.ca/e-Portfolio.php (дата обращения 20.08.2020).

ты, однако в отдельных элементах в каждой стране есть свои особенности [9, с. 25]. Как правило, различаются способы документирования имеющегося у кандидата опыта, перечень необходимых и признаваемых документов, способы оценки квалификации путём использования традиционных и современных методов и их комбинации. Можно отметить тенденцию перехода к использованию метода портфолио в сочетании с методом интервьюирования как к основному методу оценивания [9, с. 27].

Отдельные страны применяют инновационные инструменты оценки квалификаций. В этой связи интересен рассмотренный ниже опыт Республики Корея, использующей в качестве главного инструмента так называемый Реестр академических зачётных единиц. Похожие системы используются во Франции и Дании [9, с. 29]. В Германии, Норвегии и Японии активно внедряются современные информационно-коммуникационные системы по аккумуляции информации о квалификациях взрослого населения.

Опыт Республики Корея

В качестве одной из основных компонент системы присвоения квалификаций в образовательных организациях высшего образования Республики Корея (далее - Корея) в 1998 г. был создан Реестр системы академических зачётных единиц (англ. Academic Credit Bank System, ACBS) [10; 11]. Система предоставляет возможность учёта и накопления зачётных единиц, полученных в ходе обучения в различных образовательных организациях - как в государственных, так и в частных. Претендент на присвоение квалификации может либо получить диплом о высшем образовании, либо продолжить обучение по индивидуальной образовательной программе с целью получения диплома в дальнейшем.

Система ACBS опирается на инструмент аккредитации различных видов образовательных организаций, реализующих формальное и неформальное обучение. Ак-

кредитация заключается в оценке качества программ, курсов, дисциплин и модулей по отношению к тем, что реализуются в высшем образовании и системе профессионального образования и обучения. В показатели аккредитации входит требование наличия у организации инструкторов и преподавателей, уровень квалификации которых соответствует требованиям к уровню квалификации штатных преподавателей; помещения и оборудование должны соответствовать целям и задачам преподавания; программы должны соответствовать стандартным требованиям к учебному и тематическому плану для каждого предмета, модуля, курса [9, с. 109].

Процедура оценки образовательных курсов фактически опирается на их сопоставление с разработанными в системе ACBS рамочными образовательными программами по программам бакалавриата и профессионального образования и обучения. В программе ACBS представлены программы по 24 направлениям уровня бакалавриата и по 13 специализациям профессионального образования и обучения (англ. Associate's level). Это программы в сфере бизнес-администрирования, экономики, инженерного дела, туризма, рекламы, сельского хозяйства, юриспруденции, спорта и других2. Итак, ACBS формирует образовательные программы и требования к их реализации, делегируя их реализацию образовательным учреждениям, предприятиям и иным организациям.

Ответственность за проведение процедуры аккредитации возложена на Национальный институт по вопросам непрерывного образования Кореи (National Institute for Lifelong Education, NILE)3, учредителями которого являются Правительство и Министерство образования, науки и техники. Одной из основных функций NILE является ведение учёта

2 По данным Национального института по вопросам непрерывного образования Кореи. URL: http://203.235.44.44:7010/eng/_upload/3827420 180105162503^(дата обращения 15.08.2020).

3 Страница института. URL: http://eng.nile. or.kr/eng/ (дата обращения 15.08.2020).

образовательных траекторий учащихся и накопленных ими зачётных единиц.

В системе ACBS на данный момент признаются шесть источников получения зачётных единиц:

- зачётные единицы по совокупности обучения, полученные в образовательных организациях высшего образования;

- зачётные единицы, полученные за освоение отдельных модулей и дисциплин в организациях высшего образования;

- зачётные единицы, полученные в иных образовательных организациях, получивших аккредитацию от NILE и Министерства образования;

- зачётные единицы, полученные за обучение по программам овладения производством культурных ценностей (ACBS аккредитует мастеров и их учеников, занимающихся художественной деятельностью);

- зачётные единицы, полученные за обучение по программам профессионального образования и обучения;

- зачётные единицы по результатам освоения особого типа программ бакалавриата, которые допускают самостоятельное освоение и получение степени по результатам сдачи необходимых экзаменов (англ. Bachelor's Degree Examination for Self-Education, BDES).

NILE не аккредитует образовательные организации высшего образования, так как это является компетенцией органа управления высшим образованием и регулируется специальным законодательством. NILE аккредитует другие организации, принимающие участие в проекте. Всего по состоянию на 2018 г. NILE аккредитовал 432 организации и более 5000 программ [10]. Большая часть программ проходит сертификацию раз в четыре года, а онлайн-программы сертифицируются раз в два года.

Процесс присвоения квалификации через систему ACBS включает в себя такие этапы, как консультирование, документальное подтверждение квалификации и присвоение квалификации. Кандидаты получают по-

Высшее ? Диплом о высшем

S X образование ш Н образовании

■=£ ш Допол н «тел ьное (/1

X образование

2

Н Онлайн 1 >

X < образование О

еп ш V---J

S Э£ Овладение и

X наследием 5

I- U Профессиональное образование и обучение с < Индивидуальная образовательная программа Обучение в Диплом о высшем

S < университет образовании

Рис. 1. Образовательные траектории получения высшего образования через систему ACBS Источник: составлено авторами. Fig. 1. Higher education trajectories implementation by means of the ACBS system Source: Compiled by the authors.

мощь от консультантов в каждом учебном заведении высшего образования или через консультантов в офисах ACBS, которые оказывают помощь в формировании индивидуальной образовательной программы, в выборе учебных модулей для включения в программу, наиболее подходящей для каждого случая формы оценки. Лица, которые накопили разнообразный опыт формального и неформального обучения, предоставляют документальное подтверждение достигнутых результатов для получения зачётных единиц. Тип документа варьируется в зависимости от типа учреждения, выдавшего его. Присвоенная через систему ACBS квалификация эквивалентна степени бакалавра или диплому о профессиональном образовании и обучении. В соответствии с Законом о высшем образовании дипломы, полученные в результате формального образования, и полученные в результате признания предыдущего образовательного и трудового опыта, равнозначны, хотя на практике последние считаются в общественном мнении менее престижными. И этот факт является наи-

более сильным препятствием для развития и социального признания системы [10].

На рисунке 1 представлены возможные пути, ведущие к получению диплома о высшем образовании в системе ACBS.

Предприятия также могут принимать участие в системе ACBS путём аккредитации через NILE своих программ внутрифирменного обучения. Реализуя эту возможность, предприятия обеспечивают своим сотрудникам возможность получения дипломов о высшем образовании путём освоения программ внутрифирменного обучения. Связывая внутрифирменное обучение с системой высшего образования, ACBS играет важную роль в установлении связей между практи-ко-ориентированным обучением, неформальным образованием и высшим образованием.

Интересным является опыт участия в программах ACBS организаций Министерства обороны, по соглашению с которым в 2007 г. были формализованы процедуры присвоения квалификаций, приобретённых на военной службе. В рамках этой програм-

мы за пять лет с 2007 по 2012 гг. более 31 тысячи солдат и офицеров получили зачётные единицы, которые в дальнейшем были ими использованы для получения дипломов о квалификации в соответствии с правилами ACBS [10, с. 108].

Учащиеся всех уровней образования рассматривают систему ACBS как возможность продолжить своё обучение для получения диплома о высшем или профессиональном образовании. Для взрослых система ACBS также является привлекательной, поскольку она не предъявляет жёстких предварительных условий для поступления, является гибкой в плане планирования времени занятий и распределения зачётных единиц по семестрам, позволяет совмещать учёбу с работой. Система ACBS в ходе обучения даёт возможность изменять ранее выбранное направление подготовки и специализацию, что непросто сделать в рамках традиционных программ. Важно отметить, что по закону студенту, обучающемуся в высшем учебном заведении, не разрешается одновременно регистрироваться и в системе ACBS. Образовательные организации, как правило, устанавливают ограничения на количество принимаемых к зачёту зачётных единиц, полученных в системе ACBS.

Система ACBS представляет собой интересный пример централизованного подхода к формированию системы признания квалификаций, полученных путём формального и неформального обучения. За более чем 20 лет своего существования система показала свою востребованность в корейском обществе. Тем не менее эксперты отмечают ряд сложностей [10; 11]. Прежде всего, это невозможность гарантировать качество обучения в аккредитованных организациях, так как уровень требований к ним считается недостаточным. В связи с большим объёмом работы сотрудники NILE и ACBS не всегда успевают внедрять новые требования законодательства, такие как, например, признание зачётных единиц, полученных в зарубежных образовательных организациях.

И самое главное: система ACBS не позволяет учитывать опыт и знания, полученные в ходе информального обучения.

Опыт стран Европейского Союза

Страны Европейского Союза предпринимают усилия в направлении развития непрерывного образования и признания результатов, полученных путём неформального и информального обучения. Согласно данным Европейского центра по развитию профессионального образования (СЕДЕФОП), наибольшие успехи в этом направлении наблюдаются в системе профессионального образования. В высшем образовании они не столь значительны, тем не менее есть отдельные заслуживающие внимания примеры в Финляндии, Италии и Нидерландах.

В системе высшего образования Финляндии с 1991 г. функционируют специализированные технологические университеты (Universities of Applied Sciences, UAS), отличительной чертой которых является тесная связь с производством и большой объём практической подготовки с элементами дуального обучения и совмещением работы и обучения [12]. С 2015 по 2017 гг. на базе второго по величине технологического университета Финляндии Haaga-Helia проводился эксперимент «Work & Study» по внедрению элементов признания квалификаций, полученных в ходе неформального обучения и на рабочем месте. На рисунке 2 представлены возможные пути обретения квалификации по результатам обучения в данном университете.

В ходе эксперимента учащиеся могли выбрать традиционную форму обучения, заканчивающуюся присвоением квалификации и выдачей диплома, или использовать возможность освоить часть образовательной программы в альтернативной форме на рабочем месте. Учащиеся самостоятельно или с помощью преподавателей в начале учебного года выбирали те предметы и дисциплины, которые они, по их мнению, уже освоили ранее, и те, которыми они планируют овладеть в процессе обучения на рабочем месте. Со-

Рис. 2. Пути к получению квалификации в специализированном технологическом университете Haaga-Helia (Финляндия) Источник: составлено авторами на основе [12]. Fig. 2. The ways to get qualification at the specialized technological university Haaga-Helia, Finland Source: Compiled by the authors on the basis of[12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ставление индивидуального учебного плана требует от учащихся и преподавателей принятия взвешенных, ответственных решений, а в ходе его реализации - постоянного контроля и самоконтроля [12]. Процедура оценки полученной квалификации осуществляется в так называемый «демонстрационный день», когда учащиеся выступают со своими отчётами о проделанной работе перед преподавателями и представителями работодателей. В рамках эксперимента было подтверждено, что участие работодателей повышает эффективность процедуры оценки, хотя не всегда удавалось достичь взаимопонимания между представителями сферы образования и реальных секторов экономики [12].

Отмечается, что переход к персонализированному обучению требует значительных усилий и затрат времени на этапе планирования обучения и большей самостоятельности учащихся на этапе его реализации. Преподаватели в ходе эксперимента освоили новую для них терминологию из сферы труда и вынуждены теперь оперировать в своей деятельности такими понятиями, как «компетенции», «трудовые функции», «квалификации». Работодатели почувствовали потребность принимать большее участие в

образовательном процессе и осознали необходимость формировать на предприятии более благоприятную среду для обучения на рабочем месте.

В Италии в 2012 г. законодательно было установлено, что квалификации, полученные формальным, неформальным и информаль-ным путём, равноценны. Гражданам было предоставлено право на признание полученной ими ранее квалификации образовательными организациями, работодателями и их объединениями, торгово-промышленными палатами и другими «провайдерами» и «потребителями» квалификаций [13].

Ряд университетов, в частности Падуан-ский университет и Университет Генуи, начали внедрять в экспериментальном порядке свою систему признания квалификаций. Оба университета за основу взяли инструмент портфолио, в формировании которого принимают участие как сам поступающий (с опытом работы не менее трёх лет), так и специальный наставник со стороны университета. В течение нескольких (обычно трёх) встреч с наставником готовится портфолио, которое после этого представляется специальной комиссии для оценки и проведения интервью. Составленное портфолио должно

выполнять две функции: с одной стороны, в нём должны быть отражены компетенции и квалификация, имеющиеся у учащегося, с другой - на его основе составляется дальнейшая программа обучения в образовательной организации. Согласно законодательству, в ходе процедуры признания квалификации учащемуся может быть зачтено не более 12 зачётных единиц, что весьма немного. Но данный опыт ценен тем, что в ходе процедуры признания квалификации принимаются во внимание результаты не только неформального, но и информального обучения.

Важную роль играет созданная в 2011 г. организация, объединяющая тридцать итальянских университетов и занимающаяся вопросами непрерывного образования (итал. Rete Universitaria Italiana per L'Apprendimento Permanente, RUIAP). Она занимается обучением специалистов по признанию квалификаций в образовательных организациях, а также организацией обмена опытом между университетами и консультативной помощью.

В Дании и Великобритании, как и в Италии, законодательно установлено, что учащиеся имеют право на признание квалификации, полученной в ходе неформального и информального обучения. Для этих стран также характерна децентрализованная модель, когда образовательная организация высшего образования проводит всю процедуру признания квалификации, но также и привлекает работодателей, ассоциации работодателей, центры занятости и торгово-промышленные палаты [14].

В Нидерландах с 2006 г. функционируют специализированные центры по признанию квалификаций, где кандидаты могут пройти стандартные процедуры по признанию квалификации (консультирование, формирование портфолио, оценка квалификации, выдача сертификата и другие). Имея на руках подтверждающий сертификат, кандидат может обратиться в образовательную организацию, где специалисты принимают окончательное решение о возможности зачёта

части предметов, дисциплин и модулей или полностью всего курса.

Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что признание квалификаций, полученных неформальным и информаль-ным путями, должно быть установлено на законодательном уровне. В системе высшего образования этот процесс находится во многом на стадии пилотного внедрения. Страны используют различные подходы к формированию системы признания квалификаций -от централизованной в Корее, до децентрализованной в Италии, Великобритании и в некоторых других странах.

Проектная модель для Российской Федерации

В соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в рамках освоения образовательной программы в организациях высшего образования возможен зачёт результатов изучения обучающимся учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Порядок зачёта образовательной организацией результатов обучения в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утверждён приказом Минобрнауки и Минпроса России от 30.07.2020 № 845/369. В соответствии с приказом обучающийся, которому произведён зачёт, может быть переведён на обучение по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом организации. Утверждённым порядком не предусматривается возможность зачёта результатов неформального и информального обучения. Иными словами, в российской системе высшего образования образовательная организация может признать квалификацию или её части, освоенные только по документально подтверждённым результатам формального обучения.

Рис. 3. Проектная модель признания квалификаций, полученных неформальным и информальным

путём, в системе высшего образования Источник: составлено авторами. Fig. 3. The project model for recognition of qualifications acquired during non-formal and informal education in the system ofhigher education Source: Compiled by the authors.

Между тем в Российской Федерации в настоящее время формируется новая национальная система квалификаций, опирающаяся на Реестр профессиональных стандартов Минтруда России, которая позволяет приравнять значение формального и неформального образования и опыта работы через процедуры независимой оценки квалификаций. Принятый в 2016 г. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации» позволяет проводить оценку и сертификацию имеющейся у человека квалификации, полученной в ходе неформального и информального обучения. Однако выдаваемые центрами независимой оценки квалификаций свидетельства пока не принимаются вузами для зачёта подтверждаемых этими свидетельствами результатов неформального обучения.

На рисунке 3 представлена схема предлагаемой проектной модели признания квалификаций, полученных в ходе неформального и информального обучения, которая могла бы рассматриваться как перспективная.

Предлагаемая модель является децентрализованной и базируется на рассмотренных выше лучших практиках европейских университетов. В качестве источников, ведущих к обретению квалификаций, принимаются онлайн-курсы, обучение по программам дополнительного профессионального образования, обучение на рабочем месте и другие.

В модели предусматриваются три основных варианта признания квалификации.

1. Образовательная организация самостоятельно признаёт по своим внутренним критериям те источники квалификаций, которые могут быть учтены при прохождении процедуры признания квалификации. Образовательная организация как бы делегирует часть процедуры признания квалификации другим организациям (по аналогии с системой ACBS в Корее).

2. Ассоциация образовательных организаций признаёт по своим внутренним критериям источники квалификаций, которые могут быть учтены при прохождении процедуры признания квалификации, и все обра-

зовательные организации этой ассоциации также принимают документы от этих организаций. Под ассоциациями понимаются существующие объединения образовательных организаций высшего образования и воз-можнные новые по типу итальянской RUIAP.

3. Образовательная организация самостоятельно проводит всю процедуру оценки квалификации на основе предоставленных учащимся документов и составленного портфолио.

Все три варианта могут дополнять друг друга и использоваться образовательной организацией одновременно. Представленная модель носит децентрализованный характер и базируется на принципе самоорганизации, чтобы избежать риска излишней бюрократизации такого сложного и слабоструктури-руемого процесса.

Внедрение представленной модели представляется возможным в два этапа.

Первый этап (3-5 лет):

1) на уровне государства законодательно закрепляется возможность признания квалификаций, полученных в ходе неформального и информального обучения; принимается концепция непрерывного образования для взрослых; финансируются методические разработки в сфере признания квалификаций; ведутся пилотные апробации;

2) на уровне ассоциации образовательных организаций формируется методическое обеспечение отбора организаций, документы которых могут приниматься при проведении процедур признания квалификаций (доверенные организации);

3) на уровне образовательных организаций проводится работа по соотнесению дисциплин, предметов и модулей с национальной рамкой квалификаций и профессиональными стандартами; проводится обучение персонала; запускается пробный пилотный проект.

Второй этап (3-5 лет):

1) на уровне государства продолжают финансироваться проекты в сфере разработки алгоритмов признания квалификаций;

2) на уровне ассоциации образовательных организаций формируется пул доверенных организаций, который периодически пересматривается и дополняется;

3) на уровне образовательных организаций постепенно расширяется круг курсов, предметов и дисциплин, по которым можно получить зачёт в форме признания квалификации; совершенствуются процедуры признания квалификаций.

Заключение

Рассмотренные в статье примеры реализации различных подходов к учёту результатов формального, неформального и ин-формального обучения для признания квалификаций дают основания для следующих выводов.

1. Страны используют различные подходы к формированию системы признания квалификаций, но в большинстве из них при принятии решений о признании квалификации, как правило, учитываются лишь задокументированные результаты формального и неформального обучения.

2. В системе высшего образования лишь в нескольких странах, таких как Италия, Нидерланды, Великобритания и некоторых других, признание квалификаций, полученных неформальным и информальным путями, установлено на законодательном уровне, но и в них процессы признания результатов информального обучения находятся на стадии пилотного внедрения.

3. По опыту стран-лидеров лучшей практикой является признание результатов неформального и информального обучения в специализированных центрах признания квалификаций, сотрудники которых на предварительном этапе могут оценить правомерность претензий кандидата на признание квалификации или её части, помогают кандидатам составить соответствующие портфолио, определяют состав и содержание оценочных процедур, необходимость в доучивании. К работе оценочных комиссий в таких центрах привлекаются представите-

ли работодателей, что позволяет повысить статус выдаваемого центром квалификационного сертификата.

В последнее время в России набирает популярность использование массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в качестве одной из форм обучения для дальнейшей конвертации его результатов в квалификацию. Если это не сертифицированные курсы, то они могут быть отнесены к формам неформального и информального обучения, результаты которого для признания в дальнейшем необходимо будет сертифицировать в образовательных организациях или специализированных центрах признания квалификаций. Освоение сертифицированных МООК является одной из форм дополнительного образования, требует прохождения экзамена с идентификацией личности, завершается выдачей соответствующего удостоверения и формально в контексте темы настоящей статьи ничем не отличатся от обучения по программам дополнительного образования в очной форме. Таким образом, возрастающая популярность МООК отражает тенденции нашего времени на расширение использования информационных технологий для обучения, позволяет расширить возможности образовательной среды, но не является чем-то, что позволяет отнести МООК к инструментам, расширяющим возможности национальных систем признания результатов неформального и информального обучения.

Литература

1. Council Recommendation of 20 December 2012 on the validation of non-formal and informal learning (2012/C 398/01) // Official Journal of the European Union. Vol. 55. 2012. 22 December. DOI: 10.3000/1977091X.C_2012.398.eng

2. Sung J., Ashton D. Skills in business: The role of business strategy, sectoral skills development and skills policy. London: Sage Publications Ltd., 2015. DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781473909977

3. Belem Framework for Action: Harnessing the power and potential of adult learning and education for a viable future (UNESCO: CONFINTEA VI: December, 2009) //

Adult Learning. 2011. Vol. 22. No. 4. P. 42-50. DOI:10.1177/104515951102200409

4. UNESCO Guidelines for the Recognition, Validation and Accreditation of the Outcomes of Non-formal and Informal Learning. Hamburg: UNESCO Institute for Lifelong Learning, 2012. URL: https://unesdoc.unesco.org/arfc/48223/ pf0000216360

5. Recommendation on Adult Learning and Education. Paris, UNESCO and UIL (UNESCO Institute for Lifelong Learning), 2016. URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245119

6. Cedefop, European Commission, ICF. (2019). European inventory on validation of non-formal and informal learning 2018 update: Synthesis report. URL: http://libserver.cedefop.europa. eu/vetelib/2019/european_inventory_valida-tion_2018_synthesis.pdf

7. Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 35-50. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50

8. Recognition of Prior Learning (RPL): Learning Package. International Labour Office, Skills and Employability Branch / Employment Policy Department. Geneva: ILO, 2018. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/---ifp_skills/documents/publication/ wcms_626246.pdf

9. Yang J. Recognition, validation and accreditation of non-formal and informal learning in UNESCO member states. Hamburg: UIL, 2015. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000232656

10. Park H, Choi J., Kim J., Hwang J. The Academic Credit Bank System in the Republic of Korea: An effective medium for lifelong learning in higher education? // International Review of Education. 2019. Vol. 65. No. 6. P. 975-990. DOI: https://doi.org/10.1007/s11159-019-09814-0

11. Usher A. The Korean Academic Credit Bank: A Model for Credit Transfer in North America? Toronto: Higher Education Strategy Associates, 2014. URL: http://higheredstrategy. com/wp-content/uploads/2014/08/Intelli-gence-Brief-8-Korea-Aug-17.pdf

12. Makela M. Work and study // Duvekot R., Coughlan D., Aagaard K. (Eds.). The learner at the centre: Validation of Prior Learning strengthens lifelong learning for all. Series VPL-Biennale. 2017. Vol. 6. Р. 273-284. URL: https://www.sefi.

be/wp-content/uploads/2017/10/2017-VPL-BIENNALE-TheLearnerattheCentre.pdf

13. Palumbo M. VPL in Italy. A case from University of Genoa // Duvekot R., Joong Kang D., Murray J. (Eds.). Linkages of VPL: Validation of Prior Learning as a multi-targeted approach for maximizing learning opportunities for all. Vught: EC-VPL. VPL Biennale. 2014. Vol. 2. P. 147-154. URL: https://rucforsk.ruc.dk/ws/ files/55480284/2_linkagesofvpl.pdf

14. Duvekot R, Halba B. Validation of Prior learning (VPL) in Europe's higher education. A focus

on personalizing the VPL-model. 2015. URL: https://cl3s.nl/eu-project-allinhe/

Благодарности. Статья подготовлена в рамках государственного задания на выполнение научно-исследовательской работы в РАНХиГС.

Статья поступила в редакцию 20.09.20 После доработки 25.09.20 Пржнята к публикации 18.10.20

Recognition of Qualifications Obtained as a Result of Non-Formal and Informal Learning: Foreign Experience and Prospects for Russian Practice

Airat I. Satdykov - Deputy Director of the Research Center for Vocational Education and Qualifications Systems, e-mail: satdykov-ai@ranepa.ru

Boris A. Sazonov - Cand. Sci. (Engineering), Assoc. Prof., Leading researcher of the Research Center for Vocational Education and Qualifications Systems, e-mail: sazonov-ba@ranepa.ru.

Federal Institute for Education Development of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Ranepa), Moscow, Russia

Address: 9, Chernyakhovskogo str., Moscow, 125319, Russian Federation

Abstract. The article discusses modern approaches to the procedures for awarding qualifications based on the results of formal, non-formal, and informal education. The article analyzes domestic and best foreign practices that have received recognition from the world educational community. Innovative tools for assessing qualifications are considered. In this regard, the experience of South Korea described in the article is interesting, using the Register of Academic Credit Units as the main tool for the recognition of qualifications. Similar systems are used in France and Denmark. In Germany, Norway and Japan, modern information and communication systems are being actively introduced to accumulate information about the qualifications of the adult population. In Italy, it is legally established that qualifications obtained through formal, non-formal, and informal means are equivalent. The experience of Italy is valuable in that the results of not only non-formal but also informal learning are taken into account during the qualification recognition procedure. The educational legislation of the Russian Federation makes it possible to take into account certain documented results of non-formal and informal learning obtained in the course of mastering additional education programs, including in relation to higher education programs. However, some learning outcomes can be difficult to recognize, especially if they are not documented. The article proposes a project model for the recognition of qualifications obtained in the course of non-formal and informal education, which could be considered as promising for the Russian Federation.

Keywords: qualifications, recognition of qualifications, non-formal learning, informal learning, individual educational trajectories

Cite as: Satdykov, A.I., Sazonov, B.A. (2020). Recognition of Qualifications Obtained as a Result of Non-Formal and Informal Learning: Foreign Experience and Prospects for Russian Practice. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 11, pp. 98-111. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-98-111

References

1. Council Recommendation of 20 December 2012 on the Validation of Non-Formal and Informal Learning (2012/C 398/01). Official Journal of the European Union. 22.12.2012. DOI: 10.3000/1977091X.C_2012.398.eng

2. Sung, J., Ashton, D. (2014). Skills in Business: The Role of Business Strategy, Sectoral Skills Development and Skills Policy. London: Sage Publications Ltd., 2015. DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781473909977

3. (2011). Belem Framework for Action: Harnessing the Power and Potential of Adult Learning and Education for a Viable Future (UNESCO: CONFINTEA VI: December, 2009). Adult Learning. Vol. 22, no. 4, pp. 42-50. D0I:10.1177/104515951102200409

4. (2012). UNESCO Guidelines for the Recognition, Validation and Accreditation of the Outcomes of Non-formal and Informal Learning. Hamburg: UNESCO Institute for Lifelong learning. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000216360

5. (2016). Recommendation on Adult Learning and Education. Paris, UNESCO and UIL (UNESCO Institute for Lifelong Learning). Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245119

6. Cedefop, European Commission, ICF. (2019). European Inventory on Validation of Non-Formal and Informal Learning 2018 Update: Synthesis Report. Available at: http://libserver.cedefop.europa. eu/vetelib/2019/european_inventory_validation_2018_synthesis.pdf

7. Sazonov, B.A. (2020). Organization of the Educational Process: Opportunities for Individualization of Training. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 6, pp. 35-50. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50 (In Russ., abstract in Eng.)

8. (2018). Recognition of Prior Learning (RPL): Learning Package. International Labour Office, Skills and Employability Branch. Employment Policy Department. Geneva: ILO. Available at: https://www. ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_emp/—ifp_skills/documents/publication/wcms_626246.pdf

9. Yang, J. (2015). Recognition, Validation and Accreditation of Non-Formal and Informal Learning in UNESCO Member States. Hamburg: UIL. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000232656

10. Park, H., Choi, J., Kim, J., Hwang, J. (2019). The Academic Credit Bank System in the Republic of Korea: An Effective Medium for Lifelong Learning in Higher Education? International Review of Education. Vol. 65, no. 6, pp. 975-990. DOI: https://doi.org/10.1007/s11159-019-09814-0

11. Usher, A. (2014). The Korean Academic Credit Bank: A Model for Credit Transfer in North America? Toronto: Higher Education Strategy Associates. Available at: http://higheredstrategy.com/ wp-content/uploads/2014/08/Intelligence-Brief-8-Korea-Aug-17.pdf

12. Makela, M. (2017). Work and Study. In: Duvekot, R., Coughlan, D., Aagaard, K. (Eds.). The learner at the centre: Validation of Prior Learning Strengthens Lifelong Learning for all. VPL-Biennale, no. 6, pp. 273-284. Available at: https://www.sefi.be/wp-content/uploads/2017/10/2017-VPLBIEN-NALE-TheLearnerattheCentre.pdf

13. Palumbo, M. (2014). VPL in Italy. A Case from University of Genoa. In: Duvekot, R., Joong Kang, D., Murray, J. (Eds.). Linkages of VPL: Validation of Prior Learning as a Multi-Targeted Approach for Maximizing Learning Opportunities for All. Vought: EC-VPL. VPL Biennale. Vol. 2, pp. 147-154. Available at: https://rucforsk.ruc.dk/ws/files/55480284/2_linkagesofvpl.pdf

14. Duvekot, R., Halba, B. (2015). Validation of Prior Learning (VPL) in Europe's Higher Education. A Focus on Personalizing the VPL-Model. Available at: https://cl3s.nl/eu-project-allinhe/

Acknowledgement. The article was prepared as a part of the research work within the state task

of the RANEPA.

The paper was submitted 20.09.20 Received after reworking 25.09.20 Accepted for publication 18.10.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.