Научная статья на тему 'Признаки перспективности предприятий малых форм в сельском хозяйстве'

Признаки перспективности предприятий малых форм в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (МФХ) / ПРОГРАММА / ТОВАРНОСТЬ / КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ / КАРТОФЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL FARMS (MFH) / PROGRAM / MARKETABILITY / CATTLE / POTATOES / EFFICIENCY / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаев Ренат Римович

В статье рассмотрены вопросы развития малых форм агробизнеса в сельском хозяйстве Республики Башкортостан. Определены возможности выявления перспективных предпринимателей и характерных для них признаков. Установлены возможности активизации малых форм бизнеса на селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Signs of perspectiveness of small forms enterprises in agriculture

The questions of development of small forms of agribusiness in agriculture of the Republic of Bashkortostan are considered in this article. Possibilities of identification of perspective businessmen and characteristic signs for them are defined. Possibilities of activation of small forms of business in the village are established.

Текст научной работы на тему «Признаки перспективности предприятий малых форм в сельском хозяйстве»

Мамаев Р.Р.

заведующий лабораторией экономических и рыночных исследований ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 619:636.93:612.017

ПРИЗНАКИ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛЫХ ФОРМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В статье рассмотрены вопросы развития малых форм агробизнеса в сельском хозяйстве Республики Башкортостан. Определены возможности выявления перспективных предпринимателей и характерных для них признаков. Установлены возможности активизации малых форм бизнеса на селе.

Ключевые слова: малые формы хозяйствования (МФХ), программа, товарность, крупный рогатый скот, картофель, эффективность, государственная поддержка.

SIGNS OF PERSPECTIVENESS OF SMALL FORMS ENTERPRISES IN AGRICULTURE

The questions of development of small forms of agribusiness in agriculture of the Republic of Bashkortostan are considered in this article. Possibilities of identification of perspective businessmen and characteristic signs for them are defined. Possibilities of activation of small forms of business in the village are established.

Key words: small farms (MFH), program, marketability, cattle, potatoes, efficiency, government support.

Малый бизнес как перспективная форма сельскохозяйственного производства

Представители малых форм хозяйствования являются неотъемлемой частью многоукладной экономики. Они имеют большое значение в производстве сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Наука и практика уже давно доказали, что отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия эффективнее производить именно в мелкотоварном секторе аграрной экономики. МФХ повышают занятость сельского населения, способствуют решению многих социальных проблем и сохранению сельских традиций. К сожалению, несмотря на высокую значимость МФХ в Республике Башкортостан, все еще не решены вопросы эффективного использования их потенциала [1].

Малые формы хозяйствования включают в себя:

1) граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (ЛПХ), в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

2) крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

3) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 г. № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации».

По данным последней сельскохозяйственной переписи 2006 года, представителей МФХ в республике насчитывалось 568 968 единиц [5].

В общем объеме региональной продукции сельского хозяйства удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в 2011 году составил 5,8 %, а личных подсобных хозяйств населения - 60,1 %. В этих хозяйствах содержится более 720 тыс. голов крупного рогатого скота (56,4 % от общего поголовья), в том числе коров 288 тыс. голов (57,1 %). Необходимо отметить, что на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция превалирования ЛПХ в производстве мяса, молока и картофеля [4].

Проведенное нами в 2011-2012 годах исследование сельского населения в нескольких районах республики показывает, что личные хозяйства бывают двух типов: нетоварные (для поддержания традиций и самостоятельного выживания) и товарные

(большая часть произведенной продукции в которых предназначена для реализации).

Сложившаяся система сельского хозяйства в Республике Башкортостан свидетельствует о необходимости дальнейшего развития малых форм хозяйствования, создания условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, сохранения существующей системы расселения в сельской местности, обеспечения социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.

Развитие малого бизнеса и Государственная программа на 2013-2020 годы

Постановлением Правительства РФ № 717 от 14 июля 2012 года была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее Государственная программа). Одним из важнейших результативных показателей данной Программы является рост количества вновь образованных фермерских хозяйств на сельских территориях. Для этого отдельной подпрограммой в данном документе прописаны меры поддержки малых форм хозяйствования с соответствующим финансированием в размере 83,7 млрд. руб.

Исходя из этих установок в нашей работе поставлена цель определения перспектив ЛПХ, условий, способствующих последующему доведению до уровня товарного производства с дальнейшим переходом их в категорию КФХ. Следует отметить, что такая трансформация ЛПХ в КФХ потребует значительных затрат, связанных с арендой (приобретением) земли, сельскохозяйственной техники и поголовья сельскохозяйственных животных, пополнением оборотных средств, проектированием хозяйственных построек и созданием инженерной инфраструктуры. Кроме того, создание нового КФХ связано также с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что также требует дополнительных денежных средств.

В ходе исследования было выявлено, что в Республике Башкортостан насчитывается около 100 тыс. семей, обладающих значительным потенциалом развития, готовых начать производство сельскохозяйственной продукции на новых условиях, согласных трансформироваться в КФХ, поскольку это эффективнее для получения господдержки. Достаточно в этой связи привести такой аргумент: более 30 КФХ в Республике Башкортостан смогли укрупнить свой бизнес по госпрограмме «500 ферм», получив почти по 10 млн. руб. государственной поддержки.

Пытаясь глубже изучить экономически активные хозяйства населения, мы провели дальнейшее, углубленное обследование и выявили некоторые их характеристики:

- специализация хозяйств - каждое хозяйство производит достаточно широкий набор сельскохозяйственной продукции (мясомолочное производство; птицеводство - куры-бройлеры и гуси; пчеловодство, овощеводство - картофель, морковь и др.);

- трудовые ресурсы и их производительность -постоянная занятость одного из супругов на наемной работе в ближайшем городе (8 из 10 хозяйств); низкий уровень механизации и значительная доля ручного труда в подсобном хозяйстве;

- низкая доходность производства из-за несоразмерных с затратами цен на закупку сельскохозяйственной продукции; отсутствие переработки сырья и возможности реализации по более высоким ценам переработанных продуктов питания;

- недоступность финансовых ресурсов и недостаток собственной кормовой базы - основной корм для скота хозяйства населения по-прежнему получают в крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях;

- неорганизованность системы сбыта продукции (кроме осенних и зимних сельскохозяйственных ярмарок, практически никаких организованных мероприятий по сбыту излишней продукции хозяйствами населения не предусмотрено) и др.

Роль муниципальных органов власти в поддержке малого бизнеса

Одной из важнейших проблем, препятствующих развитию малых форм хозяйствования на селе, в настоящее время является отсутствие у сельского населения достаточного объема собственных денежных средств и недоступность кредитных ресурсов. Основным уровнем при реализации мер господдержки является уровень муниципальных органов власти. Но на этом уровне государственного управления исторически отсутствует практика взаимодействия с мелкими хозяйствующими единицами с целью их развития. Это создает дополнительные препятствия как для самих служащих муниципалитетов, так и потенциальных участников Государственной программы [3].

Нередко на практике применяются субъективные способы оценки перспективности того или иного хозяйства, что приводит к снижению результатов государственной поддержки и уменьшает доверие граждан к органам власти.

Для эффективного применения мер по вышеназванной Программе необходимо определить признаки семейных хозяйств, подтверждающие их способность в перспективе превратиться в фермерское хозяйство либо в другую форму малого бизнеса.

В ходе исследования активных семейных хозяйств в нескольких районах Республики Башкортостан (анкетный опрос, наблюдение, учет экспертных

Bulletin USUES. Science. Education. Economy. Series: Economy. № 3 (9), 2014

69

оценок) были определены основные признаки, характеризующие состоятельность и потенциал ЛПХ. Так, было выявлено, что высокотоварным сельскохозяйственным производством в сельских поселениях занимаются семьи со следующими характеристиками [2]:

1) состав семьи - 4-6 человека;

2) средний возраст супругов до 47 лет;

3) количество КРС (2-3 молочные коровы и 3 и более голов молодняка КРС на откорме);

4) средний размер земельного участка - 0, 4 га;

5) количество единиц сельскохозяйственной техники - не менее одной;

6) количество единиц автомобильного транспорта - не менее одной и др.

Опираясь на выделенные характеристики, специалисты муниципальной администрации смогут составить общий реестр потенциальных участников Государственной программы, провести среди них информационную работу и подготовить к конкурсам на гранты, субсидии или другие виды государственной помощи.

Список литературы:

1. Кликич Л.М., Мамаев Р.Р. Сельское подворье - угасающая традиция или нереализованный потенциал? // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2011. - № 4. - С. 71-74.

2. Кликич Л.М., Кипчакбаева Э.Р. Социальные предпосылки развития предприятий малых форм бизнеса в сельском хозяйстве // Вестник Башкирского гос-

агроуниверситета. - Уфа: ФГО ВПО «Башкирский ГАУ», 2011. - № 2 (18). - С. 74-79.

3. КликичЛ.М., КутлубаевА.З. Роль государственной поддержки в повышении эффективности сельского хозяйства // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. - 2010. - № 2. - С. 76-80.

4. Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения РБ: статистический сборник. - Уфа: Баш-кортостанстат, 2009. - 85 с.

5. Сельское хозяйство Республики Башкортостан: статистический сборник. - Уфа: Башкортостанстат, 2008. - 127 с.

List of literature:

1. Klikich L.M., Mamayev R.R. Rural farmstead - dying-away tradition or unrealized potential? // Economy and management: scientific and practical magazine. - 2011.

- № 4. - P. 71-74.

2. Klikich L.M., Kipchakbayeva E.R. Social preconditions of development of the enterprises of small forms of business in agriculture // Messenger of the Bashkir state agrouniversity. - Ufa: FGO VPO «Bashkir GAU», 2011.

- № 2 (18). - P. 74-79.

3. Klikich L.M., Kutlubayev A.Z. Role of the state support in increase of efficiency of agriculture//Messenger of the Bashkir state agrarian university. - 2010. - № 2. - P. 76-80.

4. Agricultural activity of farms of the population of RB: statistical collection - Ufa: Bashkortostanstat, 2012. - 85 p.

5. Agriculture of the Republic of Bashkortostan: statistical collection. - Ufa: Bashkortostanstat, 2008. - 127 p.

Рейтер С.Е.

аспирант кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 338.246:332.14

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ПОЛЕЗНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА С ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ФОРМАТЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СОДЕЙСТВИЯ

В статье рассматриваются вопросы внедрения формата административного содействия малому и среднему предпринимательству в муниципальном образовании. Обосновывается необходимость проектирования социально ориентированной деловой среды в муниципальном образовании, стимулирующей субъекты бизнеса к функционированию в режиме, обеспечивающем рост объемов социальных эффектов от хозяйственной деятельности. Предлагается схема проектирования и обосновываются инструменты, использование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.