УДК 340.14
DOI 10.23672/э5341-4756-7298^
Авилова Оксана Евгеньевна
кандидат юридических наук, доцент,
Алтайский государственный университет [email protected]
Маркин Владимир Васильевич
кандидат философских наук, доцент,
Алтайский государственный педагогический университет [email protected]
Авилов Сергей Александрович
магистрант,
Алтайский государственный педагогический университет [email protected]
Oksana E. Avilova
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Altai State University [email protected]
Vladimir V. Markin
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Altai State
Pedagogical University [email protected]
Sergey A. Avilov
Undergraduate,
Altai State pedagogical University [email protected]
Признаки нормативного
правового договора: общетеоретический аспект
Signs of a normative
legal contract: general theoretical aspect
Аннотация. Статья посвящена осмыслению признаков нормативного правового договора. В статье уточняется перечень признаков нормативного правового договора, конкретизируются универсальные (характеризующие любой договор в сфере права) и собственные (характеризующие договор с нормативным правовым содержанием как способ фиксации правовых норм) признаки нормативного правового договора в общетеоретическом аспекте.
Ключевые слова: правовой договор, нормативный правовой договор, источник права, форма права, воля в праве.
Annotation. The article is devoted to the understanding of the signs of a normative legal agreement. The article clarifies the list of signs of a normative legal agreement, specifies the universal (characterizing any contract in the field of law) and own (characterizing a agreement with normative legal content as a form of law) signs of a normative legal agreement.
Keywords: legal contract, normative legal agreement, source of law, form of law, will in law.
Являясь источником (формой) права в рамках российской правовой системы, нормативный договор отличается от других способов внешнего выражения норм права рядом специфических, присущих только ему особенностей, которые требуют теоретического осмысления. При рассмотрении нормативного правового договора следует в первую очередь исходить из того, что он представляет собой особый тип правового договора. Это означает, что ему свойственны те черты, которые характеризуют любой договор в сфере права. Эти признаки правового договора принято именовать универсальными. Как отмечает в этой связи М.Н. Марченко, данные признаки свойственны любому договору, «возникающему в сфере международного или национального права, выступающему в качестве источника той или иной отрасли права или не являющимся таковым, обладающего публично-правовым характером или имеющего частноправовой
характер» [5, с. 386]. Рассмотрение признаков договора с нормативным правовым содержанием необходимо начать именно с тех признаков, которые присущи любому правовому договору.
Первым среди таких универсальных признаков можно назвать согласительный характер договора. Фиксируя этот признак в качестве первостепенного, большинство существующих в отечественной науке определений договора указывают на то, что договор есть выражающее волю сторон соглашение. Согласительная природа правовых норм в договорах с нормативным правовым содержанием, по справедливому замечанию О.В. Ширабон, подчеркивается оборотами «стороны договорились», «стороны условились» [10, с. 29]. Показательно, что именно согласительный характер нормативного договора обусловил его широкое распространение как источника права в контексте общественно-политической реальности последних десятилетий.
Следующим признаком договора (в том числе нормативного правового договора) является его добровольный характер. Воля сторон, заключающих договор, формируется свободно и свободно обнаруживается вовне. Добровольный характер нормативного правового договора предполагает, что стороны вправе свободно, без какого-либо насилия над их волей определять содержание нормативного правового договора (в части установления, изменения или отмены правовых норм). Конечно, автономия воли сторон не является абсолютной. Она ограничивается положениями действующего законодательства, а именно той его части, которой должен соответствовать заключаемый нормативный договор по своему месту в системе источников (форм) права конкретной правовой системы.
Третий признак договора вообще и нормативного правового договора в частности состоит в его юридической дозволенности. В случае с нормативным правовым договором это означает, что в действующей системе источников (форм) права предполагается (или прямо предусматривается) существование такого договора как самостоятельного способа закрепления правовых норм.
Четвертый универсальный признак договора состоит в том, что он носит взаимно обязательный характер. Это означает обязательность исполнения условий, предусмотренных договором всеми его сторонами. Обратная ситуация привела бы к потере смысла заключения договора. Заметим, что соблюдение взаимно обязательного характера нормативного договора зачастую приобретает политический аспект. В случае с международно-правовым и конституционно-правовым договором это проявляется наиболее ярко: нарушение условий договора, допущенное одной из сторон, «бьёт» по её политической репутации.
Помимо этого, среди универсальных признаков договора выделяются и некоторые другие. Весьма распространенным является отнесение признака наличия юридической цели к числу неотъемлемых, универсальных признаков договора. Думается, что с подобным видением следует согласиться. Более того, представляется, что это едва ли не важнейший признак договора, ведь субъекты, заключая договор, стремятся именно к определенному правовому результату. Понятно, что эта цель выглядит различно применительно к частноправовым и публично-правовым договорам, применительно к договорам нормативным и индивидуальным, но она бесспорно существует.
Помимо этого, достаточно часто в ряду универсальных признаков любого договора рассматривается эквивалентность. Так, Ю.А. Тихомиров указывает на «эквивалентный, чаще всего возмездный характер» договора [8, с. 182]. Воспроизводится этот признак и некоторыми другими авторами (в частности Ю.А. Горшеневой [1, с. 10]). Однако далеко не все авторы согласны с данной позицией. В частности, В.В. Иванов считает, что «эквивалентный, а тем более возмездный характер свойственен, в основном, лишь договорам сделкам» [3]. Признак эквивалентности он ставит
под сомнение не только применительно к нормативным правовым договорам, но и применительно к отдельным гражданско-правовым договорам (имеется в виду, в частности, договор дарения). Некоторые авторы, рассматривая эквивалентность как признак нормативного правового договора, прибегают к своеобразной трактовке эквивалентности: они полагают, что эквивалентность и возмездность не соотносятся как целое и часть. Это позволяет им считать, что «каждый договор является эквивалентным, т.е. предполагает взаимность прав и обязанностей участвующих в нем сторон, но не каждый договор является возмездным» [7]. Думается, что за такой трактовкой просматривается игнорирование общепринятых в правовой теории представлений. На наш взгляд, проблема решается не «подгонкой» под признак эквивалентности того, что по существу ею не является, а признанием того, что эквивалентность не представляет собой универсального признака договора.
Выделение нормативного договора в качестве одного из типов договорных актов указывает на наличие не только «универсальных» признаков, но и на наличие присущих только ему признаков. Именно данные признаки позволяют разграничить нормативно-правовой договор и договор как индивидуальный правовой акт.
Основным признаком, позволяющим осуществить такое разграничение, является наличие в нормативном договоре правовых норм. Есть ученые (С.В. Липень, Н.Л. Гранат и др.), которые и вовсе считает это единственным признаком нормативного договора. Однако с данной точкой зрения сложно согласиться. Несмотря на то, что данный признак является решающим для определения договора как нормативно-правового, имеются и другие, не менее важные признаки. При этом следует отметить, что содержание нормативного правового договора может охватывать не только нормы права, но и принципы права. Конечно, в большей степени это справедливо для международно-правовых договоров. При этом сочетание норм и принципов права может быть различным. Отметим также, что некоторые авторы к признакам нормативного правового договора относят длительность действия и неоднократность применения договорных норм, а также многочисленность и неопределенность адресатов договорных норм [9, с. 14]. Выделение этих признаков представляется сомнительным, поскольку здесь описываются особенности не нормативного правового договора как такового, а особенности правовых норм, вытекающие из их общего характера.
Большинство исследователей указывает на публичный характер нормативного правового договора. Публичный характер нормативно-правового договора проявляется в наличие особых сторон договора (в том числе в виде государства, его отдельных органов и иных субъектов, наделенных правотворческими полномочиями), в закреплении в нем не частной, а общей, согласованной, и в этом смысле публичной воли. Рассматривая сферу частноправового регулирования общественных отношений, следует признать, что
нормативный правовой договор находится в ряду источников права только одной отрасли права (трудовое право), которая с некоторой мерой условности может быть отнесена к частным отраслям; таким образом, тезис о публичном характере может быть в полной мере отнесен и к коллективным договорам.
Взаимосвязанным с вышеназванным признаком является такой признак нормативного правового договора как особая, строго формальная процедура его заключения [6, с. 12]. Стадией этой процедуры является обязательное опубликование нормативного правового договора (некоторые авторы в этой связи даже полагают, что к признакам нормативного договора следует отнести общеизвестность [9, с. 14]). Существование специальной процедуры заключения (и добавим, расторжения) обусловлено выполняемой нормативно-правовым договором ролью источника права. Показательно, что отсутствие именно ясного правового регулирования порядка, условий, а также юридических последствий заключения договоров с нормативным содержанием рождает в правоприменительной практике целый комплекс проблем, на что справедливо указывается в научных публикациях [4, с. 241].
По мнению отдельных авторов, не только процедура заключения является отличительной чертой нормативного договора. Так, Демин А.В. указывает на то, что для рассмотрения споров и конфликтов, связанных с исполнением нормативного договора предусмотрен специальный порядок [2, с. 18]. Постановка вопроса об особом порядке разрешения споров, связанных с нормативным договором, представляется совершенно оправ-
Литература:
1. Горшенева Ю.А. Нормативный договор как источник права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 26 с.
2. Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права / А.В. Демин // Государство и право. 1998. № 2. С. 15-21.
3. Иванов В.В. К вопросу об общей теории договора / В.В. Иванов // Государство и право. 2000. № 12. С. 73-79.
4. Коновалова Л.Г. Нормативные правовые договоры и нормоориентирующие акты судов как новые источники российского права: анализ через призму принципа верховенства закона / Л.Г. Коновалова // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 453. С. 241-246.
5. Марченко М.Н. Источники права. М. : Проспект, 2011. 760 с.
6. Мясин А.А. Нормативный договор как источник права : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2003. 29 с.
7. Парфенова Т.А. Нормативный договор как источник российского права: история и
данной. Конечно, можно говорить о том, что эта особая процедура продиктована особенностями общественных отношений, урегулированных с помощью нормативного правового договора, но это не отменяет тот факт, что такая процедура, как правило, действительно предусматривается нормативным правовым договором и/или действующим законодательством и обуславливается согласительной природой договора.
Подводя итог исследованию признаков нормативного правового договора в общетеоретическом аспекте можно отметить следующее: отталкиваясь от того, что нормативный правовой договор является типом правового договора, с одной стороны, а с другой стороны, выступает особым источником (формой) права, признаки нормативного договора подразделяются на универсальные и собственные. К первым необходимо отнести его согласительный и взаимно обязательный характер, добровольность, юридическую дозволенность, а также стремление к юридически значимой цели. К числу собственных признаков нормативного правового договора следует отнести:
1) наличие в нем правовых норм (а в определенных случаях и принципов права);
2) публичный характер нормативного правового договора;
3) существование особой, формальной процедуры заключения (и расторжения) договора;
4) наличие специального порядка разрешения споров, связанных с неисполнением нормативного договора его сторонами.
Literature:
1. Gorsheneva Yu.A. Normative contract as a source of law : autorecast dis .... cand. of legal sciences. M., 2005. 26 p.
2. Demin A. V. Normative contract as a source of administrative law / A.V. Demin // State and Law. 1998. № 2. P. 15-21.
3. Ivanov V. V. On the question of the general theory of the contract / V.V. Ivanov // State and law. 2000. №12. P. 73-79.
4. Konovalova L.G. Normative legal treaties and normative acts of courts as new sources of Russian law: analysis through the prism of the principle of the rule of law / L.G. Konovalova // Bulletin of the Tomsk State University. 2020. № 453. Р. 241-246.
5. Marchenko M.N. Sources of law. M. : Prospect, 2011. 760 p.
6. Myasin A.A. Normative agreement as a source of law : autorecast dis .... cand. of legal sciences. Saratov, 2003. 29 p.
7. Parfenova T.A. Normative agreement as a source of Russian law: history and modernity : autorecast
современность : дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. 178 с.
8. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М. : БЕК, 1995. 496 с.
9. Толкачев Е.А. Нормативный договор в российской правовой системе : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. - 27 с.
10. Ширабон О.В. Нормативно-правовой договор как источник современного российского права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 18 с.
dis .... cand. of legal sciences. Chelyabinsk, 2005. 178 p.
8. Tikhomirov Yu.A. Public law. M. : BEK, 1995. 496 p.
9. Tolkachev E.A. Normative agreement in the Russian legal system : dis .... cand. of legal sciences. Saratov, 2006. 27 p.
10. Shirabon O.V. Normative legal agreement as a source of modern Russian law : dis .... cand. of legal sciences. M., 2007. 18 p.