Научная статья на тему 'Контракт о негласном сотрудничестве лиц с оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы как правовой источник регулирования оперативно-розыскной деятельности'

Контракт о негласном сотрудничестве лиц с оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы как правовой источник регулирования оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
504
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY / НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР / REGULATORY AGREEMENT / КОНТРАКТ О НЕГЛАСНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ / CONTRACT ON THE TACIT COOPERATION / ПРАВОВОЙ ДОГОВОР / ПРАВОВОЙ ИСТОЧНИК / LEGAL SOURCE / LEGAL CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крипулевич Алевтина Юрьевна

Статья посвящена вопросу отнесения контракта о негласном сотрудничестве лиц с оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы к одному из источников права в оперативно-розыскной деятельности, регулирующих агентурные правовые отношения. Контракт характеризуется и анализируется по признакам нормативного договора, которые могут его к таковому отнести, определяется его юридическая сила, соотношение с нормативными актами. Рассматриваются субъекты, между которыми заключается данный вид соглашения. Приводится точка зрения о том, что контракт о негласном сотрудничестве устанавливает права и обязанности сторон на основе уже существующих норм права, но, в отличие от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым обязуются в будущем подчиняться их участники. В статье анализируются и сравниваются мнения ученых по вопросу возможности отнесения контракта о негласном сотрудничестве к источникам права в оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contract on the tacit cooperation of persons with operational units of the correctional system as a source of legal regulation of operatively-search activity

The article is devoted to the issue of assigning a contract on the unofficial cooperation of persons with the operational units of the criminal-executive system to one of the sources of law in the operational-search activity that regulate agency legal relations. The contract is characterized and analyzed according to the characteristics of the normative contract, which can include it, that determines its legal strength, its correlation with normative acts. Subjects are considered, between which this type of agreement is concluded. The view is expressed that the contract on tacit cooperation establishes the rights and obligations of the parties on the basis of already existing norms of law, but, unlike a simple agreement, is aimed at establishing the norms of law, which the participants are obliged to subordinate in the future. The article analyzes and compares the opinions of scientists on the possibility of assigning a contract on private cooperation to sources of law in operational-search activity.

Текст научной работы на тему «Контракт о негласном сотрудничестве лиц с оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы как правовой источник регулирования оперативно-розыскной деятельности»

Литература

1. Кабанова, Ж. Ю. Криминалистическая характеристика следов преступлений и правонарушений, совершаемых осужденными лицами : учебное пособие. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2015.

2. Кабанова, Ж. Ю. Роль криминалистики в уголовно-исполнительной системе // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : сборник материалов IV международной научно-практической конференции, 4-6 апреля 2017 г. / сост. Тарасов В. А. — Пермь: ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2017.

3. О внесении изменений в приказ ФСИН России от 07.06.2005 № 413 «Об утверждении норм положенности технических средств обучения в системе профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН России от 30.06.2010 № 294.

Информация об авторе

Кабанова Жанна Юрьевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected] Шлее Инесса Петровна: Кемеровский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», доцент кафедры уголовного права и процесса, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected]

Information about the author

Kabanova Zhanna Yuryevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), assistant professor of the Department of criminal process and criminalistics, candidate of legal Sciences. E-mail: [email protected] Shleye Inessa Petrovna: Kemerovo Institute (branch) of Russian economic G. V. Plekhanov University, associate Professor of criminal law and process, candidate of pedagogical Sciences. E-mail: [email protected]

УДК 343.13

А. Ю. Крипулевич

КОНТРАКТ О НЕГЛАСНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ЛИЦ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК ПРАВОВОЙ ИСТОЧНИК РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена вопросу отнесения контракта о негласном сотрудничестве лиц с оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы к одному из источников права в оперативно-розыскной деятельности, регулирующих агентурные правовые отношения. Контракт характеризуется и анализируется по признакам нормативного договора, которые могут его к таковому отнести, определяется его юридическая сила, соотношение с нормативными актами. Рассматриваются субъекты, между которыми заключается данный вид соглашения. Приводится точка зрения о том, что контракт о негласном сотрудничестве устанавливает права и обязанности сторон на основе уже существующих норм права, но, в

© Крипулевич А. Ю., 2017

отличие от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым обязуются в будущем подчиняться их участники.

В статье анализируются и сравниваются мнения ученых по вопросу возможности отнесения контракта о негласном сотрудничестве к источникам права в оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; нормативный договор; контракт о негласном сотрудничестве; правовой договор; правовой источник.

A. Yu. Kripulevich

THE CONTRACT ON THE TACIT COOPERATION OF PERSONS WITH OPERATIONAL UNITS OF THE CORRECTIONAL SYSTEM AS A SOURCE OF LEGAL REGULATION OF OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY

The article is devoted to the issue of assigning a contract on the unofficial cooperation of persons with the operational units of the criminal-executive system to one of the sources of law in the operational-search activity that regulate agency legal relations. The contract is characterized and analyzed according to the characteristics of the normative contract, which can include it, that determines its legal strength, its correlation with normative acts. Subjects are considered, between which this type of agreement is concluded. The view is expressed that the contract on tacit cooperation establishes the rights and obligations of the parties on the basis of already existing norms of law, but, unlike a simple agreement, is aimed at establishing the norms of law, which the participants are obliged to subordinate in the future.

The article analyzes and compares the opinions of scientists on the possibility of assigning a contract on private cooperation to sources of law in operational-search activity.

Key words: operatively-search activity; regulatory agreement; contract on the tacit cooperation; legal contract; legal source.

В юридической литературе, посвященной вопросам оперативно-розыскной деятельности в части привлечения лиц к негласному сотрудничеству, следует обратить внимание на точку зрения К. К. Горяинова, В. С. Ов-чинского, Г. К. Синилова [6], А. Ю. Шумилова [8] о том, что к национальным правовым источникам ОРД относится оперативно-розыскной контракт. Возможно ли с точностью утверждать, что документ, который является волевым соглашением двух субъектов по установлению прав и обязанностей в связи и по поводу реализации целей оперативно-розыскной деятельности, является источником права? Есть точка зрения о том, что контракт не может быть источником права, поскольку является правореализующим договором. Чтобы ответить на поставленный во-

прос, нужно определить, к какому виду источника права контракт возможно отнести и обладает ли он необходимыми признаками нормативности. Теория права определяет основные виды источников права, к которым относится нормативный договор. Если контракт — это соглашение двух субъектов, то по конструкции его возможно отнести к такому источнику права, как нормативный договор. Некоторые отечественные ученые еще в советский период при изучении нормативных договоров, договорного правотворчества обращали внимание на проблему соотношения договора и закона, а в широком смысле — договора и нормативного правового акта [7, с. 37].

В обобщенном смысле слова источник означает то, откуда берется начало чего-либо. В юриспруденции источни-

ком права обозначается термин, который представляет собой некий «банк», откуда мы черпаем правила поведения. С точки зрения теории права источник права рассматривается в трех смыслах: материальном, идеологическом и формально-юридическом. Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся: способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права. Под источником права в идеологическом смысле понимают правовое сознание. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм [3, с. 110]. Рассматривать контракт о сотрудничестве в сфере ОРД наиболее целесообразно с позиции узкого понимания источника права как внешней формы фиксации правовой нормы. С точки зрения материального смысла контракт о сотрудничестве в УИС как правовое средство регулирования правоотношений возникает ввиду необходимости регулирования интересов субъектов в целях борьбы с преступностью. Здесь материальные условия жизни общества в указанной «сфере» являются источником права, породившим необходимость правового регулирования отношений между оперативным сотрудником и негласным лицом в целях, предусмотренных ОРД. В идеальном смысле слова рассмотреть контракт с точки зрения правовой идеологии и правосознания как источника права не предоставляется разумным, поскольку контракт — всего лишь способ выражения этого правосознания.

Договор как форма закрепления прав и обязанностей наиболее присущ тем отраслям права, которые преимущественно регулируются диспозитивным методом правового регулирования и основаны на юридической свободе субъ-

ектов правоотношений. Этот признак присущ таким отраслям, как гражданское, семейное, трудовое право. Вместе с тем, хоть и в меньшей степени, договор как правовой акт используется и другими отраслями права (государственными, административными), которые ориентированы на противоположный способ правового регулирования — императивный.

Нормативный договор как источник права — это особый вид договора, содержащий новые нормы права. Рассматривая точки зрения ученых о признании индивидуальных договоров других отраслей права нормативными источниками, можно все-таки настоять на той позиции, что контракт в рамках ОРД является нормативным договором. В российской философии права теорию социологического учения О. Эрлиха, Л. Райзера о том, что договоры являются независимыми от системы источников права, исходящих от государства, поддерживал Н. Н. Алексеев. Он рассматривал сделку как самостоятельный и совершенно независимый нормативный источник, стоящий в одном ряду с законом, обычаем и прецедентом [1, с. 278]. Я. М. Магазинер утверждал, что «по соглашению может быть установлена такая норма, которая прямо противоречит закону, если все высшие учреждения, которые имеют право возражать против подобных соглашений, молчаливо в них участвуют или на них соглашаются, то эта норма будет действовать, и будет иметь силу не только в том случае, для которого она специально создана, но и на будущее время». Ю. А. Тихомиров определяет, что закон признает договор как нормативно значимый способ регулирования общественных отношений в разных сферах государственной и общественной жизни.

Возможно ли утверждение о том, что контракт о негласном сотрудничестве лиц с оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы содержит новые нормы права, которые

не прописаны в законодательстве (при этом, безусловно, не противоречащие ему), и его можно отнести к нормативному договору?

Оперативные отношения между негласным агентом и сотрудником оперативного отдела настолько сложны и индивидуализированы, что упорядочивание их при помощи одних только нормативно-правовых актов просто невозможно. Здесь всегда остаются вопросы, требующие индивидуального согласования, саморегулирования. Источником и инструментом такого саморегулирования является контракт, заключаемый между двумя сторонами.

Рассматривая контракт о негласном сотрудничестве лиц с оперативными подразделениями УИС как источник права в виде нормативного договора, необходимо проанализировать признаки, которые могут его к таковому отнести, определить его юридическую силу, соотнести с нормативными актами.

К нормативному договору применимы все общие признаки договора, но он обладает рядом специфических черт. Нормативный договор характеризуется универсальным признаком добровольности заключения, т. е. свободного волеизъявления сторон. При реализации должностных полномочий в рамках закона, контракт о негласном сотрудничестве заключается на признаке добровольности, т. е. свободного волеизъявления сторон при решении вступить в правоотношение, закрепленное контрактом. Это положение закрепляется в ст. 17 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД), где сказано, что отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту.

Нормативно-правовой договор является соглашением, в котором одной

из сторон всегда, как правило, является государство. Государство в оперативно-розыскных правоотношениях представляет сотрудник оперативного подразделения. Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, т. е. общественные цели направлены на достижение общего блага. Контракт о негласном сотрудничестве заключается для достижения целей оперативно-розыскной деятельности. Оперативный сотрудник и его негласный агент в местах лишения свободы, вступая в такие правоотношения, реализуют не свои личные потребности и интересы (хотя они тоже затрагиваются, например, у осужденного лица), а задачи, непосредственно направленные на достижение целей и задач при исполнении наказаний. В исправительных учреждениях УИС, в частности, в соответствии с ч. 1 ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации задачами ОРД являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Реализация данных задач направлена на достижение цели — защиты интересов граждан и государства от противоправных деяний как одной из форм правоохранительной деятельности.

Для контракта о негласном сотрудничестве характерно применение нормативной саморегуляции, которая зависит от того, в какие рамки войдут правоотношения между представителем государства — сотрудником оперативного отдела ИУ и негласным агентом —

осужденным, подозреваемым, обвиняемым. В контракте о негласном сотрудничестве могут быть прописаны те условия и обязанности, которые в достаточной степени не прописаны в действующем законодательстве. Законодательство в силу специфики данных правоотношений не может закрепить все аспекты правоотношений в сфере негласного сотрудничества. Им устанавливаются правовые границы действий субъектов в соответствии с принципами оперативно-розыскной деятельности на основании ФЗ об ОРД и другими правовыми актами. В контракте прописываются договорные нормы, которые являются согласованными, нормативно установленными, выработанными посредством согласования [4, с. 86]. Формулировки условий контракта отличны от формулировок нормативно-правовых актов и носят согласительную природу сторон.

Нормативному договору присущ признак неоднократного применения, который распространяется на неопределенное количество случаев. Отношения между сотрудником оперативного подразделения и негласным агентом носят многократный характер в рамках условий заключения контракта. Агент предоставляет информацию не единожды. За период сотрудничества информация от агента может передаваться неопределенное количество раз в зависимости от его способностей, оперативной обстановки в учреждении и т. п.

Контракт как нормативно-правовой договор производен от закона, основывается на нем и призван выполнять правоисполнительную функцию (т. е. дополняя и конкретизируя действующее законодательство). Он представляет собой результат правотворческого процесса, в рамках которого сторонами формулируются взаимные права, обязанности и ответственность в пределах возникновения правоотношений негласного характера. Он не только устанавливает права и обязанности сторон на основе уже существующих норм

права, но, в отличие от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым обязуются в будущем подчиняться их участники. При рассмотрении данного признака, однако, усматривается противоречие с точки зрения теории государства и права. Оно выражается в том, что характеризуя нормативный договор по признаку распространения правил поведения на субъектов, чаще всего встречается мнение, что он не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, имеет внешнее юридическое воздействие. Нормативный договор по общим правилам должен порождать права и обязанности для неопределенного круга лиц, а не только для договаривающихся сторон. Нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда — официальное опубликование. Рассматривая контракт с точки зрения применения к нему данного признака, ключевым в данном случае термином будет «негласное сотрудничество». Т. е. в данном случае правоотношение субъектов, основанное на заключении контракта, будет носит противоположный признак — «замыкания» внутри системы договаривающихся сторон. Это правоотношение будет ограничено законом, секретными ведомственными приказами, самой спецификой оперативно-розыскной деятельности, которая основана на принципах конспирации, сочетании гласных и негласных методов и средств. Эти правоотношения настолько специфичные, непубличные, насколько позволительно их регулирование закрепить в контракте в качестве нормативных норм, которые позволят отнести его к источнику права в виде нормативного договора в ОРД. Пожалуй, именно этот признак по своему содержанию оставляет спорным вопрос о том, что контракт о негласном сотрудничестве лиц с оперативными подразделениями УИС является соответственно нормативным договором. Именно ограничение распространения его по кругу лиц, в связи

со спецификой деятельности в рамках которого оно заключается, может подставить под сомнение утверждение о том, что контракт является нормативным договором.

Но, по нашему мнению, идущему вслед точке зрения К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова, А. Ю. Шумилова, эти признаки не говорят о том, что мы не можем отнести контракт к источникам ОРД, поскольку при возникновении деликтных отношений в рамках работы с агентом в первую очередь мы будем опираться на те условия, которые были прописаны в контракте и разрешать сложившиеся проблемные моменты, опираясь в первую очередь на то, что прописано в контракте. Контракт в этом случае представляет собой правовое средство, поскольку предназначен для того, чтобы достигнуть определенной цели. Сама категория «правовое средство» предполагает учет ряда важных обстоятельств. Во-первых, она дает возможность использовать в исследованиях средств си-стемодеятельностную методологию, поскольку средства служат инструментами регулирующей, организующей деятельности. Во-вторых, она указывает на правовой характер средств, что предполагает возможность опоры при их применении на государственное принуждение. В-третьих, она выражает общую предназначенность средств для достижения намечаемых субъектами целей, решения возникающих в текущей практике задач [2, с. 31-32]. Заключение контракта на условиях, которые вырабатываются сторонами в рамках нормативных актов, выражает сущность данного вида соглашения как правового средства. Т. В. Кашаниной высказывается точка зрения, что общность — это не самое главное свойство правовой нормы. Да и сам признак общности носит расплывчатый характер. Если даже ввести сюда еще одно разграничение — персональную неопределенность адре-

сатов, то почему же коллективный договор оказался в числе нормативных договоров, ведь всегда точно и поименно известно, кто составляет коллектив той или иной организации [5, с. 268]?

Обращаясь к законодательству, которое регулирует привлечение лиц к негласному сотрудничеству путем заключения контракта, подчеркнем, что в ФЗ об ОРД не содержится понятия о том, что такое контракт и что он из себя представляет. О нем говорится лишь как о форме содействия оперативно-розыскным органам (ст. 17-18 ФЗ об ОРД). Т. е. мы не можем из этого источника черпать необходимые нормы для того, чтобы заключить контракт и реализовать правоотношения. Необходимую информацию мы можем получить, опираясь на нормы ведомственных приказов, которые являются секретными и доступны для ознакомления в этих правоотношениях лишь одной стороне (в частности, оперативному сотруднику). Для другой стороны (негласного сотрудника) контракт является основным источником, на который он «опирается» в данных правоотношениях. Следовательно, в этом случае контракт существует для того, чтобы преодолеть пробелы в праве, которые не «закрывает» ФЗ об ОРД и секретные ведомственные приказы как источники права. Он устанавливает нормы для конкретных правоотношений, которые больше нигде не прописаны и не закреплены.

Подводя итог сказанному, остановимся на точке зрения отнесения контракта о негласном сотрудничестве к источникам права в виде правового договора, обладающего признаками нормативности, наделенного отличительными чертами в силу специфики той сферы, в рамках которой он заключается, содержащего юридические нормы, регулирующие оперативно-розыскные отношения.

Литература

1. Алексеев, Н. Н. Основы философии права. — СПб., 1999 (по изд. 1924 г.).

2. Алексеев, С. С. Право на пороге нового тысячелетия. Некоторые тенденции мирового правового развития — надежда и драма современной эпохи. — М., 2000.

3. Дробязко, С. Г. Козлов, B. C. Общая теория права : учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., исправл. и доп. — Минск: Амалфея, 2007.

4. Иванов, В. В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал российского права. — 2000. — № 7.

5. Кашанина, Т. В. Частное право : учебник. — М.: Эксмо, 2009.

6. Оперативно-розыскная деятельность : учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова, А. Ю. Шумилова. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 848 с.

7. Правотворчество в СССР / под ред. А. В. Мицкевича. — М., 1974.

8. Шумилов, А. Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности : учебник для вузов. М.: Издательский дом Шумиловой И. И., 2006. — 368 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bnti.ru/showart.asp?aid=974&lvl=05 (дата обращения — 04.04.2017).

Информация об авторе

Крипулевич Алевтина Юрьевна: Научно-исследовательский институт ФСИН России (г. Москва), адъюнкт; Самарский юридический институт ФСИН России (г. Самара), преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Information about the author

Kripulevich Alevtina Yurievna: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Moscow), postgraduate; Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Execution of Punishments of Russia (Samara), lecturer Department of Civil Disciplines. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.