Научная статья на тему 'Признаки независимой гарантии'

Признаки независимой гарантии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2203
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМОСТЬ ГАРАНТИИ / ГАРАНТ / ПРИНЦИПАЛ / БЕНЕФИЦИАР / РЕГРЕССНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / INDEPENDENCE OF A GUARANTEE / GUARANTOR / PRINCIPAL / BENEFICIARY / RECOURSE ACTION / INTERIM MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Замотаева Татьяна Борисовна, Варкова Юлия Николаевна

В статье рассматриваются отношения, возникающие между гарантом и принципалом в связи с выдачей независимой гарантии, а также система обязательств между гарантом и бенефициаром. Анализируются содержания соглашения о выдаче независимой гарантии и непосредственно самой независимой гарантии. Указываются отличительные признаки независимой гарантии: неакцессорность, безотзывность, непередаваемость прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNS OF THE INDEPENDENT GUARANTEE

The article discusses the relations between the guarantor and the principal based on the accordance of an independent guarantee, and also system of obligations between the guarantor and the beneficiary. Contents of the agreement of the accordance of an independent guarantee and directly of the independent guarantee are analyzed. The distinctive signs of an independent guarantee are specified: non-accessoriority, irrevocability, non-transferability of rights.

Текст научной работы на тему «Признаки независимой гарантии»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2016. № 1-2 (18)

признаки независимой гарантии

© Т. Б. Замотаева © Ю. Н. Варкова

Замотаева Татьяна Борисовна

кандидат юридических наук, доцент

профессор кафедры гражданского права и процесса

самарская

гуманитарная академия

Варкова Юлия Николаевна

магистрант

самарская

гуманитарная академия

В статье рассматриваются отношения, возникающие межлу гарантом и принципалом в связи с вылачей независимой гарантии, а также система обязательств межлу гарантом и бенефициаром. Анализируются солержания соглашения о вылаче независимой гарантии и непосрелственно самой независимой гарантии. Указываются отличительные признаки независимой гарантии: неакцессорность, безотзывность, неперелаваемость прав.

Ключевые слова: независимость гарантии, гарант, принципал, бенефициар, регрессные требования, обеспечительные меры.

Независимая гарантия — один из способов обеспечения исполнения основного обязательства, который отличается от всех иных (поручительства, залога, удержания и др.) отсутствием акцессорности, т. е. зависимости от основного обязательства. Внесение изменений в ГК РФ в отношении банковской (ставшей в последствие независимой) гарантии обусловило актуальность и практическую значимость названной темы.

Отношения между субъектами независимой гарантии — принципалом (должником) и бенефициаром (кредитором) складываются в рамках основного обязательства; юридическим фактом последнего может служить гражданско-правовой договор1,

1 Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // http: www.pravo. gov.ru; Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // http: www.pravo.gov.ru.

государственный контракт2, международный договор3, административный акт4 или обеспечение иска5. Неисполнение или ненадлежащее исполнение основного обязательства, как правило, в дальнейшем приводит к предъявлению бенефициаром требований гаранту.

Согласно ст. 368 ГК РФ, по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.

Отношения между принципалом и гарантом не влияют на обязательство гаранта перед бенефициаром (ст. 370 ГК РФ).

Законодатель указал, что основное обязательство может быть недействительным (ст. 368 ГК РФ), что не порождает недействительности независимой гарантии; таким образом, в определении независимой гарантии критерий независимости определен законодателем как существенный и значимый. В силу п. 1 ст. 370 ГК РФ, предусмотренное независимой гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана.

Независимость гарантии проявляется и в случае недействительности основного обязательства (п. 1 ст. 368 и п.п. 3 п. 2 ст. 376 ГК РФ). Гаранту предоставлено лишь право приостановить платеж на срок до семи дней, но вопрос о недействительности гарантии в таком случае законодателем не ставится.

В случае признания недействительным основного обязательства, бенефициар гарантированно получает денежную сумму от гаранта. При этом, с одной стороны, усматривается возможность злоупотребления правом бенефициаром (не исключено и принципалом), с другой стороны, полученную по гарантии сумму нельзя отнести к неосновательному обогащению в силу наличия договорного основания.

Независимость вытекает и из содержания гарантии. В частности, на это указывают такие условия как сумма и срок.

Срок в гарантии определен как пресекательный, поскольку в силу п. 1 ст. 378 ГК РФ, окончание определенного в независимой гарантии срока является одним из оснований ее прекращения.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2012 г. № 14 банковская гарантия, выданная

5 См.: ст. 94 АПК // Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ.

2 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // http: www.pravo.gov.ru.

3 Конвенция Организации Объединенных Наций о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (заключена 11.12.1995) // Международное частное право : сборник документов. М. : БЕК, 1997.

4 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в

Российской Федерации» // http: www.pravo.gov.ru.

Т. Б. Замотаева, Ю. Н. Баркова

на срок меньший, чем срок исполнения обеспеченного обязательства, не может быть признана недействительной по названному основанию, так как она обеспечивает иные обязательства, которые могут возникнуть между принципалом и бенефициаром до наступления срока исполнения основного обязательства.

Условие о сумме в независимой гарантии в отличие от поручительства не зависит от основного обязательства (просрочки должника, начисления пени и т. п.). Уплата определенной суммы, указанной в независимой гарантии, ограничивает обязательство гаранта перед бенефициаром (ст. 377 ГК РФ) и одновременно является основанием прекращения правоотношений между ними.

Следует заметить, признак независимости гарантии проявляется лишь в отношениях с участием гарантов — коммерческих организаций, что вытекает из буквального толкования п. 3 ст. 368 ГК РФ6. Если же независимая гарантия выдается некоммерческой организацией, что допускается законом, то к таким отношениям применимы правила о договоре поручительства, а последнее является акцессорным, зависимым от основного обязательства (п. 2 ст. 363 ГК РФ).

Наряду с признаком независимости, законодатель презумпцией закрепляет признаки безотзывности и неизменяемости. Однако подобные условия могут быть отменены самой независимой гарантией (ст. 371 ГК РФ) лишь с согласия бенефициара.

Безотзывность указывает на то, что банк, который выдал гарантию, ни при каких обстоятельствах не может отозвать ее (то есть, отказаться от принятых на себя обязательств) до тех пор, пока не истечет срок ее действия. Это является важным преимуществом, прежде всего, для Заказчика (бенефициара). Договор банковской гарантии должен в обязательном порядке иметь отметку о безотзывности, в этом случае отзыв банковской гарантии буден не возможен по закону. Если говорить о государственном заказе, то гарантия, как и срок действия основного контракта, действует и в период гарантийного срока.

Безотзывная банковская гарантия пользуется большой популярностью и успешно используется в различных областях договорных отношений. Это самый оптимальный вариант для обеспечения исполнения обязательств по оплате товара в рамках коммерческого займа, возврата кредитных или заемных средств, выполнения надлежащих работ по договорам подряда, и т. д. Банковская гарантия как вид независимой гарантии — одно из наиболее значимых средств обеспечения исполнения взятых на себя обязательств по муниципальным и государственным контрактам согласно ст. 96 ФЗ № 447.

По поводу признака независимости интересной является оценка В. А. Белова, заключающаяся в том, что «независимая гарантия является источником нормального классического денежного обязательства, такого, односторонний отказ от исполнения или одностороннее изменение условий которого, разумеется, невозможны. С тем же успехом можно воспевать «безотзывный

6 См.: Замотаева Т. Б. Проблемы правового регулирования независимой гарантии // Законы России. 2016. № 1. С. 21—25.

7 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

характер» обязательств продавца, покупателя, заемщика, арендатора, заказчика и т. д.»8

Рассматриваемый способ обеспечения исполнения обязательств характеризуется помимо вышеназванных признаков — непередаваемостью прав. Так, в соответствие п. 1 ст. 372 ГК РФ бенефициар по независимой гарантии не вправе передавать другому лицу право требования к гаранту, если в гарантии не предусмотрено иное. Закон устанавливает презумпцию одновременной передачи прав по независимой гарантии наряду с одновременной уступкой прав тому же лицу по основному обязательству. Уступка бенефициаром прав требований к гаранту предполагает двойное согласие гаранта: прежде, при включении этого условия в текст гарантии и, во-вторых, повторное согласие при фактической передаче прав требования.

SIGNS OF THE INDEPENDENT GUARANTEE T. Zamotayeva, Yu. Varkova

The article discusses the relations between the guarantor and the principal based on the accordance of an independent guarantee, and also system of obligations between the guarantor and the beneficiary. Contents of the agreement of the accordance of an independent guarantee and directly of the independent guarantee are analyzed. The distinctive signs of an independent guarantee are specified: non-accessoriority, irrevocability, non-transferability of rights.

Key words: independence of a guarantee, a guarantor, a principal, a beneficiary, recourse action, interim measures.

8 Белое В. А. Независимая гарантия в измененном Гражданском кодексе Российской Федерации и актах — источниках международного торгового права // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2015. № 4. С. 71—89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.