Научная статья на тему 'Признаки инноваций'

Признаки инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1510
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЗНАКИ / КРИТЕРИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИИ / ПРОЦЕСС ИННОВАЦИОННЫЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заболотько Алексей Александрович, Платов Олег Константинович

В статье рассматривается проблема необходимости устойчивого формирования признаков и критериев инноваций и процесса инновационного. Целью процесса инновационного является создание как можно больше инноваций, которые формируют структуру рынка инноваций для дальнейшего их использования. Определяются классы, видовые признаки и виды инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Признаки инноваций»

ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИЙ SIGNS OF INNOVATION

Заболотько Алексей Александрович,

аспирант кафедры экономических наук Ярославского Государственного Университета им. П.Г. Демидова,

e-mail: adminis-group@rambler.ru

Платов Олег Константинович,

доктор экономических наук, профессор кафедры управления и предпринимательства ЯрГУ

Zabolotko Aleksey Aleksandrovich,

postgraduate student, Department of Economics Yaroslavl State University. P.G. Demidov e-mail: adminis-group@rambler.ru

Platov Oleg Konstantinovich,

Doctor of Economic Sciences, Professor Department of Management and Entrepreneurship YrSU

В статье рассматривается проблема необходимости устойчивого формирования признаков и критериев инноваций и процесса инновационного. Целью процесса инновационного является создание как можно больше инноваций, которые формируют структуру рынка инноваций для дальнейшего их использования. Определяются классы, видовые признаки и виды инноваций.

The problem of the formation of sustainable features and criteria of innovation and

process innovation. The aim of the process of innovation is to create as many

1

innovations that form the structure of the market innovations for their further use. Define classes, specific signs and types of innovation.

Ключевые слова: признаки, критерии, инновационный сектор экономики, инновации, процесс инновационный.

Keywords: attributes, criteria, innovative sector of the economy, innovation, process innovation.

В инновационном секторе экономики формируются инновационные

процессы, создается структура инновационной формы рынка и формируется

потребитель инновационного предложения. В инновационном секторе на

первом этапе процесса инновационного создается инновация, которая

формирует состав и структуру первого из трех уровней инновационной

формы рынка в инновационном секторе экономики - рынка инноваций.

Задача заключается в том, чтобы отличить инновацию, которая составляет

основу инновационной деятельности, от других результатов и действий,

составляющих модернизацию и стандартизацию. Сегодня этого не

происходит, т.к. различие между ними стерты и не определены.

Наша задача - четко определить признаки и критерии по которым будет

определяться инновация и процесс инновационный для любых секторов

экономики, институциональных структур, домохозяйств и индивидуумов, т.е.

признаки, которые будут всегда неизменны.

Существуют два подхода классификации исследуемых объектов.

Первый, институциональный подход, который «базируется на выявлении

характерных особенностей учреждений, выполняющих или

финансирующих...» [1] процесс инновационный или получение инноваций.

Данные классифицируемые единицы группируются по секторам экономики,

придерживаясь, по возможности, существующей стандартной классификации

видов экономической деятельности. Второй, функциональный подход, где

2

анализируется характер инноваций как «единицы-исполнителя, а не ее основная экономическая деятельность» [1]. Данный подход имеет один существенный недостаток - он формирует классификацию инноваций относительно самой себя и через возникшую данную необходимость предлагать ее рынку. Данный факт является некорректным, т.к. рынок инноваций является набором разнообразия таковых и потребность в их использовании определяет субъект, т.е. группа предприятий (отрасль), производство, отдельное предприятие, а не сама инновация. Поэтому в нашем исследовании будем применять институциональный подход, т.к. он отталкивается от использования инновации в экономической деятельности, с уже понятными национальными статистическими классификаторами. Это упрощает использование, выбор и принадлежность инновации.

Цель процесса инновационного создать как можно больше инноваций.

Сформировать первый уровень инновационной формы рынка - рынок

инноваций, чтобы предприятия, формирующие инновационное производство

могли из чего выбрать, понять, что производить и какой инновационный

продукт предлагать потребителю. Тем самым преследуется цель

максимального накопления инноваций на первом этапе инновационной

деятельности в инновационном секторе экономики. Задачей данного этапа

заставить предприятия и индивидуумов включиться в этот процесс,

формируя искусственную среду внутренней конкуренции процессов

инновационных для получения инноваций. Сложность данной задачи

заключается в том, что многие подразумевают инновацию неотъемлемо

связанную с производством и большими затратами, что не всегда является

действительностью, т.к. инновацию, главным образом, создают случайно или

в процессе сопутствующих разработок. В конечном итоге мы создаем

структуру рынка инноваций для дальнейшего их использования и формируем

их классификацию и видовые признаки. Таким образом, мы внедряем

технологию грамотного пользования рынком инноваций. «Технология - это

всего лишь длинное греческое слово, изначально означающее «сумка с

инструментами»; нам следует спросить себя: какие инструменты имеют наибольшее значение в этом соревновании, все ли они служат показателем мощи и силы?... Таким инструментом может стать, скажем, мировоззрение» [2], создание инноваций - это не просто технологичный подход, это целое мировоззрение отношений человека к непознанному и стремление своими действиями получить неизведанное и воплотить его в жизнь, получив практический результат, т.е. инновацию.

Если коротко напомнить, то инновация - потенциальный (статичный) комплекс информации и знаний. На первом этапе инновационной деятельности в инновационном секторе экономики рассмотрим признаки процесса инновационного и инновации. Признак есть «показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь» [3]. Он помогает различить и выделить процесс инновационный и инновацию из других форм деятельности. Определим признаки процесса инновационного и инноваций:

1. Признак процесса инновационного только один - «получение инновации», а параметр - «полученная инновация».

2. Признак инноваций только один - «новизна», а параметр - «отсутствие на рынке, отсутствие в использовании и потреблении на рынке».

Признаки являются показателями, которых всего два - качественный и количественный, что позволяет оценить и выделить из множества окружающих нас объектов рассматриваемые. Для того, чтобы перейти к классификации инноваций, необходимо определить критерий по которому будем их оценивать. Если мы возьмем качественный критерий, т.е. наличие у объекта какого-либо свойства, то получим бесконечное множество инноваций. Это, с точки зрения исследования, не будет являться истинным показателем систематизации, а будет только увеличивать количество интерпретаций. Например:

Таблица 1. Обобщенные критерии классификации и виды инноваций другими исследователями.

Критерии классификации Виды инноваций

По С.Д.Ильенковой [4]:

Технологические параметры Продуктовые, процессные

Новизна Новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для предприятия

Место на предприятии Инновации на «входе», инновации на «выходе», инновации системной структуры

Г лубина вносимых изменений Радикальные (базовые), улучшающие, модификационные

Сфера деятельности Технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления

По И.Шумпетеру [5]:

Изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага

Внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара

Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет

Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать

Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыва монопольного положения другого предприятия

По П.Н.Завлину: [6]:

Область применения Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

Этапы НТП Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

Степень интенсивности «Бум», равномерная, слабая, массовая

Темпы осуществления Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

Результативность Высокая, низкая, средняя

Эффективность Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

По Б.Н.Кузыку: [7]:

По уровню новизны Базисные, улучшающие, псевдоинновации, эпохальные инновации, антиинновации

По полю действия Технологические, экологические, экономические, социокультурные

На наш взгляд необходимо определить количественный показатель, т.е. меру выраженности, развития и использования, выделенных ранее по признаку новизны инноваций, чтобы иметь возможность их классифицировать, т.к. «критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки» [8].

Предложим следующий критерий, что является основой классификации инноваций, и он один - «уровень новизны».

Таблица 2. Критерии и классы инноваций.

№№ п/п Критерии инноваций Классы инноваций

1 Уровень новизны - эпохальные;

- базисные;

- макроинновации;

- микроинновации;

- псевдоинновации;

- антиинновации.

Данные классификационный признак, критерий и классы инноваций позволяют понимать их сущность. Например, мы получили инновацию, по признаку она инновация и по уровню новизны базисная, т.е. является классом базисным по уровню новизны. Это достаточная информация об инновации, позволяющая понять ее уровень влияния на развитие Г осударства и Общества, чтобы сделать первоначальный аналитический анализ ее применения и внедрения.

Далее, необходимо выделить инновации по видовым признакам в системе субклассификации относительно их видов. Это нужно для внутриотраслевого пользования понятийным аппаратом применения инноваций в каждом из производств или предприятий в данной отрасли:

Таблица 3. Видовой признак (свойство) и виды инноваций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№№ п/п Видовой признак (свойство) инноваций виды инноваций

1 Отраслевой (согласно структуры воспроизводственных секторов экономики, в каких отраслях и видах промышленности применяются) - социальная (услуг) - образовании - культуры и искусства - медицинской промышленности - бытового обслуживания и ЖКХ - транспорта и связи - космическая - легкой промышленности - пищевая - сельскохозяйственная - лесная - стекольная - экологии - инфраструктуры - строительства - химии и нефтехимии - науки и научного обслуживания - машин и оборудования

- приборо- и станкостроения - оборонная - электронная - стройматериалов - лесоматериалов - металлургии - энергетики - топливная - недр - финансов и кредитов - управления и страхования - торговли и посредников - надзорная

2 Технологический параметр - продуктовые (инновационный продукт (товар, услуга)) - технологичные (инновационная технология)

3 Место в производственном цикле - производственная (используется в инновационном производстве) - не производственная (используется в непроизводственных услугах)

4 Принадлежности - государственная - частная

5 Мультипликативности (источник распространения) - национальная - зарубежная - внеземная

Данные видовые признаки и виды инноваций позволяют их применять целенаправленно. Например, мы получили что-то, что по признаку новизны относится к инновации, и что она класса базисная. Теперь мы можем определить состояние инновации, т.е. сочетание значений всех или некоторых ее свойств, например, принадлежит к виду машин и оборудования, т.е. используется в отраслях общего машиностроения, тяжелого, энергетического, транспортного, химического и нефтяного

машиностроения, автомобильной промышленности и т.д., продуктовая, производственная, государственная и национальная. Это достаточная информация об инновации, позволяющая понять, для чего она нужна производству и предприятию, каких результатов необходимо предприятию достичь и на каком уровне инновационной формы рынка работать, какой инновационный продукт производить. Так же данная классификация достаточна, чтобы определить является ли предприятие и производство инновационным. Таким образом, критерии, признаки классификации и видовые признаки по отношению к статистической единице мы применяем в той области, «которая наиболее точно описывает ее основную деятельность» [1]. Не следует забывать и то, что в инновацию включена и инновационная технология, которая, при необходимости, выделяется из нее в качестве технологического параметра видового признака. Если выделенная из инновации инновационная технология применяется в производстве без инновации, т.е. предмет производства уже известен на рынке и находится в потреблении, то такое производство и его продукт становится модернизированными. Данное производство и продукт формируют модернизированный сектор экономики. Вывод: инновация, используемая в производстве как предмет производства, всегда формирует инновационное производство, с сопутствующей ей инновационной технологией, выделенной из инновации, или любой другой технологией, но результатом производства становится инновационный продукт, а выделенная из инновации инновационная технология, используемая самостоятельно в производстве без инновации, несет новизну технологического процесса, что создает модернизированное производство.

Некоторые исследователи предполагают, что «в зависимости от

специфики сфер количество характерных признаков инноваций может

изменяться, а оценочные параметры могут выражаться другими

показателями» [9], что требует уточнения и конкретизации. Согласно

9

данным исследованием, признаки процесса инновационного и инноваций являются неизменными, четко определяющими, позволяющими сделать вывод о наличии интересующих явлений, таких как инновация и процесс инновационный. Данный подход позволит четко определить процесс инновационный и инновацию, их место в инновационном развитии в формировании инновационного сектора экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Измерение научно-технической деятельности. Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок. Руководство Фраскати. 1993 [Текст] / пер.Л.М.Гохберга. Париж и ЦИСН, М. 1995. - с.278. (П.135.с.53), (П.220.с.75), (П.212.с.72).

2. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории: сб. [Текст] /

А.Дж.Тойнби; пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 592 с. -(Библиотека истории и культуры). (С.440).

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов [Текст] / Под ред.

Н.Ю.Шведовой. - 23-е изд.испр. - М.: Рус.яз., 1990. - 917 с. (С.589)

4. Инновационный менеджмент: учебник [Текст] / С.Д.Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др. - М.ЮНИТИ, 1997, 246с. (С.45).

5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюктуры) [Текст] / пер. В.С.Автономова, М.С.Любского, А.Ю.Чепуренко. М.: «Прогресс». 1982. - 456 с. (С.159).

6. Инновационный менеджмент: учебное пособие [Текст] / Под ред. П.Н.Завлина, А.К.Казанцева, Л.И.Миндели. - СПб.:Наука, 2000. 404с. (С.79).

7. Кузык Б.Н. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва [Текст] / Б.Н.Кузык, Ю.В.Яковец. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 632 с. (С.45-47).

8. Советский энциклопедический словарь [Текст]/ Гл.ред. А.М.Прохоров.- 4-е

изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1980. - 1632 с, ил. (С.664).

10

9. Зайченко В. Инновации: определение понятий и гражданских прав создателей инновационных объектов, установленных законодательством Российской Федерации [Электронный ресурс]// «Информационные Ресурсы России» №2, 2011 Время просмотра: 19.08.2013 г. Прямая ссылка: www.aselibrary.ru/.../irr2725/irr27252785/irr272527852850/.

REFERENCE

1. Izmerenie scientific and technical activities. Proposed standard practice for surveys of research and experimental development. Frascati Manual. 1993 [Text] / per.L.M.Gohberga. CSRS and Paris, Moscow, 1995. - S.278. (P.135.s.53) (P.220.s.75) (P.212.s.72).

2. Toynbi, A. J. Civilization on Trial stories: Fri. [Text] / A.Dzh.Toynbi Math. from English. - 3rd ed. - M.: Iris Press, 2006. - 592 p. - (Library of History and Culture). (S.440).

3. Ozhegov SI Russian dictionary: 70,000 words [Text] / Ed. N.Yu.Shvedovoy. -23rd izd.ispr. - Moscow: Rus.yaz., 1990. - 917 sec. (S.589).

4. Innovatsionny management: a textbook [Text] / S.D.Ilenkova, L.M.Gohberg,

5.Yu.Yagudin etc. - Moscow: UNITY, 1997, 246s. (P.45).

5. Shumpeter J. Theory of Economic Development. (The study of business profits, capital, credit, interest, and the cycle conjuncture) [Text] / per. V.S.Avtonomova, M.S.Lyubskogo, A.Yu.Chepurenko. M.: "Progress." 1982. - 456 p. (P.159).

6. Innovatsionny management: training manual [Text] / Ed. P.N.Zavlina,

A.K.Kazantseva, L.I.Mindeli. - St. Petersburg.: Nauka, 2000. 404c. (P.79).

7. Kuzyk BN Russia - 2050: a strategy for innovation breakthrough [Text] /

B.N.Kuzyk, Yu.V.Yakovets. - Moscow: ZAO "Publisher" Economy ", 2004. - 632 p. (P.45-47).

8. Sovetsky encyclopedia [Text] / Gl.red. AM Prokhorov. - 4th ed. - Moscow: Sov. Encyclopedia, 1980. - From 1632, ill. (S.664).

9. Zaychenko B. Innovation: The definition of the concepts of civil rights and the

creators of innovative facilities established by the legislation of the Russian

11

Federation [electronic resource] / / "Information Resources Russia» № 2, 2011 Times: 19/08/2013, the Direct Link: www.aselibrary.

ru/.../irr2725/irr27252785/irr272527852850 /.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.