УДК 330.322
ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЛЯ РЕГИОНА
Н.Б. Трошева1
Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.
Исследована проблема управления инновационными проектами на региональном уровне. Определены принципы управления инновационными проектами, выявлены основные точки влияния таких проектов на территорию присутствия и формализованы цели управления на уровне региона. Разработан показатель RVA, regions value added, отражающий прирост собственности (или благосостояния) жителей региона в результате реализации того или иного инновационного проекта. Библиогр. 2 назв.
Ключевые слова: инновации; управление инновационными проектами; оценка эффективности инноваций.
FEATURES OF INNOVATION PROJECTS AND THEIR INFLUENCE ON THE EFFICIENCY FOR THE REGION N.B. Grosheva
Irkutsk State University
1 Carl Max St., Irkutsk, 664003
The article deals with the problem of innovation projects management at the regional level. The principles of innovation project management are identified, the major influence points of such projects on the territory of the presence are revealed and regional management objectives are formalized. The author worked out a RVA indicator, added regions value, reflecting the growth of property (or wealth) of residents of the region as a result of implementation of any innovation project.
2 sources.
Key words: innovations; innovation project management; evaluation of the innovation effectiveness.
Фактически можно рассматривать управление регионом как управление корпорацией. Если говорить о корпорациях, тем более о публичных, то собственники, как правило, достаточно гибко принимают решения о владении акциями или долями. Это означает, что если результаты работы кажутся им недостаточно выгодными, то они могут отказаться от участия в такой корпорации, понеся определенные потери. Либо, если у конкретного собственника возникают сомнения в долгосрочных перспективах компании, он может продать свою долю другому собственнику, возможно не неся в текущий момент соответствующих затрат, связанных с дисконтом или упущенной выгодой. Риск корпорации в ситуации потери доверия собственников - это удорожание финансирования и возможная смена менеджмента.
Если задача менеджмента коммерческой структуры заключается в повышении благосостояния акционеров, то в задачи управления регионом может и должно входить повышение благосостояния жителей региона (стратегическое и операционное). Под стратегическим в данной ситуации следует понимать не только долгосрочность планирования, но и мультипликативный эффект. В частности, если говорить о населении региона, то на глобальном уровне также возможен «отказ от владения» путем так называемого «голосования ногами», когда неудовлетворенный текущей обстановкой или стратегическими перспектива-
ми житель может уехать в другой регион. Риск региона в этой ситуации состоит в том, что более мобильна та часть населения, которая востребована в других регионах из-за возраста, уровня образования или трудовых навыков. Обычно, в первую очередь, с территории уезжает молодое и трудоспособное население, при этом мультипликативно ухудшая социально-экономическую обстановку, так как снижается возможная налоговая база, увеличивается средний возраст жителей, возрастают социальные расходы в расчете на одного жителя, компаниям приходится идти на дополнительные затраты, привлекая трудовых мигрантов из других регионов, что снижает прибыль. При этом для молодежи при принятии решения о миграции обещание радужных перспектив развития территории является менее значимым, чем неблагоприятная обстановка на текущий момент. Операционное -или текущее благосостояние - это уровень жизни и социальных благ в настоящий момент. Если опять провести параллель с корпорацией, то текущее благосостояние - это текущая стоимость принадлежащих конкретному собственнику акций или долей, стратегическое благосостояние - перспективная их стоимость.
Таким образом, уровень благосостояния жителей - как стратегический, так и операционный - оказывает значительное влияние на перспективы развития региона, и в этих условиях рост благосостояния является приоритетной задачей региональной власти.
1Грошева Надежда Борисовна, кандидат экономических наук, зав. кафедрой финансового менеджмента, тел.: (3952)952526, e-mail: nbgrosheva@mail.com
Grosheva Nadezhda Borisovna, Candidate of Economics, Head of the chair of Financial Management, tel.: (3952) 952526, e-mail: nbgrosheva@mail.com
Как и для компаний, для регионов важным фактором развития является доступный денежный поток. Он может генерироваться как активным, так и пассивным способом. К пассивному в данном случае можно отнести привлечение дополнительных средств из федерального бюджета или сопутствующих фондов. Одним из активных способов формирования добавочного денежного потока может служить развитие на территории региона новых производств. Очевидно, что малый бизнес как таковой, хотя и полезен для экономики, но не может служить ее двигателем. Обычно предприятия малого бизнеса являются сервисными по отношению либо к населению, либо к крупному и среднему бизнесу, и сами по себе не воспроизводят денежный поток в регионе. В любом случае, если мы говорим не об аграрной и самообслуживаемой экономике, где жители ведут натуральное хозяйство, население, как минимум, будет приобретать товары, произведенные вне территории, тем самым выводя денежные средства за ее пределы. Следовательно, необходим новый бизнес среднего и крупного размера, который будет генерировать стабильный денежный поток. Создание нового бизнеса на территории аналогично конкуренции для корпорации, когда выход на новый рынок с существующим продуктом осложняется тем, что на этой территории существуют свои производители или продавцы данного продукта и необходимо предложить клиенту новую ценность (в виде дополнительных потребительских свойств, снижения цены). Если регион инициирует привлечение на свою территорию компаний, которые уже работают в других регионах, то ему необходимо определить свое конкурентное преимущество. В современных российских условиях - это природные, географические или инфраструктурные преимущества (например, близость к границе, наличие портов или аэропортов с большой проходимостью, развитая дорожная сеть). Как и в бизнесе, конкуренция регионов является затратной, и не всегда эффект победы в конкурентной борьбе превышает затраты.
Именно для снижения затрат на конкуренцию регионы заинтересованы в инновационных производствах. Действительно, инновационные проекты не только генерируют денежный поток непосредственно от проекта, но и формируют положительный образ региона. Кроме того, большинство инновационных проектов является экстерриториальными, т.е. продажа продукта проекта производится внешним по отношению к региону клиентам, что также дает дополнительный приток средств на территорию.
Дополнительным стимулом для привлечения в регион инновационных проектов является государственная политика, которая провозглашает инновации как обязательный фактор роста экономики. Уже появился термин «принуждение к инновациям», суть которого заключается в том, что государство (регион) должно не только поддерживать, но и настойчиво помогать компаниям в реализации подобных проектов.
Однако если говорить о поддержке со стороны региона, то встает вопрос о выборе тех проектов, которые необходимы на территории данного региона. Если
снова провести параллели с корпорациями, то на уровне бизнеса существует понятие «портфель инвестиционных проектов». Он ограничен целями и стратегией компании, имеющимися ресурсами и оценкой выгодности проектов, в частности, с позиции минимизации рисков бизнеса. Аналогичный портфель инновационных проектов должен быть сформирован и для региона, что означает необходимость определения следующих параметров такого портфеля:
1) критерии соответствия проектов стратегии развития территории;
2) риски проектов для территории;
3) затраты на поддержку проектов;
4) оценки выгодности проектов для территории, в том числе прирост денежного потока, рост стоимости основных фондов, улучшение социально-экономического положения территории.
С позиции определения затрат на поддержку проектов речь может идти о косвенных и прямых затратах. К прямым можно отнести так называемую экстер-нализацию издержек бизнеса, когда регион берет на себя часть расходов на реализацию проекта в виде прямого финансирования, создания инфраструктуры, налоговых льгот, к косвенным - создание режима благоприятствования проекту, решение социальных и политических проблем, пиар-поддержку проекта.
Таким образом, можно говорить о конкуренции проектов, так как очевидно, что ресурсы, которые регион может позволить себе выделить, не безграничны, следовательно, и число проектов является ограниченным. Более того, можно говорить о том, что инновационные проекты конкурируют за ресурсы не только между собой, но и с другими реализуемыми на территории региона инвестиционными проектами.
Для оценки необходимости реализации проекта на территории региона автором разработан показатель региональной добавленной стоимости (RVA, regions value added), который аналогичен показателю SVA для корпораций (определенный А. Раппопортом показатель Shareholders Value Added). Суть показателя SVA в измерении приращения стоимости акционерного капитала до и после какого-либо проекта. При расчете показателя определяют потоки денежных средств компании - как для собственников, так и для всех владельцев капитала.
Фактически при оценке проектов с региональной точки зрения жители региона являются стейкхолдера-ми, и частично - собственниками капитала (земли, социальной инфраструктуры). Инвесторами в данной ситуации выступают акционеры или владельцы компании и собственно владельцы вложенных в проект средств. Однако с точки зрения надкорпоративной территория присутствия также является сособствен-ником проекта. Таким образом, RVA должен отражать прирост собственности (или благосостояния) жителей региона в результате реализации того или иного инвестиционного проекта. Такой прирост может заключаться в росте стоимости основных средств (в том числе инфраструктуры региона), добавочном денежном потоке (в том числе налоговых платежах), в увеличении социальных благ.
Однако для инновационных проектов использовать данный показатель «эб ¡б» не целесообразно. Фактически инновационные проекты генерируют добавленную стоимость в стратегической перспективе, в том числе через экстерриториальность проектов и прирост стратегических выгод.
Отличительной особенностью инновационных проектов является то, что они в результате успешной реализации изменяют реальность и способы ее восприятия. Следовательно, и подходить к оценке преимуществ таких проектов необходимо с использованием дополнительных параметров. Например, если говорить о таком узком направлении, как применение инновационных энергосберегающих технологий при строительстве жилой и коммерческой недвижимости, то с позиции классического заказчика, оценивающего стоимость квадратного метра, эта технология не востребована, так как увеличивает себестоимость у застройщика и, следовательно, цену недвижимости. Однако с перспективной позиции энергоэффективный дом (или так называемый «умный дом»), во-первых, снижает совокупную стоимость владения недвижимостью за счет экономии потребления тепловой и электрической энергии, во-вторых, несомненно, выгоден региону, так как снижает нагрузку на коммунальную и энергетическую систему. При оценке прямого финансового результата для региона дом убыточен, так как, в частности, при снижении энергопотребления снижаются доходы энергогенерирующих и передающих компаний и их налоговая база. Таким образом, при оценке подобного проекта необходимо рассматривать показатель совокупной стоимости владения как собственника, так и региона, который можно определить как параметр стратегических выгод.
Второй поправочный коэффициент - это параметр экстерриториальности проекта. Как правило, продукт инновационных проектов используется за пределами территории присутствия проекта. Следовательно, чем шире ореол использования, т.е. потенциальный рынок проекта, тем больший поток денег будет в перспективе генерировать проект за счет вовлечения в регион дополнительных бизнесов.
Показатель содержательной трансформационно-сти (инновационности) определяет интегрированное влияние проекта на другие реализуемые в регионе проекты и существующие бизнесы. Фактически - это показатель роста эффективности уже существующих инвестиционных проектов, в частности, по причине изменения инфраструктуры, логистики. Еще одним примером действия такого коэффициента может служить изменение цепочки создания стоимости, когда предприятия на территории региона приобретают ресурсы и создают товары в производственных цепочках за пределами региона, неся определенные затраты на логистику и снижая внутрирегиональную добавленную стоимость.
Таким образом, при выборе инновационных проектов, которые целесообразно реализовывать на территории региона, можно использовать расширенный показатель RVA, отражающий прирост благосостояния стейкхолдеров - жителей региона. Инновационный проект, трансформируя инфраструктуру, изменяет цепочку создания стоимости и генерирует не только дополнительный денежный поток, но и повышает общую эффективность национальной и региональной инновационной системы.
Библиографический список
1. Rappaport A. Creating Shareholder Value: A Guide for Man- 2. Валлерстайн И. Динамика глобального кризиса - 30 лет agers and Investors /Alfred Rappaport. Free Press. 1997. 224 p. спустя // Эксперт, 2009. № 35 (672). ISBN 0684844109 http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/35/vallerstain/
УДК 330.4
УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С.А.Гусев1
Амурский государственный университет, 675027, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21.
Рассмотрены подходы к выявлению факторов устойчивости промышленного предприятия, применен метод главных компонент для их выявления. Предложен способ управления факторами устойчивости машиностроительного предприятия.
Ил. 2. Табл. 3. Библиогр. 15 назв.
Ключевые слова: механизм устойчивого развития; управление устойчивостью предприятия; факторы устойчивости предприятия.
1Гусев Сергей Анатольевич, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента организации, тел.: (4162) 591513, 89246739617, e-mail: sa-gusew@yandex.ru
Gusev Sergei Anatolievich, Candidate of technical sciences, associate professor of the chair of Economics and Management of Am-SU Organization, tel.: (4162) 591513, 89246739617, e-mail: sa-gusew@yandex.ru