Научная статья на тему 'Определение стейкхолдеров инновационных проектов'

Определение стейкхолдеров инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2008
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕЙКХОЛДЕРЫ / STAKEHOLDERS / АКТИВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / THE ASSETS OF THE RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грошева Надежда Борисовна

При проектном управлении инновационными проектами на региональном уровне вопрос определения стейкхолдеров проекта и влияния на них проекта является актуальным. Взаимодействие с группами стейкхолдеров описано в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF STAKEHOLDERS FOR INNOVATIVE PROJECTS

In project management of innovative projects at the regional level, a matter of definition of stakeholders of the project and the impact on them of the project is urgent. Interaction with

Текст научной работы на тему «Определение стейкхолдеров инновационных проектов»

УДК 332.1, 338.2, 330.5 Грошева Надежда Борисовна,

к.э.н., доцент, ст. преподаватель кафедры ФиАУ, ИрГУПС, тел.: (3952) 95-25-26, e-mail: [email protected]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕЙКХОЛДЕРОВ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

N.B. Grosheva

DEFINITION OF STAKEHOLDERS FOR INNOVATIVE PROJECTS

Аннотация. При проектном управлении инновационными проектами на региональном уровне вопрос определения стейкхолдеров проекта и влияния на них проекта является актуальным. Взаимодействие с группами стейкхолдеров описано в настоящей статье.

Ключевые слова: стейкхолдеры, активы взаимоотношений.

Abstract. In project management of innovative projects at the regional level, a matter of definition of stakeholders of the project and the impact on them of the project is urgent. Interaction with the stakeholder groups is described in this article.

Keywords: stakeholders, the assets of the relationship.

Для оценки влияния инновационных проектов на регион присутствия в РФ уже разработан ряд показателей, которые имеют ряд общих недостатков:

- большинство показателей ориентировано на краткосрочный период и не отражает долгосрочные социально-экономические последствия (такими показателями являются количество проектов и объем инвестиций);

- отсутствуют адекватные показатели оценки эффективности проектов, имеющих стратегическое значение (горизонт влияния более 3 лет);

- не учитывается влияние новых проектов на такие показатели, как уровень инновационно-сти, занятости, доступности капитала;

- отсутствует интеграция между разными группами показателей.

Для определения показателей, оценивающих влияние проекта на регион присутствия, необходимо выявление групп, на которые влияет проект, и аспектов влияния на каждую из этих групп.

Современные подходы к деятельности компаний основаны на так называемых «активах

взаимоотношений» - отношениях между компанией и территорией присутствия. Эти активы могут генерировать дополнительную стоимость компаний или прибыль для проектов, но могут и инициировать дополнительные риски. Приоритетом для компаний является управление, рассчитанное на создание стоимости (value based management). Под стоимостью обычно понимается стоимость для собственников.

Однако в настоящее время в исследованиях, посвященных менеджменту и маркетингу, в частности в работе O.K. Ойнер [1], определена необходимость создания ценности и для клиентов, и для иных заинтересованных сторон. На основе создания ценности разработаны составные части корпоративных стратегий, основанных на отношениях (в том числе CRM - управление взаимоотношениями с клиентами, GR - взаимодействие с органами власти, PR - поддержка позитивного имиджа). При этом такие взаимоотношения (коммуникации) с заинтересованными сторонами -стейкхолдерами рассматривают как часть нематериальных активов компании [2] - деловую репутацию (гудвилл).

Взаимоотношения принято считать одной из составных частей интеллектуального капитала. Л. Эдвинссон [3] предлагает следующую структуру интеллектуального капитала:

- человеческий;

- клиентский;

- инновационный;

- процессный.

При этом под клиентским капиталом понимают ценность, содержащуюся во взаимоотношениях с клиентами, под инновационным - идеи, технологии, под процессным - инфраструктуру. Если адаптировать данные модели к управлению инновационными проектами, то к клиентскому капиталу, или капиталу населения можно отнести

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство

добавленную ценность от проекта для населения, к инновационному - дополнительные технологические или технические решения, к процессному -изменения в инфраструктуре проектов [4]. Можно сделать вывод, что инновационные проекты содержат значительную часть инновационного и процессного капитала и зависят от клиентского.

Для увязки показателей разработан ряд моделей, сводящих разные показатели к единому обобщающему. Например, был разработан Индекс интеллектуального капитала, интегрирующий финансовые и нефинансовые показатели. На региональном уровне к финансовым можно отнести объем собираемых налогов, доходы бюджета, абсолютные показатели инвестиционной активности, к нефинансовым - рост стратегических показателей, таких как благосостояние населения.

Взаимосвязь между видами капитала отражена на схеме Р1МАМ [5] (рис. 1).

мобильной связи, пластиковые карты), отношения подразумевают взаимные обязательства, взаимодействия инициируют большой объем информации и необходимость ее качественной и количественной оценки - в том числе оценки удовлетворенности заинтересованных сторон.

Одним из разработчиков данной теории применительно к региональному аспекту является М. Сторпер [8], который вывел парадигму тройственной связи «Территория - компания - технология». Очевидно, что взаимодействие этих субъектов возможно только при реализации проектов (инициируемых компаниями или территориями, базирующихся на технологиях).

Таким образом, парадигму предлагается дополнить блоком «инновационные проекты»:

Территория:

- география транзакций и связей

- масштаб экономики

-сферы экономики

География инноваций

$

Инновационные проекты

География бизнеса и производственной системы

Технология: - гибкость - стандартизация - вариабельность Компания - масштаб компании - внешние-внутренние взаимоотношения

Рис. 1. Взаимосвязь видов капитала

Аспект взаимоотношений определен также в системе сбалансированных показателей [6], содержащей нефинансовые и финансовые блоки показателей. Стандартная модель BSC содержит четыре блока: клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие персонала и финансы, где финансовым показателям отводится роль контрольного и учетного показателя. Фактически основные показатели системы - это элементы интеллектуального капитала: клиентского, организационного, человеческого.

В инновационной экономике меняется система ценностей компании. Вместо ресурсов и финансов особую значимость приобретают сети, отношения и взаимодействия, в том числе i-relationship [7]. Сети означают унификацию (сети

Экономическое и технологическое пространство

Рис. 2. Парадигма связей проект - территория - технология - компания

Таким образом, на любые инновационные проекты влияет территория присутствия, существующий бизнес и доступные технологии. Для успешной реализации проектов необходимо управление взаимоотношениями между всеми участниками процесса. При этом возникает проблема оценки факторов «успешности взаимоотношений». Она важна прежде всего для потенциальных собственников инновационных проектов для создания адекватного представления о перспективах проекта в регионе.

Для определения объектов построения взаимоотношений следует определить заинтересованные стороны инновационного проекта. Теория заинтересованных сторон для измерения общественного благосостояния описана в моделях Бергсона - Самуэльсона, Парето, Сена. Эти модели определяют, что благосостояние в целом определяется благосостоянием отдельно взятых членов общества или общественных групп. В научно-исследовательской литературе для определения

ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения

заинтересованных сторон применяют термин «стейкхолдеры». Данный термин широко используется при оценке качества корпоративного управления, так как считается, что одним из признаков качества является система взаимодействия со стейкхолдерами, учет их интересов. Проводятся исследования заинтересованных сторон для социальных программ с позиции влияния программы на разные группы населения и оценки суммарной эффективности программы. Однако при предложении и реализации инновационных проектов на региональном уровне исследование стейкхолде-ров, их интересов и приоритетов, как правило, не проводится, что инициирует риски для проектов в ходе их планирования и реализации и может повлечь значительный ущерб для региона после запуска проекта в эксплуатацию.

Заинтересованные стороны инновационных проектов - это юридические и физические лица либо группы лиц, интересы которых затрагивает проект во время его реализации. Учет интересов стейкхолдеров важен на всех стадиях проектного менеджмента, так как позволит снизить негативное влияние непосредственно на проект и приори-тезировать те проекты, которые наиболее позитивно влияют на стейкхолдеров.

При анализе проектного управления инновационными проектами можно определить следующие стратегические разрывы:

1) разрыв между объявленной стратегией социально-экономического развития и проектным менеджментом; стратегия развития не подразумевает и не включает в себя область конкретных задач и проектов и не прописывает показателей достижения стратегических целей;

2) бизнес-процессы управления в целом и проектного управления в частности носят фрагментарный характер, нет требования по управлению взаимодействиями с населением, бизнесом, ключевыми финансовыми стейкхолдерами;

3) система показателей качества управления регионом определена в разрезе функциональных отраслей (демография, ВРП);

4) не отстроена система коммуникаций и транспарентности управления регионами;

5) нет интегрированной системы управления результативность проектов и решений.

Для оценки взаимодействия со стейкхолде-рами могут использоваться показатели продуктивности (productivity), состоящие из качественных и количественных показателей. При этом к качественным, или показателям внутрипроцессной эффективности, относятся efficiency - «реализовы-вать процесс правильно», то есть быстро, дешево,

экономично, и effectiveness - «реализовывать правильные процессы», то есть те, которые необходимы заинтересованным сторонам.

Управление результативностью подразумевает формирование стратегии развития региона, определение ключевых целей и показателей оценки. Проектное управление как процесс состоит из выделения этапов процесса и определения показателей качества процессов. Оценка результативности предполагает выбор показателей оценки и определение «владельцев показателей».

На основе изучения состояния и тенденций стратегического планирования развития регионов в условиях роста инноваций предлагается новая парадигма приоритетов социально-

экономического развития (СЭР) регионов с позиции максимизации перспективного благосостояния населения, что позволит обеспечить долгосрочное устойчивое развитие региона. Для определения критериев sustainable development (широко исследован в работах А. Сена) для оценки проектов и программ в мировой практике используют показатель эффективности («efficiency» - результативности и «effectiveness» - эффективности использования ресурсов, максимизации прямого экономического эффекта). К результативным по сфере влияния можно отнести те, которые влияют на население региона (социальные и интегральные индексы), к производительным - максимизирующие финансовые потоки и количественные показатели бизнеса.

К ретроспективным показателям следует отнести те, которые основаны на существующих фактах (статистические), к перспективным (трен-довым) - те, которые формируют будущее развитие и состояние региона. Таким образом, перспективное благосостояние оценивается через систему сбалансированных ключевых показателей благосостояния (CPI - core prosperity indicators).

Исходя из приоритета роста благосостояния населения, для проектного управления инновациями на региональном уровне одним из подходов к оценке влияния инновационных проектов на благосостояние населения является разработка матрицы ключевых показателей благосостояния (табл. 1).

Таким образом, при разработке приоритетов социально-экономического развития региона следует сбалансировано использовать показатели из всех 4 групп: HS, HL, QS и QL, что позволит реализовывать стратегию устойчивого развития.

Агрегирующим показателем результативности (performance) может является соответствие

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство

целей и планов проекта конкретным результатам, определенным системой оценки проектов.

Таблица 1

Матрица CPI

Временные рамки. Сфера влияния Ретроспективные (Statistical) Перспективные (Long-range)

Effective (Human) Продолжительность жизни, уровень бедности, состояние здоровья, уровень образования Индекс развития человеческого потенциала, экологические перспективы; индекс удовлетворенности

Efficient (Quantitative) ВРП, объем инвестиций в инновационные проекты, объем поступлений в бюджет Количество потенциальных инновационных проектов, стоимость природных ресурсов, капитализация региона

Таким образом, при оценке инновационных проектов необходимо провести следующие мероприятия:

1) определение ключевых заинтересованных сторон;

2) оценка интересов стейкхолдеров и определение точек воздействия проекта на эти интересы;

3) оценка влияния заинтересованных сторон и значимости интересов;

4) разработка стратегии снижения негативного эффекта либо отказ от проекта.

Под заинтересованными сторонами в рамках настоящего исследования понимают те группы лиц, на ключевые показатели которых влияет процесс реализации проекта и последствия его реализации.

Для определения заинтересованных сторон при анализе инновационного проекта следует составить карту стейкхолдеров, учитывая основные группы стейкхолдеров на региональном уровне (рис. 3).

На первом этапе анализа следует определить, какие группы стейкхолдеров затрагивает проект, и выявить, негативное или позитивное влияние на них в операционном и стратегическом разрезах окажет проект (рис. 4).

Рис. 3. Общая схема стейкхолдеров инновационных проектов

Выгоды и затраты

Ожидания

Рис. 4. Интересы стейкхолдеров

При оценке следует учесть, что новые проекты создают конкуренцию за ресурсы, генерируют дополнительные выгоды или увеличивают потери, в том числе за счет снижения прибыли, и влияют на субъективные ожидания (это относится к таким группам, как население).

Определим следующие факторы влияния инновационных проектов на благосостояние населения, в сумме определяющие совокупную стоимость владения проектом (рис. 5).

Влияние на благосостояние населения

Прямая социальная нагрузка

Экстерриториальность проекта

Содержательная трансфор-мационность

Рис. 5. Факторы влияния инновационных проектов на благосостояние

ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения

Первый фактор влияния инновационных проектов на благосостояние населения - это прямая социальная нагрузка проекта, отражающая изменение экологического развития, природных ресурсов, тенденций занятости, удовлетворенности населения в результате реализации проекта.

Второй фактор влияния - это параметр экстерриториальности проекта. Как правило, продукт инновационных проектов используется за пределами территории присутствия проекта, следовательно, чем шире ореол использования, т. е. потенциальный рынок проекта, тем больший поток денег будет в перспективе генерировать проект за счет вовлечения в регион дополнительных биз-несов.

Показатель содержательной трансформаци-онности (инновационности) определяет интегрированное влияние проекта на другие реализуемые в регионе проекты и существующие бизнесы. Фактически это показатель роста эффективности уже существующих инвестиционных проектов, в частности по причине изменения инфраструктуры, логистики и так далее. Еще одним примером действия такого коэффициента может служить изменение цепочки создания стоимости, когда предприятия на территории региона приобретают ресурсы и создают товары в производственных цепочках за пределами региона, неся определенные затраты на логистику и снижая внутрирегиональную добавленную стоимость. Инновационный проект, трансформируя инфраструктуру, изменяет цепочку создания стоимости и не только генерирует дополнительный денежный поток, но и повышает

общую эффективность национальной и региональной инновационной системы. Трансформаци-онность можно определить также как процесс превращения ресурсов, технологий и возможностей в конкретные результаты проектов. Таким образом, потенциальный прирост благосостояния населения можно оценивать с позиции прямой социальной нагрузки, экстерриториальности и содержательной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ойнер О.К. Оценка результативности маркетинга с позиций системы управления бизнесом // Российский журнал менеджмента. - 2008. - Т. 6. - № 2.

2. Боброва Е. Эффективные корпоративные коммуникации.

3. Эдвинссон Л. Skandia Value Scheme. -www.intellectualcapital. se.

4. M'Pherson Ph., Pike S. Accounting, empirical management and intellectual capital // Journal of Intellectual Capital. - 2001. - Vol. 2. - N 3. -Pp. 246-260.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Rodov I., Leliaert Ph. FiMIAM: financial method of intangible assets measurement. — Journal of Intellectual Capital. - 2002. - Vol. 3. - N 3, Pp. 323-336.

6. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М. : Олимп-Бизнес, 2006.

7. Gummesson E. Total Relationship Marketing : 2nd ed. - Oxford : Butterworth-Heinemann, 2002.

8. Storper M. The regional world: territorial development in a global economy. - 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.