Научная статья на тему 'ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ИХ СООТНОШЕНИЕ'

ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ИХ СООТНОШЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7980
895
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКТРИНА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА / СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА / МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЛИЧНОСТИ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ / THE DOCTRINE OF THE RULE OF LAW / THE ESTABLISHMENT AND FUNCTIONING OF THE RULE OF LAW / MECHANISMS OF REALIZATION AND PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE INDIVIDUAL / PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE RULE OF LAW IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дроздова А.М.

Автором в статье исследуется возникшая проблема необходимости развития полноценной концепции правового государства, в которой будут представлены механизмы верховенства права и закона, и возникновения, становления, функционирования, дальнейшего развития правового государства, как социального феномена современности. В ходе исследования анализировались особенности понимания, становления и функционирования развитого гражданского общества и претворения в жизнь основополагающих принципов правового государства, при условии, что государство обеспечивает равенство людей перед законом. Автор обращает внимание на то, что есть проблемные моменты при обсуждении качественных и сущностных характеристиках правового государства и его отличия от государства обычного, или неправового, при этом обычно используются различные термины, такие как принципы, признаки, свойства, черты, особенности, соотношение и т.д. Автор статьи отмечает, что принципы - это требования к созданию идеальной модели правового государства, такие как господство права, разделение власти на ветви, гарантированность реализации и защиты прав и свобод личности, а признаки - это присущие реально существующему государству характеристики, черты, которыми государство реально обладает, при том, что признаки по отношению к принципам являются вторичными. Автором анализируется также отношения, связанные с развитием федерализма в России, принципом разделения властей и государственной власти; со становлением и формированием правовой системы страны, что оказывает влияние на правовое воспитание и образование различных слоев населения. Вышесказанное позволит сформировать национальные правовые традиции в сознании населения, соответствующий уровень правосознания и правовой культуры, а также создавать эффективные механизмы формирования и функционирования правовой системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE RULE OF LAW: THEIR RELATIONSHIP

The author of the article deals with the problem of the need to develop a full concept of rule of law, which will be presented to the mechanisms of the rule of law and the law, and the emergence, formation, operation, further development of the rule of law as a social phenomenon of our time. The study analysed the particular understanding of the formation and functioning of a developed civil society and implementing the fundamental principles of the rule of law, provided that the State ensures equality personalities and himself before the law. The author draws attention to the fact that there are issues when discussing the quality and essential characteristics of the rule of law and how it differs from conventional or non-States, usually uses a variety of terms, such as: principles, characteristics, traits, features, their ratio, etc. The author notes that the principles is the requirements for creating a perfect model of the rule of law, such as the rule of law, separation of powers, security branches realization and protection of the rights and freedoms of the individual, and signs is inherent in real existing State characteristics, traits, which the State really has, with signs in relation to principles are secondary. The author also examines the relations associated with the development of federalism in Russia, the principle of separation of powers and authority; with the formation and the formation of the country's legal system, which affects the legal education and training in various sectors of the population. The above would generate national legal traditions in the minds of the population, the appropriate level of legal awareness and legal culture, and create effective mechanisms of formation and functioning of the legal system as a whole.

Текст научной работы на тему «ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ИХ СООТНОШЕНИЕ»

УДК 340.115.7

ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ИХ СООТНОШЕНИЕ

Дроздова А.М., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация, tempi 7@rambler.ru

Автором в статье исследуется возникшая проблема необходимости развития полноценной концепции правового государства, в которой будут представлены механизмы верховенства права и закона, и возникновения, становления, функционирования, дальнейшего развития правового государства, как социального феномена современности.

В ходе исследования анализировались особенности понимания, становления и функционирования развитого гражданского общества и претворения в жизнь основополагающих принципов правового государства, при условии, что государство обеспечивает равенство людей перед законом.

Автор обращает внимание на то, что есть проблемные моменты при обсуждении качественных и сущностных характеристиках правового государства и его отличия от государства обычного, или неправового, при этом обычно используются различные термины, такие как принципы, признаки, свойства, черты, особенности, соотношение и т. д.

Автор статьи отмечает, что принципы - это требования к созданию идеальной модели правового государства, такие как господство права, разделение власти на ветви, гарантированность реализации и защиты прав и свобод личности, а признаки - это присущие реально существующему государству характеристики, черты, которыми государство реально обладает, при том, что признаки по отношению к принципам являются вторичными.

Автором анализируется также отношения, связанные с развитием федерализма в России, принципом разделения властей и государственной власти; со становлением и формированием правовой системы страны, что оказывает влияние на правовое воспитание и образование различных слоев населения. Вышесказанное позволит сформировать национальные правовые традиции в сознании населения, соответствующий уровень правосознания и правовой культуры, а также создавать эффективные механизмы формирования и функционирования правовой системы в целом.

Ключевые слова: доктрина правового государства, становление и функционирование правового государства, механизмы реализации и защиты прав личности, перспективы развития правового государства в России.

DOI: 10.21779/2224-0241-2018-26-2-25-29 UDC 340.115.7

PRINCIPLES OF THE RULE OF LAW: THEIR RELATIONSHIP Drozdova A.M., North Caucasus Federal University, Stavropol, Russian Federation, temp17@rambler.ru

The author of the article deals with the problem of the need to develop a full concept of rule of law, which will be presented to the mechanisms of the rule of law and the law, and the emergence, formation, operation, further development of the rule of law as a social phenomenon of our time.

The study analysed the particular understanding of the formation and functioning of a developed civil society and implementing the fundamental principles of the rule of law, provided that the State ensures equality personalities and himself before the law.

The author draws attention to the fact that there are issues when discussing the quality and essential characteristics of the rule of law and how it differs from conventional or non-States, usually uses a variety of terms, such as: principles, characteristics, traits, features, their ratio, etc.

The author notes that the principles is the requirements for creating a perfect model of the rule of law, such as the rule of law, separation of powers, security branches realization and protection of the rights and freedoms of the individual, and signs is inherent in real existing State characteristics, traits, which the State really has, with signs in relation to principles are secondary.

The author also examines the relations associated with the development of federalism in Russia, the principle of separation of powers and authority; with the formation and the formation of the country's legal system, which affects the legal education and training in various sectors of the population. The above would generate national legal traditions in the minds of the population, the appropriate level of legal awareness and legal culture, and create effective mechanisms of formation and functioning of the legal system as a whole.

Key words: the doctrine of the rule of law, the establishment and functioning of the rule of law, mechanisms of realization and protection of the rights of the individual, prospects for the development of the rule of law in Russia.

Б01: 10.21779/2224-0241-2018-26-2-25-29

Совершенное правление существует только в стране идей

Пьер Бейль *

Общеизвестно, что доктрина правового государства все больше утверждается как социальная ценность общественного бытия, как один из принципов построения взаимоотношений между человеком и государством, как практический механизм не только для функционирования самоуправления и народовластия, но и для реализации и защиты общепризнанных прав и свобод каждой личности.

Следует согласиться с С. А. Комаровым [1, с. 251], который считает, что в процессе формирования правового государства реализуются определенные гарантии для развития и совершенствования демократии притом, что существование последней возможно только при господстве права и закона.

На особое место принципа верховенства права указывает С.Р. Бекишиева [2, с. 19], обращая наше внимание на то, что юридическое понятие «верховенство права» появилось в России благодаря Конституции 1993 года, хотя прямо в тексте Конституции эти слова не встречаются. Конституция признала, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод благодаря Конституции стала, в соответствии с решениями Конституционного Суда России, не просто актом, превышающим силу обычных федеральных законов, но и субсидиарным набором критериев конституционности всех законов в России. Так, упоминаемое в тексте Европейской конвенции понятие «верховенство права» попало в правовой оборот России [2, а 18].

Однако справедливости ради следует отметить, что во все времена развития общества и государства и философы, и юристы периодически возвращались к идее и концепции правового государства, дискуссия то ослабевала, то нарастала вновь, особенно, в плане обсуждения условий и проблем становления правового государства. Уйти от обсуждения взаимоотношений государства и права также не удавалось, т.к. создавая и порождая правовые юридические нормы, государство и себя обеспечивает правовым воздействием и правовым регулированием, устанавливая пространственные границы действия юридических норм, которые обеспечивают ограничение произвола самого государства, определяя для него пределы.

Объективно понятно, что в настоящее время перед мыслителями и юристами, как в теоретическом, так и в практическом плане возникла необходимость развития полноценной концепции правового государства, в которой будут представлены не только механизмы верховенства права и закона, но и возможные условия и механизмы возникновения, становления, функционирования и дальнейшего развития правового государства, как социального феномена современности. Более того, определенная нагрузка ложится на юридическую науку настоящего периода, т.к. ей предстоит выработать современное и правовое мышление как составную часть правовой культуры личности, основываясь на общечеловеческих принципах и ценностях, с учетом национальных традиций и особенностей культуры.

Нельзя не заметить, что одним из условий правового государства является становление и функционирование достаточно развитого гражданского общества при условии установления конституционно и претворения в жизнь основополагающих принципов правового государства, а также если само государство будет ограничивать себя законом, обеспечивая равенство личностей и себя перед законом, беря на себя ответственность за обеспечение прав и свобод человека и гражданина в стране. Из вышесказанного становится понятно, что наравне с характеристиками правового государства, высвечивается главная сторона проблемы становления правового государства, которая заключается в создании системы общественных отношений как в обществе, так и в государстве, которые должны быть обеспечены правом во всех отношениях. Взаимоотношения государства и личности, взаимная ответственность могут означать, что государство гарантирует человеку его права и повсеместно может их защитить, а личность, человек, гражданин, в свою очередь, не могут не выполнять возложенные на них обязанности или уклоняться от их выполнения.

Если в государстве созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, то, по нашему мнению, это государство позволительно называть «правовым государством» [3, а 44]. Надо отметить, что дискуссии и споры по проблемам сущности государства, права, правового государства на основе изучения взаимоотношений между государством и личность существовали, существуют и будут существовать столько, сколько будет функционировать само государство, по той причине, что названные явления

многогранны и наделены объективными сложностями в понимании.

Одним из самых дискуссионных в научной юридической литературе является вопрос о качественных и сущностных характеристиках правового государства и его отличии от государства обычного, или неправового.

При обсуждении вопросов, связанных с характеристикой правового государства, зачастую используют самые различные термины, такие как принципы, признаки, свойства, черты, особенности и т. д., воспринимая их как однородные при том, что используют и применяют еще и такие парные категории как принципы-признаки. И в этом вопросе также нет единосогласия, т.к. некоторые отождествляют «признаки» и «принципы», а некоторые авторы рассматривают названные категории как самостоятельные и отдельные характеристики, разграничивая последние. Можно причислять себя к первой или второй группам, но объективно определенная смысловая разница между названными понятиями реально существует, даже если характеризовать особенности или специфику правовых государств.

Заметим, что, если «принципы» в научной литературе принято воспринимать как основные исходные положения концепции, теории, учения, науки в целом, то «признаки» - это, по большому счету, характеризующие государство показатели, характеристики, имеющие качественные стороны, которые можно определить. Отсюда можно заключить, что принципы правового государства являются общими для всех правовых государств - важными, основными, базовыми фундаментами, без которых правовое государство не имеет смысла, при том, что признаки правового государства определяют каждое государство в отдельности и характеризуют его специфику, отличие одного правового государства от другого и, в конечном счете, указывают на отличие правового государства от неправового.

В сфере рассмотрения признаков, присущих правовому государству также нет единого мнения. Так, например, одни ученые (А.В. Малько) выделяют такие основные принципы правового государства, как принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования, определяя при этом содержательную сторону понятия; а также принцип последовательного связывания государственной власти с помощью права, с целью создания для государственных служащих правового режима ограничения, рассматривая это как формально-юридическую сторону понятия [4].

Характеризуя правовое государство, А.Н. Соколов [5, с. 11-12] указывает на наличие у правового государства нескольких главных принципов, а именно: принцип гарантии свободы личности по отношению к государству, который конкретизируется в общепризнанных правах человека;

принцип правового равенства, который конкретизируется в понимании того, что законы имеют одинаковую для всех силу действия и что все граждане равны перед законом; принцип правовой безопасности в отношениях с государством; принцип разделения государственной власти организационно на законодательную, исполнительную и судебную, когда правовое государство рассматривается как многоаспектное и многосторонне образование. Справедливости ради следует заметить, что принцип разделения властей и принцип разделения государственной власти следовало бы назвать первым, т. к. без его реализации остальные названные вначале принципы не имеют смыслового значения.

Вероятно, следует заметить, что принципы - это требования к созданию идеальной модели правового государства: господство права, разделение власти на ветви, гарантированность реализации и защиты прав и свобод личности, а признаки - это присущие реально существующему государству как явлению действительности характеристики, черты, которыми указанное государство реально обладает; это - свойства правового государства, указывающие на него как на собственно правовое, т. е. отличающееся от обычного, неправового, государства. Отметим, что признаки по отношению к принципам являются вторичными и производными и образуют механизм их реального содержания, обеспечивая их реализацию и претворение в жизнь.

Нельзя не вспомнить, что главный принцип государства современной России, получивший закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», как утверждает и В.Е. Чиркин [6, с. 36-42]. Но возникает вопрос, каждый ли человек и его права и свободы - высшая ценность для государства? Или, точнее, все ли права и свободы человека-личности являют собой высшую ценность? А если данный человек преступник, предатель, вор, мошенник? Как тогда поступает государство? Позволим себе предположить, что принцип приоритета прав человека по отношению к государству потому и принцип, что является определяющим и гарантирующим не только реализацию прав личности, но и основой механизма деятельности государственных служащих, обеспечивая её ограничение и самоограничение, создавая преграды всесильной государственной власти.

Актуальными для ряда государств являются такие принципы, как принцип федерализма, который необходим не только для горизонтального разделения власти, но и для ее разделения по вертикали; а также принцип взаимной ответственности личности и государства, который слабо реализуется и трудно переходит в признак государства, хотя и представляется достаточно значимым.

Заметим, что правовое государство является развивающейся категорией, достаточно динамичной и многосторонней, что обязывает нас указать на то, что определенный некоторыми учеными перечень принципов правового государства не может быть завершенным или исчерпывающим, т. к. система постоянно развивается и совершенствуется, изменяется структура общества и государства. Изменения касаются правосознания и правовой культуры личности, реализуется механизм защиты прав человека и гражданина, при том, что основные, базовые, фундаментальные начала теоретического обоснования основ правового государства следует обозначать с тем, чтобы определить его место и роль во взаимоотношениях с гражданским обществом в процессе реализации главной задачи правового государства, которая заключается в создании механизмов и гарантий для максимальной реализации прав и свобод личности.

Надо отметить тот факт, что признаки правового государства являются конкретизирующими характеристиками принципов правового государства, которые дополняют их, обеспечивают гарантии и реализацию, элементарно претворяют в жизнь и сами претворяются в реальность, формируя при этом правовую действительность и правовую среду, благоприятную для человека и гражданина.

Тогда признаками правового государства в отличие от неправового, следует назвать верховенство права и закона, ограничение власти законом, наличие механизмов защиты прав личности, ответственность государства перед личностью за свои деяния, деятельность судов по эффективной судебной защите граждан, издание правовых законов.

Говоря о формировании и становлении правового государства в России, следует заметить, что гражданское общество в стране формируется, но формируется медленно и трудно, не создана основа его структуры, определенные трудности вносит проблема формирования среднего класса, то растет, то уменьшается беднейший слой населения, налицо проблемы, связанные с имущественным расслоением социальных групп и слоев населения. Определенная нестабильность российской политической системы порождает конфронтацию между различными партиями и течениями, в деятельности которых нет согласованности, они порой просто

борются друг с другом, не пытаясь понять друг друга и объединиться, что было ярко продемонстрировано в ходе дебатов кандидатов на пост президента страны в марте 2018 года. Определенные проблемные моменты существуют в развитии федерализма в России, принципа разделения властей и государственной власти; претерпевает становление система законодательства России и идет формирование правовой системы страны в целом, что оказывает влияние на правовое воспитание и образование различных слоев населения, не обеспечивая формирования национальных правовых традиций в сознании населения и не способствуя формированию правосознания и правовой культуры населения.

Теоретический аспект становления правового государства в стране, несмотря на конституционное закрепление, несколько занижен, особенно в сфере государственного управления и деятельности правоохранительных органов.

Вместе с тем, не так уж все безнадежно и формирование правового государства в Российской Федерации происходит с учетом развития гражданского общества в стране, наличия соответствующего уровня правовой культуры и культуры в целом, которые отражают реальную расстановку сил в государстве.

В Конституции России определена цель построения правового государства (ст. 1), более того, в ней же закреплены основные принципы создания государственности, особый акцент делается на формировании гражданского общества, процесс создания которого требует много усилий и времени, материальных и нравственных затрат. Однако многочисленные страдания, бедствия, войны и революции обязывают нашу страну не только воспринимать идею правового государства как теорию, концепцию, но и как единственную дорогу к развитию и процветанию страны, дабы не вернуться к диктатуре и тоталитаризму. Более того, очень хотелось бы верить в то, что возникшая и востребованная в нашей стране концепция правового государства в ближайшем будущем не только обрела бы характер доктрины, но и обеспечила бы себе условия и гарантии в процессе формирования правового государства в России.

Литература

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. 8-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во Юридического института, 2012. 608 с.

2. Бекишиева С.Р. Правовое государство и верховенство права: проблемы соотношения и практического воплощения в российской правовой системе // Юридический вестник ДГУ. Т. 23. 2017. № 3. С.18-24.

3. ДроздоваА.М. Правовое государство: концепция или доктрина // Верховенство права и правовое государство: проблемы теории и практики: материалы Х международной научно-практической конференции. М.: РГУП, 2016. 536 с.

4. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Норма, 2008. 384 с.

5. Соколов А.Н. Правовое государство: от идеи до материализации. Калининград: ЯНТАР. СКАЗ,

2002. 455 с.

6. Чиркин В.Е. Государствоведение: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юристь, 2000. 382 с.

References

1. Komarov S.A. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava [General theory of State and law]: uchebnik. 8-e izd., ispr. i dop. SPb.: Izd-vo Yuridicheskogo instituta, 2012. 608 s.

2. Bekishieva S.R. Pravovoe gosudarstvo i verkhovenstvo prava: problemy sootnosheniya i praktich-eskogo voploshcheniya v rossiiskoi pravovoi sisteme [State of law and the rule of law: gender and practical implementation in the Russian legal system] // Yuridicheskii vestnik DGU. T. 23. 2017. № 3. S.18-24.

3. Drozdova A.M. Pravovoe gosudarstvo: kontseptsiya ili doktrina [State of law: concept or doctrine]// Verkhovenstvo prava i pravovoe gosudarstvo: problemy teorii i praktiki: materialy Х mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. M.: RGUP, 2016. 536 s.

4. Kulapov V.L., Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and law]. M.: Norma, 2008.

384 c.

5. Sokolov A.N. Pravovoe gosudarstvo: ot idei do materializatsii [State of law: from idea to materialize]. Kaliningrad: YaNTAR. SKAZ, 2002. 455 s.

6. Chirkin V.E. Gosudarstvovedenie: uchebnik. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Yurist', 2000. 382 s.

Поступила в редакцию 3 мая 2018 г.

Received 3 May, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.