Научная статья на тему 'ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ФАНФИКШЕНОМ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ'

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ФАНФИКШЕНОМ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
309
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературное образование / старшая школа / читательские интересы / фанфикшен / сравнительно-сопоставительный анализ / literary education / senior high school / reading interests / fan fiction / comparative study

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ю.А. Семенова, К.В. Немальцева

В статье раскрывается проблема использования в литературном образовании в старшей школе текстов, входящих в круг читательских интересов учащихся. Практика детского чтения сегодня демонстрирует преобладание текстов массовой литературы, которые не признаются учителями и родителями. Такой читательский конфликт приводит к отторжению произведений, выбранных учителями и родителями, и к намеренному обращению к яркому явлению масскульта – фанфикшену. Необходимость возвращения интересов учащихся к классической литературе и формирования мотивации обучения в рамках школьного предмета «Литература» стала основой для разработки методических приемов по сближению фанфикшена и русской классики в старшей школе. Выбор продуктивных приемов работы был основан на главном принципе литературного образования – формировании эстетического вкуса подрастающего поколения. В этом плане эффективным становится сравнительно-сопоставительный анализ, главная задача которого не просто сравнить тексты классической литературы и фанфиков, но и вывести учащихся с читательского уровня восприятия текста на исследовательский, аналитический. Представленный подход даст возможность сформировать критическое отношение к выбираемым для прочтения текстам и стремление к проникновению в ткань художественного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH FAN FICTION TEXTS DURING THE COURSE OF LITERATURE STUDY IN SENIOR HIGH SCHOOL

The article is focused on teaching literature in senior high school and deals with the problem of using texts which are of reading interest among students. Nowadays modern children choose to read mass literature texts which are not accepted by teachers and parents. Such reading conflict leads to students repulsing the literary works suggested by teachers and parents. Students deliberately refer to fan fiction as a bright mass culture phenomenon. The necessity to inspire a renewed students’ interest in classical literature and to increase learning motivation in Literature as a school subject has become the basis for creating teaching techniques to bring fan fiction near to Russian classical literature. The choice of productive techniques is premised on developing aesthetic sense of young generation which is the main principle of literary education. In this respect comparative study seems effective. Its main aim is not only to compare classical literature and fan fiction texts, but bring students from their reading level of perceiving texts to a research, analytical one. The approach given in the article will make it possible to develop a critical eye on texts chosen for reading and aspiration to get to see a piece of fiction through and through.

Текст научной работы на тему «ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ФАНФИКШЕНОМ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ»

формировать в обязательном порядке умения и навыки выполнения различных тактических элементов прицельной стрельбы: после передвижения с коротких остановок, после физической нагрузки, со сменой положений для стрельбы, из-за укрытия, по движущемуся транспортному средству, со сменой магазина, с переносом огня по фронту и вглубь мишенной обстановки, в движении. Подводя итог сказанному, отметим следующее: фактически признается, что качество формирования необходимых профессиональных компетенций на базовом этапе огневой подготовки является важнейшей задачей и позволяет создавать активную вариативную двигательную базу, необходимую на тактико-техническом этапе. Именно отсутствие широкого спектра тактических элементов и их связок в действующем Наставлении не позволяло переходить к тактико-техническому этапу огневой подготовки, на котором создаются условия, приближенные к реальной обстановке, моделирующей служебную деятельность и обстоятельства пресечения правонарушений с помощью оружия. Из чего можно сделать вывод о наличии положительных изменений в проекте Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. В связи с делегированием большого количества полномочий, связанных с применением огнестрельного оружия сотрудниками полиции, несомненным является снижение вероятности его применения в ближайшей перспективе - из подчинения МВД России выведены наиболее боеспособные подразделения внутренних войск и специального назначения, которые сформировали основу новой силовой структуры - войск национальной гвардии Российской Федерации, деятельность которой и связана непосредственно с силовым пресечением преступлений посредством огнестрельного оружия. В то же время право применения огнестрельного оружия сотрудниками МВД России, осуществляющими охрану общественного порядка и общественной безопасности, осталось. В этой связи наблюдаемую тенденцию к пересмотру нормативной правовой базы, связанной с указанными обстоятельствами, можно рассматривать как логическое продолжение реорганизации МВД России с необходимостью приведения в соответствие с существующими целями и задачами.

Действующее Наставление по организации огневой подготовки в ОВД Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России № 880 от 23.11.2017, не содержит в себе всей необходимой информации для организации и проведения занятий по огневой подготовке: критерии оценки Нормативов упражнений с оружием и стрельбами содержатся в Положении по организации подготовки кадров для замещения должностей в ОВД Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России № 275 от 05.05.2018. Поэтому изменение Наставления

Библиографический список

неминуемо приведет к необходимости создания нового Положения по организации подготовки кадров, которое, в свою очередь, является основой всей системы профессионального обучения в МВД России. Как следствие, вместе с подготовкой проекта Наставления необходимо разрабатывать и проект нового Положения по организации подготовки кадров для замещения должностей в ОВД Российской Федерации, в котором отражены все критерии оценки профессиональной подготовки на всех образовательных уровнях системы профильного образования, в том числе огневой подготовки. В настоящий момент проекта Положения по организации подготовки кадров, к сожалению, нет, и его создание будет сопряжено с тем, что до этого момента пройдет немало времени, в течение которого принятое в ближайшее время Наставление не будет действовать в полной мере в силу указанных обстоятельств.

Решение задач, поставленных в исследовании, позволяет говорить о том, что существующая система огневой подготовки непосредственно связана с нормативной правовой основой, удовлетворяющей требованиям всех министерств, в ведении которых находится профессиональное образование МВД России. Ситуация, когда изменения, регламентирующие только некоторую часть деятельности профильного образования, требующие модификации нормативной правовой основы, подведомственной другим министерствам, могут продолжаться без конца, неприемлема. Такое положение не позволяет отследить качество ранее принятых решений и их влияние на конечный результат - пропадает возможность влиять на улучшение образовательного процесса. Поэтому, на наш взгляд, есть острая необходимость приведения в соответствие друг другу всей совокупности нормативной правовой базы огневой подготовки с целью дальнейшего определения её влияния на конечный результат образовательного процесса - формирование профессиональных компетенций, соответствующих требованиям условий практического применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции. Невозможность преподавательского состава образовательной организации оперативно повлиять на приведение этой взаимосвязи в требуемое соответствие усугубляет негативные тенденции образовательного процесса. Ситуация, складывающаяся в системе огневой подготовки, является логическим продолжением вышеуказанной проблемы нормативной правовой основы: практические упражнения стрельб, формирующие техническую готовность к применению огнестрельного оружия сотрудниками полиции, должны соответствовать условиям практических ситуаций, являющихся сутью тактико-технического этапа огневой подготовки. Анализ статистики применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД позволит это соответствие установить или потребует коррекции обучения.

1. Семёнов В.В., Медведев М.В. Некоторые вопросы обучения курсантов и слушателей по огневой подготовке в Барнаульском юридическом институте МВД России. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул: БЮИ МВД России, 2020: 196 - 198.

2. Семёнов В.В., Медведев М.В., Андрианов А.С. Основные направления совершенствования системы огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации на современном этапе. Вестник Барнаульского юридического института. 2020; № 2 (39): 256 - 257.

3. Семёнов В.В., Медведев М.В. Методологические основы обучения огневой подготовки. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул: БЮИ МВД России, 2019: 153 - 154.

4. Семёнов В.В., Медведев М.В., Андрианов А.С. Анализ изменений нормативной базы и направления развития огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул: БЮИ МВД России, 2017: 167 - 169.

5. Медведев М.В., Семёнов В.В. Моделирование экстремальных условий в образовательном процессе по огневой подготовке. Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института. 2020; № 36: 34 - 37.

References

1. Semenov V.V., Medvedev M.V. Nekotorye voprosy obucheniya kursantov i slushatelej po ognevoj podgotovke v Barnaul'skom yuridicheskom institute MVD Rossii. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2020: 196 - 198.

2. Semenov V.V., Medvedev M.V., Andrianov A.S. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya sistemy ognevoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov Rossijskoj Federacii na sovremennom 'etape. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta. 2020; № 2 (39): 256 - 257.

3. Semenov V.V., Medvedev M.V. Metodologicheskie osnovy obucheniya ognevoj podgotovki. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2019: 153 - 154.

4. Semenov V.V., Medvedev M.V., Andrianov A.S. Analiz izmenenij normativnoj bazy i napravleniya razvitiya ognevoj podgotovki v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2017: 167 - 169.

5. Medvedev M.V., Semenov V.V. Modelirovanie 'ekstremal'nyh uslovij v obrazovatel'nom processe po ognevoj podgotovke. Vestnik uchebnogo otdela Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta. 2020; № 36: 34 - 37.

Статья поступила в редакцию 11.10.21

УДК 372.882

Semenova Yu.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: 5ok@bk.ru

Nemaltseva K.V., student, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: culolokn@gmail.com

WORKING WITH FAN FICTION TEXTS DURING THE COURSE OF LITERATURE STUDY IN SENIOR HIGH SCHOOL. The article is focused on teaching literature in senior high school and deals with the problem of using texts which are of reading interest among students. Nowadays modern children choose to read mass literature texts which are not accepted by teachers and parents. Such reading conflict leads to students repulsing the literary works suggested by teachers and parents. Students deliberately refer to fan fiction as a bright mass culture phenomenon. The necessity to inspire a renewed students' interest in classical literature and to increase learning motivation in Literature as a school subject has become the basis for creating teaching techniques to bring fan fiction near to Russian classical literature. The choice of productive techniques is premised on developing aesthetic sense of young generation which is the main principle of literary education. In this

respect comparative study seems effective. Its main aim is not only to compare classical literature and fan fiction texts, but bring students from their reading level of perceiving texts to a research, analytical one. The approach given in the article will make it possible to develop a critical eye on texts chosen for reading and aspiration to get to see a piece of fiction through and through.

Key words: literary education, senior high school, reading interests, fan fiction, comparative study.

Ю.А. Семенова, канд. филол. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Е-mail: 5ok@bk.ru

К.В. Немальцева, студентка, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: culolokn@gmail.com

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ФАНФИКШЕНОМ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

В статье раскрывается проблема использования в литературном образовании в старшей школе текстов, входящих в круг читательских интересов учащихся. Практика детского чтения сегодня демонстрирует преобладание текстов массовой литературы, которые не признаются учителями и родителями. Такой читательский конфликт приводит к отторжению произведений, выбранных учителями и родителями, и к намеренному обращению к яркому явлению масскульта - фанфикшену. Необходимость возвращения интересов учащихся к классической литературе и формирования мотивации обучения в рамках школьного предмета «Литература» стала основой для разработки методических приемов по сближению фанфикшена и русской классики в старшей школе. Выбор продуктивных приемов работы был основан на главном принципе литературного образования - формировании эстетического вкуса подрастающего поколения. В этом плане эффективным становится сравнительно-сопоставительный анализ, главная задача которого не просто сравнить тексты классической литературы и фанфиков, но и вывести учащихся с читательского уровня восприятия текста на исследовательский, аналитический. Представленный подход даст возможность сформировать критическое отношение к выбираемым для прочтения текстам и стремление к проникновению в ткань художественного произведения.

Ключевые слова: литературное образование, старшая школа, читательские интересы, фанфикшен, сравнительно-сопоставительный анализ.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта взаимодействия ЮУрГГПУ - ШГПУ в рамках НИР № 04.21.10-10Д от 05.04.2021 «Литературное образование: изучение классики через современность»

Во все времена литература имела огромное значение в формировании и развитии личности подростка. Именно «литература прививает нормы морали и нравственности, воспитывает патриотические чувства, приобщает к национальному характеру, знакомит читателей с проблемами, которые остаются актуальны по сей день» [1].

Но, как бы не была успешна литература в формировании личности, в реалиях современного времени происходит значительный спад читательского интереса не только среди учащихся, но и среди населения в целом. Однако именно читательский интерес является основой литературного образования и способствует формированию читательской культуры, поскольку представляет собой «избирательно-положительное отношение читателя к чтению произведений печати, эмоционально привлекательных или значительных для него в каком-то аспекте» [2]. В этом плане школьный список текстов для обязательного прочтения перестал быть актуальным и эмоционально привлекательным для учащихся, о чем уже ни одно десятилетие говорят практики. «Современные ученики не готовы прислушиваться к мнению авторитетных взрослых (родителей, учителей, библиотекарей) при выборе книг, предпочитая руководствоваться собственным мнением» [3]. Но это не значит, что дети ничего не читают, они увлечены теми текстами, которые популярны у молодежи, или теми, которые родители и учителя отказываются называть литературой. Так, например, учащиеся старших классов, редко находящие время на чтение книг из утвержденного списка литературы, «хотят обсуждать книги С. Кинга, Дж. Фаулза, Ч. Паланика, А. Сапковского, А. де Сент-Экзюпери. Некоторые из учащихся являются членами фандомов или читательских групп в соцсетях, посещают творческие мастерские, студии выразительного чтения или читательские клубы» [4]. Сфера читательских интересов современных детей гораздо шире того, о чем имеет представление старшее поколение. Родители и учителя зачастую не знают о творческих увлечениях своих детей, одним из которых является фанфикшен как явление массовой культуры, сосредоточенное на создании текстов по существующим произведениям, ориентированное, прежде всего, на переосмыслении сюжетной линии и авторской задумки. Причины сокрытия таких читательских интересов во многом кроются в отношении к фанфикшену, который воспринимается как бегство детей от реальности и оказывает негативное влияние на систему ценностей подрастающего поколения в силу табуированности поднимаемых тем. Поэтому считается, что фанфикшен должен в обязательном порядке быть заменен на чтение классики. И это приводит к читательскому конфликту, разрешить который - главная задача учителя.

Всё это свидетельствует о том, что в настоящее время в методике назрела серьёзная потребность учета фанфикшена как средства формирования увлеченности литературой и развития аналитических способностей учеников. Стоит отметить, что фанфикшен в последние годы активно становится предметом не только филологической, но и методической науки. Особенности использования фанфиков в литературном обучении представлены в работах Г В. Нарыковой [5], Ю.Л. Мокшиной [6; 7], В.И. Мокляк, И.А. Леонидовой [8], О.Н. Белеванцевой [9]. Авторы акцентируют внимание на результативности применения фанфикшена на уроках литературы и во внеурочной деятельности. Вышеизложенное определяет актуальность настоящего исследования, которое направлено на раскрытие потенциала фанфикшена как вида массовой культуры при формировании моти-

вации учащихся к чтению и изучению литературы в рамках программы старшей школы.

Цель настоящего исследования состоит в выявлении методических возможностей текстов фанфикшена, основанных на классических произведениях русской литературы, при изучении литературы в старшей школе.

Основные задачи исследования включали в себя сбор эмпирического материала об уровне знакомства обучающихся с явлением фанфикшена; подбор фанфиков для проведения сравнительного анализа с произведениями школьной программы; проработка приемов осуществления сравнительного анализа фанфиков и текстов русской классики с целью их первоначального сближения и дальнейшего углубления восприятия художественного текста, осознания учениками специфики произведений классики и масскульта и отражения в них ценностных установок.

Научная новизна исследования заключается в проработке приемов сравнительно-сопоставительного анализа текстов фанфкишена и произведений классической литературы для старшей школы как основы для формирования мотивации к прочтению произведений школьной программы и корректировки ценностных ориентиров подрастающего поколения.

Возможность использования описанных приемов как основы для дальнейших методических экспериментов в практике преподавания литературы на разных ступенях образования определяет практическую значимость данной работы.

Синтез классической литературы и фанфикшена в образовательном процессе может дать результаты не только в виде увлеченности литературой, но и в усвоении знаний по предмету, а также в формировании навыков анализа текстов.

Тем не менее внедрять фанфикшен в практику школьного преподавания нужно с осторожностью в силу ряда причин:

1. Несовершенство фанфиков в формальном и содержательном плане. Особенно это касается стиля и языка произведений. Примат эмоциональности в тексте приводит к тому, что для автора произведение как единое смысловое целое утрачивает свою актуальность.

2. Объем. По объему фанфики могут превосходить классические эпические произведения, изучаемые в старшей школе. Но, как отмечают учителя-практики, понижение читательского интереса является следствием большого объема произведений.

3. Читательская аудитория. Далеко не все учащиеся знакомы с явлением фанфикшена, еще меньше читают фанфики или увлечены ими, а также готовы обсуждать их с учителями.

4. Увлеченность фанфиками в аудиторной работе может привести к окончательному разочарованию в классической литературе в силу легкости восприятия и интерпретации масскультового текста.

Однако эти причины не отменяют того факта, что фанфикшен - это явление, насчитывающее многомилионную аудиторию, где каждая появившаяся работа оценивается читателями. Дальнейшая популярность фанфика напрямую зависит от «грамотности и компетентности автора: неграмотно написанный текст получает низкий рейтинг, его автор - негативную оценку со стороны других участников сообщества, отсюда следует, что написание фанфиков - кропотливая работа, требующая постоянного совершенствования навыков письменной и устной речи» [10]. Это значит, что фанфикшен может стать средством разви-

тия ученической креативности, поскольку литературная деятельность позволит оценить творческий потенциал учеников: они могут писать по своим интересам, брать заказы, также это может стать мотивацией для изучения классической литературы в школе, потому что для написания текста фанфика необходимо знать канонический текст Положительный опыт по работе с фанфикшеном в процессе литературного образования в школе был проведен Ю.Л. Мокшиной в рамках межрегионального проекта «Территория творчества. Фанфикшн - сочинение для тех, кто не хочет расставаться с литературными героями». Как утверждает автор исследования, «на начальном этапе проекта детей обучали алгоритму создания фанфиков на примере классических произведений. Учащиеся писали предысторию литературного первоисточника (приквел), ее продолжение (сиквел), давали пояснения к развитию сюжетного действия на основе первичного текста (спин-о-фф), компилировали художественные миры (кроссовер)» [11, с. 96]. Ю.Л. Мок-шина также отмечает, что «обучение органично согласовывалось с основным программным материалом, так как происходило на уроках литературы, посвященных анализу классических произведений» [11, с. 97]. Создание совместного фанфикшен-текста в творческих лабораториях стало вторым этапом работы в рамках исследования. «На третьем этапе, когда был накоплен достаточный опыт в написании текстов, устраивались командные соревнования. Создание вторичных текстов является инструментом, который «обеспечит вовлечение в чтение и активное творчество, придаст чтению эмоционально-ценностный смысл» [11, с. 93].

Этот опыт может быть продолжен и доработан в практике преподавания литературы. Авторы настоящего исследования ориентируются на уроки внеклассного чтения и факультативные занятия с учениками старшей школы. Работая с фанфикшеном, учитель при изучении художественного произведения использует традиционные приемы, однако наиболее продуктивным, как показал проведенный студентами в рамках практической работы эксперимент, является сравнительно-сопоставительный анализ.

Реализовываться он может на сопоставлении и анализе композиции, конфликтов и сюжетов. Так, например, ученикам 10 класса на одном из занятий можно предложить провести сравнение эмоционального состояния Евгения Базарова в фанфике Winter light «Jam moritur» [12] и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» [13] в эпизоде смерти главного героя. Это позволит учащимся увидеть, насколько сильно отличается передача эмоциональности в фанфике и в классическом произведении. В романе «Отцы и дети» Е. Базаров выделяет то, что в дальнейшем Анне непременно нужно стать счастливой, что Россия сможет существовать и без него: «...меня вы забудете, - начал он опять, - мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес... Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. - Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...».

В фанфике упор делается на трагичности любви и на том, чего они не смогли достичь, будучи свободными от бремени людьми:

«Ты проститься пришла ко мне.

Этой встречи я очень ждал.

Все оставят нас. В тишине

Я скажу все, что не сказал.

Я ведь думал, что я - гигант!

Что я выше намного всех!

А теперь... Не поднять стакан.

Рассмеяться б. Но тонет смех.

Для работы с данным материалом перед учениками на начальном этапе ставится следующий вопрос: «Какой отрывок произвел на вас большее впечатление?» Наиболее эмоциональным ученики считают эпизод из фанфика, потому что он полностью сконцентрирован на личных переживаниях Базарова, понятных подросткам-максималистам. Это первый уровень восприятия текста. Задача учителя - углубить эмоциональное восприятие и показать разницу описания душевного состояния героя, глубину его эмоционального состояния и, как следствие, скорректировать их систему ценностей. Поэтому следующим этапом работы должен стать сравнительный анализ прощальных слов Евгения, который должен привести учеников к мысли о том, что речь героя в романе гораздо трагичнее, потому что Базаров осознает масштаб потери: помимо переживаний о себе и возлюбленной, он беспокоится о своих родителях, которые навсегда простятся с единственным сыном; о мире, который он больше не увидит, и о России, историю которой он так и не смог изменить. Самое болезненное для него - осознание

Библиографический список

бессмысленности человеческого существования. В романе представлена трагедия человека, его жизни (любви, профессии, интересов и т.д.), в то время как в фанфике преобладает исключительное «я», ограничивающее жизнь героя только любовью. Это влияет достаточно сильно на расстановку приоритетов героя, который ограничивает свои сожаления только осознанием того, что любовь осталась нереализованной, отсюда обида Евгения Базарова на Анну: «Как романтик, он хочет любовного признания Одинцовой и досадует на ее нерешительность; как нигилист, он презирает и себя, и Одинцову за возникшую между ними сердечную связь. Это сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить. И, конечно, одним из виновников затягивающегося драматичного узла оказывается Базаров. Назойливо упрекая Одинцову в аристократической изнеженности, в неспособности на большое и решительное чувство, Базаров, в сущности, от своей и от ее любви к нему заранее отказывается» [14]. В фанфике герой напряжен, он испытывает щемящее чувство одиночества от нехватки времени и от того, что не смог реализовать любовную историю в той мере, в какой сам того хотел. На основе описания психологического состояния героя роман и фанфик между собой ярко контрастируют Размышления о причинах и сути контраста должны привести учащихся к выводу о том, что любовные переживания - это одна из составляющих в жизни человека, которая не должна затмевать другие, не менее важные составляющие.

Сравнительно-сопоставительный анализ можно использовать, изучая отношения Ольги Ильинской к Илье Обломову в романе И.А. Гончарова «Обломов» [15] и в фанфике с элементами анализа Герцогини Чеширской «Так ли они положительны?..» [16]. Фанфикшен может стать основой для постановки проблемного дискуссионного вопроса об отношении Ольги Ильинской к Илье Обломову. В фанфике автор утверждает, что Ольга Ильинская не любила Илью, она преследовала лишь свои эгоистичные цели: «...ее самовлюбленность и эгоизм просто бросаются в глаза. К Обломову Ольга подходит как к объекту для эксперимента, ей интересно, сможет ли она из неуклюжего увальня сделать активного и деятельного «члена общества» и как ее за это станут превозносить, мыслей о самом Илье, о том, нужны ли ему такие перемены, у нее и вообще нет. Конечно, задуманная трансформация не удается, ни один человек не может так радикально измениться, как этого хотела Ольга, причем за столь короткий срок. Девушке очень быстро надоедает не оправдывающий себя эксперимент, и Обломов, разумеется, становится ей не нужен, она тут же объявляет ему о своем полном в нем разочаровании» [16]. В романе же Ольга относится к Илье с надеждой, она верит в его изменения в лучшую сторону, испытывает к нему искренние нежные и теплые чувства и разочаровывается в них только в тот момент, когда понимает, что «воскресить и оживить Обломова» не получится: «...я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер. Я не предвидела этой ошибки, а все ждала, надеялась. и вот!..» [15].

Дискуссия о сути отношения Ольги Ильинской к Илье Обломову позволит выявить особенности восприятия жизни и любви у подростков XXI века, что даст возможность скорректировать как на проводимом уроке, так и в последующей работе их иногда поверхностные и максималистские взгляды. Необходимо показать, используя высказывания И.А. Гончарова и критиков, почему точка зрения автора фанфика - обычного читателя не должна восприниматься как аксиома. Читательское видение базируется исключительно на личном опыте без привлечения и анализа контекста эпохи, литературных направлений и эстетических взглядов автора, а также деталей художественного произведения. Читательское мнение в используемых автором формулировках кажется убедительным, но, по сути, безосновательным. Это даст возможность ученикам прийти к мысли о сложности создания текста художественной литературы, о необходимости расширения границ суждений по вопросам, которые кажутся им однозначно оцениваемыми.

Таким образом, поставленные цели и задачи исследования можно считать достигнутыми. Разработка приемов сравнительно-сопоставительного анализа текстов фанфикшена и произведений классической литературы показала, что использование масскульта в практике школьного обучения может быть продуктивным, поскольку способствует не только развитию интереса учащихся к произведениям школьной программы за счет сближения близкого для них стиля фанфикшена и далекого стиля художественных произведений, но и выведению читательских интересов детей с уровня эмоционального восприятия на аналитический с целью понимания идейного авторского посыла, специфики инструментария по его созданию. В свою очередь, аналитический уровень позволит учителю достичь еще одной важной цели литературного образования - корректировки ценностных ориентиров учащихся. Настоящее исследование позволило определить дальнейшие пути литературного образования, построенного как на сравнительно-сопоставительном анализе фанфиков и классических произведений школьной программы, так и на применении приемов творческого и исследовательского методов.

1. Конькова Т.Ю. Формирование у школьников интереса к чтению классической художественной литературы как научно педагогическая проблема. ВестникМГУКИ. 2017; № 1 (75): 152 - 159.

2. Дрешер Ю.Н. Читательский интерес. Краткий терминологический словарь по библиотерапии, 2009: 364 - 365.

3. Кузьминых Е.О. Динамика читательских интересов современных школьников. Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018; № 2 (29). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-chitatelskih-interesov-sovremennyh-shkolnikov

4. Романичева Е.С., Сененко О.В., Метелкина Ю.С., Маймистова Д.С. От чтения «обязательного» к чтению «свободному»: что и как читают и обсуждают читатели-подростки (по материалам опроса). Педагогический имидж. 2017; № 1 (34): 28 - 38.

5. Нарыкова ГВ. Активизация учебной деятельности учащихся посредством интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 60-33: Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-posredstvom-interaktivnyh-form-i-metodov-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka-i

6. Мокшина Ю.Л. Образовательные ресурсы текстов новой природы. Фанфикшен как социокультурный и педагогический феномен. Педагогика текста: тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2016: 74 - 77.

7. Мокшина Ю.Л. Творческое сочинение (fanfiction) на уроках литературы как ресурс развития мотивации к изучению русского языка. На путях к новой школе. Санкт-Петербург: Образовательный центр «Участие», 2016; № 3: 43 - 44.

8. Мокляк В.И., Леонидова И.А. Поэтика фантастического. Феномен funfiction как средство развития творческих способностей учащихся. Духовность и ментальность: экология языка и культура на рубеже XX - XXI веков. 2017: 235 - 238.

9. Белеванцева О.Н. Развитие творческой деятельности учащихся с ОВЗ на дистанционных уроках литературы: технология создания фанфиков как актуальный способ интерпретации художественного произведения. Молодой ученый. 2019; № 11 (249): 232 - 234.

10. Синельникова Е.О. Возможности применения фанфиков на уроках литературы. Сетевое издание «Солнечный свет». Available at: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/vozmojnosti-primeneniya-fanfikov-na-urok2433101/

11. Мокшина Ю.Л. Фанфикшн как инструмент приобщения современных школьников к чтению классической литературы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2018.

12. Winter Light Jam moritur. Книга фанфиков. Available at: https://ficbook.net/readfic/826111

13. Тургенев И.С. Отцы и дети. Москва: Детская литература, 2020.

14. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Москва: Просвещение, 1982.

15. Гончаров И.А. Обломов. Москва: АСТ, 2015.

16. Герцогиня Чеширская А так ли они положительны?... Книга фанфиков. Available at: https://ficbook.net/readfic/2829241

References

1. Kon'kova T.Yu. Formirovanie u shkol'nikov interesa k chteniyu klassicheskoj hudozhestvennoj literatury kak nauchno pedagogicheskaya problema. Vestnik MGUKI. 2017; № 1 (75): 152 - 159.

2. Dresher Yu.N. Chitatel'skij interes. Kratkij terminologicheskij slovar' po biblioterapii, 2009: 364 - 365.

3. Kuz'minyh E.O. Dinamika chitatel'skih interesov sovremennyh shkol'nikov. Aktual'nye voprosy sovremennojfilologiiizhurnalistiki. 2018; № 2 (29). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/dinamika-chitatelskih-interesov-sovremennyh-shkolnikov

4. Romanicheva E.S., Senenko O.V., Metelkina Yu.S., Majmistova D.S. Ot chteniya «obyazatel'nogo» k chteniyu «svobodnomu»: chto i kak chitayut i obsuzhdayut chitateli-podrostki (po materialam oprosa). Pedagogicheskij imidzh. 2017; № 1 (34): 28 - 38.

5. Narykova G.V. Aktivizaciya uchebnoj deyatel'nosti uchaschihsya posredstvom interaktivnyh form i metodov obucheniya na urokah russkogo yazyka i literatury. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 60-33: Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-posredstvom-interaktivnyh-form-i-metodov-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka-i

6. Mokshina Yu.L. Obrazovatel'nye resursy tekstov novoj prirody. Fanfikshen kak sociokul'turnyj i pedagogicheskij fenomen. Pedagogika teksta: teksty novojprirody v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoj shkoly: sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: LEMA, 2016: 74 - 77.

7. Mokshina Yu.L. Tvorcheskoe sochinenie (fanfiction) na urokah literatury kak resurs razvitiya motivacii k izucheniyu russkogo yazyka. Na putyah knovojshkole. Sankt-Peterburg: Obrazovatel'nyj centr «Uchastie», 2016; № 3: 43 - 44.

8. Moklyak V.I., Leonidova I.A. Po'etika fantasticheskogo. Fenomen funfiction kak sredstvo razvitiya tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya. Duhovnost'imental'nost': 'ekologiya yazyka i kultura na rubezhe XX - XXI vekov. 2017: 235 - 238.

9. Belevanceva O.N. Razvitie tvorcheskoj deyatel'nosti uchaschihsya s OVZ na distancionnyh urokah literatury: tehnologiya sozdaniya fanfikov kak aktual'nyj sposob interpretacii hudozhestvennogo proizvedeniya. Molodoj uchenyj. 2019; № 11 (249): 232 - 234.

10. Sinel'nikova E.O. Vozmozhnosti primeneniya fanfikov na urokah literatury. Setevoe izdanie «Solnechnyj svet». Available at: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ vozmojnosti-primeneniya-fanfikov-na-urok2433101/

11. Mokshina Yu.L. Fanfikshn kak instrument priobscheniya sovremennyh shkol'nikov k chteniyu klassicheskoj literatury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2018.

12. Winter Light Jam moritur. Kniga fanfikov. Available at: https://ficbook.net/readfic/826111

13. Turgenev I.S. Otcy ideti. Moskva: Detskaya literatura, 2020.

14. Lebedev Yu.V. Roman I.S. Turgeneva «Otcy i deti». Moskva: Prosveschenie, 1982.

15. Goncharov I.A. Oblomov. Moskva: AST, 2015.

16. Gercoginya Cheshirskaya A tak li oni polozhitel'ny?... Kniga fanfikov. Available at: https://ficbook.net/readfic/2829241

Статья поступила в редакцию 15.10.21

УДК 001.891.5+378.146+378.14.015.62

Solovkina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Physical-Mathematical and Engineering Technological Institute, Gorno-Altaisk State University

(Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: sol0903@mail.ru

Deev M.E., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Physical-Mathematical and Engineering-Technological Institute,

Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: mihdeev@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FEATURES OF A GRADUATE QUALIFICATION WORK ON METHODS OF TEACHING MATHEMATICS. The article discusses a new approach to writing a final qualifying work on methods of teaching mathematics, according to which the implementation of research work represents a case technology for university graduates, which includes a number of specific features of the theoretical and practical parts of the research work. The theoretical part, as a rule, includes the main aspects of the theory used in further practical research. The description of the experimental work, which occupies a key position, is carried out in the second chapter. Students provide results independently or together with the supervisor of the prepared pedagogical experiment, the approbation of which is carried out in the process of passing the relevant practice, where they act as teacher of mathematics. Competently carried out statistical processing of the results obtained indicates the effectiveness of the experimental part of the work. Conclusions are formulated that speak about the effectiveness of all the work done.

Key words: education, training, final qualification work, methods of teaching mathematics, case technology.

И.В. Соловкина, канд. пед. наук, доц., Физико-математический и инженерно-технологический институт Горно-Алтайского государственного

университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: sol0903@mail.ru

М.Е. Деев, канд. физ.-мат. наук, доц., Физико-математический и инженерно-технологический институт Горно-Алтайского государственного

университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: mihdeev@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

В статье рассматривается новый подход к написанию выпускной квалификационной работы по методике преподавания математики, согласно которому выполнение исследовательской деятельности представляет для выпускников вуза кейс-технологию, включающую в себя ряд специфических особенностей теоретической и практической частей. Теоретическая часть, как правило, включает в себя основные аспекты теории, применяемой в дальнейшем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.