Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / обучение / выпускная квалификационная работа / методика преподавания математики / кейс-технология / education / training / final qualification work / methods of teaching mathematics / case technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.В. Соловкина, М.Е. Деев

В статье рассматривается новый подход к написанию выпускной квалификационной работы по методике преподавания математики, согласно которому выполнение исследовательской деятельности представляет для выпускников вуза кейс-технологию, включающую в себя ряд специфических особенностей теоретической и практической частей. Теоретическая часть, как правило, включает в себя основные аспекты теории, применяемой в дальнейшем практическом исследовании. Описание опытно-экспериментальной работы, занимающей ключевую позицию, осуществляется во второй главе. Студенты предоставляют результаты самостоятельного или подготовленного совместно с научным руководителем педагогического эксперимента, апробация которого осуществляется в процессе прохождения соответствующей практики, где они выступают в роли учителя математики. Грамотно проведенная статистическая обработка полученных результатов говорит об эффективности проведения экспериментальной части работы. В заключение формулируются выводы, говорящие о результативности всей проделанной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.В. Соловкина, М.Е. Деев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF A GRADUATE QUALIFICATION WORK ON METHODS OF TEACHING MATHEMATICS

The article discusses a new approach to writing a final qualifying work on methods of teaching mathematics, according to which the implementation of research work represents a case technology for university graduates, which includes a number of specific features of the theoretical and practical parts of the research work. The theoretical part, as a rule, includes the main aspects of the theory used in further practical research. The description of the experimental work, which occupies a key position, is carried out in the second chapter. Students provide results independently or together with the supervisor of the prepared pedagogical experiment, the approbation of which is carried out in the process of passing the relevant practice, where they act as teacher of mathematics. Competently carried out statistical processing of the results obtained indicates the effectiveness of the experimental part of the work. Conclusions are formulated that speak about the effectiveness of all the work done.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ»

4. Романичева Е.С., Сененко О.В., Метелкина Ю.С., Маймистова Д.С. От чтения «обязательного» к чтению «свободному»: что и как читают и обсуждают читатели-подростки (по материалам опроса). Педагогический имидж. 2017; № 1 (34): 28 - 38.

5. Нарыкова ГВ. Активизация учебной деятельности учащихся посредством интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 60-33: Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-posredstvom-interaktivnyh-form-i-metodov-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka-i

6. Мокшина Ю.Л. Образовательные ресурсы текстов новой природы. Фанфикшен как социокультурный и педагогический феномен. Педагогика текста: тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2016: 74 - 77.

7. Мокшина Ю.Л. Творческое сочинение (fanfiction) на уроках литературы как ресурс развития мотивации к изучению русского языка. На путях к новой школе. Санкт-Петербург: Образовательный центр «Участие», 2016; № 3: 43 - 44.

8. Мокляк В.И., Леонидова И.А. Поэтика фантастического. Феномен funfiction как средство развития творческих способностей учащихся. Духовность и ментальность: экология языка и культура на рубеже XX - XXI веков. 2017: 235 - 238.

9. Белеванцева О.Н. Развитие творческой деятельности учащихся с ОВЗ на дистанционных уроках литературы: технология создания фанфиков как актуальный способ интерпретации художественного произведения. Молодой ученый. 2019; № 11 (249): 232 - 234.

10. Синельникова Е.О. Возможности применения фанфиков на уроках литературы. Сетевое издание «Солнечный свет». Available at: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/vozmojnosti-primeneniya-fanfikov-na-urok2433101/

11. Мокшина Ю.Л. Фанфикшн как инструмент приобщения современных школьников к чтению классической литературы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2018.

12. Winter Light Jam moritur. Книга фанфиков. Available at: https://ficbook.net/readfic/826111

13. Тургенев И.С. Отцы и дети. Москва: Детская литература, 2020.

14. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Москва: Просвещение, 1982.

15. Гончаров И.А. Обломов. Москва: АСТ, 2015.

16. Герцогиня Чеширская А так ли они положительны?... Книга фанфиков. Available at: https://ficbook.net/readfic/2829241

References

1. Kon'kova T.Yu. Formirovanie u shkol'nikov interesa k chteniyu klassicheskoj hudozhestvennoj literatury kak nauchno pedagogicheskaya problema. Vestnik MGUKI. 2017; № 1 (75): 152 - 159.

2. Dresher Yu.N. Chitatel'skij interes. Kratkij terminologicheskij slovar' po biblioterapii, 2009: 364 - 365.

3. Kuz'minyh E.O. Dinamika chitatel'skih interesov sovremennyh shkol'nikov. Akiual'nye voprosy sovremennoj filologiiizhurnalistiki. 2018; № 2 (29). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/dinamika-chitatelskih-interesov-sovremennyh-shkolnikov

4. Romanicheva E.S., Senenko O.V., Metelkina Yu.S., Majmistova D.S. Ot chteniya «obyazatel'nogo» k chteniyu «svobodnomu»: chto i kak chitayut i obsuzhdayut chitateli-podrostki (po materialam oprosa). Pedagogicheskij imidzh. 2017; № 1 (34): 28 - 38.

5. Narykova G.V. Aktivizaciya uchebnoj deyatel'nosti uchaschihsya posredstvom interaktivnyh form i metodov obucheniya na urokah russkogo yazyka i literatury. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 60-33: Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-posredstvom-interaktivnyh-form-i-metodov-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka-i

6. Mokshina Yu.L. Obrazovatel'nye resursy tekstov novoj prirody. Fanfikshen kak sociokul'turnyj i pedagogicheskij fenomen. Pedagogika teksta: teksty novojprirody v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoj shkoly: sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: LEMA, 2016: 74 - 77.

7. Mokshina Yu.L. Tvorcheskoe sochinenie (fanfiction) na urokah literatury kak resurs razvitiya motivacii k izucheniyu russkogo yazyka. Na putyah knovojshkole. Sankt-Peterburg: Obrazovatel'nyj centr «Uchastie», 2016; № 3: 43 - 44.

8. Moklyak V.I., Leonidova I.A. Po'etika fantasticheskogo. Fenomen funfiction kak sredstvo razvitiya tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya. Duhovnost'imental'nost': 'ekologiya yazyka i kul'tura na rubezhe XX - XXI vekov. 2017: 235 - 238.

9. Belevanceva O.N. Razvitie tvorcheskoj deyatel'nosti uchaschihsya s OVZ na distancionnyh urokah literatury: tehnologiya sozdaniya fanfikov kak aktual'nyj sposob interpretacii hudozhestvennogo proizvedeniya. Molodoj uchenyj. 2019; № 11 (249): 232 - 234.

10. Sinel'nikova E.O. Vozmozhnosti primeneniya fanfikov na urokah literatury. Setevoe izdanie «Solnechnyj svet». Available at: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ vozmojnosti-primeneniya-fanfikov-na-urok2433101/

11. Mokshina Yu.L. Fanfikshn kak instrument priobscheniya sovremennyh shkol'nikov k chteniyu klassicheskoj literatury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2018.

12. Winter Light Jam moritur. Kniga fanfikov. Available at: https://ficbook.net/readfic/826111

13. Turgenev I.S. Otcy ideti. Moskva: Detskaya literatura, 2020.

14. Lebedev Yu.V. Roman I.S. Turgeneva «Otcy i deti». Moskva: Prosveschenie, 1982.

15. Goncharov I.A. Oblomov. Moskva: AST, 2015.

16. Gercoginya Cheshirskaya A tak li oni polozhitel'ny?... Kniga fanfikov. Available at: https://ficbook.net/readfic/2829241

Статья поступила в редакцию 15.10.21

УДК 001.891.5+378.146+378.14.015.62

Solovkina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Physical-Mathematical and Engineering Technological Institute, Gorno-Altaisk State University

(Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: sol0903@mail.ru

Deev M.E., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Physical-Mathematical and Engineering-Technological Institute,

Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: mihdeev@mail.ru

FEATURES OF A GRADUATE QUALIFICATION WORK ON METHODS OF TEACHING MATHEMATICS. The article discusses a new approach to writing a final qualifying work on methods of teaching mathematics, according to which the implementation of research work represents a case technology for university graduates, which includes a number of specific features of the theoretical and practical parts of the research work. The theoretical part, as a rule, includes the main aspects of the theory used in further practical research. The description of the experimental work, which occupies a key position, is carried out in the second chapter. Students provide results independently or together with the supervisor of the prepared pedagogical experiment, the approbation of which is carried out in the process of passing the relevant practice, where they act as teacher of mathematics. Competently carried out statistical processing of the results obtained indicates the effectiveness of the experimental part of the work. Conclusions are formulated that speak about the effectiveness of all the work done.

Key words: education, training, final qualification work, methods of teaching mathematics, case technology.

И.В. Соловкина, канд. пед. наук, доц., Физико-математический и инженерно-технологический институт Горно-Алтайского государственного

университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: sol0903@mail.ru

М.Е. Деев, канд. физ.-мат. наук, доц., Физико-математический и инженерно-технологический институт Горно-Алтайского государственного

университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: mihdeev@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

В статье рассматривается новый подход к написанию выпускной квалификационной работы по методике преподавания математики, согласно которому выполнение исследовательской деятельности представляет для выпускников вуза кейс-технологию, включающую в себя ряд специфических особенностей теоретической и практической частей. Теоретическая часть, как правило, включает в себя основные аспекты теории, применяемой в дальнейшем

практическом исследовании. Описание опытно-экспериментальной работы, занимающей ключевую позицию, осуществляется во второй главе. Студенты предоставляют результаты самостоятельного или подготовленного совместно с научным руководителем педагогического эксперимента, апробация которого осуществляется в процессе прохождения соответствующей практики, где они выступают в роли учителя математики. Грамотно проведенная статистическая обработка полученных результатов говорит об эффективности проведения экспериментальной части работы. В заключение формулируются выводы, говорящие о результативности всей проделанной работы.

Ключевые слова: образование, обучение, выпускная квалификационная работа, методика преподавания математики, кейс-технология.

Выпускная квалификационная работа - это завершающий этап процесса обучения студента в высшем учебном заведении. К выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР) предъявляются соответствующие требования Федерального государственного образовательного стандарта ГОСТ 7.32-2001 о структуре и правилах оформления [1], кроме того данная работа отражает уровень требований общих и профессиональных компетенций, освоенных выпускником за период обучения.

Целью исследования, лежащего в основе написания ВКР студента, является «анализ изменений, происходящих в каком-либо процессе, оценка значимости и направленности этих изменений и выявление основных факторов, влияющих на процесс» [2].

По дисциплине «Методика преподавания математики» работы данного направления различаются по содержательной структуре, ориентированы на усовершенствование каких-либо распространенных и важных для процесса образования способов обучения; направлены на увеличение результативности и интенсивности обучения школьников, выявление качественно новых методов в обучении; проверку и совершенствование старых методов в новых условиях и т.п.

Виды ВКР определяются в зависимости от темы, выбранной студентом, и методов исследования, применимых для ее написания. В практике виды ВКР подразделяются на следующие: экспериментальный, методический, описательный, историко-библиографический, смешанный (комбинированный).

Исходя из специфики рассматриваемых работ, нас интересуют ВКР методического характера, где основной задачей студента-выпускника является не применение в исследовании всех известных методов, а определение и использование для каждого этапа своего оптимального и эффективного в данном аспекте комплекса методов.

Научная новизна предложенного подхода заключается в том, что мы рассматриваем ВКР с позиции кейс-технологии (проекта), так как эта работа полностью отражает смысловую нагрузку данного понятия и его структуру, основанную на «комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней и передаче их обучающимся для самостоятельного изучения с возможностью консультации у преподавателя и выполнения задания» [3]. С этих позиций кейс - это «строящееся на реальных фактах описание проблемной ситуации, которая требует решения» [4]. В нашем случае под проблемной ситуацией и ее решением понимается непосредственное выполнение самой исследовательской работы как результата кейс-проектирования студентов-выпускников. Создание ВКР отражает все этапы выполнения кейс-проекта: подготовительный (теоретический), ознакомительный (практический), аналитический (итоговый) (рис. 1).

Среди разнообразия кейс-технологий в плане выполнения объемного исследования, влияющего на результат всего процесса обучения в вузе, выделяется выполнение ВКР по методике преподавания математики. Это соответствует по своим критериям методу кейс-стади, который отличается от остальных методов большим объемом используемых информационных источников, так как акцент делается на анализе и синтезе рассматриваемой проблемы, на непосредственном выполнении исследования.

Кейс-стади (англ. case study 'анализ случая') - «разновидность монографического научного исследования, объектом которого выступает один или несколь-

Выпускная квалификационная р а тот а

X

Подготовительный

(теоретический) этап

Ознакомительный (практический) этап

Подбор и анализ информационных

источников, написание введения

и теоретической части исследования

1

Аналитический (итоговый) этап

Разработка педагогического эксперимента на

основе теоретического материала

Проведение опытно-экспериментальной работы, формулировка

выводов, оформление и зашита

Рис. 1. Схема выполнения ВКР с позиции кейс-технологии

ко случаев. Задачи исследования ориентированы на их детальное описание, изучение и интерпретацию с целью понимания» [5]. ВКР также направлены на решение задач исследования, помогающих в достижении поставленной цели и являющихся ориентиром ее эффективного выполнения и последующей успешной защиты.

Таким образом, исходя из определения и критериев, относящихся к методу кейс-стади, можно говорить об эффективности его применения при выполнении ВКР по методике преподавания математики.

Перейдем далее к рассмотрению этапов исследования в ВКР по методике преподавания математики. Они относятся к наиболее общей и типичной форме, на каждом из них применяются конкретные методы и решаются поставленные задачи.

Структура написания ВКР является традиционной и включает в себя следующие обязательные элементы текста:

1. Титульный лист, так называемое «лицо» письменной работы, должен отражать сведения об учебном заведении, тему ВКР, информацию о студенте-дипломнике и научном руководителе, месте и времени выполнения работы.

2. Содержание (оглавление) - в порядке соответствия перечисляются все заголовки структурных элементов работы с указанием страниц их начала.

3. Введение должно отражать следующую информацию:

- актуальность выбора темы исследования показывает степень его значимости на данный момент для решения соответствующей проблемы;

- объект исследования формулируется исходя из той части практики или научного знания, с которой связана тема работы (например, это может быть внедрение методики математики какого-либо автора в практику образования или непосредственно процесс обучения математике и т.п.);

- предмет исследования совпадает с темой исследования или по смыслу очень близок к ней;

- цель исследования - это научный результат, полученный в итоге исследования;

- задачи представляют собой основные последовательные этапы процесса исследования, они логически формулируются исходя из цели исследования;

- методологические основы или методы исследования формулируются на основе уже имеющихся исследований и внесших определенный вклад в методику преподавания математики.

4. Основная часть исследования включает в себя, как правило, две главы, поделенные на параграфы. Необходимо сохранять логику перехода от раскрытия одного вопроса к другому, заканчивая их лаконичными и краткими выводами, что позволяет обеспечить целостность восприятия рассматриваемого материала.

Содержание первой главы является теоретическим обоснованием ВКР, написание которой основывается на литературных источниках, подобранных студентом-дипломником по теме исследования. Данная глава, теоретическая, должна быть выполнена студентом до выхода на педагогическую практику с целью отработки теоретического материала в рамках ее прохождения. Вторая глава, практическая, частично выполняется до педагогической практики и посвящается анализу проблемы исследования в процессе преподавания математики в рамках школьного образования, изучению опыта работы учителей, в частности в школах республики, возможно, анализу собственной деятельности по проблеме исследования. Особое внимание уделяется анализу, разработке и проведению педагогического эксперимента - опытно-экспериментальной работе, например, разноплановым дополнительным занятиям со школьниками по теме исследования, статистической обработке полученных в ходе эксперимента данных, формулированию основных выводов о полученных результатах, выполнению заключения исследования. Содержание второй главы должно быть дополнено иллюстративно-наглядным материалом, чертежами, графическими схемами, таблицами, результирующими статистическими диаграммами опытно-экспериментальной работы и другими подобными материалами.

При написании работы также особое внимание следует уделить грамотности оформления библиографических ссылок на литературу: внутритекстовых, подстрочных, затекстовых. «Библиографическая ссылка содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики» [6]. Проверка текста выполненной ВКР на объем заимствования, т.е. на антиплагиат проводится в соответствии с «Методическими указаниями по проверке выпускных квалификационных работ студентов в системе «Антиплагиат. ВУЗ», утвержденными приказом ректора Университета №150 от 27.06.2018» [7, с. 4], при этом правильное и соответствующее оформление ссылок на использованные в работе источники информации значительно улучшат данный процесс и его результативность.

5. Заключение формулируется как итог проведенной студентом-выпускником работы, оно представляет собой результат проведенного исследования. Здесь кратко излагается обобщение всего материала, рассматриваемого в работе, констатируются основные проблемы, раскрытию которых было посвящено исследование, проводится оценка результатов опытно-экспериментальной работы. Заключение представляет собой объединение всех основных выводов, являющихся сжатым изложением полученных студентом-выпускником в ходе написания работы результатов, основанных на содержании работы. Основные выводы и полученные предложения, следующие из проведенного исследования, выносятся на защиту ВКР

6. Библиографический список является одним из содержательных блоков ВКР и оформляется в соответствии с существующими библиографическими правилами, установленными в 2018 году Государственным стандартом (ГОСТ) Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание:общие требования и правила составления» [8]. Он включает в себя библиографические описания всех источников информации, используемых в ходе выполнения работы, и является одним из критериев ее оценивания, так как представленный обзор литературы рассматривается как самостоятельное исследование. Граоотно и уместно использованные ссылки на библиографические источники усилоотют смысловое содержание работы, акцентируют внимание на особенно важныхи существенных элементах в написании текста, подтверждают или опровергают какие-либо доводы и умозаключения автора, показывают компетентность студии-та-выпускника в умении работать с разнообразными источниками информации.

7. Приложения помещают в ВКР последним структурным блоком. К этому разделу относят материалы вспомогательного характера, являющиеся содержательным дополнением к основному тексту исследования. Приложений может быть несколько, и в тексте работы, как правило, необходимо на данный материал оформлять ссылки, которые помогают ориентироваться при чтении раблты,и своевременно дополнять и акцентироваться на определенных моментах текста рассматриваемого исследования.

Для успешной защиты ВКР большое значение имеет также грамотно выполненное выступление и на его основе оформленная презентация исследовавпя,-которой необходимо отразить все основные структурные элементы, уделяя при этом особое внимание опытно-экспериментальной работе и результатам, полученным в ходе проведения педагогического эксперимента, сделать выводы об эффективности проведенной работы. Студент-выпускник должен хорошо ориентироваться в материале работы, уметь отвечать на вопросы, возникшие в процессе защиты у комиссии, показать при этом свою эрудированность и компетентность.

ВКР по методике преподавания математики, выполняемые на базе Физико-математического и инженерно-технологического института Горно-Алтайского государственного университета, пользуются среди выпускников заслуженным вниманием. Об этом свидетельствуют разнообразие выбора тем выпускных квалификационных исследований и их успешные защиты, выполнение опытно-экспериментальной работы, основанной на проведении педагогических экспериментов, востребованность студентов-выпускников в профессиональной сфере.

Нами проанализированы ВКР за 2017-2021 годы по вопросу процентного соотношения выбора тем и получены следующие результаты (рис. 2): наблюдается тенденция роста предпочтения тем ВКР по методике преподавания математики. Это свидетельствует о заинтересованности выпускников вуза в выборе профессиональной сферы деятельности.

Библиографический список

1. Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.32-2001 по стандартизации и метрологии: государственный стандарт Российской Федерации: утвержден от 4 сентября 2001 г N 367-ст: дата введения 2002-01-07. Москва: Стандартинформ, 20082. Available at: https://docs.cntd.ru/document/1200026224

2. Русаков A.A., Богатырева Ю.И. Методы математической статистики и анализ данных психолого-педагогических исследований: курс лекций и практических занятий. Тула, 2004. Available at: https://tsput.ru/res/informat/mop/titul.htm

3. Использование кейс-методов в решении задач ФГОС. Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Available at: https://sites.google.com/ site/proektirovaniepofgos/home/2-5

4. Что такое кейс кейс-метод обучения? Высшая школа экономики. Available at: https://olymp.hse.ru/championship/about

5. Мазур Л.Н. Кейс-стади: понятия и категории. Вспомогательный проект портала ХРОНОС. Available at: http://ponjatija.ru/node/12274

6. ГОСТ Р 7.05-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: национальный стандарт Российской Федерации: утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 г. N 95-ст: дата введения 2009-01-01. Москва: Стандартинформ, 2008. Available at: https://docs.cntd.ru/document/1200063713

7. Методические и иные документы: Текущий, промежуточный контроль и итоговая аттестация: Положение о выпускной квалификационной работе от 30.08.2018 № 01-05-07. ГАГУ, 2018. Available at: http://www.gasu.ru/sveden/infmat/

8. ГОСТ Р 7.0.100-2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления: национальный стандарт Российской Федерации: утверждён приказом № 1050-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) от 03 декабря 2018 года: дата введения 2019-07-01. Москва: Стандартинформ, 2018. Available at: https://allgosts.ru/01/140/gost_r_7.0.100-2018

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Mezhgosudarstvennyj standart GOST 7.32-2001 po standartizacii i metrologii: gosudarstvennyj standart Rossijskoj Federacii: utverzhden ot 4 sentyabrya 2001 g. N 367-st: data vvedeniya 2002-01-07. Moskva: Standartinform, 20082. Available at: https://docs.cntd.ru/document/1200026224

2. Rusakov A.A., Bogatyreva Yu.I. Metodymatematicheskojstatistikiianalizdannyhpsihologo-pedagogicheskihissledovanij: kurs lekcij i prakticheskih zanyatij. Tula, 2004. Available at: https://tsput.ru/res/informat/mop/titul.htm

3. Ispol'zovanie kejs-metodov v reshenii zadach FGOS. Proektirovanie obrazovatel'nogo processa v usloviyah realizacii FGOS. Available at: https://sites.google.com/site/ proektirovaniepofgos/home/2-5

4. Chto takoe kejs kejs-metod obucheniya? Vysshaya shkola 'ekonomiki. Available at: https://olymp.hse.ru/championship/about

5. Mazur L.N. Kejs-stadi: ponyatiya i kategorii. Vspomogatel'nyjproektportala HRONOS. Available at: http://ponjatija.ru/node/12274

70,00% 50,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10.00% 0,00%

62,50%

50%

35.40%

2017 г. 2013 г. 2019 г. 2020 г. 2021г.

Рис. 2. Процентное соотношение выборатемвыпускныхквал ификационныхработ

В нкязкк тбм, что на фккуыьбебе ббббвлыюккн ыювыо направыыкия под еебовкы,нбВорабкныхкеввра, кде итоговейпаботсй должно стать исследование по методике преподавания математики, снижается. Тем не менее тенденция в выборе направлений выполнения методических работ остается

прежней (рис. 3).

2017 г. 2013 г. 2019 г. 2020 г. 2021г.

■ ВКР ■ ВКР по МПМ

Рис. 3. Количественное соотношение выбора тем ВКР

Таким образом, рассматриваемый подход к выполнению исследовательского проекта выпускника вуза обладает новизной и практической значимостью. Отмечается, что студенты заинтересованы в выборе тем ВКР по методике преподавания математики, представляющих собой комплексную технологическую последовательность различных видов деятельности, интегрирующихся в результате в кейс-технологию.

: г

6. GOST R 7.05-2008 Bibliograficheskaya ssylka. Obschie trebovaniya i pravila sostavleniya: nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii: utverzhden prikazom Federal'nogo agentstva po tehnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 28 aprelya 2008 g. N 95-st: data vvedeniya 2009-01-01. Moskva: Standartinform, 2008. Available at: https://docs.cntd. ru/document/1200063713

7. Metodicheskie i inye dokumenty: Tekuschj, promezhutochnyj kontrol' i itogovaya attestaciya: Polozhenie o vypusknoj kvalifikacionnoj rabote ot 30.08.2018 № 01-05-07. GAGU, 2018. Available at: http://www.gasu.ru/sveden/infmat/

8. GOST R 7.0.100-2018. Bibliograficheskaya zapis'. Bibliograficheskoe opisanie: obschie trebovaniya i pravila sostavleniya: nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii: utverzhden prikazom № 1050-st Federal'nogo agentstva po tehnicheskomu regulirovaniyu i metrologii (Rosstandartom) ot 03 dekabrya 2018 goda: data vvedeniya 2019-07-01. Moskva: Standartinform, 2018. Available at: https://allgosts.ru/01/140/gost_r_7.0.100-2018

Статья поступила в редакцию 08.10.21

УДК 372.881.1

Usmanova T.A., teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: turgunai1@mail.ru

THE SYSTEM OF METHODS OF DISTANCE TEACHING OF WRITTEN SPEECH IN A FOREIGN LANGUAGE AS A MEANS OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMMUNICATIVE CULTURE OF STUDENTS OF LEGAL SPECIALTIES. The article deals with a problem of formation of students' communicative competence in the process of distance learning of foreign languages. An urgent problem of vocational education is the system of remote training methods for students of legal specialties to use a foreign language in their professional activities. In this regard, the purpose of this study is to consider currently available methods of distance teaching of future lawyers in foreign language writing. To achieve the goal outlined above, it is necessary to solve a number of tasks, the key ones of which are: identifying positive and negative aspects of distance learning of foreign language writing, analyzing skills of students necessary for them to effectively master the process of learning foreign language writing, determining stages of learning at which the introduction of distance learning technologies of a foreign language will be as appropriate and effective as possible. In addition, other tasks are solved in the article. The article highlights the characteristic features of distance learning and the need for its implementation in the educational process. The role of distance learning in the process of teaching a foreign language is investigated. The presented material allows to conclude that the use of distance teaching forms skills of effective independent work and autonomy for law students.

Key words: distance technologies, training, legal specialties, modern education, globalization.

Т.А. Усманова, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, E-mail: turgunai1@mail.ru

СИСТЕМА ПРИЕМОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В данной статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции студентов в процессе дистанционного изучения иностранных языков. Актуальной проблемой профессионального образования является система приемов дистанционной подготовки студентов юридических специальностей к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности. В этой связи целью настоящего исследования становится рассмотрение имеющихся в настоящее время методов дистанционного обучения будущих юристов иноязычной письменной речи. Для достижения цели, обозначенной выше, следует решить ряд задач, ключевыми из которых являются следующие: выявление положительных и отрицательных сторон дистанционного обучения иноязычной письменной речи, анализ навыков студентов, необходимых им для эффективного усвоения процесса обучения иноязычной письменной речи, определение этапов обучения, на которых введение дистанционных технологий изучения иностранного языка будет максимально подходящим и результативным. Кроме вышеперечисленных, в статье были решены и другие задачи. В работе выделяются и описываются характерные особенности дистанционного обучения, обосновывается необходимость его внедрения в образовательный процесс. Была исследована роль дистанционного обучения в процессе обучения иностранному языку. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование удаленного обучения формирует у студентов-юристов навыки самостоятельной эффективной работы и автономии. Кроме этого, по результатам анализа стало очевидно, что данная проблема является малоизученной и требует дальнейших исследований.

Ключевые слова: дистанционные технологии, обучение, юридические специальности, современное образование, глобализация.

Сегодня профессиональная деятельность современного специалиста немыслима вне обучения общению. В настоящее время большое количество специалистов могут получить возможность взаимодействия и сотрудничества с иными странами. Последнее выражается в участии в профессиональных группах, стажировке в образовательных учреждениях Европы и Америки, а также обучающих мастер-классах. Описанные выше обстоятельства связаны с процессом глобализации. В контексте новых требований к качеству образования, расширения международных связей во всех социальных и экономических сферах, а также необходимости повышения мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава чрезвычайно важной стала задача подготовки студентов по иностранным языкам.

Глобализация и миграция рабочей силы сделали ее еще более важной для решения текущих повседневных проблем, большинство из которых возникает из-за неадекватных коммуникационных стратегий, имеющих решающее значение для развития межкультурного диалога.

Актуальной проблемой современного профессионального образования выступает процесс подготовки будущих специалистов к активному применению иностранного языка в профессиональной и коммуникативной сферах. Современные требования к владению иностранным языком в вузе включают наличие иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов. У студентов должно быть желание постоянно получать знания, умение осваивать смежные специальности, а также приобретать новые профессиональные знания на протяжении всей жизни. Иностранный язык играет в этом большую роль. В связи с этим в современных условиях основной задачей студентов юридических образовательных учреждений является активное использование дистанционных методов изучения иноязычной письменной речи.

В этой связи целью настоящего исследования является анализ и рассмотрение современных приемов дистанционного обучения иноязычной письменной речи студентов юридических образовательных учреждений. Для достижения обозначенной цели предлагается решить ряд следующих обязательных задач:

1. Рассмотреть условия освоения иностранной письменной речи студентами-юристами.

2. Проанализировать положительные характеристики дистанционного обучения письменной иноязычной речи.

3. Определить задачи, которые находят свое решение в процессе применения дистанционных технологий.

4. Перечислить и проанализировать современные приемы дистанционного обучения иноязычной письменной речи.

5. Рассмотреть навыки, которыми должен обладать студент юридического учебного заведения для изучения иностранного языка дистанционно.

6. Выявить, на каком этапе обучения следует применять дистанционные технологии.

Научная новизна настоящего исследования заключается в рассмотрении актуального на сегодняшний день состояния применения дистанционных технологий для обучения иноязычной письменной речи. Кроме этого, новизна и значимость работы заключаются в предложении по результатам рассмотрения обозначенной темы решения имеющихся проблем.

Теоретическая значимость настоящей работы состоит в выводах, которые были сделаны в результате анализа приемов дистанционного обучения студентов юридических специальностей иноязычной письменной речи.

Осуществляя анализ отечественных стандартов в области образования, можно заключить, что одной из основных целей современного юридического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.