Научная статья на тему 'ПРИЁМЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА ТЕЛЕЗРИТЕЛЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВЕДУЩИМ ПРОГРАММЫ "ВЕЧЕР С ВЛАДИМИРОМ СОЛОВЬЁВЫМ"'

ПРИЁМЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА ТЕЛЕЗРИТЕЛЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВЕДУЩИМ ПРОГРАММЫ "ВЕЧЕР С ВЛАДИМИРОМ СОЛОВЬЁВЫМ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1775
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ТЕЛЕДИСКУРС / ТОК-ШОУ / ПРИЁМЫ МАНИПУЛЯЦИИ / МИМИКА / ЖЕСТЫ / ТЕЛЕВЕДУЩИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Матько Марина Юрьевна

Сегодня изучение языковой личности журналиста находится в русле актуальных гуманитарных исследований, так как ведущие телепрограмм способны оказывать существенное влияние на мнение аудитории. Настоящая статья посвящена выявлению манипулятивных приёмов, используемых Владимиром Соловьёвым в одноимённой авторской программе «Вечер с Владимиром Соловьёвым». Установлено, что приёмы манипуляции, применяемые телеведущим, в большей мере характеризуются как агрессивные. Отдельное внимание в связи с анализируемой проблемой обращается на особенности мимики и жестов телеведущего, дополнительно характеризующие его как умелого манипулятора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MANIPULATIVE INFLUENCE ON THE AUDIENCE BY THE HOST OF THE PROGRAM "EVENING WITH VLADIMIR SOLOVYOV"

Nowadays, the study of the language personality of a journalist is in line with the current humanitarian research, since TV presenters are able to significantly influence the audience opinion. This article is devoted to identifying manipulative techniques used by Vladimir Solovyov in the author's program of the same name "Evening with Vladimir Solovyov". It has been established that the manipulation techniques used by the TV presenter are characterized to a greater extent as aggressive. In connection with the analyzed problem, a special attention is paid to the features of the mimics and gestures of the TV presenter, which additionally characterize him as a skillful manipulator.

Текст научной работы на тему «ПРИЁМЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА ТЕЛЕЗРИТЕЛЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВЕДУЩИМ ПРОГРАММЫ "ВЕЧЕР С ВЛАДИМИРОМ СОЛОВЬЁВЫМ"»

7. Теория функциональной грамматики: введение, аспектуальность, временная локализованному таксис. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 352 с.

8. Жеребило Т. В. Фрагмент словаря лингвистических терминов (термины общей морфологии) // LINGUA-UNIVERSUM. Грозный: ООО «Пилигрим», 2009. № 1. С. 70-79.

© Кызласова И. Л., 2020

УДК 81'271-021.4:654.197

ПРИЁМЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА ТЕЛЕЗРИТЕЛЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВЕДУЩИМ ПРОГРАММЫ «ВЕЧЕР С ВЛАДИМИРОМ СОЛОВЬЁВЫМ»

Матько Марина Юрьевна,

студент

Научный руководитель — Е. А. Шпомер, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка и журналистики

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Сегодня изучение языковой личности журналиста находится в русле актуальных гуманитарных исследований, так как ведущие телепрограмм способны оказывать существенное влияние на мнение аудитории. Настоящая статья посвящена выявлению манипулятивных приёмов, используемых Владимиром Соловьёвым в одноимённой авторской программе «Вечер с Владимиром Соловьёвым». Установлено, что приёмы манипуляции, применяемые телеведущим, в большей мере характеризуются как агрессивные. Отдельное внимание в связи с анализируемой проблемой обращается на особенности мимики и жестов телеведущего, дополнительно характеризующие его как умелого манипулятора.

Ключевые слова: политическая журналистика, теледискурс, ток-шоу, приёмы манипуляции, мимика, жесты, телеведущий.

ON MANIPULATIVE INFLUENCE ON THE AUDIENCE BY THE HOST OF THE PROGRAM «EVENING WITH VLADIMIR SOLOVYOV»

Matko Marina Yurievna,

student

Scientific advisor — E. A. Spomer, Ph. D. of Philological Sciences, Associate Professor, the Department of the Russian Language Stylistics and Journalism Katanov Khakass State University (Abakan)

Nowadays, the study of the language personality of a journalist is in line with the current humanitarian research, since TV presenters are able to significantly influence the audience opinion. This article is devoted to identifying manipulative techniques used by Vladimir Solovyov in the author's program of the same name "Evening with Vladimir Solo-vyov". It has been established that the manipulation techniques used by the TV presenter are characterized to a greater extent as aggressive. In connection with the analyzed problem, a special attention is paid to the features of the mimics and gestures of the TV presenter, which additionally characterize him as a skillful manipulator.

Key words: political journalism, TV discourse, talk shows, manipulation techniques, facial expressions, gestures, TV presenter.

Актуальность темы данного исследования обусловлена ежедневным влиянием телевизионных передач на формирование массового сознания их аудитории. В настоящее время адекватная, то есть соответствующая действительности, подача информации становится

важнее самого события. Учёные фиксируют факт того, что часто у зрителей формируется определённая точка зрения по тому или иному поводу, либо на то или иное событие не под влиянием заявлений политических лидеров, а вследствие влияния комментариев телеведу-

щих популярных ток-шоу (см. об этом, например, [1; 2; 3; 4] и др.). Именно поэтому чрезвычайно остро встаёт проблема профессионализма и этичного поведения современного журналиста.

Телевидение всё ещё остаётся одним из главных средств удовлетворения информационных потребностей человечества. К. Маклей в своё время обратил внимание на роль СМИ в формировании массового сознания, особенно подчёркивая при этом роль телевидения. По мнению этого учёного, эффективность восприятия телеинформации определяется такими факторами, как жизненный опыт, память, скорость восприятия и социальные установки зрителя [5, с. 189].

По результатам исследования компании Ericsson, более 70 % российских зрителей никогда не откажутся от просмотра телевизионного контента. Около 38 часов в неделю аудитория тратит на просмотр теле- и видеоконтента, из которых более 6 часов приходится на фильмы, сериалы и программы, транслируемые на эфирных каналах [6]. Отсюда следует вывод, что телевидение было и является самым привлекательным СМИ для зрителя благодаря своим механизмам воздействия, среди которых можно выделить такие, как:

- лёгкое восприятие транслируемого сообщения;

- быстрое и оперативное информирование о событиях;

- имитирование трёхмерного пространства на экране;

- создание иллюзии причастности зрителя к событиям мирового масштаба;

- доступность предъявляемой информации.

Политическая журналистика выступает сегодня в качестве трибуны, с которой звучат мнения различных политических лидеров, партий, социальных групп по широкому кругу вопросов. Она может стать своеобразным «фильтром» информации или же, наоборот, поддерживать определённую, то есть офици-

альную, провластную, точку зрения, формируя негативное отношение зрителей к позиции противоположной.

К важным задачам политической журналистики в реализации общественного мнения, по

A. И. Соловьёву, относятся следующие:

- репрезентация текущей политики в глазах общественности;

- обеспечение обратной связи в системе государственного управления в связи с коррекцией правящего режима;

- повышение уровня легитимности правящего режима;

- социализация граждан, включающихся в сферу политических отношений [7, с. 56].

В решении указанных задач, как думается, государственные СМИ не чураются манипулированием сознания массового читателя, слушателя, зрителя. Изучение данного аспекта функционирования СМИ, безусловно, является весьма актуальным и небезынтересным. В настоящей статье нами представлена попытка выявления способов манипулирования аудиторией ведущим телепрограммы «Вечер с Владимиром Соловьёвым» с учётом профессиональной деятельности автора передачи. Ток-шоу «Воскресный вечер» - «словесная дуэль двух известных людей, придерживающихся противоположных взглядов на какую-либо из актуальных проблем» [8]. Наш анализ показал, что в центре внимания ток-шоу В. Соловьёва действительно находится какая-либо актуальная проблема, например: коррупция, терроризм, конфликт в межнациональных отношениях, завышение цен на продукты и др.

Существует мнение о том, что телеведущий

B. Соловьёв взял на себя роль пропагандиста, а его авторская программа поддерживает лишь политику правящей российской элиты в целом и Президента Российской Федерации в частности. В подтверждение данной точки зрения можно привести эфир от 23 ноября 2017 года, в котором Ксения Собчак (в то время кандидат в Президенты РФ) заявила следующее: «Со

всех пропагандистских программ, в том числе и с вашей, трубят о том, что вся страна поддерживает одного кандидата» (в данном случае речь идёт о другом кандидате в Президенты РФ - В. В. Путине). Ведущий В. Соловьёв не согласился с этим мнением и, агрессивно перебив собеседника, потребовал обосновать его: «Мне нельзя разрешить или не разрешить. Например, Ваш канал никогда, ни разу не пытался осветить вопросы, связанные с тем, когда на меня подавала в суд Администрация Президента, когда я был без работы <...> Нет, нет! Вы же стали говорить обо мне. Вы считаете, что у нас пропагандистский канал. К нам ходят и выступают в прямом эфире люди самых разных взглядов. И все говорят. Где пропагандистский?». Отметим, что агрессия В. Соловьёва в данном случае не вербальная, а коммуникативная, которая проявляется в тоне голоса, мимике и жестах (вытянутый указательный палец, направленный на оппонента).

Мы проанализировали 32 выпуска ток-шоу в период с 15 февраля по 5 апреля 2018 года. В каждой из данных программ ведущий выступает в роли манипулятора, используя неприемлемые для публицистического дискурса коммуникативные приёмы. Попутно заметим, что в рассмотренных нами выпусках Владимир Соловьёв поздоровался со своей аудиторией всего один раз - в передаче от 25.03.18, во время открытия новой студии «Вечера с Владимиром Соловьёвым», что свидетельствует о нарушении телеведущим правил речевого этикета.

Считаем необходимым отдельное внимание уделить особенностям мимики В. Соловьёва, демонстрируемой им в данном выпуске: чередование прищуренного взгляда с прямым. По мнению психологов, прищуренный взгляд означает пристальное внимание или хитрость, тогда как прямой взгляд свидетельствует об интересе к собеседнику и готовности к разговору. Однако взгляд снизу при склонённой голове, демонстрируемый Владимиром Рудоль-

фовичем почти в каждом выпуске, говорит об агрессии, которая может быть приведена в действие.

Привычное положение головы для В. Соловьёва - поднятая или даже запрокинутая вверх голова - свидетельствует о том, что человек высокомерен и эгоистичен, энергичен и самолюбив. Почти всегда, невербально выражая несогласие с собеседником, телеведущий ухмыляется, что также свидетельствует о самолюбии человека. Нередко можно наблюдать оскал (показ зубов при раздвинутых губах) с одновременной ухмылкой либо плотно сжатые губы, что является, по свидетельству Е. В. Талыбиной, знаком откровенной агрессии. Названный учёный отмечает, что мимика оскала непроизвольна, то есть является жестом-адаптером. Плотно сжатые губы сопровождаются жестами угрозы и агрессивными действиями [9, с. 77].

Приведём ещё один пример, касающийся того, как Владимир Соловьёв демонстрирует эксплицитную агрессию к тем гостям студии, которые имеют, по его мнению, ошибочную точку зрения. Указанная агрессия проявляется в попытке телеведущего вывести собеседников из равновесия активной жестикуляцией, повышением тона голоса, бесцеремонным перебиванием. Так, в программе от 27.03.18 о пожаре в ТЦ «Зимняя вишня» В. Соловьёв, говоря о трагедии в г. Кемерове и коррупции, обращается не к конкретному эксперту в студии, а ко всем, оправдывающим трагедию: «Дружба - это когда мальчик с девочкой дружил. А когда чиновник дружит с предпринимателем, они вместе выросли в детском доме. И когда один из них настроил торговых центров в старом здании и уехал в Австралию? Это дружба такая?! Сырок плавленый - это «Дружба», а это - коррупция!». Произнося эту тираду, ведущий повышает голос, играет интонациями, высказывая собственное презрение, и тем самым становится не нейтральной стороной, а полноправным участником спора.

В случаях, когда В. Соловьёв не может остановить прения и параллельный разговор в эфире, он использует манипулятивный приём отстранения, то есть бесцеремонно меняет тему обсуждения на другую, иногда никак не связанную с заявленной, начинает комментировать происходящую в студии ситуацию. Например, чтобы остановить возникший в студии спор, телеведущий спокойным, уверенным голосом произносит: «Не люблю, когда кричат...» (передача «Афганистан: победа или поражение?» / 15.02.18). Ещё один манипулятив-ный приём, часто применяемый В. Соловьёвым, - призыв к молчанию посредством указания на некомпетентность эксперта: «Спокойней, спокойней, всё хорошо. Фраза была идеально правильной, это Ваше мнение ошибочно. Успокойтесь, я сейчас пиарю Вашу неспособность дать сказать кому-то ещё» (программа «В воздухе пахнет войной» / 18.02.18). При этом ведущий использует жест, имитирующий закрытие рта. Данная манипу-лятивная тактика служит для снижения эмоциональности и концентрации внимания гостей студии к обсуждаемому вопросу.

Необходимо обратить внимание и на ритуал прощания ведущего ток-шоу с телезрителями. В речи В. Соловьёва фразы, оповещающие о завершении эфира, всегда отсутствуют, что вновь является нарушением речевого этикета. Вместо этого телеведущий смотрит прямо в камеру и, подводя итог дискуссии, высказыва-

ет собственное мнение или даёт наставления аудитории: «С вами был Владимир Соловьёв с ну очень умными собеседниками» (передача «Какая идеология нужна России?» / 29.05.18); «С вами был Владимир Соловьёв, не бойтесь, ядерной войны пока не будет!» (программа «Почему демократия слабее сильного лидера?» / 04.03.18).

Подводя итоги всему сказанному, можно сделать вывод о том, что автор «Вечера с Владимиром Соловьёвым» часто отклоняется от роли ведущего-модератора и выступает в качестве активного участника спора, имеющего право бесцеремонно прерывать присутствующих в студии гостей, рекомендовать им изменить модель поведения, отказаться от сложившегося у них мнения, применяя различные ма-нипулятивные приёмы, что приводит к формированию у аудитории выгодной для ведущего точки зрения и отношения к приглашённым на передачу экспертам.

Изучение манипулятивных приёмов, используемых телеведущим В. Соловьёвым, безусловно, имеет перспективы. Анализ большего по объёму контента позволит выявить и другие приёмы манипулирования телеаудиторией, которые явно имеются в «запаснике» названного ведущего. Рассмотрение исследуемой темы перспективно и с позиций критериев эффективности воздействия манипулятивных приёмов на аудиторию, применяемых телеведущим В. Соловьёвым.

Библиографический список

1. Бурдье П. О телевидении и журналистике; пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой; отв. ред., предисл. Н. Шматко. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002. 160 с.

2. Лукина, М. М. Технология интервью: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. 191 с.

3. Маклей К. Книжная лавка. Серия: Мировая сенсация / пер. Осипова А. Д. М.: Центрполиграф, 2016. 318 с.

4. Ericsson Report. Mobility Report. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ %D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD% D0%B8%D1%8F:Ericsson (дата обращения: 15.04.2020).

5. Официальный сайт В. Соловьёва. URL: http://vsoloviev.ru/ (дата обращения: 10.03.2020).

6. Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2008. 575 с.

7. Талыбина Е. В. Язык мимики как элемент знаковой системы невербальной коммуникации // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2012. № 2. С. 73-79.

8. Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом. М.: Ладомир, 2004. 623 с.

9. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М.: Аспект Пресс, 2004. 382 с. © Матько М. Ю., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.