Научная статья на тему 'НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ'

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1985
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Деева И.В., Деревлева Е.В.

Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что коммуникатор во время общения производит, в том числе, подсознательные, непроизвольные действия, которые в конечном итоге являются фактором воздействия на аудиторию, тем самым привлекает ее или отталкивает. Цель статьи заключается в том, чтобы на примере ведущего политической программы показать влияние невербальной коммуникации на аудиторию. Методы исследования: эмпирический, традуктивного умозаключения и контент-анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Деева И.В., Деревлева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-VERBAL MEANS OF INFLUENCING THE AUDIENCE

The relevance of the stated topic is due to the fact that it is associated with the fact that the communicator, during communication, produces subconscious, involuntary actions, which ultimately are a factor influencing the audience, thereby attracting it or repulsing it. The purpose of the article is to show the impact on the audience through non-verbal means using the example of TV programs. The leading method underlying the solution of the problem is the theoretical method of traductive inference and the empirical (observation method).

Текст научной работы на тему «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ»

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ

И.В. Деева, канд. филол. наук, доцент Е.В. Деревлева, студент

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-2-39-43

Аннотация: Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что коммуникатор во время общения производит, в том числе, подсознательные, непроизвольные действия, которые в конечном итоге являются фактором воздействия на аудиторию, тем самым привлекает ее или отталкивает. Цель статьи заключается в том, чтобы на примере ведущего политической программы показать влияние невербальной коммуникации на аудиторию. Методы исследования: эмпирический, традуктивного умозаключения и контент-анализ.

Ключевые слова: невербальная коммуникация, журналистика, целевая аудитория, телевидение, манипулятивные технологии, управление информацией.

Невербальные средства коммуникации давно вошли в обиход не только журналиста, но и обычного человека. Сегодня люди даже сами не замечая того, активно используют способы воздействия. Они применяются, в основном, для того, чтобы удержать внимание того или иного собеседника, или, как в нашем случае, аудитории. Именно поэтому, журналистами иногда применяются техники манипулирования для получения нужного ответа от собеседника.

Предметом данного исследования является журналистское невербальное воздействие на аудиторию в телевизионной программе «Вечер с Владимиром Соловьёвым» [эфиры от 23.11.17; 28.02.18; 29.11. 2018; 25.03.2021].

Орлова Е. выявила, что «невербальные средства воздействия (далее: НСВ) - это несловесные, неязыковые средства, которые несут информацию в процессе общения. К НСВ относятся собственно невербальные средства: мимика жесты, позы, взгляд, дистанция, осанка, походка, манипуляция с предметами и т.д., а также пара-лингвистические средства» [10, с. 6].

Основные виды невербальной коммуникации:

- Кинесика - это совокупность телодвижений, жестов и поз, которые придают коммуникации выразительности. Главные

элементы мимика, позы, жесты, а также взгляды.

- Тактильное поведение - люди используют разнообразные типы прикосновений во время беседы со своим собеседником, что показывает степень привязанности друг другу.

- Проксемика - пространственные отношения, а именно влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми.

- Хронемика - использование времени при невербальной коммуникации.

- Паравербальная коммуникация - ее смысл в том, что коммуникатор выбирает уровень ритма, интонации и тембра.

Достигнуть такого состояния с собеседником можно с помощью «отзеркалива-ния» поведения на невербальном уровне. Оно состоит из: физического - когда от-зеркаливают положение тела, жесты рук, выражение лица, дыхание и голосового -тон голоса его тембр и скорость речи, даже интонации.

Средство невербального воздействия могут быть и манипуляционными. С помощью них можно заставить другого человека сделать что-то необходимое. Манипуляция не ограничивается одним субъектом, человек хорошо ей владеющий может заставить сделать что-то нужное различные группы аудитории. По Оксфордскому словарю английского языка мани-

пуляция понимается как «акт влияния на людей или управлениям ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка» [4, с. 95]. Для эффективного обмена информацией следует создавать атмосферу взаимопонимания в процессе общения.

Начнем исследование с анализа эфира от 29.11. 2018 о ситуации в Керчи. В студии Владимира Соловьева с одной стороны стояли украинские эксперты, а слева, соответственно, российские. Эксперты из Украины до середины программы спокойно выражали свое мнение, пока дело не дошло до Вячеслава Ковтуна, который заявил: «Путин - диктатор!». Владимир Соловьев не выдержал, такой критики президента РФ и не давал говорить ни одному представителю из Украины («Ваш президент, только силу применять может»). Здесь, можно сказать, что ведущий программы в своей речи переплетает невербальную и паравербальную коммуникации, так как совокупность звуковых сигналов, сопровождают его устную речь. А Ковтуна он пытался остановить нелестными высказываниями и возгласами: «да, что ты говоришь, гад», «что же, ты раньше не ныл?», «тихо уже!». Во время спора Вячеслав Ковтун опустил голову и не смотрел на Владимира Соловьева, чувствуя моральное давление с стороны ведущего, а также скрестил руки, что демонстрирует скованность и ощущение страха к своему оппоненту. Владимир Соловьев, в свою очередь, стал размахивать руками, покраснел и стал двигаться из стороны в сторону. В студии эти действия сопровождались аплодисментами, чтобы заглушить речь оппонентов. Таким образом, данные приемы дают понять зрителю, что спикеры с Украины владеют неточной информацией, тем самым вызывая бурную реакцию ведущего, гостей и публики. В процессе публичных дискуссий Соловьев предъявляет себя уверенной личностью, которая противостоит любому мнению, если оно не схоже с его.

Эфир от 23.11.17, интервью, которое прозвали в сети поединком, В. Соловьева и К. Собчак: их конфликт начался еще с телепрограммы «Девчата» эфир от

25.10.10, когда Владимир Соловьев даже ушел, устав спорить с Ксенией Собчак. Такая ситуация повторяется и вовремя эфира программы «Вечер с Владимиром Соловьевым»: на протяжении всего «поединка» Владимир Рудольфович демонстративно показывал, что ему не интересно слушать своего оппонента, вечно перебивал, похабно шутил, задавал компрометирующие вопросы: «Какая Ваша историческая значимость?», «Вы хотите сказать, что просто говорящие лицо, которое наняли за деньги?», «Вы говорите, что крутая» и Собчак отвечала ему тем же: «Я понимаю, что Вам интересно, когда говорят о Вас лично, но в этой студии мы говорим обо мне», «Вам все это не понять». Цель выбить ее из колеи, подкрепляя это тыкающими жестами в ее сторону. Такое поведение и слова В. Соловьева были сигналами общественному мнению, для утверждения неспособности К. Собчак к президентству. Фигура Владимира Рудольфовича более авторитетная в глазах зрителей, а значит, к нему прислушаются. В итоге, Ксения Анатольевна сравнила его ток-шоу с туалетом, а Владимир Рудольфович вбросил, что она «опорожнила свой кишечник, показав всю наружность и цель баллотирования». С первой минуты интервью было понятно, что В. Соловьев будет пытаться «задавить» оппонента компрометирующими вопросами, общением на повышенных тонах, демонстрировать отсутствие желания слушать ответы на свои вопросы от собеседника. Он стоит в открытой позе, что показывает его некое превосходство, перед К. Собчак, его речь чиста, не заговаривается, но эмоции бьют через край. Не стоит на месте и постоянно совершает движения из стороны в сторону, облокачиваясь на кафедру с широко расставленными руками — это мощный призыв, как бы говоря: «слушайте меня, у меня есть что сказать!». В его поведении понятно, что данная беседа раздражает и он не намерен молчать. Иногда, опускает голову вниз, когда чувствует, что должен сдержать, погасить свои эмоции по отношению к своему оппоненту.

Эфир от 28.02.18 состоит из двух блоков - интервью с А.А. Прохановым, по-

священное его дню рождения и его мнению о происходящем на Украине. Отсмотрев большое количество выпусков «Вечера с Владимиром Соловьевым», можно сделать вывод, что 90% посвящены обсуждению происходящего на Украине. Конфликт на Украине начался 6 апреля 2014 года и именно с этих пор телепередача В.Р. Соловьева, каждый вечер обсуждает насущную тему, приглашая различных спикеров, пытаясь найти решение данного конфликта. Телепрограмма «Вечер с Владимиром Соловьевым» общественно-политическое ток-шоу, и повестка каждого выпуска, какая-то мировая проблема, которую интересно обсудить со специалистами в этой сфере. Итак, интервью и сразу видно как В.Р. Соловьев относится к

A.А. Проханову. В отличие от К.А. Собчак он его не перебивал, не вбрасывал непонятные шутки, жесты были открытыми и располагающими (стоял в открытой позе, постоянно улыбался и шутил), а не указующими. Тон был спокойным, на каждый ответ А.А. Проханова, Владимир Рудольфович кивал головой, а зрители хлопали после каждого ответа: образ Александра Андреевича, уважаемого человека и мэтра политики - сохранен.

Эфир от 25.03.2021 начинается со слов

B.Р. Соловьева «Россия никогда не допустит вмешательства в свои внутренние дела». Выпуск посвящен митингам, проходящим в России, в поддержку А.А. Навального. В студии собрались представители разных политических партий и обсуждали насущную тему. Стоит отметить, что в студии находится шесть человек, но большее количество эфирного времени В.Р. Соловьев ведет диалога с М.С. Симоньян, главным редактором RT. Спикеры ведут себя довольно взволновано и их беседа на повышенных тонах, обращая внимание на ведущего программы, стоит отметить, что он спокоен, его руки расположены за его спиной, а лицо расслабленно. Он чувствует себя спокойно среди гостей и не пытается перебить или переубедить гостя в том, что тот говорит. Когда начинает говорить политолог Н.В. Злобин, то ведущий очень внимательно слушает его речь и временами хму-

рит брови показывая, тем самым свое несогласие, но не перебивает его. На фразе Н.В. Злобина «когда я учился в школе, то не думал о самодостаточности, так как был уверен в завтрашнем дне», В.Р. Соловьев сложил руки на груди и помахал головой в утвердительной манере. Весь выпуск прошел спокойно, ведущий и гости шутили, не было конфликтных ситуаций, не было громких заявлений, что нам нужно делать со сложившейся ситуацией. Каждый делился своим личным мнением, а ведущий в данном эфире выступал, как модератор мероприятия. Гости не уходили от заявленной темы и не перебивали друг друга. Это связанно с тем, что мнение большинства гостей, между собой было схожим. Они внимательно слушали друг друга, что давало полную картину происходящему.

Манипуляция является главным способом воздействия на аудиторию. Для создания атмосферы комфорта стоит повторять действия собеседника, например, как в интервью с К.А. Собчак, на ее улыбку или шутку В.Р. Соловьев шутил в ответ или когда она показывала на него пальцем, то он проделывал аналогичные действия. Интересный момент, когда А.А. Проханов рассказал анекдот, то В.Р. Соловьев предложил рассказать свой. Владимир Рудольфович, как коммуникатор является ключевым фигурой воздействия на аудиторию и своих собеседников в своей программе. Он опрятно выглядит, придерживается своего имиджа, созданного им самим: строгий деловой стиль, пиджак типа френч, который ассоциируется с военной формой. Тем самым, выделяя ведущего и придавая ему ноту строгости. Следит за чистотой своей речи, подбирает интонацию для усиления или ослабления влияния над телезрителем. Дает понять эмоцию благодаря мимики (например, делает широкие глаза, когда удивлен ответу или считает его странным, ехидно улыбается).

Стоит сделать вывод, что Владимир Рудольфович Соловьев умеет работать с аудиторией, через невербальные каналы коммуникации. Кинесики он отдает свое предпочтение, так как по его манере поведения зачастую видно, что во время эфира он быстро перерабатывает сказанную гос-

тем информацию и уже, с помощью мими- ция основа его работы на передачи, он ки и жестов зритель понимает, какой ста- умело контролирует свой голос и умеет тус (положительный или отрицательный) у преподнести информацию через голосовой сказанного. Его эмоции во время эфира, канал без сопровождения каких-то допол-можно понять по телодвижениям или ми- нительных жестов. Посмотрев, один вы-мики лица. Часто, его тело говорит за него пуск телепередачи человек не разбираю-самого, тем самым показывая его истин- щийся в политике сможет понять, что про-ные эмоции и чувства в определённый мо- исходит на данный момент в той или иной мент. Тактильного поведения во время ситуации, так же надо отметить: ведущий эфиров за ним не наблюдалось, так как он старается сам и просит гостей говорить на не покидает своего места и никогда не просто языке.

подходит к гостю. Стоит отметить, что Владимир Рудольфович Соловьев явля-

В.Р. Соловьев часто использует хромени- ется одним из интересных представителей ку, он делит своих гостей по статусу и не- современной тележурналистики, который которые благодаря этому получают боль- умеет работать с аудиторией с помощью ше времени для высказывания своего мне- невербальных средств. Благодаря своим ния. А если гость, по его мнению, говорит умениям выверено расставляет приорите-неверные вещи, то делает так, чтобы тот ты во время эфира, что делает его работу не получал возможности высказаться до интересной и зрелищной. конца эфира. Паравербальная коммуника-

Библиографический список

1. Бубличенко М.М. Манипуляции в общении и их нейтрализация. Умей сказать "нет!".

- М.: Феникс, 2007. - 224 с.

2. Вербальная и невербальная опоры пространства межфразовых связей. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 256 с.

3. Гаврилов, Д.А. Нейролингвистическое программирование (НЛП) для всех. - М.: Вече, 2009. - 237 с.

4. Кара-Мурза Сергей. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2009. - 864 с.

5. Кейд Б. Краткосрочная психотерапия. Интервенции, манипуляции, техникина основе эриксоновского гипноза и НЛП / Б. Кейд, В.Х. ОХэнлон. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 240 с.

6. Коваль И.К. 300 способов защиты от негативного воздействия. Энергетика человека: моногр. - М.: АСТ, Сталкер, 2008. - 288 с.

7. Наварро Джо. Громче слов. Как понять невербальные сигналы. - М.: Попурри, 2011.

- 134 с.

8. Оуэн Джо. Как управлять людьми. Способы воздействия на окружающих. - М.: Пре-текст, 2009. - 919 с.

9. Орлова Е.В. Культура профессионального общения врача: коммуникативно-компетентностный подход: монография. - М.: Форум, 2012.

10. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. - М.: Институт психотерапии, 2001. - 200 с.

11. Полянская П. Нейролингвистическое программирование. - М.: Харвест, 2011. -985 с.

12. Сеймор Джон. Введение в нейролингвистическое программирование. Как понимать людей и как оказывать влияние на людей. - М.: Библиотека А. Миллера, 1998. - 368 с.

NON-VERBAL MEANS OF INFLUENCING THE AUDIENCE

I.V. Deeva, Candidate of Philology, Associate Professor E.V. Derevleva, Student Rostov State Economic University (RINH) (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. The relevance of the stated topic is due to the fact that it is associated with the fact that the communicator, during communication, produces subconscious, involuntary actions, which ultimately are a factor influencing the audience, thereby attracting it or repulsing it. The purpose of the article is to show the impact on the audience through non-verbal means using the example of TV programs. The leading method underlying the solution of the problem is the theoretical method of traductive inference and the empirical (observation method).

Keywords: non-verbal communication, journalism, audience, television, mass media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.