Научная статья на тему 'Привлекательность средних и малых городов Ленинградской области как объектов туристского интереса'

Привлекательность средних и малых городов Ленинградской области как объектов туристского интереса Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
523
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Привлекательность средних и малых городов Ленинградской области как объектов туристского интереса»

сти, подразумевающие необходимость учета интересов и потребностей человека и системный подход, но формально не определенные [3].

Также следует отметить необходимость согласования концепций и планов развития малого города со стейкхолдерами в лице бизнес-структур и местного сообщества - населения и общественных организаций [2, с. 70]. Поскольку отсутствие поддержки со стороны заинтересованных участников городской жизни, во-первых, может стать непреодолимым препятствием на пути городского развития, а во-вторых - индикатором нежизнеспособности концепции или программы и стимулом к ее пересмотру.

Подводя итоги, отметим, что разработка концепции городского развития должна строиться на таких базовых принципах, как антропологизм (возведение человека во всех аспектах его существования в ранг главного «потребителя города»), системность (учет всех уровней и подпространств бытия города, включая жителей, как часть этой системы, признание их диалектической взаимосвязи) и индивидуализация (учет специфических особенностей каждого конкретного малого города).

Список литературы

1. Беленкова О.А. Принцип антропологизма в социальном управлении // IV Садыковские чт.: материалы междунар. науч. конф. - 2008. - С. 159-163.

2. Белкина Т.Д. Стратегические планы городского развития и инструменты их реализации // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 3. - С. 55-72.

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004. -№ 190-ФЗ.

4. Касаткина С. С. Системный подход как философский принцип исследования генезиса личности в городском пространстве // Общество: философия, история, культура. - 2016. - № 1. - С. 12-13.

Е. А. Гаджиева, О. Н. Морозова

Привлекательность средних и малых городов Ленинградской области как объектов туристского интереса

В настоящее время туризм считается одной из самых перспективных отраслей экономики, этот факт подтверждается объективными данными. Доля туризма в мировой экономике составляет более 10 %, в России в 2015 г. - 1,5 %, а в 2016 г. - 3,4 %. Особенности развития современной экономики повлияли на тенденции туристского рынка, российские туристы охотнее посещают наиболее популярные отечественные туристские дестинации, возрос интерес иностранных граждан к посещению нашей страны.

На современном этапе в России накоплен значительный опыт эффективного развития туризма в средних и малых городах. Это обусловлено прежде всего наличием значительных ресурсов для разработки качественного и конкурентоспособного туристского продукта. Другим преимуществом являются более оптимальные ценовые позиции по сравнению с крупными городами.

В 2015 г. Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» в сотрудничестве с журналом «Отдых в России» опубликовали рейтинг туристской привлекательности регионов России, где 11-е место из 85 регионов России принадлежит Ленинградской области. Следует отметить, что Ленинградская область оказалась в числе регионов, лидеров рейтинга туристской привлекательности субъектов РФ. Туристы ценят в нашем регионе не только исторический центр -Санкт-Петербург (в рейтинге занимающий 2-е место), но и небольшие города.

Средние и малые города Ленинградской области имеют мощный потенциал для развития туризма, сочетая памятники архитектуры, уникальные по красоте ландшафты, соборы и монастыри, фортификационные сооружения, музеи, усадебные комплексы, дворцово-парковые ансамбли, местный колорит, изобретательность и предприимчивость местных жителей [1; 5]. Еще одним существенным стимулом в условиях нестабильной экономики является доступность организации отдыха для жителей прилегающих территорий. Используя имеющиеся преимущества, признанными туристскими дестинациями региона стали Выборг, Гатчина, Тихвин, Старая Ладога.

Наряду с несомненными преимуществами, существуют условия, сдерживающие активное развитие туризма в ряде городов Ленинградской области. Среди наиболее очевидных и материально затратных - формирование туристской инфраструктуры. В этой публикации мы сознательно не касаемся данного аспекта. Мы обсуждаем вопрос о привлекательности образа малого города как туристской дестинации.

На наш взгляд, при формировании турпродукта необходимо акцент делать на индивидуальность объектов показа в рамках обзорно-ознакомительных туристских маршрутов [3]. Преимущества данной формы организации заключаются в живом представлении своеобразных обликов городов, их уникальной истории и особенностей, т. е. того, чем мы вправе гордиться. Недаром же гласит русская поговорка: «Что ни город, то норов, что ни деревня, то свой обычай», напоминая нам о большом разнообразии обычаев, привычек, способов поведения людей в городах и деревнях России. В настоящее время города Ленинградской области, обращаясь к своей истории, воссоздают прежние традиции, праздники и предлагают

совершенно новые. При составлении туристских программ городов необходимо использовать исторический, ретроспективный подходы, позволяющие находить из различных источников малоизвестные сведения, подчеркивающие уникальность данного места. Города Ленинградской области формируют историко-культурный каркас региона, что в процессе туристско-экскурсионных мероприятий способствует воспитанию самосознания человека, самоиндефикации личности и чувства патриотизма, знания своего края, любви к своей Малой Родине.

В ходе обсуждения вопросов организации экскурсионно-туристских мероприятий сформировался сравнительно новый подход, учитывающий потребность туриста в получении впечатлений путем вовлечения в интерактивную деятельность [5]. Впечатления всегда были ядром индустрии развлечений, поэтому все чаще в городах воссоздаются исторические реконструкции и организуются фестивали (г. Выборг - «Турнир святого Олафа», Выборгский район «Майское дерево и открытый лучный турнир в Сваргасе», Всеволожский район, деревня Ириновка - военно-исторический фестиваль «На Дороге Жизни», Ломоносовский район, д. Яльгелево -II военно-исторический фестиваль «На дальних рубежах Ленинграда»), разворачивающие некие «волшебные» действа, превращающие гостей города из наблюдателей в полноправных участников. Отбирая наиболее значимые объекты показа из арсенала малых городов региона, необходимо использовать формы их представления, максимально воздействующие на эмоционально-чувственную сферу.

Существенное влияние на формирование впечатлений туристов оказывает культурная среда дестинации. Поэтому дизайн бытовой и деловой инфраструктуры малого города необходимо формировать с учетом культурных традиций региона.

Активные практики формирования впечатлений позволяют туристу реализовать потребность в творческом самовыражении и духовном развитии.

В формировании привлекательного образа туристской дестинации существенную роль играет отбор информации и форма ее подачи. Сведения об объектах туристского интереса средних и малых городов Ленинградской области можно найти на официальном туристском портале Ленинградской области. В восьми из десяти маршрутов, разработанных по программе межрегионального историко-культурного проекта «Серебряное ожерелье России», представлены 16 городов региона. В программы предлагаемых маршрутов включены уникальные объекты природного и культурного наследия. Разработка новых маршрутов позволит придать новый импульс совершенствованию туристской инфраструктуры в малых и средних городах.

Анализируя привлекательность городов Ленинградской области, нельзя обойти вопрос о картах для туристов, содержащих информацию, необходимую туристам-путешественникам. Карта как форма визуализации информации играет важную роль в продвижении туристских дестинаций, так как способствует формированию образа пространства, в том числе городского. Следует отметить, что при наличии карт, используемых для анализа развития отрасли, мониторинга, управления туристско-рекреационным пространством, для создания турпродуктов, крайне мало карт для туристов [2]. Вообще отсутствуют карты для туристов по малым и средним городам Ленинградской области. Разработка такой картографической продукции становится одной из первоочередных задач.

В настоящее время в России заметно усилилась роль государственного воздействия на туризм как сектор экономики [4]. В 2013 г. правительством Ленинградской области утверждена государственная программа «Стимулирование экономической активности Ленинградской области», в которой к числу перспективных направлений, развитие которых будет стимулировать рост экономики региона, относится туристско-рекреационный комплекс.

Высокий туристско-рекреационный потенциал городов Ленинградской области способствует их включению в разные межрегиональные туристские программы, такие как «Серебряное кольцо России», «Союз русских Ганзейских городов» и др.

В 2016 г. Ленинградская область присоединилась к межрегиональному проекту «Живые уроки», направленному на развитие детского образовательного туризма. Разрабатываемые туристские маршруты будут проходить по территории средних и малых городов Ленинградской области, посещение которых будет способствовать повышению интеллектуального, культурного и духовного уровня молодого поколения, воспитанию гражданско-патриотической позиции и продолжению национальных традиций.

Однако управление отраслью сталкивается с проблемой вовлечения населения отдаленных районов Ленинградской области в систему туристского обслуживания, внедрения практики развития туризма в муниципальных образованиях. Вместе с тем развитие туризма - один из ключевых аспектов решений социальных проблем, обеспечивающий занятость и повышение качества жизни населения за счет стимулирования развития сопутствующих сфер экономической деятельности - транспорта, связи, торговли, рекреационных территорий, гостиничного хозяйства, культурных и спортивных сооружений, а также иных объектов туристской индустрии.

Таким образом, рост привлекательности малых и средних городов Ленинградской области позволит создать познавательный образ территории в сознании различных сегментов туристкой аудитории, что в свою очередь приведет к увеличению туристских потов.

Список литературы

1. Жуков П.В. Развитие экодистинаций в России // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства: сб. тр. - 2016. - С. 146-149.

2. Комиссарова Т.С., Гаджиева Е.А. Туристические карты или карты для туристов? // Вестн. ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2016. - Т. 10. - № 3. -С. 89-92.

3. Морозова О.Н. Обзорно-ознакомительный туристский маршрут как способ погружения в атмосферу живой культуры дестинации на примере Адмиралтейского района Санкт-Петербурга // Экологическое равновесие: Структура географического пространства: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. 11 нояб. 2016 г. - СПб.: Ленингр. гос.ун-т им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 259-263.

4. Тарасова И. А., Писаренко С. В. Проблемы реализации региональной политики в туристской индустрии // Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы: сб. ст. - 2016. - С. 359-362.

5. Шкуропат С. Г. Впечатление как глубинная сущность современного туризма // Медиакультура и медиаобразование II (Феномен туризма в культуре XXI века: медиатехнологии современной культуры): материалы Междунар. науч.-практ. конф. Дни философии в Санкт-Петербурге. - СПб., 2014. - С. 104108.

О. А. Золотова

Оценка потенциала сброса загрязнения промышленными зонами города (на примере Вологды)

Экологическое состояние городских систем зависит от объемов выбросов загрязняющих веществ, источниками которых являются промышленное производство и транспорт, и от способности территории к аккумуляции загрязнения или его «сбросу». Масштабное изучение загрязнения городской среды в г. Вологде, проводимое в течение нескольких лет в рамках научно-исследовательской программы «Экология г. Вологды» [3-5], позволило выявить ареалы распространения загрязняющих веществ и тенденцию их смещения с территории промышленных зон в сторону селитебных.

В настоящее время город активно развивается прежде всего за счет новых селитебных районов. Многие из этих районов позиционируются как «экологически чистые», так как удалены от главных промышленных предприятий и крупных транспортных магистралей. На деле это может оказаться не совсем объективно, так как зачастую промышленные зоны дают значительные поля распространения загрязняющих веществ. Поэтому результаты изучения экологических особенностей урбосферы г. Вологды, проведенного несколько лет назад [2], требуют обновления для управления территориальным ростом города.

Для оценки потенциала «сброса загрязнения» промышленными зонами в сторону селитьбы проведен анализ природных составля-

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.