УДК 343.98
DOI 10.24411/2587-9820-2019-10028
А. Н. Залескина
ПРИВЛЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОИЗВОДСТВУ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О МОШЕННИЧЕСТВЕ, СОПРЯЖЁННОМ С ПРЕДНАМЕРЕННЫМ НЕИСПОЛНЕНИЕМ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: В статье на основе материалов судебно-следственной практики освещён вопрос эффективности привлечения специалистов к производству следственных действий по мошенничеству, сопряжённому с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: специалист; специальные знания; осмотр; обыск; мошенничество; мошенничество, сопряжённое с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности.
A. N. Zaleskina
INVOLVEMENT OF SPECIALISTS IN THE IMPLEMENTATION OF STEPS TO INVESTIGATE CRIMINAL CASES OF FRAUD, INVOLVING INTENTIONAL NON-PERFORMANCE OF CONTRACTUAL OBLIGATIONS IN THE BUSINESS SECTOR
Abstract. This article on the basis of judicial and investigative practice covers the issue of effective involvement of specialists to the investigation procedure in fraud involving intentional non-performance of contractual obligations in the business sector.
Keywords: Specialist, special knowledge, inspection, search, fraud, fraud involving intentional non-performance of contractual obligations in the business sector.
Проанализировав судебно-следственную практику по делам о мошенничествах, можно прийти к выводу, что каждому виду мошенничества соответствует своя специфическая следовая картина, зависящая от того, в какой сфере деятельности совершается преступление. Сфера деятельности, в кото-
20
рой совершается преступление, всегда оказывает влияние на такие элементы криминалистической характеристики преступлений, как обстановка и способ совершения преступления, личность преступника и др.
Указанная особенность относится и к мошенничеству, сопряжённому с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Сфера предпринимательской деятельности определяет и нормативно регулирует порядок производства, передачи (купли-продажи) товарно-материальных ценностей, оказания услуг, движения денежных средств и др., учитывая положения гражданского и финансового законодательства России, и, соответственно, предопределяет основные следы преступления, которыми в основном являются документы.
Совершение данного вида мошенничества в большинстве случаев связано с использованием документов, при помощи которых оформляется заключение сделок, переводы денежных средств, результаты исполнения договоров. В частности, в настоящее время преступниками активно изобретаются новые способы, приёмы и методы сокрытия следов преступления, места, способа и истинного умысла совершения преступного деяния [1, с. 117]. Поэтому документы по рассматриваемой категории уголовных дел могут содержать признаки интеллектуального или материального подлога. В некоторых случаях следы могут быть в виде электронных записей, находящихся в компьютерах и на других электронных носителях информации. Эффективный анализ и оценка документов и иных следов по данной категории дел возможны только с использованием специальных знаний.
Процесс расследования уголовных дел о мошенничестве, сопряжённом с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, требует привлечения специалистов, обладающих знаниями в области гражданского законодательства, бухгалтерского и налогового учёта, компьютерной техники, банковской деятельности.
Привлечение к предварительному расследованию лиц, обладающих знаниями в различных областях науки, техники, искусства и т. п., регламентируется нормами УПК РФ в ст.ст. 57 и 58 УПК РФ при характеристике таких участников уголовного процесса, как эксперт и специалист.
Закон не даёт определения понятию «специальные знания». Традиционно в юридической литературе под этим термином понимают систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки либо техники, искусства или ремесла, приобретаемых путём специальной подготовки или профессионального опыта и необходимых для решения вопросов, возникающих в процессе судопроизводства [2, с. 135].
Специальные знания могут использоваться как в процессуальной форме, когда результаты их применения имеют доказательственное значение, так и в непроцессуальной форме. Существует несколько видов процессуального использования специальных знаний, основным из которых является судебная экспертиза [3, с. 11; 4, а 97].
Использование специальных знаний в ходе предварительного следствия, а именно при производстве следственных действий, является одним из важных условий успешного раскрытия и последующего расследования преступлений. В связи с этим, на наш взгляд, немаловажное значение приобретают владение следователем и правильное применение им на практике закреплённых в законе правил по использованию специальных знаний экспертов и специалистов [5, с. 275].
Следует отметить, что справочно-консультационная деятельность специалиста может осуществляться не только на стадии предварительного расследования, но и в ходе доследственной проверки, когда в помощи специалиста нуждаются оперуполномоченные различных подразделений ЭБ и ПК.
Согласно результату анкетирования следователей и оперуполномоченных подразделений ЭБ и ПК, наиболее частыми следственными действиями, к производству которых имеется необходимость привлекать специалистов (по делам о разных видах мошенничества) являются осмотр места происшествия и обыск. Опрошенными лицами высказана необходимость о привлечении к следственным действиям следующих специалистов: бухгалтеров — в 41,6 % случаев; специалистов в сфере информационных технологий — 16,6 %; иных специалистов (таких как: сотрудники лесничеств, инженеры-строители, специалисты для исследования акцизных марок) — в 25 %; в использовании специальных технических средств и транспорта и дополнительной силы — в 16,8 %.
Привлечение к участию в следственном действии специалиста является одной из процессуальных форм использования специальных знаний, предусмотренных ст. 168 УПК РФ. Знания специалиста используются на любом из этапов проведения следственного действия: подготовительном, рабочем или заключительном. Наиболее полно специалист привлекается на рабочем этапе, для правильного применения технических средств, оказания помощи в обнаружении и изъятии документов, предметов (например: носители электронной информации) и иных следов.
В связи с тем, что субъектами рассматриваемого вида мошенничества являются индивидуальные предприниматели или руководители коммерческих организаций [6], то в большинстве случаев местом совершения преступления и местом нахождения следовой информации, имеющей значение для расследования уголовного дела, становятся рабочие места преступников.
Сотрудниками следственных и оперативных подразделений отмечено, что при производстве осмотров и обысков в офисах юридических лиц, изымается большой объём документов, при этом определить значимость информации, содержащейся в документах, на месте сложно в силу отсутствия у них специальных знаний в области бухгалтерского и налогового учётов, а также в области гражданского права. Это осложняется тем, что не всегда в момент проведения осмотра или обыска видна общая картина преступления, и она может складываться по мере получения и изучения доказательств, при этом
22
проведя некачественный обыск, имеется риск утратить вещественные доказательства безвозвратно. В связи с чем отрицательным результатом производства таких следственных действий, являются необоснованные затраты человеческого труда, как в процессе поиска и изъятия этих документов, так и в процессе их последующего детального изучения. Иными словами, с одной стороны, необходимо изъять достаточные документы, имеющие значение для дела, с другой, избежать лишней работы (изъятия предметов и документов, не относящихся к делу).
Как правило, по делам о мошенничестве, сопряжённом с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, изъятию подлежат учредительные документы (устав, учредительный договор, приказы и т. п.); документы, подтверждающие взаимодействие с другими юридическими лицами (договоры и контракты с контрагентами, приложения к ним, переписка, товарные и транспортные накладные и т. д.); результаты проверок аудиторских фирм; бухгалтерская и финансовая документация (квартальные и годовые балансы, документы по учёту основных средств, материалов и т. п.).
Наряду с указанным, изъятию подлежат всевозможные официальные и черновые записи, в которых, вероятно, содержится информация о мошеннических схемах, контакты пособников и соучастников, документы неофициального бухгалтерского учёта (так называемая чёрная бухгалтерия).
Неофициальный бухгалтерский учёт, как правило ведётся руководителем, главным бухгалтером либо лицом, осведомлённым о фактически проводимых операциях и намерениях для контроля своих действий и действий своих коллег, в тетрадях, электронных носителях информации, записных книжках и т. д., где отражаются сведения об осуществлённых операциях, сделках, поступлениях или реализации товарно-материальных ценностей и др. Кроме того, периодически возникает необходимость в обнаружении программ по ведению бухгалтерского и налогового учёта (1С и др.), которые умышленно скрыты от внешних пользователей информации с целью сокрытия следов противоправной деятельности. Не каждый может определить, где находится «официальная», а где «реальная» версия программы.
Основной трудностью, с которой сталкиваются сотрудники при производстве осмотра или обыска, является правильное определение объёма документов, подлежащих изъятию. Соответственно, при обнаружении документа и ознакомлении с ним имеется необходимость сразу выяснить возможность его использования в доказывании. Помимо того, у неофициальных документов отсутствуют реквизиты, информация об авторе и подписи. Содержание документов также не всегда понятно, часто содержит математические расчёты, без пояснений. Разобраться в содержании таких документов может только специалист путём сопоставления данных с официальными документами, первичными документами бухгалтерского учёта, показаниями свидетелей.
При проведении следственных действий, в соответствии со ст. 65 УПК РФ, необходимо привлекать к участию специалиста-бухгалтера, который, непосредственно участвуя в нём, окажет помощь при изъятии и осмотре нужных документов.
Следователю или оперативному работнику, не обладающему специальными знаниями в области бухгалтерского учёта, сложно выделить необходимые документы, поэтому нередко на практике, в ходе осмотра места происшествия и обыска, изымается лишняя документация, а в дальнейшем, в рамках отдельных осмотров проводится изучение документов и выборка.
Своевременное же привлечение специалиста соответствующего профиля поможет решить указанную проблему, минимизировать изъятие ненужных документов, а также максимально эффективно сократить время поисковых мероприятий. Указанный профиль зависит от каждой конкретной ситуации в зависимости от сферы, где совершено мошенничество рассматриваемой категории. Данная информация, как правило, имеется у лица, производящего расследование (доследственную проверку) непосредственно перед проведением следственного действия.
Кроме того, большой объём учётных документов, бухгалтерской и иной документации, может находиться в электронном виде на различных электронных носителях. Примером того может служить, что многие индивидуальные предприниматели ведут бизнес сами, в связи с чем работают на личных компьютерах (ноутбуках), с которых отправляют контрагентам бизнес-предложения, гарантийные письма и т. п. информацию, часто служащую средством маскировки преступной деятельности и скрывают реальное финансовое положение. В таких случаях и возникает необходимость применения специальных знаний средств компьютерной техники и компьютерной информации [3, с. 13].
Поиск указанной электронной информации производится в ходе обыска, где изъятию будут подлежать: компьютеры, ноутбуки, жёсткие диски, флеш-карты и любые другие носители электронной информации. В случаях изъятия электронных носителей информации законодателем в ст. 182 УПК РФ предусмотрено обязательное привлечение специалиста.
Также необходимо сказать о важности применения технико-криминалистических средств, используемых при производстве обысков для получения информации на электронных носителях. Обычно в ходе следственных действий происходит изъятие электронных носителей информации или копирование информации в установленном порядке, представляющей интерес для расследования дела.
В достаточно обобщённом виде можно обозначить, что для производства обыска по рассматриваемой категории дел могут понадобиться: мобильный компьютер (ноутбук) с разъёмами для дисков (дисководами) и портами для подключения внешних устройств (фото-, видеоаппаратура, переносной жёсткий диск, принтер, флеш-карты и др.), устройства должны вмещать
24
большой объём информации. Выбор технических средств необходимо произвести с учётом мнения специалиста в области информационных технологий.
Обычно, обысковые мероприятия по рассматриваемой категории дел для достижения наиболее положительных результатов могут проводиться одновременно в нескольких местах, таких как: офис юридического лица, а также складские или торговые помещения; место проживания подозреваемого лица и (или) его сообщников, а также дачи, гаражи, иные помещения. При одновременном производстве следственных действий всегда имеется проблема нехватки сил, средств и времени, особенно это касается привлечения специалистов в области информационных технологий. И не всегда можно привлечь желаемое количество специалистов по планируемому количеству обысков.
Кроме привлечения специалиста к производству следственных действий, его участие может сыграть большую роль в ходе допроса потерпевшего, обвиняемого и свидетелей. Также он может проконсультировать следователя по всем возникающим вопросам бухгалтерского учёта, способствуя тем самым получению полных и правдоподобных показаний от допрашиваемого, благодаря чему исключается необходимость повторного допроса. Специалист-бухгалтер с разрешения следователя может задавать вопросы участникам следственного действия уточняющего и дополняющего характера. Кроме того, он, как специалист, может обратить внимание следователя на недостоверность показаний допрашиваемых лиц и высказать по ним своё суждение.
Также следует отметить, что специальные знания при расследовании мошенничества указанного вида возможно использовать и при установлении суммы ущерба. Как показывает судебно-следственная практика, для установления суммы ущерба по уголовному делу не всегда требуется назначение экономической экспертизы. В таких случаях сумма невыполненных обязательств отражена в договоре, заключённом между подозреваемым и потерпевшим, поэтому очевидна и не требуется производство дополнительных исследований и документальных проверок.
Таким образом, следователю достаточно допросить специалиста и в ходе допроса предъявить документы, подтверждающие размер ущерба (например: договор, акты сверок сумм задолженности, выписки с расчётного счёта), по которым специалист делать вывод о сумме причинённого ущерба.
В связи с этим, на наш взгляд, немаловажное значение приобретают владение следователем и правильное применение им на практике закреплённых в законе правил по использованию специальных знаний экспертов и специалистов [7, с. 90].
Подводя итог, необходимо отметить, что планируя следственные действия, включающие изъятие и осмотр документов по мошенничеству, сопряжённому с преднамеренным неисполнением договорных обязательств, следователь, оперативный сотрудник должны привлекать к их производству раз-
личных специалистов, т. к. именно документы являются важнейшим доказательством по указанной категории дел.
Таким образом, недостаток знаний следователей и оперативных сотрудников, выходящих за рамки юридических знаний, при необходимости компенсируется привлечением к производству следственных действий субъектов, для которых эти знания являются профессиональными. Поэтому органы предварительного расследования и оперативные подразделения для повышения эффективности своей деятельности, направленной на выявление и расследование преступлений в рассматриваемой сфере должны прибегать к помощи специалистов, обладающих специальными знаниями в разных областях практически по любому уголовному делу.
Список использованных литературы и источников
1. Грибунов О. П. Особенности проведения трасологического исследования запор-но-пломбировочных устройств при расследовании хищений грузов из подвижного состава грузовых поездов // Проблемы правоохр. деятельности. — 2016. — № 2. — С. 116—120.
2. Эйсман А. А. Заключение эксперта. Структура и научное обоснование. — М.: Юрид. лит, 1967. — 152 с.
3. Россинская Е. Р., Галяшина Е. И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. — М.: Проспект, 2017. — 464 с.
4. Никонович С. Л., Шаевич А. А., Трубкина О. В. Современная практика назначения и производства судебных экспертиз на стадии возбуждения уголовного дела // Вестн. Вост.-Сиб. ин-та М-ва внутр. дел России. — 2017. — № 3 (82). — С. 96—103.
5. Варданян А. В., Грибунов О. П. Судебные экспертизы, назначаемые при расследовании хищений на объектах транспорта // Теория и практика противодействия преступности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (к 95-летию образования Дальневост. юрид. ин-та М-ва внутр. дел России): сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. — 2016. — С. 274—277.
6. Постановление пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2016 № 48 // rg.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2016/04/12/budget-site-dok.html (дата обращения: 01.09.2018).
7. Грибунов О. П. Участие специалиста в процессуальных действиях: учеб. пособ. / О. П. Грибунов, Е. А. Блинова, А. А. Шаевич. — Иркутск: Вост.-Сиб. ин-т М-ва внутр. дел России, 2011. — 92 с.
8. Грибунов О. П. Судебные экспертизы, назначаемые при расследовании преступлений против собственности, совершаемых на транспорте // Вестн. Вост.-Сиб. ин-та М-ва внутр. дел России. — 2016. — № 1 (76). — С. 89—97.