Научная статья на тему 'Привлечениe к уголовной ответственности за добычу древесины на землях сельскохозяйственного назначения: организационно-правовые проблемы, пути решения'

Привлечениe к уголовной ответственности за добычу древесины на землях сельскохозяйственного назначения: организационно-правовые проблемы, пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
550
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ РУБКА / ЛЕСНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ / ILLEGAL LOGGING / PLANTED FORESTS / FARMLANDS / CRIMINAL LIABILITY / ECOLOGICAL CRIMES / PROPERTY CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дербина Ольга Васильевна, Калачева Алина Владимировна

Проблема незаконных рубок лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения является актуальной для Вологодской области. В связи с этим правоохранительные и иные органы власти осуществляют профилактику и противодействие указанным правонарушениям. Однако на практике возникают трудности установления органа, представляющего государство в качестве потерпевшего. Кроме того, отсутствует специальная методика расчета ущерба по таким преступлениям, возникают вопросы при разграничении преступлений против собственности и экологических преступлений. Для решения обозначенных проблем предлагается внести изменения в уголовное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дербина Ольга Васильевна, Калачева Алина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bringing to Criminal Justice for Logging on the Farmlands: Organizational and Legal problems, Solutions

The problem of illegal logging on farmlands is relevant for Vologda region. Therefore, law enforcement agencies and other governmental bodies prevent and counteract the mentioned offences. However, in practice there are difficulties in establishing the organ who will present the state as the plaintiff. Moreover, there is no special methodology for calculating damage on such crimes; and when it comes to distinguishing property crimes from ecological crimes there arise questions. To solve the stated problems the authors suggest introducing amendments in the criminal legislation.

Текст научной работы на тему «Привлечениe к уголовной ответственности за добычу древесины на землях сельскохозяйственного назначения: организационно-правовые проблемы, пути решения»

I цш

Привлечениe к уголовной ответственности за добычу древесины на землях сельскохозяйственного назначения: организационно-правовые проблемы, пути решения

О. В. Дербина, Вологодский институт права и экономики ФСИН России

И kozlovaola@mail.ru А. В. Калачева, УМВД России по Вологодской области И akalacheva5@mvd.ru

Проблема незаконных рубок лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения является актуальной для Вологодской области. В связи с этим правоохранительные и иные органы власти осуществляют профилактику и противодействие указанным правонарушениям. Однако на практике возникают трудности установления органа, представляющего государство в качестве потерпевшего. Кроме того, отсутствует специальная методика расчета ущерба по таким преступлениям, возникают вопросы при разграничении преступлений против собственности и экологических преступлений. Для решения обозначенных проблем предлагается внести изменения в уголовное законодательство.

Ключевые слова: незаконная рубка; лесные насаждения; земли сельскохозяйственного назначения; уголовная ответственность; экологические преступления; преступления против собственности.

УДК 343.773 © О. В. Дербина, А. В. Калачева, 2020 DOI: 10.24411/1999-625X-2020-14003

Bringing to Criminal Justice for Logging on the Farmlands: Organizational

and Legal problems, Solutions

О. V. Derbina, Vologda Institute of Law and Economics of the Russian Federal Penitentiary Service.

El kozlovaola@mail.ru А. V. Kalacheva, Directorate of the Ministry of Internal Affairs in Vologda region. El akalacheva5@mvd.ru

The problem of illegal logging on farmlands is relevant for Vologda region. Therefore, law enforcement agencies and other governmental bodies prevent and counteract the mentioned offences. However, in practice there are difficulties in establishing the organ who will present the state as the plaintiff. Moreover, there is no special methodology for calculating damage on such crimes; and when it comes to distinguishing property crimes from ecological crimes there arise questions. To solve the stated problems the authors suggest introducing amendments in the criminal legislation.

Keywords: illegal logging; planted forests; farmlands; criminal liability; ecological crimes; property crimes.

Незаконная рубка лесных насаждений занимает одну из лидирующих позиций в структуре экологических преступлений [1, с. 704]. В отдельных «лесных» регионах Российской Федерации доля незаконной рубки лесных насаждений составляет до 95% в общем количестве преступлений в сфере экологии [2, с. 31].

Одно из ведущих мест среди субъектов Российской Федерации по наличию лесосырьевых ресурсов принадлежит Вологодской области: лесные ресурсы занимают площадь 11,7 млн га, что составляет 81% ее территории, в том числе покрыто лесной растительностью 10 млн га. Нелесные земли в лесном фонде занимают 1,3 млн га 1, поэтому борьба с незаконными

1 Получение актуализированной информации о лесных ресурсах. Департамент лесного комплекса Вологодской области. URL: dlk.gov35.ru>files/informacia_o_les_resers.docx (дата обращения: 10.07.2019).

рубками лесных насаждений на территории области — одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов. Так, согласно данным статистики, за 2018 г. УМВД России по Вологодской области возбуждено 50 уголовных дел по ст. 260 УК РФ (2017 г. — 50), расследовано 40 уголовных дел (2017 г. — 44), из них направлено в суд — 25 (2017 г. — 30), прекращено 3 (2017 г. — 1), приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 12 (2017 г. — 13).

В настоящее время все большую актуальность для региона приобретает проблема осуществления рубок лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения. Лесные насаждения на этих землях появились в послевоенный период, когда значительная убыль населения и необходимость возрождения городов и промышленности привела к тому, что с территории области исчезли сотни населенных пунктов, находившихся на землях сельскохозяйственного назначения. Вырубка данных лесов, в настоящее время уже состоящих из деловой древесины, естественно вызывает недовольство и общественный резонанс. Рубки на землях сельскохозяйственного назначения осуществляются без учета правил вырубки лесонасаждений. После действий лиц, осуществляющих незаконную рубку, остаются захламленные участки, заваленные остатками спиленных деревьев, ненужными при дальнейшей реализации [3, с. 313].

Земельным кодексом Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения — это самостоятельная категория земель, не относящихся к землям лесного фонда.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации рубка деревьев и кустарников, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), не относится к предмету преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 260, 261 УК РФ. Рубка

указанных насаждений может быть квалифицирована как хищение либо уничтожение или повреждение имущества. Вместе с тем практика работы по уголовным делам свидетельствует о спорности выводов суда относительно квалификации подобных деяний.

Органами предварительного расследования УМВД России по Вологодской области по выявленным фактам рубки лесных насаждений, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, в 2018 г. возбуждено три уголовных дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ, из них два прекращено, одно находится в производстве. В 2017 г. возбуждено 13 уголовных дел данной категории, из которых 12 приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, одно прекращено.

При расследовании уголовных дел указанной категории имели место трудности, прежде всего с установлением органа, представляющего государство в качестве потерпевшего. На практике для установления лица, представляющего интересы потерпевшего, в администрацию муниципального района направляется информация о совершенном преступлении и необходимости представления сведений о представителе потерпевшего. Однако в связи с тем, что органу местного самоуправления законодательством предоставлено только право передачи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в пользование, главы муниципальных образований отказываются представлять интересы государства в ходе расследования уголовных дел.

Обращения в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области о представлении интересов Российской Федерации по уголовным делам данной категории тоже не дали положительных результатов, поскольку в соответствии с Земельным кодексом РФ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.

Кроме того, проблемным вопросом при расследовании уголовных дел является отсутствие возможности документального подтверждения принадлежности лесных насаждений на данных территориях (древесина на балансе не состоит, выделы документально не оформлены). Расчет ущерба по указанным уголовным делам производится по аналогии с ущербом по незаконным рубкам, за исключением 50-кратного увеличения, так как специальная методика расчета ущерба по этим преступлениям отсутствует. Все перечисленное приводит к тому, что в случае установления виновных лиц такие уголовные дела судебной перспективы не имеют, и правонарушители уходят от ответственности.

Следует отметить, что практика возбуждения и расследования фактов незаконной рубки лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения в регионах Российской Федерации неоднозначна. Так, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила приговор Буинского городского суда Республики Татарстан от 10 января 2008 г. в отношении подсудимого М. в инкриминируемом ему деянии, предусмотренном п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ, в связи с отсутствием объективных правовых документов, подтверждающих перевод чересполосного участка в категорию земель лесного фонда. На данные обстоятельства в своей жалобе ссылался и подсудимый М., указывая на признание факта незаконной рубки лесных насаждений, но только на землях сельскохозяйственного назначения, а не на принадлежащих Кайбицкому спецсемлесхозу лесах первой группы. В дальнейшем М. освобожден от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности 2.

Анализ судебной практики в Пермском крае показывает, что по преступлениям, связанным с незаконной рубкой деревьев, не входящих в лесной фонд Российской Федерации, сотрудниками ОВД возбуждаются и расследуются уголовные дела по ст. 260 УК РФ, а не по ст. 158 УК РФ, поскольку в диспозиции ст. 260 УК РФ указано на незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных и не отнесенных к лесным насаждениям деревьев. Расчет ущерба от незаконной рубки деревьев, произрастающих на территории муниципальных образований, которые не относятся к землям лесных категорий, производится сотрудниками администрации на основании Решения Пермской городской Думы от 26 августа 2014 г. № 155 «Об утверждении порядка сноса и выполнения компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Перми» 3.

Н. В. Качина отмечает неоднозначное толкование признаков состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», а также несовершенство его законодательной конструкции. По ее мнению, древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, может быть отнесена к предмету преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, в том случае, если она предназначена для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений и находится на соответствующем балансе муници-

пальных учреждений коммунального хозяйства. Отправным моментом для разграничения предметов преступлений против собственности и предметов экологических преступлений по признаку вложения труда может служить лишь цель. Поэтому разграничительным критерием между предметами экологических преступлений и преступлений против собственности следует считать не сам факт вложения труда, а цель такого вложения — экологическую или экономическую [4, с. 85]. Предметом хищений такие деревья и кустарники быть не могут, так как они не обладают признаками имущества, а именно меновой стоимостью, и экономическую функцию не выполняют, поэтому их незаконную рубку следует квалифицировать по ст. 260 УК РФ при наличии всех ее признаков [5, с. 66].

Для устранения отмеченных противоречий предлагается два пути решения: 1) организация и проведение органами власти региона мероприятий по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда; 2) внесение изменений в действующее федеральное законодательство в части определения ответственности за незаконную рубку лесов на землях сельскохозяйственного назначения.

Процедура перевода участка из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли лесного фонда определена Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» 4. Кроме того, необходимо проведение экологической экспертизы в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» 5, а также согласование ряда федеральных ведомств. В связи с этим данная процедура перевода земель представляет трудоемкий и затратный процесс.

На наш взгляд, целесообразно внести изменения в ст. 260 УК РФ в части расширения перечня насаждений, не отнесенных к лесным, независимо от их предназначения для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Предложенное решение будет способствовать более эффективному применению нормы об ответственности за незаконную рубку лесных насаждений.

Решение изложенных проблем позволит сохранить лесные насаждения, обеспечить неотвратимость наказания за совершение преступных деяний, возмещение причиненного материального ущерба.

2 Надзорное определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 мая 2009 г. № 11-Д09-20. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. 2014. № 64.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 52 (ч. 1), ст. 5276.

5 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48, ст. 4556.

Список литературы

1. Петровская В. В. Уголовная ответственность за экологические преступления // Актуальные проблемы биоразнообразия и природопользования : мат-лы II нац. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию кафедры экологии моря Керченского государственного морского технологического университета. Симферополь, 2019.

2. Фалилеев В. А., Гармаев Ю. П. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений: вопросы теории и судебной практики // Российский судья. 2013. № 5.

4. Журавлёва А. В., Снигирёва Г. Д., Сенникова И. Л. Развитие региона путем решения экологических проблем лесного фонда // Современная экономика и общество глазами молодых исследователей : сб. ст. участников междунар. науч.-практ. конф. V Уральского вернисажа науки и бизнеса: в 3 т. / под общ. ред. Е. П. Велихова. Челябинск, 2018.

5. Качина Н. В. Проблемы уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений // Современное право. 2011. № 9.

6. Качина Н. В. Проблемы квалификации незаконной рубки деревьев, кустарников и лиан, произрастающих на землях с неопределенной правовой категорией // Российская юстиция. 2016. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.