Научная статья на тему 'ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СЛУЧАЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ПОСТРАДАВШИМ ПАССАЖИРАМ В ЛЕГКОВОМ ТРАНСПОРТЕ (ТАКСИ)'

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СЛУЧАЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ПОСТРАДАВШИМ ПАССАЖИРАМ В ЛЕГКОВОМ ТРАНСПОРТЕ (ТАКСИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АГРЕГАТОР ТАКСИ / ВОДИТЕЛЬ ЛЕГКОВОГО ТАКСИ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПАССАЖИР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Махарадзе Н.С., Листопадова Е.В.

В статье рассмотрены вопросы ответственности за вред, причиненный пассажирам такси. Отмечаются проблемы, связанные с невозможностью привлечения к гражданско-правовой ответственности агрегаторов такси. Действующие нормативные правовые акты не содержат прямой нормы, предусматривающей ответственность агрегаторов такси. Цель статьи является привлечение к ответственности в случае причинения вреда как следствия ненадлежащего оказания услуг перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. Проблемы соотношения предоставления потребителю недостоверной или неполной информации применительно к ненадлежащему оказанию услуг или выполнению работ посредством источников повышенной опасности в условиях существующего правового регулирования нам представляется особенно важным, недостаточно нормативно урегулированным. В работе использовались методы исследования, такие как метод анализа нормативно-правового регулирования, формально-юридический и сравнительно-правовой методы, статистические. По результатам проведенного исследования можно прийти к выводу о том, что отсутствие законодательства на федеральном уровне создает проблемы потерпевшим, которые пострадали от недобросовестных действий водителей такси, получить компенсацию за нанесенный в результате ДТП вред жизни и здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY IN THE CASE OF HARMING INJURED PASSENGERS IN PASSENGER TRANSPORT (TAXI)

The article deals with the issues of liability for harm caused to taxi passengers. Problems associated with the impossibility of bringing taxi aggregators to civil liability are noted. The current regulatory legal acts do not contain a direct rule providing for the liability of taxi aggregators. The purpose of the article is to prosecute in case of harm as a result of improper provision of services for the transportation of passengers and luggage by passenger taxis. The problem of the ratio of providing the consumer with inaccurate or incomplete information in relation to the improper provision of services or the performance of work through sources of increased danger in the conditions of the existing legal regulation seems to us especially important, insufficiently regulated by the norm. The work used research methods, such as the method of analysis of legal regulation, formal legal and comparative legal methods, statistical. Based on the results of the study, it can be concluded that the absence of legislation at the federal level creates problems for victims who have suffered from the dishonest actions of taxi drivers to receive compensation for harm to life and health caused by an accident.

Текст научной работы на тему «ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СЛУЧАЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ПОСТРАДАВШИМ ПАССАЖИРАМ В ЛЕГКОВОМ ТРАНСПОРТЕ (ТАКСИ)»

УДК: 347.61

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_4_52

Махарадзе Н.С., Листопадова Е.В.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СЛУЧАЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА

ПОСТРАДАВШИМ ПАССАЖИРАМ В ЛЕГКОВОМ ТРАНСПОРТЕ (ТАКСИ)

Makharadze N.S., Listopadova E. V.

RESPONSIBILITY IN THE CASE OF HARMING INJURED PASSENGERS IN PASSENGER TRANSPORT (TAXI)

Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, агрегатор такси, водитель легкового такси, потребитель, пассажир.

Key words: civil liability, taxi aggregator, passenger taxi driver, consumer, passenger.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы ответственности за вред, причиненный пассажирам такси. Отмечаются проблемы, связанные с невозможностью привлечения к гражданско-правовой ответственности агрегаторов такси. Действующие нормативные правовые акты не содержат прямой нормы, предусматривающей ответственность агре-гаторов такси.

Цель статьи является привлечение к ответственности в случае причинения вреда как следствия ненадлежащего оказания услуг перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. Проблемы соотношения предоставления потребителю недостоверной или неполной информации применительно к ненадлежащему оказанию услуг или выполнению работ посредством источников повышенной опасности в условиях существующего правового регулирования нам представляется особенно важным, недостаточно нормативно урегулированным.

В работе использовались методы исследования, такие как метод анализа нормативно-правового регулирования, формально-юридический и сравнительно-правовой методы, статистические.

По результатам проведенного исследования можно прийти к выводу о том, что отсутствие законодательства на федеральном уровне создает проблемы потерпевшим, которые пострадали от недобросовестных действий водителей такси, получить компенсацию за нанесенный в результате ДТП вред жизни и здоровью.

Abstract: The article deals with the issues of liability for harm caused to taxi passengers. Problems associated with the impossibility of bringing taxi aggregators to civil liability are noted. The current regulatory legal acts do not contain a direct rule providing for the liability of taxi aggregators.

The purpose of the article is to prosecute in case of harm as a result of improper provision of services for the transportation of passengers and luggage by passenger taxis. The problem of the ratio of providing the consumer with inaccurate or incomplete information in relation to the improper provision of services or the performance of work through sources of increased danger in the conditions of the existing legal regulation seems to us especially important, insufficiently regulated by the norm.

The work used research methods, such as the method of analysis of legal regulation, formal legal and comparative legal methods, statistical.

Based on the results of the study, it can be concluded that the absence of legislation at the federal level creates problems for victims who have suffered from the dishonest actions of taxi drivers to receive compensation for harm to life and health caused by an accident.

Гражданско-правовые обязательства разнообразны. Они возникают и функционируют в различных сферах общественной

жизни. Одной из центральных проблем в целостной системе гражданского права является проблема правового регулирования

возмещения вреда вследствие ненадлежащего оказания услуг и выполнения работ. Вопрос о понятии и значении обязательства по возмещению вреда вследствие недостатков работ и услуг заслуживает пристального научного внимания и требует тщательного анализа и воспроизведения в цивилистиче-ской литературе. Институт обязательства по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг, будучи в системе гражданских обязательств, играет немаловажную роль, выступая правовым инструментом, обеспечивающим наряду с другими институтами обязательственного права нормальное функционирование и развитие рыночных отношений.

В настоящее время в сферу правоотношений по оказанию услуг и выполнению работ активно внедряются электронные торговые площадки и иные средства электронных коммуникаций. Указанные правоотношения можно охарактеризовать недостаточной разработанностью, необходимостью научного познания особенностей функционирования агрегаторов - технологических информационных платформ и торговых площадок и возмещения вреда, обусловленного их применением для оказания услуг и выполнения работ, перспектив и тенденций их развития во взаимодействии с иными субъектами.

Обязательства по возмещению вреда, причиненного вследствие ненадлежащего оказания услуг перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, в настоящее время регулируются существующими правилами Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). К рассматриваемому обязательству также, несомненно, применим институт обязательства по возмещению вреда, закрепленный в § 3 гл. 59 ГК РФ1, - который является одним из элементов механизма защиты прав потребителей. Гражданское право, предусматривающее данную деликтную ответственность вследствие

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410; 2021. № 33-П.

причинения вреда, направленную на обеспечение безопасности результатов предпринимательской деятельности - комплексный правовой институт, объединяющие отношения различного рода и регулируемый нормами различных отраслей права.

Основанием возникновения обязательства из причинения вреда является правонарушение как наступления юридический факт. Проблемы соотношения предоставления потребителю недостоверной или неполной информации применительно к ненадлежащему оказанию услуг или выполнению работ посредством источников повышенной опасности в условиях существующего правового регулирования нам представляется особенно важным, недостаточно нормативно урегулированным.

В самом общем виде под гражданско-правовой ответственностью понимается мера, применяемая к лицу, допустившему нарушение (в форме, как действия, так и бездействия) норм гражданского законодательства или условий, содержащихся в договоре. Например, непредоставление при заключении договора информации о товаре (работе, услуге), как того требуют положения ст. 12 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»2.

В научной и юридической литературе к числу особенностей гражданско-правовой ответственности относят:

1. Дополнительные обременения имущественного характера для лица, допустившего правонарушение. В отличие от уголовной ответственности к должнику по гражданско-правовым обязательствам не могут быть применены меры ответственности личного характера (арест, заключение под стражу и др.).

2. Ответственность по общему правилу наступает перед другим участником правоотношения по принципу генерального деликта, а не перед публично-правовым образованием.

3. Цель - это восстановление нарушенных прав, т.е. меры ответственности,

2 О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021) // Российская газета. № 80. 07.04.92; 2021. № 170-ФЗ.

применяемые к должнику, направлены на возмещение имущественных потерь кредитора (потерпевшего).

4. Законодатель предусматривает привлечение к рассматриваемому виду ответственности, кроме физических лиц, юридических лиц и публично-правовые образования.

Проблемы в области подготовки водителей легковых такси непосредственно связаны с безопасностью дорожного движения, так как качество подготовки водителей механических транспортных средств, напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Чем больше неподготовленных водителей будет выезжать на дорогу, тем выше будет аварийность в области безопасности дорожного движения.

Поэтому на государственном уровне во многих странах мира данную сферу органы государственного контроля и надзора развивают исходя из социально-экономических, культурных и правовых особенностей той или иной страны.

Согласно статистическим данным в области обеспечения безопасности дорожного движения за 2018 год в Российской Федерации было совершено 168 099 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, что на 0,8% меньше в сравнении с 2017 годом, в таких авариях погибло 18 214 человек, что 4,6% меньше в сравнении с годом ранее. В целом положительная тенденция на уменьшение смертности на российских дорогах омрачается неизменными показателями в области качества управления транспортным средством, так более 58% процентов аварий происходит по вине водителей транспортных средств, причем наибольшее количество таких аварий происходит по вине водителей легковых такси1.

1 Романюха Д. Проблема обеспечения безопасных условий организации и осуществления перевозок пассажиров легковым такси. Установление дополнительных требований к квалификации водителей такси: Основные тенденции развития правовой науки: материалы I Международной студенческой научно-практической конференции, (Хабаровск, 2-6 дек. 2019 г.) // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет;

В настоящее время на федеральном и региональном уровнях в Российской Федерации отсутствует единое и взаимосвязанное целостное правовое регулирование сферы таксомоторных перевозок. Сегодня доля непрофессиональных участников рынка значительно превосходит водителей-профессионалов.

Статистические данные за 2019 год выявили существенные недостатки в подготовке водителей транспортных средств, а также контроле и надзоре за деятельностью, так называемых «профессиональных водителей» - водителей занимающихся перевозкой пассажиров и грузов. Так, по вине водителей такси показатель аварийности дорожного движения вырос на 18,7%, а количество аварий по вине водителей автобусов выросло на 4,7%. Тревожным показателем в этой области за 2019 год является тот факт, что на 44% выросло количество аварий совершенных по вине водителей автобусов, имеющих лицензию на перевозки, но управлявших автобусами в нетрезвом виде. Всего за 2021 год таких аварий зафиксировано 12 случаев (на примере Хабаровского края), что является недопустимым явлением в области обеспечения безопасности дорожного движения и требует государственно-правовых мер по недопущению подобных случаев. Стоит отметить тот факт, что за 2019 год общее количество зарегистрированного транспорта выросло на 2,04% и составило около 60,11 миллиона машин, при этом отмечается снижение количества населения в стране на 0,3%.

Решение данной проблемы целесообразно рассматривать в неразрывном единстве с нормативно-правовой деятельностью агрегаторов, поскольку, именно агрегаторами ликвидированы какие-либо пороги и препятствия для входа участников на рынок, такси-программу вправе установить практически любой пользователь смартфона или планшета. Исключения составляют агрегаторы «Яндекс.Такси» и прочие, имеющие соглашение с Правительством Москвы о привлечении профессиональных водителей

[редколлегия: В.Е. Степенко (председатель) и др.]. -Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2020. С. 45-48.

с необходимыми разрешениями на перевозки такси.

Специального законодательства в сфере перевозок такси, организуемых посредством агрегаторов в России, не создано, хотя к соответствующим отношениям могут быть применены правила о договорах перевозки, в том числе договоре фрахтования и данные агрегаторы. Отметим, что договор фрахтования, заключаемый с гражданином-потребителем, безусловно, имеет отличия от договора пассажирской перевозки. Хотя и договор фрахтования, и договор перевозки заключаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и актами транспортного законодательства.

Увы, в настоящее время приходится констатировать, что существующее правовое регулирование данной сферы услуг, не только не смогло решить имеющихся проблем, а еще больше отстало от реально существующих общественных отношений и сложившегося порядка оказания таких услуг. Но самое главное, что уровень проблемы в данной сфере услуг вырос кратно, поскольку для того, чтобы получить доступ на данный рынок и возможность оказывать услуги легкового такси, достаточно установить программу-коммуникатор для приема заказов и иметь любой, даже не совсем исправный, автомобиль.

Высокий уровень аварийности наблюдается в теневом секторе таксомоторных перевозок, масштабное расширение которого произошло в период дерегулирования отрасли. Система государственного регулирования рынка легкового такси, установленная Федеральным законом № 69-ФЗ1, не в состоянии коренным образом повысить безопасность и качество перевозок по причине отставания нормативного регулирования от уровня развития отраслевых технологий и запросов общества, требуется приведение как федерального, так и регионального законодательства в соот-

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 21.04.2011 № 69-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. № 88. 25.04.2011. СЗ РФ. 2021. № 331-ФЗ.

ветствие с современными экономическими реалиями.

Разделом 6.3 «Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» «Паспорта национального проекта «Безопасные и качественные

автомобильные дороги» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 15) в числе приоритетных направлений по усилению безопасности дорожного движения указано установление правового статуса и ответственности диспетчерских служб (агрегаторов или такси-сервисов) каршеринга и такси.

Текущее правовое регулирование несовершенно и обладает правовыми дефектами. Недостаточно эффективное, несбалансированное, несовершенное правовое регулирование оказание услуг владельцами агрегаторов препятствует достижению целей и решению задач защиты прав потребителей, создает зачастую непреодолимые преграды для осуществления и защиты субъективных прав и законных интересов участников гражданского оборота.

В связи с тем, что понятие «агрегаторт такси» отсутствует в законодательстве, можно предложить дефиницию или понятие агрегатора такси в широком и узком смыслах:

а) агрегатор такси - это электронная торговая площадка или технологическая платформа, функционирующая как программа, которая предоставляет потребителю возможность ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить данный договор и оплатить товар/услугу;

б) агрегатор такси - электронная торговая площадка или технологическая платформа способствующая вступлению субъектов в гражданско-правовые отношения и создающая возможность для

2 Безопасность дорожного движения (утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги ) : паспорт федерального проекта от 20.12.2018 № 4 // Российская газета. № 96. 2018.

реализации неограниченного числа договорных связей и корпоративных конструкций.

Как можно увидеть из варианта определения под пунктом «б», именно «возможность вступления субъектов в гражданско-правовые отношения и создающая возможность для реализации неограниченного числа договорных связей и корпоративных конструкций» обусловливает необходимость установления понятия «агрегатор такси».

Из определения рельефно проступают очертания необходимости юрисдикцион-ного регулирования, правомерности их локального территориального использования.

Со всей очевидностью можно утверждать, что необходимо установление четких нормативных критериев к праву на использование таких агрегаторов, объективной достоверности предоставляемой заказчикам информации об исполнителях услуг или работ, налоговой ответственности перед государством. Именно множественность создаваемых договорных связей и корпоративных конструкций не учитывает действующая дефиниция закона. К тому же, речь в нем идет исключительно о предварительной оплате владельцу агрегатора информации. Иные формы расчетов, например, постоплата, вне поля регулирования данного закона. Вместе с тем информация, не доведенная владельцем агрегатора до потребителя посредством ее размещения на интернет-сайте, не имеет отношения к качеству оказываемых исполнителем услуг или работ1.

Самостоятельную деятельность

агрегаторов как экономических субъектов в данной сфере деятельности, полагаем, необходимо запретить полностью. Это обусловлено совокупностью государственного и частного интереса по данному вопросу. При всей очевидной технологической и коммуникативной новаторской составляющей агрегаторов, по нашему

1 Маркова О. В. Правовые аспекты перевозки пассажиров и багажа в легковом такси / О. В. Марков// Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 1-9 (69). С. 205-208.

глубокому убеждению, совершенно необоснованной является правовая позиция о наделении агрегаторов отдельной правосубъектностью и признание за ними каких-либо уникальных особенных экономических функций, в том числе, так называемых организаторов торгового оборота. В тот или иной период стремительного технологического развития общественных отношений появлялись такие передовые для своего времени технологические решения, как телефон или мобильная связь, программные средства, как Skype или WhatsApp. Однако их передовые коммуникативные решения не цель, а лишь средство реальных заказчиков и исполнителей для выполнения тех или иных, услуг или работ. То, что полное отсутствие правового регулирование породило самостоятельную деятельность агрегаторов, как отдельных субъектов экономической деятельности, совершенно не означает, что такая ситуация является нормальной и допустимой2.

В настоящее время водителем такси Uber или иного аналогичного агрегатора может стать любой человек (как физические, так и юридические лица, а также ИП). В России разрешение на деятельность выдается не юридическому лицу, а на конкретный автомобиль. На рынке водитель-профессионал не имеет никакой ценности: если он уходит, на его место может прийти другой. Такая ситуация является неприемлемой. Полное

исключение возможности признания агрегаторов организаторами торгового оборота с установлением особенностей правового статуса указанной категории субъектов, еще необходимо исходя из следующего.

Необходимо на законодательном уровне установить вполне четкие и ясные требования к агрегаторам - программным IT-продуктам, используемым в России в сфере таксомоторных перевозок. Такими требованиями могут быть:

- обязательная регистрация интернет-приложения в российской юрисдикции;

2 Долгов С. Г. Гражданско-правовая ответственность агрегаторов такси / С. Г. Долгов // Гражданское право. 2021. № 1. С. 3-7.

- локально определенная территория использования заказчиками и исполнителями;

- обязательное предоставление всей информации в соответствии с Законом о защите прав потребителя на стадии заключения договора фрахтования путем смс-информирования или путем фиксации в личном кабинете интернет-приложения;

- право использования агрегаторов, как интернет-приложений, исключительно лицензированными юридическими лицами в сфере указанных услуг;

- обязательный контроль за деятельностью интернет-приложений в части взаиморасчетов со стороны Центрального банка Российской Федерации.

Вопрос о привлечении к гражданско-правовой ответственности агрегаторов такси обсуждается давно, но его активность повышается по мере возрастания числа ДТП, совершаемых водителями такси. Доходы агрегаторов такси составляют денежные средства, получаемые с водителей такси в виде процентов от суммы денежного вознаграждения, уплаченного пассажиром. Несмотря на то, что агрегаторы такси считают себя посредниками между водителями и пассажирами, на практике часто становится предметом дискуссии вопрос относительно объема и пределов ответственности агрегаторов за качество предоставления услуг, а также за причиненный ущерб.

Если отношения между водителем такси и пассажиром особых вопросов не вызывают, так как эти отношения строятся на условиях договора перевозки пассажира (п. 1 ст. 786 ГК РФ), то отношения агрегатора такси и пассажира заслуживают пристального внимания. Суть отношений между агрегатором такси и пассажиром заключается в том, что заказ на перевозку принимает именно агрегатор такси при помощи использования приложения пассажиром, установленного на его мобильном устройстве, а также с помощью СМС-уведомлений с контактными данными водителя, маркой автомобиля и его государственным регистрационным знаком. Агрегаторы такси, получив заказ, передают информацию водителям, предварительно

обработав заказ на предмет установления транспортного средства, ближайшего к месту нахождения пассажира (заказчика).

По сути, получается, что агрегаторы такси не осуществляют перевозку, а, как было отмечено выше, оказывают посреднические услуги между пассажирами и водителями такси. Для них не важны такие показатели водителя, как профессионализм, знание языка, города, отсутствие судимости, штрафов за нарушение Правил дорожного движения и т.д. Почему - потому что, во-первых, для агрегаторов такси не установлены законодательные требования, обязывающие агрегаторов такси проверять информацию о водителе, которому передают заказ для исполнения, во-вторых, действующее законодательство не содержит требований к водителям такси.

Отсутствие требований к водителям такси открывает доступ лицам, имеющим судимость не только за преступления средней тяжести, но и за преступления тяжкого и особо тяжкого характера (разбой, убийство, изнасилование и т.д.).

С мая 2020 года МАДИ пыталась запретить Gett, «Ситимобилу» и «Яндекс.Такси» отдавать заказы водителям, не получившим лицензию таксиста. Сервисы «Ситимобил» и «Яндекс.Такси» заключили мировое соглашение с московскими властями и обязались не передавать заказы нелегалам. Gett к этому соглашению не присоединился, а арбитражный суд отказал инспекции в иске. Судья отметил, что в российском законодательстве нет понятия «агрегатор услуг перевозок на такси», поэтому претензии города не обоснованы. Верховный суд подтвердил эту позицию, заключив, что законодательство не требует от агрегаторов проверять лицензии партнёров.

Верховный суд отказался рассматривать жалобу Московской автодорожной инспекции (МАДИ) на решение нижестоящих инстанций, не поддержавших ее в споре с Gett. Судебное разбирательство длилось с мая 2020 года. МАДИ пыталась запретить Gett передавать заказы лицам без разрешений на перевозку пассажиров и

багажа в Москве и области. Между тем суды постановили, что в российском законодательстве нет понятия «агрегатор услуг перевозок на такси», поэтому нельзя и обязать их контролировать разрешения у водителей1.

Можно сделать вывод о том, что агрегаторы такси готовы работать с каждым, кто имеет разрешение на работу, а также лицензию на перевозку. Владельцу (собственнику) транспортного средства достаточно установить соответствующее мобильное приложение и подтвердить готовность получать заказы. Сейчас такая опция для них невозможна без дополнительной регистрации ИП или юрлица. Отсутствие должного контроля за водителями приводит к снижению безопасности перевозок, а увеличение количества водителей создает

необходимость для адаптации механизмов обеспечения контроля и транспортной безопасности, в том числе с использованием цифровых технологий. Важным и требующим скорейшего разрешения является вопрос установления на законодательном уровне оснований и вида ответственности агрегаторов такси, так как действующая модель государственного регулирования рынка легкового такси не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Если служба легкового такси относится к социально значимой сфере, то данная отрасль должна подвергаться обязательному законодательному регулированию через фиксацию прав и обязанностей участников таких отношений.

На сегодняшний день обсуждается законопроект о легализации в сфере такси и введение отдельного нормативно-правового акта «Об организации перевозок пассажиров и грузов легкого транспорта», в соответствии с которым планируется взаимодействие всех государственных органов. В частности по предложению Минтраста РФ, «где предлагается ввести ответственность служб такси (сервисы заказа такси) перед пассажирами, где данные лица будут нести

1 Определение Верховного суда РФ № 305-ЭС21-13700 от 25 августа 2021 г. [Электронный ресурс]: URL: https://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 01.10.2021).

солидарную ответственность с перевозчиком. Сведения о перевозчиках и статусе их разрешений можно будет проверить через региональный реестр перевозчиков легковых такси, тогда как сведения о транспортных средствах, которые перевозчик вправе использовать - через региональный реестр легковых такси.

При этом ответственность не будет распространяться на такси-сервисы, которые вовремя уведомили уполномоченный орган об отсутствии технической возможности получения актуальных сведений из реестров, а уполномоченный орган не передал эти сведения другим способом не позднее, чем за сутки до дня, в который был причинен вред.

Солидарную ответственность с перевозчиком служба заказа такси будет нести и в случае причинения вреда пассажиру, если водителем такси имеет статус самозанятого, однако его ОСАГО не смогло покрыть реальный ущерб от инцидента.

В обоих этих случаях сервис заказа такси вправе в дальнейшем взыскать сумму, выплаченную за причинение указанного вреда, в полном объеме непосредственно с лица, причинившего вред.

Полную ответственность перед пассажиром за вред, причиненный в результате поездки на такси, сервис заказа такси будет нести в том случае, если заказчик не был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика, или если данные были предоставлены корректно, однако в реестрах нет всех разрешающих статусов во-дителя»2.

Созданный единый реестр перевозчиков, должен соответствовать требованиям законодательства, а также, если он распространяется на представительства и филиалы всех субъектов РФ, где количество такси, используемых для выполнения заказов, превышает 5 тыс. в сутки. Реестр такси должен вестись уполномоченными органами отдельных субъектах РФ на осуществление функции по организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси и контролю в сфере легкового такси, готовые принимать

2 Ответственность для такси-сервисов перед пассажирами [Электронный ресурс] // https://www.mter-fax.ru/russia/793515 (дата обращения от 06.12.2021).

решения о включении службы такси в данный реестр. Данный реестр и агрегатор такси позволят сформировать перечень добросовестных водителей, которые смогут зарегистрироваться на данной платформе в качестве ИП, самозанятого или юридического лица, для возможности заключения договоров и контроля в области технического осмотра автомобиля, что является угрозой жизни и здоровья пассажиров легкового транспорта такси.

Обязать агрегаторам такси проводить мониторинг усталости водителей с помощью специального софта, в связи с изменениями внесенных в трудовой кодекс РФ1, о нормировании рабочего времени и охраны труда. Также с 01.03.22 г будут распространяться правила о введении ограничений для водителей такси и общественного транспорта, где не смогут привлекаться к управлению легкового такси и общественного транспорта лица с судимостью за отдельные виды преступлений2.

1 Трудовой кодекс РФ Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 (в ред. от 30.11.2021) // Собрание законодательства РФ. 2021. № 21.

2 Изменения трудового законодательства на 2022 г. [Электронный ресурс] //

Изложенное позволяет нам сделать вывод о том, что назрела необходимость принятия закона на федеральном уровне, который бы регулировал деятельность по перевозке легковыми такси и деятельность служб заказа легкового такси. Закрепление солидарной ответственности агрегатора такси и водителя легкового такси на законодательном уровне позволит разрешить спор между участниками в суде первой инстанции. Агрегаторы такси должны разделять ответственность в случае ДТП с участием водителя такси. Кроме того, есть необходимость законодательно закрепить профессиональные требования к водителям такси. Также можно предложить признать агрегатора такси работодателем, тем более исследование показало, что все признаки трудовых отношений имеются. Агрегатор такси устанавливает тариф, ограничивает рабочее время, наказывает водителя. Остается только оплачивать социальный пакет, соблюдать трудовое законодательство и нести ответственность за своего работника.

https://kontш\m/artides^Ш9#5 (дата обращения от 06.12.2021).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. №5. Ст. 410.; 2021. № 33-П.

2. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021) // Российская газета. № 80. 07.04.92; 2021. № 170-ФЗ.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 21.04.2011 № 69-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. № 88. 25.04.2011; СЗ РФ. 2021. № З31-Ф3.

4. Романюха, Д. Проблема обеспечения безопасных условий организации и осуществления перевозок пассажиров легковым такси. Установление дополнительных требований к квалификации водителей такси: Основные тенденции развития правовой науки: материалы I Международной студенческой научно-практической конференции, (Хабаровск, 2-6 дек. 2019 г.) // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет; [редколлегия: В.Е. Степенко (председатель) и др.]. - Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2020. С. 45-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Безопасность дорожного движения (утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 20.12.2018 № 4): паспорт федерального проекта // Российская газета. 2018. № 96.

6. Определение Верховного суда РФ № 305-ЭС21-13700 от 25 августа 2021 г. [Электронный ресурс]: URL: https://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 01.10.2021).

7. Долгов, С.Г. Гражданско-правовая ответственность агрегаторов такси / С.Г. Долгов // Гражданское право. 2021. № 1. С. 3-7.

8. Маркова, О.В. Правовые аспекты перевозки пассажиров и багажа в легковом такси / О. В. Маркова // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 1-9 (69). С. 205-208.

9. Ответственность для такси-сервисов перед пассажирами. [Электронный ресурс] // https://www.interfax.ru/russia/793515 (дата обращения от 06.12.2021).

10. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 (в ред. от 30.11.2021) // Собрание законодательства РФ. 2021. № 21.

11. Изменения трудового законодательства на 2022 г. [Электронный ресурс] // https://kontur.ru/articles/4819#5 (дата обращения от 06.12.2021).

Дата поступления: 31.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.