Научная статья на тему 'Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания услуг такси и каршеринга'

Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания услуг такси и каршеринга Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1022
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
транспортные услуги / услуги такси / потребитель / права потребителя / защита прав потребителей / гражданско-правовая ответственность / каршеринг. / transport services / taxi services / consumer / consumer rights / consumer protection / civil liability / carsharing.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воскресенская Е. В.

Потребитель ежедневно сталкивается с незащищенностью перед перевозчиком в силу правового провала в данной отрасли, правового нигилизма в ряде муниципальных образований, низкой организованности взаимодействия заинтересованных структур, уполномоченных осуществлять контрольно-надзорные функции в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Данные проблемы очень характерны для сферы оказания услуг такси и каршеринга, который представляет собой вид автомобильных услуг, ориентированный на мегаполисы и крупные города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CONSUMER PROTECTION IN THE PROVISION OF TAXI SERVICES AND CARSHARING

The consumer faces daily vulnerability to the carrier due to legal failure in this industry, legal nihilism in a number of municipalities, low organization of interaction of interested structures authorized to carry out control and Supervisory functions in the field of transportation of passengers and Luggage by road. These problems are very typical for the provision of taxi services and car sharing, which is a type of automotive services focused on megacities and large cities.

Текст научной работы на тему «Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания услуг такси и каршеринга»

ECONOMICS / <<ШЦШетУМ~^©У©Ма1>#Ш43)),2©1]9

ECONOMICS

УДК 346.2

Воскресенская Е. В.

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Россия

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10637

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ТАКСИ И

КАРШЕРИНГА

Voskresenskaya Elena

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Russia, St. Petersburg

PROBLEMS OF CONSUMER PROTECTION IN THE PROVISION OF TAXI SERVICES AND

CARSHARING

Аннотация

Потребитель ежедневно сталкивается с незащищенностью перед перевозчиком в силу правового провала в данной отрасли, правового нигилизма в ряде муниципальных образований, низкой организованности взаимодействия заинтересованных структур, уполномоченных осуществлять контрольно-надзорные функции в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Данные проблемы очень характерны для сферы оказания услуг такси и каршеринга, который представляет собой вид автомобильных услуг, ориентированный на мегаполисы и крупные города.

Abstract

The consumer faces daily vulnerability to the carrier due to legal failure in this industry, legal nihilism in a number of municipalities, low organization of interaction of interested structures authorized to carry out control and Supervisory functions in the field of transportation ofpassengers and Luggage by road. These problems are very typical for the provision of taxi services and car sharing, which is a type of automotive services focused on megacities and large cities.

Ключевые слова: транспортные услуги, услуги такси, потребитель, права потребителя, защита прав потребителей, гражданско-правовая ответственность, каршеринг.

Keywords: transport services, taxi services, consumer, consumer rights, consumer protection, civil liability, carsharing.

Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей-физических лиц» [1] (далее - Закон о ЗИП) установил порядок нормотворчества в сфере оказания отдельных видов услуг только на уровне Правительства Российской Федерации. Отдельные нормативные правовые акты, касающиеся оказания транспортных услуг, прав и обязанностей потребителей, приняты также органами исполнительной власти. Имеет определенное значение вид транспорта, которым осуществлялась перевозка пассажира-потребителя и транспортировка имущества в виде грозу или багажа.

Юридически значимая ответственность перевозчика как субъекта оказания транспортных услуг потребителю за непредоставление надлежащей информации обусловливается ст.12 Закона о ЗИП. В то же время существует целый ряд законов, регулирующих порядок предоставления услуг по перевозке граждан.

Однако на деле потребитель ежедневно сталкивается с незащищенностью перед перевозчиком. Решение проблемы, по мнению автора, можно найти в переводе всего частного сектора на лицензированную деятельность [2, с. 142]. Таксисты превращаются в извозчиков, работающих в частном порядке, но при этом каждый должен приобрести лицензию [3, с. 230]. Сделать это ему необходимо один раз, после чего ему не придется платить налоги, тогда как за счет лицензии государство

имеет возможность устанавливать четкие правила обеспечения сервиса в отношении перевозки, требований к техническому состоянию машины, тарифов. В случае нарушение правил, наказанием становиться отзыв лицензии. А самое строгое наказание должно быть за извоз без лицензии. После чего больше в деятельность таксистов вмешиваться не стоит, система должна начать регулироваться сама. Это позволит сделать важный шаг на пути к повышению стандартов сервиса услуг перевозки такси.

Каршеринг представляет собой взятие в аренду легкового транспортного средства на одну поездку по городу, несколько часов или сутки. В мировой практике уже зафиксированы случаи запуска автомобильными концернами спектра услуг в числе которых предоставление автомобиля в пользование без его приобретения. Данная программа носит название «автомобиль по подписке». Такую модель сдачи своей продукции в аренду практикует корпорация GeneralMotors. Во многих штатах их сервис Maven пользуется огромным спросом, планомерно вытесняя с рынка службы проката. В Японии данную услугу предоставляет автогигант Toyota, в Швеции компания Volvo [4, с. 156].

Следующей проблемой, по мнению автора, остается отсутствие договора на оказание услуг перевозки пассажиров и багажа легковыми такси (осуществляется на основании заключенного устно

<<шушетим~^©и©мак>>#ш43)),2©1]9 / economics

договора фрахтования), невозможностью предоставления доказательной базы в суде, несоизмеримости затрат на судебные тяжбы [5].

Рассмотрим наиболее частые нарушения в сфере перевозки такси. Нарушением является организация перевозки пассажиров и багажа легковыми такси с привлечением перевозчиков, не получивших в установленном за коном порядке право на осуществление предпринимательской деятельно -сти по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. По объективным причинам общество не может обладать актуальной информацией о наличии или отсутствии у перевозчика как субъекта оказания транспортных услуг потребителю разрешения [6, с. 211]. Во-первых, законодательство не содержит предписания в отношении водителей предъявлять разрешение службе заказа, которая, в свою очередь, не имеет законных полномочий потребовать этот документ. Это функция органов государственной власти. Во-вторых, служба заказа не может ориентироваться на реестр выданных разрешений, размещенный на сайте Министерства транспортных услуг и дорожного хозяйства. Реестр не ведется онлайн, по регламенту он должен обновляться в течение 5 дней со дня внесения изменений. Это значит, что сведения в реестре не являются актуальными в каждый момент времени. Другим нарушением является отсутствие в транспортных средствах полной информации для потребителей-физических лиц в соответствии с действующим законодательством. Также не обеспечивается должный контроль за общим санитарным со стоянием транспортных средств во время обслуживания пассажиров.

Нарушением является предоставление потребителю недостоверной информации о сроках оказания услуг по перевозке, отсутствие у потребителя документального подтверждения указанных сроков, а соответственно и потери актуальности на право потребителя возмещения доставленных в связи с этим убытков клиента службы такси, либо возврата оплаченной суммы и других видов ущерба.

К нарушению относится отсутствие таксометров с подключенным кассовым аппаратом и, как следствие, невозможностью потребителем получения кассового чека, либо квитанции (с указанием: названия документа, серии и номера, названии компании, предоставляющей услуги, а также контактной информации об организации; даты выдачи документа; стоимости предоставленных услуг; Ф.И.О и подписи водителя, выдавшего квитанцию, подтверждающими факт предоставления услуги). С момента получения проездного билет, гражданин считается пассажиром. Если во время поездки произойдет непредвиденная поломка автомобиля, дорожно-транспортное происшествие или иная ситуация, которая может причинить (либо причинила) вред жизни и здоровью пассажира, то гражданину «с билетом» легче будет требовать от транспортной организации выплаты соответствующей компенсации (в том числе утраченный по терпевшим заработок, расходы на лечение, приобретение лекарств,

той или иной поврежденной вещи и т.д.). В связи с чем кассовый чек (квитанцию), можно в некоторых случаях признать достаточно важного документа).

Решением большей части вышеуказанных нарушений, по мнению автора, будет внесение дополнений в законодательства Российской Федерации, регулирующие оказание транспортных услуг, в части обязательного предоставления потребителю электронного билета с указанием названия документа, серии и номера, названии компании, предоставляющей услуги, контактной информации об организации; даты выдачи документа; времени поступления заказа и предоставления услуги, стоимости предоставленных услуг, номер государственной регистрации транспортного средства, Ф.И.О и номер лицензии водителя.

Очередная проблема - не профессионализм современных водителей такси. Кем обязан, а не должен быть таксист? В первую очередь, он обязан не только отменно управлять (не водить) автомобилем, но и быть в некотором роде психологом. Увы, но совмещать эти два качества/навыка дано не всем и это приходит с годами от данных профессии, а раз так, то почти абсолютное большинство современных таксистов - это не таксисты, а просто водители автомобилей желтого цвета. К сожалению, вход в эту профессиональную деятельность настолько легок, что почти любой желающий может туда войти.

Анализ показывает, что невозможно обеспечить безопасность при заказе такси через агрега-тора и выходом из создавшейся ситуации, по мнению автора, может быть лишь единственно возможное решение - это заказ автомобиля классическим звонком в реальную службу такси или привычный, но более долгий метод заказа - скачать приложение реального таксопарка и вызов такси именно там.

Часто встречается такое нарушение договора перевозки как подача транспортного средства не к оговоренному сторонами времени, а также задержка прибытия в точку назначения. В силу ст.795 ГК РФ [7] (далее- ГК РФ), ст. 28 Закона о ЗПП перевозчик как предприниматель обязан оплатить пассажиру штраф за ненадлежащее исполнения обязанности.

При каршеринге автомобиль арендуется на небольшой срок готовый к эксплуатации автомобиль. При этом не нужно ехать в конторы проката для подписания каких-либо бумаг. Арендовать можно любую ближайшую к месту дислокации машину, принадлежащую каршеринг-компании. Обнаружить автомобиль и забронировать его позволяет специальное мобильное приложение, устанавливающееся на устройства, работающие на Android и iOS платформе [8].

Регистрация в системе может осуществляться через приложение или непосредственно в офисе. Для оформления потребуется паспорт, действующее водительское удостоверение и данные кредитной карты. Документы предъявляются непосредственно в офисе компании или же могут быть отправлены в виде сканов при электронной регистрации.

ECONOMICS / «C©yL©qyaym-J@yrMaL»#19î43),2©19

Став авторизированным пользователем, необходимо установить на свой смартфон или планшет специальное приложение, позволяющее иметь быстрый доступ к системе вашего каршеринг-опе-ратора. Через него можно узнавать о местоположении автомобиля и бронировать его. Транспортные средства для краткосрочной аренды располагаются в разных частях города на специализированных стоянках, что позволяет легко их находить.

Арендуя подготовленную к эксплуатации машину, пользователь берет на себя ответственность за ее сохранность. В случае ДТП, произошедшего по его вине, он обязан будет возместить ущерб в размере, обозначенном в специальном пункте договора. Кроме того, для клиентов каршеринг-компа-ний предусмотрены штрафные санкции за передачу арендованного на их имя автомобиля третьему лицу. Все условия, на соблюдении которых настаивает компания, указываются в договоре. Пользователь может и должен с ним ознакомиться перед подписанием. Сумма взысканий за повреждение авто в ДТП зависит от выбранного оператора, характера повреждений и тарифа обслуживания.

Список литературы

1. Закон от 07.02.1992 № 2300-1 О защите прав потребителей-физических лиц (с изм. и доп.) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 766.

2. Воскресенская Е.В. Проблемы правового статуса отдельных нетипичных субъектов трудового права. // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 4. - с. 139-148.

3. Научные исследования в сфере педагогики и психологии: конвергенция и генезис знаний I [Абраамян А.А., Аминова А.С., Ананьева Е.П., Ах-метвалиева М.Г., Быков В.С., Волкова К.С., Волкова Т.В., Воскресенская Е.В., Горбунова В.В., Гражданкина Л.Ю., Громилина Л.В., Гулакова М.В., Захаров В.В., Захарова Н.И., Кагермазова Л.Ц., Каспаров И.В., Кирий Е.В., Колунин Е.Т., Ко-няева М.А., Кузьминов В.И. и др..]; под ред. О.А. Подкопаева, С.В. Юртаева - Самара: ООО «Поволжская научная корпорация», 2018. - С. 228-237.

4. Воскресенская Е.В. Правовые проблемы социального партнерства в сфере труда II Успехи современного естествознания. - 2008. - № 6. - с. 156157.

5. Elena Voskresenskaya, Vitaly Snetkov, Alexander Tebryaev, Zokhidjon Askarov II MATEC WEB OF CONFERENCES. 2017. Volume 106. Article Number 08055 I https:IIdoi.org/10.1051Imatec-conf/201710608055

6. Воскресенская Е.В. Проблема качества юридического образования в современной России II Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - с. 211.

7. Гражданский кодекс Российской федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с изм. и доп.) II Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

8. Pak Khe Sun, Lubov Vorona-Slivinskaya, Elena Voskresenskaya II IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 2017. Volume 90. Z https:IIdoi.org/10.1088I1755-1315I90I1I012073.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.