Научная статья на тему 'ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ 2022 ГОДА'

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ 2022 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА / САНКЦИИ / ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паранина Т.О.

Тенденции функционирования и развития туристско-рекреационной сферы Республики Крым в 2022 году определяют санкции западных стран, распространяемые на туризм и инвестиции, и военная спецоперация по денацификации Украины. Эти два фактора меняют структуру инвестиционного портфеля Республики Крым, а также желание инвесторов работать в туристско-рекреационной отрасли. Автор проанализировал тенденции инвестирования в экономику Южного федерального округа в целом, и в объекты туристско-рекреационного сектора в частности. Проанализирована динамика объема инвестиций и ее прироста в туристско-рекреационную сферу Республики Крым за 2017-2021 года, сравнительный анализ инвестиций в туристско-рекреационную сферу Республики Крым и Краснодарского края позволил установить, что в 2022 году санкции мало что изменили, так как объем инвестиций ежегодно растет. Развитая инфраструктура привлекает инвесторов, однако их участие в инвестиционных процессах, наблюдаемых в туристско-рекреационной отрасли Республики Крым, сохраняет неформальный и анонимный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRACTING INVESTMENTS IN THE TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF CRIMEA UNDER THE SANCTIONS OF 2022

The current trends for how the tourism and recreation industry of the Republic of Crimea currently operates and develops are determined by factors such as sanctions imposed by Western nations on tourism and investment in the region, as well as the special denazification operation that is ongoing in neighbouring Ukraine. These two factors have significantly affected the investment opportunity portfolio of the Republic of Crimea and the desire of investors to allocate their funds to the tourism and recreation industry. The author has analysed the general investment trends with regards to the Southern Federal District, as well as the tourism and recreation industry in particular. Additionally, the author has also analysed the fluctuations of investment volumes and their increase in the tourism and recreation industry of the Republic of Crimea over the period of 2017-2021. A comparative analysis of investments in the tourism and recreation industry of the Republic of Crimea and the Krasnodar Krai has helped establish that so far in 2022, Western sanctions have largely unaffected the tourism and recreation industry, as the investment volume has so far kept increasing over this period. Well-developed infrastructure attracts investors, however, their investment activities within the tourism and recreation industry in the Republic of Crimea have so far remained largely informal and anonymous.

Текст научной работы на тему «ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ 2022 ГОДА»

Привлечение инвестиций в туристско-рекреационный комплекс Республики Крым в условиях санкций 2022 года

Паранина Татьяна Олеговна

Аспирант кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, tanyaparanina@rambler.ru

Тенденции функционирования и развития туристско-рекреаци-онной сферы Республики Крым в 2022 году определяют санкции западных стран, распространяемые на туризм и инвестиции, и военная спецоперация по денацификации Украины. Эти два фактора меняют структуру инвестиционного портфеля Республики Крым, а также желание инвесторов работать в турист-ско-рекреационной отрасли. Автор проанализировал тенденции инвестирования в экономику Южного федерального округа в целом, и в объекты туристско-рекреационного сектора в частности. Проанализирована динамика объема инвестиций и ее прироста в туристско-рекреационную сферу Республики Крым за 2017-2021 года, сравнительный анализ инвестиций в турист-ско-рекреационную сферу Республики Крым и Краснодарского края позволил установить, что в 2022 году санкции мало что изменили, так как объем инвестиций ежегодно растет. Развитая инфраструктура привлекает инвесторов, однако их участие в инвестиционных процессах, наблюдаемых в туристско-рекре-ационной отрасли Республики Крым, сохраняет неформальный и анонимный характер.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные проекты, ту-ристско-рекреационная сфера, санкции, туризм и рекреация, туристическая дестинация.

Актуальность. Важным индикатором регионального экономического развития становится привлечение инвестиций. Целью инвестиционной политики является социально-экономическое развитие туристической дести-нации. Данная деятельность в зависимости от географических и политических особенностей страны имеет особенности в сезонности, производстве и сбыте туристско-рекреационных услуг. Реализация предпринимательства и других видов деятельности в особых экономических зонах без применения таможенных процедур способны привлекать инвесторов.

Одной из таких зон в Российской Федерации является территория Республики Крым. По итогам 2021 г. в регионе было заключено 46 инвестиционных соглашений на общую сумму 118,5 млрд. рублей. Из них 16% инвестиций приходятся на туристско-рекреационную сферу [11; 12].

Функционирование и развитие в регионе отрасли туризма и рекреации имеет системообразующее значение. В 2021 г. регион посетило 9,389 млн. отдыхающих (или на 49% больше, чем в 2020 г.). Объем платных услуг, оказанных организациями санаторно-курортного комплекса, в 2021 г. составил 11,92 млрд. рублей (или на 84,8% больше, чем в 2020 г.). Количество туристов, заполнивших коллективные средства размещения, составило в 2021 г. 3,786 млн. чел. (или на 78,4% больше, чем в 2020 г.) [5].

Вхождение крымского региона в состав Российской Федерации, в ее политико-правовую и социально-экономические подсистемы обусловили политические санкции западных стран, определившие инвестиционные барьеры для региона. Страны Евросоюза ежегодно продлевают санкции в отношении Республики Крым. Главным образом они касаются запрета инфраструктурных и финансовых инвестиций европейских инвесторов в экономику региона в целом, и в сферу туризма в частности. В марте 2022 г. был введен запрет для российской гражданской авиации на использование воздушного пространства стран Евросоюза. Россия перестала быть объектом внимания рейтинговых агентств.

Инвестиции в экономику туристско-рекреационного сектора Республики Крым принципиально не меняют структуру спроса туристско-рекреационных услуг и конкуренцию между коллективными и частными средствами размещения, большая часть которых представлена теневым сектором (50-70%), из-за которого инвесторы в основном и теряют прибыль [8].

После начала спецоперации, связанной с денацификацией территории Украины, в России был составлен перечень недружественных стран. Актуальность заявленной темы заключается в том, что спецоперация на Украине оказывает воздействие на поведение инвесто-

X X

о

го А с.

X

го т

о

О

м м

сч сч

0 сч

оэ

01

о ш Ш X

<

т о х

X

ров, меняет структуру инвестиции: привлекаются инвесторы из дружественных стран и отечественные инвесторы. Особенностью 2022 года стал рост интереса со стороны российских торговых сетеИ, крупных финансово-кредитных учреждений и представителей сетевого ритейла.

Целью статьи является анализ тенденций 2022 года, связанных с привлечением инвестиций в турист-ско-рекреационный комплекс Республики Крым в условиях санкций.

Для этого ставились и решались следующие задачи исследования: 1) анализ динамики и прироста инвестиций в туристско-рекреационную сферу исследуемого региона за 2017-2022 гг.; 2) сравнительный анализ инвестиций в туристско-рекреационную сферу Крыма и Краснодарского края; 3) анализ влияния санкций на инвестиции в туристско-рекреационную сферу Республики Крым.

Методика. Анализ достоверности представленных результатов основывается на методах анализа и синтеза научной литературы, анализе мнений экспертов и ведущих специалистов в области инвестиций, также анализе документов и материалов интервью, сравнительном анализе и анализе статистических данных по регионам, а также на основе контента периодических интернет-изданий и инвестиционного портала крымского региона.

Анализ статистических данных по Южному федеральному округу, Республике Крым и Краснодарскому краю позволил определить место Республики Крым в структуре инвестиций, а также определить тенденции инвестирования в туристско-рекреационную сферу за 2021-2022 гг.

Анализ официальных документов Правительства Республики Крым позволил определить долю инвестиций в туристско-рекреационную сферу полуострова, динамику инвестиций и ее прироста за период 2017-2022 гг.

Анализ периодических интернет-изданий позволил установить факторы и тенденции инвестирования в ту-ристско-рекреационную сферу полуострова Крым в 2021-2022 гг.

Основное изложение. Анализ структуры инвестиций в Республике Крым за 2021 г. показывает, что 16% от всей совокупности инвестиций приходятся на сферу туризма и рекреации. Анализ инвестиционного профиля российских инвесторов показывает, что в Республике Крым активными инвесторами были крупные частные компании и государственные корпорации. Особенностью инвестиционной деятельности в регионе является тот факт, что указанные субъекты (государственные структуры и материковые инвесторы) работают не напрямую формально, а косвенно (неформально) посредством дочерних структур из-за угрозы санкций. Сфера туризма и рекреации подвержена данной тенденции. Анализ инвестиционного климата за 2020-2021 гг. показывает, что из-за существующих политических барьеров для инвесторов структура инвестиций трансформируется: частных инвесторов привлекают проекты в рамках свободной экономической зоны Республики Крым.

Основные тенденции инвестирования за 2021 г. представлены в Таблице 1.

Специфической тенденцией 2021 г. был тот факт, что все крупные инвестиционные проекты не были

сданы в эксплуатацию, а суммы инвестиций пересматривались в связи с удорожанием проектов на 15-20%. Эта тенденция распространилась и на Республику Крым.

Таблица 1.

Тенденции инвестирования в Краснодарский край, Респуб-

Количество проектов в 2021 г. Стоимость проектов в 2021 г., млрд. руб. Динамика стоимости в 20212020 гг., %

Краснодарский край 104 1927,66 15,66

Республика Крым 46 118,51 42,03

Ростовская область 65 599,64 20,08

[Источник: 2]

Ведущая тенденция инвестирования в туристско-ре-креационную сферу Южного федерального округа в 2021 г. представлена в Таблице 2.

Таблица 2.

Инвестиционные проекты в туристско-рекреационной отрасли Южного федерального округа: динамика за 2020-2021 гг.

Количество проектов Динамика количества проектов, % Стоимость проектов в млрд. руб. Динамика стоимости, %

Объекты инвестирования в туристско-ре-креационной сфере в Южном федеральном округе 2021 г. 2020 г. 2021 -2020 гг. 2020 -2019 гг. 2021 г. 2020 г. 2021 -2020 гг. 2020 -2019 гг.

46 25 84 -28,57 293,32 72,10 306,82 -6,73

[Источник: 2]

Данные Таблицы 2 показывают, что количество инвестиционных проектов в туристско-рекреационной сфере Южного федерального округа выросло на 84% (с 25 до 46). Резко выросла стоимость проектов (с 72,1 млрд. руб. до 293,32 млрд. руб.). Изменилась динамика стоимости инвестиционных проектов в 2020-2021 гг. Корректировка оценки инвестиций произошла из-за удорожания работ и роста цен (прежде всего на строительные материалы от 40% до 70%).

Основной тенденцией инвестирования в туристско-рекреационную сферу исследуемого региона в 2022 году является тот факт, что в данном процессе принимают участие иностранные инвесторы из списка дружественных для России стран. Главная причина роста интереса инвесторов к крымскому региону заключается в отсутствии возможностей для инвестирования за границей. С точки зрения регуляторной политики государства инвестиционный климат в данном регионе в контексте макроэкономики характеризуется как неблагоприятный, потому что санкции не дают возможности работать стратегическим инвесторам, в результате чего формируются возможности для более мелких инвесторов [11]. Сравнительный анализ тенденций инвестирования в 20212022 гг. показывает, что сейчас происходит переориентация с жилищного строительства на санаторно-курортное.

Первая исследовательская задача в рамках данной публикации связана с анализом структуры инвестиций в туристско-рекреационную сферу исследуемого региона

за 2020-2022 года. Анализ официальных документов показывает, что туристско-рекреационная сфера Республики Крым является привлекательной для инвесторов [1]. В документе подчеркивается, что в 2021 г. регион занял в национальном рейтинге инвестиционного климата 11 место. Сказанное подтверждается данными Рис. 1.

Динамика инвестиций в основной капитал Республики Крым за 2017-2021 гг. 235,7% !и,вдк

350 300 250

то

150

296,4

164,0 1И-™1

77,9%

50.00%

2017

2018

2019

2020

2021

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год

Инвестиции в турист-ско-рекреационную сферу, тыс. руб. 9.704.50 1 11.249.9 39 31.927.8 50 43.293.0 63 67.107.00 0

Прирост инвестиций в туристско-рекреаци-онную сферу, в % 15,92% 229,00% 346,11% 591,50%

Количество прибывших на отдых, тыс. чел. 5.395,1 6.799,9 7.430 6.300 9.389,4

Объем оказанных платных туристско-ре-креационных услуг, млн. руб. 7725,6 9023,3 8007,6 6450,4 11.919,7

Прирост объема платных туристско-рекреа-ционных услуг, в % 16,80% 3,65% -16,51% 54,29%

Доходы туристско-ре-креационной отрасли, млн. руб. 2306,2 4089 4811 5166,2 5779

Прирост доходов ту-ристско-рекреацион-ной отрасли,в % 77,30% 108,61% 124,01% 150,59%

а также Инвестиционного портала Республики, что указывает на проблемы информационного взаимодействия. К тому же Росстат видит ситуацию с инвестициями по факту, а остальные профильные эксперты - по суммам крупных инвестиционных проектов [11]. Мониторинг базы инвестиционных проектов позволяет отслеживать изменения ее размеров и структуры, и дает возможность контролировать инвестиционный процесс.

Динамика инвестиций в туристско-рекреационную сферу Республики Крым представлена в Табл. 3 и Рис 2.

Динзмнка и прирост инвестиций и турнетеко-рекреацшнП[уE« сферу Республики Крым за пернол 2017-2021 гг.

67107000

йошц 591,50%

wunt

» Инвестиции & основной капитал, млрд. ру&.

■^—Прирост инвестиций в основной капитал, в %

Рис. 1. - Динамика инвестиций в основной капитал Республики Крым за период 2017-2021 гг. [Источник: 9. Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополь]

За последние 5 лет в основной капитал полуострова было вложено 1,08 трлн. рублей. Прирост инвестиций за 5 лет сократился на 16,4%, что объясняется завершением реализации инвестиционных проектов.

Таблица 3.

Динамика объема инвестиций и темпов прироста предоставленных туристско-рекреационных услуг в Республике Крым за период 2017-2021 гг., в россий-

f5,92%

J0I7 НЦЯ Z013 J0M К?!

■ Ивнс шшш в турне гено-рскреаиионнухз сферу, тыс. рур.

-Прирост ннрсстнпнй в туркстсяо-рскрсзпнонную сферу, в%

Рис. 2. - Динамика и прирост инвестиций в туристско-ре-креационную сферу Республики Крым за период 2017-2021 гг. [Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополь, а также данных Министерства экономического развития Республики Крым]

Показатель «инвестиции в туристско-рекреационную сферу» носит интегральный характер, так как здесь учитываются данные по инвестициям в деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, а также данные по инвестициям в туризм. При этом в предыдущих публикациях на основе подсчета автором официальных данных «Инвестиционного портала Республики Крым» установлено, что совокупный размер инвестиций в ту-ристско-рекреационную сферу составил 67,107 млрд. рублей (на основе данных по инвестиционным проектам и инвестиционным проектам в рамках свободной экономической зоны) за 2021 год [10].

За период 2017-2021 гг. объем инвестиций в турист-ско-рекреационную сферу Республики Крым вырос в 6,92 раза (с 9,7 млрд. руб. до 67,1 млрд. руб.). Прирост инвестиций в туристско-рекреационную сферу региона с 2017 г. демонстрирует положительную динамику, и за указанный период составил 591,5%.

Динамика объема и прироста окаланных платных Iурне Iско рекреационных услуг н Pi'Cnyuiнм' Крым ia период 20] 7-2021 гг.

[Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополь, а также данных Министерства экономического развития Республики Крым]

Как происходит прирост инвестиций в основной капитал, Крымстат не разъясняет. Вполне вероятно, расчет производится на основе какой-то другой базы. Стоит обратить внимание, что данные Крымстата по туристско-рекреационной отрасли могут отличаться от данных Министерства экономического развития Республики Крым,

7725чй

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

излей, мята 4ВДОК 11ИЧ ТОЮ* ID JKTH и lim

■Kr.WH

НОбьсн она |лннмк н.щтммх турнет щи,-рс креи инони мх уелуг. млн. руб. -Прирост ойыгыа ни,!! иык тур цехе ко-рскреашюи мыл уелуг, л %

Рис. 3. - Динамика объема и прироста оказанных платных туристско-рекреационных услуг в Республике Крым за период 2017-2021 гг. [Источник: Министерство экономического развития Республики Крым]

X X О го А С.

X

го m

о

ю

2 О

м м

CS CS

0

CS

<0

01

о

Ш

m

X

<

m О X X

Анализ данных Рис. 3 показывает, что с 2018 г. по 2020 г. показатели «Объем оказанных платных туристско-рекре-ационных услуг» и «Прирост объема платных туристско-рекреационных услуг» демонстрируют нисходящую динамику, что объясняется в первую очередь ограничениями, вызванными эпидемией коронавируса. И только в 2021 г. был резкий рост объема оказанных платных туристско-ре-креационных услуг - с 6450,4 до 11919,7 млн. руб. (или с (16,51%) до 54,29%). Анализ корреляции между показателями «объем инвестиций в туристско-рекреационную сферу» и «объем оказанных платных туристско-рекреаци-онных услуг» позволил установить между ними слабую связь - 0,458 (то есть рост объема последних происходит независимо от объема инвестиций).

Далее необходимо было проанализировать доходы отрасли. Данные представлены на Рис 4.

Динамика и прирост доходов туристско-рекреационной отрасли Республики Крым за период 2017-2021 гг.

ÎM0 БОЮ 5«Ю

: : : I ;

5«ю 2НЮ 10С0

160, ста

150,5?,%«

4089

2306,1

I

■ Доходы турнстско-рскрсацнонкон отрасли, млн. руб.

-Прирост доходов турнстско-рекреационной отрасли, в%

Рис. 4. - Динамика и прирост доходов туристско-рекреаци-онной отрасли Республики Крым за период 2017-2021 гг. [Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополь, а также данных Министерства экономического развития Республики Крым]

Анализ данных Рис. 4 показывает, что доходы за период 2017-2021 гг. выросли в 2,5 раза (с 2,306 до 5,779 млрд. рублей). Прирост доходов за данный период составил 150,59%. Анализ корреляции между показателями «объем инвестиций в туристско-рекреационную сферу» и «доходы туристско-рекреационной отрасли» позволил установить между ними наличие прямой сильной связи - 0,7803 (то есть инвестиции влияют на доходность отрасли).

Следующей задачей исследования был сравнительный анализ инвестиций Республики Крым и Краснодарского края. С учетом того, что Краснодарский край не был под такими санкциями, как Республика Крым, можно будет понять, какое влияние внешняя санкционная политика оказывает на функционирование и развитие туристско-рекре-ационной отрасли, ровно, как и ее отсутствие. Главным образом санкции в 2014 г. коснулись запрета на инвестиции в туристический сектор, а также запрет круизным судам и гражданским самолетам зарубежных компаний на совершение посадки в Республике Крым [4]. Данные ограничения не коснулись Краснодарского края, ежегодно его посещают более 1 млн. иностранных туристов.

Целью подобных санкций является, с одной стороны, изменение политического поведения объекта санкций (персональных и секторальных), с другой стороны, увеличение расходов объекта санкций. Главным администратором крымских санкций является Управление по контролю за иностранными активами Минфина

США ^АС). После событий 2014 г. Республика Крым является объектом отдельной санкционной программы, в рамках которой сделки США на территории Крыма под запретом. В мире в настоящее время развита практика экстерриториального применения санкций в отношении третьих стран, сотрудничающих с Российской Федерацией, что влечет применение вторичных санкций за ведение бизнеса в России. Анализ мнений экспертов показывает, что санкции противоречат основам публичного порядка, следовательно, они не законны [6].

Таблица 4.

Сравнительный анализ объемов инвестиций в Республике

|2017 год|2018 год|2019 год |2020 год |2021 год|2022 год

Республика Крым

Инвестиции в 9704,5 11249,9 31927,9 43293 67107 Нет

туристско-ре- полных

креационную сферу, млн. руб. данных

Прирост ин- 15,92% 229,00% 346,11% 591,50%

вестиций в ту-

ристско-ре-

креационную сферу, %.

Краснодарский край

Инвестиции в 42042,9 27200,7 9507,3 16157,6 30658 159500

туристско-ре-

креационную сферу, млн. руб.

Из них: 2596,29 4880,40 3515,00 3607,42 5958,00

деятельность

гостиниц и

предприятий общественно-

го питания

Из них: 39446,65 22320,30 5992,30 12550,21 24700,00

деятельность в области

культуры,

спорта, орга-

низации до-

суга и развле-

чений

Прирост инве- -35,30% -77,39% -61,57% -27,08% 279,37%

стиций в ту-

ристско-рекре-

ационную сферу, %.

[Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополь и Краснодарского края, а также данных Министерства экономического развития Республики Крым и Министерства экономики Краснодарского края]

Динамика it прирост инвсстинин в турнстско-рскрсацнонную сферу Краснодарского край за ':?риол 2017-2022 гг.

ЭОДМЬ

159500/ 279,37%

2SO0H

: ; ■:<«'

J 2041,4

»1?

Л ИНВССГЧЦНН в Т

16157jft_

l-6L.57°/i

nui . о ы

- . ¡>:;>у Краснодарского края. un. руб-

- "Прирост НННСГНЦИЙ Н тур Н .1. ' р Г ► рг ,11. И. > 11:. у к: сферу Красноярском кран, н %.

Рис. 5. - Динамика и прирост инвестиций в туристско-ре-креационную сферу Краснодарского края за период 20172022 гг. [Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, а также данных Министерства экономики Краснодарского края]

Анализ данных Рис. 5 показывает, что инвестиции в туристско-рекреационную сферу Краснодарского края имеют разноплановую динамику. Если брать во внимание период 2017-2020 гг., то объем инвестиций сократился в 2,6 раза. В июне 2022 года объем инвестиций, согласно данным Петербургского международного экономического форума, вырастит в 3,79 раза по сравнению с 2017 годом.

Динамика инвестиции в туристско-рскрсационную сферу Республики Крым и Краснодарского края за период 2017-2022 гг.

180000 160000 14СООО 120000 100000 80000

60000 42042,9

40000 20000

159500

67107

042,9 977П0 7 „„,,„ 43293 ■ > 2 /.¿OU, / 31927,9 30658 ■

19704,5 ^ЧзотД 16157Д

2017 2018 2019 2020 2021 2022

■ Инвестиции в туристско-рекреационную сферу Краснодарского края, млн. руб.

■ Инвестиции в туристско-рскрсационную сферу Республики Крым, млн. руб.

Рис. 6. - Динамика инвестиций в туристско-рекреационную сферу Республики Крым и Краснодарского края за период 2017-2022 гг.: сравнительный аспект [Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополь и Краснодарского края]

Анализ данных Рис. 6, показывает, что за период 2017-2021 гг. объем инвестиций в туристско-рекреаци-онную сферу Республики Крым вырос почти в 7 раз, в то время как в Краснодарском крае за период 2017-2019 гг. он снизился в 4,42 раза. Такие противоположные тенденции объясняются: во-первых, завершением инвестиционных проектов, и введением в эксплуатацию новых; во-вторых, завершением мероприятий, связанных с чемпионатом мира по футболу, который принимал Краснодарский край; в-третьих, открытием Крымского моста. С 2021 г. тенденции изменились: после развития инфраструктуры к обоим регионам инвесторы начали проявлять активный интерес, что выражается в увеличении объемов инвестиций, несмотря на санкции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прирост инвестиций в туристско-рекреационную сферу Республики Крым и Краснодарского края за период 2017-2022 гг.

591,50%

346,11%

279,37%

224,W)V« Ш ■

o |-61,57% -27,08%

2017

700,00% 600,00% 500,00% 400,00% 300,00% 200,00% 100,00% 0,00% -100,00% -200,00%

■ Прирост инвестиций в туристско-рекреационную сферу Республики Крым, в %

■ Прирост инвестиций в туристско-рекреационную сферу Краснодарского края, в %.

Рис. 7. - Динамика прироста инвестиций в туристско-рекреационную сферу Республики Крым и Краснодарского края за период 2017-2022 гг.: сравнительный аспект [Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и Краснодарскому краю]

Данные Рис. 7 показывают две разные тенденции по критерию прироста инвестиций в туристско-рекреацион-ную сферу за период 2017-2021 гг.; 1) в Республике Крым прирост инвестиций положительный, несмотря на ежегодные санкции; 2) а в Краснодарском крае прирост инвестиций демонстрирует отрицательную динамику. За 2022 г. полных сведений об инвестировании в турист-ско-рекреационную сферу Республики Крым нет.

То есть пространственная активность инвесторов меняется: отечественные финансово-кредитные учреждения (Сбербанк, Промсвязьбанк (ПСБ), банк Россия), представители сетевого ритейла (ООО Пуд, Ашан, Метро), строительные компании (Монолит), добывающие предприятия (Газпром), операторы связи (МТС), аграрные компании (Аг-рокомплекс) не боятся попасть под санкции. Тем не менее, большинство крупных сетевых структур не спешат работать в Крыму. Примечательно, что санкции помогает обойти работа в рамках европейской франшизы, и организация деятельности дочерних компаний. К примеру, банк ПСБ будет развивать инфраструктуру туристического кластера в г. Севастополь. Корпорация развития Крыма, в компетенцию которой входят вопросы инвестиций, официально не раскрывает сведения об инвесторах. По оценкам экспертов «Informer», решать более глобальные инвестиционные задачи (рабочие места, налоги, социально-экономическое развитие) данная структура не готова и недостаточно компетентна [7]. Связанное с результативностью деятельности организации количество заключенных контрактов и заявленных инвестиций не отражает качество работы, то есть статистика не разъясняет суть существующих проблем на полуострове. Главные факторы, снижающие инвестиционную привлекательность санаторно-курортной сферы в условиях санкций, генеральный директор Корпорации развития Республики Крым не смог назвать в ходе интервью [3].

Выводы. Подведение итогов статьи позволяет прийти к выводу о том, что интерес инвесторов к крымскому региону растет, но в большинстве случаев он носит неформальный, анонимный характер в силу инвестиционных барьеров, вызванных политикой санкцион-ного давления. Тем не менее в общей структуре инвестиций Южного федерального округа это обстоятельство не мешает занимать Республике Крым третье место в рейтинге инвестиций. Санкции в отношении Республики Крым коснулись секторов инвестиций и туризма, захода морского и воздушного транспорта из зарубежных стран. Основным фактором сдерживания реализации инвестиционных проектов в 2021-2022 гг. являются не санкции, а удорожание работ и строительных материалов. Основными инвесторами в экономику полуострова являются российские инвесторы (госкорпорации, частные инвесторы), а также зарубежные инвесторы из списка дружественных стран. Принять крупных игроков для реализации глобальных инвестиционных проектов региональные органы власти, регулирующие инвестиции, готовы в недостаточной степени.

За период 2017-2021 гг. объем инвестиций в турист-ско-рекреационную сферу Республики Крым вырос в 6,92 раза, а прирост инвестиций в туристско-рекреаци-онную сферу региона с 2017 г. демонстрирует положительную динамику, и за указанный период составил 591,5%. Связь между доходами отрасли и инвестициями характеризуется как высокая. Объем оказанных услуг в регионе не коррелирует с инвестициями, так как эта связь коррелирует с уровнем доходов.

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О M

to

сч сч о сч

оэ

о ш m

X

<

m о х

X

Анализ тенденций за период 2017-2021 гг. показал, что объем инвестиций в туристско-рекреационную сферу Республики Крым вырос почти в 7 раз, в то время как в Краснодарском крае за период 2017-2019 гг. он снизился в 4,42 раза. С 2021 г. тенденции изменились: после развития инфраструктуры к обоим регионам инвесторы начали проявлять активный интерес, что выражается в увеличении объемов инвестиций, несмотря на санкции.

Интерес к инвестициям в туристско-рекреационную сферу в условиях санкций 2022 года, дополненных новыми положениями, значительный, он подтверждается суммами заключенных инвестиционных контрактов, но его в 2022 году отличает неформальный характер. Однако, статистика не характеризует полный перечень проблем, связанных с привлечением инвестиций.

Литература

1. Инвестиционный климат в Республике Крым. Текущее состояние / Инвестиционный портал Республики Крым. - [Электронный ресурс]. URL: https://invest-in-crimea.ru/invest-climate (дата обращения: 10.06.2022).

2. Инвестпортфель ЮФО в 2021 году прирос туризмом, аграриями и инфраструктурой. Деловой журнал «Эксперт Юг». №2, 2022 г. - [Электронный ресурс]. URL: https://expertsouth.ru/magazine/22022/ (дата обращения: 26.05.2022).

3. Инвестпривлекательность Крыма в условиях санкций / Материалы интервью РИА. Новости. Крым. -[Электронный ресурс]. URL: https://crimea.ria.ru/20220414/skoro-investprivlekatelnost-kryma-v-usloviyakh-sanktsiy-1122932029.html (дата обращения: 11.06.2022).

4. История введения санкций ЕС в отношении Крыма и Севастополя / ТАСС. - [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/6573658 (дата обращения: 17.06.2022).

5. Итоги социально-экономического развития Республики Крым за 2021 г. / Министерство экономического развития Республики Крым. - [Электронный ресурс]. URL: https://minek.rk.gov.ru/ru/document/show/962 (дата обращения: 14.06.2022).

6. Краткий, неофициальный и неполный обзор санкций США в отношении России / Zakon.ru. - [Электронный ресурс]. URL: https://zakon.ru/blog/2020/9/15/kratkij_neoficialnyj_i_nepol nyj_obzor_sankcij_ssha_v_otnoshenii_rossii (дата обращения: 1.06.2022).

7. Крым — перспективная точка роста в условиях санкций! Инвестируйте в российский полуостров / Informer. - [Электронный ресурс]. URL: https://ruinformer.com/page/krym-perspektivnaja-tochka-rosta-v-uslovijah-sankcij-investirujte-v-rossijskij-poluostrov (дата обращения: 7.06.2022).

8. Легализация теневого сектора туриндустрии в Крыму займет от трех до пяти лет / ТАСС. - [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/4971830 (дата обращения: 5.06.2022).

9. Основные показатели инвестиционной деятельности / Крымстат. - [Электронный ресурс]. URL: https://crimea.gks.ru/storage/mediabank/ПоказИoК15-20.pdf (дата обращения: 6.06.2022).

10. Паранина Т.О. Анализ инвестиций в туристско-рекреационный комплекс Республики Крым. Инновации и инвестиции. 2022. №3. - [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-investitsiy-v-

turistsko-rekreatsionnyy-kompleks-respubliki-krym (дата обращения: 20.05.2022).

11. Поляна еще свободна: кто и как сегодня вкладывает в Крым. Деловой журнал «Эксперт Юг». №2, 2022 г. -[Электронный ресурс]. URL: https://expertsouth.ru/magazine/22022/ (дата обращения: 26.05.2022).

12. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 27 октября 2021 года N 1433-р «Об одобрении прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». -[Электронный ресурс]. URL: http://kodeks.karelia.ru/api/show/577934653 (дата обращения: 3.05.2022).

Attracting investments in the tourist and recreational complex of the Republic of Crimea under the sanctions of 2022 Paranina T.O.

Lomonosov Moscow State University

JEL classification: D24, D20, D61, D80, D92, O11, O12, M20_

The current trends for how the tourism and recreation industry of the Republic of Crimea currently operates and develops are determined by factors such as sanctions imposed by Western nations on tourism and investment in the region, as well as the special denazification operation that is ongoing in neighbouring Ukraine. These two factors have significantly affected the investment opportunity portfolio of the Republic of Crimea and the desire of investors to allocate their funds to the tourism and recreation industry. The author has analysed the general investment trends with regards to the Southern Federal District, as well as the tourism and recreation industry in particular. Additionally, the author has also analysed the fluctuations of investment volumes and their increase in the tourism and recreation industry of the Republic of Crimea over the period of 2017-2021. A comparative analysis of investments in the tourism and recreation industry of the Republic of Crimea and the Krasnodar Krai has helped establish that so far in 2022, Western sanctions have largely unaffected the tourism and recreation industry, as the investment volume has so far kept increasing over this period. Well-developed infrastructure attracts investors, however, their investment activities within the tourism and recreation industry in the Republic of Crimea have so far remained largely informal and anonymous.

Keywords: investment, investment projects, tourism and recreation industry,

sanctions, tourism and recreation, tourist destination. References

1. Investment climate in the Republic of Crimea. Current state / Investment portal of the Republic of Crimea. - [Electronic resource]. URL: https://in-vest-in-crimea.ru/invest-climate (date accessed: 06/10/2022).

2. The investment portfolio of the Southern Federal District in 2021 was increased by tourism, agrarians and infrastructure. Business magazine "Expert south". No. 2, 2022. - [Electronic resource]. URL: https://expert-south.ru/magazine/22022/ (date accessed: 05/26/2022).

3. Investment attractiveness of the Crimea in terms of sanctions / Materials of the RIA interview. News. Crimea. - [Electronic resource]. URL: https://crimea.ria.ru/20220414/skoro-investprivlekatelnost-kryma-v-usloviyakh-sanktsiy-1122932029.html (date accessed: 06/11/2022).

4. The history of the introduction of EU sanctions against Crimea and Sevastopol / TASS. - [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/info/6573658 (date accessed: 06/17/2022).

5. Results of the socio-economic development of the Republic of Crimea for 2021 / Ministry of Economic Development of the Republic of Crimea. - [Electronic resource]. URL: https://minek.rk.gov.ru/ru/docu-ment/show/962 (date accessed: 06/14/2022).

6. Brief, unofficial and incomplete review of US sanctions against Russia / Zakon.ru. - [Electronic resource]. URL: https://za-kon.ru/blog/2020/9/15/kratkij_neoficialnyj_i_nepolnyj_ob-zor_sankcij_ssha_v_otnoshenii_rossii (date accessed: 06/01/2022).

7. Crimea is a promising growth point in the face of sanctions! Invest in the Russian Peninsula / Informer. - [Electronic resource]. URL: https://ruin-former.com/page/krym-perspektivnaja-tochka-rosta-v-uslovijah-sankcij-investirujte-v-rossijskij-poluostrov (date accessed: 06/07/2022).

8. Legalization of the shadow sector of the tourism industry in Crimea will take from three to five years / TASS. - [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/obschestvo/4971830 (date accessed: 06/05/2022).

9. Key indicators of investment activity / Krymstat. - [Electronic resource]. URL: https://crimea.gks.ru/storage/mediabank/ПоказИОК15-20.pdf (date accessed: 06/06/2022).

10. Paranina T.O. Analysis of investments in the tourist and recreational complex of the Republic of Crimea. Innovation and investment. 2022. No. 3. - [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-in-vestitsiy-v-turistsko-rekreatsionnyy-kompleks-respubliki-krym

11. Polyana is still free: who and how is investing in Crimea today. Business magazine "Expert south". No. 2, 2022. - [Electronic resource]. URL: https://expertsouth.ru/magazine/22022/ (date accessed: 05/26/2022).

12. Decree of the Council of Ministers of the Republic of Crimea dated October 27, 2021 No. 1433-р "On approval of the forecast for the socio-economic development of the Republic of Crimea for 2022 and for the planned period of 2023 and 2024". - [Electronic resource]. URL: http://kodeks.kare-lia.ru/api/show/577934653 (date accessed: 05/03/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.