Научная статья на тему 'Привлечение иммигрантов на Дальний Восток как решение проблемы национальной безопасности'

Привлечение иммигрантов на Дальний Восток как решение проблемы национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ ОБОРОТ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазин Виталий Сергеевич

В статье автор исследует возможности привлечения трудовых ресурсов на Дальний Восток, в том числе путем оргнабора мигрантов в стране постоянного их проживания. Преимущества использования иностранной рабочей силы связаны с тем, что в результате притока трудовых мигрантов усиливается ресурсный потенциал экономического роста, улучшается сбалансированность рынка труда, обеспечивается стабильное функционирование многих секторов экономики таких, как строительство, транспорт, торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйств, и увеличение численности населения приведет к снижению угроз национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVING IMMIGRANTS TO THE FAR EAST AS A SOLUTION TO LABOR SHORTAGES

In the article the author examines possibilities of labor resources' attracting to the Far East, including doing it through the organized recruitment of workers in the country of their native residence. Benefits of using foreign labor are basically related to the fact that the influx of migrant workers leads to the range of effects, such as: the enhancing of the resource potential of the economic growth, to the labor market balance's improving, to the ensuring of stable operation of many sectors of the economy such as construction, transport, trade, services and utilities.

Текст научной работы на тему «Привлечение иммигрантов на Дальний Восток как решение проблемы национальной безопасности»

УДК 331.556.4

В С. Сазин ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИММИГРАНТОВ НА ДАЛЬНИЙ

ВОСТОК КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье автор исследует возможности привлечения трудовых ресурсов на Дальний Восток, в том числе путем оргнабора мигрантов в стране постоянного их проживания. Преимущества использования иностранной рабочей силы связаны с тем, что в результате притока трудовых мигрантов усиливается ресурсный потенциал экономического роста, улучшается сбалансированность рынка труда, обеспечивается стабильное функционирование многих секторов экономики таких, как строительство, транспорт, торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйств, иувеличение численности населения приведет к снижениюугроз национальной безопасности.

Ключевые слова: миграция, внутренняя миграция, внешняя миграция, миграционный оборот, миграционная политика.

VitaHy Sazm INVOLVING IMMIGRANTS TO THE FAR EAST AS A

SOLUTION TO LABOR SHORTAGES

Annotation. In the article the author examines possibilities of labor resources' attracting to the Far East, including doing it through the organized recruitment of workers in the country of their native residence. Benefits of using foreign labor are basically related to the fact that the influx of migrant workers leads to the range of effects, such as: the enhancing of the resource potential of the economic growth, to the labor market balance's improving, to the ensuring of stable operation of many sectors of the economy such as construction, transport, trade, services and utilities. Keywords: migration, internal migration, external migration, migratory revolution, migratory policy.

Согласно Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, государство ставит целью достижение каждым гражданином достойного уровня жизни, причем это реализуется путем определенных мер, направленных на совокупность людей - население. Население выступает в качестве важнейшего ресурса экономики, так как является производителем благ - продукта на каждой стадии производства, с другой стороны, население выступает и как потребитель части благ. Недостаточное и несбалансированное количество населения приводит к снижению качества проводимой политики социального развития и социального обеспечения - это связано с тем, что население является объектом социальной политики. Таким образом, необходимо проводить ряд мер по увеличению численности населения в малозаселенных территориях, что позволит ускорить развитие данных территорий и снизить определенные риски. Сокращение коренного населения приграничных территорий на востоке страны и неконтролируемое заселение их иммигрантами не отвечает геополитическим интересам России. Инициатором и реализатором данных мер должно стать государство, учитывая, что требуются большие финансовые и административные ресурсы.

В Российской Федерации сложилась ситуация, когда численность населения остается стабильной, однако при этом снижается численность экономически активного населения, что создает большую нагрузку на бюджеты всех уровней при увеличении дефицита на рабочую силу. Еще большая проблема складывается в малонаселенных регионах России, где наблюдается крайне низкий трудовой потенциал, который носит не только количественный, но и качественный характер, что связано с изменением системы экономических отношений, появлением новых видов деятельности и оттоком части населения из числа квалифицированных в другие регионы и страны. Для определения малона-

© Сазин B.C., 2014

селенности регионов целесообразно использовать относительные показатели. Так, согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики самыми малонаселенными регионами являются Чукотский автономный округ, Ненецкий автономный округ и Республика Саха (Якутия). Более того с 1993 г. в Дальневосточном федеральном округе наблюдается отрицательный естественный прирост, который составил с 1990 по 2008 гг. около 160 тыс. человек. Кроме этого, миграционный отток из данного округа ежегодно составляет в пределах 30 тыс. человек. Аналогичная ситуация складывается и в Сибирском федеральном округе, однако стоит заметить что наблюдается с 2011 г. естественный прирост населения. На Дальнем Востоке России продолжают доминировать низкая рождаемость, высокая смертность, быстрое старение населения и более короткая, чем в среднем по России, предстоящая продолжительность жизни.

Сокращение численности населения создает серьезную угрозу национальной безопасности России. Стабилизация численности населения Дальнего Востока за счет естественного прироста невозможна, в связи с чем необходимо разработать специальную программу по привлечению на малонаселенные территории мигрантов и удержанию местного населения на данных территориях. Развитие территорий не возможно без правильного планирования потребностей в трудовых ресурсах, от которого зависит качество проводимой миграционной политики. Иностранные трудовые мигранты рассматриваются в балансе трудовых ресурсов в качестве одного из источников формирования тру -довых ресурсов России. Одной из причин привлечения иностранных трудовых мигрантов является дефицит рабочей силы на региональных рынках труда. В настоящее время для оценки потребностей в рабочей силе и установлении квот для привлечения мигрантов используется только один источник информации - заявки работодателей о потребности в привлечении иностранных работников [2]. Однако у данного способа оценки есть большое несоответствие с реальными цифрами, которое создается за счет временного лага, при этом корректировка на поправки не возможна. Целесообразным является планирование необходимой численности иностранных работников исходя из действующих программ социально-экономического развития регионов. Так, для этих целей возможна ориентация на ежегодные целевые показатели государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

Преимущества использования иностранной рабочей силы связаны прежде всего с тем, что в результате притока трудовых мигрантов усиливается ресурсный потенциал экономического роста, улучшается сбалансированность рынка труда, обеспечивается стабильное функционирование многих секторов экономики таких, как строительство, транспорт, торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство. Большое значение имеет использование иностранной рабочей силы для кадровой поддержки отраслей, отличающихся высокой сезонностью и невысокой оплатой труда. Однако нельзя оставлять без внимания опасности и угрозы, с которыми может столкнуться страна, регион, если экономическое развитие будет ориентироваться на бесконтрольное использование иностранной рабочей силы. К этим угрозам относится нерациональная структура миграционных потоков. Количество и качество прибывающих в Российскую Федерацию мигрантов не соответствует потребностям инновационного развития экономики [1]. Неконтролируемые миграционные процессы могут привезти к этнической и межрелигиозной напряженности, создать неблагоприятные условия в экономике, при этом рациональное регулирование и распределение временных трудовых мигрантов и переселенцев внутри страны могло бы способствовать экономическому росту и благополучию страны.

Территории Дальнего Востока и Байкальского региона (Иркутская область, Республика Буря -тия, Забайкальский край) обладают высоким потенциалом развития, имея высокий уровень запасов сырья и биоресурсов и выгодное географическое положение за счет близости расположения к основным экспортным рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона. Территориальная площадь Дальнего Востока составляет более 36 % территории России, при этом население составляет менее 5 % общей

численности населения России. Основными ограничениями развития является проблема с демографией и неразвитая социальная инфраструктура. Основными причинами, породившими крайне неблагоприятные демографические тенденции последних десятилетий, стали низкий уровень жизни населения и общая неустойчивость социально-экономической ситуации. При этом следует отметить, что формально статистические данные показывают близость номинальных доходов населения макрорегиона к среднероссийским величинам. Однако с учетом разницы в ценах и в потребительских минимумах современное отставание реального уровня душевых потребительских расходов населения макрорегиона от среднероссийских показателей следует оценить в 20-25 %. А если учесть еще и стоимость транспортных затрат на поездки жителей востока страны в центральную Россию, разница в уровне реального потребления превысит 30 %. Таким образом, данный макрорегион не может в настоящее время рассматриваться мигрантами привлекательным для заселения, на это указывают статистические данные. Более того, было проведено социологическое исследование среди потенциальных иммигрантов из стран СНГ в Российскую Федерацию, результаты которого показали, что совсем незначительный процент респондентов готовы переехать в восточную часть России без оказания существенной помощи переселенцам со стороны государства. При этом большинство из данной доли опрошенных рассматривали бы вариант переселения в случае содействия государством в поиске работы, предоставления упрощенной процедуры получения гражданства и при наличии жилья.

В настоящее время действует государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников в Россию и по состоянию на 1 июля 2014 г. в программе принимают участие 49 субъектов России в 7 федеральных округах. За весь период действия программы заявления подали 416,2 тыс. потенциальных переселенцев и членов их семей. Большинство участников программы - граждане стран бывшего СССР, и лишь 0,6 % обратившихся - из других стран. Изъявивших желание переехать на территорию Дальневосточного федерального округа составило 5,6 % от общего числа переселившихся участников государственной программы. Настолько низкие показатели подтверждают результаты проведенного опроса среди потенциальных иммигрантов. Большое значение для совершенствования миграционной политики имеет обратная связь с потенциальными мигрантами и уже переселившимися в РФ. Для данной цели необходимы дополнительные исследования общественного мнения о мотивах, побудивших к переселению на определенные территории, а также проведение опроса коренных жителей, чтобы своевременно отреагировать на нарастание конфликтных ситуаций между приезжими и местным населением.

В 2011 г. по инициативе президента и председателя правительства России создан специальный Фонд развития востока России, целью которого является активное участие в подготовке и реализации инвестиционных проектов для скорейшего создания эффективной социальной, транспортной и энергетической инфраструктуры Дальнего Востока России. Однако резкое наращивание производственных сил Дальнего Востока увеличит дефицит трудовых ресурсов - это, несомненно, вызовет приток как внутренних, так и внешних трудовых мигрантов, причем данный приток может стать неконтролируемым, а учитывая близость Китая и особый режим приграничного передвижения, приведет к увеличению нелегальной миграции из Китая. В данном случае возможно массовое заселение иностранными гражданами, что приведет к увеличению межэтнических конфликтов и дальнейшему усилению оттока коренного населения.

До 1953 г. население Дальнего Востока формировалось за счет привлечения заключенных, численность которых впоследствии сокращалась и возникла необходимость формирования трудовых ресурсов путем целенаправленного оргнабора. Опыт оргнабора используется и в настоящее время с применением метода добровольного волеизъявления (принцип свободы выбора места приложения труда и соответствия выполняемой работы способностям и уровню профессиональной подготовки личности) и материального и морального стимулирования. В послевоенные годы переселение явля-

лось одной из основных форм планового обеспечения трудовыми ресурсами сельского хозяйства вое -точных районов страны. За двадцать лет - с 1951 по 1970 г. - было переселено свыше 337 тыс. семей в составе 1,5 млн человек, из которых на долю Сибири и Дальнего Востока пришлось 900 тыс. человек [3].

Библиографический список

1. Данько Х.А., Халиулина В.В. Миграционная привлекательность кемеровской области // Вестник Кем-ГУ. - 2014. - № 1(57). - Т. 2. - C. 207.

2. Парикова Н.В., Сигова C.B. Алгоритм определения потребности в зарубежных трудовых мигрантах для субъекта Российской Федерации // Ученые записки ПетрГУ: Общественные и гуманитарные науки. -2012. - № 7 (128). - Т. 2. - С. 98-101.

3. Рощин Ю.В. Миграция населения в судьбе России / Ю.В. Рощин. - М.: Авангард, 2008. - 494 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.