ПРИВИЛЕГИИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ АКЦИЙ РОССИЙСКИХ ЭМИТЕНТОВ
В.П. ЧИЖИК
Одной из ценных бумаг являющейся основой фондового рынка любой страны является акция. Российский рынок ценных бумаг фактически находится только в стадии формирования и во многом принципы его функционирования заимствованы из опыта зарубежных развитых стран. Однако, акции российских эмитентов обладают специфическими чертами и свойствами. Целью данной статьи является отражение особенностей привилегированных акций.
Существуют два вида акций - обыкновенные и привилегированные.
Обыкновенные акции являются наиболее рискованной формой инвестиций. Доход по ним можно получить в виде дивидендов и/или в виде прибыли от перепродажи. Ни один из названных доходов не известен заранее и не является гарантированным. Размер дивидендов зависит от величины чистой прибыли компании, а также от доли прибыли, направляемой на выплату дивидендов. Прибыль от перепродажи зависит от изменения рыночной стоимости акции. Очевидно, что как результаты финансово-хозяйственной деятельности компании, так и рыночная цена акций общества зависит от большого количества внутренних и внешних факторов, многие из которых является сложнопрогнозируемыми и даже непредсказуемыми. Компания-эмитент не берет на себя обязательств по возврату вложенных инвестиций, а выплата дивидендов не является строгим обязательством общества. Владельцы обыкновенных акций несут весь риск, связанный с функционированием компании.
Специфические отношения между эмитентом и инвестором закрепляет привилегированная акция. Привилегированная акция, также как и обыкновенная опосредует отношения совладения. Владельцы привилегированных акций имеют право на получение дивидендов, участие в управлении обществом и получение ликвидационной стоимости, однако, на этом сходства указанных ценных бумаг заканчиваются. Изначально целью создания такого
1 Так в зарубежной практике широкое распространение получили «учредительские акции» и «акции с участием». Указанные акции предоставляют право на получение дополнительного дивиденда, сверх установленной фиксированной суммы, возможность получения решающего голоса на общем собрании и пр.
2 В соответствии со статьей 32 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ владельцы привилегированных акций обладают правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества, по вопросу внесения изменений и дополнений в устав общества, ограничивающих их права (изменение сроков выплаты дивидендов, их величины, размера выплачиваемой ликвидационной стоимости, выпуск других привилегированных акций, дающих их владельцам большие права и др.).
3 Благодаря наличию фиксированного (заранее известного) гарантированного дивиденда привилегированные акции в зарубежной литературе часто рассматриваются как некий гибрид между акцией и облигацией, как инструмент, занимающий промежуточное положение между собственным и заемным капиталом.
финансового инструмента, как привилегированная акция, было предоставление ряда привилегий тем или иным участникам корпоративных отношений. Указанные привилегии могли выражаться в получении более высоких дивидендов, большего объема прав и возможностей в области принятии управленческих решений и др.1
В дальнейшем, в нормативных актах абсолютного большинства стран, было внесено ограничение на выпуск голосующих привилегированных акций. Голосующими признаются только обыкновенные акции, а за владельцами привилегированных акций сохраняется право на получение информации о деятельности общества, право на участие в общем собрании акционеров, однако права голосовать по вопросам повестки дня собрания, за редким исключением, владельцы привилегированных акций лишены2. При этом важным является то, что сама сущность привилегированных акций осталась неизменной. Основной привилегией является наличие у владельцев привилегированных акций гарантированного заранее известного или фиксированного размера дивидендов. Уверенность в получении дивидендов, а также знание его величины существенно снижает риск инвесторов. Таким образом, в настоящее время, в большинстве стран мира сущность привилегированных акций, заключается в том, что они обеспечивают их владельцам гарантированный доход, а те в свою очередь, отказываются от права принимать участие в управлении обществом3.
Указанный выше смысл привилегированных акций раскрывается и в соответствующих отечественных нормативных актах, однако практика обращения данных акций демонстрирует существенные отличия от установленных норм.
Рассмотрим более детально права и привилегии привилегированных акций, закрепленные российским законодательством.
1. Право на получение фиксированного дивиденда. Реализация этого права зависит от порядка определения размера дивиденда, который устанавливается уставом общества. В мировой практике наиболее распространенными являются следующие варианты: процент от номинальной стоимости; фиксированная сумма в денежных единицах; плавающая процентная ставка, зависящая от доходности государственных ценных бумаг.
Отечественное законодательство не накладывает каких-либо строгих ограничений на порядок определения размера дивиденда. С одной стороны, в соответствии с законом в уставе общества должен быть определен размер дивиденда по привилегированным акциям в твердой денежной сумме или в процентах к номиналу. С другой стороны, закон допускает также вариант отсутствия таких норм в уставе общества: так, владельцы привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенных акций. Остается только добавить, что в уставах абсолютного большинства российских акционерных обществ, отсутствует указание на размер дивиденда по привилегированным акциям. В таких условиях владельцы привилегированных акций фактически не имеют каких-либо существенных привилегий в вопросах получения дивидендов и несут на себе тот же уровень риска, что и владельцы обыкновенных акций. Исключением являются лишь крупнейшие акционерные общества, акции которых котируются на бирже. Однако и эти компании, как правило, избегают каких либо четких формулировок. Наиболее типичными являются следующие варианты: процент от чистой прибыли общества; плавающая процентная ставка, зависящая от экономических показателей деятельности компании.
Очевидно, что в таких условиях говорить о привилегированных акциях, как об инструменте с фиксированным доходом не приходится. Размер дивиденда чаще всего зависит от результатов деятельности компании, а, следовательно, риск владельцев привилегированных акций фактически ни как не меньше, чем риск владельцев обыкновенных акций.
2. Гарантированность получения дивиденда. Как уже указывалось, наличие такой гарантии фактически отражает сущность привилегированных акций, однако теория и практика свидетельствуют о том, что гарантировать выплату дивидендов акционерные общества как раз не могут и более того не имеют права. Источником выплаты дивидендов является чистая прибыль, отсутствие которой делает невозможным выполнение принятых обязательств. По привилегированным акциям дивиденды могут выплачиваться не только за счет чистой прибыли общества, но и за счет специально сформированных для этого фондов. Следовательно, даже в случае если обществом по итогам года был получен убыток, оно имеет право и возможность выплатить дивиденды по привилегированным акциям. Но возникает вопрос, а каковы последствия, если фонды не сформированы (либо их величина не покрывает потребностей) и/или общество принимает решение не выплачивать дивиденды. Ответ очевиден: какими бы акциями не владели акционеры они все равно являются совладельцами компании, между ними и компанией возникают долевые, а не долговые отношения, невыплата дивидендов не влечет каких-либо санкций и риска банкротства, однако юридические последствия все же наступают. Если дивиденды по привилегированным акциям не выплачиваются, то фактически права владельцев привилегированных акций становятся тождественными правам, которые предоставляют обыкновенные акции4. Сказанное, по мнению автора, создает лишь иллюзию защищенности привилегированных акций. Во-первых, замена одной привилегии другой фактически может противоречить интересам и ожиданиям инвестора. Во-вторых, если не существует четкого порядка определения размера дивиденда, то можно выплатить его в очень незначительном размере (например 0,0005 копеек на акцию), при этом обязательства будут считаться исполненными и привилегированные акции по-прежнему будут неголосующими.
3. Первоочередное право на получение дивидендов и ликвидационной стоимости. Реализация указанного права не предполагает двусмысленности, однако и в этом случае
4 В соответствии со статьей 32 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ владельцы привилегированных акций получают право голоса по всем вопросам повестки дня собрания если на предыдущем собрании акционеров принимается решение о невыплате или неполной выплате установленных по привилегированным акциям
говорить о наличии действительной привилегии не всегда корректно. В практической жизни если общество объявляет выплату дивидендов по акциям (обыкновенным и привилегированным), то изначально предполагается, что оно располагает необходимыми средствами для выполнения данного обязательства. Как следствие, выплата дивидендов, как обыкновенным, так и по привилегированным акциям, начинается одновременно и владельцы привилегированных акций фактически не ощущают указанного преимущества. Более значимым является наличие первоочередного права на получение ликвидационной стоимости акций. В случае ликвидации общества, очередность удовлетворения требований имеет решающее значение5. При этом, необходимо помнить о том, что, во-первых, ликвидацию общества нельзя отнести к рядовым событиям, а, во-вторых, требования акционеров (в том числе и владельцев привилегированных акций) удовлетворяются только после удовлетворения требований всех кредиторов. Кроме того, привилегия на первоочередное право на получение ликвидационной стоимости действительно может считаться привилегий, если величина указанной стоимости заранее установлена или существует жесткий порядок ее определения, однако уставы российских эмитентов указанных норм не содержат. А в случае, если размер ликвидационной стоимости не определен, то владельцы указанных акций участвуют в распределении имущества наравне с владельцами обыкновенных акций.
Сказанное, позволяет сделать вывод о том, что привилегированные акции отечественных эмитентов фактически аккумулирует в себе тот же уровень риска, что и обыкновенные акции, но предоставляют существенно меньший объем прав. Привилегированные акции российских компаний очень сложно назвать действительно привилегированными, они представляют собой иной инструмент, сущность которого противоречит принятой международной практике.