Научная статья на тему 'Приватизация как одна из форм управления собственностью'

Приватизация как одна из форм управления собственностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4081
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приватизация как одна из форм управления собственностью»

- наличие механизмов, способствующих разрешению социальных противоречий на микро- и макроуровнях;

- механизм поддержания социальной ориентации всей хозяйственной деятельности предприятия.

Муртузалиева Т.В.

Приватизация как одна из форм управления собственностью

Задача переходного периода - привести соотношение власти и собственности, поскольку многопартийная система, основанная на демократических свободах, может базироваться только на рыночных отношениях при определяющей роли частной собственности. Приватизация, происходит в основном директивным путем сверху, в меньшей степени опираясь на инициативу трудовых коллективов, бывших собственников, граждан, желающих принять участие в приватизации мелких и средних хозяйственных объектов. В обобщенном понимании приватизация считается составным элементом государственной политики дерегулирования экономики, реализация которой ведет к увеличению вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

Многие авторы научных материалов формируют принципы, подразумевая под ними такие начальные позиции научного, идеологического или организационного характера. Это исходные установки, то чем руководствуются, приступая к выборке программы практических действий. Это такие широко приняты е в науке управления подходы:

• сохранение приемлемого уровня производства;

• масштабы приватизации;

• темпы приватизации;

• субъекты-участники приватизации;

• предварительная реструктуризация;

• роль государства;

• публичность;

• критерии национальной безопасности.

В свою очередь, метод приватизации - это содержание отдельных действий и последовательность, а также их привязка во времени. Способ приватизации характеризует механизм смены собственника, перехода от государственной к акционерной и частной собственности. В российской приватизации ключевым стал вопрос о мере платежности разгосударствления. Способы приватизации были конкретизированы в государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. В ней определены следующие способы приватизации:

1. Путем приватизации.

2. Путем продажи предприятий.

3. Отдельным способом приватизации (выкуп арендного имущества).

Размеры государственного сектора, его роль в национальной экономике - это показатель не только количественный, но и социально-экономический, ибо устойчивость общественного строя зависит и от степени господства в экономике определяющих отношений собственности и предпринимательства.

Начиная с 1992 года широкомасштабную приватизацию, российское правительство оказалось в условиях, при которых нормальная продажа своего имущества в частные руки была невозможна по следующим причинам. Во-первых, такая приватизация дело небыстрое, а избранный вариант реформы требовал незамедлительного разгосударствления. Характерные основные черты российской модели приватизации: форсирование по времени осуществлялось за счет включений в ежегодные государственные программы приватизации, исключающие силу закона, конкретных адресных заданий на приватизацию; массовый охват предприятий обеспечивался за счет применения жестких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации; отсутствие денег должно было бы компенсировано за счет раздачи государственной собственности (просто бесплатно или за « псевдо - деньги» ваучеры), а в остальном за счет продажи как можно дешевле.

При этом возник следующий рыночный принцип: государство устанавливает заниженную первоначальную цену (по остаточной балансовой стоимости), а если появляется много желающих, продажная цена может резко возрасти. Но сложившаяся в этот момент политическая ситуация объективно требовала, чтобы в итоге приватизации каждому гражданину России досталась определенная часть государственности. А поскольку требуемых на это денег у основной массы граждан не было, правительство собралось

дать в виде счета в привычных все сберкассах (именные приватизационные счета). Однако вскоре стало ясно, что такое решение не удовлетворяется одним из самых насущных требований приватизации: слишком медленно. Тогда то и зародилась мысль конвертизации именных приватизационных счетов в безымянную наличную форму- в приватизационные чеки.

В период с 1992 года по 1996 год в России проводилась широкомасштабная приватизация, размеры которой приведены в таблице:

Таблица 1.

_Ход приватизации объектов в России_

Показатели 1993 1994 1995 1996

Число приватизированных объектов всего 42924 21905 10152 4997

В том числе по уровням Муниципальный 26340 1108 6960 3354

Субъектов РФ 9521 5112 1317 715

Федеральный 7063 5685 1875 928

В результате приватизации по состоянию на 1 июля 1999 года в Республике Дагестан на долю государственных и муниципальных хозяйствующих субъектов приходится 20,2%, а на долю частных 71,9%.

Анализ хода результатов российской приватизации в 1992 - 1996 годах позволяет сделать вывод о неоднозначности ее итогов. Те, кто выступал за приватизацию, с гордостью указывали, что значительная часть государственных предприятий перешла в частные руки. Но это весьма сомнительное достижение. В конце концов, легко просто раздать государственные активы, особенно своим друзьям и приятелям и получить свою долю прямо или косвенно в качестве «пожертвований» на ведение собственной избирательной компании. Начиналась приватизация в условиях, при которых нормальная продажа государством своего имущества в частные руки была невозможна по трем основным причинам. Во-первых, такая приватизация - дело не быстрое, а избранный вариант реформы экономики требовал немедленного разгосударствления. Во-вторых, такая приватизация требует участия многочисленной армии квалифицированных специалистов, которых естественно в наличие не было. В-третьих, это, пожалуй, самое важное и непреодолимое обстоятельство - в стране попросту отсутствовали необходимые денежные средства.

Те, кто ратовал за быструю приватизацию в России, попали в затруднительное положение. Дело в том, что внутри страны отсутствовали законные источники частного богатства. Таким образом, у правительства было четыре альтернативных варианта: продажа национальных активов за границу; ваучерная приватизация; «ручная спонтанная приватизация»; «не узаконенная» приватизация.

Именно последний вариант вскоре после 1995 года выбрала Россия, приняв известную схему залоговых аукционов «кредиты за акции». Правительство позволило частным предпринимателям создавать банки, которые кредитовали государство под залог принадлежащих ему акций. Кто бы не получал лицензию на право ведения банковской деятельности, он одновременно получал « лицензию на право печатать деньги», т.е на приобретение государственных предприятий. Хотя механизм коррупции действовал несколько обходным путем, а процесс был менее «прозрачным» чем, если бы правительственные чиновники раздавали активы государства своим друзьям, на самом деле эти два процесса мало чем различаются.

Поскольку подобная грабительская приватизация многими не признается легитимной, она подорвала репутацию рыночного капитализма сильнее, чем доктрина «эры коммунизма».

Приватизация однозначно должна переориентироваться на повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий и в нынешних условиях должна стать инструментом активной реструктуризации и финансового оздоровления предприятий.

Все это должно осуществится при активной поддержке государства, которое используя возможности привлечения внебюджетных ресурсов, в том числе средств от приватизации и участия частного капитала, должно формировать на федеральных и региональных уровнях специальные инвестиционные фонды поддержки приватизации и реструктуризации предприятий.

Приватизация в каких-либо масштабах она ни проводилась, означает ломку, разрушение сложившейся (пусть и неэффективной) системы и переход к другой

Таблица 2.

Потенциальные преимущества приватизации предприятий.

Для экономики в целом Для предприятий

Рост эффективности конкурентоспособности Снижение издержек производства

Получение доходов от продаж Сокращение гос. субсидий Повышение производительности труда и эффективности управления

Рост производительности и эффективности Гибкость в реагировании на рыночные изменения

Рост ВНП Активизация внутренних инвестиций Восприятие современных технологий

Привлечение частных капиталов Расширение базы налогообложения Большие возможности привлекать внутренний и иностранный капитал

Прочный фундамент развития предпринимательства, творчества и инициативы Рост самоуправления Возможность лучше управлять Меньше ограничений в приеме и увольнении работников Больше свободы в принятии решений

системе отношений, т.е. подразумевает более или менее длительный переходный период.

Массовая приватизация началась с 1 июля 1992г. после принятия Верховным Советом РФ 11 июня 1992г. Государственной программы приватизации и выхода Указа Президента РФ от 01.07.92г. №721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных и муниципальных предприятий в акционерные".

Темпы приватизации существенно различаются по годам: 1992-1994г. увеличение темпов разгосударствления; 1995-1996г. замедление процессов приватизации. Согласно гражданскому кодексу РФ (ст.214) государственная собственность подразделяется на федеральную собственность (имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации) и собственность субъекта федерации. Структура государственных предприятий по уровням собственности приведе на в таблице:

Таблица 3.

Состояние госпредприятий на самостоятельном балансе по уровням административного деления.

Уровень 01.01.96 01.06.96

Собственности ед. % Ед. %

Федеральная 33290 36,7 31824 35,8

Республиканская 8209 9,0 7570 8,5

Краевая, областная 7218 8,0 6885 7,5

Муниципальная 40061 46,3 42585 47,9

Всего 90778 100 88864 100

Значительная часть государственных предприятий (35,8%) является федеральной собственностью. Собственность субъектов федерации (республиканская, краевая и областная) составляет 16,2%.

Наибольшее число государственных предприятий является муниципальной собственностью, причем за первые полгода 1996г. ее доля возросла с 46,3% в начале до 47% на 1 июня 1996г. Таким образом, происходит не только количественное уменьшение государственных предприятий, но и их перегруппировка по видам собственности.

Приватизация ряда отраслей практически завершена. В торговле, общественном питании и бытовом обслуживании доля государственных предприятий менее 20%, а в легкой и пищевой промышленности еще ниже.

Среди государственных предприятий этих отраслей преобладают организации рыночной торговли (12,2%), сельскохозяйственные предприятия (7,2%) и предприятия бытового обслуживания (6,6%). Доля остальных отраслей варьируется от 5,6% (предприятия легкой промышленности).

Данные о распределении государственных предприятий по базовым отраслям промышленности (электроэнергетика, нефтедобыча и переработка, черная и цветная металлургия и пр.) отсутствуют.

В результате реализации Государственной программы приватизации число акционерных обществ составило на 1 января 1997г. около 30 тысяч.

С вовлечением в приватизационный процесс предприятий промышленности, особенно, отраслей оборонного и топливно-энергетического комплекса растет количество акционерных обществ, в которых государство является собственником определенного пакета акций.

В целом за весь период выполнения программы приватизации, по состоянию на 17 мая 1996г. в государственной и муниципальной собственности закреплены пакеты акций различной величины в 3764 акционерных обществах, с суммарным уставным капиталом более 2,3 трлн. рублей.

Контрольный пакет акций (50% и более) принадлежит государству в 6,2% общего числа акционерных обществ /6,2% предприятий с государственным участием.

"Золотая акция" закреплялась за государством в относительно небольших по размерам уставного капитала акционерных обществах. Государственное присутствие в этих обществах носит чисто символический характер и ограничивается правом "ветто" на принятие решений. Около половины акционерных обществ со смешанным капиталом (46,2%) составляют промышленные компании.

Однако приватизация предприятий фактически имеет ряд негативных последствий: сокращение ВНП; сокращение занятости; ухудшение отношений между работниками и руководством предприятий; краткосрочное сокращение производительности труда; сокращение экономической демократии, участия наемных работников в управлении; снижение социальной справедливости и нарушение прав человека; возможно ухудшение качества; рост бедности, социальная поляризация; рост организованной преступности, коррупция.

В результате оценка итогов российской приватизации в настоящее время столь же единодушно негативна, сколь единодушно позитивной она была на протяжении первых лет существования. Основной урок состоит в следующем. Во-первых, приватизация проводилась слишком быстрыми темпами, без соответствующего законодательства. Во-вторых, приватизация привела к ослаблению государственной власти, к эрозии общественного порядка, к коррупции. В-третьих, в результате приватизации не сформировался реальный собственник, а все (или почти все) приватизированное имущество приобрело «воровской» характер.

Подобное развитие приватизированных процессов объясняется порочностью механизма ваучерной приватизации. Вопрос о темпах приватизации встал тогда с особой остротой. Реальность была такова, что государство не сохранило контроля за своей собственностью. Во всех развитых странах через бюджет проходит до 50% валового внутреннего продукта. А наш федеральный бюджет не может собрать и 10%. Проблема в том, что в итоге приватизации единые технологические цепи расчленены на отдельные обособленные звенья и на каждом звене «накручиваются» издержки содержания хозяев и контролеров.

Проблему трансакционных издержек и «накруток», которые множатся, можно решать рационально, хотя формально это будет как бы сужать налоговую базу, но будет способствовать созданию единых интегрированных систем производства. Далее заработная плата составляет 40% от всех доходов населения. Следовательно, 60% дохода в стране получены не в качестве оплаты труда, а от других видов деятельности. Проблема в том, чтобы поднять долю оплаты труда хотя бы до уровня 60-65% общей суммы доходов. И с роста этих доходов можно было бы полностью оплачивать коммунальные услуги. На этой основе повышая долю оплаты труда в структуре доходов населения, надо решать и проблему налогов. Следует учитывать, что при низкой ее доле технический прогресс в стране недостижим. Известна закономерность: чем дешевле труд, тем менее выгодно на нем экономить. При высокой цене труда резко возрастает значимость технического перевооружения.

Одним из важных моментов усиления государственного воздействия на экономические процессы - является контроль над ценами. Речь идет о том, чтобы отслеживать обоснованность цен, регулировать их в соответствии с реальными затратами. Но ситуацию определяют глубинные процессы общественного производства, которое должно рассматриваться как целостное системное образование, а не набор автономных отраслей и сфер деятельности.

Частное предпринимательство и рыночные отношения не исключают активной роли государства в экономике. В его функции входит не только определение общих направлений развития страны, проведение налоговой политики, содержание бюджетной сферы и т.д. Государство остается собственником значительной части объектов производственного, непроизводственного и социального назначения, а также финансовых ресурсов.

Все государственные предприятия и учреждения выступают заказчиками на ресурсы одним предприятиям и одновременно - поставщиком товаров и услуг другим хозяйствующим субъектам. Они формируют своеобразный государственный заказ, от величины и структуры которого зависит функционирование большого количества товаропро-

изводителей. Активную роль в спросе на их продукцию играют государственные инвестиционные средства. Это означает, что государство располагает экономическими рычагами воздействия на все сферы общественного производства. С другой стороны, государственные предприятия удовлетворяют определенные потребности общества, реализуя ее на рынке. Государство в лице центральных, региональных и муниципальных органов является субъектом общественного рынка, а это обязывает его соблюдать требование последнего и укреплять свою собственность как экономическую основу деятельности.

Пассивная роль государства в экономике во многом обусловлена тем, что она слабо представляет себя как субъект собственности и рынка. Уменьшение или потеря собственности немедленно сказываются на экономическом благополучии ее владельца. Сокращение объемов государственной собственности и неэффективность использования частной привели к расстройству финансовой системы государства и ослаблению его влияния на народное хозяйство. Тем не менее, государство остается крупным собственником и способно проводить активную экономическую политику, опираясь на свои материальные и финансовые ресурсы. По данным статистики, его доля в основных фондах составляет 45%, а в инвестициях - 20,7%.

Главная причина слабости финансовой системы - неэффективность использования собственности государства. Укрепление экономических основ ее функционирования связано с решением ряда проблем, основной из которых является разработка и реализация экономической политики, ориентирующаяся на уменьшение налогообложения и внешних заимствований.

Важнейшая особенность региональных антикризисных программ - опора на внутренние источники инвестирования. Но их реализация потребует, во-первых, проведения соответствующей протекционистской политики - приоритетного размещения заказов на предметы потребления и средства производства среди местных товаропроизводителей, во-вторых, оптимизации инвестиционных потоков в регионе с целью устранения отраслевых диспропорций и восстановления экономического равновесия , и в-третьих, активного участия субъекта Федерации и органов местного самоуправления в разработке и финансировании комплексной региональной программы. Именно в таком контексте, государство может проявить себя как субъект собственности и рынка. Таким образом, приватизация - это вопрос выбора конкретного пути в конкретной стране в конкретных обстоятельствах.

НабиевТ.А.

Роль теневой экономики в инвестиционном рынке региона

В настоящее время официальные данные о финансовом положении, предприятии и состоянии экономики не отражают реального положения вещей.

Оказавшись вне систематического контроля со стороны государства и подвергшись воздействию неоправданно жестокого, а порой и абсурдно беспощадного пресса, многие предприятия освоили так называемые "нетрадиционные" методы хозяйственной деятельности, занимаясь, в частности, торгово-посредническими операциями, перепродажей ликвидных материальных ресурсов, размещением средств на депозитах и т.п. определенная часть производства ушла в "тень", т.е. занялась теневой экономической деятельностью.

К теневой экономике предлагается относить такую экономическую деятельность, которая не учитывается или не контролируется официальными государственными органами, а также деятельность, которая направлена на получение дохода путем нарушения действующего законодательства.

Теневая экономика охватывает весь спектр доходов, полученных от нерегламентированной государственном экономической деятельности, которая включает:

- нескрываемую от государственных органов экономическую деятельность, которая по ряду объективных и субъективных причин не учитывается, не контролируется и не облагается налогам;

- легальную экономическую деятельность, в процессе которой происходит полное или частичное уклонение от уплаты налогов, сборов, интересов и других обязательных платежей, а также нарушение ее государственной регламентации;

- незаконную, скрываемую от государственных органов экономическую деятельность, направленную на получение дохода путем совершения преступления, которое влечет за собой уголовную ответственность.

Теневая экономическая деятельность, ее объемы и уровень развития имеет большое влияние на социально-экономическое и политическое состояние любого государства. По оценкам различных специалистов, рост объема теневой экономики является общемировой тенденцией. В этих условиях исследование проблем теневой экономической деятельности и ее влияния на все сферы государственно-политической и социально-экономической жизни приобретают особую актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.