Научная статья на тему 'Приватизационно-инвестиционный траст как механизм развития приватизации в регионе'

Приватизационно-инвестиционный траст как механизм развития приватизации в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапаева М. Г., Бурдыгин В. А.

В статье рассмотрен механизм развития приватизации в регионе на основе приватизационноинвестиционного траста, включающего организационные и инвестиционные мероприятия по экономической реструктуризации приватизируемых региональных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приватизационно-инвестиционный траст как механизм развития приватизации в регионе»

Лапаева М.Г., Бурдыгин В.А.

ПРИВАТИЗАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ТРАСТ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ

В статье рассмотрен механизм развития приватизации в регионе на основе приватизационно-инвестиционного траста, включающего организационные и инвестиционные мероприятия по экономической реструктуризации приватизируемых региональных предприятий.

Для того чтобы экономические реформы в регионах России существенно продвинулись вперед, необходимо принципиально изменить отношения собственности непосредственно на производстве. Главная задача экономической реформы на нынешнем этапе - превратить приватизацию в регионе в активный инструмент экономической и технической реструктуризации приватизируемых предприятий. Решение указанной задачи требует формирования эффективного механизма.

Нам представляется, что таким механизмом должен стать региональный приватизационно-инвестиционный траст, который включает в себя совокупность организационных и инвестиционных мероприятий по экономической и технической реструктуризации приватизируемых предприятий, проводимый на конкурсной основе (см. рис.1). Институт доверительной собственности характерен для стран англо-американской системы права. Именно она допускает «сосуществование» двух и более различных прав собственности на один и тот же объект (в данном случае у собственника и доверительного собственника). Континентальная система, к которой относится и российское право, напротив, эти принципы отвергает. Поэтому сосуществование в нем двух институтов - доверительной собственности и доверительного управления (траста) представляется нецелесообразным.

Не обращаясь к детальным отличиям института доверительной собственности от конструкции доверительного управления (траста), отметим достоинства передачи имущества с целью управления им в интересах учредителя последнего. Итак, управляющий по договору доверительного управления должен совершать с имуществом те же действия, что совершил бы и обычный собственник, действуя разумно и добросовестно. Эти действия имеют своей целью как минимум сохранение имущества, а также приумножение его стоимости или извлечение дохода. Более того, данный доход или иная польза должны передаваться лицу, в качестве которого может выступать и сам учредитель управления. Ответственность для доверительного уп-

равляющего даже в случае отсутствия его вины создает дополнительные гарантии получения таких платежей или иного предоставления. Таким образом, при нормальном ходе взаимоотношений, при добросовестном исполнении управляющим своих обязанностей использование доверительного управления в условиях приватизационно-инвестиционного траста может оказаться весьма эффективным для всех участников данных взаимоотношений.

Региональный приватизационно-инвестиционный траст, во-первых, позволит решить задачу включения процесса приватизации в непосредственную деятельность региональных государственных предприятий. Для этого организуются конкурсы региональных инвестиционно-трастовых проектов - программ, предусматривающих проведение взаимосвязанных организационно-экономических мероприятий по реконструкции приватизированного предприятия с предоставлением победителю конкурса полномочий доверительного управляющего. Претендент должен не только представить стратегический проект перестройки производства, оживления бизнеса, технического перевооружения, но и обеспечить мобилизацию части средств, необходимых для реализации инвестиционно-трастового проекта. С победителем конкурса заключается контракт о назначении его на должность генерального директора открытого акционерного общества, в котором 100% акций находятся в региональной собственности. После чего на период реализации инвестиционно-трастового проекта предприятию предоставляется финансовая поддержка, а руководителю передаются все государственные акции в доверительное управление.

Во-вторых, данный механизм опирается на существенную поддержку со стороны региональных органов исполнительной власти. Так, администрации субъектов РФ, с одной стороны, освобождают предприятия от немедленных всеобъемлющих платежей в региональные бюджеты и тем самым осуществляют поиск иных средств покрытия бюджетного дефицита. С другой стороны, они в порядке компенсации данных поступлений в региональные бюджеты пре-

Лапаева М.Г., Бурдыгин ВА.

Приватизационно-инвестиционный траст как механизм развития...

кращают выдачу всех видов субсидий предприятиям, участвующим в приватизационно-инвестиционном трасте.

Реализация приватизационно-инвестиционного траста включает следующие этапы:

- приватизацию регионального предприятия путем его преобразования в открытое акционерное общество с закреплением 100% акций в государственной собственности соответствующего субъекта РФ;

- проведение публичного конкурса инвестиционно-трастовых проектов по экономической и технической реконструкции указанного регионального акционерного предприятия;

- заключение контракта с победителем конкурса инвестиционно-трастовых проектов как с генеральным директором акционерного общества;

- заключение соглашения (договора) о финансовой или иной поддержке инвестиционно-трастового проекта со стороны органов исполнительной власти субъекта РФ;

- передачу в доверительное управление 100% акций регионального акционерного предприятия его генеральному директору.

В Оренбургской области приватизационно-инвестиционный траст может быть использован при приватизации таких региональных предприятий, как государственное унитарное предприятие (ГУП) «Оренбурггазавтоматика», «Облки-новидео», «Оренбургавтодор», «Орский авторемонтный завод», «Южное ремонтно-техничес-

кое предприятие», «Орскагропромтранс», «Ум-новский спирто-водочный завод», «Дирекция строящегося мясного комбината», «Кувандык-ская машинно-технологическая станция», «Автотехцентр» и другие.

Главным содержанием инвестиционно-трастовых проектов в условиях экономического спада и инвестиционного кризиса, очевидно, должно быть признано оживление деятельности предприятия на базе его реструктурирования и реконструкции. Поэтому инвестиционно-трастовый проект, представляемый для участия в конкурсе, должен быть ориентирован на развитие следующих направлений: обновление действующих и ввод в эксплуатацию новых основных фондов предприятий; повышение качества и конкурентоспособности производства; расширение ассортимента выпускаемой продукции; строительство и реконструкция производственной и социальной инфраструктуры; поставка, ремонт и эксплуатация оборудования; проведение научно-исследовательских и проектно-кон-структорских работ, инновации; рекламная деятельность.

Согласованный с отраслевыми управлениями, комитетами и департаментами инвестиционно-трастовый проект направляется в экспертную группу, образованную при конкурсной комиссии, для экспертной оценки. Главная задача специалистов экспертной группы состоит в определении ценности инвестиционно-трасто-

Физические и юридические лица, у которых приняты заявки на участие в конкурсе инвестиционно-трастовых проектов

Рисунок 1. Региональный приватизационно-инвестиционный траст

Экономические науки

вого проекта, с учетом всех его положительных и отрицательных моментов. Экспертиза инвестиционно-трастового проекта включает технический, коммерческий, финансовый и экономический аспекты.

Технический аспект экспертизы инвестиционно-трастового проекта необходим, поскольку проект должен базироваться на сбалансированных инженерных и технических принципах. На этой стадии экспертизы анализируются процессы, материалы, оборудование и надежность технических систем, поставляемых для проекта; доступность и качество необходимых для проекта ресурсов, включая квалификацию рабочей силы и руководящих кадров; надежность существующей инфраструктуры, которую будет использовать проект; процедуры заключения контрактов и механизм приобретения материалов, производственных мощностей и услуг; сроки, фазы и выполнимость графика осуществления проекта.

Коммерческий аспект экспертизы инвестиционно-трастового проекта включает мероприятия по приобретению необходимых ресурсов и услуг (контракт на поставку) и продаже производимой продукции (маркетинг). Контракт на поставку важен, так как неэффективная закупочная деятельность может привести к более высоким издержкам и уменьшить поток чистого денежного дохода от проекта.

В зависимости от природы инвестиционно-трастового проекта мероприятия по маркетингу, обеспечивающие эффективную работу, могут включать: получение информации о состоянии рынка в отношении спроса, предложения, цен, чтобы покупатели и продавцы могли принять обоснованное решение; наличие кредитов для финансирования закупок; перевозку, хранение и сбыт продукции.

Финансовый аспект экспертизы инвестиционно-трастового проекта включает в себя обзор финансового плана проекта с учетом следующих факторов: рентабельности, оценки финансового риска, наличия фондов для осуществления и эксплуатации проекта, необходимых организационных изменений. Кроме того, необходимо проанализировать перспективу движения денежной наличности, показывающую капиталовложения, оборотный капитал, источники финансирования, в том числе фонды, полученные в результате собственной деятельности, и привлеченный заемный капитал.

Основные задачи финансовой экспертизы: определить, насколько обоснованны финансо-

вые прогнозы; могут ли быть снижены издержки и улучшены показатели производственной деятельности, достаточно ли необходимого оборотного капитала; обеспечено ли покрытие платежей по займам (проценты и амортизация), будут ли выполнены другие обязательства, связанные с проектом.

Экономическая экспертиза оценивает: оправдано ли использование проектом региональных ресурсов с учетом наличия конкуренции на эти ресурсы; можно ли повысить эффективность проекта улучшением его плана и др.

После прохождения этапа экспертизы инвестиционно-трастовый проект поступает на рассмотрение конкурсной комиссии. По итогам конкурса инвестиционных проектов выявляется победитель, с которым заключаются:

- контракт как с генеральным директором акционерного общества (если побеждает группа претендентов, контракт включает положение о формировании его правления);

- соглашение о финансовой и (или) иной поддержке инвестиционно-трастового проекта и условиях его реализации;

- договор об учреждении доверительного управления (траста).

Контракт с победителем конкурса инвестиционно-трастовых проектов заключается от имени собрания акционеров регионального акционерного общества на основании протокола решения конкурсной комиссии. В контракте должны быть определены обязанности руководителя по выполнению заявленного инвестиционно-трастового проекта и соответствующие дополнительные условия: параметры оплаты его труда, формы ответственности за невыполнение принятых на себя обязательств и т. д. Генеральному директору акционерного общества, назначенному по контракту, устанавливается система вознаграждения, четко стимулирующая выполнение им инвестиционно-трастового проекта.

Следующим шагом в реализации приватизационно-инвестиционного траста является соглашение о финансовой и (или) иной поддержке инвестиционно-трастового проекта, которое заключается между победителем конкурса и соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Финансовая и иная поддержка инвестиционно-трастового проекта со стороны государственных органов исполнительной власти региона может осуществляться в форме предоставления:

- бюджетного кредита на возвратной, срочной и платной основе;

Лапаева М.Г., Бурдыгин ВА.

Приватизационно-инвестиционный траст как механизм развития..

- налоговых льгот, предусмотренных федеральным и региональным законодательством;

- отсрочки или рассрочки по уплате налога, а также налогового либо инвестиционного налогового кредитов в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;

- инвестиционного кредита за счет средств уполномоченных банков;

- льгот по арендной плате за пользование недвижимостью, находящейся в региональной собственности;

- государственных региональных гарантий.

Источниками прямой финансовой поддержки региональных инвестиционно-трастовых проектов со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ могут быть:

- доходы регионального бюджета от приватизации объектов государственной собственности, поступающие в соответствии с установленными нормативами распределения этих средств;

- доходы, поступающие в региональный бюджет в виде оплаты процентов и возврата кредитов, ранее выданных на возвратной основе под реализацию инвестиционно-трастовых проектов;

- доходы, полученные от размещения региональных приватизационно-инвестиционных займов;

- доходы в виде дивидендов по акциям, переданным в доверительное управление в рамках приватизационно-инвестиционного траста;

- доходы, полученные в результате залога ликвидных объектов региональной казны;

- доходы регионального бюджета от использования и продажи в установленном порядке имущества, находящегося в собственности региона, в соответствии с установленными нормативами распределения этих средств;

- другие доходы по мере их формирования.

Для реализации инвестиционно-трастового

проекта принадлежащие субъекту РФ акции регионального акционерного предприятия передаются непосредственно назначенному по контракту генеральному директору в доверительное управление, который одновременно выступает и в роли доверительного управляющего. При этом договор об учреждении доверитель-

ного управления (траста) выступает как самостоятельный документ. В этом случае учредителем доверительного управления имуществом региона является его собственник в лице соответствующего органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ.

С учетом изложенного в рамках приватизационно-инвестиционного траста предметом договора доверительного управления является передача учредителем управления (органом управления государственным имуществом субъекта РФ) доверительному управляющему (генеральному директору регионального акционерного предприятия) 100% акций в доверительное управление и обязательство доверительного управляющего осуществлять управление этими акциями в интересах учредителя управления в соответствии с договором доверительного управления.

В договоре доверительного управления акциями регионального акционерного предприятия целесообразно предусмотреть следующие формы контроля:

- предоставление доверительным управляющим отчета о своей деятельности по установленной учредителем управления форме;

- предоставление по запросу учредителя управления любых документов и сведений о своей деятельности в качестве доверительного управляющего.

По результатам реализации инвестиционно-трастового проекта и с окончанием срока доверительного управления акциями регионального предприятия соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ может быть принято решение о продаже государственного пакета акций по рыночной цене. При этом преимущественным правом покупки государственного пакета акций регионального предприятия обладает его руководитель, с которым был заключен договор доверительного управления.

Таким образом, разработанный механизм приватизационно-инвестиционного траста, способствуя развитию приватизации в регионе, позволит реально соединить процессы экономической и технической реструктуризации государственных предприятий.

Список использованной литературы:

1. Беневоленская З.Э. Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства. - М.: Издательство «Пресс», 2002. - 282 с.

2. Вострикова Л.Г. Доверительное управление имуществом собственника // Бухгалтерский учет. - 2001. - №10. - С. 55-60.

3. Глазкова О. «Доверительная собственность» или «доверительное управление»? // Бизнес. - 1996. - №1. - С. 16-17.

4. Ковалев В.В. Финансы предприятий. - М.: Издательство «Проспект», 2003. - 352 с.

5. Люсов А.Н. Доверительная собственность (траст) и залоговое право // Деньги и кредит. - 1995. - №1. - С. 34-43.

6. Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом. - М.: Издательство «Юристъ», 1999. - 176 с.

7. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение. - М.: Издательство МЦФЭР, 2003. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.