Научная статья на тему 'Притязания среднего класса на обустройство постсоветского общества'

Притязания среднего класса на обустройство постсоветского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средний класс / инновация / гражданское общество / интеллигенция / середній клас / інновація / громадянське суспільство / інтелігенція

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горбань А. В.

В статье осуществлен социально-философский анализ феномена среднего класса через призму его потенциала, функциональных характеристик, а также проблем его формирования на постсоветском пространстве. Предложено новое социальное видение ориентации на Общее Дело – становление инновационного типа общества, основанного на его гражданском идеале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Домагання середнього класу на облаштування пострадянського суспільства"

У статті здійснено соціально-філософський аналіз феномена середнього класу через призму його потенціалу, функціональних характеристик, а також проблем його формування на пострадянському просторі. Запропоновано нове соціальне бачення орієнтації на Спільну Справу становлення інноваційного типу суспільства, заснованого на його громадянському ідеалі.

Текст научной работы на тему «Притязания среднего класса на обустройство постсоветского общества»

УДК 316.342.2

ПРИТЯЗАНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА НА ОБУСТРОЙСТВО ПОСТСОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

Горбань А.В.

В статье осуществлен социально-философский анализ феномена среднего класса через призму его потенциала, функциональных характеристик, а также проблем его формирования на постсоветском пространстве. Предложено новое социальное видение ориентации на Общее Дело - становление инновационного типа общества, основанного на его гражданском идеале. Ключевые слова: средний класс, инновация, гражданское общество, интеллигенция.

Страны постсоветского пространства неизбежно сталкиваются с необходимостью формирования мощного социального базиса, способного уменьшить амплитуду социальной поляризации и дифференциации. Эту социальную нишу с успехом может заполнить средний класс, заявив о своих притязаниях на обустройство постсоветского общества.

В современной научной литературе часто применяется понятие «трансформационная структура общества», которое обозначает систему взаимосвязанных субъектов, деятельность и поведение которых служат движущими силами трансформационного процесса [1].

Первично это понятие было употреблено в социологии, но оно может применяться и в социально-философском анализе, поскольку позволяет понять, какие социальные макросилы содействуют обновлению, консервации или деградации общественного устройства. Реальные социальные сценарии во многом определяются расстановкой сил внутри трансформационной структуры общества. Средние слои общества в условиях наметившихся позитивных тенденций в обозримой перспективе могут стать средним классом. Среди таких тенденций исследователи выделяют:

> средние слои общества переходного периода рассчитывают, прежде

всего, на свои силы, а не на государственную поддержку;

> они реализуют классическую функцию среднего класса - обеспечение технологического и социально-экономического прогресса;

> активно осваивают и распространяют образцы успешного социально-экономического поведения;

> средние слои переходного общества четко артикулируют нормативы и установки, разделяемые населением страны в целом, что соответствует функции среднего класса как носителя типичных этнонациональных и конфессиональных ценностей.

Позитивная оценка средним классом своей жизни теоретически может способствовать его стремлению к поддержанию социального порядка, если средним слоям есть, что терять. Современная структура потребления указывает на важнейший социальный сдвиг. Если обращение к медицинским услугам - зачастую жизненная необходимость, то использование дополнительных образовательных или оздоровительных ресурсов -отражение определенного стиля поведения, характерного для «классического» среднего класса. Средние слои репрезентуют ценности, характерные для всего населения в обществе переходного периода. Среди них установки на то, что в жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него были спокойная совесть и душевная гармония; что свобода - это возможность быть самому себе хозяином; что человек должен иметь только те доходы, которые он заработал честным путем. [3, с. 58-67.].

Как следствие, выстраиваются особые критерии отнесения к среднему классу:

> определенный уровень дохода и наличие собственности;

> достаточно высокое образование, дающее возможность получения престижной профессии и обретения достаточно высокого статуса в обществе;

> представители среднего класса являются носителями особого социального мировоззрения, в условиях, когда ценности среднего класса в переходном обществе находятся в стадии формирования и

часто отличаются от ценностей других слоев общества; > социальный состав среднего класса в транзитивном обществе разнообразен. В его структуре можно выделить: старый средний класс, объединяющий представителей малого и среднего бизнеса; высший средний класс, объединяющий профессионалов высокого уровня; низший средний класс - служащие, мелкие чиновники [см.: 3, с. 206207].

Важную положительную роль в условиях трансформации социума и становления его социального базиса играет самоидентификация личности со средним классом. Отечественные исследователи в целом солидарны со своими зарубежными коллегами, что современный средний класс при нормальном развитии рыночной экономики и демократического государства, должен состоять из хорошо подготовленных профессионалов [4, с. 17-25]. Серьезное отношение к своей профессиональной подготовке, учебе, работе по специальности, карьере, выработке необходимых для этого личных качеств - важнейшие составляющие характеристики представителя среднего класса. Подлинный профессионал не пренебрегает в своей деятельности материальным вознаграждением за свой труд, честным заработком специалиста. Ему не чужды и стремления к этико-психологическим наградам, к тому, что мы называем моральным удовлетворением. Положительное значение могут иметь и мотивы профессионального честолюбия (но не тщеславия). Смысл своей деятельности профессионал черпает именно в служении делу. Предметом служения делу может служить успешное продвижение к моральному идеалу, и одновременно к вершинам профессионализма, которые служат ориентиром в своем деле.

Нравственный мотив профессионалов - стремление к успеху в своем деле, но одновременно и служение ему. Это - некий синтез признания и призвания. Человек, вошедший в средний класс, - это не что иное, как состоявшаяся личность, социально-нравственный тип прагматически ориентированного профессионала, который именно своими достижениями

заслужил право именоваться профессионалом. Современному профессионалу свойственно желание душевного равновесия, несколько напоминающего чувство удовлетворения, которое возникает у мастера своего дела, что, в свою очередь, не исключает постоянное недовольство собой, служащее мотивом самосовершенствования.

Анализируя роль и значение среднего класса в современном обществе, большинство исследователей сходится в оценках его стабилизирующей функции. Наличие сильного среднего класса является гарантией стабильности данного общества; отсутствие или недостаточное развитие серединной прослойки может быть показателем только потенциальной напряженности и, следовательно, уязвимости такого общества [5, с. 471]. Неравенство, отсутствие среднего класса и, соответственно, уязвимость целостности общества приводит к необходимости авторитарных режимов политической власти, жестких форм правления, дабы удержать общество в прежних границах. В то время как наличие сильного среднего класса дает возможность либерализации и демократизации общественной жизни.

Утверждение о стабилизационной функции среднего класса впервые появляется в работах классиков теории социальной стратификации. Даже К. Маркс, казалось бы, игнорировавший проблему среднего класса в принципе, был вынужден признать, что последний составляет основу власти господствующих социальных классов. Апогея эта мысль достигает в пятидесятые годы ХХ века в работах североамериканской структурно-функциональной школы. В то время чрезвычайную популярность приобретают теории «нивелированного общества среднего класса», «бесклассового общества», «общества созидания», «общества потребления», «массового общества». На III Всемирном социологическом конгрессе представительной группой социологов, в частности, Т. Маршаллом было заявлено о естественной смерти классов в классическом понимании и возникновении общества среднего класса. В качестве обоснования концепции, используются аргументы:

> устранению неравенства между людьми способствовало приобретение в современном обществе всеми равного социального статуса, всеобщего гражданства и прав, которые им даются; предписанный социальный статус и соответственно сходная траектория жизни, характерная для традиционных обществ, сменяется ныне статусом, основанном на достижениях, мобильность становится неограниченной, причем как «вверх», так и «вниз» по социальной иерархии;

> под воздействием процессов «отмирания государства», «диффузии собственности», «децентрализации власти» в индустриальном обществе исчезает господство человека над человеком;

> смещение значительной части экономически активного населения в сектор услуг привело к уменьшению количества рабочих, занятых в традиционных отраслях промышленности к численному увеличению белых воротничков, квалифицированных рабочих;

> экономическое благосостояние среднего класса мало способствует его включению в социальные движения радикального толка;

> для одной части среднего класса свойственно индифферентное отношение к политике, для другой - поддержка центристских общественных движений и политических партий;

> наиболее характерным термином, позволяющим определить социальную установку среднего класса, является категория «консерватизм».

Формирование среднего класса напрямую связано с нейтрализацией нарастающего социального неравенства, ведущего к социальным конфликтам в обществе и препятствующего стабильному развитию. В росте социальной поляризации ученые видят признаки социальной, а затем и физиологической деградации основной массы населения.

Постсоветские страны, встав на путь либерализации в экономике, и, тем самым, сняв с себя значительную долю ответственности за положение дел в ней, «аналогичным образом отнеслись и к социальной сфере, почти

полностью отказавшись от проблемно-ориентированной политики доходов» [6, с. 329].

В этих условиях крайне привлекательной выглядит идея форсированного формирования массового среднего класса, который, с точки зрения поддержания себя и воспроизводства будущих поколений, характеризовался бы высокой стабильностью, большими возможностями самовоспроизводства и установками на достижение более высокого уровня развития своих социальных качеств. Стабилизирующая роль среднего класса проявляется в разных аспектах: в процессе снижения социальной и иной напряженности в обществе; в деятельности представителей этого слоя как акторов проводимых в стране преобразований; в формировании новой идеологии и общественной психологии, адаптированной к изменившимся условиям экономической жизни.

Говоря о значимости среднего класса в процессе снижения социальной напряженности в обществе, можно отметить весомую роль среднего класса при решении проблемы борьбы с безработицей, то есть в деле обеспечения занятости населения. Речь идет, прежде всего, о создании рабочих мест в малом и среднем бизнесе, об обеспечении соответствующих доходов тех, кто занят в этом бизнесе. Стабилизирующая функция среднего класса проявляется и в формировании и транслировании определенных ценностных ориентаций, системы мировоззрения, в том числе и взглядов на политическое устройство общества. Так, идеалом в области экономического развития страны для большинства представителей среднего класса выступает экономика, в основе которой лежит развитие частной собственности с элементами государственного регулирования.

Стремление сохранить свой социальный статус, имеющееся материальное положение заставляют представителей среднего класса быть достаточно осторожными в оценках нынешней социально-экономической ситуации в целом и поддерживать те политические силы, чьи программы ведут к упрочению стабильности в обществе.

Средний класс транслирует образцы поведения, которые предопределяют устойчивость общества, стабильность его функционирования. Мировоззренческие ориентиры среднего класса противостоят субкультуре бедности, с ее повышенной агрессивностью и озлобленностью, культом силы и равенства, обвинением других в собственных бедах, специфическим пониманием успеха в жизни, элементами иждивенчества. Культура среднего класса выступает с иных позиций, она направлена на закрепление собственного успеха, пропагандирует культ опоры на собственные силы, собственную активность.

В нормальном рыночном обществе большую часть доходов должен приносить средний класс (самый массовый налогоплательщик). В экономико-социальном плане средние слои выступают носителями тенденции сглаживания противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни. В сфере семейных отношений средние слои оказываются проводниками традиционных ценностей, сочетая их с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном отношениях. В политическом плане для них характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционного характера общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества.

Для обеспечения устойчивого развития общества важно определение условий, при которых такое развитие может стать возможным. О подобных условиях писал Питирим Сорокин [см. 7]. Он установил, что устойчивость общественной системы зависит от двух основных параметров: уровня жизни большинства населения и степени дифференциации доходов. Чем ниже уровень жизни и чем больше различия между бедными и богатыми, тем популярнее призывы к свержению власти и переделу собственности с соответствующими практическими действиями. Развитый средний класс в

стране как раз и указывает, что основные параметры данного общества сбалансированы и устойчивы.

Достаточно большое влияние средний класс оказывает на развитие духовной сферы общественной жизни, формируя определенную идеологию и тип культуры. Многие представители средних слоев разделяют либеральные ценности, заинтересованы в расширении экономических свобод и поддерживают развитие рыночных отношений. Их конструктивная предпринимательская деятельность способствует «вживлению» рыночных отношений в организм экономики.

К так называемым «старым» средним слоям относится значительная часть квалифицированных специалистов, занятых в сферах науки, культуры, образования, права, телекоммуникаций и СМИ. Социально-инновационная активность этой группы направлена на интеллектуальное сопровождение реформ, рационализацию институтов социальной сферы, возрождение национальной культуры и системы образования. Особую роль играет научно-техническая интеллигенция. Она представляет собой достаточно широкий социальный слой. Интеллигенция образует наиболее массовое ядро во всех слоях среднего класса, сохраняя при этом свою социально-идентификационную общность ввиду единства базовой культурной общности, основу которой составляют соответствующее образование, рациональная система мышления и деятельности. Во многих случаях интеллигенция выступает субъектом действия, авангардом инновационных технологий.

Социальные трансформации, которые неизбежно наступают в результате поступательного осуществления модернизационных перемен, тем адекватнее и органичнее для общества, чем более деятельностные процессы их реализации импонируют и интериоризованы социальным сознанием всего иерархизированного социального слоя научно-технической интеллигенции. Основываясь на исследованиях М.Вебера можно отметить, что практические и утилитарные установки сами по себе еще не являются духовными

предпосылками для перехода от традиционного общества к современному капиталистическому. Помимо ценностей, аналогичных «протестантской этике», модернизация нуждается в целом комплексе идей, которые бы ее поддерживали и обосновывали. Другими словами, для успешной трансформации общества по пути модернизации необходимо формирование механизма этой трансформации на основе синтеза инновационных идеалов материального благополучия и стандартов потребления с традиционными идеями стабильности общества, преемственности духовного развития и идеалов Общего дела. Идея ориентации на Общее дело и соборность, служение общественным идеалам, отсутствие давления над обществом индивидуалистических утилитарных установок не содержит в себе стремления к голой наживе путем безжалостного подавления менее сильного, свойственного в определенной мере системе индивидуальной мотивации. Институционализация идеи сочетания инновационных и традиционных моментов развития общества невозможна без формирования на уровне общественного осознания идеи Общего дела - становления нового типа общества, основанного на его гражданском идеале, включающем как становление и развитие всего общества, так и отдельных его индивидов.

Если формирование мировоззрения среднего класса на индивидуальном уровне носит явно выраженный характер. Его представители по отдельности сознают, что они хотят от жизни и как добиться желаемого результата, то институционализация такого типа мировоззрения, выработка средним классом общих воззрений, идеологии, а также признание и восприятие этой идеологии на общественном уровне, проходит пока в спонтанной, завуалированной, нечеткой форме и проявляется в виде общественной поддержки или порицания представителями среднего класса тех или иных общественных явлений или событий.

Наиболее активна в этих вопросах интеллигенция, которая быстро и однозначно демонстрирует свою точку зрения на происходящее. Это

проявляется на примере событий политического и социального характера, и, в меньшей степени, в явлениях индивидуально-нравственного порядка. Институционализация мировоззрения среднего класса на индивидуально-бытовом уровне предполагает раскрытие его содержания, требует объяснения, каким образом благо индивидуальное трансформируется во благо общественное, что влечет становление нормальной «срединной», «мещанской» культуры и этики с ее ориентацией на стабильность и консерватизм, общественный и бытовой порядок, законопослушность, социальную сдержанность. Обычная мещанская добродетель, исключенная официальной идеологией из ряда положительных качеств человека, требует своего восстановления и реабилитации на уровне общественного сознания.

Таким образом, средний класс, мировоззрение которого ориентировано на выработку и поддержание этой культуры, может и должен служить фундаментом и основной движущей силой формирования новой идеологии, крайне необходимой обществу для успешности проводимых преобразований.

Инновационная роль среднего класса в современной общественной жизни постсоветского общества проявляется в разных аспектах:

> формирование среднего класса рыночного типа само по себе уже является инновацией социальной структуры постсоветского общества;

> При анализе возникновения этого класса нельзя сбрасывать со счетов и выбор определенных жизненных стратегий конкретных людей, который был бы невозможен без определенных психологических установок этих людей, их готовности быть акторами общественной жизни;

> Выбор жизненных стратегий породил, в свою очередь, модернизационный эффект в самом обществе. На долю среднего класса выпала миссия быть основными агентами проводимых в постсоветских странах рыночных преобразований;

> выполняемые средним классом функции в обществе связаны с целым рядом инноваций. Они касаются разных сфер общественной жизни.

Поскольку средний класс по своей структуре гетерогенен, постольку инновационный потенциал, а также его проявления у разных слоев среднего класса различны.

Средний класс имеет огромные потенциальные возможности инновационной деятельности. Однако на современном этапе общественного развития в силу разных причин он раскрыт далеко не полностью. Во многом средний класс играет в данном процессе вторичную роль, предоставляя проявлять инициативу в проведении инновационной деятельности политической элите и бюрократической верхушке, а также крупному бизнесу. Это значит, что у среднего класса еще остается достаточный, но не раскрытый потенциал, демонстрирующий обоснованность притязаний на оптимальное обустройство постсоветского общества.

Список литературы

1. Шабанова М.А. Социологическая теория трансформации свободы в меняющемся обществе: Автореф. дис...д-ра соц. наук. - Новосибирск, 2000.

2. Горюнова С. В. Средние слои и «средний класс» в современном российском обществе / С. В. Горюнова

// Общественные науки и современность. - 2006. - № 4.

3. Туроу Л. Будущее капитализма. Как экономика сегодняшнего дня формирует мир завтрашний / Туроу

Л. // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / [под ред. В. Л. Иноземцева.] - М.: Academia, 1989.

4. Авраамова Е.М. Формирование среднего класса в России // Общественные науки и современность. -

2002. - № 1.

5. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная

концепция. - М.,2003.

6. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. - М., 2002.

7. Сорокин П. Голод и идеология общества. Квинтэссенция. - М., 1990.

Горбань О.В. "Домагання середнього класу на облаштування пострадянського суспшьства".

У статл здшснено сощально-фшософський аналiз феномена середнього класу через призму його потенщалу, функцюнальних характеристик, а також проблем його формування на пострадянському простора Запропоновано нове сощальне бачення орieнтацil на Стльну Справу - становлення шновацшного типу суспшьства, заснованого на його громадянському щеалт Ключовi слова: середнш клас, шноващя, громадянське суспшьство, штелгенщя.

Gorban A.V. "Pretensions of the middle class in the arrangement of post-Soviet society".

The article presents the socio-philosophical analysis of the phenomenon of the middle class through the prism of its potential, the functional characteristics and problems of its formation in the former Soviet Union. A new vision of social orientation of the common cause - the establishment of an innovation-based society in its civic ideals. Keywords: middle-class, innovation, civil society, the intelligentsia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.