УДК 316.342.2
ПРИТЯЗАНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА НА ОБУСТРОЙСТВО ПОСТСОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
Горбань А.В.
В статье осуществлен социально-философский анализ феномена среднего класса через призму его потенциала, функциональных характеристик, а также проблем его формирования на постсоветском пространстве. Предложено новое социальное видение ориентации на Общее Дело - становление инновационного типа общества, основанного на его гражданском идеале. Ключевые слова: средний класс, инновация, гражданское общество, интеллигенция.
Страны постсоветского пространства неизбежно сталкиваются с необходимостью формирования мощного социального базиса, способного уменьшить амплитуду социальной поляризации и дифференциации. Эту социальную нишу с успехом может заполнить средний класс, заявив о своих притязаниях на обустройство постсоветского общества.
В современной научной литературе часто применяется понятие «трансформационная структура общества», которое обозначает систему взаимосвязанных субъектов, деятельность и поведение которых служат движущими силами трансформационного процесса [1].
Первично это понятие было употреблено в социологии, но оно может применяться и в социально-философском анализе, поскольку позволяет понять, какие социальные макросилы содействуют обновлению, консервации или деградации общественного устройства. Реальные социальные сценарии во многом определяются расстановкой сил внутри трансформационной структуры общества. Средние слои общества в условиях наметившихся позитивных тенденций в обозримой перспективе могут стать средним классом. Среди таких тенденций исследователи выделяют:
> средние слои общества переходного периода рассчитывают, прежде
всего, на свои силы, а не на государственную поддержку;
> они реализуют классическую функцию среднего класса - обеспечение технологического и социально-экономического прогресса;
> активно осваивают и распространяют образцы успешного социально-экономического поведения;
> средние слои переходного общества четко артикулируют нормативы и установки, разделяемые населением страны в целом, что соответствует функции среднего класса как носителя типичных этнонациональных и конфессиональных ценностей.
Позитивная оценка средним классом своей жизни теоретически может способствовать его стремлению к поддержанию социального порядка, если средним слоям есть, что терять. Современная структура потребления указывает на важнейший социальный сдвиг. Если обращение к медицинским услугам - зачастую жизненная необходимость, то использование дополнительных образовательных или оздоровительных ресурсов -отражение определенного стиля поведения, характерного для «классического» среднего класса. Средние слои репрезентуют ценности, характерные для всего населения в обществе переходного периода. Среди них установки на то, что в жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него были спокойная совесть и душевная гармония; что свобода - это возможность быть самому себе хозяином; что человек должен иметь только те доходы, которые он заработал честным путем. [3, с. 58-67.].
Как следствие, выстраиваются особые критерии отнесения к среднему классу:
> определенный уровень дохода и наличие собственности;
> достаточно высокое образование, дающее возможность получения престижной профессии и обретения достаточно высокого статуса в обществе;
> представители среднего класса являются носителями особого социального мировоззрения, в условиях, когда ценности среднего класса в переходном обществе находятся в стадии формирования и
часто отличаются от ценностей других слоев общества; > социальный состав среднего класса в транзитивном обществе разнообразен. В его структуре можно выделить: старый средний класс, объединяющий представителей малого и среднего бизнеса; высший средний класс, объединяющий профессионалов высокого уровня; низший средний класс - служащие, мелкие чиновники [см.: 3, с. 206207].
Важную положительную роль в условиях трансформации социума и становления его социального базиса играет самоидентификация личности со средним классом. Отечественные исследователи в целом солидарны со своими зарубежными коллегами, что современный средний класс при нормальном развитии рыночной экономики и демократического государства, должен состоять из хорошо подготовленных профессионалов [4, с. 17-25]. Серьезное отношение к своей профессиональной подготовке, учебе, работе по специальности, карьере, выработке необходимых для этого личных качеств - важнейшие составляющие характеристики представителя среднего класса. Подлинный профессионал не пренебрегает в своей деятельности материальным вознаграждением за свой труд, честным заработком специалиста. Ему не чужды и стремления к этико-психологическим наградам, к тому, что мы называем моральным удовлетворением. Положительное значение могут иметь и мотивы профессионального честолюбия (но не тщеславия). Смысл своей деятельности профессионал черпает именно в служении делу. Предметом служения делу может служить успешное продвижение к моральному идеалу, и одновременно к вершинам профессионализма, которые служат ориентиром в своем деле.
Нравственный мотив профессионалов - стремление к успеху в своем деле, но одновременно и служение ему. Это - некий синтез признания и призвания. Человек, вошедший в средний класс, - это не что иное, как состоявшаяся личность, социально-нравственный тип прагматически ориентированного профессионала, который именно своими достижениями
заслужил право именоваться профессионалом. Современному профессионалу свойственно желание душевного равновесия, несколько напоминающего чувство удовлетворения, которое возникает у мастера своего дела, что, в свою очередь, не исключает постоянное недовольство собой, служащее мотивом самосовершенствования.
Анализируя роль и значение среднего класса в современном обществе, большинство исследователей сходится в оценках его стабилизирующей функции. Наличие сильного среднего класса является гарантией стабильности данного общества; отсутствие или недостаточное развитие серединной прослойки может быть показателем только потенциальной напряженности и, следовательно, уязвимости такого общества [5, с. 471]. Неравенство, отсутствие среднего класса и, соответственно, уязвимость целостности общества приводит к необходимости авторитарных режимов политической власти, жестких форм правления, дабы удержать общество в прежних границах. В то время как наличие сильного среднего класса дает возможность либерализации и демократизации общественной жизни.
Утверждение о стабилизационной функции среднего класса впервые появляется в работах классиков теории социальной стратификации. Даже К. Маркс, казалось бы, игнорировавший проблему среднего класса в принципе, был вынужден признать, что последний составляет основу власти господствующих социальных классов. Апогея эта мысль достигает в пятидесятые годы ХХ века в работах североамериканской структурно-функциональной школы. В то время чрезвычайную популярность приобретают теории «нивелированного общества среднего класса», «бесклассового общества», «общества созидания», «общества потребления», «массового общества». На III Всемирном социологическом конгрессе представительной группой социологов, в частности, Т. Маршаллом было заявлено о естественной смерти классов в классическом понимании и возникновении общества среднего класса. В качестве обоснования концепции, используются аргументы:
> устранению неравенства между людьми способствовало приобретение в современном обществе всеми равного социального статуса, всеобщего гражданства и прав, которые им даются; предписанный социальный статус и соответственно сходная траектория жизни, характерная для традиционных обществ, сменяется ныне статусом, основанном на достижениях, мобильность становится неограниченной, причем как «вверх», так и «вниз» по социальной иерархии;
> под воздействием процессов «отмирания государства», «диффузии собственности», «децентрализации власти» в индустриальном обществе исчезает господство человека над человеком;
> смещение значительной части экономически активного населения в сектор услуг привело к уменьшению количества рабочих, занятых в традиционных отраслях промышленности к численному увеличению белых воротничков, квалифицированных рабочих;
> экономическое благосостояние среднего класса мало способствует его включению в социальные движения радикального толка;
> для одной части среднего класса свойственно индифферентное отношение к политике, для другой - поддержка центристских общественных движений и политических партий;
> наиболее характерным термином, позволяющим определить социальную установку среднего класса, является категория «консерватизм».
Формирование среднего класса напрямую связано с нейтрализацией нарастающего социального неравенства, ведущего к социальным конфликтам в обществе и препятствующего стабильному развитию. В росте социальной поляризации ученые видят признаки социальной, а затем и физиологической деградации основной массы населения.
Постсоветские страны, встав на путь либерализации в экономике, и, тем самым, сняв с себя значительную долю ответственности за положение дел в ней, «аналогичным образом отнеслись и к социальной сфере, почти
полностью отказавшись от проблемно-ориентированной политики доходов» [6, с. 329].
В этих условиях крайне привлекательной выглядит идея форсированного формирования массового среднего класса, который, с точки зрения поддержания себя и воспроизводства будущих поколений, характеризовался бы высокой стабильностью, большими возможностями самовоспроизводства и установками на достижение более высокого уровня развития своих социальных качеств. Стабилизирующая роль среднего класса проявляется в разных аспектах: в процессе снижения социальной и иной напряженности в обществе; в деятельности представителей этого слоя как акторов проводимых в стране преобразований; в формировании новой идеологии и общественной психологии, адаптированной к изменившимся условиям экономической жизни.
Говоря о значимости среднего класса в процессе снижения социальной напряженности в обществе, можно отметить весомую роль среднего класса при решении проблемы борьбы с безработицей, то есть в деле обеспечения занятости населения. Речь идет, прежде всего, о создании рабочих мест в малом и среднем бизнесе, об обеспечении соответствующих доходов тех, кто занят в этом бизнесе. Стабилизирующая функция среднего класса проявляется и в формировании и транслировании определенных ценностных ориентаций, системы мировоззрения, в том числе и взглядов на политическое устройство общества. Так, идеалом в области экономического развития страны для большинства представителей среднего класса выступает экономика, в основе которой лежит развитие частной собственности с элементами государственного регулирования.
Стремление сохранить свой социальный статус, имеющееся материальное положение заставляют представителей среднего класса быть достаточно осторожными в оценках нынешней социально-экономической ситуации в целом и поддерживать те политические силы, чьи программы ведут к упрочению стабильности в обществе.
Средний класс транслирует образцы поведения, которые предопределяют устойчивость общества, стабильность его функционирования. Мировоззренческие ориентиры среднего класса противостоят субкультуре бедности, с ее повышенной агрессивностью и озлобленностью, культом силы и равенства, обвинением других в собственных бедах, специфическим пониманием успеха в жизни, элементами иждивенчества. Культура среднего класса выступает с иных позиций, она направлена на закрепление собственного успеха, пропагандирует культ опоры на собственные силы, собственную активность.
В нормальном рыночном обществе большую часть доходов должен приносить средний класс (самый массовый налогоплательщик). В экономико-социальном плане средние слои выступают носителями тенденции сглаживания противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни. В сфере семейных отношений средние слои оказываются проводниками традиционных ценностей, сочетая их с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном отношениях. В политическом плане для них характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционного характера общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества.
Для обеспечения устойчивого развития общества важно определение условий, при которых такое развитие может стать возможным. О подобных условиях писал Питирим Сорокин [см. 7]. Он установил, что устойчивость общественной системы зависит от двух основных параметров: уровня жизни большинства населения и степени дифференциации доходов. Чем ниже уровень жизни и чем больше различия между бедными и богатыми, тем популярнее призывы к свержению власти и переделу собственности с соответствующими практическими действиями. Развитый средний класс в
стране как раз и указывает, что основные параметры данного общества сбалансированы и устойчивы.
Достаточно большое влияние средний класс оказывает на развитие духовной сферы общественной жизни, формируя определенную идеологию и тип культуры. Многие представители средних слоев разделяют либеральные ценности, заинтересованы в расширении экономических свобод и поддерживают развитие рыночных отношений. Их конструктивная предпринимательская деятельность способствует «вживлению» рыночных отношений в организм экономики.
К так называемым «старым» средним слоям относится значительная часть квалифицированных специалистов, занятых в сферах науки, культуры, образования, права, телекоммуникаций и СМИ. Социально-инновационная активность этой группы направлена на интеллектуальное сопровождение реформ, рационализацию институтов социальной сферы, возрождение национальной культуры и системы образования. Особую роль играет научно-техническая интеллигенция. Она представляет собой достаточно широкий социальный слой. Интеллигенция образует наиболее массовое ядро во всех слоях среднего класса, сохраняя при этом свою социально-идентификационную общность ввиду единства базовой культурной общности, основу которой составляют соответствующее образование, рациональная система мышления и деятельности. Во многих случаях интеллигенция выступает субъектом действия, авангардом инновационных технологий.
Социальные трансформации, которые неизбежно наступают в результате поступательного осуществления модернизационных перемен, тем адекватнее и органичнее для общества, чем более деятельностные процессы их реализации импонируют и интериоризованы социальным сознанием всего иерархизированного социального слоя научно-технической интеллигенции. Основываясь на исследованиях М.Вебера можно отметить, что практические и утилитарные установки сами по себе еще не являются духовными
предпосылками для перехода от традиционного общества к современному капиталистическому. Помимо ценностей, аналогичных «протестантской этике», модернизация нуждается в целом комплексе идей, которые бы ее поддерживали и обосновывали. Другими словами, для успешной трансформации общества по пути модернизации необходимо формирование механизма этой трансформации на основе синтеза инновационных идеалов материального благополучия и стандартов потребления с традиционными идеями стабильности общества, преемственности духовного развития и идеалов Общего дела. Идея ориентации на Общее дело и соборность, служение общественным идеалам, отсутствие давления над обществом индивидуалистических утилитарных установок не содержит в себе стремления к голой наживе путем безжалостного подавления менее сильного, свойственного в определенной мере системе индивидуальной мотивации. Институционализация идеи сочетания инновационных и традиционных моментов развития общества невозможна без формирования на уровне общественного осознания идеи Общего дела - становления нового типа общества, основанного на его гражданском идеале, включающем как становление и развитие всего общества, так и отдельных его индивидов.
Если формирование мировоззрения среднего класса на индивидуальном уровне носит явно выраженный характер. Его представители по отдельности сознают, что они хотят от жизни и как добиться желаемого результата, то институционализация такого типа мировоззрения, выработка средним классом общих воззрений, идеологии, а также признание и восприятие этой идеологии на общественном уровне, проходит пока в спонтанной, завуалированной, нечеткой форме и проявляется в виде общественной поддержки или порицания представителями среднего класса тех или иных общественных явлений или событий.
Наиболее активна в этих вопросах интеллигенция, которая быстро и однозначно демонстрирует свою точку зрения на происходящее. Это
проявляется на примере событий политического и социального характера, и, в меньшей степени, в явлениях индивидуально-нравственного порядка. Институционализация мировоззрения среднего класса на индивидуально-бытовом уровне предполагает раскрытие его содержания, требует объяснения, каким образом благо индивидуальное трансформируется во благо общественное, что влечет становление нормальной «срединной», «мещанской» культуры и этики с ее ориентацией на стабильность и консерватизм, общественный и бытовой порядок, законопослушность, социальную сдержанность. Обычная мещанская добродетель, исключенная официальной идеологией из ряда положительных качеств человека, требует своего восстановления и реабилитации на уровне общественного сознания.
Таким образом, средний класс, мировоззрение которого ориентировано на выработку и поддержание этой культуры, может и должен служить фундаментом и основной движущей силой формирования новой идеологии, крайне необходимой обществу для успешности проводимых преобразований.
Инновационная роль среднего класса в современной общественной жизни постсоветского общества проявляется в разных аспектах:
> формирование среднего класса рыночного типа само по себе уже является инновацией социальной структуры постсоветского общества;
> При анализе возникновения этого класса нельзя сбрасывать со счетов и выбор определенных жизненных стратегий конкретных людей, который был бы невозможен без определенных психологических установок этих людей, их готовности быть акторами общественной жизни;
> Выбор жизненных стратегий породил, в свою очередь, модернизационный эффект в самом обществе. На долю среднего класса выпала миссия быть основными агентами проводимых в постсоветских странах рыночных преобразований;
> выполняемые средним классом функции в обществе связаны с целым рядом инноваций. Они касаются разных сфер общественной жизни.
Поскольку средний класс по своей структуре гетерогенен, постольку инновационный потенциал, а также его проявления у разных слоев среднего класса различны.
Средний класс имеет огромные потенциальные возможности инновационной деятельности. Однако на современном этапе общественного развития в силу разных причин он раскрыт далеко не полностью. Во многом средний класс играет в данном процессе вторичную роль, предоставляя проявлять инициативу в проведении инновационной деятельности политической элите и бюрократической верхушке, а также крупному бизнесу. Это значит, что у среднего класса еще остается достаточный, но не раскрытый потенциал, демонстрирующий обоснованность притязаний на оптимальное обустройство постсоветского общества.
Список литературы
1. Шабанова М.А. Социологическая теория трансформации свободы в меняющемся обществе: Автореф. дис...д-ра соц. наук. - Новосибирск, 2000.
2. Горюнова С. В. Средние слои и «средний класс» в современном российском обществе / С. В. Горюнова
// Общественные науки и современность. - 2006. - № 4.
3. Туроу Л. Будущее капитализма. Как экономика сегодняшнего дня формирует мир завтрашний / Туроу
Л. // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / [под ред. В. Л. Иноземцева.] - М.: Academia, 1989.
4. Авраамова Е.М. Формирование среднего класса в России // Общественные науки и современность. -
2002. - № 1.
5. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная
концепция. - М.,2003.
6. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. - М., 2002.
7. Сорокин П. Голод и идеология общества. Квинтэссенция. - М., 1990.
Горбань О.В. "Домагання середнього класу на облаштування пострадянського суспшьства".
У статл здшснено сощально-фшософський аналiз феномена середнього класу через призму його потенщалу, функцюнальних характеристик, а також проблем його формування на пострадянському простора Запропоновано нове сощальне бачення орieнтацil на Стльну Справу - становлення шновацшного типу суспшьства, заснованого на його громадянському щеалт Ключовi слова: середнш клас, шноващя, громадянське суспшьство, штелгенщя.
Gorban A.V. "Pretensions of the middle class in the arrangement of post-Soviet society".
The article presents the socio-philosophical analysis of the phenomenon of the middle class through the prism of its potential, the functional characteristics and problems of its formation in the former Soviet Union. A new vision of social orientation of the common cause - the establishment of an innovation-based society in its civic ideals. Keywords: middle-class, innovation, civil society, the intelligentsia.