Научная статья на тему 'Притязания родителей как условие формирования положительного отношения школьников к учению'

Притязания родителей как условие формирования положительного отношения школьников к учению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2176
573
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
притязания родителей / отношение к учению / мотивация / учение / саморазвитие / parents' pretensions / attitude to studying / motivation / self-development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муляр Е. С.

В статье рассматривается влияние притязаний родителей на отношение школьников к учению. Автором представлены результаты пилотного эксперимента и установлено, что реалистичные притязания родителей способствуют формированию положительного отношения школьников к учению, тогда как завышенные притязания родителей формируют внешнюю мотивацию подростков к учению, снижают их мотивацию к саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the impact of the parents" pretensions on the attitude of students towards studying. Based on the results of the pilot project, the author argues that realistic pretensions of the parents help students to form positive attitude to studying at school, while overstated pretensions create external stimuli for studying and reduce the incentives to self-develop.

Текст научной работы на тему «Притязания родителей как условие формирования положительного отношения школьников к учению»

Е. С. Муляр

ПРИТЯЗАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ

Работа представлена кафедрой педагогики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. П. Тряпицына

В статье рассматривается влияние притязаний родителей на отношение школьников к учению. Автором представлены результаты пилотного эксперимента и установлено, что реалистичные притязания родителей способствуют формированию положительного отношения школьников к учению, тогда как завышенные притязания родителей формируют внешнюю мотивацию подростков к учению, снижают их мотивацию к саморазвитию.

Ключевые слова: притязания родителей, отношение к учению, мотивация, учение, саморазвитие.

The article considers the impact of the parents' pretensions on the attitude of students towards studying. Based on the results of the pilot project, the author argues that realistic pretensions of the parents help students to form positive attitude to studying at school, while overstated pretensions create external stimuli for studying and reduce the incentives to self-develop.

Key words: parents' pretensions, attitude to studying, motivation, self-development.

В российской психолого-педагогиче-ской науке проблема отношения к учению исследовалась достаточно глубоко и последовательно.

Так, исследователями выделяются ответственное, сознательное, нравственносмысловое, положительное отношение к учению и др. Одним из наиболее сложных отношений является положительное отношение к учению, так как оно непосредственно связано с эмоциональной оценкой педагогического процесса школьником.

Положительное отношение к учению формируется под влиянием множества условий. Г. И. Щукина , исследовавшая проблему отношения к учению в рамках познавательного интереса, называет такие условия, как социально близкую ребенку среду, характер его деятельности, общение с людьми и их интересы, процессы воспитания и обучения. Исследователи ценностного компонента отношения к учению выделяют такие факторы, как осознание школьниками своих мотивов, возраст уча-

щегося, социокультурную ситуацию, разнообразие связей и взаимоотношений с обществом, эмоции, оценочную деятель-

2 тт

ность личности . Исследователи нравственно-волевого компонента отношения к учению указывают на такие факторы, как образование человека, его воспитание и

культуру, а также на условия, в которых 3

развивается человек .

Л. С. Илюшин, рассматривающий образовательную мотивацию, отмечает следующие факторы:

• семейные ценности и установки по отношению к актуальной для школьника образовательной деятельности и его образовательным перспективам;

• школьная образовательная ситуация, сочетающая в себе позицию педагогов и особенности содержания учебных предметов, предусмотренные национальным стандартом образования;

• структура досуга и свободного времени школьника в сочетании с особенностями его референтной группы4.

Притязания родителей как условие формирования положительного отношения школьников..

Однако в связи с изменением типа социокультурных отношений в обществе у школьников отмечается переоценка системы ценностей, смена жизненных ориентиров, обострение пассивности и потребительской позиции, падение социальной значимости труда и интереса к общественной работе и многое другое. Подобные процессы ставят современную школу перед проблемой формирования у молодого поколения устойчивого убеждения, что образование является жизненной ценностью, и положительного отношения школьников к учению новыми способами.

Анализ проведенных ранее исследований позволяет утверждать, что многие авторы в качестве важнейшего фактора, влияющего на положительное отношение к учению, всегда выделяли условия развития в семье, семейные установки и ценности. «Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел

бы от их семейных условий в настоящем или 5

в прошлом» .

Теоретический анализ педагогических исследований позволяет выделить три группы родителей по уровню притязаний к школьной успешности детей:

1) родители с завышенным уровнем притязаний. Родители этой группы переоценивают способности своего ребенка, предъявляют завышенные требования к его обучению. Такие родители, с одной стороны, стремятся создать все условия для того, чтобы ребенок учился: помогают ему в выполнении домашних заданий, всегда находятся в курсе учебных успехов и неудач школьника, настаивают на факультативных занятиях по предметам, устраивают ребенка в различные кружки, нанимают репетиторов, если видят, что ребенок не усваивает учебный материал. С другой стороны, эти родители осуществляют чрезмерный контроль за процессом обучения школьника: регулярно осведомляются у учителей о посещаемости школы ребенком и его успехах,

требуют от ребенка выполнения всех домашних заданий, ежедневно проверяют дневник;

2)родители с заниженным уровнем притязаний. К этой группе относятся родители, которые не верят в способности и задатки своих детей, они равнодушно относятся к развитию и обучению своего ребенка, предоставляют ему полную свободу, не следят за посещаемостью школы ребенком.

3) родители с реалистичным уровнем притязаний. Родители этой группы принима-ютребенка таким, какой он есть, объективно оценивают его возможности, стараются помочь ему при возникновении учебных трудностей, адекватно реагируют на получаемые ребенком отметки, ориентируют ребенка на достижение успеха.

Отношение к учению является интегральным понятием, включающим в себя не только оценку учебной деятельности и ее отражения учеником, но также установление места учения в жизненной картине мира школьника и готовность учащегося к определенным действиям в процессе учения. Поэтому проявление положительного отношения к учению в значительной степени определяет эффективность формирующего воздействия на становление и развитие личности ребенка.

Можно предположить, что между уровнем притязаний родителей и отношением к учебной успешности ребенка существуют причинно-следственные связи: имея определенные цели, родители оказывают воздействие на ребенка и его учителей. Причем реалистичные притязания родителей влияют на формирование положительного отношения к учению школьников. В то время как завышенные притязания, потребность в постоянном контроле со стороны взрослых вызывают у ребенка нежелание учиться.

Для проверки этого предположения был проведен пилотный эксперимент, включавший анкетирование, в котором приняли участие 30 учеников и их родителей гимназии № 426 Ломоносовского района.

Результаты анкетирования позволили выделить две группы родителей по уровню притязаний: родителей е завышенными притязаниями (60% респондентов) и реалистичными притязаниями (40% респондентов).

Для выявления силы корреляционной связи между уровнем притязаний родителей и отношением школьников к учению был проведен расчет коэффициентов ранговой корреляции Спирмена.

Для корреляционного анализа были отобраны такие категории представлений и ожиданий родителей от детей, как:

• продолжение получения образования после школы;

• обучение на пятерки;

• дополнительные занятия по предметам;

• самостоятельное обучение по предметам;

• добросовестное учение;

• проявление интереса к учению.

А также такие компоненты отношения самих школьников к учению, как:

• познавательный интерес к учению;

• эмоциональное отношение к учению;

• стремление к саморазвитию;

• ответственное отношение к учению;

• достижение на успех в учении;

• внешние стимулы, побуждающие к учению.

Основанием для выделения данных категорий послужила их наибольшая частотность в свободных перечислениях родителями требований к своим детям (более 200) и школьниками характеристик своего отношения к учению (более 300), проанализированных в процессе предварительной работы.

Корреляционный анализ позволил установить, что чем выше требования у родителей к отметкам (желание, чтобы ребенок учился на одни пятерки), дополнительным занятиям по предметам (родитель требует, чтобы ребенок посещал факультативы, занятия с репетитором, читал дополнитель-

ную литературу по предметам и т. п.) и самостоятельному обучению ребенка, тем безответственней школьник относится к учению (г^ = -0,75). Аналогичная отрицательная зависимость наблюдается между требованиями родителей к добросовестному учению и стремлением школьника к саморазвитию (г5 = -0,78). Также в этой группе была установлена отрицательная корреляционная зависимость между желаниями родителей, чтобы ребенок проявлял интерес к обучению и познавательным интересом школьника (г; = -0,56).

Как показал корреляционный анализ, завышенные притязания родителей на обучение формируют внешнюю мотивацию: подростки учатся, чтобы избежать надоевших упреков родителей, и идут в школу для того, чтобы пообщаться с друзьями, одноклассниками (г = 0,58).

Можно предположить, что завышенные требования родителей к обучению ребенка, высокий контроль его обучения и посещения школы вызывают отсутствие чувства свободы у подростка, негативные эмоции к школе и нежелание посещать уроки. Не формируются такие личностные качества, как ответственность и волевые качества, так как за школьника все решают родители.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время связи между притязаниями родителей и отношением школьников к учению достаточно разнообразны и очень сложны. Педагогам необходимо не просто учитывать факторы, оказывающие влияние на обучение школьников для наиболее успешного построения педагогического процесса, формирования культурности, образованности и развития творческого потенциала школьников, но и активно искать формы работы с родителями, адекватные современным социокультурным условиям.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Щукина Г И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся. Л., 1967. С.3-17.

1 Васильева 3. И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения. Л., 1980; Киръякова А. В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: теория и диагностика. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.

3

ЗюбинЛ. М. О связи интеллектуальной активности и сознательного отношения школьников к учению // Ученые записки ЛГУ. 1956. № 214. С. 89-103; Алферов А. Д. Отношение школьников к учению. Ростов н/Д., 1985. С. 3-14.

4

Илюшин Л. С. Методология и методика кросс-культурного исследования образовательной мотивации современных школьников: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004.

Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. С. 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.