Научная статья на тему 'Притеснения как фактор виктимизации детей-сирот подросткового возраста в закрытых воспитательных учреждениях'

Притеснения как фактор виктимизации детей-сирот подросткового возраста в закрытых воспитательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
251
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМИЗАЦИЯ / ПРИТЕСНЕНИЕ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ПОДРОСТОК / СИРОТА / VICTIMIZATION / OPPRESSION / ORPHANAGE / BOARDING-SCHOOL / TEENAGER / ORPHAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сошина Наталья Леонидовна

В статье представлены результаты исследования притеснений, с которыми сталкиваются воспитанники детских домов и школ-интернатов в системе межличностных отношений со сверстниками. Дана характеристика последствий воздействия притеснений на личность подростка, а также предлагаются основные направления коррекционной работы, связанной с формированием устойчивости к притесняющим воздействиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Oppressions as the factor of victimization of pupils at the closed educational establishments

The article presents the results of the research of oppressions which pupils of children's homes and boarding schools face in the system of interpersonal attitudes with contemporaries. The characteristic of consequences of influence of oppressions on the person of the teenager and as the basic directions of the correctional work connected with formation of stability to oppressing influences is given.

Текст научной работы на тему «Притеснения как фактор виктимизации детей-сирот подросткового возраста в закрытых воспитательных учреждениях»

УДК 373.3

ПРИТЕСНЕНИЯ КАК ФАКТОР ВИКТИМИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ЗАКРЫТЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© Н.Л. Сошина

В статье представлены результаты исследования притеснений, с которыми сталкиваются воспитанники детских домов и школ-интернатов в системе межличностных отношений со сверстниками. Дана характеристика последствий воздействия притеснений на личность подростка, а также предлагаются основные направления коррекционной работы, связанной с формированием устойчивости к притесняющим воздействиям.

Ключевые слова: виктимизация, притеснение, детский дом, школа-интернат, подросток, сирота.

Главной функцией воспитательных учреждений закрытого типа является защита прав, жизни и здоровья воспитанников, но в этой среде воспитанники часто сталкиваются с различными видами притеснения со стороны учителей, воспитателей, сверстников, государственных учреждений и т. д. [1]. Культ насилия является доминирующей тенденцией в отношениях детей со сверстниками и взрослыми в учреждениях данного типа [2], причем агрессивность нередко воспринимается детьми как нечто обыденное, привычное.

Нами было проведено исследование притеснений, с которыми сталкиваются подростки-воспитанники закрытых воспитательных учреждений в отношениях со сверстниками. Исследование проводилось на базе ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом» (58 воспитанников) и ОГОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 2» г. Курска (48 воспитанников). Всего в исследовании приняло участие 106 подростков, из них: 55 девочек и 51 мальчик в возрасте от 11 до 15 лет.

Основываясь на беседах с подростками, нами были отобраны наиболее распространенные факторы притеснения, предложенные в комплексном опроснике И.П. Башкатова по выявлению факторов и видов притеснения [3]. С целью количественного определения распространенности данных факторов была разработана анкета, состоящая из 22 пунктов -факторов, являющихся проявлением психического, морального, физического, интеллектуального, социального и пространственного притеснения.

Поскольку притеснение связано с конфликтом, являясь его результатом или при-

чиной, и может быть рассмотрено как вид конфликтного взаимодействия, то в нашей анкете все факторы представлены как возможные причины межличностных конфликтов между сверстниками в подростковых группах.

Вычислив средние показатели по всем факторам, мы получили процентное соотношение видов притеснения, с которыми сталкиваются подростки во взаимоотношениях со сверстниками (рис. 1).

Первую позицию занимает психическое притеснение (в среднем знакомо 88 % воспитанников), которое выразилось в несправедливых обвинениях, необъективности, оскорблениях, унижении достоинства, кличках, ярлыках (93 %), враждебности, изгнании из группы, бойкоте (88 %), неоправданной критике, непризнании заслуг, высмеивании недостатков, результатов работы, самочувствия (85 %), невыгодном сравнении с другими подростками (80 %).

Вторую позицию заняло моральное притеснение (знакомо 80 % воспитанников), проявляющееся в лицемерии (99 %), невыполнении обещаний (98 %), лжи (97 %), несоблюдении моральных норм и принципов в отношениях между друзьями (84 %), в требовании безоговорочного подчинения, запрете на самостоятельное принятие решений (24 %).

Третья позиция - физическое притеснение, с которым в среднем столкнулось 78 % воспитанников, причем подростки, подвергающиеся и прибегающие к насилию, не всегда отдают себе отчет в том, что нарушают права своего сверстника.

С большим разрывом от третей позиции четвертую и пятую занимают интеллектуальное и социальное притеснения (по 30 %).

Виды притеснений:

1 - психическое

2 - моральное

3 - физическое

4 - интеллектуальное 5 - социальное 6 - пространственное

Воспитанники, не сталкивающиеся с данным видом притеснения

Воспитанники, подвергающиеся воздействию данного вида притеснения

Рис. 1. Процентное соотношение видов притеснения

Интеллектуальное притеснение представлено запретом на выражение мнения (39 %), отсутствием возможности для нормального выполнения домашнего задания (34 %), игнорированием выбора относительно вида занятий в свободное время (29 %), высмеиванием выбора одежды, предпочтений в музыке (24 %).

Проявлением социального притеснения являются высмеивание выбора относительно друзей, их оскорбление (36 %), жесткий контроль за жизнью (32 %), игнорирование круга общения сверстников (31 %), контроль за отношениями с другими подростками (26 %), запрет на общение с кем-либо (24 %).

В качестве распространенного повода для конфликта 5 % опрашиваемых самостоятельно назвали ревность. Это можно объяснить тем, что в условиях каждодневных вынужденных контактов «всех со всеми» до минимума сведена возможность формирования спокойных, устойчивых отношений между партнерами по взаимодействию. Контакты здесь складываются как избыточно насыщенные, порой исследователи отмечают даже некоторый истерический оттенок во

взаимоотношениях [4]. Изолированность ребенка от внешнего социума ограничивает возможности его полноценного развития; уменьшение коммуникаций с окружающими приводит к социальной депривации. Дети обосабливаются, ведут себя агрессивно, готовы использовать «чужих» в своих целях, испытывают недоверие ко всем людям, за исключением своей микрогруппы, бывают чрезмерно критичными к другим; внутри своей группы тоже могут проявлять жестокость в обращении со своими сверстниками

[5]. Такое предпочтение членов своей группы представителям других групп - одна из причин межличностных конфликтов. По нашему мнению, дружеская ревность - проявление социального притеснения, поскольку ревностное отношение к друзьям может приводить к запрету на общение с другими подростками, их оскорблению, жесткому контролю за жизнью и деятельностью своих друзей.

Шестую позицию занимает пространственное притеснение (9 %), выражающееся в установлении каких-либо ограничений в передвижении.

Средняя частота проявления видов притеснения представлена в табл. 1 (частоту проявления факторов притеснений опрашиваемые оценивали по трехбалльной шкале: балл «1» - фактор встречается очень редко; «2» - периодически; «3» - каждый день или в день по нескольку раз).

Психическое притеснение большей частью (52 % опрашиваемых) встречается ежедневно или в день по нескольку раз, особенно это касается оскорблений, унижения достоинства, кличек, ярлыков. Исключение составляют изгнание из группы, игнорирование, бойкот, т. к. с подобным явлением сталкивалось 88 % опрашиваемых, но практически все (97 %) отметили, что такое случается редко и подобный вид притеснения тяжелее всего переносится. Такой «всплеск эмоций», связанный с данным фактором притеснения, объясняется возрастными особенностями подростков (определяющий тип взаимоотношений - взаимоотношения со сверстниками); тем, что подросток поставлен перед необходимостью пройти определенные фазы вхождения в общность (адаптация, индивидуализация, интеграция), а фаза адаптации предполагает потребность быть полноправным членом определенного сообщества и ощущать признание этого факта остальными

[6]; а так же тем, что воспитаннику необходимо единение с себе подобными, формирующее «чувство Мы» для преодоления социальной депривации [4, с. 38].

Моральное притеснения относится к разряду тех проявлений, с которыми 68 % воспитанников сталкиваются ежедневно. В беседе с подростками также было отмечено, что такие явления, как лицемерие, ложь, невыполнение обещаний, несоблюдение моральных норм и принципов в отношениях между друзьями, - это своеобразная «норма жизни» и она не снижает интенсивности об-

щения, хотя оно часто и является конфронтационным по своему характеру.

С интеллектуальным и социальным притеснением воспитанники сталкиваются большей частью (48 %) периодически. 100 % опрашиваемых, выбравших пространственное, и 70 % подростков, выбравших физическое притеснение, отметили, что данные факторы встречаются очень редко.

Таким образом, в закрытых воспитательных учреждениях в процессе совместной жизни и деятельности все подростки сталкиваются с тем или иным видом притеснения со стороны своих сверстников, чаще всего с психическим, моральным и физическим, более того, психическое и моральное притеснение - это своеобразная «норма жизни» для воспитанника.

Притесняющие воздействия, преломляясь сквозь призму индивидуально-психологических особенностей детей-сирот подросткового возраста, приводят к формированию неадекватного отношения к миру и себе, к перестройке жизненных позиций, появлению тревожности, агрессии, депрессий, аддик-тивных и девиантных форм поведения; появляются сложности с контролем своих эмоций, поведения; повышается конфликтность личности, что проявляется в импульсивности, взрывчатости, враждебности в отношениях со сверстниками, коммуникативной некомпетентности, следовательно, ведет к развитию конфликтных взаимоотношений [7]. Виктимизация подростка, подвергшегося притесняющим воздействиям, осуществляется посредством вовлечения его в данные конфликтные взаимоотношения, в результате чего отдельные члены подросткового сообщества могут приобрести низкий статус, превратиться в изолированных, отвергаемых, аутсайдеров.

Таблица 1

Средняя частота проявления видов притеснения (в %)

№ п/п Вид притеснения Средняя частота проявления

1 2 3

1 Психическое притеснение 32 16 52

2 Моральное притеснение 9 23 68

3 Физическое притеснение 70 16 14

4 Интеллектуальное притеснение 27 48 25

5 Социальное притеснение 27 48 25

6 Пространственное притеснение 100 0 0

Негативные эмоции и чувства «обиженный» подросток стремится реализовать в ответной мести, лжи, лицемерии, различных видах притеснений, происходит его превращение в «обидчика» [8].

Проведенное исследование распространенности факторов притеснений среди воспитанников закрытых образовательных учреждений ставит вопрос о возможности коррекции таких взаимоотношений в подростковом сообществе.

Основными направлениями коррекционной работы являются: формирование способности выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента в конфликтных ситуациях, связанных с притеснениями; формирование способности к сознательному контролю и управлению своим поведением и психическим состоянием; формирование

умения определять начало ситуации притеснения, анализировать причины ее возникновения, умения сводить к минимуму искажение восприятия ситуации и личности оппонента, а также своего поведения, умения прогнозировать развитие ситуации и ее последствий; формирование способности выдвигать и обосновывать варианты решения проблемы; расширение и углубление ориентации в нравственно-этических категориях (работа с такими негативными проявлениями, как ложь, лицемерие, высмеивание недостатков, результатов работы, самочувствия, невыполнение обещаний, необъективность, оскорбления, унижения достоинства, клички и т. д.).

Коррекционная работа должна способствовать формированию устойчивости к притесняющим воздействиям, т. е. способности оптимально организовать свое поведение, бесконфликтно решать возникшие проблемы, использовать эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях притеснения.

Коррекционная работа также должна включать приемы, позволяющие помочь подростку преодолеть отчужденные отноше-

ния со сверстниками, враждебность, агрессию, помочь успешно пройти обязательные стадии вхождения в подростковое сообщество и интегрироваться в нем, сформировать партнерские пары и подгруппы для преодоления т. н. противостояния «обидчиков» и «обиженных», способствующего развитию конфликтных отношений, следовательно, виктимизации подростка.

1. Башкатов И.П. Притеснение: обидчики и обиженные // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 44-48.

2. Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е.Н. Волковой. СПб., 2007. С. 33.

3. Психология притеснения: обидчики и обиженные / под общ. ред. И.П. Башкатова. Коломна, 2005. С. 163.

4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб., 2005. С. 137.

5. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

6. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005. С. 44.

7. Асанова И.К. Жестокое обращение с детьми: основные методологические вопросы, практические и правовые аспекты // Руководство по предупреждению насилия над детьми. М., 1997. С. 75-88.

8. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. М., 2004.

Поступила в редакцию 16.02.2009 г.

Soshina N.L. Oppressions as the factor of victimization of pupils at the closed educational establishments. The article presents the results of the research of oppressions which pupils of children's homes and boarding schools face in the system of interpersonal attitudes with contemporaries. The characteristic of consequences of influence of oppressions on the person of the teenager and as the basic directions of the correctional work connected with formation of stability to oppressing influences is given.

Key words: victimization, oppression, orphanage, boarding-school, teenager, orphan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.