Научная статья на тему 'ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА К УСЛОВИЯМ КОРОНАКРИЗИСА'

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА К УСЛОВИЯМ КОРОНАКРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / ВЫЖИВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ К КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / МАГАЗИНЫ / ДОСТАВКА / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ / БИЗНЕС / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюнин Н. А., Насуев Т. Б.

Статья посвящена проблемам, с которыми пришлось столкнуться предприятиям малого и среднего бизнеса в период коронавирусной инфекции. В их числе медицинские, финансовые, организационные, как внутренние российские, так и мировые. В работе приведены примеры того, как малый и средний бизнес приспосабливался выживать и развиваться в сложных условиях коронакризиса, снижая издержки и осуществляя поиск новых торговых стратегий, делая путь к потребителю ближе и безопаснее, например, переход магазинов в онлайн режим, расширение курьерской доставки. Фирмы осуществляли поиск источников выживания, в том числе за счет реализации товаров на новых торговых площадках, за счет поддержки акционеров компаний и государства. Применялось диверсифицирование производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR ADAPTATION OF ENTERPRISES TO FUNCTIONING IN CONDITIONS OF CORONACRISIS

The article is devoted to the problems faced by entrepreneurs of small and medium-sized businesses during the coronavirus infection. First of all, it considers the situation in the world, how it affected the work of enterprises, which activities were most affected. The paper provides examples of how small and medium-sized businesses have adapted to survive and develop in the difficult conditions of the coronacrisis, reducing costs and searching for new trading strategies, making the way to the consumer closer and safer, for example, the transition of shops online.

Текст научной работы на тему «ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА К УСЛОВИЯМ КОРОНАКРИЗИСА»

Приспособление предприятий малого и среднего бизнеса к условиям коронакризиса Mechanisms for adaptation of enterprises to functioning in conditions of coronacrisis

Тюнин Н.А.

Студент 2 курса, ф-т разработки нефтяных и газовых скважин, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина,

РФ, г.Москва e-mail: klojiens@yyandex. ru

Tiunin N.A

students,

faculty of Oil and Gas Field Development, National University of Oil and Gas «Gubkin University»,

Russia, Moscow e-mail: klojiens@yandex. ru

Насуев Т.Б.

Студент 2 курса, ф-т разработки нефтяных и газовых скважин, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина,

РФ, г.Москва e-mail: mr.nasuev@gmail.com

Nasuev T.B.

students,

faculty of Oil and Gas Field Development, National University of Oil and Gas «Gubkin University»,

Russia, Moscow e-mail: mr.nasuev@gmail.com

Аннотация.

Статья посвящена проблемам, с которыми пришлось столкнуться предприятиям малого и среднего бизнеса в период коронавирусной инфекции. В их числе медицинские, финансовые, организационные, как внутренние российские, так и мировые. В работе приведены примеры того, как малый и средний бизнес приспосабливался выживать и развиваться в сложных условиях коронакризиса, снижая издержки и осуществляя поиск новых торговых стратегий, делая путь к потребителю ближе и безопаснее, например, переход магазинов в онлайн режим, расширение курьерской доставки. Фирмы осуществляли поиск источников выживания, в том числе за счет реализации товаров на новых торговых площадках, за счет поддержки акционеров компаний и государства. Применялось диверсифицирование производства.

Annotation.

The article is devoted to the problems faced by entrepreneurs of small and medium-sized businesses during the coronavirus infection. First of all, it considers the situation in the world, how it affected the work of enterprises, which activities were most affected. The paper provides examples of how small and medium-sized businesses have adapted to survive and develop in the difficult conditions of the coronacrisis, reducing costs and searching for new trading strategies, making the way to the consumer closer and safer, for example, the transition of shops online.

Ключевые слова: коронавирус, выживание, адаптация к кризисной ситуации, малые предприятия, средние предприятия, торговые сети, магазины, доставка, трудовая занятость, бизнес, нефтегазовая отрасль.

Key words: coronavirus, coronacrisis, economy, crisis adaptation, enterprises, trade networks, small business, medium-sized business, shops, delivery, employment, oil and gas industry.

2020 год преподнес миру неожиданный и неприятный подарок в виде новой смертельно-опасной болезни под названием коронавирус. Масштаб заболеваемости оказался очень велик, более 33 миллионов человек заболели в США, 16 миллионов человек в Бразилии, около 5 миллионов в России, 9 миллионов в сумме во Франции и Германии. [5]

Люди по всему миру впервые столкнулись с необходимостью работать и учиться удаленно, сидя на самоизоляции. Вирус ввел всех нас в крайне непривычное состояние, к условиям которого необходимо было адаптироваться, чтобы продолжать хорошо жить и вести бизнес.

Экономика России в 2020 году столкнулась с беcпрецедентной остановкой деловой активности, которая была необходима для борьбы с пандемией. Пандемический кризис привел к значительному падению российского ВВП, рекордному сокращению реальных располагаемых доходов населения, росту безработицы, торможению потребления и инвестиций и, наконец, по оценке самих российский властей, «гигантскому» дефициту бюджета. Однако больше всего во время коронавируса пострадал малый бизнес. Пандемия коронавируса уже сейчас оставила треть российских предприятий в убытке, а более миллиона предприятий закрылись совсем, и это только в РФ. Государства и международные финансовые организации не способны обеспечить надлежащий уровень поддержки из-за рекордных обвалов рынков, например, котировки нефти опустились до минимума, который был в начале 2000 годов. [7] Распространение инфекции коронавируса достигло своего пика, поэтому эпидемия переросла в пандемию. Власти всех стран вводили разные формы карантина: ограничение свободы передвижения; запрет на проведение массовых мероприятий; закрытие границ; временное закрытие кафе, кинотеатров, торговых центров. Первый и последний пункты критически повлияли на весь бизнес.

Из-за данных мер, сфера услуг несет колоссальные убытки. Больше всего повлиял коронавирус на малый бизнес. Например, владельцы многих кафе зарабатывали на продаже бизнес-ланчей сотрудникам офисных центров, которые обедали каждый день. Однако теперь прибыль сократилась более чем на 50%, поскольку многие компании перешли на удаленный формат работы, следовательно, владелец кафе теряет более половины прибыли лишь из-за этого. Еще один яркий пример кризиса - ивент-агентства, которые занимаются организацией разного рода массовых мероприятий. Люди переносят свадьбы, дни рождения и другие торжества, поэтому эти агентства, а также фотографы, аниматоры, декораторы остаются без заказов. Очевидно, что последствия для бизнеса из последнего примера будут фатальными, если они не смогут предложить рынку новый продукт.

В середине 2020 года последовала реакция на пандемию COVID-19 от Федерального резерва США, центрального банка Великобритании, центробанк России немного задержался до III квартала 2020, но среагировал. Ключевые ставки были сильно снижены: 4,25 % в РФ на протяжении почти 8 месяцев до 18 марта 2021; 3,85 % в Китае уже держится более года. [3]

Аналитики подсчитали, что по состоянию на март 2020 Центробанки по миру и международные финансовые организации в сумме выделили около $1 триллиона на поддержание малого бизнеса, сейчас, на март 2021, вероятно, эта сумма возросла минимум в 1,5-2 раза. Эксперты уверены, что если брать в расчет все косвенные формы, то эта сумма существенно возрастет.

Китайское правительство вложило более 21 миллиарда американских долларов в программу поддержки предприятий, столкнувшихся с последствиями пандемии, 10% от этой суммы пошло на экстренное приобретение облигаций, которое позволило не закрыться около 150 китайским компаниям малого и среднего бизнеса. Были снижены налоги и кредитная ставка; увеличены социальные выплаты бедным слоям населения.

В США малый бизнес - это половина американского ВВП, который составляет немалые 20 триллионов долларов, в данной стране находятся около 5,5 миллиона малых предприятий, 90 % из которых имеют менее 20 служащих, и еще свыше 25 миллионов индивидуальных предпринимателей. По данным Национальной ассоциации ресторанов (National Restaurant Association, NRA), в стране прекратили работу четыре из каждых 10 ресторанов, при этом некоторые из них больше не откроются, около 8 млн сотрудников уже были сокращены или отправлены в неоплачиваемый отпуск. На их долю приходится около двух третей всех рабочих мест в американской ресторанной отрасли. По подсчетам, ресторанный бизнес потерял $30 млрд выручки в марте 2020

и могут потерять еще $50 млрд в апреле. Рестораны являются одними из крупнейших работодателей в США - до пандемии коронавируса в отрасли были заняты более 12,2 млн человек. С учетом сотрудников гостиниц, спортивных объектов и других мест, где подают еду, количество занятых в секторе превышало 15,5 млн. Соединенные Штаты Америки выделили огромнейшую сумму в 350 миллиардов долларов на поддержку малого бизнеса, но этой суммы не хватило и затем было выделено еще около 380 миллиардов долларов. Не хватило изначальных денег, так как львиная доля этой колоссальной суммы по каким-то причинам ушла крупному бизнесу, вроде, тех, что имеют капитализацию более чем в 100 миллионов долларов и торгуются на бирже, следовательно, имеют источники финансирования. Три крупные сети ресторанов получили в рамках программы 40 миллионов долларов, в то время как сотни тысяч малых предприятий остались ни с чем и только после утверждения дополнительной суммы получили финансовую помощь правительства. В США могут позволить себе выделять такие баснословные суммы, так как пользуются репутацией сверхнадежного заемщика, а доллар остается мировой резервной валютой. Другие страны не могут печатать доллары, в то время как ФРС и конгресс США легко могут закрыть глаза на дефицит бюджета. Для поддержки обычных граждан в марте 2021 была утверждена программа, предусматривающая прямые выплаты в размере 1400 долларов почти каждому американцу.

В России правительство уже на протяжении года продолжает оказывать помощь малому и среднему бизнесу из наиболее пострадавших отраслей. Регулярно разрабатываются всевозможные программы поддержки малого бизнеса. Весной 2020 был введен запрет на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства, предусмотренный постановлением № 438, который был в дальнейшем продлен на 2021 год. В конце прошлого года была также продлена отсрочка по выплате долгов по налогам, сборам, страховым взносам и кредитных платежей. 31 декабря 2020 года было принято постановление № 2425, согласно которому представители малого бизнеса смогут получать займы на развитие на льготных условиях. Также бизнесу предоставляются различные субсидии, льготные кредиты, налоговые льготы. [1]

В рамках господдержки экономики Правительство приняло решение о безвозмездной помощи малым и средним предпринимателям на выплату зарплаты рабочим и решение других неотложных задач. Им будут предоставляться средства из расчёта 1 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) на каждого сотрудника. Однако важным условием является то, что для получения поддержки работодатель должен сохранить в штабе не менее 90 % сотрудников по сравнению с 1 июня 2020 года. [9]

Для наиболее пострадавших отраслей предоставлялась отсрочка на 6 месяцев по всем налогам, кроме НДС. Налоги, начисленные за период отсрочки предприниматели смогут выплачивать ежемесячными платежами в течение года с 1 октября 2020 года по 1 октября 2021 года. Для всех отраслей были предоставлены страховые взносы на сумму зарплаты, превышающую МРОТ, сниженные вдвое с 30 % до 15%.

Для малого и среднего бизнеса была расширена программа льготного кредитования под 8,5 %. Были упрощены требования к заёмщику, так как не учитывались задолженности по налогам, сборам и заработной плате. В программу включались микропредприятия, работающие в сфере торговли. Вводилась возможность рефинансирования кредитов на оборотные и инвестиционные идеи.

Также осуществлялась помощь самозанятым и ИП. Самозанятым возвратят налог на доход, уплаченный в 2019 году, также они получат налоговый капитал в размере одного МРОТ. Индивидуальные предприниматели также не останутся в стороне, они получат налоговый вычет в размере 1 МРОТ для уплаты страховых налогов. [8]

К общесистемным мерам поддержки можно отнести защиту от банкротства. Вводится мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов в отношении стратегических и системообразующих

предприятий, а также организаций и ИП, работающих в наиболее пострадавших отраслях. Так, арбитражный суд не принимает заявления о признании должника банкротом во время моратория (а также заявления, решение о принятии которых не было принято до начала моратория). Также в этот период в отношении должников не допускается обращение взыскания на заложенное имущество и приостанавливается исполнительное производство.

Однако Россия- это не США, поэтому несмотря на объемную поддержку, всем средств не хватит. Средний и особенно малый бизнес обязан научится приспосабливаться. Выживание бизнеса зависит от навыков самопомощи его владельцев. Хорошо иметь некий план действий, включающий развитие онлайн-направлений, поддержку клиентской базы. Необходимо ежедневно отслеживать рынок и тенденции, вовремя перенимая успешные решения других компаний. Например, музеи мира начали проводить \гЯ-экскурсии, можно перенять данную идею и начать организовывать виртуальные мероприятия; кафе и рестораны могут перенять идею бесконтактной доставки, которая уже давно используется компаниями, специализирующимися на доставке еды.

Далее можно ввести ситуативный маркетинг, ведь сейчас все интересуются вирусом, это тема последних двух лет, следовательно, будут действовать иллюстрации, визуально связанные с темой коронавируса. Например, на героев рекламы продукта можно надеть маски и перчатки. Также, в случае продуктовых магазинов, можно дополнить предложение продуктами и услугами, которые актуальны. Например, «Ашан» предложил посетителям продуктовую корзину, содержащую товары первой необходимости, то же самое может сделать и небольшой магазин. Сервисы, предоставляющие некий информационный продукт, могут расширить свою аудиторию, предложив, например, упростить удаленную работу всем, кому сложно организовать удаленный процесс. Необходимо наладить работу сотрудников из дома, в чем помогут различные приложения, который немало. В итоге школы и университеты по всему миру переходят на онлайн-обучение, тренеры из спортзалов дают уроки в мессенджерах и через видео приложения, премьеры фильмов переносят в онлайн-кинотеатры, продуктовые лавки и рестораны загружают на сайт свой ассортимент и меню с доставкой и так далее.

Сегодня выигрывает онлайн-бизнес, предприниматели должны начать вести дела современно, использовать тот факт, что у каждого человека в кармане находится смартфон с доступом в интернет. Компаниям нужно усиливать свое присутствие в социальных сетях и других каналах, чтобы популяризировать свой продукт и не дать клиентам забыть о себе. В нашей стране некоторые сферы уже отлично адаптировались, торговые сети дали возможность клиентам совершать покупки с последующей бесконтактной доставкой в любую точку города, не выходя из дома, через интернет. Одновременно с этим для людей, которые предпочитают посещать вживую различные магазины, на входе в помещение были предоставлены бесплатные средства индивидуальной защиты: маски и перчатки. Еще одним способом адаптации продуктового магазина является сохранение цены на жизненно-важные продукты.

Чтобы продолжать функционировать, малый и средний бизнес должен быть максимально гибким - это необходимость. Период кризиса - время для новых решений, для переосмысления способов ведения бизнеса и всего производственного процесса, расширения сферы деятельности и расширения торговых площадок. Владелец бизнеса должен мыслить и действовать инновационно. Уменьшение расходов - самый эффективный способ спасения бизнеса. Надо отказаться от всего лишнего: покупки продуктов для кофе-поинтов, организации корпоративов и тимбилдингов, но отбирая что-то у коллектива, необходимо это компенсировать в какой-то мере в будущем после нормализации ситуации в мире. Однако, есть методы, которые можно использовать только самых крайних мерах. К таким мерам относятся: урезание зарплат, уменьшение расходов на рекламу и снижение качества товара. Любое из этих решений способно загубить компанию. Самый важный ресурс любого предприятия или бизнеса - сотрудники. От их уровня зависит качество продукции и конкурентоспособность.

Малые компании концентрируются на доходе и уделяют минимум внимания активам, используемым для его получения. В эпоху пандемии, когда важно удержать клиентов, так делать категорически нельзя, иначе предприятию придется закрыться.

Коронавирус оказался неожиданным явлением, которое заставило все компании переосмыслять свою бизнес-стратегию. Надо предоставлять новые продукты, услуги, которые привлекут новых клиентов. Например, малая компания, которая предоставляет курсы по обучению иностранному языку может адаптировать их и превратить в интернет-курсы. В таком случае учащиеся и преподаватели будут контактировать посредством видеосвязи. Как говорится, не можешь изменить ситуацию - подстройся под нее. В этих словах сконцентрированы все советы для бизнесменов, страдающих из-за карантина. Надо быть активным, не опускать руки и развиваться. Даже когда пандемия закончится, обновленные стандарты останутся, и компания будет к ним уже готова.

Список используемой литературы:

1. Максимова Е.В., Рябцев А., Сазонова О. Влияние коронавируса на экономику России / Научно -аналитический журнал «Инновации и инвестиции», 2020, № 4. - С.283-286.

2. Словари и энциклопедии онлайн. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dic.academic.ru/ ;

3. Официальный сайт Центробанка России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Центральный банк Российской Федерации | Банк России (cbr.ru)

4. Максимова Е.В., Муравьева Е.К. Особенности работы банковской системы в условиях коронакризиса. - Научно-аналитический журнал «Инновации и инвестиции», 2021, № 4.- С.209-212.

5. Пандемический кризис (РБК). - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tv.rbc.ru

6. Выступление Набиуллиной после решения ЦБ по ставке (РБК). - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/

7. Динамика цен на нефть с 2014 года (ТАСС). - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/

8. Поддержка малого и среднего бизнеса в связи с коронавирусом в 2020 году- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru

9. Министерство экономического развития РБ. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy. gov.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.