Научная статья на тему 'Присоединение России к ВТО как цивилизационный феномен'

Присоединение России к ВТО как цивилизационный феномен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
106
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / РОССИЯ / ГОСУДАРСТВО / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / АГРАРНЫЙ / ФЕРМЕР / WTO / RUSSIA / THE STATE / THE RATIONALITY / CIVILIZATIONAL / AGRICULTURAL / THE FARMER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михайлова Рената Васильевна, Данилова Ольга Алексеевна, Науменко Андрей Александрович, Семенова Надежда Николаевна

С присоединением России к ВТО связаны возможность и необходимость рационально организовать социальную жизнь. Применительно к сельскому хозяйству речь идет о значимости разумной аграрной политики государства, рациональной организации адаптивного поведения фермеров к требованиям ВТО, которые рассматриваются как детерминанта цивилизационного ориентира России в глобальных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ACCESSION TO WTO As a civilization PHENOMENON

The accession of Russia to the WTO is connected with the possibility and the necessity to organize social life in a rational way. As for the agriculture, the matter concerns the importance of the intelligent agricultural state policy, the rational organization of farmers' adaptive behavior to the requirements of the WTO. They are considered to be a determinant of the civilizational reference point of Russia in the global processes.

Текст научной работы на тему «Присоединение России к ВТО как цивилизационный феномен»

«... чтобы быть в состоянии исследовать эти формы и отношения в чистом виде, необходимо совершенно отделить их от их содержания. » [2. С. 37]. Можно определенно утверждать, что представленное И. Кантом априорное мышление является лишь следствием выделения из природы не частных признаков и свойств природы, а общих свойств, которые фигурируют и представлены в познании в форме общего знания.

Априоризм И. Канта является в действительности следствием, исторически обусловленным единственностью механического дискурса в период освоения человечеством природы вплоть до середины XIX в., т.е. до создания электродинамического дискурса. Придав в этих условиях механическому дискурсу функции всеобщего, И. Кант допустил слабость, представив в философии априорное мышление как отражение действительности, обоснованное математикой и механикой.

Литература

1. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. М.: Мысль, 1964. Т. 3.

2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.

КУЛЬКОВ ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (oper@chuvsu.ru).

KULKOV YURIY PETROVICH - doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy and Science Methodology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 339.54:061.1(100)

ББК 65.5

Р.В. МИХАЙЛОВА, О.А. ДАНИЛОВА, А.А. НАУМЕНКО, Н.Н. СЕМЕНОВА ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ К ВТО КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ФЕНОМЕН

Ключевые слова: ВТО, Россия, государство, рациональность, цивилизация, аграрный, фермер.

С присоединением России к ВТО связаны возможность и необходимость рационально организовать социальную жизнь. Применительно к сельскому хозяйству речь идет о значимости разумной аграрной политики государства, рациональной организации адаптивного поведения фермеров к требованиям ВТО, которые рассматриваются как детерминанта цивилизационного ориентира России в глобальных процессах.

R.V. MIKHAILOVA, O.A. DANILOVA, A.A. NAUMENKO, N.N. SEMENOVA RUSSIAN ACCESSION TO WTO AS A CIVILIZATION PHENOMENON Key words: WTO, Russia, the state, the rationality, civilizational, agricultural, the farmer.

The accession of Russia to the WTO is connected with the possibility and the necessity to organize social life in a rational way. ^s for the agriculture, the matter concerns the importance of the intelligent agricultural state policy, the rational organization of farmers' adaptive behavior to the requirements of the WTO. They are considered to be a determinant of the civilizational reference point of Russia in the global processes.

Западная цивилизация не раз оказывала влияние на российскую историю, в большей мере это относится к ХУ!!! - ХХ вв. Формирование единого государства, возникновение городов (урбанизация), становление правовых норм, рынка, образования и т.д. обладают рациональностью, т.е. призваны целесообразно направлять, организовать общественную жизнь, что отражает необходимость упорядоченных социальных отношений. Общество заинтересовано в наиболее рациональной организации социальной жизни с целью максимизации производимых благ. Государство является организацией, служащей цели улучшения благосостояния своих граждан. На это направлена сфера деятельности государства - разработка общих правил, применимых в ситуациях определенного типа. Этим вводится нравственно-рациональный элемент в государ-

стве. Он свидетельствует о том, что действительная разумность, по существу, является нравственной и наоборот - то, что нравственно, составляет разумность обстоятельств [3. С. 201].

В наше время важнейшим цивилизационным феноменом по праву можно считать присоединение России к ВТО. Основная задача названной организации, в которую входят 159 государств (на начало 2013 г.), состоит в выработке всеобщих, универсальных правил и процедур международной торговли, обеспечении ей максимально возможной предсказуемости, снижении ограничений на передвижение товаров. Здесь мы обращаем внимание на следующие обстоятельства. Вступление России в ВТО, во-первых, свидетельствует о важном этапе ее интеграции в цивилизованные международные отношения, в которых разрешение споров, противоречий и конфликтов на справедливой основе выступает первоочередной задачей; во-вторых, создает условия для повышения жизненного уровня, обеспечения полной занятости, а также нового качества жизни россиян; в-третьих, подтверждает обновленческую тенденцию, инновационность, появление новых возможностей, одновременно динамизм социальных ценностей, ценностных ориентаций и установок общества. Для России за всеми этими изменениями в конечном счете имеет значение возможность выбора пути развития. Участие в ВТО требует системных усилий со стороны российского государства. С этим связано расширение его функций. Ими являются: внутренние - экономическая (регулирование хозяйственной деятельности), социальная (регулирование социальных отношений), правовая (поддержание общественного порядка на основе правовых норм), культурно-воспитательная и др.; внешние - взаимовыгодное сотрудничество с другими странами, защита страны от внешней экономической и других экспансий, участие в решении глобальных проблем.

Государство должно создавать условия для свободной реализации способностей и потребностей граждан, утверждения индивидов в качестве субъектов собственной деятельности, задатков и усилий, различных приложений и самореализации. Оно призвано помогать гражданам в достижении их собственных целей, а не стремиться к целям, «спущенным сверху». Применительно к теме это означает, что государство призвано предоставлять гражданам возможность пользоваться преимуществами присоединения к ВТО, соблюдать определенные правила. Только при таких условиях они способны подчиняться, по М. Веберу, «рациональному обузданию» государства [2. С. 48].

В контексте сказанного рассмотрим: каким образом деятельность государства в условиях членства в ВТО может быть организована рационально в сфере сельского хозяйства. Представляет интерес опыт аграрной политики США -одного из мировых лидеров высокоразвитого сельского хозяйства. Она направлена на всестороннюю поддержку, функционирование и развитие системы агробизнеса. Это обусловило рациональную организацию, эффективность производства фермерских хозяйств США. Аграрная политика на практике свидетельствует о том, что государство способствует множеству инновационных решений, когда фермеры могут производить больше продукции с меньшими затратами. Доступность легких кредитов для фермеров, организация для них различных семинаров и консультаций, предоставление им необходимой информации, использование лизинга для увеличения технического потенциала хозяйства и т.д. - все это относится к механизму создания адекватных условий для сельхозпроизводителя США. Формами юридической организации бизнеса (дела) являются единоличное право собственности (собственник в лице фермера или супружеской пары фермеров, когда отсутствуют различия между владельцем и делом), партнерство и объединения (несколько владельцев работают вместе, объединяя ресурсы). В связи с членством в ВТО государство предоставляет значительные субсидии и дополнительный набор косвенных

мер поддержки фермерам. Достаточным вниманием государства пользуются кооперативы (объединения): снабженческие, сбытовые, агросервисные и др. Развитая кооперативная система отвечает потребностям фермеров для решения рыночных задач. Таким образом, опыт США показывает, что рациональная организация агробизнеса невозможна, с одной стороны, без целенаправленной поддержки, постоянного контроля фермеров (особенно по вопросу сохранения плодородия земли) со стороны государства; с другой - без активности фермеров в рациональной организации своих хозяйств, своего дела.

Конкретизируя сказанное применительно к России, мы обращаем внимание на непосредственно организаторскую роль присоединения ее к ВТО в отношении аграрного сектора. Мы имеем в виду важнейший социально-экономический эффект - стимулирующий производителя и потребителя, проектирующий, прогнозирующий воздействие на личность субъекта аграрного сектора в плане выбора тех или иных форм творчества в различных природно-географических, социальных, технических условиях. Здесь значимым является определение сознательных целей деятельности субъектов агробизнеса и прежде всего главного его участника - фермера. Он способен осуществлять целенаправленную деятельность ради определенной фиксированной и фиксируемой, т.е. конкретной цели. При этом речь идет о цели, имманентной индивиду, принадлежащей ему самому, а не навязанной извне. Это предполагает необходимость рационализации сознания. С ней связаны выработка стереотипов действий по принципам формальной рациональности, преодоление привычки ориентироваться на ближние связи, на «своих», одномоментные интересы. Здесь мы обнаруживаем возможность определенной степени цивилизованности личности фермера. Цивилизованность как состояние личности отражает общее, рафинированное в человеке (сообществах). Базируясь на равенстве, она обеспечивает общезначимое, рационально общепринятое, стандартное. Они ориентированы на упорядочение социальной жизни, а значит, обладают полезностью.

Рациональность, не отчужденная от живой действительности и человека, способствует адаптивному определенным образом поведению фермера. Таким рациональным поведением фермера следует считать возможность самому решать возникающие перед ним задачи в определенных заданных рамках внешней социальной детерминации. Разум как форма мыслительной деятельности проявляет себя в обстоятельствах жизни фермера, зависящих от его решения. У него вырабатываются эвристические реакции, которых не было в прошлом опыте. При таком подходе личность фермера выступает как источник инноваций, как необходимое условие и предпосылка прогрессивных изменений. По П.А. Столыпину, если «личность крестьянина получила уже определенное развитие,, там необходимо дать ему свободу приложения своего труда к земле, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землею.» [7. С. 176]. Отсюда требования ВТО как условия социальной среды определенным образом воздействуют на личность фермера, ориентируя ее на те или иные социальные ценности. Тем самым они (требования ВТО) оказывают (провоцируют) динамизирующее воздействие на фермера, делая пластичными его сознание и поведение.

Теперь наступил практически сложный период - необходимость адаптации к требованиям ВТО как новому явлению. Здесь под адаптацией мы понимаем свойство фермера свой образ мыслей и действий приводить в соответствие с меняющейся социальной средой, обеспечивающей все необходимые условия его жизнедеятельности. Адаптивность призвана обеспечивать ему не только выживание, но и развитие в новых условиях социальной среды, совершенствование его индивидуальных качеств. Проявление в сознании фермера новых, не освоенных явлений диктует определенные способы, формы их осмысления. В

таком случае мышление способно действовать всякий раз в соответствии со смыслами этих явлений. Тут важными становятся рациональные мотивы, гражданское сознание необходимости кардинальных изменений нынешнего состояния сельского хозяйства, значимости нравственной проблемы ответственности за происходящие процессы в обществе. Такой человек, ставший недавно фермером, принципиально будет отличаться от вчерашнего колхозника. Нет сомнения в том, что российский фермер может стать со временем выразителем принципиально нового отношения к природе, крестьянского социума к обществу в целом. В нынешней ситуации положение российских фермеров намного сложнее (хуже рационально), чем у зарубежных. Фермерские хозяйства испытывают множество проблем. Опыт возрождения и становления самостоятельных фермерских хозяйств на селе позволяет делать вывод о том, что фермеру в России нужно обладать более высоким уровнем рефлексии, творчески-конструктивно развивающимся сознанием для формирования новых смыслов в процессе критического переосмысления действительности во всей ее конкретности, огромными внутренними духовными силами для преодоления противодействия на всех уровнях власти и общественного мнения. Новые условия побуждают самих фермеров быть активными.

Таким образом, вступление России в ВТО имеет цивилизационный характер, оно востребовано необходимостью рациональной организации хозяйства, формирования рационального поведения граждан, рационально ориентированной жизни общества и государства. Здесь важнейшую роль призвана играть аграрная политика государства, при которой крестьянско-фермерские хозяйства могли бы демонстрировать разумную хозяйственную игру. В то же время это означает возможность достижения рационального соответствия деятельности между названными двумя главными субъектами аграрного сектора.

Теперь в социально-экономическом смысле мышление в локальных (национальных) категориях становится невозможным. Локальный уровень, имея свои формы рациональности, определяется причастностью к глобальной экономике. ВТО, по существу, можно рассматривать как цивилизационный ориентир, позволяющий России приспособиться к процессам глобализации. Глобальные изменения являются сутью современных цивилизационных процессов. Присоединением к ВТО Россия (как и другие государства-члены) фиксирует свое участие в этих процессах.

Литература

1. Бауман З. Текучая современность. М.; СПб.: Питер, 2008. 240 с.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 44-271.

3. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

4. Зарубина Н.Н. Трансформации рациональности в глобализирующемся мире: влияние денег // Социс. 2009. № 4. С. 38—48.

5. Михайлова Р.В. Духовность крестьянства как всеобщий способ его самовыражения: дис. ... докт. филос. наук. М., 2000. 418 с.

6. Сергеев К. Сельское хозяйство США и ВТО [Электронный ресурс]. 1^1.: ИПр.://слово-предпринимателю.рф//460.Мт! (дата обращения: 13.03.2013).

7. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. М.: Молодая гвардия, 1991. 441 с.

8. Фетисов Г. Кто вступил в ВТО, не выигрывает. Кто без ВТО — проигрывает // Рос. газета. 2001. 6 дек.

МИХАЙЛОВА РЕНАТА ВАСИЛЬЕВНА - доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары (neti-mix@yandex.ru).

MIKHAILOVA RENATA VASILYEVNA - doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy and History Chair, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.

ДАНИЛОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары (olgadanilova20@rambler.ru).

DANILOVA OLGA NIKOLAEVNA - candidate of philosophical sciences, associate professor of Philosophy and History Chair, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary (olgadanilova20@rambler.ru).

НАУМЕНКО АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и истории, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары (andrejnaumenko@yandex.ru).

NAUMENKO ANDREY ALEKSANDROVICH - candidate of philosophical sciences, senior teacher of Philosophy and History Chair, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.

СЕМЕНОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА - аспирантка кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (nade20o5@rambler.ru).

SEMENOVA NADEZHDA NIKOLAEVNA - post-graduate student of Philosophy and Sciense Methodology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ББК Ю958 УДК 159.922.4

Т.С. ПАВЛОВА

ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ

Ключевые слова: этнос, этническая психология, обыденное сознание, обычаи, традиции.

Рассмотрен характер взаимоотношений этнической психологии и обыденного сознания. Историческая память этноса передается новым поколениям через духовную культуру, усваивается каждым индивидом общности в процессе воспитания через психологические качества, типичные для всех людей. Этническая психология прочно закрепляется в обыденном сознании как правила, нормы и стереотипы поведения.

T.S. PAVLOVA

NATURE OF RELATIONS BETWEEN ETHNIC PSYCHOLOGY AND AVERAGE CONSCIOUSNESS Key words: ethnos (ethnic group), ethnic psychology, average consciousness, custom, tradition.

The nature of relations between ethnic psychology and average consciousness is considered in this article. Historic memory is transmitted to a new generation through spiritual culture and it is realized by every individual of the community during education through psychological qualities common for all people. Ethnic psychology is fastened in an average consciousness, as rules and standards of behavior.

Историческая память этноса передается новым поколениям через духовную культуру. Она усваивается каждым индивидом в процессе социализации через психологические качества, типичные для всех людей. Этническая психология существует в виде специфических качеств этнического характера, этнического самосознания, этнических качеств и настроений, этнических интересов, ориентаций, традиций, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей, а также в виде этнических взаимодействий и общения людей, которые принято называть этнико-психологическими особенностями. Черты этнической психологии могут преобразовываться или исчезать в результате изменения детерминирующих их условий. Это не раз и навсегда закрепленные в психике человека феномены - они динамичны, однако их динамичность проявляется через большие промежутки времени, поэтому они кажутся четко зафиксированными, закрепленными в психике этноса.

Этническая психология и обыденное сознание очень тесно переплетены, имеют ряд близких характеристик, оказывают значительное влияние друг на друга. Порой этнико-психологический и обыденный уровни отражения могут сливаться, совпадать. Последнее, однако, вовсе не свидетельствует об их тождественности, ибо непрерывно происходящий процесс изменения, развития этих уровней приводит к их раздвоению. Это раздвоение уровней нередко характеризует психологию масс в периоды бурь и социальных революций, когда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.