Научная статья на тему 'Характер взаимоотношений этнической психологии и обыденного сознания'

Характер взаимоотношений этнической психологии и обыденного сознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
359
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ / ETHNOS (ETHNIC GROUP) / ETHNIC PSYCHOLOGY / AVERAGE CONSCIOUSNESS / CUSTOM / TRADITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Татьяна Станиславовна

Рассмотрен характер взаимоотношений этнической психологии и обыденного сознания. Историческая память этноса передается новым поколениям через духовную культуру, усваивается каждым индивидом общности в процессе воспитания через психологические качества, типичные для всех людей. Этническая психология прочно закрепляется в обыденном сознании как правила, нормы и стереотипы поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE OF RELATIONS BETWEEN ETHNIC PSYCHOLOGY AND AVERAGE CONSCIOUSNESS

The nature of relations between ethnic psychology and average consciousness is considered in this article. Historic memory is transmitted to a new generation through spiritual culture and it is realized by every individual of the community during education through psychological qualities common for all people. Ethnic psychology is fastened in an average consciousness, as rules and standards of behavior.

Текст научной работы на тему «Характер взаимоотношений этнической психологии и обыденного сознания»

DANILOVA OLGA NIKOLAEVNA - candidate of philosophical sciences, associate professor of Philosophy and History Chair, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary (olgadanilova20@rambler.ru).

НАУМЕНКО АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и истории, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары (andrejnaumenko@yandex.ru).

NAUMENKO ANDREY ALEKSANDROVICH - candidate of philosophical sciences, senior teacher of Philosophy and History Chair, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.

СЕМЕНОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА - аспирантка кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (nade20o5@rambler.ru).

SEMENOVA NADEZHDA NIKOLAEVNA - post-graduate student of Philosophy and Sciense Methodology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ББК Ю958 УДК 159.922.4

Т.С. ПАВЛОВА

ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ

Ключевые слова: этнос, этническая психология, обыденное сознание, обычаи, традиции.

Рассмотрен характер взаимоотношений этнической психологии и обыденного сознания. Историческая память этноса передается новым поколениям через духовную культуру, усваивается каждым индивидом общности в процессе воспитания через психологические качества, типичные для всех людей. Этническая психология прочно закрепляется в обыденном сознании как правила, нормы и стереотипы поведения.

T.S. PAVLOVA

NATURE OF RELATIONS BETWEEN ETHNIC PSYCHOLOGY AND AVERAGE CONSCIOUSNESS Key words: ethnos (ethnic group), ethnic psychology, average consciousness, custom, tradition.

The nature of relations between ethnic psychology and average consciousness is considered in this article. Historic memory is transmitted to a new generation through spiritual culture and it is realized by every individual of the community during education through psychological qualities common for all people. Ethnic psychology is fastened in an average consciousness, as rules and standards of behavior.

Историческая память этноса передается новым поколениям через духовную культуру. Она усваивается каждым индивидом в процессе социализации через психологические качества, типичные для всех людей. Этническая психология существует в виде специфических качеств этнического характера, этнического самосознания, этнических качеств и настроений, этнических интересов, ориентаций, традиций, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей, а также в виде этнических взаимодействий и общения людей, которые принято называть этнико-психологическими особенностями. Черты этнической психологии могут преобразовываться или исчезать в результате изменения детерминирующих их условий. Это не раз и навсегда закрепленные в психике человека феномены - они динамичны, однако их динамичность проявляется через большие промежутки времени, поэтому они кажутся четко зафиксированными, закрепленными в психике этноса.

Этническая психология и обыденное сознание очень тесно переплетены, имеют ряд близких характеристик, оказывают значительное влияние друг на друга. Порой этнико-психологический и обыденный уровни отражения могут сливаться, совпадать. Последнее, однако, вовсе не свидетельствует об их тождественности, ибо непрерывно происходящий процесс изменения, развития этих уровней приводит к их раздвоению. Это раздвоение уровней нередко характеризует психологию масс в периоды бурь и социальных революций, когда

наряду с традиционными элементами обывательской психологии в самых широких слоях начинает пробиваться и крепнуть революционное настроение.

Происходит повышение уровня организации обыденных знаний, которое не исключает, а, напротив, предполагает и более глубокое, развитое, эмоционально насыщенное этнико-психологическое отражение, свойственное (хотя и в различной степени) любому уровню познания, что оттеняет, подчеркивает чувственную, эмоциональную сторону познания.

В свою очередь, этнико-психологические явления (а следовательно, и этническая психология как их совокупность) представляют собой сплав рационального и эмоционального, сознательного и бессознательного. Причем рациональная часть этого явления порой выступает как тесное переплетение научных и обыденных знаний. Наиболее ярко это проявляется в настоящее время, когда этническая психология как бы вплетается в саму ткань и структуру науки, когда сам процесс научного познания немыслим без неё.

Эмоциональное и рациональное наличествует и в обыденном сознании, и в этнической психологии. Но если обыденное сознание выступает, прежде всего, как предметное отражение, как сознание действительности, то этническая психология фиксирует чувственно-эмоциональное отношение к ней.

Этническая психология выражает эмоциональное отношение личности, социальной группы, общества в целом к различным явлениям социальной жизни, общественной практики. Это эмоциональная широта, эмоциональный фон общественного выражения чувств, настроений, сопровождающих любую общественную идею и даже мировоззрение в целом.

С этим нельзя не согласиться. Все это свидетельствует о различии между обыденным сознанием и этнической психологией, но в то же время указывает на возможность их совпадения, переплетения в определенной исторической ситуации, на определенном уровне организации как общественного сознания в целом, так и его любых форм, видов, состояний. Обыденное сознание не «растворяется» в этнической психологии, а существует как специфический социальный феномен. Оно выступает как начало, исходный момент в формировании общественных идей, как предварительная фаза их развития.

Обыденное сознание обладает и специфическими функциями. Многие авторы считают, что ими являются ориентация целых социальных групп, выработка целесообразных и общественно полезных идеалов. Оно подключает «внутренний мир» людей к общественно санкционированным идеологическим образованиям, т.е. функцией обыденного сознания является осуществление психологической, ценностной, эмоциональной ориентации людей.

В выделении функций обыденного сознания (так же, как и при анализе этого явления в целом) отсутствует общий критерий такого выделения. Естественно, что в таком случае набор функций обыденного сознания оказывается весьма относительным, произвольным, а их число может различным образом варьироваться. Поэтому, рассматривая функции обыденного сознания, необходимо четко представить те основания, по которым они будут выделяться. Принимая во внимание возможность существования различных уровней, типов, видов обыденного сознания, можно предположить, что каждому из них свойственны специфические функции. Вместе с тем все функции обыденного сознания можно разделить на две большие группы: гносеологические и социальные.

Социальные функции обыденного сознания неразрывно связаны с его познавательными функциями. Ориентация, адаптация происходят при наличии определенных знаний об окружающей действительности. Особенности познавательных функций обыденного сознания выясняются путем сравнения их с аналогичными функциями научного сознания. Если одной из основных черт гносеологических функций научного сознания выступает получение и

дальнейшее развитие непосредственно самих знаний о действительности, то важнейшей чертой аналогичных функций обыденного сознания является приспособление людей к этой действительности. В последнем случае познание не выступает самоцелью; оно непосредственно вплетается в практическую жизнь людей, определяется ею, формируется на ее основе.

Особенностью познавательных функций обыденного сознания является и то, что обыденные знания могут в одних случаях «подходить» вплотную к развитому научному сознанию, в других, наоборот, удаляться от него, опускаться до антинаучного сознания. Иными словами, познавательные функции обыденного сознания обладают как бы большей универсальностью, всепроникаемостью, способностью «уживаться» с диаметрально противоположными явлениями.

Одним из основных социальных функций обыденного сознания является передача социального опыта. В данном случае акцент делается на воспитательном моменте. Так, рассказывание сказок «на миру» имело (помимо познавательного) большое воспитательное значение, раскрывая содержание сложившихся нравственных императивов, эстетических идеалов и т.п. Именно в этой форме происходила и происходит передача из поколения в поколение огромного количества социальной информации. Все это, естественно, влияет на развитие сферы познания, на сам характер познавательной деятельности, формирует определенные социальные нормы. Так, устное народное творчество как проявление обыденного сознания выполняет важную общественную роль, способствуя формированию рациональной психологии, шлифуя язык, совершенствуя традиции и обычаи народа.

Одной из форм регуляции социальных процессов на обыденном уровне выступает общественное мнение, где в форме осуждения или одобрения, пожелания или требования высказывается отношение людей к тем или иным происходящим или уже происшедшим событиям. Эти отношения формируются на основе возникающих у большинства людей суждений по тому или другому вопросу общественной жизни. Естественно, что уровень этих суждений может быть различным: от стихийного (осознание лишь элементарного, поверхностного) до систематизированного.

То, что обыденное сознание является регулятором социальных процессов, сомнения не вызывает, так как в регуляции деятельности и заключается объективное значение отражения в жизни, то, чему оно практически служит; регуляция деятельности - это та работа, которую практически выполняет образ, психическое отражение. Обыденное сознание и выступает как один из уровней этого отражения.

Развитие общества, социальных отношений, функционирование различных социальных процессов происходит по определенным объективным законам. Но чем выше уровень развития общественного сознания, тем большую роль в проявлении характера, направленности, механизмов протекания этих законов играет субъективный фактор.

Обыденное сознание обладает огромным спектром оценок социальных явлений - от примитивных до высших. Характер этих оценок влияет на отношение (прежде всего эмоциональное) к тем или иным социальным процессам, что может привести и, как правило, приводит к попыткам определенной «корректировки» этих процессов.

Все функции обыденного сознания носят в основном стихийный, нерегулируемый характер. Специфика их во многом определяется тем, что обыденное сознание - отражение не только общественного бытия в целом, но и непосредственных условий жизнедеятельности отдельных индивидов. Признание обыденного сознания элементом, частью этнической психологии неправомерно умаляет его роль в жизни общества. Эти феномены имеют ряд

сходных характеристик. Но это сходство не означает ни однопорядковости этих явлений, ни тем более их тождественности. Между тем довольно долгое время существовало мнение об их совпадении. В лучшем случае соотношение между этнической психологией и обыденным сознанием интерпретировалось как отношение между целым и частью. Очевидно, что до какого-то времени подобные точки зрения были оправданы, так как позволяли выделять и в этнической психологии, и в обыденном сознании те характеристики, которые отличают данные явления от теоретически систематизированных форм на уровне общественной идеологии. Но дальнейшие исследования все более определенно показывают, насколько важно выделение тех характеристик обыденного сознания и этнической психологии, которые разделяют их, подчеркивают специфичность каждого из этих феноменов.

В этнической психологии фиксируются настроения, установки, формы и нормы социального поведения, выражающие отношение, прежде всего эмоциональное, к социальной действительности. Этническая психология тем самым создает своеобразный фон и тонус общественной жизни. Обыденное же сознание в первую очередь представляет собой определенный уровень, форму знаний человека об объектах действительности.

Влияние обыденного сознания на деятельность людей осуществляется через механизмы его формирования, закрепления, распространения и сохранения в обществе. Ими являются механизмы общения - заражение, внушение, подражание, а также такие этнико-психологические явления, как традиции, обычаи, обряды, общественное мнение, настроение, мода и т.п. Они способствуют созданию определенного эмоционального фона, влияют на эффективность, результативность протекания социальных процессов. Подмечено, что настроение может быть использовано как мощный рычаг для заранее проектируемого и эффективного формирования всех привычек и традиций.

Механизмом передачи, закрепления того или иного психического настроя, обладающего большой эмоциональной окраской, является прежде всего заражение. Оно представляет собой один из самых древних регуляторов групповой деятельности, который проявляется через танцы и пляски, спортивный азарт, различные массовые психозы, порой захватывающие большие социальные группы.

Не менее действенно и общественное мнение, которое «одобряет, порицает, предписывает, обязывает и т.п.». Иными словами, оно не только отражает событие, но и выражает определенное отношение к нему общества, социальной группы. Условно можно выделить следующие стадии формирования общественного мнения. Первая - люди знакомятся с событиями, рассуждают о них, стремятся представить и оценить их характер. Это первоначальное восприятие, устанавливающее случайные ассоциации с уже имеющимися в сознании образами. Поэтому отражение явлений и событий, как правило, является неадекватным, носит характер предположительного, вероятностного знания.

Вторая стадия - обмен между людьми чувствами и представлениями, взглядами и мнениями. Здесь огромное значение имеет выдвигаемый лидер (им может быть отдельный человек или социальная группа), ибо через такие механизмы общения, как заражение, внушение, подражание и мода, различные мнения объединяются вокруг основного, образуют общественное мнение, которое на следующей, третьей стадии своего развития выступает как регулятор общественных процессов. В первоначальном периоде своего функционирования общественное мнение тесно связано с модой, которая представляет собой стереотипную форму массового поведения...Мода чаще всего возникает стихийно под влиянием преимущественно субъективных факторов - настроений, вкусов, увлечений и т. п. Данный регулятор социальных процессов особенно

привлекает внимание социологов и психологов, стремящихся сделать «модными» те или иные социальные явления. В этих целях они используют такие специфические черты этого этнико-психологического феномена, как динамичность, отрицание прежних нравственных и эстетических представлений, оценок, сложившихся ранее социальных норм.

В отличие от динамичных регуляторов - общественного мнения и моды -традиции и обычаи более консервативны. Еще в первобытном обществе поведение человека регулировалось традициями, которые включали в себя различные табу. Смысл последних в настоящее время большей частью утерян, однако характер отношений к тем или иным процессам или поступкам сохраняется.

Обыденное сознание может нарушить эту «соподчиненность» социальных норм: второстепенные принять за основные, конкретные за общие и т.д. Это приводит к определенной корректировке обыденным сознанием социальных процессов. Важность учета указанных обстоятельств актуализируется в связи с тем, что в этом процессе возрастает роль нравственных принципов в жизни общества, расширяется сфера морального фактора и, соответственно, уменьшается значение административного влияния на взаимоотношения между людьми.

Обыденное сознание участвует в регуляции социальных процессов путем распространения общественного мнения, закрепления его, «пропускания» через него социальной информации, на которую накладывается определенный оттенок и которая, в свою очередь, оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие мировоззрения масс, формирование их отношения к тем или иным социальным процессам.

Обыденные знания могут выражать недостаточно глубокое осознание и осмысление явлений и поэтому могут существовать у индивида параллельно с научными, систематизированными представлениями, понятиями, устоявшимися и закрепившимися в сознании данного общества. Но обыденные представления и научные знания вступают и в конфликты. Чтобы эти конфликты разрешались в пользу научного мировоззрения, необходимы, во-первых, ломка необоснованной субъективной уверенности в полноте и достоверности знаний у конкретного индивида, во-вторых, эффективное разрешение противоречий, возникающих между задачами социальной практики, тенденциями ее развития, с одной стороны, и готовностью отдельных людей к их разрешению - с другой.

Итак, главную этнико-психологическую характеристику обыденного уровня отражения составляет его эмоциональная насыщенность. Именно ею объясняется возможность иррациональности данного духовного феномена, когда значимость объекта, чувственно-эмоциональное отношение к нему начинает подменять логику, а то и просто вступать с нею в противоречие. Даже тогда, когда обыденные знания выступают как результат адекватного отражения действительности, эмоциональность, чувственность определяют дальнейшее принятие поступающих сведений об объекте. На этом уровне можно говорить, что этническая психология и обыденное сознание образуют основу культуры, которая дает пищу духовному производству, оказывающему, в свою очередь, мощное воздействие на них.

Литература

1. Павлова Т.С., Федотов В.А. Этническая психология и общественный прогресс / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2010. 144 с.

2. Федотов В.А. Нравственные традиции этноса / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2013. 124 с.

ПАВЛОВА ТАТЬЯНА СТАНИСЛАВОВНА - аспирантка кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (p-t-s85@mail.ru).

PAVLOVA TATYANA STANISLAVOVNA - post-graduate student, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.