Научная статья на тему 'Присоединение как форма реорганизации юридического лица: новеллы законодательства'

Присоединение как форма реорганизации юридического лица: новеллы законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2774
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LEGAL ENTITIES / REORGANIZATION / ACCESSION / DEADLINE / DEED OF TRANSFER / ENHANCEMENT OF CIVIL LEGISLATION / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ПРИСОЕДИНЕНИЕ / СРОК / ПЕРЕДАТОЧНЫЙ АКТ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костикова Галина Викентьевна

Статья посвящена исследованию института реорганизации юридического лица в форме присоединения в контексте изменений гражданского законодательства. Автор анализирует вопросы признания недействительным решения о реорганизации юридического лица, сроки реорганизации, необходимость составления передаточного акта при присоединении и другие вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONNECTION AS A FORM OF REORGANIZATION OF THE LEGAL ENTITY: NOVELLA OF LEGISLATION

The article is devoted to the study of the institution of reorganization of legal entity in the form of a merger in the context of changes in civil law. The author analyzes the issues of annulment of the decision on reorganization of a legal entity, the terms of the reorganization, the necessity of drawing up of the deed of assignment upon accession and other issues.

Текст научной работы на тему «Присоединение как форма реорганизации юридического лица: новеллы законодательства»

Костикова Г.В.,

кандидат юридических наук, Центральный филиал Российского государственного университета правосудия (г. Воронеж)

ПРИСОЕДИНЕНИЕ КАК ФОРМА РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

CONNECTION AS A FORM OF REORGANIZATION OF THE LEGAL ENTITY: NOVELLA OF LEGISLATION

Статья посвящена исследованию института реорганизации юридического лица в форме присоединения в контексте изменений гражданского законодательства. Автор анализирует вопросы признания недействительным решения о реорганизации юридического лица, сроки реорганизации, необходимость составления передаточного акта при присоединении и другие вопросы.

The article is devoted to the study of the institution of reorganization of legal entity in the form of a merger in the context of changes in civil law. The author analyzes the issues of annulment of the decision on reorganization of a legal entity, the terms of the reorganization, the necessity of drawing up of the deed of assignment upon accession and other issues.

В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридических лиц осуществляется в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование [1]. Одной из наиболее востребованных в современном экономическом обороте является процедура присоединения, которая используется для повышения конкурентоспособности, улучшения финансового положения организаций путем приобретения новых активов.

Гражданский кодекс РФ не раскрывает понятие «реорганизация», оно содержится в специальных законах о юридических лицах. В силу ст. 53 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью») [2] и ст. 17 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Федеральный закон «Об акционерных обществах») [3] под присоединением следует понимать прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

При реорганизации в форме присоединения прекращается хозяйственная деятельность одного юридического лица, т.е. оно фактически ликвидируется, другое юридическое лицо — правопреемник продолжает функционировать с новым объемом прав и обязанностей. Таким образом, присоединение является единственной формой реорганизации, при которой не создается новое юридическое лицо. Процедура присоединения

считается завершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. В устав юридического лица к которому осуществляется присоединение, вносятся соответствующие изменения, при этом оно сохраняет все свои данные в едином государственном реестре юридических лиц (ОГРН и ИНН).

В 2014 году вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 99-ФЗ), которым были внесены изменения в статьи 57, 58, 59, 60 Гражданского кодекса РФ, регламентирующие процедуру реорганизации юридических лиц, в том числе в форме присоединения [4].

Анализируя Федеральный закон № 99-ФЗ, можно отметить следующие изменения правового регулирования института реорганизации в форме присоединения. Новеллой является возможность проводить смешанную реорганизацию, т.е. реорганизацию юридических лиц разной организационно-правовой формы. Смешанная реорганизации допустима только для таких форм, как присоединение и слияние, так как в данном случае в реорганизации участвуют два и более юридических лица различных организационно-правовых форм. Смешанную реорганизацию невозможно провести в формах преобразования,

разделения и выделения, ввиду того что в данном случае в реорганизации будет участвовать одно юридическое лицо.

Как правило, реорганизация проводится между хозяйственными обществами, например присоединение общества с ограниченной ответственностью к акционерному обществу, но может быть проведена и с участием иных юридических лиц. В настоящее время реорганизация юридических лиц разных организационно-правовых форм допускается только Гражданским кодексом РФ. В специальных законах об обществах (Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральном законе «Об акционерных обществах») такая возможность не предусмотрена. П. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что ограничения при проведении реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом. Следовательно, в силу Федеральных законов «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» по-прежнему не допускается сочетание различных форм реорганизации для хозяйственных обществ. В то же время в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.

В связи с этим для решения вопроса о возможности проведения смешанной реорганизации целесообразно в вышеназванные законы внести изменения, допускающие присоединение к обществу юридического лица иной организационно-правовой формы либо принять постановление Пленума Верховного Суда с разъяснениями о том, нормами какого законодательного акта следует руководствоваться при реорганизации обществ.

Гражданским кодексом РФ допускается так же совмещенная реорганизация, т.е. реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм. Совмещенная реорганизация позволяет сочетать такие формы как, например, присоединение и преобразование, разделение с последующим присоединением, выделение с присоединением. Акционерные общества могли и ранее (до принятия Федерального закона № 99-ФЗ) проводить совмещенную реорганизацию (ст. 19.1 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Для обществ с ограниченной ответственностью в п. 2 ст. 51 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» указана возможность реорганизации общества лишь в форме слияния,

присоединения, разделения, выделения и преобразования. Следовательно, необходимо закрепить на законодательном уровне положение, устанавливающее право для обществ с ограниченной ответственностью осуществлять реорганизацию с сочетанием двух или нескольких форм.

Процедура присоединения может использоваться недобросовестными участниками хозяйственной деятельности с целью уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами. К признакам недобросовестной реорганизации в форме присоединения относятся:

- недостоверность представляемых сведений об адресе юридического лица, например, объект недвижимости, находящийся по адресу, указанному в документах, представленных при государственной регистрации, разрушен либо в действительности не существует. Чаще всего при недобросовестной реорганизации адрес, указанный в документах юридическим лицом, к которому проводится присоединение, в соответствии со сведениями ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, так называемый адрес «массовой» регистрации юридических лиц, в связи с чем имеются основания полагать, что связь с юридическим лицом по этому адресу невозможна;

- юридическое лицо, к которому присоединяется другая организация, создано без цели осуществления хозяйственной деятельности, например в налоговые органы не предоставляются отчеты по налогу на прибыль;

- из документов (договор о присоединении) следует, что реорганизация не повлечет увеличения уставного капитала юридического лица правопреемника;

- основные виды деятельности реорганизуемых обществ не являются взаимозаменяемыми, что исключает ведение совместной деятельности юридических лиц;

- руководитель юридического лица правопреемника является «массовым» и не может надлежащим образом исполнять свои обязанности. Так, по делу № А65-23963/2016 Арбитражный суд Республики Татарстан установил, что юридическое лицо ООО ТК «ЭЛИТАВТО» к которому проводилось присоединение является учредителем (участником) 673 организаций. Директор общества «Ф.И.О.» обладает признаками «массового» руководителя, выступила заявителем при государственной регистрации 806 юридических лиц [5].

С целью защиты заинтересованных лиц от недобросовестной реорганизации в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом № 99-ФЗ был введен новый институт признания недействительным решения о реорганизации юридического лица (ст. 60.1 Гражданского кодекса РФ). Основываясь на положениях ст. ст. 60.1, 65.1 Гражданского кодекса РФ, А. В. Габов выделяет следующий круг лиц, имеющих право заявить тре-

бование о признании недействительным решения о реорганизации: участники корпорации, кредиторы и должники, лица, связанные с организацией трудовыми отношениями, представители местных сообществ [6].

В настоящее время складывается достаточно противоречивая судебная практика по признанию недействительной процедуры реорганизации в форме присоединения. Так, Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 29 декабря 2016 г. № 308-ЭС16-17668 отказал обществу с ограниченной ответственностью «Нижний Дон» в признании недействительной сделки по реорганизации общества с ограниченной ответственностью «Развитие-Дон» путем присоединения к обществу с ограниченной ответственностью «Темп». Суд пришел к выводу, что реорганизация не может расцениваться в качестве сделки и является установленным законом способом прекращения и возникновения юридических лиц, в связи с чем на нее не распространяются нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие условия недействительности сделок и применения последствий их недействительности. Ссылки на то, что реорганизация проведена с нарушением закона, поскольку в передаточный акт не включена кредиторская задолженность реорганизуемого общества, а кредитор не был письменно извещен о процедуре реорганизации, судом не были приняты во внимание, так как, по мнению суда, истцом избран ненадлежащий способ защиты его предполагаемо нарушенного права [7].

В то же время, согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2015 г. по делу №305-ЭС14-4611, А41-348/13 надлежащим способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенных прав, является предъявление требований о признании недействительной самой сделки по реорганизации и о применении последствий ее недействительности, в том числе в виде восстановления в ЕГРЮЛ юридического лица, которое было присоединено с нарушением законодательства, распределения прав и обязанностей возникшего после реорганизации общества, возврата реорганизованным лицам имущества [8].

Согласимся с мнением А. А. Глушецкого о том, что саму процедуру реорганизации признавать сделкой не следует, так как помимо юридических фактов (например, договор о присоединении) реорганизация включает в себя и другие действия (например, составление передаточного акта), которые сами по себе гражданско-правовых последствий не влекут [9]. Следовательно, в рамках ст. 60.1 Гражданского кодекса РФ в судебном порядке необходимо заявлять требования о признании недействительным именно решения участников общества о реорганизации, а не оспаривать реорганизацию как

сделку. В то же время признание судом решения о реорганизации недействительным не влечет ликвидации реорганизованных юридических лиц и недействительности совершенных ими сделок (п. 2 ст. 60.1 Гражданского кодекса РФ), в связи с чем целесообразно при заявлении требований о признании недействительным решения о реорганизации юридического лица, также просить суд применить меры по предварительному обеспечению иска, а именно наложить запрет на осуществление регистрационных действий.

Одним из нововведений Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ является увеличение сроков процедуры реорганизации. В соответствии с п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации. Указанное решение может быть обжаловано в суде не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом (п. 1 ст. 60.1 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, срок, по истечении которого юридическое лицо, создаваемое в результате реорганизации, может быть зарегистрировано, составляет три месяца со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации.

В процессе реорганизации в форме присоединения новое юридическое лицо не создается, в связи с чем необходимо ответить на вопрос, применяется ли срок в три месяца к названной форме реорганизации. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 57) трехмесячный срок не должен распространяться на процедуру присоединения, так как в данном случае государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, не осуществляется. В то же время в документах и актах различного уровня говорится о необходимости соблюдения специального срока для обжалования решения о реорганизации.

Так, в Письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 04.08.2016 № 03-01-11/45834 о реорганизации юридических лиц в форме присоединения сказано, что для достижения целей соблюдения прав кредиторов реорганизуемого юридического лица положения Гражданского кодекса РФ могут применяться также к процедуре реорганизации в форме присоединения, поскольку при представлении в регистрирующий орган документов в связи с завершением реорганизации должен соблюдаться специальный порядок, дающий возможность кредиторам реорганизуемого юридического лица реализовать свои права на предъявление требования к

реорганизуемому юридическому лицу, в том числе срок реализации указанных прав [10].

Судебная практика также идет по пути признания необходимости соблюдения трехмесячного срока процедуры реорганизации в форме присоединения, который начинает течь с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации. Так, своим определением от 19.09.2014 по делу № 304-ЭС14-1041 Верховный Суд РФ обязал регистрирующий орган аннулировать запись о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью НПФ «Анкор» путем его реорганизации в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью «Команда «А», поскольку реорганизуемым обществом не представлено доказательств соблюдения специального срока для реализации кредиторами реорганизуемого лица своих прав на предъявление требования [11].

В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» отмечено, что положения абз. 2 п. 4 ст. 57, абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ применимы и к случаям реорганизации в форме присоединения, исходя из равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений, а также аналогии закона (ст. ст. 1 и 6 Гражданского кодекса РФ) [12].

Однако на практике регистрирующие органы не всегда соблюдают срок, предоставленный для обжалования решения о реорганизации, в связи с чем считаем целесообразным в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральном законе «Об акционерных обществах» закрепить положение о проведении регистрации прекращения деятельности присоединяемого юридического лица не ранее истечения установленного законом срока для обжалования решения о реорганизации соответствующего присоединяемого юридического лица. Аналогичное правило должно применяться и по отношению к обществу, к которому осуществляется присоединение.

Таким образом, юридические лица, реорганизуемые в форме присоединения, должны предоставлять в регистрирующий орган документы, связанные с завершением реорганизации по истечении трех месяцев после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации.

В соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при реорганизации в форме присоединения не требуется составления передаточного акта. Данное правило исходит из того, что при присоединении к правопреемнику автоматически переходят все права и обязанности предшественников в порядке универсального правопреемства.

Однако в п. 5 ст. 17 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 4 ст. 53 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 3 ст. 31 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [13] установлено, что при присоединении одной организации к другой к последней переходят все права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом. Аналогичное правило содержится в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [14], который среди документов, представляемых в регистрирующий орган при регистрации реорганизации в форме присоединения, называет передаточный акт. Из-за сложившейся правовой неопределенности участились жалобы в Федеральную налоговую службу на отказ регистрирующих органов в государственной регистрации реорганизации в форме присоединения из-за отсутствия передаточного акта.

С целью обеспечения единства практики применения судами гражданского законодательства в абз. 2 п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» отмечено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта.

Также в соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.

Такими документами являются:

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения;

- договор о присоединении и иные документы.

На основании договора о присоединении

вносятся соответствующие изменения и допол-

нения в устав общества, к которому осуществляется присоединение.

Таким образом, основываясь на нормах Гражданского кодекса РФ, которые имеют приоритет над нормами специальных законов, а также учитывая позицию Пленума Верховного Суда РФ, можно сделать вывод, что при реорганизации в форме присоединения передаточный акт применять нет необходимости. Исходя из вышеизложенного, целесообразно Федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» привести в соответствие с Гражданским кодексом РФ исключив из них положение о необходимости составления передаточного акта при реорганизации в форме присоединения.

В то же время считаем, что участникам корпоративных юридических лиц, находящихся на стадии реорганизации, следует составлять передаточный акт, так как в процессе реорганизации в форме присоединения у юридического лица правопреемника может возрасти количество обязанностей (долгов), а вовсе не активов (имущества). В данном случае участник корпорации, лишенный возможности видеть и утверждать передаточный акт, лишается возможности принять обоснованное решение о сохранении своего членства в корпорации [15].

Как говорилось выше, при реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу правопреемнику переходят не только права, но и обязанности (долги), которые во много раз могут превышать активы. Часто с целью ухода от обязательств, причем на стадии исполнительного производства, юридические лица присоединяются к организации, не имеющей достаточных собственных средств, находящейся, как правило, в другом субъекте Российской Федерации.

Считаем, что с целью защиты прав кредиторов при недобросовестной реорганизации следует приостанавливать ее процедуру, если в отношении реорганизуемого юридического лица возбуждено исполнительное производство. В настоящее время в Государственной Думе находится проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В законопроекте предлагается в перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, включить справку об отсутствии непогашенной задолженности по исполнительному производству, информация о котором включена в банк данных, содержащий сведения, необходимые для осу-

ществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц [16]. Принятие законопроекта позволит исключить случаи уклонения юридических лиц—должников от исполнения обязательств имущественного характера путем реорганизации на стадии исполнительного производства.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что рассматриваемые в данной работе изменения и дополнения законодательства направлены на повышение роли Гражданского кодекса РФ в регулировании института реорганизации в форме присоединения. При этом гражданско-правовая регламентация правового положения юридических лиц, включающая в себя и Гражданский кодекс РФ, и специальные законы, влечет за собой необходимость приведения этих нормативных актов к единообразию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

2. Об обществах с ограниченной ответственностью : федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. —1998. — №7. — Ст. 785.

3. Об акционерных обществах : федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 1.

4. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации : федеральный закон от

05.05.2014 № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2014. — №19. — Ст. 2304.

5. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 января 2017 г. по делу № А65-23963/2016 // — URL: http://sudact.ru/arbi-йаШос(дата обращения: 20.05.2017)

6. Габов А. В. Порядок признания недействительным решения о реорганизации юридического лица // Юрист. — 2016. — № 18. — С. 9—21.

7. Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2016 № 308-ЭС16-17668 по делу № А53-26743/2015 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : из информационного банка [Судебная практика]. — URL: http : www.ba-se.consultant.ru (дата обращения: 12.04.2017).

8. Определение Верховного Суда РФ от

18.03.2015 по делу № 305-ЭС14-4611, А41-348/13// КонсультантПлюс : справочные правовые системы : из информационного банка

[Судебная практика]. — URL: http : www.ba-se.consultant.ru (дата обращения: 12.04.2017).

9. Глушецкий А. А. Реорганизация и крупные сделки // Закон. — 2006. — № 9. — С. 61—68.

10. О сроке государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации : письмо Министерства финансов России от 04.08.2016 № 03-01-11/45834 // Кон-сультантПлюс : справочные правовые системы : из информационного банка [Российское законодательство]. — URL: http : www.base.consultant.ru (дата обращения: 17.04.2017).

11. Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2014 по делу № 304-ЭС14-1041, А45-15248/2013// КонсультантПлюс : справочные правовые системы : из информационного банка [Судебная практика]. — URL: http : www.ba-se.consultant.ru (дата обращения: 12.04.2017).

12. О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2015. — № 8.

13. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях : федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 48. — Ст. 4746.

14. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 33 (часть 1). — Ст. 3431.

15. Правопреемство при реорганизации юридических лиц: что нужно знать в случае реорганизации юридического лица // http://livelawyer.ru [Заглавие с экрана] (дата обращения: 25.04.2017).

16. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Кон-сультантПлюс : справочные правовые системы : из информационного банка [Законопроекты]. — URL: http: www.base.consultant.ru (дата обращения: 25.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.