Научная статья на тему 'Природно-географические факторы формирования сети автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)'

Природно-географические факторы формирования сети автомобильных дорог Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
802
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобильные дороги / географическое положение / климат / рельеф / мерзлота / почва / растительность / факторы. / roads / geographical location / climate / relief / permafrost / soil / vegetation / factors.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Борисов Алексей Иванович, Гнатюк Галина Анисимовна

Анализируя работы данной тематики, следует отметить усиление внимания к роли природно-географических факторов в развитии территории. Однако, механизм влияния их все еще нуждается в изучении. Проведение исследования дорожной сети изучаемой территории выявило, что в настоящее время опорная сеть автомобильных дорог надежного круглогодичного действия еще не сформирована. Одним из важнейших следствий их неразвитости являются географическое положение, размерность территории и сложные природно-климатические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural and geographic factors of the formation of the automobile roads network of the Sakha Republic (Yakutia)

Analyzing the work of this topic, it should be noted the increased attention to the role of natural and geographical factors in the development of the territory. However, the mechanism of their influence still needs to be studied. Conducting a study of the road network of the study area revealed that at present the basic network of highways of reliable year-round operation has not yet been formed. One of the most important consequences of their undevelopedness is the geographical location, the dimension of the territory and the difficult climatic conditions.

Текст научной работы на тему «Природно-географические факторы формирования сети автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)»

Природно-географические факторы формирования сети автомобильных дорог

Республики Саха (Якутия) Natural and geographic factors of the formation of the automobile roads network of the

Sakha Republic (Yakutia)

1,f МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 911.6 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15115 Борисов Алексей Иванович,

старший преподаватель Горного института, кафедра «Техносферная безопасность», Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Гнатюк Галина Анисимовна, кандидат географических наук, профессор Института естественных наук, заведующая Эколого-географического отделения, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Borisov A.I., [email protected]

Gnatyuk G.A., [email protected]

Аннотация. Анализируя работы данной тематики, следует отметить усиление внимания к роли природно-географических факторов в развитии территории. Однако, механизм влияния их все еще нуждается в изучении. Проведение исследования дорожной сети изучаемой территории выявило, что в настоящее время опорная сеть автомобильных дорог надежного круглогодичного действия еще не сформирована. Одним из важнейших следствий их неразвитости являются географическое положение, размерность территории и сложные природно-климатические условия.

Summary. Analyzing the work of this topic, it should be noted the increased attention to the role of natural and geographical factors in the development of the territory. However, the mechanism of their influence still needs to be studied. Conducting a study of the road network of the study area revealed that at present the basic network of highways of reliable year-round operation has

not yet been formed. One of the most important consequences of their undevelopedness is the geographical location, the dimension of the territory and the difficult climatic conditions. Ключевые слова: автомобильные дороги, географическое положение, климат, рельеф, мерзлота, почва, растительность, факторы.

Key words: roads, geographical location, climate, relief, permafrost, soil, vegetation, factors.

Географическое положение. Республика Саха (Якутия) расположена на северо-востоке Евразии, занимает в основном глубинное положение и имеет выход к двум морям Северного Ледовитого океана: Лаптевых и Восточно-Сибирскому. Республика относится к Крайнему Северу и территориям, приравненным к нему. Большая часть территории -80% ее лежит севернее 60° северной широты и почти 40% находится за Полярным кругом. Республика - самый крупный субъект страны (3,1 млн. км2), что примерно соответствует 2/3 площади Западной Европы и превышает территорию Франции в 5 раз, Германии в 9 раз, Великобритании в 13 раз. Обширная (1/5 площади страны) территория Якутии имеет значительную протяженность с севера на юг - 3000 км и с запада на восток - 2500 км, охватывая почти всю Северо-Восточную часть Азиатского материка. По территории Якутии проходит 3 часовых пояса. Особенностью экономико-географического положения Якутии является удаленность от основного экономического пространства России. Столица г. Якутск удалена от г. Москвы на 8468 км [6]. Территории Крайнего Севера, куда относится и территория Якутии, являются стратегическими районами России. Якутия располагает значительным по объему и разнообразным по составу и качеству сырья, уникальным природно-ресурсным потенциалом. На долю республики приходится 47% разведенных запасов угля, около 35% природного газа и нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока, 22% гидроресурсов России и свыше 1500 месторождений различных видов минерального сырья: алмазы, золото, олово, железорудные, сурьмяные, цеолитовые, апатитовые и многие другие месторождения, лесные и промысловые ресурсы. Республика занимает в стране ведущие позиции, обеспечивая 100% добычи сурьмы, 98% алмазов, 40% олова, 15% золота и 24% производства бриллиантов. Рыночные отношения и приобретенное выгодное географическое положение, в связи с усилением «Восточного» вектора развития России дают ей уникальную возможность участия в международных транзитных перевозках, при условии наличия опорной сети автомагистралей, имеющих выход в единую дорожную сеть страны. Проведенное исследование выявило, что в настоящее время опорная сеть путей сообщения надежного круглогодичного действия еще не сформирована. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на тыс. кв. км составляет

2,6 км, в то же время как по России в среднем - 32 км, по ДВФО - 54 км. Более 90% среди автомобильных дорог общего пользования составляют сезонные автодороги (автозимники) (табл.1).

Таблица I

Автомобильные дороги Якутии (по состоянию на 2017 год) [9]

Плотн По подчиненности, °/о Доли автомобильных цор ог, Ч

ость

автом

Всего оЗнль (КЗ них автоним ники)

Субъект протяжен ностъ, км НЫ1 дорог на 1000 кв. км. федерал ьные регн онал ьные пест ные с твердым покрытием грунто вые сезон ные

РС(Я) 25 593:7 14,1% 43,3 % 43;5 % 31,7% 13,3% %

Современное состояние дорожной сети лишает республику ее преимущества и является сдерживающим фактором экономического, социального развития и хозяйственное освоения территории.

Рельеф. Якутия, одна из самых сложных по структуре земной коры часть России. Территория республики, современными долинами рек Лена и Алдан, подразделяется на части: западную (левобережную) - платформенную и восточную (правобережную) -геосинклинальную и представлена всеми формами рельефа: горы, плоскогорья, междугорные котловины, низменности. Плоскогорья и горы занимают 2/3 площади республики. Высокогорные районы располагаются в восточной и окраинной южной части территории. Это мощные горные системы, протягивающиеся в меридиональном направлении. Отдельные вершины их превышают 3000 м. над уровнем моря. Значительную площадь занимают плоскогорья и нагорья. Восточная часть СреднеСибирского плоскогорья имеет уклон к реке Лена и на север. Средняя высота его 250-500 метров над уровнем моря, высшие точки достигают 1000 метров. На юге расположены Приленское плато, Олекмо-Чарское и Лено-Алданское нагорья, они также имеют наклон к реке Лена. Высоты их больше, чем высоты Средне-Сибирского плоскогорья (2000 метров и более). В юго-восточной части Якутии расположены Янское и Оймяконское нагорья, Эльгинское плоскогорье, рельеф которых характеризуется сочетанием плоских возвышенностей, межгорных впадин и невысоких хребтов [5, с. 91]. Горные районы Якутии с севера окаймляются низменностями, которые на значительном протяжении сохраняют однообразный плоскохолмистый рельеф с малыми абсолютными высотами, со слабым наклоном к морю.

Речная сеть. На территории Якутии насчитывается более 443 тыс. рек и малых водотоков (длиной до 10 км) общей протяженностью более 1,5 млн. км, более 672 тыс. озер, с суммарной площадью около 67 тыс. кв. км. Болота и заболоченные земли занимают около 10% рассматриваемой территории. Территория Якутии, сильно расчлененная речными долинами, имеет шесть основных речных бассейнов, из них самый большой -бассейн реки Лены. Крупные реки: Анабар, Оленек, Лена и Яна впадают в море Лаптевых, реки Индигирка и Колыма в Восточно-Сибирское. В эти моря реками выносятся в среднем за год более 700 куб. км. воды.

Рис. 1. Речная сеть территории Якутии [5]. [8]

Густота речной сети относительно велика - в среднем около 0,5 км/км2 (рис.1). В горных районах они достигают 1-1,2 км/км2, на равнинных территориях уменьшается до 0,1 км/км2. Реки Западной Якутии и Центральноякутской равнины имеют смешанное питание с преобладанием снегового. Они характеризуются высоким весенним половодьем, обусловленным интенсивным таянием снегов в условиях «вечной» мерзлоты, ежегодно повторяющими небольшими летними и осенними паводками, которые продолжаются от 1 до 1,5 месяцев, и исключительно длительной и низкой меженью.

Половодье на реках обычно начинается в конце апреля начале мая месяца на юге, в конце мая начале июня на Севере, заканчивается соответственно в первой половине июня и середине июля. Продолжительность его на большинстве рек - 35-50 дней. Характер половодья обычно бурный, при вскрытии реки часто происходят мощные заторы льда, вызывающие значительные подъемы уровня воды.

Летние паводки характерны для всех рек, но наиболее часты на горных реках. На таких реках паводки обычно начинаются после спада половодья, следуя один за другим с короткими промежутками, когда происходит бурное таяние снегов, наледей, ледников в горах. Зимой такие реки частично или полностью промерзают до дна, летом же пересыхают или сильно мелеют. Ледостав на реках Якутии длится 6-8 месяцев. Продолжительная суровая зима способствует образованию мощного ледяного покрова толщиной от 0,5 метра на юге до 3 метров на Севере. В восточных и в южных районах республики встречаются незамерзающие участки рек, полыньи, связанные с выходами на земную поверхность глубинных, теплых и горячих источников и ключей. Часто рядом с полыньей образуются наледи (по-якутски тарын). Наледи наиболее развиты в бассейнах рек Яны, Индигирки, Колымы, Алдана и их притоках. Крупные наледи в течении лета не успевают растаять и служат источником питания рек. Якутия - один из наиболее озерных районов России. По её территории озера распространены весьма неравномерно. Наибольшее их количество на обширных низменностях и плоскогорьях с затрудненными условиями: стока. Озера разнообразны по происхождению их котловин, очертанию берегов, глубине и составу органического мира. Подавляющее большинство их (98%) характеризуется небольшой площадью (до 1 кв. км) и малой глубиной. Наиболее широкое распространение в пределах республики получили термокарстовые озера. Котловины термокарствовых озер образовались в результате проседания грунта на местах протаивания подземных льдов или льдистых грунтов. Они не велики по размерам и не глубоки. Ими изобилуют равнины и низменности центральных и северных районов. Берега таких озер, образовавшихся в суглинистых породах высокие и крутые, а образовавшиеся в песчаных породах - низкие и заболоченные. Многие из таких озер со временем высыхают из-за истощения запасов подземного льда и недостатка атмосферных осадков. Полувысохшие и высохшие озерные котловины (аласы) используются местным населением как сенокосные и пастбищные угодья.

Многолетняя мерзлота. По территории Якутии распространены мощные толщи многолетней мерзлоты, мерзлые сцементированные льдом горные породы и рыхлые грунты, имеющие нулевую и более низкую температуру, образуют криолитозону. Возраст

многолетней мерзлоты в Якутии оценивается от 300 тыс. до 1 млн. лет. На большей части территории многолетнемерзлые толщи непрерывны по площади, сквозные толщи встречаются обычно под крупными озерами и реками или возникают вследствие воздействия подземных вод (рис.2).

Рис. 2. Распространение многолетней мерзлоты Якутии [6]

На Юго-Западе территории местами отмечается прерывистая и островная криолитозона. Очевидно, здесь мерзлые толщи оттаивали в Эпоху климатического оптимума (8-10 тыс. лет тому назад). Значительная прерывистость криолитозоны дает возможность хозяйственно осваивать данные территории под строительство, размещение объектов без мерзлых толщ. Степень прерывистости криолитозоны определяется условиями развития таликов, их приуроченностью к определенным формам рельефа или к типу горных пород. В южных районах талики занимают до 50 % площади, обычно сосредоточены на плоских сухих водоразделах и под руслами непромерзающих рек. Основной характеристикой многолетнемерзлых грунтов является их термический режим. Он зависит от характера поверхности и влажности почвы, высоты снежного покрова и прочих факторов. Над многолетнемерзлыми грунтами располагается деятельный слой грунта, который оттаивает в теплый сезон и промерзает в холодный. Мощность его

колеблется от 0,3 метра в тундровой зоне, до 2 метров в центральных районах. В горных районах глубина сезонного протаивания находится в зависимости от экспозиции склона, от состава горных пород, от высоты над уровнем моря.

Климат. По действующим нормативным документам (СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги), Якутия входит в первую дорожно-климатическую зону, которая в себя включает географические зоны тундры, лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов [2]. Климат Якутии весьма суров, на большей части резко континентален и засушлив, что определяется географическим положением и своеобразием атмосферных процессов. Территория, за исключением севера, где она имеет общий уклон с юга на север, защищена горными массивами, препятствующими свободному доступу воздушных масс. Отличительная черта климата -выраженный антициклонный режим погоды зимой и частые вторжения воздушных масс со стороны Северного Ледовитого океана. Зима продолжительная, холодная и малоснежная, а лето короткое, на большей части территории засушливое с относительно высокими температурами. Ресурсы солнечной энергии в Якутии больше по сравнению с районами, лежащими в той же широте в Европейской части и Западной Сибири. Радиационный баланс территории имеет отрицательное значение, начиная с октября, и только в центральных районах Якутии и юго-восточной части территории он положительный. Наибольшие отрицательные величины радиационного баланса отмечаются в декабре. Переход радиационного баланса от отрицательного к положительному происходит в марте-апреле. Наибольшее значение положительного баланса отмечается, в основном, в июне [5, с.92]. Зимой малая высота солнца и короткий день обуславливают очень незначительный приход солнечной радиации. Летом, благодаря сравнительно большой высоте солнца, длинному дню (до 20 часов на широте Якутска и сплошной день севернее полярного круга), большой прозрачности и сухости воздуха, а также преобладанию ясных дней, Якутия получает значительное количество солнечной радиации. На большей части территории Якутии наиболее низкие температуры наблюдаются в январе, лишь в прибрежных районах температуры января и февраля близки. С ноября по февраль самые низкие температуры отмечаются в районах Оймякона и Верхоянска. Средние январские температуры здесь равны соответственно -50 °С и -48,6 °С. Годовая суммарная солнечная радиация на территории Якутии изменяется от 100 ккал/кв. см в Южной Якутии до 70 ккал/кв. см на арктическом побережье. Кроме солнечной радиации, в формировании климата Якутии участвуют разные воздушные массы с неодинаковыми физическими свойствами. Среди них решающую роль играют

воздушные массы умеренных широт. Зимой (октябрь-апрель) над всей территорией Якутии устанавливается высокое атмосферное давление - господствует мощный сибирский антициклон. Вследствие выхолаживания суши, в низких слоях атмосферы создается очень холодный континентальный воздух, который бывает холоднее арктического воздуха. Летом, наоборот, над Якутией формируется область пониженного атмосферного давления с большими колебаниями температур дня и ночи с преобладанием ясной погоды. Для холодного времени года, особенно с декабря по февраль, для большей части территории характерны слабые ветры и штили, которые обуславливают слабое перемещение воздуха, а, следовательно - слабый вертикальный теплообмен. В теплый период года отличительной чертой температурного режима большей части территории Якутии является быстрое нарастание среднесуточных температур весной и быстрое их падение осенью. Самый теплый месяц — июль. В прибрежных районах июль и август имеют близкие температуры. С мая по август наиболее высокие температуры бывают в Центральной Якутии. Средняя температура июля в центральных, юго-западных и южных районах Якутии на сравнительно равнинных низменных местах около 17-19 °С. На большей части территории в низменных местах наивысшие температуры могут достигать +34 °С — +38 °С, на побережьях морей +29 °С — +32 °С. В горных районах максимальные температуры зависят главным образом от высоты над уровнем моря, от форм рельефа и других факторов. Соответственно средней температуре воздуха распределяются по территории и суммы положительных температур, характеризующие термические ресурсы теплового периода. Суммы температур воздуха за период с температурой выше 5° изменяются от 0—300 °С на побережьях морей, до 1600— 1800 в центральных и юго-западных районах. Длительность безморозного периода не одинакова по территории. Наибольшая длительность (95 дней) наблюдается в долине среднего течения реки Лены. В тундре безморозный период едва достигает двух месяцев, в отдельные годы заморозки могут наблюдаться в течение всего лета с перерывами менее 30 дней. В горных районах длительность безморозного периода различна. Влажность воздуха является одним из элементов режима увлажнения, имеющего большое практическое значение для многих отраслей народного хозяйства и в первую очередь - для дорожного хозяйства. С влажностью воздуха теснейшим образом связаны процессы испарения, образования туманов и облаков, выпадения осадков, осаждения росы, инея и т.д. Число дней с относительной влажностью воздуха, равной 30% и ниже, на территории Якутии колеблется в больших пределах: от 1-2 дней в тундровой зоне, до 30-40 дней в центральных районах, в юго-западной части республики - несколько меньше (20-30 дней).

Большое число дней с относительной влажностью 30% и ниже наблюдается в районе Верхоянска (23 дня) и особенно в котловинах Оймяконского нагорья и Нерского плоскогорья (около 30 дней). Средняя продолжительность выпадения осадков в день по территории Якутии меняется сравнительно мало. Наибольшая длительность наблюдается в северо-западной части территории, в долине нижнего течения Лены и на Алданском нагорье. В среднем за год на территории республики выпадает осадков в твердом виде от 25% и в жидком виде до 70% на юге; смешанных — от 5-6% в центральных районах. На территории Якутии, где зима длится от 6 до 8 месяцев, в течение года до 30-50% осадков выпадает в твердом виде. Снежный покров является фактором, оказывающим существенное влияние на формирование климата в зимний период, главным образом, вследствие большой отражательной способности поверхности снега [5, а 93-94]. Таким образом, климатические особенности Якутии определяются её географическим положением на северо-востоке Азии, образованием зимой мощного сибирского антициклона, свободным вторжением арктического воздуха, удаленностью от Атлантического океана, малой доступностью тёплых и влажных воздушных масс с востока и юга, а также сложным рельефом и характером подстилающей поверхности.

Почвенно-растительный покров. Якутия отличается большим разнообразием почв. Обусловлено это обширностью территории, разнообразием рельефа, суровым климатом. Кроме того, вся территория Якутии лежит в зоне многолетней мерзлоты. Мощные толщи многолетнемерзлых пород, близко залегающие к дневной поверхности, являются дополнительным фактором почвообразования, обуславливающим специфичность строения, режимов, физических и химических свойств почв. Это дает основание назвать все почвы Якутии мерзлотными. Кроме того, природно-климатические условия республики, особенно ее центральной части, сформировали совершенно оригинальные типы почв. Тепловой баланс в Якутии имеет отрицательную величину, вследствие чего происходит ежегодное промерзание почвы до верхней границы многолетней мерзлоты. Смыкание сезоннопротаивающего слоя с вечномерзлыми слоями происходит в конце ноября-декабря. Гидрологическая разобщенность, обусловленная мерзлотой, приводит к формированию очень пестрого почвенного покрова и сильной зависимости химического состава почв отрицательных форм рельефа от химического состава почв водосборной площади. Пестрота почвенного покрова на древней аллювиальной равнине и в долинах крупных рек в пределах центральной части Якутии усиливается повсеместно встречающимися почвами галогенного ряда (солончаки, солонцы), образующими сочетания и комплексы с окружающими их зональными и интразональными почвами. На

территории Якутии имеют место равнинные области, где распространение почв подчиняется закону широтной географической зональности, и горные области, где наблюдается высотная поясность. На равнинах выделяются природные зоны: арктических пустынь и тундр (с подзонами арктической и субарктической), тайги (с подзонами северной и средней), которым соответствует свои зональные типы почв [5, а 97].

Растительный покров Республики Саха (Якутия), как и любого обширного района, весьма неоднороден. На территории республики распространены две группы типов растительности: арктическая, которая занимает четверть общей территории Якутии, и бореальная, занимающая остальную площадь. Арктическая растительность отличается большой неустойчивостью по отношению к антропогенным воздействиям и стихийным природным явлениям (термокарст, солифлюкция, морозобойная трещиноватость и т.п.) и нуждается в особых мерах охраны и эксплуатации. Бореальная растительность занимает равнины к югу от арктической области и располагается ниже безлесных поясов гор. Климатические условия здесь благоприятны для растений. В состав бореальной растительности входят более 1 500 видов сосудистых растений. Среди них 50 эндемиков и субэндемиков. Появляются и получают широкое развитие древесные породы, определяющие структуру и функционирование господствующих фитоценозов. Широтная зональность растительности на равнинных территориях Якутии проявляется в виде зон и подзон, простирающихся в общем широтном направлении, несколько отклоняясь от него к юго-востоку. В арктической области границы зон и подзон и входящих в их состав широтных полос более определенные, в бореальной - менее четкие. Арктические тундры подразделяются не две полосы. В северной полосе растительность занимает 50-60% поверхности, мощность живого слоя 5-10 см, в южной полосе покрытие увеличивается до 80-100%, высота до 15 см. Бореальная растительность на территории Якутии представлена лесами: притундровыми, северотаежными, среднетаежными и горными. Для всех общей особенностью является развитие древесного яруса, большее или меньшее его влияние на остальные ярусы. Притундровые леса представляют северный форпост и располагаются по границе с субарктической тундрой. Северотаежные леса занимают равнинные территории на огромных пространствах Якутии к северу приблизительно от 64" северной широты. От притундровых лесов их отделяют не очень четкие отличия; увеличение сомкнутости крон до 0,4-0,6, высоты деревьев до 15-18 м, уменьшение тундровых элементов в нижних ярусах. Степи, занимавшие в плейстоцене обширные территории, ныне занятые тайгой, сохранились в долинах рек Лены, Яны, Индигирки, Колымы и в прилегающих горах. На надпойменных террасах преобладают степи. На

Лено-Амгинском водоразделе располагается лесостепь с разнотравно-злаковыми травостоями в сочетании с березовыми колками (чараны) [5, а 101-102].

Заключение

Автомобильный транспорт для Якутии, при отсутствии на большей территории железных дорог, жизненно важен. Он выполняет важные функции: экономические, хозяйственно-освоенческие, размещенческие, интеграционные, доставки всех видов сырья, топлива и продукции из мест производства в пункты потребления. Автомобильные дороги играют пионерную роль при освоении новых районов и природных богатств территории, способствуют формированию и развитию территориально-производственных систем, сети городского и сельского расселения, формированию и развитию туристического рынка республики.

Автомобильная дорога это сложная динамическая техногенная система, взаимодействующая с окружающей средой. Природно-географические условия во многом определяют эксплуатационную надежность автомобильных дорог и транспортных сооружений; уровень затрат на их поддержание, реконструкцию, проектирование и строительство.

Природно-географические условия, сложившиеся на столь обширной территории Якутии, характеризуются многообразием, сложностью и создают трудности в развитии дорожного хозяйства. Так, в сильно пересеченной и горной местности, наличие глубоких впадин и крутых склонов определяют положение дороги в плане и в продольном профиле: извилистость, наличие подъёмов и спусков, иногда весьма затяжных, весьма неблагоприятно сказываются на безопасности движения.

Расчлененность территории речными долинами (рис.1) и значительная густота речной сети требует дополнительных сооружений: переправ, строительства мостов, путепроводов, водоотводных лотков, водопропускных и дренажных труб, водосборных емкостей. Так, например, федеральная автомобильная дорога М-56 «Лена» имеет 166 мостов и путепроводов, проложено 930 труб, длиной около 6 тыс. метров. Большинство мостовых сооружений - деревянные и не рассчитаны на интенсивное движение большегрузных автомобилей. Переправа летом осуществляется при помощи парома, а зимой по льду реки. Автомобильное движение прекращается в период ледохода и ледостава. Наличие многолетнемерзлых грунтов (рис. 2) в местах прокладки автомобильных дорог вызывают просадки в дорожном полотне, которые приводят к подтоплению и заболачиванию территорий, примыкающих к трассе, наличие которых увеличивает темп протаивания мерзлых пород. Резкие перепады температур вызывают

повышенный износ автодороги, что значительно увеличивает расходы на их содержание и эксплуатацию.

Отмеченные особенности позволяют сделать вывод, что существует необходимость проведения региональных исследований с целью глубокой оценки влияния природно-климатических условий на прочность и устойчивость полотна автомобильных дорог Якутии для уточнения границ дорожно-климатического районирования. Республика в плане стратегического развития имеет масштабные программы развития. Ее ресурсный потенциал и геополитическое положение могут стать привлекательными для инвесторов. Такая перспектива несет в себе и проблему создания региональной опорной сети автомобильных дорог надежного круглогодичного действия. Решение данной проблемы требует организационного учета региональных природно-климатических условий и создание дорожно-климатического районирования территории Якутии, учитывающее особенности водно-теплового режима грунтов земляного полотна автомобильных дорог и пересмотра нормативных затрат на их содержание.

Список литературы

1. ГЭСН 81-02-27-2017. Автомобильные дороги. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы (дата введения в действие: 28.04.2017).

2. СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (дата введения в действие: 01.07.2013 г.).

3. СП 243.1326000.2015 Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения (дата введения в действие: 01.12.2015).

4. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) №455 от 26 декабря 2016 года «О проекте стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года».

5. Атлас сельского хозяйства Якутской АССР, Москва 1989.

6. Климат Якутской АССР (атлас). Гидрометеорологическое издательство, Ленинград, 1968.

7. Республика Саха (Якутия): географический атлас. Роскартография, Якутск - Москва, 2000.

8. Республика Саха (Якутия): комплексный атлас. ФГУП «Якутское аэрогеодезическое предприятие», 2009.

9. Транспорт в Республике Саха (Якутия) в 2000, 2005, 2010, 2014-2017 годы: Статистический сборник №26/540. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2018. - 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.