Секция «Концепции современного естествознания»
метом исследований современной химии. Свою теорию А. П. Руденко основывал на мультиплетной теории катализа академика А. А. Баландина. Основные положения теории А. А. Баландина сводятся к трем выводам:
1. Катализатор увеличивает скорость реакции, то есть катализ может быть только положительным (что согласуется с теорией В. И. Вернадского о необратимом росте биогенной миграции атомов).
2. Катализаторы способны ориентировать реакции в одном из возможных направлений.
3. Катализаторы химически взаимодействуют с реагентами и образуют промежуточный (мульти-плетный) комплекс, обладающий свойствами переходного состояния (по иной терминологии - активированный комплекс).
А. П. Руденко называет такой промежуточный комплекс элементарной каталитической системой. Если каталитическая реакция сопровождается постоянным притоком извне новых реактивов, отводом готовых продуктов и выполнением еще некоторых условий, реакция может протекать неограниченно долго, находясь на одном и том же стационарном уровне. Такие многократно возобновляемые
комплексы приобретают статус элементарных открытых каталитических систем.
В работе А. П. Руденко по изучению катализа изложена детально разработанная им теория открытых каталитических систем. Выделив четыре принципа описания процесса развития (вероятностный, кинетический, термодинамический и информационный), он сформулировал с их помощью основной закон саморазвития элементарных каталитических систем.
Освоение опыта живой природы - давняя мечта химиков. Еще Берцеллиус называл биокатализ основой основ лаборатории живого организма. Однако до истины происхождения человека никто не добрался, быть может, в скором времени ученые приоткроют завесу тайны.
Библиографическая ссылка
1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания. М. : Оникс XXI век, Мир и Образование, 2005.
© Кишкан В. В., Рядчиков Д. В., Озереденко З. В., Снежко А. А., Эльберг М. С., 2010
УДК 501 (001.11)
О. Ю. Кочугова, И. А. Кустов, Е. Н. Иванченко Научный руководитель - В. П. Жереб Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРИРОДА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Показано, что кризис доверия к современной науке и ее возможностям в разрешении общечеловеческих проблем, следует связывать с необоснованным «расширением» понятия «научная теория» в либеральной философии и науковедении. Недопустимая «емкость» и неопределенность сложившегося к настоящему времени представления о научной теории и науке, вообще, не позволяет эффективно бороться с лженаукой и различными псевдонаучными представлениями. Указанная неопределенность не позволяет разделить теоретическое научное знание, обеспечивающее формирование соответствующих прогрессивных технологий, от тех областей науки, в которых отсутствуют теории и соответствующие технологические перспективы.
Отношение к науке в современном обществе можно определить как «кризис доверия» - состояние утраты значительной частью образованного человечества уверенности не только в способности ученых разрешить стоящие перед ним глобальные проблемы [1; 2], но даже в их возможностях прогноза самого ближайшего будущего. Как следствие - утрата интереса у молодежи к фундаментальному образованию и проявление в XXI веке крайних формы воинствующего мракобесия. Одной из причин этого, по нашему мнению, является неправомерное отнесение к научному знанию любого умозрительного представления, не выходящего за рамки «здравого смысла». Однако, еще И. Ньютоном было показано, что основой научного знания является теория [3], т. е. научное знание - это, прежде всего, теоретическое знание. Полноценная наука в
любой области возникает только после создания теории. Именно в теории устанавливаются обобщенные закономерности рациональных причинно-следственных отношений, обеспечивающие прогноз состояния объекта. В абстрактной количественной форме это можно выразить уравнением вида
у = /(х„ ..., х„), (1)
где х, ..., хп - параметры состояния объекта, известные в алгебре как аргументы, которые в данном случае играют роль причин, а у - функция состояния, выступающее как следствие, которое в обобщенной форме характеризует состояние объекта. Теория же вскрывает в явной форме функциональную связь - /, обеспечивающую количественную связь причины и следствия.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Таким образом, теория обеспечивает надежный прогноз определенного уравнением (1) состояния объекта реальности, позволяя по данному набору причин оценивать с необходимой точностью возможные следствия.
Любая научная теория по своей природе является дедуктивной логической конструкцией, поэтому должна иметь три обязательных составляющих:
- фундаментальные положения, являющиеся логическим основанием теории;
- систему логических средств, с помощью которых из имеющихся фундаментальных положений можно непротиворечивым образом получить весь набор возможных следствий;
- результаты эмпирической проверки (с помощью наблюдений или экспериментов) полученных следствий.
Рассмотрим более подробно каждую из указанных обязательных составляющих.
1. Теория должна иметь безупречное логическое основание, т. е. опираться на ограниченное число фундаментальных закономерностей - аксиом, постулатов, фундаментальных законов или фундаментальных принципов. Особенностью логического основания любой общности является его очевидность, не требующая доказательств. Это означает, что все научные теории по своей природе аксиоматичны.
2. Теория должна иметь логические средства (особый «язык» чаще всего математической формы), с помощью которых из закономерностей высокого уровня общности (логического фундамента) можно получить любой набор частных следствий.
Обычный язык человеческого общения не всегда удовлетворяет требованию логической непротиворечивости. Обеспечить логически непротиворечивое получение частных следствий из некоторого ограниченного числа фундаментальных положений с помощью обычного литературного языка бывает затруднительно, например, из-за его метафоричности и больного числа синонимов, нередко порождающих некоторую неопределенность или многозначность понятий. Поэтому в науке утвердился особый - математический способ перехода от общего к частному посредством математических доказательств. Только адекватный математический аппарат может в полной мере обеспечить научной теории внутреннюю логическую непротиворечивость: логическое единство между фундаментом и любым положением теории, а также всеми следствиями из него. Вот почему часто математику рассматривают как особый язык науки, исключающий внутреннюю противоречивость теории. Выявление логического несоответствия или противоречия ставит под сомнение всю теорию и требует либо скорейшего его
устранения (если это возможно), либо вообще отказа от теории. Яркой иллюстрацией важности логической безупречности теории являются апории Зе-нона Элейского, которые в яркой и образной форме вскрыли проблему противоречивости тех представлений о движении, которые сложились у современных ему древних греков [4].
3. Любые следствия теории должны получить эмпирическую проверку: во всех случаях соответствовать, в пределах погрешности наблюдения, экспериментальным данным или результатам наблюдений.
Следовательно, теорией называется такая дедуктивная конструкция, которая выявляет фундаментально обоснованные, логически безупречные и эмпирически выверенные закономерности причинно-следственных отношений в любой области знания.
Если третье условие - требование эмпирической проверки следствий, в силу каких-то объективных причин, не может быть (пока) выполнено, но первое и второе - выполняются, то такая логическая конструкция является гипотезой. После выполнения эмпирической поверки следствий гипотеза, в зависимости от результатов наблюдений и (или) экспериментов переходит в статус теории, либо отбрасывается как несостоятельная.
Теория в науке является основным инструментом прогнозирования, содержание которого в рабочем состоянии является залогом успешной научной деятельности. Поэтому не будет преувеличением сказать, что все научные работники занимаются обслуживанием теории. Экспериментаторы занимаются ее эмпирической проверкой и экспериментальным определением границ ее применимости, теоретики - совершенствованием формы существующих теорий, расширением сферы их применения и формированием на их основе модели реальности, или созданием новых теорий, после определения границ применимости уже существующих.
Библиографические ссылки
5. Тростников В. Н. Научна ли «научная картина мира»? //Новый мир. 1989. № 12. С. 257-263.
6. Кара-Мурза С. Наука и кризис цивилизации // Вопр. филос. 1990. № 9. С. 3-15.
7. Степин В. С. Теоретическое знание. М. : Наука, 1999.
8. Жереб В. П., Снежко А. А., Ивасев С. С. Концепции современного естествознания : учеб. пособие. Красноярск, СибГАУ, 2009.
© Кочугова О. Ю., Кустов И. А., Иванченко Е. Н.,
Жереб В. П., 2010