Научная статья на тему 'Природа социального управления'

Природа социального управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
501
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА / УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / SOCIAL RELATIONS / SOCIAL SYSTEM / SOCIAL MANAGEMENT / MANAGERIAL INFLUENCE / THE THEORY OF MANAGEMENT / MANAGEMENT OF PUBLIC PRODUCTION / MANAGEMENT DECISION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кикоть В. Я., Грядовой Д. И.

В статье рассматриваются различные аспекты социального управления как одного из важных и сложных многоступенчатых процессов в обществе. Авторы анализируют его структуру, содержание, дают характеристику основным его этапам, указывают необходимые условия научно обоснованного управленческого воздействия, описывают основные положения теории менеджмента. Кроме того, в статье сформулированы основные направления изучения управления в обществе и обществом как категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE OF SOCIAL CONTROL

This article discusses various aspects of social control as an important and complex multi-step processes in the society. Authors analyze its structure, content, give description of its main stages, indicate the necessary conditions for science-based managerial impact, describe the basic tenets of the theory of management. In addition, the article set out the main directions of study management in the community and society as a category.

Текст научной работы на тему «Природа социального управления»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^^ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

1 См.: Авиационная безопасность: Учеб. пособие / Под ред. Ю.М. Волынского-Басманова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НУЦ «АБИТЕХ», 2009; Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА Закон и право, 2002; Редин М.П. Преступления по степени их завершенности: Мо-ногр. М., 2006.

2 См.: Авиационная безопасность: Учеб. пособие / Под ред. Ю.М. Волынского-Басманова. М., 2009.

3 См.: Профайлинг. К проблеме выявления лиц с противоправными намерениями: Учеб. пособие. М.: НУЦ «АБИН-ТЕХ», 2009.

4 См.: Волынский В.Ю. Тюфякова (Каменева) М.Е. Управлять — значит предвидеть (управление процессами обеспечения безопасности контролируемых объектов и территорий) // Вестник Гос. ун-та управления. 2007. № 10.

5 См.: Авиационная безопасность. М.: НУЦ «АБИТЕХ», 2009.

6 См.: Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб., 2000; Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Харьков, 2007.

7 См.: Хартли Г., Каринч М. Как разоблачить лжеца. М., 2006; Доронин А.И. Основы экономической разведки и контрразведки: Учебно—метод. пособие. Тула, 2000; Психические состояния. СПб., 2000; Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Указ. соч.; Энциклопедия деловой разведки и контрразведки. М., 2007.

8 См.: Психические состояния. СПб., 2000.

9 См.: Степанов С. Язык внешности. М., 2004; Энциклопедия деловой разведки и контрразведки.

10 См.: Психические состояния. М., 2007.

11 Волынский-Басманов Ю.М, Волынский В.Ю. Использование технологий общения в интересах авиационной безопасности // Пятый океан. 2001. № 3—5; Доронин А.И. Указ. соч.; Степанов С. Указ. соч.; Энциклопедия деловой разведки и контрразведки.

12 См.: Психические состояния. М., 2007.

13 См.: Авиационная безопасность. М., 2009; Профайлинг. К проблеме выявления лиц с противоправными намерениями.

14 См.: Волынский-Басманов Ю.М, Волынский В.Ю. Указ. соч.; Доронин А.И. Указ. соч.; Энциклопедия деловой разведки

и контрразведки.

15 См.: Авиационная безопасность. М., 2009; Волынский-Басманов Ю.М, Тюфякова (Каменева) М.Е. Субъект террористической угрозы // Пятый океан. 2007. № 6; Марьин М.И., Касперович Ю.Г. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности. М., 2007; Профайлинг. К проблеме выявления лиц с противоправными намерениями.

16 См.: Авиационная безопасность. М., 2009; Волынский-Басманов Ю.М, Тюфякова (Каменева) М.Е. Субъект террористической угрозы; Марьин М.И., Касперович Ю.Г. Указ. соч.; Ольшанский Д. Психология терроризма. СПб., 2002.

17 См.: Марьин М.И., Касперович Ю.Г. Указ. соч.

18 См.: Авиационная безопасность. М., 2009.

19 Там же; Марьин М.И., Касперович Ю.Г. Указ. соч.; Оболенская Л. Избранницы Аллаха // Тайны и преступления. 2008. № 2.

20 См.: Волынский-Басманов Ю.М., Тюфякова (Каменева) М.Е. Субъект террористической угрозы; Латышева М. Женщины-террористки. М., 2003; Оболенская Л. Указ. соч.

21 См.: ТарасовА.Н. Психология лжи. М., 2005.

22 См.: БеккиоЖ, Жюслен Ш. Новый гипноз Практ. рук-во. М., 2005.

23 См.: Волынский-Басманов Ю.М, Тюфякова (Каменева) М.Е. Ложь как признак противоправных действий и методы ее выявления // Прикладная психология. 2006. № 1; Хартли Г., Каринч М. Указ. соч.; Доронин А.И. Указ. соч.; Фрай О. Детекция лжи и обмана. СПб., 2005.

24 См.: Вилсон Г., Маклафлин К. Язык жестов. СПб., 2000; Волынский-Басманов Ю.М, Тюфякова (Каменева) М.Е. Ложь как признак противоправных действий и методы ее выявления; Доронин А.И. Указ. соч.; Коноваленко М.Ю. Обман в деловом общении. Методы диагностики. Ростов н/Д, 2005, Фрай О. Указ. соч.

25 См.: Волынский-Басманов Ю.М., Волынский В.Ю. Указ. соч.; Доронин А.И. Указ. соч.; Энциклопедия деловой разведки и контрразведки..

26 См.: Вилсон Г., Маклафлин К. Указ. соч.

27 См.: Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова.

ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В.Я. КИКОТЬ; Д.И. ГРЯДОВОЙ

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты социального управления как одного из важных и сложных многоступенчатых процессов в обществе. Авторы анализируют его структуру, содержание, дают характеристику основным его этапам, указывают необходимые условия научно обоснованного управленческого воздействия, описывают основные положения теории менеджмента. Кроме того, в статье сформулированы основные направления изучения управления в обществе и обществом как категории.

Ключевые слова: социальные отношения, социальная система, социальное управление, управленческое воздействие, теория менеджмента, управление общественным производством, управленческое решение.

THE NATURE OF SOCIAL CONTROL

V.Y. KIKOT; D.I. GRYADOVOI

Annotation. This article discusses various aspects of social control as an important and complex multi-step processes in the society. Authors analyze its structure, content, give description of its main stages, indicate the necessary conditions for science-based managerial impact, describe the basic tenets of the theory of management. In addition, the article set out the main directions of study management in the community and society as a category.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Key words: social relations, social system, social management, managerial influence, the theory of management, management of public production, management decision.

Функционирование общества — это прежде всего изменение, развитие социальных отношений, в которых индивиды, группы, социальные институты взаимодействуют. Существенную сторону этой деятельности составляют процессы управления, поскольку управление есть «достижение целей, задач общества, организация с помощью определенных методов действий, направленных на получение конечного результата»1.

Целенаправленная деятельность по оптимизации развития всей социальной системы характеризуется понятием «социальное управление». Этот термин имеет в научной литературе разный смысл. В широком смысле социальное управление тождественно управлению общества и его подсистемами. В узком — социальное управление предполагает ситуацию, когда объектом управления выступают социальные механизмы, регулирующие жизнедеятельность и поведение индивида.

В западной философии широкое развитие получила теория менеджмента, основными представителями которой являются П. Дракер, Э. Мэйо, Д. Макгрегор, А. Маслоу и др. Понятие «менеджмент» включает в себя:

♦ социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества;

♦ совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса;

♦ научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социальные аспекты управления общественным производством2.

Таким образом, менеджмент в одних случаях рассматривается как общая теория управления, действительная для всех видов и уровней (от работы правительства до

промышленной организации), а в других — только как теория управления промышленным предприятием.

Содержание любого вида управления определяется характером, спецификой, закономерностями управляемого объекта, но при этом имеет особенности. Они связаны с тем, что управляющая система сама представляет собой структурную иерархию разнородных, но взаимосвязанных подсистем, которые составляют ее содержание, где объективными компонентами выступают фундаментальные процессы, обеспечивающие бытие общества, а субъективными — человек и его рациональная целеполагающая деятельность. Как научная деятельность социальное управление опирается на эти объективные и субъективные основы существования общества как целостной системы.

В процессе управления достигается соответствие субъективной деятельности людей требованиям объективных условий, тенденций и закономерностей функционирования и развития всей социальной системы. Вместе с тем знание о специфике управляемого объекта выступает необходимым условием научно обоснованного управленческого воздействия и достижения соответствующих результатов.

Теория социального управления исследует общие для всякого управленческого акта процедуры. Социальное управление выступает как сложный, многоступенчатый процесс, на первом этапе которого формируется информационная база, что подразумевает сбор и обработку информации о состоянии объекта управления.

На втором этапе анализируется полученная информация и на основе этого прогнозируется дальнейшая деятельность, устанавливаются цели управления. На третьем этапе вырабатываются решения, направ-

ленные на достижение поставленной цели, и последовательная корректировка общего решения в виде планирования, программирования, прогнозирования, выработки решений. Четвертый этап предполагает организацию деятельности для реализации принятого решения и контроль над этой деятельностью. Заключительный, пятый, этап предполагает сбор и обработку информации о результатах выполнения принятого решения3.

Для успешной организации процесса управления необходима обратная связь субъекта и объекта управления. Научное управление предполагает после реализации управленческих решений сбор информации о новом качественном состоянии социальных структур, т.е. об объекте, измененном в результате управленческого процесса. Теория социального управления, таким образом, формулирует общие требования, связанные с подготовкой и принятием управленческих решений, организацией их исполнения, ролью и функцией контроля, оценкой результатов деятельности субъекта управления и т.д.

Научный анализ процесса управления требует теоретического структурирования объекта и субъекта управления, раскрытия их компонентов, связей и взаимоотношений, определяемых как устойчивая связь взаимоориентированных социальных действий4. Теоретическое структурирование общества на объект и субъект происходит на основе объективных критериев. Основной критерий для отнесения социальной группы к объекту или субъекту управления — ее участие в процессе принятия управленческих решений. Социальные группы, которые организуют процесс управления, имеют право принимать решения, т.е. обладают властью, относятся к субъекту управления. Социальные группы,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

которые не участвуют в процессе принятия решений, являются исполнителями решения, принятого субъектом управления, относятся к объекту управления.

Поскольку социальное управление является специфическим видом деятельности, имеющим иерархическую структуру, в этой структуре какой-либо субъект может быть объектом управления по отношению к вышестоящему, и наоборот. Так, общество, с одной стороны, выступает как субъект управления, создающий организованную среду для своего существования, а с другой — оно само как объект подвергается преобразованиям со стороны разных социальных объектов управления.

Субъект управления характеризуется принятием управленческих решений и обеспечением их осуществления. Он может быть структурирован на индивидуальный и институциональный субъект управления, где индивидуальный субъект управления — это руководитель с его правами и функциями принятия решений, а институциональный — сложно структурированная иерархическая система управления.

Социальное управление ставит своей целью регулировать все компоненты социальной системы. Но соотношение этих компонентов неодинаково на разных иерархических уровнях. Следовательно, субъект управления имеет свои обязанности. На высшем уровне (национальном) выступает прежде всего задача управления людьми и отношениями между ними. Чем ниже уровень, тем больше растет значение процессов управления техникой и технологией, где особенно нужен профессиональный управленческий труд.

Объект управления может быть структурирован по компонентам структуры, включающей в себя людей, отношения, социальные группы. Сложность, многоплановость, многогранность объекта управления обусловливается тем, что поведение людей и условия, кото-

рые его определяют, лежат в разных сферах жизни: производственной, бытовой, политической, идеологической. Чем больше развивается общество, тем более сложными становятся социальные отношения.

Социальное управление неотделимо от непрерывного процесса производства и воспроизводства информации.

В современных условиях в связи с возросшей сложностью управленческого процесса сформировался специфический вид трудовой деятельности, обслуживающей управление, — консультативный труд. В развитых странах функционирует множество обществ, бюро, организаций, которые разрабатывают экспертные оценки и дают консультации руководителям. У. Моррис указывает на два главных требования, предъявляемых к эксперту: «его мнение должно быть устойчивым, изменяясь лишь при получении новых существенных сведений; предсказания должны отличаться высоким уровнем точности и надежности»5. Многие исследователи, занимающиеся проблемами управления, выступают за создание системы коммуникаций между специалистами по управлению и руководящим звеном.

В информационном обеспечении управления особое место принадлежит изучению общественного мнения, методам конкретного социологического исследования, методам социальной диагностики и социальных технологий. Такая информация на всех этапах социального управления позволяет обнаруживать вновь возникающие процессы и явления, объективные противоречия.

Стараясь выделить общие и особенные черты управления в обществе, определить социальное назначение и обнаружить закономерности его развития, ученые исследуют социальное управление с разных точек зрения. Процесс управления рассматривается в качестве особого вида или рода деятельности и вместе с тем как

система складывающихся на его основе специфических общественных управленческих отношений. Этот многоаспектный подход к проблеме включает в себя изучение взаимодействия субъектов и объектов управления объективного и субъективного в управлении общественными процессами, поиск качественного своеобразия социальной информации, анализ взаимосвязи управляющего воздействия специализированных органов со спонтанными механизмами саморегулирования общественной системы и др. С началом перестройки в нашей стране возрос интерес исследователей к проблемам самоуправления народа6.

Всесторонний научный анализ процессов управления в обществе способствует становлению теории и формированию общего понятия социального управления. Вместе с тем многие исследователи, которые внесли значительный вклад в разработку проблемы социального управления, отмечают факт концептуальной разобщенности в этой области. Отсутствие сложившейся системы знаний не позволяет удостоверить факт существования развитой теории социального управления и, следовательно, выработки единого общепринятого понятия управления в обществе. В определенной мере это обусловлено междисциплинарным характером широко распространенных в литературе исследований, многие из которых придают одной стороне, одному аспекту управления излишне большое значение в ущерб другим сторонам и аспектам. В этих условиях социально-философское исследование призвано обобщить полученные результаты на теоретическом уровне посредством анализа процесса управления во всех формах существования и вне зависимости от сферы его проявления в обществе. Социально-философский анализ должен сыграть синтезирующую роль объединяющей концепции.

После того как рухнула экономическая и социально-политическая

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

система социализма, которая опиралась на определенную научную доктрину и строилась на определенной философской методологии, в области методологии исследования социальных процессов образовался если не вакуум, то дезорганизация. Последнее приводит к констатации факта, что если по ходу перестройки и постперестройки постсоветского общества была выявлена неадекватность социологических теорий, то в теории управления разные концептуальные основания, приводящие порой к неоднозначным выводам, оказываются слабо доказуемыми.

Теория и методология социального управления в России конца XX в. имеет специфику, хотя и базируется на общих принципах управления. В конце 1980-х годов произошли коренные изменения в субъекте социального управления. Теперь не КПСС и ее организации, а руководитель коллектива, региона, территории, страны, независимо от формы собственнос-

ти, является основным субъектом управления. Гарантией успешного развития управленческих структур является равноправие всех форм собственности. Это предъявляет новые требования к деятельности субъектов управления социальными процессами, уровню сознательности, систематичности и целенаправленности воздействия субъекта и объекта управления для достижения поставленных целей.

Социальное управление представляет собой сложное общественное явление, которое многообразно по формам проявления и обнаруживает себя во всех сферах общественной жизни. Изучение процесса управления в обществе связано с использованием разнообразных исследовательских подходов и специфических методов анализа специально-научных дисциплин. Вместе с тем познание столь комплексного феномена, как управление в обществе и обществом, предполагает интеграцию научного знания, когда выработан-

ные в специальных науках понятия отдельных видов и форм управления (централизованное управление и самоуправление, государственное регулирование и саморегуляция индивидуального поведения и др.) предстанут как содержательные элементы общего понятия социального управления.

1 Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. М., 1997.

2 См.: Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

3 Макаров М. Теория социального управления. М., 1978.

4 Вебер М. Исследования по методологии наук. М., 1980. Ч. 2. С. 124.

5 Моррис У. Наука об управлении. М., 1971.

6 См.: работы А.А. Аузана, В.Г. Бара-башева, А.П. Бутенко, К.И. Варламова, А.В. Волкова, В.Е. Гулиева, В.Н. Иванова, И.П. Ильинского, Ю.А. Тихомирова и др.

ВЕРА - РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ВВ. ГОРОХОВА, Доцент кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России,

кандидат исторических наук

Аннотация. Анализируя основные этические категории, необходимо выделить одну из важнейших — это категория веры, которая наряду с другими является актуальным предметом исследования в области воспитания молодого поколения. Автор определил такое понятие как «вера». На основании этого сделан вывод о том, что вера является одним из ведущих факторов духовного, нравственного и психического развития личности.

Ключевые слова: вера, категории, духовность, источники возникновения веры.

BELIEF AS A REGULATOR OF BEHAVIOUR AND ACTIVITY OF PEOPLE

V.V. GOROHOVA

Associate Professor of the Department of Ethics and Aesthetic Culture of Moscow University of the MIA of Russia, candidate of historical sciences

Annotation. Analyzing the basic ethical categories it is necessary to allocate one of the major is a category of belief which alongside with others is an actual object of research in the field of education of young generation. The author has defined such concepts as belief, process верообразования. On the basis of it it is drawn a conclusion that the belief is one of leading factors of spiritual, moral and mental development of the person.

Key words: belief, categories, spirituality, sources of occurrence of belief.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.