УДК 821.512.Ш.09-14Семендер
Т. Н. Филиппова
ПРИРОДА КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ В ЛИРИКЕ ЮРИЯ СЕМЕНДЕРА
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Статья посвящена изучению лирики природы в творчестве чувашского поэта Ю. С. Семендера. С этой целью проанализированы произведения из сборников «Аван-и, салтак» (Здравствуй, солдат), «Чентерле кепер» (Узорчатый мост), «Удланкари палан» (Калина на опушке), «Хурапа шура» (Черное и белое). Выявляется, что природа для поэта - это центральный образ, раскрываемый посредством изображения леса, родника, неба, поля и т. д. Через образы родной природы Ю. Семендер воспринимает события жизни человека, передает свое душевное состояние. Для этой цели он привлекает простые сравнения с жизнью природы. Поэт стремится показать ее красоту, восхищение, вдохновение ею, любовь к своей малой родине.
Ключевые слова: поэзия, лирика природы, образ, поэтика, вдохновение, национальный характер.
Актуальность исследуемой проблемы. Родина, родные просторы, природа - все это знакомо человеку с детства. «Тйван дёрён тусанё те тйван, пылчйкё те пылак» (У родной земли и пыль родная, и грязь сладкая), - говорили чуваши издавна [1, с. 36].
Тема природы всегда являлась актуальной. В XXI в. - веке технического прогресса -проблема природы занимает одно из главных мест. В целях повышения ее значимости, сохранения ее даров обращение к данному вопросу вполне оправданно.
Практически каждый писатель или поэт в своих произведениях описывает близкие сердцу родные просторы, красоту природы. В творчестве Ю. Семендера лирика природы также занимает одно из почетнейших мест.
В связи с недостаточной изученностью данной проблемы в статье была поставлена цель - раскрыть, насколько важна для лирического героя Ю. Семендера природа.
Материал и методика исследований. Материалы исследования составили тексты лирических произведений Ю. Семендера 80-х гг. XX в. - 2010-х гг. В работе применялись такие методы и приемы литературоведческого исследования, как анализ, сопоставление, сравнение.
Результаты исследований и их обсуждение. Лирика Юрия Семендера очень разнообразна. В своем творчестве он затрагивает многие темы: труда, дружбы, любви. Родившемуся и выросшему в деревне Семендеру также очень близка тема природы.
Многие художники и поэты стремятся воспеть в своих произведениях красоту природы. Действительно, в каждую пору года она прекрасна по-своему. Будь то весна, лето, осень или зима. Особенно красива природа на рассвете и на закате. Именно в эти минуты ощущаешь какое-то волшебство, словно природа раскрывает всю свою душу:
© Филиппова Т. Н., 2017
Филиппова Татьяна Николаевна - аспирант кафедры чувашского языка и литературы Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.04.2017
Оёнёрен шудамсем дёкленеддё, Оён кавир эрешлет дуркунне. [5, с. 265]
Поднимаются рассветы заново, Разрисовывает весна новый ковер. (Подстрочный перевод автора статьи.) Утро с чистой-чистой росой, Желающее людям Добра,
Дающее силу Душе и телу,
Светлое утро, розовое утро,
Кто вас рождает, утро?
Кто вас будит, утро?
(Подстрочный перевод автора статьи.)
Оап-дута сывламла ирсем,
Ялан дынна
Ыр сунакан,
Юна-чуна
Вай хушакан
Таса ирсем, шупка ирсем,
Кам дуратать сире, ирсем?
Кам варатать сире, ирсем? [8, с. 34]
Образ природы, природных явлений в лирике Юрия Семендера разнообразен и многолик. Так, первое стихотворение, написанное в 1957 г., было посвящено ели. Начинающий поэт чувствует природу сердцем:
В каждом явлении природы поэт видит особую красоту. Наделяя дерево человеческими качествами, Семендер стремится показать, что способность жить, любить и чувствовать присуща не только людям, но и растениям:
Человек и природа тесно связаны друг с другом. Она создает все условия для жизни человека, поэтому так важно жить с ней в гармонии.
Чуваши издавна были близки к природе, они и сейчас стремятся сохранить равновесие во взаимоотношениях с природными явлениями. Исследователь чувашской литературы О. В. Скворцова верно отмечает, что «смысл жизни чуваши видят в согласии с природой» [10, с. 67].
Лирический герой Ю. Семендера также с малых лет близок к природе. Он чувствует ее глубоко, живет с ней в согласии, как правильно отмечают исследователи, «в гармонии с природой» [2, с. 289], что характерно для чувашского национального характера. Лирический герой ощущает эту связь, поэтому одушевляет ее: ту ачашларё (гора ласкала), варман хуллен кана пуд тайрё (лес медленно поклонился), шыв хумханчё (вода заволновалась), сарханать сар хёвел пайарки (просачивается луч золотого солнца).
Йёплё чараш шёвёр тйррипе Кармашать дуле, хёвел енне. Оуркуннен ем-ешёл тумёпе
Игольчатая ель своей макушкой Тянется ввысь, к солнцу. Но в весеннем зеленом наряде Стоит она летом, зимой и осенью. (Подстрочный перевод автора статьи.)
Вал дулла, хёлле е кёркунне. [6, с. 21]
Ешёл чараш ыталана
Йарас пуллё хурана,
Тёл пулмасар тунсахланан,
Тем калать, калать ана. [6, с. 80]
Зеленая ель обняла Стройную березу. Как будто скучала по ней, Рассказывает что-то ей.
(Подстрочный перевод автора статьи.)
В лирике поэта природные цвета сарй (желтый), ылтйн (золотой) - ведущие. Они олицетворяют радость, счастье. Это цвет солнца, которое дарует жизнь всему на земле. «Известно, что в чувашском фольклоре желтый (солнечный) цвет "сарй" относится к миру Прекрасного. С помощью эпитета "сарй" народ подчеркивает совершенство упоминаемого объекта и свое благорасположение к нему. Так, о красивой девушке говорят "сарй хер", о цветке - "сар чечек", о меде - "сарй пыл", о певчей птичке - "сарй каййк"», -подчеркивает литературовед Е. Ю. Иванова [3, с. 64]. Через цвет сарй поэт показывает хорошее настроение лирического героя, его гармоничное восприятие жизни. Следует также отметить, что золото в контексте стиха Ю. Семендера - это добро, богатство души, внутреннего мира человека, справедливость, красота, сила.
Картины природы часто наводят поэта на философские размышления о смысле жизни:
Типтере вёреннё тинёс
Ярё-и сая çиле:
Хййён ййлтйр-ййлтйр симёс
Виткёçне пёрмай силлет.
Сйнаса пйхсамйр лаййх:
Тинёс - шутсйр пысйк каййк.
Çунатне сулать, сулать,
Хйй вёçет, çыран юлать. [9, с. 186]
Если в раздоре Ветер и море, Терпит волна Горе сполна.
С берега, друг, примечай-ка: Море - огромная чайка -Крыльями машет оно, Только взлететь не дано. [9, с. 187]
(Перевод А. Дмитриева и В. Кочеткова.)
Мастерство Семендера без преувеличения поражает читателя. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точным, зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:
Курсам, епле хитре паян тавралах, Епле хитре, епле таса тёнче, Хёрсен карти пек ытарми йамралах Шап-шур эрешлё пас ялтравёнче... <... >
Эс хурансем патне пырса пахсамччё: Кашни турат динче - пин-пин ахах, Пире парне куресшён хёл-асамда, Ун динелле эс сиввён ан пахах... [9, с. 20]
Какую сказку дарит нам природа! Как первозданна белизна, смотри: Вот в платьях подвенечных хороводом Кружатся ветлы в отблесках зари. <...>
Зима к березам тоже благосклонна, На каждой ветке - жемчуга горят. Пусть душу освежат деревьев звоны, От немощи ее освободят. [9, с. 21]
(Перевод Л. Симоновой.)
И каждое такое явление, будь то щебетание птиц, восход солнца, дождь или снегопад, раскрывается поэтом во всей красе и притягательности. Также следует отметить, что картины природы, изображенные поэтом, реалистичны и полны жизненного напора. Нам встречается лес (сёрлет варман (шумит лес)), или поле (хирсем хумханаддё (колышется поле)), или родник (шанкар-шанкар далкуд (родник журчит)), или солнце (дурхи хёвел (весеннее солнце)), это значит, что именно такими увидел их Семендер и, наделив свойствами живых существ, показал читателю красоту и колоритность природы.
Услышать пение жаворонка или соловья, увидеть, как шумит пшеница в поле, вдохнуть ароматы леса или цветущего луга, прильнуть губами к свежему, прохладному роднику - это ли не самая большая радость в жизни человека, величайший подарок, который дарит нам природа:
Хуллен хавалаха ансан, Илтен далкудан Шанкар сассине. Ик хулупа дёре ыталаса Аш каниччен
Еден дёр сёткенне. [4, с. 27]
Оулте-дулте, пуд тупинче,
Вар давранса вёдет тари,
Хёвел патне каять юрри... [7, с. 22]
Оёмёртсем дуралсан,
Кёмёл уйах тухсан,
Шапчаксем шарататчёд юрра. [5, с. 90]
Спускаешься ли медленно в ивняк, Услышишь скоро звонкое Журчанье родника. Обнимая руками землю, Досыта
Пьешь этот сок земли. (Подстрочный перевод автора статьи.) Высоко-высоко в небе над головой Кружится, летает жаворонок, И песня его поднимается к солнцу... (Подстрочный перевод автора статьи.) Когда зацветут черемухи И появится в небе серебристая луна, Заливаются песнею соловьи. (Подстрочный перевод автора статьи.)
Как же приятно отдохнуть вечером под открытым лунным небом, любоваться звездами рядом с милой: «Уйах - ылтан кимё - ерипен шавать» (Месяц - золотая лодка -медленно плывет), «Оул тупери далтарсене / Када хирёд чёртрёмёр» (Звезды на небе / Зажгли мы к вечеру) [7].
Удивительно при этом, что Ю. Семендер изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни. Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов:
Капансенче -
Июнь шаршиллёута [8, с. 31]
Мёнпур тавра юрлать, Чёре юрлать хаваслан Оурхи садри телейлё шапчакла. [8, с. 97]
В копнах -
Сено, пахнущее июнем.
(Подстрочный перевод автора статьи.)
Поет вся округа,
И сердце поет заодно,
Как счастливый соловей в весеннем саду.
(Подстрочный перевод автора статьи.)
Часто встречающиеся образы у поэта - лес, поле, родник, которые составляют богатство лирического героя. Они дают ему силу жить, радоваться, чувствовать саму природу, быть в согласии с родиной. В своих стихотворениях Ю. Семендер показывает, «что человек силен родиной с ее родниками, полями, лесами, песнями, поэтому лирический герой славит ее - родину - святое место человека земли» [2, с. 290]:
Утлчаран тухса чупса анам-и Выйду ли я за околицу
Лаштра йамралла Шетмё хёррине, К берегам Шатьмы, к ветлам,
Шур чул дине тарса тар шыв асам-и, Асам-и сар хёвелён шевлине?
Иркулём ансар сукмакпа каям-и £ут сывлам сыпна улах варрине, Савни парни пек дёклесе пырам-и Умра кёрен чечекён дыххине?
Ачалйхри пек саванса кёрем-и Куккук сассиллё хуран катине, Пулас кундулама курса итлем-и ^ёртышатн кёрнеклё кёввине? [7, с. 15]
Почерпну ли я чистой воды, стоя на белом камне,
Почерпну ли луч солнца золотого? Пойду ли я ранним утром тропинкой узкой На середину заливного луга с чистой росой,
Понесу ли я в руках, как подарок возлюбленной, Букет розовых цветов? Пойду ли я, радостный, как в детстве, В березовую рощу с пением кукушки, Увижу ли я грядущие мои года и Послушаю ли я величественные мелодии моей страны? (Подстрочный перевод автора статьи.)
Задавая читателю риторические вопросы, лирический герой прекрасно понимает, что детство и молодые годы позади. Повествователь желает хотя бы на какое-то время вернуться туда, однако знает, что это невозможно. Поэтому он всегда помнит о родной природе, часто ее вспоминает:
Тухаймап эп, ытарайми кётесём, Хёлхем пекех хёру ытамантан, Вёдсе дурет-дке шухашам-чёкедём, £урална ялам, сан тавра ялан. [7, с. 15]
Не смогу я выйти, родной мой уголок, Из твоих жарких объятий, Все летает моя мысль-ласточка, Всегда вокруг тебя, деревня моя родная. (Подстрочный перевод автора статьи.)
Родная природа в лирике поэта изображается в разные времена года, но больше всего в стихотворениях встречается образ весны. Ее приход воспринимается лирическим героем как воскресение, поэтому он ожидает ее с нетерпением. Весна придает поэту сил, в нем просыпается жажда жизни, одновременно с этим он преклоняется перед ее вечной, постоянно возрождающейся красотой:
Чун сисет: кёдех юр кайё, Ларё дедкене тавра, Индетрен килсе сар кайак Юра юрлёпёр давра... <... > £ён вай-хал курен хыпаран Йышанар кашни куна, Емёт тёнчине хапарнан Кётёр саванад чуна. [6, с. 238]
Душа чувствует: скоро снег растает,
Зацветет кругом листва,
Иволга, прилетев издалека,
Запоет свою песню. <.>
Дающие вдохновение новости
Примем каждый день,
Пусть порадуется душа,
Взмывая в мир мечты.
(Подстрочный перевод автора статьи.)
Каждое время года у поэта ассоциируется с определенными эмоциями и ритмом жизни. Осень, например, вызывает у лирического героя некую тоску, негу и эмоциональность:
Çj/л тупере хур кайаксем ял урла Ашй енне вëçетчëç кёркунне. Каяс килмен пек йывйррйн, салхуллан Вёсем сулатчëç çунаттисене. [4, с. 15]
На небе лебеди через деревню Летели осенью в теплые края. Тяжело и нехотя, с грустью
Махали они крыльями своими. (Подстрочный перевод автора статьи.)
Резюме. Итак, тема природы в лирике Ю. Семендера всегда связана с внутренним миром поэта. При этом вся сила его стихов заключена в эмоциональном, поэтическом изображении пейзажей, явлений природы, содержания Прекрасного через светлые, теплые тона и краски. Ю. Семендер очень любит родную природу, ценит ее. Она вдохновляет поэта на создание новых прекрасных произведений, стихотворений-размышлений о жизни, о месте человека в этом мире, о его взаимодействии в согласии и гармонии с природой, о вечности жизни и о неповторимости природы. Новизна статьи заключается в системном осмыслении психологических и художественных особенностей лирики Юрия Семендера. Это позволило автору статьи по-новому оценить место и значение его поэзии в чувашской литературе.
1. Волков Г. Н. Кил илеме : калавсем, юмахсем, очерксем. - Шупашкар : Чаваш кенеке изд-ви, 2007. - 127 с.
2. Ермакова Г. А., Иванов В. А., Хабибуллина Э. Х. Картина мира этноса через семиотику языковых единиц лирического произведения Я. Ухсая «Полюбил я, поля, вас» // Вестник Чувашского университета. -2012. - № 4. - С. 289-292.
3. Иванова Е. Ю. Художественно-философская концепция счастья в поэзии Алексея Воробьева в контексте национально-культурных традиций // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1(77), ч. 1. - С. 60-70.
4. Сементер Ю. С. Аван-и, салтак : савасем. - Шупашкар : Чаваш кенеке изд-ви, 1981. - 100 с.
5. Сементер Ю. С. Керхи вё^ев : сава-юра, поэмасем. - Шупашкар : Чаваш кенеке изд-ви, 2010. - 318 с.
6. СементерЮ. С. Савасем. ^ырнисен пуххи. Перремеш том. - Шупашкар : £ене вахат, 2015. - 452 с.
7. Сементер Ю. С. У^ланкари палан : савасемпе поэма. - Шупашкар : Чаваш кенеке изд-ви, 1987. - 95 с.
8. Сементер Ю. С. Чёнтёрлё кепер : савасемпе поэма. - Шупашкар : Чаваш кенеке изд-ви, 1984. - 128 с.
9. Сементер Ю. С. Черное и белое (Хурапа шура) : стихи и поэмы. - Чебоксары : Чувашия, 1998. - 308 с.
10. Скворцова О. В. Поэзия В. Эндипа как пространство представления ведущих философских идей чувашского этноса // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковле-
ЛИТЕРАТУРА
ва. - 2014. - № 1(81). - С. 65-70.
UDC 821.512.111.09-14CeMeHgep
T. N. Filippova
NATURE AS A SOURCE OF INSPIRATION IN THE LYRICS OF YURI SEMENDER
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article is devoted to the lyrics of nature in the works of Yuri Semender. The author analyzes the works from the collections of «Hello, soldier», «Patterned bridge», «Kalina on the edge», «Black and white». The article also reveals that nature is the central image disclosed through the image of forest, spring, sky, field, etc. Through the images of mother nature, Semender perceives the events of human life, conveys his state of mind. For this purpose, it draws easy comparisons with the life of nature. The poet seeks to show the beauty of nature, admiration, inspiration, love for his Homeland.
Keywords: poetry, lyrics of nature, image, poetics, inspiration, national character.
REFERENCES
1. Volkov G. N. Kil ileme : kalavsem, jumahsem, ocherksem. - Shupashkar : Chavash keneke izd-vi, 2007. -
127 s.
2. Ermakova G. A., Ivanov V. A., Habibullina Je. H. Kartina mira jetnosa cherez semiotiku jazykovyh edinic liricheskogo proizvedenija Ja. Uhsaja «Poljubil ja, polja, vas» // Vestnik Chuvashskogo universiteta. - 2012. - № 4. -S. 289-292.
3. Ivanova E. Ju. Hudozhestvenno-filosofskaja koncepcija schast'ja v pojezii Alekseja Vorob'eva v kon-tekste nacional'no-kul'turnyh tradicij // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. - № 1(77), ch. 1. - S. 60-70.
4. Sementer Ju. S. Avan-i, saltak : savasem. - Shupashkar : Chavash keneke izd-vi, 1981. - 100 s.
5. Sementer Ju. S. Kerhi vejev : sava-jura, pojemasem. - Shupashkar : Chavash keneke izd-vi, 2010. - 318 s.
6. Sementer Ju. S. Savasem. Qyrnisen puhhi. Perremesh tom. - Shupashkar : Qene vahat, 2015. - 452 s.
7. Sementer Ju. S. Uflankari palan : savasempe pojema. - Shupashkar : Chavash keneke izd-vi, 1987. - 95 s.
8. Sementer Ju. S. Chenterle keper : savasempe pojema. - Shupashkar : Chavash keneke izd-vi, 1984. - 128 s.
9. Sementer Ju. S. Chernoe i beloe (Hurapa shura) : stihi i pojemy. - Cheboksary : Chuvashija, 1998. - 308 s.
10. Skvorcova O. V. Pojezija V. Jendipa kak prostranstvo predstavlenija vedushhih filosofskih idej chuvashskogo jetnosa // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2014. - № 1(81). - S. 65-70.
© Filippova T. N., 2017
Filippova, Tatyana Nikolaevna - Post-graduate Student, Department of Chuvash Language and Literature, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on April 16, 2017