Научная статья на тему 'Герой и проблемы нравственности в лирической поэзии Юрия Семендера'

Герой и проблемы нравственности в лирической поэзии Юрия Семендера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
394
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМА ТРУДА / ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ / ПАРАЛЛЕЛИЗМ / ПОЭЗИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / МОТИВ / МЕТАФОРА / ЭПИТЕТ / LABOR THEME / PROBLEMS OF MORALITY / PARALLELISM / POETRY / NATIONAL CHARACTER / MOTIVE / METAPHOR / EPITHET

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филиппова Татьяна Николаевна

В статье ставится задача системно рассмотреть и проанализировать некоторые черты лирического героя, раскрываемые через труд, в поэзии Юрия Семендера. Основное внимание уделяется произведениям из сборников поэта «Ниме» (Помощь), «Чĕнтĕрлĕ кĕпер» (Узорчатый мост), «Йĕс шăнкăрав» (Медный колокольчик). В работе обозначено важное значение труда в поэтическом творчестве Юрия Семендера, сконцентрировано внимание на таких характерных для чувашского народа морально-волевых качествах, как трудолюбие, сплоченность, взаимоподдержка. Важной для автора статьи задачей также явилось рассмотрение некоторых особенностей стиля поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTER AND PROBLEMS OF MORALITY IN LYRICAL POETRY OF YURY SEMENDER

The article seeks to systematically review and analyze some of the characteristics of lyrical character in the poetry of Yury Semender. The focus is on the works from the collections of «Help»,«Patterned bridge», «Brass bell». The paper indicated the importance of the labor in the poetic work of Yury Semender; stresses such moral standing characteristic of the Chuvash people like hard work, solidarity, mutual support. The author also aimed to consider some features of the poet‟s style.

Текст научной работы на тему «Герой и проблемы нравственности в лирической поэзии Юрия Семендера»

УДК 821.512.111 - 1Семендер

Т. Н. Филиппова

ГЕРОЙ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ ЮРИЯ СЕМЕНДЕРА

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье ставится задача системно рассмотреть и проанализировать некоторые черты лирического героя, раскрываемые через труд, в поэзии Юрия Семендера. Основное внимание уделяется произведениям из сборников поэта «Ниме» (Помощь), «Чёнтёрлё кёпер» (Узорчатый мост), «Йес шанкарав» (Медный колокольчик). В работе обозначено важное значение труда в поэтическом творчестве Юрия Семендера, сконцентрировано внимание на таких характерных для чувашского народа морально -волевых качествах, как трудолюбие, сплоченность, взаимоподдержка. Важной для автора статьи задачей также явилось рассмотрение некоторых особенностей стиля поэта.

Ключевые слова: тема труда, проблемы нравственности, параллелизм, поэзия, национальный характер, мотив, метафора, эпитет.

Актуальность исследуемой проблемы. Тема труда всегда являлась актуальной, труд, работа - самое главное в полноценной жизни каждого человека. В произведениях практически каждого писателя и поэта можно найти произведения на тему труда.

В творчестве Ю. Семендера мотив труда занимает одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказывает, как живет и работает чувашский народ, чем он дышит, показывает его как подлинного строителя и творца жизни. В связи с недостаточной изученностью данной проблемы в статье была поставлена цель - раскрыть и объяснить, насколько важны для лирического героя Ю. Семендера такие человеческие качества, как трудолюбие, сплоченность, взаимоподдержка.

Материал и методика исследований. Материалы исследования составили тексты лирических произведений Ю. Семендера 80-90-х гг. XX в.

В работе применялись такие методы и приемы литературоведческого исследования, как анализ, сопоставление, сравнение.

Результаты исследований и их обсуждение. По мнению чувашского народа, труд -самое главное в жизни. Чуваши оценивали моральный облик человека по качеству, а также по результату работы: «Трудолюбие считалось настолько важной чертой нравственности, что по качеству работы чуваши полагали возможным оценить моральный облик человека, для них отношение к труду - главный критерий оценки человека: "£ынни менле, ё?ё те ?авнашкал" - "Каков человек, такова и его работа"» [1, с. 150].

© Филиппова Т. Н., 2017

Филиппова Татьяна Николаевна - аспирант кафедры чувашского языка и литературы Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.03.2017

Посетившие Чувашию в XVIII-XIX вв. русские писатели и исследователи также отмечали у чувашского народа любовь к труду. А. Н. Радищев, С. Т. Аксаков, Н. Д. Телешов, Л. Н. Толстой в своих произведениях изображали добросовестное отношение чувашей к труду. П. С. Паллас, А. А. Фукс, В. А. Сбоев и другие писали о трудолюбии, об отсутствии безделья у этого народа [6].

Одним из плодотворно работающих чувашских поэтов сегодняшнего дня является Юрий Семендер. Родился он 2 января 1941 г. в деревне Таныши Красноармейского района. Как и все его ровесники, Юрий с самого детства приобщился к труду. «Харах ури сапкара, харах ури акара» (У них дитя - одной ногой в колыбели, другой - на пахоте в поле), - гласит чувашская поговорка. Действительно, чуваши рано приучали своих детей к труду. «Виддёри ывал ача ашшёне пулаштар, виддёри хёр ача амашне пулаштар» (Трехлетний сын пусть помогает отцу, а трехлетняя дочь - матери), - говорили они [13, с. 67].

Юрий с малых лет помогал дома по хозяйству: бороновал, сеял, пахал, ездил за дровами в лес, работал на жатве. С детства ему знаком вкус труда. Поэт прекрасно помнит, как с матерью выходил в поле жать серпом. Лирический герой, совсем маленький мальчик, с орудием труда в руке не хочет отставать от матери, желая как можно больше помочь ей, иногда ранит пальчики. Несмотря на боль, он все же продолжает работу: «Ан тив, пурнесене хёретнё / Эпир хаш чух каса-каса, / Пире дурла ёде вёрентнё, / Ун ячё - дйкйр пек таса» (Пусть пальцы краснели, / Мы иногда ранились, / Нас учил серп работе, / Его имя - чистое, как хлеб (здесь и далее подстрочный перевод автора статьи)) [7, с. 19]. Он с молодых ногтей начинает понимать значимость работы и цену труда. Деревенские дети рано начинали осознавать, что сельскохозяйственное орудие кормит земледельца-чуваша. «Эппин, епле пур-нар-ха унсар? / Q'урла вал - дёнё кун дути, / Q'урла дук чух - яшка та дусар, / Q'урласар дук самах тути» (Тогда как будем жить без него? / Серп - это свет нового дня, / Когда серпа нет - и суп как без масла, / Без серпа нет вкуса слова) [7, с. 19], - задает автор читателям риторический вопрос. Используя мотив серпа, поэт хочет показать ту прошлую жизнь, когда всю работу делали руками, хочет, чтобы потомки помнили своих предков, которых с детства вовлекали в работу: «Ялан вал пултар хулара та, /Ялан вал пултар ялсенче, / Эп хам та дак-са усратап / Тёпелён чысла кукринче» (Пусть он всегда будет и в городе, / Пусть он всегда будет в деревнях, / Я сам его храню / На почетном переднем углу) [7, с. 20]. Пусть серп всегда напоминает о трудностях, с которыми люди труда добывали хлеб насущный.

В 15-летнем возрасте, в 1956 г., поэт написал стихотворение «Тиха» (Жеребенок). «Кунсерен ёде тухать / Амашёпеле, / Е кая тарса юлать, /Е иртет каллех...» (Каждый день выходит на работу / С матерью, / То отстает, / То обгоняет ее...) [9, с. 21].

Начинающий поэт очень хорошо знает вкус работы, труд знаком ему с детства. Чуваши издавна были близки к природе, они и сейчас стремятся быть с ней в гармонии. Исследователь чувашской литературы О. В. Скворцова отмечает, что «смысл жизни чуваши видят в согласии с природой» [11, с. 67].

В стихотворении «Тиха» умело использован параллелизм: природа и человеческая жизнь взаимосвязаны. «Сакалта та чанкама, / Йалтаркка яка, /Юратать ачашланма / Уйахри тиха» (С пежинами да болтающий на своем языке, / С блестящей гладкой шерстью, / Любит понежиться / Месячный жеребенок) [9, с. 21]. Перед нами встает такая картина: лошадь недавно ожеребилась, несмотря на это, она вынуждена работать - пахать, сеять. Рядом игриво бежит ее дитя, то отстает, то обгоняет свою мать: «Qамал пултар кашт тесе /Юнашар утать. / Амашё давна сиссе / ^амамрах туртать» (Чтобы помочь ей, / Рядом идет. / Мать, это чувствуя, / Легче идет) [9, с. 21].

В жизни так же чувашский ребенок (в данном стихотворении он сравнивается с жеребенком) сразу же после рождения попадает в трудовую атмосферу семьи. Труд, по мнению чувашей, делает человека счастливым, крепким, стойким. Поэт показывает, что маленькие дети получают трудовое воспитание с самых ранних лет, помогая родителям. Этнопедагог Г. Н. Волков подчеркивает: «Любить труд и людей труда - это важнейшая заповедь народной системы воспитания. Такое требование детям внушалось с малолетства» [1, с. 149].

В стихотворении «Ё^кунь кенеки» (Трудовая книга) Ю. Семендер зримо изображает, как он так же с ранних лет начал свою трудовую деятельность, в действиях и поступках лирического героя во многом видит собственное детство. «Эпир уя-хире иленнё / Атте-анне пехилёпе. /Мён ачаран дунса дуренё / Тытса курасшан тилхепе» (Нас тянет в поле / С благословения родителей. / С самого детства хотели / Держать в руках вожжи) [8, с. 30].

Автор сборника этнографических очерков и фольклорных материалов «Тахарьял» (Девятиселье) Г. Т. Тимофеев свидетельствовал, что трудовая подготовка детей завершалась рано. Мальчики помогали по хозяйству: пахали, бороновали, косили траву, на ток возили снопы, молотили хлеб [12].

«Вуннасенче суре суреттём, / Выраттам тыра дурлапа. / Хёлле дунапала дуреттём, / £улла кулеттём урапа» (В десять лет бороновал, / Жал зерно серпом. / Зимой ездил на санях, / Летом впрягал телегу) [8, с. 30], - в характерном рисунке предстает деревенская жизнь, где с раннего утра до поздней ночи кипит работа.

Как утверждает Г. Н. Волков, труд - это «опора жизни, основа счастья» [1, с. 150]. Чуваши считали, что труд возвышает человека, красит его.

В стихотворениях «Йетем §инче» (На току), «Эпир ё?е тухсассан» (Когда мы выйдем на работу) Ю. Семендер сумел показать не только красоту труда, но и проворство рук девушек и ловкость парней, трудящихся на току. Мы видим эту красоту через движение, выразительные краски, которыми удачно пользуется поэт:

«Аппасемёр кашал савараддё / Сара кашал кёредисемпе» (Девушки ворох обмолоченного хлеба веют / Желтыми лопатами) [9, с. 24];

«Ылтан тырауяври салютан, /£алтар евёр дёр дине анатъ... » (Золотое зерно, как салют на празднике, / Падает на землю звездочкой...) [9, с. 24];

«Ылтан тыра пуд таять, / Сар кёлете хай каятъ» (Золотой колос головой кланяется, / В желтый амбар сам идет) [10, с. 14].

Осенью, когда все полевые работы окончены, народ собирается за столом, празднует окончание жатвы. Успели собрать урожай, труженик радуется, у него поет душа, ему все кругом кажется прекрасным: «Эпир уяв тусассан, / Кёр кёреки пухсассан, / Хёр-пикисем - идём пек, / Йёкёчёсем - дидём пек» (Когда справляем праздник, / Собираем осенний стол, / Девушки - как изюм, / Юноши - как молния) [10, с. 14]. Через сравнения хёр-пикисем - идём пек, йёкёчёсем - дидём пек художник слова показывает красоту девушек, силу юношей, их неоценимый труд.

В лирике поэта мотивы сара (желтый), ылтан (золотой) - ведущие. Данные цвета олицетворяют радость, счастье, это цвета солнца, которое дарует жизнь всему на земле. «Известно, что в чувашском фольклоре желтый (солнечный) цвет "сара" относится к миру Прекрасного. С помощью эпитета "сара" народ подчеркивает совершенство упоминаемого объекта и свое благорасположение к нему. Так, о красивой девушке говорят "сара хер", о цветке - "сар чечек", о меде - "сара пыл", о певчей птичке - "сара кайак"», - подчеркивает литературовед Е. Ю. Иванова [3, с. 64]. Через цвет сара (желтый) поэт показывает хорошее настроение лирического героя, его радость после выполненного труда.

Также следует отметить, что желтый - это цвет созревающего хлебного поля. Вот где трудолюбивые чуваши представляют тесную связь с землей. «^ёр-аннемёр», - говорят они с любовью про землю-мать. Она дает им силу работать, жить. «Qamp вал - дёр-аннемёр парни» (Хлеб - это дар матушки-земли), - говорили издавна наши предки. Солнце и хлеб, утверждает Е. Ю. Иванова, - «это символы счастья и мирной жизни» [3, с. 64].

Таким образом, можно сказать, что в чувашском устном народном творчестве упомянутые выше цвета означают все самое светлое, прекрасное. Следует также отметить, что золото в контексте стиха Ю. Семендера - это мир, сила, богатство души, богатство внутреннего мира человека, добро, справедливость, красота.

В конце стихотворения «£ёнелнё §ёр» (Новая земля) мы видим следующую картину в светлых тонах. Лирический герой, уже давно повзрослевший, приезжает в родную деревню. Ему не терпится увидеть родные места, где в детстве летом он бегал босиком по мягкой траве, зимой возил дрова... С малых лет он близок к природе, он чувствует ее, живет в согласии с ней, «в гармонии с природой» [2, с. 289]. Лирический герой ощущает эту связь, поэтому одушевляет ее: ларатчё тыра (рос хлеб), пуд таять сар тула (кланяется желтая пшеница),улма-дырла сёнет сарт-вар (холмы и овраги угощают фруктами).

В произведении «Новая земля» поэт перемещает нас в то далекое прошлое, которое казалось ему тогда отживающим: «Мёнпур тавралах киввён, ваттан /Мана курнатчё ун чухне... » (Вся окрестность старой / Мне казалась тогда.) [8, с. 28]. Он, маленький пастушок, ходил по полям, по оврагам, видел, как трудно расти хлебу в сорняках.

Ларатчё тыра чёлтёр-чёлтёр Пиден-маянла уйсенче, Мёнле пин пёрчё устёр ёнтё Пёр пёрчёрен дак дёр динче? Ене чари епле-ха тултар Qырма-датра хысакёнче? Адтан кулач чёллемё пултар Ырхан кётудё аллинче? [8, с. 28]

Рос хлеб

На полях с осотом-лебедой,

Как может расти тысяча зерен

На этой земле из одного зерна?

Как наполнится вымя коровы

В крутых оврагах-речках?

Откуда будет кусок хлеба

В руках у голодного (тощего) пастуха?

Все же он надеялся, что такие грустные дни закончатся и придет время, когда на полях будет расти богатый урожай: «Хёвел дине пахса кётеттём, / Кун кад енне суланасса» (Смотрел на солнце и ждал, / Когда день сменится ночью) [8, с. 28].

Время идет, все меняется, так же как и наша жизнь. Позади - послевоенное время, которое было тяжелым для всего советского народа. Теперь лирический герой радуется, любуется, глядя на просторные поля, богатые урожаем: «Туптанчё пуранад, шаранчё / Qён саманан дён ладдинче <... > / Пахатап - пуд таять сар тула, /Хамаш пекех дара, патвар, / Qырми-датри те ешёл тумла, / Улма-дырла сёнет сарт-вар» (Закаливалась жизнь, налаживалась / В кузнице новой жизни <...> / Смотрю - кланяется желтая пшеница, / Как камыш, густая, могучая, / И овраг в зеленом наряде, / холмы и овраги угощают фруктами) [8, с. 29]. Используя в этом стихотворении контраст, поэт смог подчеркнуть и показать прошлую жизнь темными красками и настоящую - светлыми: желтыми, зелеными. Прошлая жизнь сменилась новой, которая наполнена радостью, счастьем от того, что дела идут успешно, ладно.

За новой жизнью стоит пахарь, труженик. Именно он работает не покладая рук, дает живительную силу земле. Несомненно, он так же в ответе за урожай:

Адта пурнатъ-ши дав асамда, Где же живет тот волшебник,

£ёре чёр пулах курекен? Который дает живительную силу земле?

Кунтах, туссем! Вал дын - сухада, Он же рядом, друзья! Этот человек - пахарь,

Хир кёнеки вулатъ куллен. [8, с. 29] Книгу поля читает ежедневно.

Поэт знает землепашца с самого детства. Хотя труженик и постарел, в душе он молод, у него по-прежнему горят глаза, он полон сил и вдохновения: « Чанах та, кудёнче вы-лярё / Ик дулам, икё шёл кавар» (И вправду, в глазах заиграли / Два пламени, два огонька) [8, с. 29]. Верится, что он еще долго будет самозабвенно работать на своей земле.

Не только человек, но и сама природа радуется обновлению, богатству родных полей: «Ешне енче сас пачё караш, / Уничере юрларё хёр» (Со стороны поляны отозвался коростель, / За околицей запела девушка) [8, с. 29].

Поэзия Ю. Семендера прославляет нелегкий труд земледельца. Своими стихами он ставит памятник работнику земли, тем рукам, которые оживили умирающую землю и вложили в нее душу:

Эп саввампа лартатап палак Своими стихами ставлю памятник Сапайла дёр дыннисене, Скромному работнику земли,

Вилес дёре чёртсе чун пана, Трудовым рукам, которые оживили умирающую землю

Ешертнё ёд аллисене! [8, с. 5] И вложили в нее душу!

В произведениях Ю. Семендера прославляются коллективный труд людей, новая жизнь, деятельность рядового труженика-колхозника, тракториста: хмелевода, земледельца. Лирический герой трудится на току, пашет землю, пасет стадо, работает в поле.

О слесаре Метри, который предан своей работе, поэт пишет, что у него поистине золотые руки, что он, как доктор, сердцем чует неисправность техники: «Шавламасар, хыпанса укмесёр, / £аннипе хуллен шалса тарне, / Тарашатъ, сиплет мухтавла слесарь /Хурда утан вутла какарне» (Не суетясь, не спеша, / Медленно вытирая пот рукавом, / Старается, лечит почетный слесарь / Огненную грудь своего стального коня) [8, с. 18]. Горячо радуется, когда его техника заводится: «Ед пётсессён, тёплён, васкамасар, / Музыкант пекех инде пахса, / Вал танлатъ кёрленёдемён трактор / Туйамла, пёр кёвёллё сасса. / £ав кёрлев чи ыра, чапла арин /Илтёнет, лапкатъ ун чёрине... » (Закончив работу, тщательно, не спеша, / Как музыкант, смотрит вдаль, / Он прислушивается к чувственному, мелодичному звуку трактора. / Этот шум, как самая хорошая, добрая ария, / Слышится ему, успокаивает его серд-це...)[8, с. 18]. Метафоры хурдаут (стальной конь), вутла какар (огненная грудь) показывают силу, мужество, ответственность по отношению к своей работе слесаря Метри.

Одной из самых добрых трудовых традиций чувашского народа, передававшихся из поколения в поколение, является ниме. Н. И. Егоров утверждает: «Ниме - коллективная помочь, устраиваемая односельчанами при выполнении трудоемких и хлопотных работ» [4, с. 215].

Традиция ниме передавалась из уст в уста, от родителей к детям, затем к внукам. Ниме не только спасало, но и сохраняло народ. В жизни любого крестьянина много таких дел, которые надо завершить вовремя. Построить ли дом, своевременно собрать ли урожай - везде выручал обычай ниме. «Ниме распространяется почти на все виды работы, где требуются коллективные усилия людей» [1, с. 206]. «Нимене, нимене! Таванамарсем, нимене!» (На ниме! На ниме! Родные мои, на ниме!), - громко пел глава ниме (ниме пуде),

обходя всю деревню и приглашая всех на помощь. Ю. Семендер в стихотворении «Ниме» использовал в качестве эпиграфа вышеуказанную зазывную песню, где показал значимость помощи односельчан друг другу.

Издавна у чувашей есть добрая традиция помогать друг другу строить дом, хлев или баню, вывозить лес, сажать картофель, убирать сено, жать не собранный вовремя урожай и т. д.: «Мён ёлёкрен, мён авалтан упраннй / Ниме тйвас ййла, паха ййла. / Чи пархатарлй сйлтавпа пудтарнй, / Речёпеле чёнсе, мёнпур яла» (С давних времен сохранился / Обычай ниме, хорошая традиция. / Под благородным предлогом собирали, / По очереди, всю деревню) [8, с. 5].

Когда хозяева не могли сами справиться с трудоемкой работой, они просили у родственников и односельчан помощи. Последние, в свою очередь, шли на помощь с орудиями труда:

Пёччен е иккён мёскерех тйваййн, Что сделаешь один или вдвоем, Йышпа тытсан - ёд илёнет кйна: Если вместе взяться - работа только кипит: Майне пёлсе, вунулттйн дапнй авйн, Зная правила, шестнадцать человек молотили хлеб, £ёкленё дапудди кёвви чуна. [8, с. 5] Мелодия цепов поднимала настроение.

«Нимере вай (Сила - в коллективной помощи)», - говорят чуваши [5, с. 29]. «Действительно, ниме были величайшим явлением общественной жизни, демонстрирующим сплоченность трудящихся и их стремление к солидарным действиям» [1, с. 208].

Одной из тяжелых работ была постройка дома. Поэт описывает, как мужчины с легкостью поднимают бревна, как быстро они вместе со всеми строят дом: «Е ардынсем дён пурт-и хйпартаддё - / £урта пек турё пёренесене / Ушкйнпала ним мар ййтса хураддё / Кётмел шйршиллё нурё мйк дине» (Мужчины ли дом поднимают - / Прямые бревна, словно свечи, / Артелью поднимают и кладут / На влажный мох с запахом брусники) [8, с. 5].

Можно догадаться, что недавно была свадьба, односельчане радовались вместе с молодыми, а теперь помогают им строить новое гнездо. Они также благословляют их, желают счастья, много детей, которые дальше продолжат благородные дела родителей, обычаи и традиции: «Ан тив, дак дурт телейлё, хйтлй пултйр, / Ыр куртйр уйрйлса ту-хан демье, / Тенкел динче ача-пйча ййл култйр - / £апла пилленё мйшйра ниме» (Пусть будет этот дом счастливым, уютным, / Пусть хорошо будет жить семья, которая переезжает, / Пусть дети на скамейке смеются - / Так благословляло супругов ниме) [8, с. 5].

Кроме того, сплоченность, коллективизм, дружба помогали народу во все времена: «Ниме эртел вйй-хйватне кйтартнй / Танмарлйхри синкерлё кунсенче, / Вйл пёрлешуллё туйймсем дуратнй / Ялан пёччен тертленнё чунсенче» (Ниме показывало силу артели / В трудном периоде неравенства, / Оно рождало чувства объединения / В сердцах, которые всегда мучились в одиночестве) [8, с. 6].

В конце стихотворения Ю. Семендер воспевает славную традицию чувашского народа, желает дальнейшего процветания этого обычая: «Пёр пёрчёрен дуллен тухать пин пёрчё, / Ерчев-хунав дёклет чунри тиме. / Эппин, хёмлентёр ймйрту кётречё, / Эп-пин, сыв пултйр ёмёрлёх ниме!» (Из одного зернышка ежегодно всходит тысяча зерен, / Размножение ростков поднимает внимание души. / И пусть усилится чудо соревнования, / Да здравствует навечно ниме!) [8, с. 6].

Резюме. В данной работе мы провели выборочный анализ стихотворений Ю. Се-мендера, в которых отразилось такое ценное в характере чувашского народа качество, как трудолюбие. Для его раскрытия поэт использует такие литературные приемы, как эпитет (ылтйн тыра, сара кйшйл, сара кёлет), метафора (хурда ут, вутла какар), сравнение (дурта пек турё пёрене), олицетворение (пуд таять сар тула, улма-дырла сёнет сарт-вар, кудёнче вылярё ик дулам, икё шёл твар), риторический вопрос (Эппин, епле пурнар-ха унсар?). Средства выразительности в анализируемых произведениях говорят о любви лирического героя к своей малой родине, об уважении к человеку труда, его рабочим рукам, которые создают достаток и приближают светлое будущее.

Ю. Семендер по-настоящему ценит труженика, его работу. Поэт понимает его сердцем, душой, ведь он сам много лет работал в родном колхозе, помогал в домашнем хозяйстве. Его поэзия прославляет нелегкий труд земледельца.

Только через труд - основу жизни - человек может найти себе счастье и строить свое будущее. Благодаря труду возрождается земля и взращивается хлеб, цветут сады и поля, поднимается новый дом, рождается семья. Все это делают скромные человеческие руки, которым автор ставит памятник. Поэтому каждый персонаж его лирики любим прежде всего самим автором. Это умелый, грамотный, знающий свое дело, с золотыми руками мастер.

Проанализированные нами образцы лирики позволяют утверждать, что труд и его результаты являются важнейшим стимулом и стержнем в процессе формирования характера лирического героя в поэзии Юрия Семендера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары : ЧИЭМ СПбГПУ, 2004. - 488 с.

2. Ермакова Г. А., Иванов В. А., Хабибуллина Э. Х. Картина мира этноса через семиотику языковых единиц лирического произведения Я. Ухсая «Полюбил я, поля, вас» // Вестник Чувашского университета. -2012. - № 4. - С. 289-292.

3. Иванова Е. Ю. Художественно-философская концепция счастья в поэзии Алексея Воробьева в контексте национально-культурных традиций // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1(77), ч. 1. - С. 60-70.

4. Культура Чувашского края : учебное пособие. Ч. I / В. П. Иванов, Г. Б. Матвеев, Н. И. Егоров и др. ; сост. М. И. Скворцов. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1995. - 350 с.

5. Патмар И. А., Патмар Э. И. Халах аслалахё. - Канаш : Канашская типография, 1994. - 112 с.

6. Русские писатели о чувашах : сборник произведений / сост. и авт. вступ. статьи Ф. Е. Уяр ; авт. комментариев Г. И. Федоров ; авт. послесловия В. Г. Родионов. - 2-е изд., доп. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2009. - 590 с.

7. Сементер Ю. Йёс шанкарав: савасем, поэма, юрасем. - Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1991. -

271 с.

8. Сементер Ю. Ниме. Савасемпе поэма. - Шупашкар : Чаваш кенеке изд-ви, 1979. - 144 с.

9. СементерЮ. Савасем. ^ырнисен пуххи. - I том. - Шупашкар : £ёнё вахат, 2015. - 452 с.

10. Сементер Ю. Чёнтёрлё кёпер. Савасемпе поэма. - Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1984. - 128 с.

11. Скворцова О. В. Поэзия В. Эндипа как пространство представления ведущих философских идей чувашского этноса // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 1(81). - С. 65-70.

12. Тимофеев Г. Т. Тахарьял: этнографи тёрленчёкёсем. Халах самахлахё. £ырса пынисем. ^ырусемпе асаилусем. - Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 2002. - 431 с.

13. Чаваш халах самахлахё. V том : Вак жанрсем. - Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1984. - 352 с.

UDC 821.512.111-1CeMeHgep

T. N. Filippova

CHARACTER AND PROBLEMS OF MORALITY IN LYRICAL POETRY OF YURY SEMENDER

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article seeks to systematically review and analyze some of the characteristics of lyrical character in the poetry of Yury Semender. The focus is on the works from the collections of «Help», «Patterned bridge», «Brass bell». The paper indicated the importance of the labor in the poetic work of Yury Semender; stresses such moral standing characteristic of the Chuvash people like hard work, solidarity, mutual support. The author also aimed to consider some features of the poet's style.

Keywords: labor theme, problems of morality, parallelism, poetry, national character, motive, metaphor, epithet.

REFERENCES

1. Volkov G. N. Chuvashskaja jetnopedagogika. - Cheboksary : ChlJeM SPbGPU, 2004. - 488 s.

2. Ermakova G. A., Ivanov V. A., Habibullina Je. H. Kartina mira jetnosa cherez semiotiku jazykovyh edinic liricheskogo proizvedenija Ja. Uhsaja «Poljubil ja, polja, vas» // Vestnik Chuvashskogo universiteta. - 2012. -№ 4. - S. 289-292.

3. Ivanova E. Ju. Hudozhestvenno-filosofskaja koncepcija schast'ja v pojezii Alekseja Vorob'eva v kon-tekste nacional'no-kul'turnyh tradicij // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. - № 1(77), ch. 1. - S. 60-70.

4. Kul'tura Chuvashskogo kraja : uchebnoe posobie. Ch. I / V. P. Ivanov, G. B. Matveev, N. I. Egorov i dr. ; sost. M. I. Skvorcov. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1995. - 350 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Palmar I. A., Patmar Je. I. Halah aslalahe. - Kanash : Kanashskaja tipografija, 1994. - 112 s.

6. Russkie pisateli o chuvashah : sbornik proizvedenij / sost. i avt. vstup. stat'i F. E. Ujar ; avt. kommentariev G. I. Fedorov ; avt. posleslovija V. G. Rodionov. - 2-e izd., dop. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 2009. - 590 s.

7. Sementer Ju. Jes shankarav: savasem, pojema, jurasem. - Shupashkar : Chavash keneke izd-vi, 1991. -

271 s.

8. Sementer Ju. Nime. Savasempe pojema. - Shupashkar : Chavash keneke izd-vi, 1979. - 144 s.

9. Sementer Ju. Savasem. Qyrnisen puhhi. - I tom. - Shupashkar : Qene vahat, 2015. - 452 s.

10. Sementer Ju. Chenterle keper. Savasempe pojema. - Shupashkar : Chavash keneke izd-vi, 1984. - 128 s.

11. Skvorcova O. V. Pojezija V. Jendipa kak prostranstvo predstavlenija vedushhih filosofskih idej chuvashskogo jetnosa // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2014. - № 1(81). - S. 65-70.

12. Timofeev G. T. Tahar'jal: jetnografi terlenchekesem. Halah samahlahe. Qyrsa pynisem. Qyrusempe asailysem. - Shupashkar : Chavash keneke izd-vi, 2002. - 431 s.

13. Chavash halah samahlahe. V tom : Vak zhanrsem. - Shupashkar : Chavash keneke izd-vi, 1984. - 352 s.

© Filippova T. N., 2017

Filippova, Tatyana Nikolaevna - Post-graduate Student, Department of Chuvash Language and Literature, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on March 17, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.