КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 159.9
природа индивидуальных различий склонности к депрессивным переживаниям
A.n. БЕЛОВА1*, Е.З. САБИРОВА2, С.Б. МАЛЫХ1
1 Учреждение Российской академии образования «Психологический институт», Москва;
2 Кыргызско-Российский Славянский университет, Бишкек, Кыргызстан
В работе на русскоговорящей выборке подростков близнецов показано, что генетические факторы вносят существенный вклад в формирование предрасположенности к депрессии. При анализе шкал опросника Kovacs М. (2008) наибольшее влияние генотипа было получено для тех из них, которые последовательно выделялись практически во всех исследованиях, посвященных факторному анализу методики CDI. Это - шкалы «Негативная эмоциональность», «Негативная оценка себя», «экстернализация».
Ключевые слова: депрессивность, генетические и средовые факторы, подростки.
Депрессия является одной из наиболее распространенной форм эмоциональных нарушений, имеющей тендендию к росту. При этом основное увеличение числа страдающих от депрессии осуществляется за счет подростков и молодых людей (Weissman М.М., Bland R.S. et al., 2001) [11]. В зависимости от тяжести симптомов депрессия может носить клинический характер (клиническая депрессия) или ограничиваться проявлениями, которые попадают скорее в сферу внимания психологов. В последние годы появился ряд работ, посвященных изучению депрессивности как индивидуальной особенности, прежде всего в детском и подростковом возрастах. При этом под депрессивностью понимается склонность человека испытывать депрессивные переживания в различных жизненных ситуациях. Важно, что в исследованиях (как на клинической, так и на обычной популяции) обнаруживается преемственность депрессивных проявлений в ходе развития от подросткового до зрелого
© Белова А.П., 2011
* Для корреспонденции:
Белова Александра Павловна
Учреждение РАО «Психологический институт»
125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4
возраста. До 70% детей, столкнувшихся с депрессивными проявлениями в подростковом возрасте, продолжают испытывать депрессивные эпизоды и во взрослой жизни (Harrington R. et al., 1990 [4]; Klein D.N. et al., J. Psychol. Med., v. 34, 2004). Очевидно, что депрессивные переживания негативно влияют на большинство сфер жизни ребенка - он теряет интерес к деятельности, веру в будущее, возникают проблемы с успешностью обучения в школе. Негативные эмоциональные переживания могут значительно снижать качество жизни человека и даже блокировать нормальное психическое развитие подростка, поэтому изучение природы депрессивных переживаний имеет важное значение для понимания рисков психического развития ребенка.
Существенную роль в этиологии депрессивных симптомов, как показал мета-анализ данных [8], играют генетические факторы. Целый ряд близнецовых исследований также свидетельствует о значительном вкладе наследственных факторов в проявления депрессивных симптомов (например, Rende R.D., Plomin R. et al., 1993 [9]; Thapar A. & McGuffin P., 1994 [10]; Eley T.C. et al., 1998 [3]; Eaves L.J. et al., 1997 [2]). однако оценки наследуемости варьируют в достаточно широком диапазоне (от
15 до 80%), в зависимости от исследуемой популяции и используемых методов диагностики.
Целью нашей работы является изучение роли генетических и средовых факторов в происхождении индивидуальных различий в склонности к депрессивным переживаниям у подростков.
Методика состояла в следующем. В исследовании приняли участие 196 пар близнецов в возрасте от 13 до 17 лет (x=15,2), из них 72 пары монозиготных близнецов, 81 пара однополых дизиготных близнецов и 43 пары разнополых дизиготных близнецов. Зиготность близнецов определялась по методу полисимптомного сходства (Cohen D.J., Dibble E., Grawe J.M., Pollin W., 1973); пары с неточной диагностикой в исследование не включались.
Для оценки уровня депрессивности была использована методика CDI (Kovacs M., 2008) [5], предварительно адаптированная и стандартизированная нами на российской выборке подростков [1] . Для стандартизации и психометрической проверки методик дополнительно использовалась также выборка одиночно рожденных детей. Выборку стандартизации составили 713 подростков в возрасте от 13 до 17 лет (335 юношей и 378 девушек), из них младших подростков (13-14 лет) - 208 человек, старших подростков (15-17 лет) - 505 человек.
Анализ описательных статистик проводился с помощью пакета SPSS.
Для оценки влияния наследственных и средовых факторов на индивидуальные различия по депрессивности использовались методы структурного моделирования (Neale M. et al., 2005). Структурное моделирование, известное также как модели с латентными переменными, - это общий подход, в котором влияние генотипа и среды рассматривается как вклад неизмеряемых (латентных) переменных в индивидуальные фенотипические различия. В основе метода лежат алгоритмы подбора моделей структуры фенотипической изменчивости и сопоставления теоретической структуры
изменчивости с ее реальной структурой в данных.
Данные МЗ и ДЗ близнецов используются для оценки вкладов следующих составляющих в общей фенотипической вариативности: аддитивные (А) и неаддитивные ф) генетические факторы, негенетические факторы, приводящие к повышению сходства между сибсами - «общая среда» (С), негенетические факторы, приводящие к снижению сходства между сибсами - «индивидуальная среда» (Е). Последний компонент включает в себя также изменчивость, вызванную ошибкой измерения (рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма путевых коэффициентов. Прямоугольник - наблюдаемые переменные; круг - латентные переменные; однонаправленные стрелки (или пути) -предполагаемые причинные связи между переменными; двунаправленные стрелки - ковариационные связи и дисперсии
Для оценки соответствия модели данным в «МХ» использовался вариант метода максимального правдоподобия (full-information maximum likelihood). При подборе оптимальной модели для каждого исследуемого показателя применялись критерии логарифмического правдоподобия (-2LnL, статистика распределена как «хи-квадрат»), критерий «хи-квадрат» и информационный критерий Акаике (AIC). Для каждого из исследуемых показателей нами проверялись четыре модели структуры изменчивости: ACE - полная модель (включает генетические факторы, общую и индивидуальную среду), АЕ - простая генетическая модель (только генетические факторы и индивидуальная среда), СЕ -
средовая модель (только общая и индивидуальная среда), Е - модель случайных эффектов (только индивидуальная среда и ошибка измерения). Были получены следующие данные.
Психометрическая характеристика опросника (надежность измерений). Перед адаптацией методики на российской выборке симптомы, упомянутые М. Ковач [5], были сопоставлены с симптомами, упомянутыми в МКБ-10 и русскоязычной литературе в связи с подростковой депрессивно-стью. По результатам этого сопоставления один вариант негативного эмоционального состояния при депрессии, специфичный для подростков, согласно российской литературе, - раздражительность, был добавлен в методику в качестве дополнительного вопроса. Кроме этого высказывания, в методику были включены еще 3 вопроса, касающиеся когнитивных нарушений -памяти, легкости сосредоточения, а также переедания, которые, согласно данным литературы, также могут быть проявлениями депрессии у подростков. Однако последние 3 вопроса показали плохую согласованность с депрессивностью в целом (видимо, в связи с тем, что часто являются также признаками совершенно других особенностей и состояний) на предварительном этапе исследования и поэтому были исключены из дальнейшего рассмотрения.
Для каждого из вопросов была получена оценка корреляции с суммарным баллом и вычислена величина показателя альфа в случае, если данный вопрос был бы удален из методики. По результатам этой процедуры один вопрос («я уверен, что со мной случится нечто ужасное») был исключен, так как имел низкую связь с общим баллом и не давал разброса ответов. Для полного варианта методики, который состоял из 27 вопросов, показатель внутренней согласованности альфа Кронбаха оказался весьма высоким (а=0,874), что свидетельствует о высокой степени однородности шкалы. Для того чтобы сравнить наши результаты с данными, полученными в других исследованиях, был вычислен средний балл по сумме 27 вопросов, которые изначально входили в методику CDI, а также суммарный балл по модифицированной методике CDI. Результаты этого сравнения представлены в таблице 1.
Как следует из таблицы 1, данные, полученные на русскоговорящей выборке с использованием оригинальных вопросов Kovacs, значимо не отличаются от полученных Twenge J.M., Nolen-Hoeksema S. в результате мета-анализа 310 исследований с использованием этой методики даже несмотря на то, что в нашем случае возрастные границы были несколько расширены.
Таблица 1
Сравнение среднего балла по сумме 27 вопросов с аналогичными данными
Twenge J.M. et al. (2002)
Twenge J.M. et al., мета-анализ 310 исследований (13-16 лет)* Русскоязычная выборка, 27 оригинальных вопросов Kovacs (13-17 лет) русскоязычная выборка, модифицир ованный вариант CDI (13-17 лет)
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Среднее 8,9 10,1 9,0 9,4 10,1 10,9
Стандартное отклонение - - 4,7 5,0 6,3 5,7
Примечание: *среднее значение для мальчиков и девочек в возрасте 13-16 лет было вычислено на основании средних показателей, представленных для каждого возраста в отдельности (Twenge J.M., Nolen-Hoeksema S. J. of Abnormal Psychology. 2002, v. 111(4), p. 578-588)
Факторный анализ методики был проведен с помощью метода Максимального правдоподобия с Promax вращением. В результате анализа было выделено 6 факторов, один из которых оказался тривиальным. Поэтому финальное решение состояло из 5 факторов, которые в сумме объясняли лишь 27% разброса ответов респондентов, что аналогично результатам, полученным другими исследователями.
Таким образом, было описано 5 следующих шкал:
- Негативная эмоциональность (а=0,71);
- Негативная самооценка (а=0,68);
- Ангедония и нежелание общаться (а=0,58);
- Экстернализация (связанная с такими проявлениями, как «Я не делаю то, о чем меня просят», «Я все время ссорюсь с людьми», «Окружающие недовольны мной»). Надежность этой шкалы оказалось довольно низкой (а=0,454);
Соматические проявления (которая включила всего два пункта «Я все время чувствую усталость» и «У меня всегда что-то болит») (а=0,53).
Важно отметить, что в нашем исследовании, так же, как и по результатам исследований в других культурах, выделились три «обязательные» фактора CDI, связанные с депрессивностью у подростков. это - негативная эмоциональность, низкая самооценка и экстернализация. Причем, два первых фактора оказались также наиболее надежными.
Кроме этого, было выделено два дополнительных фактора, которые также встречаются у других авторов - это ангедония и нежелание общаться и соматические проявления.
Однако в связи с тем, что выделенные шкалы объясняют лишь треть дисперсии, к ним следует относиться с осторожностью. Поэтому для анализа в основном используется надежный суммарный показатель.
Анализ внутрипарных корреляций. Для каждой измеряемой переменной -общего балла по депрессивности, а также каждой из шкал, нами были вычислены корреляции внутри пар МЗ и ДЗ однополых и разнополых близнецов (табл. 2).
Как видно в таблице 2, ответы близнецов (как монозиготных, так и дизиготных) сходны по всем измеряемым характеристикам (внутрипарные корреляции статистически значимы в большинстве случаев). Исключение составила шкала соматических проявлений методики CDI, для которой внутрипарные корреляции в парах мЗ и разнополых ДЗ близнецов оказались незначимыми. Вероятно, это связано с характеристиками самой шкалы, которая состоит всего из 2 пунктов и демонстрирует довольно низкую внутреннюю надежность. В этой связи данная шкала была исключена из дальнейшего анализа.
По показателю депрессивности (суммарный балл по методике CDI) внутри-парные корреляции монозиготных близнецов выше, чем внутрипарные корреляции
Таблица 2
Внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов по показателям депрессивности
Шкалы МЗ близнецы ДЗ однополые близнецы ДЗ разнополые близнецы
r Р r Р r Р
Суммарный балл по методике СБ1 0,49 0,00 0,41 0,00 0,40 0,00
Шкала Негативная эмоциональность 0,54 0,00 0,43 0,00 0,41 0,00
Шкала Негативная самооценка 0,42 0,00 0,38 0,00 0,37 0,00
Шкала Экстернализация 0,45 0,00 0,27 0,00 0,28 0,00
Шкала Соматические проявления 0,07 0,57 0,18 0,02 0,11 0,10
Шкала Ангедония и нежелание общаться 0,33 0,01 0,33 0,00 0,32 0,00
дизиготных, что свидетельствует о влиянии наследственных факторов. Аналогичная ситуация наблюдается для отдельных шкал CDI - негативная эмоциональность, негативная самооценка и экстернализация. Для шкалы Ангедония и нежелание общаться корреляции в парах МЗ и ДЗ близнецов равны, что скорее свидетельствует в пользу средовой обусловленности оценок по этой шкале.
Подбор моделей. Для каждой из тестируемых переменных нами проверялись четыре модели структуры фенотипической дисперсии: ACE, АЕ, СЕ, Е. Так как ни в одном случае корреляции мЗ близнецов не превышали корреляции ДЗ близнецов более чем вдвое, модель ADE, включающая неаддитивные генетические факторы (D), нами не использовалась. Аналогичным образом, поскольку корреляции разнополых ДЗ близнецов и однополых ДЗ близнецов значительно не различались для переменных, где можно предположить генетиче-
ские влияния, нами не использовались генетические модели, включающие влияние переменной пола. Результаты подбора моделей представлены в таблице 3.
По результатам моделирования для общего балла по методике CDI наилучшим образом подошла генетическая модель АЕ с сильным влиянием генетического фактора (А=0,75; Е=0,25). Эта же модель подошла и для шкал Негативное настроение (А=0,61; Е=0,39) и Экстернализация (А=0,38; Е=0,62). Эти результаты очень хорошо согласуются с данными литературы, полученными на подростковом возрасте в других странах (например, Scourfield I. et а1., 2003 [7]; ^араг А. & McGuffin Р., 1994 [10]). Для шкалы Негативная самооценка наилучшим образом подошла полная модель, где около половины индивидуальных различий объясняется случайными факторами и индивидуальной средой, а генетические и общесредовые факторы объясняют около 25% разброса каждый (А=0,25;
Таблица 3
Результаты подбора моделей для показателей депрессивности
Шкалы Модель A (аддитивные генетические факторы) С (факторы общей среды) Е (фа! индиви ной с торы щуаль-реды) Характеристики модели
А Довер. интервал С Довер. интервал Е Довер. интервал х2 AIC Р
Суммарный балл по методике СБ1 AE 0,75 0,560,85 - - 0,25 0,140,44 399,763 135,8 0,99
Негативная эмоциональность СБ1 AE 0,61 0,450,73 - - 0,39 0,270,55 889,107 259,1 0,62
Негативная самооценка СБ1 ACE 0,25 0-0,60 0,2 0-0,47 0,55 0,400,76 902,76 264,8 0,77
Экстернализация СБ1 AE 0,38 0,200,54 - - 0,62 0,460,8 920,601 274,6 0,99
Соматические проявления СБ1 Ни одна из моделей не подходит. Невозможно подобрать модель
Ангедония и нежелание общаться СБ! CE - - 0,33 0,180,46 0,67 0,540,82 912,73 290,7 0,77
С=0,2; E=0, 55). Для шкалы Ангедония и нежелание общаться наиболее подходящей оказалась средовая модель (С= 0,33; E=0,67).
Таким образом, результаты нашего исследования, полученные на русскоговорящей выборке подростков, подтверждают данные литературы, согласно которым, генетические факторы вносят весомый вклад в формирование предрасположенности к депрессии в подростковом возрасте.
Так, например, сходные результаты были получены в работе Thapar A., McGuffin P., 1994 [10], в которой влияние аддитивных генетических факторов на индивидуальные различия по депрессивно-сти у подростков 12-16 лет составило 0,76, если депрессивность оценивалась по результатам ответов подростков, и 0,78 - по результатам ответов их родителей.
Аналогичные результаты были приведены Scourfield J. et al. [7]: аддитивный компонент для девочек 12-17 лет был равен 0,8 и для мальчиков - 0,68.
В исследовании Ф. Райс с соавторами на детях 11-17 лет (Rice F. et al., 2005) [6] также констатировано существенное влияние аддитивного генетического фактора - 0,45.
Интересно отметить, что при анализе шкал опросника наибольшее влияние генотипа было получено для тех из них, которые последовательно выделялись практически во всех работах, посвященных факторному анализу методики CDI. Это шкалы «Негативная эмоциональность», «Негативная оценка себя» и шкала «Экс-тернализация», что, на наш взгляд, с одной стороны, является дополнительным свидетельством правомерности выделения этих факторов, а с другой, говорит о том, что особенности эмоционального реагирования сильно связаны с генетической предрасположенностью.
В то же время такие показатели, как нежелание общаться и ангедония, в большей степени зависят от особенностей той среды, в которой находится подросток.
Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 10-06-00337а) и Министерства образования и науки РФ (ГК № 14.740.11.0882).
Литература
1. Белова А.П., Малых С.Б., Сабирова Е.З., Лобаскова М.М. Оценка депрессивности в подростковом возрасте // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия Психология, вып. 2, - 2008. - № 32 (132). - С. 10-18.
2. Eaves L.J., Silberg J.L., Meyer J.M., Maes H.H., Simonoff E., Pickles A., Rutter M., Neale M.C., Reynolds C.A., Erikson M.T., Heath A.C., Loeber R, Truett K.R., Hewitt J.K. Genetics and developmental psychopathology: 2. The main effects of genes and environment on behavioral problems in the Virginia Twin Study of Adolescent Behavioral Development // J. Child Psychol. Psychiatry. - 1997. - Vol. 38(8). - P. 965-980.
3. Eley T.C., Deater-Deckard K., Fombonne E., Fulker D.W., Plomin R. An adoption study of depressive symptoms in middle childhood // J Child Psychol. Psychiatry. - 1998. -Vol. 39(3).
- P. 337-345.
4. Harrington R., Fudge H., Rutter M., Pickles A., and Hill J. Adult outcomes of childhood and adolescent depression // Arch. Gen. Psychiat.
- 1990. - Vol. 47. - P. 465-473.
5. Kovacs M. et al. Children's Depression Inventory (CDI). Technical Manual Update. -MHS - Canada, Toronto ON, 2008 (copyright 1992, 2003). - P. 150.
6. Rice F., Harold G.T, Thapar A. The link between Depression in mothers and offsprings: an extended twin analysis // J. Behavior Genetics. - 2005. - Vol. 35 (5). - P. 565-577.
7. Scourfield J., Rice F., Thapar A., Harold G.T., Martin N., and McGuffin P. Depressive symptoms in children and adolescents: Changing aetiological influences with development // J. Child Psychol. Psychiatry. -2003. - Vol. 44. - P. 968-976.
8. Sullivan P.F., Neale M.C., Kendler K.S. Genetic epidemiology of major depression: Review and meta-analysis // Am J Psychiatry. - 2000.
- Vol. 157. - P. 1552-1562.
9. Rende R.D., Plomin R., Reiss D., Hetherington E.M. Genetic and environmental influences on depressive symptomatology in adolescence: individual differences and extreme scores // J. Child Psychol. Psychiatry. - 1993. - Vol. 34(8). - P. 1387-1398.
10. Thapar A., McGuffin P. A twin study of depressive symptoms in childhood // Br.J. Psychiatry. - 1994. - Vol. 165(2). - P. 259-265.
11. Weissman M.M., Wolk S., Wickramaratne P., Goldstein R.B., Adams P., Greenwald S., Ryan N., Dahl R.E., & Steinberg D. Children with prepubertal-onset major depressive disorder grown up // Arch. Gen. Psychiatry. - 1999. -Vol. 56. - P. 794-801.
THE NATURE OF INDIVIDUAL DIFFERENCES IN TENDENCY
TO DEPRESSIVE FEELINGS
A.P. BELOVA1, E.Z. SABIROVA2, S.B. MALYKH1
1 Psychological Institute RAE, Moscow;
2 Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek
In work on the Russian-speaking sample of adolescent twins shows that genetic factors contribute significantly to the formation of predisposition to depression. In the analysis of questionnaire scales Kovacs M. (2008) the greatest effect of genotype was found for those who have consistently stood out in almost all studies on the factor analysis technique «The Children's Depression Inventory» (CDI), namely the scales of «Negative emotionality», «A negative self-evaluation», «Externalization».
Keywords: depression, genetic and environmental factors, adolescents.