Научная статья на тему 'Природа и христианство в «Феномене человека» П. Тейяра де Шардена'

Природа и христианство в «Феномене человека» П. Тейяра де Шардена Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1236
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / ПРИРОДА (ФИЛОСОФИЯ) / ТЕОЛОГИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ ПРИРОДЫ / ЧЕЛОВЕК / NATURE (PHILOSOPHY) / CHRISTIANITY / THEOLOGY / EVOLUTION OF NATURE / HUMAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цицилина Нина Ивановна

Автор обращается к идеям П. Тейяра де Шардена, разработавшего оригинальную концепцию эволюции, представляющую собой синтез научных и теологических идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nature and Christianity in the phenomenon of man by P. Teilhard de Chardin

The author applies to the ideas of P. Teilhard de Chardin who developed original conception of evolution representing a synthesis of scientific and theological ideas.

Текст научной работы на тему «Природа и христианство в «Феномене человека» П. Тейяра де Шардена»

© Н.И. Цицилина, 2008

УДК 27-18(44) ББК 87.3(4Фра)

ПРИРОДА И ХРИСТИАНСТВО В «ФЕНОМЕНЕ ЧЕЛОВЕКА»

П. ТЕЙЯРА де ШАРДЕНА

Н.И. Цицилина

Автор обращается к идеям П. Тейяра де Шардена, разработавшего оригинальную концепцию эволюции, представляющую собой синтез научных и теологических идей.

Ключевые слова: христианство, природа (философия), теология, эволюция природы, человек.

Идеи известнейшего и гениального французского естествоиспытателя, философа и теолога Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955) по-прежнему продолжают оказывать глубочайшее влияние на современную духовную жизнь, вызывая неутихающие споры и дискуссии. Основные его труды, прежде всего «Феномен человека» (1946), были изданы посмертно из-за запрета Римско-католической церкви, которая увидела в них серьезные доводы и доказательства, противоречащие основным догматам христианского Откровения.

Согласно одному из основных христианских догматов Бог сотворил мир из ничего, только актом своей доброй воли, благодаря своему всесилию. Божественное всесилие продолжает постоянно поддерживать бытие мира. Это миропонимание - креационазм, что означает «созидание», «творение».

Догмат о творении центр тяжести перенес на сверхприродное начало. Христианский Бог перестал быть родственным природе, он стоял над ней и выступал трансцендентным Богом. Природа лишалась самостоятельного творческого начала, оно передавалось Богу, и Космос античных философов потерял статус вечного бытия.

Бог не только сотворил природу, но он может действовать и вопреки естественному ходу вещей, творя чудеса. Еще Августин Блаженный утверждал, что природа «сама для

себя недостаточна», человек отныне ее господин и может ею повелевать.

Средневековье кардинально поменяло отношение к природе, распространило на нее мистицизм, символизм и аллегоризм. Христианство исключило природу из процесса познания, как это было в античную эпоху, сосредоточив внимание на познании Бога и человеческой души.

Важнейшей чертой творчества П. Тейяра де Шардена являлся глубокий синтез научных и теологических идей. Он пытался объединить современное понимание природы с христианской традицией, что особенно ярко отразилось в его главном произведении «Феномен человека». В нем красной нитью проходит идея эволюционизма, так как ученый считал, что учение об эволюции прочно утвердилось во всех областях знания (гуманитарных, естественных) и является ядром учения о развитии универсума. В главе «Молодая Земля» (Ч. 1) ученый писал о Земле как о единственной точке мира, «...где имеется возможность проследить эволюцию материи в ее высших фазах, вплоть до нас самих» (с. 71)1. Мир рассматривался П. Тейяром де Шарденом как глобальный эволюционный процесс «расширяющейся Вселенной», когда в момент глобального взрыва из первовещества путем непредсказуемой трансформации образуются устойчивые элементарные единицы материи.

В этом первичном процессе формирования Земли П. Тейяр де Шарден выделил две стороны - внешнюю и внутреннюю, назвав основную структуру: «барисфера, литосфера, гидросфера, атмосфера, стратосфера».

Смысл внешней стороны заключается в глобальном процессе кристаллизации, что привело к формированию «минерального мира». Однако «эволюционизм» этого мира крайне ограничен, так как молекулы минералов неспособны к увеличению.

Совсем другое дело - движение и развитие во внутренних структурах, этот процесс назван мыслителем миром полимеризации: «...где частицы сцепляются, группируются и взаимозаменяются» (с. 74). В построениях полимерных цепочек участвуют углеродные, водородные, гидратные и азотистые соединения. Это «органический химизм», который и смог начать формирование на Земле тонкой пленки, которую П. Тейяр де Шарден назвал «ее главнейшим украшением».

Во второй части «Феномена человека», названной «Жизнь», особо выделим вторую главу «Экспансия жизни», в которой мыслитель рассматривает важнейшие формы образования и движения жизни как специфического феномена.

Этот процесс самовоспроизведения, основу которого составляет клетка. Клетки растут и размножаются путем деления на две дочерние. При этом дочерним клеткам передается полный набор хромосом, несущих генетическую информацию. Перед делением число хромосом удваивается. П. Тейяр де Шарден подчеркнул, что это вначале было или способом выжить, или просто счастливым случаем, но немедленно было отобрано природой и использовано для прогресса и захвата (пространства).

Другой важный процесс, на который мыслитель обратил внимание, - это обновление в процессе размножения, то есть способность живого внутренне перестраиваться и принимать новый облик. В конце 50-х гг. были подробно разработаны механизмы изменчивости на молекулярном уровне. Наиболее известные - мутация генов -непосредственное преобразование генов в хромосоме под воздействием разнообразных внешних факторов; рекомбинация генов - создание новых комбинаций генов, располагающихся в конкретной хромосоме. Это привело к созданию нового раздела в биологии - генной инженерии, цели которой в обществе одобряются далеко не всеми, а религия, в том числе и христианская, часто делает ее достижения объектом критики.

Важным следствием размножения становится «ассоциация» - движение «...к еди-

нению или синтезу беспрерывно увеличивающихся продуктов размножения живого» (с. 119). П. Тейяр де Шарден подчеркивал, что в природе можно обнаружить практически все стадии ассоциации. У основания - «простая агрегация» (бактерии, низшие грибы), затем -«спаянная колония» (высшие растения, мшанки, полипы), затем - многоклеточные с самостоятельным центром и, наконец, общества, в том числе и кульминация в форме «разумно организованного общества “Social reflechi”».

Внутри этого процесса два вида энергии: тангенциальная - это энергия, принимаемая и объясняемая наукой, и радиальная, которая ведет материю по пути постоянного усложнения, она носит особый психический, духовный характер. Ученый объяснял под «тангенциальным» «радиальное». Импульс мира, выражающийся в росте сознания, может иметь своим последним источником лишь какой-то внутренний принцип движения, только в нем он находит объяснение своего необратимого устремления ко все более высоким формам психического» (с. 155).

Понятие ноосферы - главное и наиболее употребляемое в «Феномене человека». В отличие от В.И. Вернадского ноосфера у П. Тейяра де Шардена - это сфера духа, устремленного к совершенству, в основе процесса - скрытые творческие силы, разворачивающиеся постепенно в ходе развития и достигающие в лице человека критической точки, за которой начинается объединение в высший Синтез.

При самом внимательном отношении П. Тейяра де Шардена к эволюции природы его больше всего интересует антропогенез или «феномен человека» как развивающееся культурносоциальное бытие. Универсальная эволюция, в которой нарастали изначально заложенные био-психические инградиенты, преобразовалась в биогенез, смыслом же биогенеза стала «цефали-зация», то есть возникновение и развитие головного и спинного мозга как носителей сознания.

Глобальное развитие мысли - это сущностной стержень не только антропогенеза, но и всего биогенеза. Всего лишь минимальное изменение в морфологии, а за ним - «невероятное потрясение сфер жизни - в этом весь парадокс человека...» (с. 169). П. Тейяр де Шарден обращал внимание на то, что с появлением рефлексии человек получил поистине безграничные возможности, а не только приобрел превосход-

ство над животными. Это привело к созданию нового мира: «Абстракция, логика, обдуманный выбор и изобретательность, математика, искусство, рассчитанное восприятие пространства и длительности, тревоги и мечтания любви... » (с. 171). И в то же время, как выразился ученый, «человек вошел в мир бесшумно...» (с. 190). Вся материя для П. Тейяра де Шардена имела сакральное качество, Вселенная находится на пути «христификации». Для мыслителя нет сомнения в том, что «дух ткет и развертывает покров ноосферы» (с. 197).

Человек является совершенным результатом эволюции, но это не завершение ее, а продолжение совершенствования мира, который несовершенен. П. Тейяр де Шарден строил гипотезу, по которой ноосфера - это лишь этап конвергирующей Вселенной. Дальнейший прогресс науки, техники, государственности, права, искусства и прочего ведет все человечество, по словам ученого, «в сферу новых измерений», в Сверхжизнь.

Конечная вершина прогресса - «точка Омега», олицетворением которой выступает Христос. Будущее эволюции направлено в сторону дальнейшей социализации, гуманизации и спиритуализации человечества. Достижение «точки Омеги» подготавливается долгим процессом развития всех людей в рамках ноосферы. Этот особый духовный синтез осуществляется в процессе дифференцированного единства. Вначале - это процесс персонализации, под которым П. Тейяр де Шарден понимал все возрастающее усиление значения отдельных личностей; а затем - унификации, создание всеобщего - образование крупных коллективов людей (например, цивилизации).

П. Тейяр де Шарден изображал завершающий эволюцию финал вполне по-христиански: как конец света, но его христианская эсхатология вполне оптимистична. Он считал,

что возникновение мира - это слишком значимое грандиозное дело, чтобы потерять его, человечеству надо идти дальше в будущее, где его ожидает Сверхжизнь.

«Феномен человека» символично завершается «Феноменом христианства», где ученый еще раз подчеркнул необходимость слияния современной науки и христианской религии. Взгляды ученого, философа и теолога -это небезуспешная попытка преодолеть раскол между наукой и религией, возникший в XVI в., когда польский монах и астроном Н. Коперник заявил, что Земля движется вокруг Солнца, а итальянский математик Г. Галилей доказал это практически. Противостояние науки и религии стало приобретать для человечества в начале XX в. трагический характер. Многие люди, благодаря достижениям науки, безраздельно в нее поверили, так как естествоиспытатели, в отличие от теологов, смогли с помощью законов физики, химии, математики объяснить принципы построения мироздания. Но в то же время, размышляя о тайнах бытия, многие ученые стали обращаться к Абсолюту, трансцендентальности, высокой духовности. Это А. Эйнштейн, М. Планк, Э. Резерфорд, и в этот ряд мы по праву можем поставить и имя П. Тейяра де Шардена.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Здесь и далее цитаты даются по изданию: [1] -с указанием в круглых скобках номера страницы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден ; пер. с фр. Н. А. Садовского, М. Л. Чавчавадзе; предисл. В. А. Никитина. - М. : Айрис-пресс, 2002. - 350 с.

NATURE AND CHRISTIANITY IN THE PHENOMENON OF MAN BY P. TEILHARD DE CHARDIN

N.I. Tsitsilina

The author applies to the ideas of P. Teilhard de Chardin who developed original conception of evolution representing a synthesis of scientific and theological ideas.

Key words: Christianity, nature (philosophy), theology, evolution of nature, human.

178

Н.И. Цицилина. Природа и христианство в «Феномене человека» П. Тейяра де Шардена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.