_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
АРХИТЕКТУРА
УДК 72.01
М.С. Гулая
студентка 3 курса архитектурного факультета СПб ГАСУ
г. Санкт-Петербург, РФ mari .gulaya@mail .ru
ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК, АРХИТЕКТУРА: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТИЯ
Аннотация
В статье ставятся вопросы организации пространственной среды внутри архитектурных объектов, необходимости создания природных зон отдыха, обеспечивающих положительное эмоционально-психологическое настроение человека.
Ключевые слова
Архитектурный объект, природный ландшафт, внутреннее пространство.
Важнейшим фактором в определении композиции архитектурного объекта является его нахождение в окружающем природном ландшафте. Это означает не только гармоничное включение информационного поля архитектурной постройки в природный рельеф. Стремление организовать пространственную среду для человека демонстрирует определенное превосходство над окружающей природой, технические возможности человечества, а также творческий потенциал в создании иной - искусственной красоты.
В современном архитектурном строительстве специфика природного рельефа продолжает оставаться значимым фактором. Схожие природные рельефы получают различные трактовки в зависимости от профессионального мастерства архитектора, его творческого метода и специфики собственного видения природы. Задачи, которые ставятся перед творцом, многоплановы. Прежде всего, необходимо сохранить органичную взаимосвязь архитектурного объекта и природы. Это означает, что архитектурное сооружение должно находиться в природном окружении, а специфические характеристики природной первоосновы при этом должны получить наиболее яркое раскрытие. Одним из возможных вариантов данной взаимосвязи является присутствие элементов природы во внутреннем пространстве архитектуры.
В настоящее время вписывающиеся в определенный ландшафт архитектурные постройки не являются изолированными объектами, а вплетаются в синтетический комплекс городской застройки. Находясь в тесном окружении множества зданий современного города, сложно жить с природой в единой гармонии. Также сложно понять информационное поле архитектурного здания.
Застройка населенных пунктов множеством архитектурных объектов представляет объективный процесс, обеспечивающий функционирование жизнедеятельности человека. Процесс роста народонаселения, разрастание территориальных границ городов, темпов и масштабов промышленного и гражданского строительства привел к тому, что человек начал трансформировать природный рельеф -корректировать направление движения рек, осушать их территории, ровнять холмистую местность. Человеческая деятельность частично нарушила органическую сущность нахождения объекта архитектуры в природном окружении. Пространство, заключенное внутри архитектурного объекта оказалось не только более защищенным от негативных воздействий окружающей среды на человека, но и раздвинуло рамки внутреннего пространства здания, оставив минимум на окружающее пространство вокруг здания.
Природа начала исчезать из городского пространства, а участки, выполняющие функции «островков» природы (парки, скверы, городские пляжи) только частично восполняют необходимость общения человека с природой. Невозможность созерцать природу за окном офисного здания или заводского помещения приводит к тому, что человек создает искусственные пейзажи, размещая частички природы непосредственно в самом помещении. Искусственно созданные композиции, гармонично дополняя друг друга, помимо эстетического воздействия имеют практическую направленность. Благоустраивая определенные зоны
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х
внутреннего пространства помещения частицами живой природы, находящийся в здании человек получает качественно иной уровень отдыха, необходимый для поддержания положительного эмоционально-психологического климата в коллективе.
В настоящее время зоны отдыха любого предприятия, любого офиса включают некий природный оазис с зимним садом, фонтанами. Фонтан формирует вокруг себя определенную среду, выступая объектом притяжения внимания и создания эмоционального настроения. Естественные свойства воды - журчание, плеск, текучесть делают ее композиционным центром такой зоны. В создании натурализованного интерьера привлекаются декоративное озеленение, скульптура, природные материалы (камень, песок, дерево). Зеленые насаждения выполняют функции генератора свежего воздуха, регулирующего температурный режим и влажность.
Таким образом мы наблюдаем процесс изменения изначального смысла формирования архитектурного пространства: объекты архитектуры, являющиеся средоточием человеческого разума и эстетики, выступающие центром природного ландшафта и находящиеся в его окружении, начинают выступать в роли пространства для уголков природы. Здание постройки, заключающее в себе природу, отгораживается от городского пространства, превращая природный уголок в свою внутреннюю сущность.
Современная архитектура в век стремительного технического прогресса продолжает решать актуальные для нового времени проблемы. Стеклянные небоскребы, сложные многоярусные дороги, стандартная застройка «спальных» районов выполняя функциональное значение, оказываются бездушными и невыразительными. И снова перед архитекторами ставятся задачи устройства пространства жизнедеятельности человека объектами, совмещающими сложные технические характеристики и эстетические требования современного общества.
© Гулая М. С., 2016
УДК 725.85
Лазарева Ю.С.
студент-магистрант второго курса Казанский государственный архитектурно-строительный университет г.Казань, Российская Федерация e-mail: lazarek@mail.ru Кулеева Л. М.
кандидат архитектуры, профессор кафедры Дизайна
Казанский государственный архитектурно-строительный университет г.Казань, Российская Федерация e-mail: la_mur@rambler.ru
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОДНЫХ ВИДОВ СПОРТА
Аннотация
На основе сравнительного анализа современного отечественного и зарубежного опыта в организации безбарьерной среды в спортивно-оздоровительных заведениях были выявлены и систематизированы существующие недостатки и недочеты, как например, проблема организации специального оборудования для людей с ограниченными возможностями, тактильность поверхностей и специальных звуковых устройств