Научная статья на тему 'Средовое проектирование в профессиональной практике американских архитекторов второй половины XX - начала XXI веков'

Средовое проектирование в профессиональной практике американских архитекторов второй половины XX - начала XXI веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
677
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ХХ ВЕКА / АРХИТЕКТУРА США / СРЕДОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ / U.S. ARCHITECTURE / ARCHITECTURE OF THE TWENTIETH CENTURY / ENVIRONMENTAL DESIGN IN CONTEMPORARY ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мельничук Светлана Ивановна

Поднимется актуальная проблема современного архитектурного проектирования, а именно отношение «объект-среда». На основании объективного анализа имеющихся на сегодняшний день проектных решений сделана попытка выявить основные принципы и приемы средового проектирования в творчестве известных американских архитекторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мельничук Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL DESIGN IN PROFESSIONAL PRACTICE OF AMERICAN ARCHITECTS OF LATE XX - EARLY XXI CENTURIES

The article broaches an urgent problem of modern architectural design, namely the correlation of object environment. Based on the objective analysis of currently available design solutions the author makes an attempt to identify the main principles and methods of environmental design in creative works of famous American architects.

Текст научной работы на тему «Средовое проектирование в профессиональной практике американских архитекторов второй половины XX - начала XXI веков»

4. http://www.irk.ru/expert/341/.

5. http://www.vsp.ru/economic/2012/01 /12/518781 ?call_context= embed.

6. http://www.vesti.ru/doc.html?id=665302.

7. http://

daily.ru/news/16/38621 /?sphrase_id=2121929.

8. http://www.baikal-

daily.ru/news/16/30184/?sphrase_id=2041977.

9. http://

daily.ru/news/16/33725/?sphrase_id=2121929.

10. http://www.newsland.ru/news/detail/id/832875/.

11. http://www.aif.ru/society/article/39017.

12. http://www.fast-torrent.ru/film/national-geographic-supersooruzheniya-gora-musora.html.

13. http://www.ogirk.ru/news/2012-02-17/18572.html.

14. http://ecofriendly.ru/book/export/html/196.

15. http://www.vsp.ru/social/2011 /12/09/518135.

16. http://www.rg.ru/2010/11 /17/finland.html.

www.baikal-

www.baikal-

УДК 711.1.01(73)

СРЕДОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ АМЕРИКАНСКИХ АРХИТЕКТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ

С.И.Мельничук1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Поднимется актуальная проблема современного архитектурного проектирования, а именно отношение «объект-среда». На основании объективного анализа имеющихся на сегодняшний день проектных решений сделана попытка выявить основные принципы и приемы средового проектирования в творчестве известных американских архитекторов. Ил. 7. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: архитектура ХХ века; архитектура США; средовое проектирование в современной архитектуре.

ENVIRONMENTAL DESIGN IN PROFESSIONAL PRACTICE OF AMERICAN ARCHITECTS OF LATE XX - EARLY XXI CENTURIES S.I. Melnichuk

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article broaches an urgent problem of modern architectural design, namely the correlation of "object - environment". Based on the objective analysis of currently available design solutions the author makes an attempt to identify the main principles and methods of environmental design in creative works of famous American architects. 7 figures. 4 sources.

Key words: architecture of the twentieth century; U.S. architecture; environmental design in contemporary architecture.

Двадцатый век, при всех его ужасающих катастрофах, - время высочайшего взлета созидательного гения. И архитектура не стала исключением. Это век мастеров высокой профессиональной пробы, унаследовавших опыт своих предшественников и сумевших создать новую эстетическую реальность.

Рождение современной архитектуры традиционно связывают с именами Райта, Гропиуса, Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. И хотя эта «большая четверка» несколько десятилетий задавала тон в архитектурном творчестве, в конце XX века стало понятно, что нормы архитектуры, провозглашенные ими, уже не оправдывают себя. Архитекторы пытаются привнести в городскую среду нечто новое, более соответствующее современным человеческим потребностям. Если ранее на первое место выносилась функциональная сторона зданий, то теперь архитекторы с помощью своих работ пытаются добиться иных целей: решая социальные проблемы, не разрушить экологию.

Сегодня проектирование городской среды вызывает большой интерес. Городская среда не должна быть противопоставлена природному ландшафту, а

органично сливаться с ним. Взаимопроникновение архитектуры и открытого озелененного пространства становится одним из важнейших принципов проектирования городской среды. Главной целью является создание благоприятной для человека пространственной среды, обладающей всеми необходимыми функциональными, эстетическими и экологическими свойствами.

Необходимо заметить, что окружающая нас среда, в том числе и городская, обладает определенными характеристиками, которые следует учитывать при разработке проектов общественных, гражданских зданий и комплексов, и даже в случае проектирования частного жилья. Как правило, на практике за основу берется лишь один критерий, на взгляд проектировщика самый значимый. Он и определяет, в конечном счете, приемы взаимодействия объекта со средой, а также задает форму и структуру будущей постройки. Это приводит к многообразию концепций средового подхода, некоторые из которых будут рассмотрены в данной статье.

В профессиональной практике второй половины

1Мельничук Светлана Ивановна, магистрант, e-mail: MelSvetIvan@mail.ru Melnichuk Svetlana, Undergraduate, e-mail: MelSvetIvan@mail.ru

ХХ века возросла значимость социально-культурного контекста при проектировании архитектурных объектов, в том числе городских комплексов и ансамблей. Носителями социо-культурной характеристики сложившейся среды чаще всего выступают исторические центры города, поэтому, как правило, эти районы оказываются во внимании современных проектировщиков. Однако исторические здания должны сохраняться не только по причине того, что являются культурным достоянием, но и потому, что именно они выражают «дух места» наиболее ощутимым образом. В градостроительной практике существует множество приемов и методик сохранения и интерпретации истории: некоторые их них буквальные, другие более метафоричные, или же символические.

Пристройка к Мемориальному художественному музею Аллена в Оберлинском колледже - прекрасный пример взаимодействия нового архитектурного решения с историческим наследием города. В этом необычном комплексе Роберта Вентури, однако, безукоризненно выдержаны все основные соотношения объемов и композиционных элементов, не нарушена и высотная составляющая всего ансамбля. Но особо утонченно выполнено перетекание псевдоренессанс-ной стилистики старого здания постройки 1917 года при помощи шашечного расположения облицовочных плит на главном фасаде пристроя, колористический строй которых явно вторит расколеровке основного здания.

Современная реконструкция объектов культурного наследия также включает в себя принцип минимального разрушения (вмешательства) окружающей среды, основанный на проявлении более внимательной заботы о сохранении всех элементов местной зоны: окрестный пейзаж, исторические здания, промышленные руины и пр.

Городской парк High Line - это парк на Манхэттене на высоте 10 метров от поверхности земли, обустроенный на месте надземной железной дороги. После ее закрытия в 1980 году неоднократно поднимался вопрос о ее разборе, но в итоге было решено трансформировать ее в парковую аллею. Имея протяженность всего в несколько километров, крохотный «карманный» парк буквально втиснут между небоскребами. Но здесь есть все, что нужно: зелень, небольшие кустарниковые деревья, скамейки, тротуары. Задняя стена парка - мощный водопад, вблизи которого вы можете устроиться за уютным столиком в атмосфере покоя и уединения.

Впечатляют и смелые дизайнерские разработки оборудования этого необычного парка: лавочки будто вырастают из серого камня тротуара, а сохранившиеся старые рельсы, наоборот, внезапно исчезают в нем. Так прошлое и современное соединяются здесь подобно нашему непредсказуемому миру на этом очаровательном поэтическом островке большого города.

Исторический контекст может быть учтен и при реализации новых градостроительных проектов. Здесь особую значимость приобретают морфо-географические свойства застраиваемой территории, не умоляя при этом воздействия художественно-

стилистических факторов местного окружения.

В 1992 году Вентури, Скотт Браун и Ассоциация совместно с французскими архитекторами выиграли конкурсный проект на строительство здания Капитолия в провинциальном французском городе Тулузе. В программу проекта входило создание комплексного сооружения, включающего административные и законодательные службы, такие как законодательная палата собрания, коммунальное обслуживание, различные общественные и правительственные организации. В связи с этим главным и обязательным условием было продвижение идеи внушительного комплекса с монументальными формами, соответствующего официальным и церемониальным функциям правительства (рис.1).

Рис.1. Р.Вентури. Здание Капитолия. Тулуза. Франция.

1999

Местом строительства послужил обширный участок в исторической части города на берегу канала Гаронны с характерным огибающим местность руслом. Комплекс зданий расположен в центре участка, значительная часть которого отведена под регулярный парк и открытые пространства. На этом фоне мощные формы здания смягчаются и не оказывают такого ярко выраженного доминирующего воздействия на соседствующую архитектуру. Кроме того, большой парк органично связывает постройку с водной артерией, откуда можно увидеть криволинейную секцию административного корпуса, словно отражение кривой излучины Гаронны, несущей свои воды к морю.

Офисы размещены в двух узких шестиэтажных крыльях, связанных между собой стеклянными переходами-мостами. Эти линейные здания создают пешеходный путь, пересекающий участок по диагонали, проходя через монументальный вход, обозначенный двумя колоннами. Интересно, что прототипом для них послужили такие же колонны XIX века, закрепившиеся в сознании горожан как исторические городские ворота. Открывающаяся внутри двора полукруглая площадь имеет собственные входы. Роль «ворот» выполняют прямоугольные арки, а пересекающиеся объемы

придают всей композиционной схеме сложность и динамичность.

Особая роль отводится цветовому решению. Белый цвет прекрасно оттеняет главный кирпично-красный колорит зданий, вызывая ассоциативные образы исторических улиц Тулузы, одного из немногих «кирпичных» городов Франции.

В некоторых случаях архитектура прошлого переосмысливается и воссоздается в веяниях нового времени. При этом, сохраняя функциональность здания, в общем образе архитектурного сооружения прослеживаются намеки на схожесть с какими-либо историческими стилями. Ключевым моментом в постмодерни-стическую эпоху являются устоявшиеся прототипы исторических стилей в сознании большинства потребителей, которые теперь все яснее проявляют себя как носители социо-культурной составляющей среды. В пример подобного подхода к историзму в США можно привести гигантский сверкающий айсберг Хрустального собора в Гарден-Гроув, Калифорния, законченный архитектором Филиппом Джонсоном в конце 1980 года (рис.2).

Рис.2. Ф.Джонсон. Garden Grove ОЬигсЬ.Лос-Анджелес. Калифорния. 1978-1980

Здание имеет крестообразный план по подобию средневекового храма. Стены этого огромного сооружения состоят из 10 000 панелей зеркального стекла, прикрепленных к каркасу силиконовым клеем, благодаря чему сохраняется цельность гладкой поверхности облицовки. Прозрачные стены создают эффект непрерывного потока естественного освещения, а зеркальная наружная поверхность их в буквальном смысле отражает окружающий материальный мир.

В ясный солнечный день на фоне синего неба облик здания будто растворяется в окружающей среде, при этом его абрис напоминает плывущий в океане корабль, символизирующий «спасение душ».

По словам самого Джонсона, пространственная изощренность «Хрустального дворца», иллюстрирующая «аспекты процессуальности и укрытия», превратила его в «гостиную» всего города. В него вливаются потоки людей с примыкающих к центру улиц и по воздушным мосткам, пересекающим пространство и связанным системой многоярусных переходов центра города.

Огромное влияние на творчество современных мастеров 1970-х оказал поп-арт - направление в искусстве, возникшее в 1950-е годы и активно развивающееся в последующие десятилетия. Поп-арт - искусство, обратившееся от возвышенного к красоте обыденного, банального, к жизни во всех ее проявлениях, к той жизни, что течет сегодня, с ее шумом улицы, рекламой, телевизионными шоу, криком болельщиков и драмой одинокого человека. Художник поп-арта открыл возможность не только отображать жизнь, но и жить в ней, будучи открытым окружению, реагирующим на него и одновременно вносящим свою лепту в формирование окружения, среды.

Архитектурная группа SITE, имея собственную концепцию, однако, в некоторой степени тоже испытала на себе влияние поп-арта. В 1970-х годах SITE выполнила по заказу фирмы «Бест» ряд проектов универмагов, стимулирующих «общение» здания с покупателями. Группа предложила неожиданные решения стандартных глухих фасадов магазинов. Прямоугольный блок магазина в Хьюстоне (Техас) декорирован под кирпичную руину; каскад битого кирпича низвергается на бетонный козырек его входа. В Сакраменто (Калифорния) нижний угол кирпичного корпуса отделен рваной линией от массива и, отъезжая, открывает вход. Фасад магазина в штате Виргиния подобно старым обоям «отклеивается» от основного объема. В приведенных примерах «руинирование» формы, также как и отслоение поверхности, буквально выражает временную характеристику среды (рис.3).

Рис.3. SITE. Магазин BEST.Хьюстон. Техас. 1975

В ХХ веке все более отчетливо утверждается общественное понимание необходимости интегрирования городских и природных ландшафтов. Самые известные архитекторы во многих странах пытаются реализовать различные варианты взаимопроникновения искусственной и естественной среды. Чаще всего предпринимаются попытки привнесения фрагментов природного ландшафта в жесткую многонаселенную городскую структуру. В качестве зеленых островков привычнее всего видеть городские парки, выполняющие роль общественных мест отдыха.

«Сад воды» Форт-Уэрта был построен по проекту нью-йоркского архитектора Ф.Джонсона на юге центра города и занимает площадь в 1,7 гектаров. Городской парк был объявлен как «охлаждающий оазис в джунглях», причем средовая ситуация в действительности

представлена водопадами и фонтанами, затененными зелеными насаждениями, а находящиеся за ними дома воспринимаются как продолжение этого «леса».

Среди всех объектов комплекса особенно любопытен фонтан в виде впадины. Водные потоки в нем льются каскадом с 11-метровой высоты, наполняя резервуар в центре фонтана. Для посетителей предусмотрена пешеходная дорожка из 90 ступеней, ведущая вниз. Этот пешеходный мостик выполнен в той же манере, что и перепады водного фейерверка, разбивающегося о гранитные плиты. Ощущение свежести здесь безгранично, как и умиротворенное состояние души. Шум воды отрешает от суетного мира, который остался там, за пределами этой природной идиллии.

А вот «Фонтан радости любви» в центре Портленда архитектора Лоренса Хелприна, сооруженный еще в конце 1960-х, на сегодняшний день принадлежит к числу особо популярных и часто посещаемых городских мест отдыха. Это грандиозный комплекс с несколькими блоками резервуаров с водой, стекающей в свободном падении, искусственным водопадом и парковой зоной. Для отдыхающих предусмотрена удобная система взаимодействия с искусственными и естественными компонентами комплекса: на всей территории уложены большие плиты и организованы ступенчатые пешеходные дорожки. Это дает возможность постоянно перемещаться с одного уровня на другой. Вместе с этим непрерывно меняется как эстетическая картина окружающей среды, так и физиологические ощущения - теплая вода, холодный камень, шершавая поверхность земли.

Одновременно с этим выстраивается инфраструктура парка-города: ступеньки, выходящие к кварталам, постепенно мельчают, становятся плотнее и постепенно перерождаются в обычную пешеходную улицу. И таких выходов здесь восемь.

Для местных жителей по замыслу архитектора площадь «Lovejoy Fountain» должна была также символизировать реальные элементы окружающей среды Портлендской области, такие как река Колумбия, Каскадные горы, водопады, реки и горные луга. Может, именно поэтому здесь всегда многолюдно.

К концу ХХ века прочно входит в профессиональную практику понятие «зеленой» архитектуры. Формообразующие приемы при этом могу быть очень разными. Например, создание значительных площадей искусственного озеленения прямо на поверхности построенных зданий. В этом случае важно сохранить гармонию рукотворного объекта и естественной зелени.

Удачным примером такого решения можно считать самое известное и внушительное здание коммерческого центра Э.Амбаша в Фукуоке. Правительство города Фукуока нуждалось в новом коммерческом центре, и единственным доступным местом был большой парк примерно в два квартала, который к тому же оказался последней зеленой зоной в центре города. Проект Амбаша был отмечен комиссией за то, что удалось достичь согласования между двумя противостоящими целями: сохранение зеленой зоны существующего парка, предоставление городу Фукуоке

его мультииспользования. То, что построил Амбаш, больше всего напоминает описание знаменитых Висячих садов: он сохранил парк на одной половине участка, а на второй возвел 15-этажное здание, по террасам которого, как по гигантским ступеням, поднимается зелень. На южном фасаде высажено 76 видов растений общей численностью 35 тысяч экземпляров. С трех ракурсов архитектура полностью «растворяется» в пышных зарослях. Неудивительно, что теперь это здание — одна из главных достопримечательностей Фукуоки и излюбленное место для романтических свиданий. Под четырнадцатью одноэтажными террасами здания лежат больше чем один миллион квадратных футов пространства, которое содержит выставочный зал, музей, 2000-местный театр авансцены, конференц-холлы, 600 000 квадратных футов правительственных учреждений и кабинетов, также большую подземную парковку и торговые места (рис.4).

Рис.4. Э.Амбаш. Коммерческий центр. Фукуока. Япония.

1990

Интерьер здания соответствует его фасаду -наружные террасы проникают внутрь, образуя при этом световые проемы по всей высоте здания. Они застеклены, благодаря чему происходит взаимопроникновение природной и городской среды. Летом листья растений защищают интерьер от жары, а осенью листья опадают, позволяя солнечным лучам беспрепятственно проникать внутрь, что заметно сокращает потребление энергии. Северная сторона здания дарит изящному городскому фасаду формальный вход на самой оживленной коммерческой авеню города. Южная сторона расширяет существующий парк через серию террасных садов, которые поднимаются на полную высоту постройки, достигая высшей точки в великолепном бельведере, который открывает вид на

гавань и окружающие холмы.

Прямо противоположный подход формирования зеленой зоны в черте города предполагает полное сохранение естественного ландшафта с размещением основных архитектурных объемов под землей. Самым ранним объектом такого плана является обширный музейный комплекс в Окленде 1961 года постройки.

Архитектор Кевин Рош в соавторстве с Джоном Динкелу убедили городские власти, что их деловому центру с разбросанными помпезными зданиями нужен не монумент, а парк с сооружением под ним мест встреч и общения. Они запроектировали комплекс-сад на крышах-террасах.

Особенно притягательным оказался новый подход архитекторов к поставленной задаче создания городского музея. Включение его в архитектурно-градостроительный ансамбль застройки центра произошло самым неожиданным образом. Музей не стал, как принято, визуальной доминантой центрального района города, а превратился в место, располагающее к отдыху. Такая концепция побудила авторов отгородить музей от окружения - от громоздящихся вокруг жилых и общественных зданий, от шумного и напряженного движения - и раскрыть его изнутри. Плоские крыши различных частей подземного музея, связанные ступенями и лестницами, создают террасированный ландшафт. Крыша каждого этажа используется как сад для вышележащего. Таким образом, в оклендском музее сочетаются две наиболее актуальные проблемы градостроительства: создание зеленого участка в городе и освоение подземного пространства. В новом здании на трех основных уровнях разместились экспозиции давно функционирующих в городе музеев: краеведческого, искусств и естественной истории.

Центр композиции - квадратная в плане заглубленная площадка, окруженная по периметру ступенями зрительских мест и перголами, увитыми зеленью. Здесь возможно проведение спектаклей на открытом воздухе. Отсюда начинается ступенчатый подъем до завершающей верхней террасы. Третий уровень целиком занят отделом искусств. Во втором уровне расположен отдел естественной истории, а в первом -истории культуры. Выставочные залы всех отделов вынесены к краю откоса. В глубине холма оба нижних этажа заняты гаражом, складскими и техническими помещениями.

Таким образом, планы музейных залов почти не накладываются один на другой, кроме выступающих балконов. Террасированная композиция и перепад уровней устроены с расчетом осветить выставочные залы естественным светом.

Следующие два примера иллюстрируют нетрадиционный способ использования природных прототипов в городской среде.

Очень необычный способ по организации автостоянки, расположенной вдоль автострады Нью-Хейвена штата Коннектикута, продемонстрировал известный американский архитектор Пол Рудольф.

В зарубежной практике имеется немало примеров строительства выразительных по архитектуре отдель-

но стоящих гаражей и автостоянок. Самым рациональным способом размещения многоуровневых гаражей, безусловно, считаются их подземные модификации. Гораздо сложнее соединить такую скучную монотонную структуру с разноликими городскими объектами, учитывая, что в большей мере массовые парковки востребованы в плотно застроенных коммерческих центрах большинства городов.

Многоэтажная автостоянка П.Рудольфа - один из немногих примеров удачного решения проблемы, как с точки зрения функциональных задач, так и образного соответствия контексту района. Отсутствие сплошных наружных стен придает архитектурному объекту легкость и одновременно открытость к внешнему миру. Отличительной особенностью этого сооружения, безусловно, является скульптурная пластика его форм, как бы вылепленных из монолитного бетона. За счет смещения смежных пролетов на полуэтаж по высоте и нависания их друг над другом достигнуто максимальное использование ширины отведенного участка и придание всей композиции динамичности формы. Цветовая гамма светлого тона имитирует фактуру деревянной поверхности. Однако многие усматривают здесь прототипы органических объектов - скелет, панцирь или стволовую структуру клетки (рис.5).

Рис.5. П.Рудольф. Гараж. Нью-Хейвен. Коннектикут. 1962

На рубеже столетий возник еще один проект, относящийся к творчеству Эмилио Амбаша, который существует пока что только в макете. Это монумент «Башни», по форме тяготеющий к ставшим уже обычными высотным зданиям большинства американских городов. Тем не менее, слоистая поверхность стен монумента, конечно же, вызывает ассоциации с природным элементом - это скала в черте города. Архитектору удалось очень органично вписать такое внушительное сооружение в городскую структуру, организовав пешеходную улицу «внутри» объекта, которая рассекла его пополам. Даже находясь в пределах монумента, человек все равно ощущает присутствие города с его обычной суетой и шумом мчащихся автомобилей.

Вынесение элементов городского типа за пределы городских пространств и максимальное сохранение

естественного окружения - задача непростая, поэтому осуществить в своем творчестве грамотное взаимодействие столь разных составляющих удается редко кому из современных архитекторов.

Одним из примеров «пограничного» взаимодействия городских объектов и природного ландшафта может служить осуществленное в 1992 году строительство гостиницы Санта Фе в местечке Марне-Ла-Валлйе во Франции американским архитектором А. Предоком. Уже сам факт размещения гостиничного комплекса на окраине несколько необычен. Но в данном случае именно он играет главную роль (рис.6).

Холмистая местность определила программу проекта. Постройки получились невысокие и кажутся как будто утопленными в основание холма. Таким образом произошло «срастание» природного и искусственного ландшафтов. Оштукатуренные поверхности зданий и оборудования песочного цвета еще больше сближают средовые компоненты.

Однако как много здесь взято от города, виднеющегося с холма. Планировка, даже небольшой скверик, формы построек - все неизменно повторяет городские пейзажи. Отличает и выделяет весь комплекс, пожалуй, только обобщенность форм и нагромождение объемов.

Важнейшей особенностью средового проектирования является так называемое «взаимоотражение» характерных свойств двух различающихся сред: природной и искусственной. В начале 1990-х творческой группой SITE был предложен проект Аквапарка в Чаттануге, в котором прекрасно ощущается интеграция естественного и искусственного ландшафтов.

По масштабам это грандиозное сооружение выглядит как большой инопланетный корабль, круглая форма которого максимально вписывается в участок застройки. Разделенный на автономные зоны жесткими перегородками, объект в целом невероятно пластичен. Плавные изгибы перегородок отражают главную тему функционального порядка, создавая образ набегающей морской волны.

Тему воды в проекте поддерживает общее цвето-

вое решение, выдержанное в оттенках голубого, гармонично оттеняющее перекрытия зон отдыха. Прерывистость перегородок делает объем открытым и дает возможность проникновения элементов ландшафта вовнутрь.

Композиционным центром является стеклянный купол, формирующий крестообразный план с концепт-идеей протекающей реки. Четкая круговая иллюзорная граница превращает комплекс в цельный объект архитектуры. Незавершенность основных структурных элементов делает его открытым во внешнюю среду.

Выставочный павильон в Севилье (Испания) развивает ту же тему, но более приближенно к городской структуре. Вода стекает по стеклянным панелям сплошной завесой, метафорически соединяясь с ней и, таким образом, превращаясь в конструктивную деталь. Для большего эффекта в темное время суток включается подсветка наряду с городской иллюминацией и матовыми фонарями, размещенными вдоль разливающейся «реки». Подход к водной глади по всему периметру стены выполнен в форме ступенчатого спуска, напоминающего скальный рельеф. В этой работе реализована мечта человека-архитектора подчинить себе стихию и заставить ее наравне с собой моделировать формы предметов. Изменчивые свойства воды в точности повторяют сложную пластику форм, получая новое рождение (рис.7).

Подобный способ необычайно тесной связи природных компонентов с архитектурными формами применил Э.Амбаш еще в 1983 году при организации рабочего пространства офисов Финансовой страховой компании Нью-Йорка. Здесь нет стен, а роль перегородок выполняют шелковые занавесы из тончайших нитей, прикрепленных к потолку в местах солнечных проемов - узких щелей на крыше. Эффект получился потрясающий. Естественный свет, как, впрочем, и воздушные потоки, проникает внутрь помещения сквозь отверстия, и прозрачные перегородки в этом случае играют роль откровенной материализации взаимодействия внешнего и внутреннего пространств.

Рис.6. А. Предок. Гостиница Санта Фе. Марне-ла-Валлйе. Франция. 1992

Рис.7. SITE. 5 Авеню. Всемирная выставка. Севилья. Испания. 1992

Рассмотренные выше примеры подтверждают авторскую гипотезу о том, что средовой подход архитектурного проектирования позволяет выявить и учесть содержательные характеристики среды, такие как со-цио-культурная, контекст или же природная составля-

ющая окружения. В зависимости от того, что является приоритетным для архитектора-проектировщика, в результате приводит к ясному проявлению этих характеристик в образных решениях новых архитектурных и градостроительных объектов.

Библиографический список

1. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. СПб, 2002. 295с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Саймондс Джон Ормсби. Ландшафт и архитектура / со-кращ. пер. с англ. А.И.Маныпавина. М.: Стройиздат, 1965. 194 с.

3. Яландина Н.М. Принципы сосуществования природы естественной и искусственной [Электронный ресурс]: Жур-

нал «Архитектон». 2008. №22. Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2008_2/ta5 (15 мая 2012) 4. Семаган С.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость городской среды [Электронный ресурс] - Режим доступа http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz22_pril/44/templa te_article-aRK41-60-k60.htm (11 апреля 2012)

УДК 624.01

ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИМЕРЦЕМЕНТНЫХ КЛЕЕВ ДЛЯ КЛАДКИ СТЕН ИЗ ЯЧЕИСТОГО БЕТОНА

1 9 Я

А.А.Пономарёв1, Н.П.Коновалов2, В.М.Полонов3

1,3Некоммерческое партнёрство строителей Иркутской области, 664075, г. Иркутск, ул. Байкальская, 180а, офис 411. 2Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермантова, 83.

Приводятся результаты исследования теплоизоляционных характеристик полимерцементных клеев и песчано-цементных растворов, применяемых для кладки стен из ячеистого бетона. Проведены промышленные испытания по эффективности применения полимерцементных клеев и песчано-цементных растворов. Ил. 2. Табл. 2. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: ячеистый бетон; полимерцементный клей; песчано-цементный раствор; теплопроводность; сопротивление теплопередачи.

1Пономарёв Алексей Владимирович, директор, тел.:(3952) 405177. Ponomaryov Aleksei, Director, tel.: (3952) 405177.

2Коновалов Николай Петрович, доктор технических наук,профессор,заведующий кафедрой физики, тел.:(3952) 405177. Konovalov Nikolai, Doctor of technical sciences, Professor, Head of the Department of Physics, tel.: (3952) 405177.

3Полонов Владимир Михайлович, главный технолог. Polonov Vladimir, Chief Technologist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.