ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России
Порядок приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей регулируется ст. 76 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
Так, п. 3 ст. 76 НК РФ установлено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.
Минфин России в письме от 20.07.2009 № 0302-07/1-374 указывает на то, что государственная пошлина относится к федеральным сборам, следовательно, на нее не распространяется действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. Как отмечает финансовое ведомство, действующим законодательством РФ не предусмотрена отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика в банках в связи с необходимостью налогоплательщика произвести расходы по оплате канцелярских товаров и услуг связи.
В письме от 08.07.2009 № 03-02-07/1-350 Минфин России говорит о том, что очередность списания банком денежных средств со счета клиента при недостаточности таких средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена ст. 855 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона
от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» впредь до внесения изменений в п. 2ст. 855 ГК РФ в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 № 21-П при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и вторую очередь.
Финансовое ведомство считает, что в случае приостановления операций по счету налогоплательщика банк не вправе осуществлять расходные операции по данному счету, в том числе перечисление денежных средств на выплату заработной платы, за исключением платежей, на которые в силу п. 1 ст. 76 НК РФ не распространяется приостановление операций по счету налогоплательщика в банке.
Следует отметить, что с 01.01.2009 вступила в силу поправка, согласно которой банки вправе списывать с заблокированного счета налогоплательщика страховые взносы и штрафные санкции по ним.
У налогоплательщика может возникнуть вопрос, применяются ли правила абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ к случаям, когда платежный документ по списанию денежных средств в счет уплаты страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ поступил в банк до вступления в силу Федерального закона от26.11.2008 №224-ФЗ.
Минфин России в письме от 23.03.2009 № 0302-07/1-143 указывает, что указанное положение применяется ко всем расчетным документам по
взысканию страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов, в том числе поступившим в банк до 01.01.2009. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 12.03.2009 № 03-02-07/1-123.
Как видим, банк вправе списать с заблокированного счета платежи в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). При этом организация не вправе снять с такого счета поступившие на него из ФСС РФ средства для осуществления социальных выплатработникам этой организации.
На это указывает Минфин России в письме от 24.04.2009 № 03-02-07/1-199, отмечая, что к предусмотренным ст. 76 НК РФ операциям, которые вправе исполнять банк при заблокированном счете, не относится списание банком со счета организации — клиента банка по ее распоряжению денежных средств, поступивших из ФСС РФ, в том числе для осуществления социальных выплат работникам этой организации.
Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке принимается по истечении 10 дней со дня, когда должна быть представлена налоговая декларация.
При этом, как отмечает Минфин России в письме от 05.05.2009 № 03-02-07/1-227, НК РФ не установлен конкретный срокдля принятия руководителем (заместителем руководителя) налогового органа указанного решения.
Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Следует отметить, что до 01.01.2009 приостановление операций по счетам налогоплательщика в случае подачи им декларации отменялось не позднее одного операционного дня с момента представления декларации.
Согласно п. 1.3 Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 26.03.2007 № 302-П, кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня (времени), представляющего собой часть рабочего дня, под которым понимаются календарные дни, кроме установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, а также выходных дней, перенесенных на рабочие дни решением Правительства РФ. В течение операционного дня производится обслуживание клиентов, прием документов для отражения в учете (кроме консультационной работы, которая может проводиться в течение всего рабочего времени). При этом отмечается, что конкретное время начала,
конца операционного дня (времени) определяется кредитной организацией и доводится до сведения обслуживаемой клиентуры.
Таким образом, до 01.01.2009 приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке отменялось решением налогового органа не позднее одного следующего операционного дня, который мог быть меньше рабочего дня.
Следует напомнить, что в соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Таким образом, с 01.01.2009 решение о приостановлении операций в банке должно быть отменено налоговым органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации.
С 01.01.2010 при нарушении налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-органи-зации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока. До 01.01.2010 ответственность за нарушение срока отмены такого решения не установлена.
Решение о приостановлении операций нало-гоплательщика-организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.
Порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе утвержден приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/824@.
Из норм п. 1 данного Порядка следует, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке направляется в соответствующий банк на бумажном носителе по форме, утвержденной приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@, при невозможности его направления в банк в электронном виде.
Как сообщает Минфин России в письме от 17.02.2009 № 03-02-07/1-73 решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке может быть вру-
чено в налоговом органе представителю банка при наличии у него соответствующих документально подтвержденных полномочий.
Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Следует отметить, что срок направления в банк решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-ор-ганизации (на бумажном носителе) до 01.01.2009 не был урегулирован, ас 01.01.2009 такое решение должно быть направлено в банк не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене приостановления.
Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организа-цией копии соответствующего решения, в срок не
позднее дня, следующего заднем принятия такого решения.
Следует отметить, что налоговый орган должен уведомить организацию-налогоплательщика об отмене приостановления операций по ее счетам в банке в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать налогоплательщеку новые счета. Следовательно, до подачи налогоплательщиком декларации в налоговые органы, он не сможет открыть новый счет.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от26.01.1996 № 14-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от29.06.2004).
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ.
5. Письмо Минфин России от 17.02.2009 № 0302-07/1-73.
* * *