Бухгалтер и закон
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИИ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В БАНКЕ
Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель Центра методологии бухгалтерскогоучета и налогообложения
Порядок и основания для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банках установлены ст. 76 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей является обеспечительной мерой для уплаты налогоплательщиками сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, а также в случае нарушения срока подачи налоговой декларации (пп. 1, Зет. 76 НК РФ). Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету либо может быть ограничено определенной суммой.
Так, решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. В этом случае на счете налогоплательщика «блокируется» сумма, указанная в требовании руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, по их перечислению в бюджетную систему РФ.
Как уже было отмечено выше, решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руко-
водителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего заднем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.
Арбитражная практика. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 07.12.2009 № А42-2108/2009 установил, что, по мнению налогового органа, решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках является правомерным, поскольку соответствует п. Зет. 76 НКРФ. Такое решение принято в связи с непредставлением налогоплательщиком налоговой декларации за период, в течение которого он неправомерно применял упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), при наличии неотозванного уведомления налогового органа о возможности применения УСН.
Суд признал позицию налогового органа неправомерной, поскольку в период до отзыва уведомления налогового органа о возможности применения УСН обязанность налогоплательщика представить соответствующую декларацию не была явной. Поэтому нарушение обязанности по представлению налоговой декларации должно быть установлено налоговым органом в рамках предусмотренных НК РФ мероприятий налогового контроля и отражено в акте.
В постановлении от 16.03.2009 № Ф03-803/2009 Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил, что, по мнению территориального органа Пенсионного фонда РФ (далее — ПФР),
начисление пени в связи с нарушением сроков уплаты страховых взносов не прерывается на период, в котором на имущество и счета организации наложен арест, поскольку это вытекает из положений абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ.
Суд признал позицию территориального органа ПФР неправомерной, поскольку начисление пени на период, когда на имущество предприятия наложен арест и операции по его счетам в банках приостановлены, противоречит п. Зет. 75 НК РФ и ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В постановлении от29.09.2009 №А49-1843/2009 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа установил, что, по мнению службы судебных приставов, постановление о взыскании с должника суммы исполнительского сбора в размере 7 % от суммы задолженности (недоимка по налогам) вынесено обоснованно.
Суд отказал заявителю-должнику в удовлетворении заявления о признании постановления недействительным в связи с несвоевременным исполнением должником исполнительного документа в установленный законом срок для добровольного исполнения судебным приставом-исполнителем законно вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора от суммы просроченной задолженности.
При этом суд отклонил довод заявителя-должника о том, что несвоевременная уплата налоговой задолженности произошла в связи с приостановлением операций по счетам в банке на основании ст. 76 НК РФ. Как пояснил суд, приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов.
В постановлении от 27.02.2010 № А53-12163/2009 Федеральный арбитражный суд СевероКавказского округа указал, что в соответствии со ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
Суд установил, что решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке вынесены во исполнение решений о взыскании налогов, сборов и пени, в связи с неисполнением требований.
Согласно ч. 1 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных НК РФ, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 25 постановления от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» разъяснил, что исходя из ч. 5 ст. 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. В связи с этим арбитражный суд вправе указать на отмену обеспечительных мер в названных судебных актах либо после их вступления в силу по ходатайству лица, участвующего в деле, вынести определение об отмене обеспечительных мер.
Согласно п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» срок, в течение которого действуют обеспечительные меры, не включается в срок 60 дней, установленный п. 3 ст. 46 НК РФ на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, поскольку в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий.
Как установил суд, решения налогового органа по результатам проверки вступили в силу с даты утверждения Федеральной налоговой службой. Определением суда по ходатайству общества приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решений налогового органа. Решением суда в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконными решений управления отказано. Принятые обеспечительные меры в виде приостановления действий оспарива-емыхрешений отменены.
Если в организации введена процедура наблюдения. Минфин России в письме от 14.05.2010 № 03-
02-07/1-236 рассмотрел вопрос о том, прекращается ли действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке (полученное банком до введения процедуры наблюдения) с даты вынесения судом решения о введении процедуры наблюдения или оно продолжает свое действие до получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика.
Финансовое ведомство сделало вывод о том, что полученные после введения процедуры наблюдения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке по текущим налоговым платежам подлежат исполнению банком.
Исполнение по заблокированному счету исполнительных листов судебных приставов. Минфин России в письме от 15.04.2010 №03-02-07/1-168 рассмотрел вопрос о том, распространяется ли приостановление операций по счету организации в соответствии со ст. 76 НК РФ на проведение расходных операций по списанию денежных средств с назначением платежа «компенсация вреда здоровью (алименты, выходное пособие, зарплата)» в случае, если в банк поступил соответствующий исполнительный документ от судебного пристава-исполнителя о взыскании денежных средств с банковского счета юридического лица с их зачислением на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Так, очередность списания банком денежных средств со счета клиента при недостаточности таких средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена п. 2ст. 855 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).
В силу п. 2ст. 855 ГК РФ требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, взыскании алиментов, выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, удовлетворяются по исполнительным документам в первую и вторую очередь.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЭ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» впредь до внесения изменений в п. 2ст. 855 ГК РФ в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 № 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика
для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдачаденежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и вторую очередь.
Таким образом, в случае приостановления операций по счетам налогоплательщика банк не вправе осуществлять все расходные операции по данному счету, в том числе перечисление денежных средств по расчетному документу (чеку) на выплату заработной платы, за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с п. 2 ст. 855 ГК РФ в первую и вторую очередь.
Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ) предусмотрен порядок обращения взыскания на денежные средства должника, в том числе хранящиеся в банках, судебным приставом-исполнителем.
В соответствии с ч. 7 ст. 70 Закона № 229-ФЗ в случае получения банком исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Не исполнить исполнительный документ полностью банк может, в частности, в случае, когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами (ч. 8 ст. 70 Закона № 229-ФЗ).
Страховые взносы. Минфин России в письме от 17.12.2008 № 03-02-07/1-517 указал на то, что приостановление операций по счету налогоплательщика не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты страховых взносов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.
Как отмечает финансовое ведомство, исходя из выработанной в арбитражной практике позиции, запрет на открытие банком новых счетов налогоплательщика действует до момента отмены решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке. Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налогового органа о приостановлении операций, закон не относит к основаниям признания соответствующего решения налогового органа утратившим силу или прекратившим действие.
В связи с этим закрытие банком счета налогоплательщика, в отношении которого принято решение о приостановлении операций, не прекращает правовых последствий такого решения налогового органа в части запрета на открытие налогоплательщику новых счетов в этом банке (постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2005 № А65-27039/04-СА2-34, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.11.2006 № А66-4337/2006, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.02.2007 № Ф04-383/2007(31334-А81-40).
В письме от 17.12.2008 № 03-02-07/1-517 Минфин России также делает вывод о том, что НК РФ не предусматривает вручения подлинника решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке налогоплательщику (его представителю), а также направление в банк такого решения по факсу или его копии.
Термин «представитель организации» используется в НК РФ в значении законного или уполномоченного представителя организации.
В связи с этим подлинник решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке может быть вручен налогоплательщику только при наличии у него документально подтвержденных полномочий представителя банка в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
Список литературы
1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от26.01.1996 № 14-ФЗ.
3. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
4. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
5. О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов: Федерального закона от 02.12.2009 № 308-Ф3.
6. Письмо Минфина России от 14.05.2010 № 03-02-07/1-236.