Научная статья на тему 'Приоритизация государственной политики развития Дальнего Востока'

Приоритизация государственной политики развития Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИОРИТИЗАЦИЯ / PRIORITIZATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / GOVERNMENT PROGRAMS / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыкова Инна Николаевна, Кораблев Денис Владимирович

Государственная политика стимулирования развития и роста экономики Дальнего Востока направлена на поиск комплекса мер и условий, необходимых для обеспечения устойчивости и стабильности комплексного территориального развития. В рамках данных задач разработана и реализуется государственная программа, определяющая меры государственной поддержки и целевые индикаторы к 2020 г. В то же время возникает необходимость более детального и научного обоснования приоритизации бюджетных расходов для решения ряда стратегических направлений в области инвестиционного развития и развития территорий опережающего развития (ТОР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Policy Prioritizing of the Far East Region

Public policy to stimulate the development and growth of the Far East is aimed at finding a set of measures and conditions necessary for the sustainability and stability of the integrated territorial development. As part of these aspects has been developed and implemented a state program that determines the state support measures and target indicators in 2020, at the same time there is a need for more detailed and scientific basis for prioritization of budget spending to address a number of strategic directions for the development of the investment and development of territories of priority development (TPD).

Текст научной работы на тему «Приоритизация государственной политики развития Дальнего Востока»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ

УДК 338.26:332.14

Ключевые слова:

приоритизация, государственная политика, государственные программы, инновации, инвестиции, качество жизни, регион

И. Н. Рыкова, д. э. н.,

руководитель Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института (e-mail: rykova@nifi.ru) Д. В. Кораблев,

мл. науч. сотр. Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института (e-mail: korablev@nifi.ru)

Приоритизация государственной политики развития Дальнего Востока

Эффективное функционирование системы управления экономикой Дальнего Востока способствует координации стратегических целей и программ развития, реализации воспроизводственного потенциала территории и повышению качества жизни ее населения. К настоящему времени в регионе сложилось огромное число проблем, и вывод отечественного Дальнего Востока на орбиту динамичного и гармоничного развития — одна из важнейших общенациональных задач России в первой половине XXI века.

Дальний Восток исторически развивался при пристальном внимании государства. Государственная поддержка Дальнего Востока продолжилась на этапе становления рыночной экономики в России. Формально она была декларирована в Указе Президента РФ от 22.09.1992 г. № 1118 «О мерах по развитию и государственной поддержке экономики Дальнего Востока и Забайкалья». В Указе была выделена важная роль Дальнего Востока и Забайкалья в возрождении России, рационального использования их ресурсного потенциала и геополитического положения в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), а также необходимость улучшения условий жизни населения. Однако реализация Указа началась только в 1996 г., когда была принята Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг., получившая статус президентской.

В 2013 г. в ежегодном Послании Президента России В. В. Путина Федеральному собранию подъем Сибири и Дальнего Востока назван национальным приоритетом на весь XXI век1. Созданное в 2012 г. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока выполняет ключевые функции координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, а также управления

1 Президент Российской Федерации: официальный сайт (kremlin.ru, дата обращения: 01.08.2014).

федеральным имуществом. Можно сделать вывод о том, что в функции данного ФОИВ не входит разработка приоритетов развития экономики региона. Вместе с тем декларируется цель кардинального улучшения инвестиционного климата Дальнего Востока и приоритизация всех государственных программ на интересы развития и практического обеспечения реализации инвестиционных проектов2.

Государственная политика и приоритеты развития Дальнего Востока и Сибири отражены в государственной программе по поддержке развития данного региона и повышения его роли в экономике России. При этом необходимо отметить, что серьезного изменения требует методология прогнозирования развития экономики Дальнего Востока. Центром отраслевой экономики НИФИ проведен анализ реализации государственной программы, а также ее трансформации в рамках изменений от 15 апреля 2014 г.3 Кардинальные преобразования государственной программы приводят к смещению ряда целевых задач государственной политики финансирования бюджетных расходов на развитие Дальнего Востока (табл. 1).

Таблица 1

Цели государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»

Версия 2013 г. Версия от 15.04.2014

1. Формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращения его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой, в структуре которой преобладают высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью. Формируя условия для ускоренного развития Дальнего Востока, создать дополнительные возможности для развития экономики Российской Федерации 2. Кардинальное улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, создание условий для сокращения оттока населения из макрорегиона и обеспечение миграционного прироста с преобладани -ем квалифицированных специалистов при обеспечении на территории макрорегиона среднеевропейского уровня жизни населения Ускоренное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона; улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона

Источник: составлено авторами на основании Распоряжения Правительства РФ от 29.03.2013 № 466-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"»; Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"».

Реализация государственной программы требует серьезных финансовых вложений; бюджетные расходы предусмотрены в 2014-2020 гг. в размере 346,17 млрд руб.

В рамках поставленных целей в 2013 г. был определен конкретный перечень задач, который также претерпел значительные изменения в новой версии Программы.

Можно констатировать, что в 2014 г. приоритеты государственной политики в отношении развития Дальнего Востока претерпели значительную трансформацию: исходя из целей новой версии государственной программы, остались только те задачи, которые направлены на развитие транспортной инфраструктуры.

Предлагается внести изменения в перечень задач, включив в него задачи, направленные на повышение инвестиционной привлекательности, развитие демографической политики, рост конкурентоспособности и инновационного развития макрорегиона.

2 Правительство Российской Федерации: официальный сайт. О ходе выполнения указов Президента России от 07 мая 2012 г. № 596-606 (http://government.rU/news/12241#Galush, дата обращения: 13.08.2014).

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона'».

Изменение целей и задач привели к изменению целевых показателей и индикаторов (табл. 2).

Таблица 2

Целевые индикаторы и показатели государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»

Версия 2013 г. Версия от 15.04.2014

Показатели и индикаторы, характеризующие достижение цели 1 Индекс роста валово-

и решение соответствующих задач: го регионального про-

индекс роста ВРП макрорегиона (в процентах к предыдущему году); дукта;

индекс роста ВРП макрорегиона (в процентах к 2011 г.); доля макрорегиона

доля ВРП макрорегиона в совокупном ВРП субъектов Российской Федерации в структуре валового

(в процентах); внутреннего продукта;

индекс роста промышленного производства макрорегиона по отношению к предыду- доля обрабатывающих

щему году (в процентах); производств в струк-

индекс роста промышленного производства макрорегиона по отношению к 2011 г. туре валового реги-

(в процентах); онального продукта

индекс роста инвестиций по отношению к предыдущему году (в процентах); макрорегиона;

доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в макрорегионе индекс роста инвести-

(в процентах); ций в сопоставимых

доля обрабатывающих производств в структуре ВРП макрорегиона (в процентах); ценах;

индекс роста производительности труда по отношению к предыдущему году доля макрорегиона

(в процентах); в доходах консолидиро-

энергоемкость ВРП макрорегиона по отношению к 2011 г. (в процентах); ванного бюджета Рос-

доля макрорегиона в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации сийской Федерации;

(в процентах); численность населения

индекс роста экспорта макрорегиона по отношению к предыдущему году (в процентах

к предшествующему году);

доля товарооборота макрорегиона со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

в ВРП макрорегиона (в процентах).

Показатели и индикаторы, характеризующие достижение цели 2

и решение соответствующих задач

численность населения макрорегиона (млн человек);

средняя ожидаемая продолжительность жизни в макрорегионе (лет);

объем ввода жилья на территории макрорегиона (тыс. кв. м);

общая площадь жилых помещений в среднем на одного жителя макрорегиона (кв. м);

средняя заработная плата на территории макрорегиона по отношению к средней

по России (в процентах);

естественный прирост населения макрорегиона в расчете на тысячу человек

Источник: составлено авторами на основании Распоряжения Правительства РФ от 29.03.2013 № 466-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"»; Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"».

Важным представляется, что показатели (индикаторы) государственной программы в предыдущей версии были представлены в двух значениях: с учетом дополнительных ресурсов и без их учета, а в новой версии представлены только показатели без учета ресурсов, что может привести к искажению сопоставления и оценки полученных результатов. Предлагаем включить в государственную программу исключенные результаты реализации программы: ускорение экономического роста на территории макрорегиона, что должно соответствовать поставленной в государственной программе от 2014 г. задаче, а также уровень конкурентоспособности и экспортный потенциал производств, реализация региональной кластерной политики и инновационных приоритетов макрорегиона, повышение уровня бюджетной самообеспеченности макрорегиона, снижение миграционного оттока и повышение качества жизни населения.

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Развитой считается экономика, характеризующаяся увеличением капитала, повышением производительности труда, развитием средств транспорта и связи, а также финансовой системы, повышением уровня жизни и качества образования, ростом продолжительности жизни и человеческого потенциала и т. д. Данные факторы играют огромную роль в развитии Дальнего Востока. В рамках данной статьи приводятся лишь некоторые аспекты развития экономики Дальнего Востока.

В 2012 г. основная доля валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа приходилась на добычу полезных ископаемых (27,1 %) и транспорт и связь (12,9 %). Показатели бюджетов регионов по Дальнему Востоку приведены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по Дальнему Востоку

Регионы Доходы*, млн руб. Расходы, млн руб. Дефицит (-), Профицит (+), млн руб.

2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013

Российская Федерация 8 031696 8 825 225 9 217 536 8 797 141 9 098 520 9 842 514 -765 445 -273 295 -624 978

ДФО 710 032 617 655 717 475 696 041 642 551 757 721 13 991 -24 896 -40 246

Доля ДФО в РФ, % 8,84 6,99 7,78 7,91 7,06 7,69

Республика Саха (Якутия) 151 276 150 608 169 231 132 140 153 814 179 643 19 136 -3206 -10 412

Приморский край 136 819 109 758 112 743 101 997 114 935 122 214 34 822 -5177 -9471

Хабаровский край 103 932 101 692 120 812 92 855 107 261 124 499 11 077 -5569 3687

Амурская область 112 172 57 661 83 341 61 066 64 095 86 308 51 106 -6434 -2967

Камчатский край 70 450 57 156 63 830 52 712 57 402 63 254 17 738 -246 576

Магаданская область 27 747 28 329 30 395 24 322 28 659 32 841 3425 -330 -2446

Сахалинская область 73 038 84 052 102 196 67 868 82 893 104 129 5170 1159 -1933

Еврейская автономная область 10 437 10 695 15 581 9856 10 736 15 933 581 -41 -352

Чукотский АО 24 161 17 704 19 346 21 085 22 757 28 902 3076 -5053 -9556

Примечание: * — консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации и территориального государственного внебюджетного фонда.

Источник: Федеральное казначейство: официальный сайт (http://www.roskazna.ru/byudzhetov-subektov-rf-i-mestnykh-byudzhetov/).

Лишь два региона — Хабаровский и Камчатский край — имели в 2013 г. профицит бюджета, у всех остальных — дефицит. Такая ситуация требует детального анализа бюджетной системы и факторов, оказывающих влияние на рост дефицита бюджета, начиная с 2011 г., у регионов Дальнего Востока. Снижение доходов бюджета отмечено в Приморском крае, Амурской области, Камчатском крае и Чукотском автономном округе, при этом все регионы Дальнего Востока демонстрируют высокие темпы роста расходов в 2011-2012 гг. (рис. 1).

Рисунок 1

Темпы роста доходов и расходов консолидированного бюджета регионов Дальнего Востока в 2013 г. в сравнении с 2011 г., %

180 160 -140 -120 100 80 60 40 20 0

161,66

153,43

137,07

Темпы роста доходов, %

Темпы роста расходов, %

Источник: рассчитано авторами по табл. 3.

Один из основных показателей эффективности развития экономики — производительность труда. На Дальнем Востоке в 2008-2012 гг. только два субъекта Российской Федерации имели тенденцию роста: Сахалинская область (+2,6 %) и Еврейская автономная область (+2,1 %), при этом значительное падение отмечалось в Приморском крае (-13,4 %) и Чукотском автономном округе (-13,3 %)4. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП Дальнего Востока составила в 2012 г. 13,8 %, что ниже среднероссийских значений (в 2011 г. — 19,1 %; в 2012 г. — 19,7 %), наиболее низкое значение — у Сахалинской области (7,1 %). Отмечается незначительная тенденция повышения инновационности российской экономики, причем Дальний Восток имеет более быстрые темпы роста уровня инновационной активности, наибольший рост — в Камчатском крае. При этом удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в ДФО, составил в 2012 г. 9,2 % (по России — 9,9 %). Инновационная активность организаций связи и информационного сектора Дальнего Востока превышает общероссийский уровень. Наибольшая доля технологических данных секторов инноваций в 2012 г. приходилась на Камчатский край (30,8 %) и Магаданскую область (20,4 %).

Реализация крупных инвестиционных проектов, несомненно, оказывает влияние на развитие экономики региона. Так, рост инновационной активности в Сахалинской области обусловлен, по мнению авторов, вводом в действие в 2009 г. первого в России завода по производству сжиженного природного газа (СПГ). Доказательством данного вывода являются показатели экспорта инновационных товаров, основная доля которых приходится на Сахалинскую область, при этом в 2009-2010 гг. экспорт в области инноваций в данном регионе отсутствовал.

Организации Дальнего Востока, участвующие в совместных проектах по технологическим инновациям, имеют достаточно невысокие темпы роста, что в условиях поставленной задачи высокоэффективного развития экономики требует значительной корректировки. Следует отметить, что Камчатский край демонстрирует высокую инновационную активность — в 2,2 раза выше, чем в целом по России. Экономика нуждается в инновациях различного рода, но именно продуктовые технологические инновации в наибольшей степени определяют формирование инновационной составляющей экономического роста.

' По данным Росстата.

Становление межрегиональных экономических связей отражает интересы населения Дальнего Востока, при этом следует отметить, что на долю Дальневосточного федерального округа в 2012 г. приходилось 4,36 % совокупного населения России, в то время как в 1990 г. она составляла 5,44 % (табл. 4).

Таблица 4

Показатели численности и занятости населения Дальнего Востока

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регионы 1990 г. 2000 г. 2012 г. Изменение (+, -) (2012/1990)

Численность населения, тыс. чел. Доля занятых в экономике, % Численность населения, тыс. чел. Доля занятых в экономике, % Численность населения, тыс. чел. Доля занятых в экономике, % Численность населения, тыс. чел. Доля занятых в экономике, %

Российская Федерация 148 274 50,80 146 304 44,09 143 347 47,42 -4927 -3,38

ДФО 8068 50,17 6832 46,29 6252 52,74 -1816 +2,57

Доля ДФО в РФ, % 5,44 5,37 4,67 4,90 4,36 4,85 -1,08 -0,52

Республика Саха (Якутия) 1119 53,41 958 47,99 956 50,51 -163 -2,89

Приморский край 2310 46,88 2120 44,58 1947 50,47 -363 +3,59

Хабаровский край 1625 56,27 1460 46,22 1342 54,31 -283 -1,96

Амурская область 1054 48,45 923 46,13 817 52,64 -237 +4,19

Камчатский край 479 48,58 367 49,92 320 57,97 -159 +9,39

Магаданская область 385 81,53 194 53,71 152 58,09 -233 -23,44

Сахалинская область 715 55,29 560 47,55 494 58,18 -221 +2,89

Еврейская автономная область 219 н/д 193 36,37 173 45,38 -46 -

Чукотский АО 158 н/д 57 57,37 51 64,71 -107 -

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. Официальная статистика / Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1138623506156).

Регионы Дальневосточного федерального округа имеют устойчивые тенденции снижения численности населения. По данным Росстата, отмечен высокий рост миграции в ДФО в пределах региона, при этом снижается число выбывших в другие регионы, что является положительным фактором. Наихудшая ситуация остается в Чукотском автономном округе — 77,2 %, Камчатском крае — 74,4 % и Магаданской области — 67,2 %. Таким образом, необходимо принять комплекс мер по корректировке демографической политики Дальнего Востока и выработать решения по стимулированию населения для комфортного проживания в регионах ДФО.

Социальное развитие регионов Дальнего Востока возможно только за счет развития трудовых ресурсов и создания новых рабочих мест в реальном секторе экономики. Развитие Дальнего Востока России на основе интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион предусматривает структурные преобразования экономики, а также сбалансированность рынка трудовых ресурсов как фактора экономического роста. При этом основой баланса трудовых ресурсов является рост численности экономически активного населения (ЭАН).

Таблица 5

Численность экономически активного населения Дальнего Востока и его доля в общей численности населения

Регионы 1995 г. 2000 г. 2012 г.

ЭАН, тыс. чел. Доля, % ЭАН, тыс. чел. Доля, % ЭАН, тыс. чел. Доля, %

Российская Федерация 70 861 47,78 72 770 49,74 75 676 52,79

ДФО 3896 52,93 3628 53,10 3427 54,81

Регионы 1995 г. 2000 г. 2012 г.

ЭАН, тыс. чел. Доля, % ЭАН, тыс. чел. Доля, % ЭАН, тыс. чел. Доля, %

Республика Саха (Якутия) 520 50,98 485 50,63 500 52,30

Приморский край 1216 54,24 1134 53,49 1061 54,49

Хабаровский край 793 51,36 765 52,39 746 55,59

Амурская область 518 52,54 482 52,22 427 52,26

Камчатский край 242 59,46 213 58,04 188 58,75

Магаданская область 146 60,83 118 60,83 99 65,13

Сахалинская область 363 57,62 303 54,11 286 57,89

Еврейская автономная область 97 46,86 93 48,19 88 50,87

Чукотский АО н/д н/д 36 63,16 33 64,71

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. Официальная статистика / Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1138623506156).

Несмотря на федеральную целевую программу и установленные целевые показатели роста экономически активного населения, ни один регион Дальнего Востока не достиг количества экономически активного населения, зафиксированного в 1995 г. Важное условие стабильности развития экономики Дальнего Востока — снижение уровня безработицы. По данным Росстата, в 2000-2013 гг. ситуация улучшается: отмечены тенденции снижения уровня безработицы по Дальнему Востоку с 12,6 % в 2000 г. до 6,5 % в 2013 г., при этом в 1993 г. этот показатель составлял 5,8 %.

Данные Росстата по России показывают, что в 2012 г. создано новых рабочих мест для 3304,2 тыс. человек, что ниже показателя 2008 г. на 19,01 % и отрицательно характеризует развитие новых производств. При этом открытые статистические данные не показывают региональный разрез, что затрудняет оценку. Однако следует отметить, что потребность организаций в работниках для замещения рабочих мест возрастает.

Таблица 6

Потребность организаций Дальнего Востока и Забайкалья в работниках для замещения вакантных рабочих мест

Регионы 2008 г. 2010 г. 2012 г.

Тыс. чел. В % к общему числу рабочих мест по субъекту Российской Федерации Тыс. чел. В % к общему числу рабочих мест по субъекту Российской Федерации Тыс. чел. В % к общему числу рабочих мест по субъекту Российской Федерации

Российская Федерация 898,9 2,8 619,5 2,1 835,6 2,8

Всего по макрорегиону 48,5 3,43 45,4 2,98 68,6 4,30

Республика Бурятия 2,9 1,6 3,0 2,2 4,8 3,0

Забайкальский край 3,4 1,4 3,1 1,6 5,3 2,3

Республика Саха (Якутия) 3,8 1,3 3,8 1,5 6,3 2,4

Камчатский край 2,1 2,9 3,1 4,6 3,6 5,3

Приморский край 9,6 2,9 13,0 3,6 21,4 5,6

Хабаровский край 11,1 3,3 9,8 3,3 11,2 3,7

Амурская область 5,2 2,8 3,2 1,9 5,1 2,7

Магаданская область 1,9 4,0 1,7 3,8 2,7 5,9

Сахалинская область 5,0 4,0 2,9 2,7 5,0 4,3

Еврейская автономная область 0,4 1,4 0,3 1,6 1,0 3,3

Чукотский авт. округ 3,1 12,1 1,5 5,9 2,2 8,8

Источник: Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#).

Интересно, что потребность в трудовых ресурсах начала снижаться с 1993 г. (20,4 тыс. человек) до 1997 г., а затем стала постоянно расти. В 2012 г. она составляла уже 68,6 тыс. человек, что выше уровня 1993 г. более чем в три раза. Причины роста потребности организаций в работниках в регионах Дальнего Востока — миграционный отток населения.

При формировании программ государственной поддержки одной из ключевых целей было увеличение численности занятых на предприятиях, обусловленное реализацией инвестиционных программ крупными компаниями, развитием малого предпринимательства. Анализ распределения среднегодовой численности занятых в экономике по отраслям показал, что, несмотря на значительную государственную поддержку, регионы имеют отрицательные темпы прироста численности занятых, начиная с 2008 г., при этом в 2012 г. худшие результаты — в Чукотском автономном округе (-4,74 %) и Еврейской автономной области (-2,71 %)5.

Учитывая разноформатные статистические данные по состоянию отраслевой экономики в связи с введением в 2004 г. ОКВЭД, провести детальный (и корректный) анализ распределения среднегодовой численности занятых по отраслям затруднительно. Однако можно сделать вывод об общем ухудшении в реальном секторе экономики, связанном с производством, а также в отраслях «строительство», «транспорт и связь» в 2012 г. (в сравнении с 1995 г)6.

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Высокий уровень интеграционных процессов в АТР должен способствовать развитию институциональной среды финансового и инвестиционного рынка, инфраструктуры и опережающему развитию Дальнего Востока в рамках российского государства. В научной литературе различают догоняющее, опережающее и простое развитие экономики. При этом термину «опережающее развитие» зачастую авторами не дается четкое определение, но исходя из понятия «опережение» — опережающее развитие значит развитие быстрее, чем у кого-либо.

Идеология стратегии опережающего развития России отражена в монографии С. Ю. Глазьева, где автор не дает четкого определения, а проводит исследование научных работ в области закономерностей экономического развития и их привязки к смене технологических укладов. В работе указано, что «искусство опережения во многом состоит в том, чтобы разглядеть растущие возможности до того, как об этом просигнализируют рынки»7. При этом, как замечает С. Ю. Глазьев, «с учетом имеющихся ресурсов и уровня развития научно-технологического потенциала для каждой отрасли необходимо выбрать либо стратегию лидерства, либо стратегию догоняющего развития (динамическое наверстывание), либо, в отсутствие необходимых заделов, стратегию опережающей коммерциализации»8. Считаем, что это возможно в условиях структурных преобразований экономики и выделения отраслевого подхода, а в условиях низкодиверсифицированной экономики России будет иметь низкую эффективность.

5 По данным: Распределение среднегодовой численности занятых в экономике. Регионы России. Социально-экономические показатели. Официальная статистика/ Федеральная служба государственной статистики (http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/docJL138623506156).

6 Там же.

7 Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса: моногр. — М.: Экономика, 2010. — 287 с.

8 Там же.

О. С. Сухарев считает, что в России «возможность реализации стратегии опережающего развития детерминируется ресурсами, институтами и структурой экономики, но самое важное — имеющимися технологическими заделами, которые можно воспроизвести, перераспределив ресурсы, и тем самым вывести экономику на новую в технологическом и конкурентном отношениях траекторию развития»9.

На эффективность инновационно-инвестиционного развития экономики влияет множество факторов: конкурентная и торговая политика, кадровый потенциал, специфика отраслевой экономики, эффективное управление, прозрачность, состояние коррупции, качество инновационной инфраструктуры.

В истории России множество примеров развития агломераций, зон опережающего развития, кластеров и ряда других приоритетных направлений развития территорий. В начале 2014 г. принято решение о создании территорий опережающего развития (далее — ТОР) в качестве ключевого элемента экономической стратегии по развитию Дальнего Востока. По мнению министра по развитию Дальнего Востока А. Галушки, «в горизонте десяти лет первые 14 территорий опережающего развития, которые сегодня отобраны и наиболее подходят для этого... — это один триллион частных инвестиций, внебюджетных инвестиций, которые мы можем привлечь и которые не привлекли бы, если бы не создали такой инструмент»10. При этом необходимо отметить, что ТОРы ориентированы на иностранных инвесторов и включают создание единой системы институтов развития Дальнего Востока: ОАО «Дальний Восток», АНО «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дальнего Востока», АНО «Агентство по развитию человеческого капитала» и ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Но при этом, например, ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» создан еще в 2011 г. и является 100-процентной дочерней организацией Внешэкономбанка, которая и так принимает участие в финансировании инфраструктурных проектов. Это не позволяет говорить о кардинальных изменениях государственной политики в связи с появлением территорий опережающего развития.

Отсутствие единых научных подходов к определению территорий опережающего развития приводит к разным взглядам на этот вопрос. Так, под территориями опережающего развития одними понимаются территории, которые должны создать каркас инвестиционной и инновационной платформы, так как объединяют научно-исследовательские и образовательные организации и связаны отношениями территориальной близости и кооперационными связями в сфере производства, а другими — особые экономические зоны, индустриальные парки, техно- и агропарки с инфраструктурой, как система.

Основа стратегии развития территорий заложена в их согласовании по принципу с востока на запад, при этом специфика заключается в формировании буферных зон, т. е. регионов, примыкающих одновременно к двум соседним. Для Сибири и Дальнего Востока такой буферной зоной выступает Байкальский регион. Данная логика заложена в основу государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

Авторами предлагается алгоритм развития экономики территорий опережающего развития (рис. 2).

9 Сухарев О. С. Адекватность стратегии опережающего развития экономики России в глобальных изменениях // Экономический анализ: теория и практика. — 2013. — № 47. — С. 2-15.

10 Рабочая встреча Президента Российской Федерации Путина В. В. с министром по развитию Дальнего Востока Галушкой А. / Сайт Минвостокразвития (http://minvostokrazvitia.ru/press-center/news_minvostok/ ?ELEMENT_Ю=2104).

Рисунок 2

Алгоритм управления экономикой территории опережающего развития

Источник: составлено авторами на основании Приказа Министерства регионального развития РФ № 169 от 19.04.2013 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке схем территориального планирования субъектов Российской Федерации».

Предлагаемый организационно-экономический механизм развития экономики территорий опережающего развития включает набор целей (среднесрочная, долгосрочная и конечная (стратегическая) и систему каркасов и в дальнейшем требует разработки показателей оценки процессного подхода, обеспечивающей повышение инновационной активности и конкурентоспособности производства, а также модернизацию реального сектора экономики. Основой развития экономики территорий опережающего развития должен стать механизм отложенных налоговых платежей (TIF, Tax Increment Financing) как инструмент финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру, позволяющий активно развивать инфраструктурные проекты в стагнирующих регионах, осуществлять поиск новых территорий роста.

Перспективы развития Азиатско-Тихоокеанского региона на современном этапе являются особо динамичными по отношению к ряду стран, прежде всего за счет формирования нового центра мировой экономики и концентрации производства, совокупности ресурсов. По оценкам канадских ученых11, инновации, особенно в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и науки о жизни, будут главной опорой Азии на следующем этапе экономического роста. Наиболее инновационные города Азиатско-Тихоокеанского региона имеют следующие показатели:

— интеллектуальный потенциал и удобство проживания;

— качество знаний, получаемых в высших учебных заведениях;

11 asiapacific.ca.

— уровень благоустроенности города, а также способность поддержания культуры и ценностей; важным является толерантность общества по отношению к девиантным нормам и неудачам;

— технологические прогресс и состояние инновационной экосистемы;

— наличие благоприятной законодательной базы для поддержания функционирования города;

— глобальная интеграция и ориентация города в будущем на достижение высокого уровня развития и экологичности окружающей среды12.

Лидирующие мировые позиции принадлежат городам: Сингапур, Сидней, Мельбурн, Гонконг, Окленд, Токио, Сеул, Осака, Пусан и Тайбэй. Исходя из вышеизложенного, требуется детальная оценка параметров, учитываемых при оценке городов, а также адаптация системы показателей для крупных городов Дальнего Востока.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНФРАСТРУКТУРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Вопросы поддержки инвестиционной деятельности Дальнего Востока подробно раскрыты в работе13, общий объем инвестиций, направленных на реализацию комплексных инвестиционных проектов (далее — КИПР), составит 8,2 трлн руб., из которых 2,8 млрд руб. — федеральные инвестиции в инфраструктуру, это около половины всех бюджетных инвестиций по государственной программе.

Под комплексным инвестиционным проектом подразумевается комплекс взаимосвязанных инвестиционных проектов, включая проекты по созданию новых либо модернизации существующих предприятий различных форм собственности, а также проекты по созданию необходимой для них промышленной, инновационной или иной инфраструктуры. На строительство объектов КИПР главным распорядителем бюджетных средств должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования14.

Необходимо отметить, что многие КИПРы имеют значительный инвестиционный цикл и налоговая отдача от них многократно возрастет за пределами 2025 г. Реализация КИПРов должна создать значительный мультипликативный эффект в экономике. В частности, развитие инфраструктуры позволит более полно вовлечь в хозяйственный оборот минерально-сырьевую базу макрорегиона и только в рамках минерально-сырьевых кластеров привлечь 2,36 трлн руб. внебюджетных инвестиций.

Одним из информационных ресурсов, отражающих состояние инвестиционной инфраструктуры и перспективы для инвесторов, является «Инвестиционный портал Российской Федерации», на котором представлены только четыре региона Дальнего Востока (табл. 7).

Таблица 7

Инвестиционная инфраструктура Дальнего Востока

Регионы Существующая инфраструктура Строящаяся и планируемая ОЭЗ

Наименование Специализация Наименование Специализация

Камчатский край Агропромышленный парк «Нагорный» Тепличное производство, транспортно-логистический центр, бытовая и выставочная инфраструктура

12 The Most Innovative Cities in Asia Pacific/Solidiance (http://www.asiainnovativecities.com/).

13 Кораблев Д. В. Инвестиционный ландшафт макрорегиона Дальнего Востока // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - № 29. - С. 38-43.

14 Рекомендации по заполнению главными распорядителями средств федерального бюджета формы «Паспорт комплексного инвестиционного проекта (мероприятия)».

Регионы Существующая инфраструктура Строящаяся и планируемая ОЭЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование Специализация Наименование Специализация

Магаданская область Мини-бизнес-инкубатор Размещение и содействие в деятельности субъектов МСП Магаданский областной бизнес-инкубатор Размещение и содействие в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (образовательные, консультационные, юридические, бухгалтерские и другие организационные услуги) ОЭЗ Магаданской области

Фонд развития малого бизнеса и народных промыслов Финансовая поддержка

Региональный фонд содействия развитию предпринимательства Финансовая поддержка субъектов МСП

Приморский край Инновационный бизнес-инкубатор Развитие молодежного предпринимательства Технопарк в сфере высоких технологий на острове Русский Инновационное предпринимательство ОЭЗ ТРТ «Остров Русский»

ЦКП «Межведомственный центр аналитического контроля состояния окружающей среды» Окружающая среда Агропромышленный парк «Приморский» Сельское хозяйство

МЦКП в области нанотехнологий и новых функциональных технологий Нанотехнологии и новые функциональные технологии Транспортно-логистический промышленный парк Транспорт и логистика

Хабаровский край Бизнес-инкубатор Тихоокеанского госуниверситета 1Т-технологии, приборостроение, экономический консалтинг Краевой бизнес- инкубатор Смешанная Портовая ОЭЗ на территории Советско-Гаванского района

Бизнес-инкубатор Тихоокеанского госуниверситета Подготовка и упаковка проектов и др.

Инновационно- технологический центр Тихоокеанского госуниверситета Поиск и анализ новых технологий и т. д.

ЦКП «Новые материалы и технологии» НИОКР, испытания разрушающими и неразрушающими методами контроля, химический анализ, микроструктурный анализ

Источник: http://www. investinregions. ru/about/.

В Хабаровском крае определены некоторые объекты инвестиционной инфраструктуры, но в целом по Дальнему Востоку преждевременно говорить об опережающем развитии и созданной инфраструктуре. Большинство площадок в Хабаровском крае находится в крупнейших университетах, что позволяет сделать вывод о развитии молодежных проектов, которые требуют значительных временных и финансовых затрат для реализации на государственном уровне. В условиях высокого уровня финансирования макрорегиона требуется поиск механизма контроля и мониторинга за эффективностью расходования бюджетных средств во взаимосвязи с экономическим развитием региона.

Один из показателей инвестиционной привлекательности региона — приток иностранных инвестиций. Если в целом по Российской Федерации в 2013 г. на душу населения приходилось $1184,5 иностранных инвестиций, то по Дальнему Востоку они составили $958,8, а в Сахалинской области — $5903,3, в Магаданской области (где создана ОЭЗ) —

всего $75. В 2012 г. на долю Дальнего Востока приходилось 8,79 % совокупного объема иностранных инвестиций (1995 г. - 5,85 %; 2000 г. - 5,27 %; 2010 г. - 6,37 %), что позволяет сделать вывод о прямой взаимосвязи приоритетов государственной политики и притока иностранных инвестиций в регионы Дальнего Востока.

ВЫВОДЫ

Для реализации государственной политики развития Дальнего Востока предложены следующие рекомендации:

— разработать меры по модернизации экономики Дальнего Востока, направленные на техническое переоснащение высокотехнологичных секторов;

— создать систему учета результатов научно-технической деятельности, полученных за счет или с привлечением средств бюджета Дальнего Востока и федерального бюджета при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по заказу, а также необходимо повышение эффективности контроля за распоряжением правами на полученные результаты;

— сформировать единое инвестиционное пространство Дальнего Востока в рамках реализации государственных программ и прогнозных оценок социально-экономического развития субъектов РФ;

— выявить трансформационные изменения экспортно-импортного потенциала Дальнего Востока на разных фазах экономического развития;

— разработать методику оценки инвестиционного климата Дальнего Востока с учетом специфических характеристик климатического и географического распределения на основе полюсов роста и формирования «инвестиционных поясов», учитывающих межрегиональные и кооперационные связи различных секторов экономики;

— повысить эффективность инфраструктурных проектов Дальнего Востока с учетом специфики приграничных регионов и стимулирования частных инвесторов к участию в развитии экономики.

Библиография

1. Президент Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: kremlin.ru.

2. О ходе выполнения указов Президента России от 07 мая 2012 г. № 596-606 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства Российской Федерации. — Режим доступа: http://government.ru/ news/12241#Galush.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"».

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2013 № 466-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"».

5. Приказ Министерства регионального развития РФ № 169 от 19.04.2013 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке схем территориального планирования субъектов Российской Федерации».

6. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса: моногр. — М.: Экономика, 2010.

7. Сухарев О. С. Адекватность стратегии опережающего развития экономики России в глобальных изменениях // Экономический анализ: теория и практика. — 2013. — № 47.

8. Рабочая встреча Президента Российской Федерации Путина В. В. с министром по развитию Дальнего Востока Галушкой А. [Электронный ресурс] / Сайт Минвостокразвития. — Режим доступа: http:// minvostokrazvitia.ru/press-center/news_minvostok/?ELEMENTJD=2104.

9. Кораблев Д. В. Инвестиционный ландшафт макрорегиона Дальнего Востока // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2013. — № 29.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели. Официальная статистика [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — Режим доступа: (http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/m/statistics/pubncations/catalog/doc_1138623506156).

11. The Most Innovative Cities in Asia Pacific [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. asiainnovativecities.com/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.