Научная статья на тему 'Приоритеты внешней политики Латвии на современном этапе'

Приоритеты внешней политики Латвии на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2013
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЛАТВИЯ / НАТО / ОБСЕ / ЕС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / FOREIGN POLICY / LATVIA / NATO / OSCE / EU / POLITICAL BACKGROUND / NATIONAL SECURITY THREATS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Наумов Александр Анатольевич

Статья посвящена анализу основных направлений внешней политики Латвии. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на формирование политической обстановки, а также позиция властей Латвии по вопросам, являющимся актуальными для политической жизни региона на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the analysis of the main directions of Latvian foreign policy. Factors that influence on formation of international political situation and the position of Latvian government concerning actual problems for political life of the region in present situation are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Приоритеты внешней политики Латвии на современном этапе»

Александр НАУМОВ

ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЛАТВИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Статья посвящена анализу основных направлений внешней политики Латвии. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на формирование политической обстановки, а также позиция властей Латвии по вопросам, являющимся актуальными для политической жизни региона на современном этапе.

This article is devoted to the analysis of the main directions of Latvian foreign policy. Factors that influence on formation of international political situation and the position of Latvian government concerning actual problems for political life of the region in the present situation are considered in the article.

Ключевые слова:

внешняя политика, Латвия, НАТО, ОБСЕ, ЕС, политическая обстановка, угрозы национальной безопасности; foreign policy, Latvia, NATO, OSCE, EU, political background, national security threats.

НАУМОВ Александр Анатольевич — начальник направления Главного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ polette@rambler.ru

Правительство Латвийской Республики постоянно проводит корректировку своего политического курса с целью предот -вращения различных угроз национальной безопасности.

На современном этапе правительство Латвии заявляет, что вступление страны в Европейский союз и НАТО, а также ратификация пограничного договора с Россией свидетельствуют о качественном улучшении обстановки в области безопасности. В настоящее время, по мнению латвийских аналитиков, не существует прямой военной угрозы не только для Латвии, но и для всего региона Балтийского моря в целом. Общая ситуация характеризуется властями Латвии как надежная и стабильная1.

На формирование политической обстановки в Латвии оказывает влияние целый ряд факторов. Именно от них зависит ее состоя -ние в настоящее время и развитие в перспективе. Основные из них — членство государства в НАТО и ООН, участие в Европейском союзе, программа «Восточное партнерство», участие в «Северном измерении», работа в Совете государств Балтийского моря, взаимо -отношения с отдельными государствами и т.д.

В качестве основы национальной внешней политики руководством Латвии определено участие страны в Североатлантическом альянсе, который рассматривается как центральный элемент системы коллективной безопасности в настоящее время и на длительную перспективу Основные усилия в рамках НАТО в последнее время Рига концен -трирует на продвижении согласованных с Вильнюсом и Таллинном положений новой стратегической концепции альянса (2010 г.), в которых говорится о необходимости обеспечения равной безопас -ности для всех членов организации, а также о сохранении коллектив -ной обороны в качестве ключевой деятельности блока. Предмет осо -бого внимания Латвии — разработка Североатлантическим союзом планов обороны государств Балтии. При этом Рига поддерживает установку НАТО на развитие диалога с Россией.

Участие в Европейском союзе рассматривается латвийским руко -водством как возможность надежного и стабильного развития республики. С помощью ЕС Латвия рассчитывает оздоровить и модернизировать национальную экономику. Вхождение Латвии в зону евро прогнозируется на январь 2014 г. После вступления в силу Лиссабонского договора Рига претендует на более заметную роль в европейских делах, добивается адекватного представительства во

1 Обзор внешней политики Латвии : документ латвийского МИД, аналитиче -ская справка ГУ ГШ. - Рига, 2012, с. 3-5.

внешнеполитической службе Евросоюза. Уже сейчас объявлено о начале подготовки к латвийскому председательству в ЕС в первой половине 2015 г.

По вопросам взаимодействия Европейского союза с Россией Латвия, как правило, следует линии Брюсселя. Вместе с тем, действуя в координации с прибалтийскими партнерами, по отдель -ным вопросам Рига часто занимает более жесткие позиции. Не ослабевают призывы к бдительности в отношении Москвы в контексте реализации «Общей политики ЕС в области безопасности и обороны». Демонстрируя обеспокоенность пробле -мами энергозависимости, Латвия видит их решение в создании общего энергети ческого рынка Евросоюза и подключении страны к североевропейским электросетям с целью диверсификации поставок энергии. При номинальной готовности к дискуссии по тематике безвизового режима введение его здесь считают делом отдаленной перспективы. В то же время соседство с Россией подается латвийским руководством как одно из его конкурент ных преимуществ в рамках Евросоюза.

Вместе с тем Рига на различных евро пейских площадках с готовностью под держивает инициативы, ориентирован ные на ревизию истории Второй мировой войны. В кооперации с другими странами Балтии Латвия подключилась к процессу формирования будущего «музея истории Европы» в интересах «завоевания евро пейского исторического сознания».

В рамках «Балтийской стратегии ЕС» Латвия нацелена на взаимодействие с Россией в сферах транспорта и логи стики, диверсификации и либерализации регионального энергетического рынка, а также приграничного сотрудничества и экологии бассейна р. Даугавы. При этом «Балтийская стратегия Евросоюза» не рас сматривается Латвией как конкурент дру гим региональным форматам.

Активность Латвии по программе «Восточное партнерство» связана с ее стремлением повысить собственную евро атлантическую репутацию посредством содействия закреплению западного при сутствия по соседству с Россией. В рам ках программы действующее латвийское правительство обещает «оказывать под держку» Грузии, Молдавии, Украине путем поощрения их сотрудничества с ЕС, а также «активно вовлекать» в него Армению,

Азербайджан и Белоруссию. Внимательно отслеживая изменения в риторике и поли -тике А. Лукашенко в адрес Москвы, офи -циальная Рига в последнее время активизи -ровала политические контакты с Минском, заметно приглушив критику в отношении якобы имеющих место нарушений прав человека в Белоруссии.

Одним из важных направлений своей международной деятельности в регионе Латвия считает участие в «Северном изме -рении». К приоритетным областям сотруд -ничества в его рамках Рига относит энер -гобезопасность, транспорт и логистику, экологию, здравоохранение и выступает за более взыскательный отбор организа -ционно и финансово обеспеченных реа листичных проектов.

В свою очередь, Совет государств Балтийского моря оценивается Латвией как перспективный формат регионального сотрудничества, который ориентирован на объединяющие подходы, отражающие специфику прибрежных стран, их общие интересы и проблемы. Предпочтения Риги связаны с реализацией энергетиче ских и транспортных проектов, межрегио -нальным сотрудничеством, улучшением экологии Балтики, развитием культур -ных обменов, эффективным противодей ствием организованной преступности. В министерстве иностранных дел Латвии полагают, что с учетом бюджетных ограни чений в странах региона сейчас не время выдвигать масштабные задачи, необхо димо сосредоточиться на реализации уже имеющихся планов.

Свое поведение в Организации Объединенных Наций Латвия строит, как правило, в соответствии с линией Евросоюза и НАТО. Негативное отноше -ние к российским проектам резолюций по расизму и ксенофобии отражает позицию латвийских властей, покровительствую -щих бывшим пособникам фашистов в собственном государстве. Вместе с тем Рига выступает соавтором российских резолюций по мерам доверия в космосе, а также по безопасности в информацион ной сфере. Латвия избрана в состав Совета ООН по экономическим и социальным делам (ЭКОСОС) на период 2011—2013 гг. и выдвинула свою кандидатуру в члены Совета по правам человека организации на 2014-2017 гг.

Реформа ООН, как ее видят в Латвии, предполагает переоценку базовых

направлений и форм работы Совета Безопасности, увеличение числа его непо стоянных членов, модернизацию миро творческой деятельности, укрепление ключевых органов и программ органи зации, активизацию ее взаимодействия с ЕС, НАТО, ОБСЕ, Советом Европы. Латвия выступила соавтором иницииро ванного Германией, Японией, Бразилией и Индией проекта резолюции по реформе ООН, отстаивает идею большей откры тости Совета Безопасности для «малых стран», высказывается против наделения новых постоянных членов правом вето.

Рига не выражает претензий к деятель ности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, однако подчер кивает необходимость восстановить «веру в силу ее принципов». Латвийское руко водство считает, что одной из главных задач организации для стран участниц является предупреждение и урегулирование «замо -роженных конфликтов». Деятельность Латвии в формате ОБСЕ не отличается инициативностью и зачастую сводится к агрессивным реакциям на критику Риги в отношении соблюдения в стране прав человека. Парламентские выборы в респу блике получают все более снисходитель ные оценки со стороны наблюдательной миссии организации, хотя признается, что отсутствие права голоса у неграждан страны не соответствует демократическим ценностям.

В латвийских оценках проекта Договора о европейской безопасности (ДЕБ) пози -ция неприятия, аргументированная отсут ствием необходимости в новом механизме безопасности для Европы, сменилась более пристальным вниманием к дета лям предлагаемой концепции. При этом проявление Латвией настороженности в отношении ДЕБ обусловлено стремле нием отстоять натоцентристскую модель евробезопасности.

На политическую обстановку в Латвии активно влияют и ее отношения с отдель ными государствами.

Так, в вопросе российско грузинских отношений Латвия полностью под -держивает Тбилиси. Рига продолжает активно содействовать продвижению Грузии в НАТО и Евросоюз, подыгрывая М. Саакашвили в его евроатлантических амбициях и антироссийской риторике. Так, президент Латвии В. Затлерс заявил, что Латвия «работает над сближением Грузии

с Европой и может оказать существенную помощь в этом направлении». Регулярно подтверждается обязательство поддержи -вать территориальную целостность Грузии и не признавать независимости Абхазии и Южной Осетии. При этом Тбилиси получает безоговорочную поддержку со стороны Риги на всех международных площадках.

Свидетельством эффективности своего политического присутствия в этой стране Рига считает латвийское содей -ствие Грузии в реализации 30 проектов реформ в сферах юстиции, пограничной охраны, образования, самоуправления, развития гражданского общества, а также латвийско грузинское сотрудничество в оборонном планировании и военной под готовке.

Латвия активно развивает отношения с Азербайджаном, рассматривая его как ключевого игрока в стратегии ЕС по дивер -сификации энергопоставок, и поощряет евроатлантические амбиции Баку. Рига не раз подтверждала приверженность терри -ториальной целостности Азербайджана, высказываясь при этом в пользу мирного разрешения нагорно -карабахского кон -фликта.

По проблеме приднестровского уре -гулирования Рига целиком на стороне Кишинева в его усилиях по восстанов лению территориальной целостности страны и не считает оправданным при сутствие российского контингента в Приднестровье. При этом латвийское правительство поддерживает курс молдав ского руководства на евроинтеграцию.

Выражая поддержку действиям НАТО в Афганистане, латвийское руководство выступает за более рациональное исполь зование ресурсов альянса в этой стране. Стратегию «выхода» считает необходимым дополнить стратегией «перехода», в кото рую включает примирение воюющих сто рон и реинтеграцию боевиков, подавление коррупции, передачу власти афганцам в ряде провинций уже в ближайшее время. Латвия обещает и впредь вносить «воен ный и гражданский вклад» в афганское урегулирование, в т.ч. в рамках полицей -ской миссии ЕС. Через рижский порт в Афганистан транспортируется около 30% натовских невоенных грузов.

В отношении иранской ядерной про -граммы Латвия выступает в соответствии с позицией Евросоюза. Так, Рига поддер жала санкционную резолюцию Совета

Безопасности ООН по Ирану. При этом было заявлено, что международное сооб щество все еще открыто для сотрудниче -ства с Тегераном в мирном использовании ядерной энергии.

Взгляды Латвии на ядерную проблему Корейского полуострова полностью дублируют позицию США и Евросоюза. Национальные министерство обороны и внешнеполитическое ведомство регу лярно выступают с резкими заявлениями, осуждающими поведение Пхеньяна в отношении Южной Кореи.

В вопросах ближневосточного урегу -лирования Латвия исходит из позиции Евросоюза, выступает за продолжение прямых переговоров между Израилем и Палестиной с ясно определенными целями, повесткой дня и временными рамками. В последнее время Рига активи зировала контакты с Палестинской наци ональной автономией, которая изучает возможность открытия дипломатического представительства в одной из прибалтий ских столиц.

Латвия занимает активную позицию по вопросам противодействия междуна -родному терроризму. В частности, Рига рассматривает глобальную контртеррористическую стратегию ООН в качестве универсальной платформы для наращи вания деятельности в этой сфере для всех государств - членов организации, привет ствует вступление в силу международной Конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма1.

Важной составляющей политической обстановки является военная сфера. В настоящее время латвийское руководство вырабатывает новые подходы к проблемам национальной безопасности, а именно к стратегическим принципам построения и основным направлениям совершенство -вания системы государственной обороны.

В связи с этим латвийским правитель ством в 2012 г. была принята новая редак -ция Концепции государственной обороны Латвийской Республики (корректируется каждые четыре года). Концепция содер -жит оценку факторов угроз национальной безопасности, а также анализ тенденций развития на региональном и междуна -родном уровнях на основе положений документов Североатлантического и

1 Там же, с. 6-15.

Европейского союзов по вопросам поли тики безопасности и обороны. Вместе с тем она определяет основные направления планирования государственной обороны Латвии, задачи и перспективы развития национальных вооруженных сил2.

Красной нитью в документе проходит тезис о том, что со вступлением в НАТО и ЕС безопасность и оборона Латвии значи -тельно укрепились. Основу национальной безопасности и государственной обороны страны составляют усиление ее военных возможностей, соблюдение принципа коллективной обороны альянса и сотруд ничество в области обороны со странами союзниками.

При этом безопасность республики, по оценкам ее руководства, неотделима от безопасности других стран - членов НАТО и ЕС в регионе Балтийского моря, осуществляющих тесное взаимодействие между собой. Важную роль в обеспече нии безопасности Латвии и всего региона играет военное сотрудничество с другими странами Балтии, североевропейскими государствами, а также с Соединенными Штатами Америки, которые, как пред -ставляется, и в дальнейшем будут важней шим стратегическим партнером Латвии.

Стратегическим принципом внешней политики Латвии является ее участие в деятельности системы коллективной обо роны НАТО, основная задача которой -защита ее участников от любого вида воен -ной угрозы. Латвия принимает участие в повышении оборонных возможностей альянса путем участия в международных операциях и проведения других меропри -ятий по обеспечению безопасности. НВС Латвии входят в состав многонациональ -ных формирований объединенных вооруженных сил (ОВС) блока.

Таким образом, анализ содержания данных направлений свидетельствует о том, что военно политическое руковод ство Латвийской Республики при выборе внешнеполитических приоритетов про -должает ориентироваться в международ ных делах на подходы администрации США и Европейского союза, уделяя зна чительное внимание участию государства в работе блока НАТО.

2 Концепция государственной обороны Латвийской Республики : неофициальный пере -вод ГУ ГШ. - М., 2012, с. 2-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.