Научная статья на тему 'Европейский вектор внешней политики Латвии'

Европейский вектор внешней политики Латвии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
962
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТВИЯ / РОССИЯ / ЕС / СТРАНЫ БАЛТИИ / НАТО / РАСШИРЕНИЕ ЕС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Поспелова Екатерина Андреевна

Статья посвящена европейскому вектору в латвийской внешней политике. После 1991 г., когда Латвия обрела независимость, правительство страны основным курсом внешней политики выбрало ориентацию на Запад. За 10 лет страна интегрировалась в европейские институты, открыла свой рынок для европейских товаров и активно участвует в европейской внешней политике, а в 2015 г. стала страной-председателем ЕС. Однако сегодня, спустя десять лет членства в ЕС, становится ясно, что, хотя главные задачи, поставленные после объявления независимости, Латвия выполнила: вошла в число стран ЕС, присоединилась к зоне евро, участвует в европейской системе безопасности, последствия оказались далеки от оптимистичных прогнозов. Автор исследует произошедшие изменения в Латвии за десятилетний период, которые привели к массовой эмиграции и экономическому кризису. Автор анализирует основные мотивы как Латвии, так и ЕС, для вступления Латвии в Европейский Союз, а также показывает сам процесс вступления: от страны-кандидата до страны-члена. Кроме того, в статье анализируется геополитическая важность Латвии для ЕС, которая перевесила все экономические риски как для одной, так и для другой стороны. Автор отмечает, что вступление Латвии в ЕС лишь углубило существующие проблемы Латвии, из-за чего теперь Латвия входит в число беднейших стран ЕС. Проведенный автором анализ показывает, какие именно ожидания правительства не оправдались: в частности, ухудшилось состояние медицины, и произошел массовый отъезд жителей за границу, и почему это произошло

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейский вектор внешней политики Латвии»

ЕВРОПЕИСКИИ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЛАТВИИ

Е.А. Поспелова

Российский университет дружбы народов Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена европейскому вектору в латвийской внешней политике. После 1991 г., когда Латвия обрела независимость,

правительство страны основным курсом внешней политики выбрало ориентацию на Запад. За 10 лет страна интегрировалась в европейские институты, открыла свой рынок для европейских товаров и активно участвует в европейской внешней политике, а в 2015 г. стала страной-председателем ЕС. Однако сегодня, спустя десять лет членства в ЕС, становится ясно, что, хотя главные задачи, поставленные после объявления независимости, Латвия выполнила: вошла в число стран ЕС, присоединилась к зоне евро, участвует в европейской системе безопасности, -последствия оказались далеки от оптимистичных прогнозов. Автор исследует произошедшие изменения в Латвии за десятилетний период, которые привели к массовой эмиграции и экономическому кризису.

Автор анализирует основные мотивы как Латвии, так и ЕС, для вступления Латвии в Европейский Союз, а также показывает сам процесс вступления: от страны-кандидата до страны-члена. Кроме того, в статье анализируется геополитическая важность Латвии для ЕС, которая перевесила все экономические риски как для одной, так и для другой стороны.

Автор отмечает, что вступление Латвии в ЕС лишь углубило существующие проблемы Латвии, из-за чего теперь Латвия входит в число беднейших стран ЕС. Проведенный автором анализ показывает, какие именно ожидания правительства не оправдались: в частности, ухудшилось состояние медицины, и произошел массовый отъезд жителей за границу, - и почему это произошло.

Ключевые слова: Латвия, Россия, ЕС, страны Балтии, НАТО, расширение ЕС

В результате распада Советского Союза произошли значительные изменения на геополитической карте мира, на постсоветском пространстве образовался ряд новых государств. Перед Латвией, как и перед другими прибалтийскими странами, встала проблема поиска, формирования и развития отношений с другими государствами.

Говоря о странах Балтии - Латвии, Литве и Эстонии, - необходимо отметить, что эти страны провозгласили «Возвращение на Запад» - «Return to the West» - главной стратегической линией в своей внешней политике. Вступление стран региона в такие организации как ЕС и НАТО стало поворотной точкой, четко обозначившей новый вектор

внешнеполитических программ.

Уже в мае 1989 г. Балтийская Ассамблея заявила, что нахождение Латвии, Литвы, Эстонии в составе СССР не имеет правового основания, а 24 августа 1991 г. правительство России признало независимость трех прибалтийских республик, вскоре с ними были установлены дипломатические отношения. Спустя всего десять дней, 2 сентября 1991 г. правительство США также признало независимость прибалтийских республик.

Одной из главных задач после того, как Латвия в 1991 г. стала самостоятельным государством, являлась выработка внешнеполитической стратегии, а также формирование совершенно новых государственных структур. Уже в мае 1990 г. было создано Министерство иностранных дел и фактически тогда же были сделаны первые шаги по формированию дипломатической службы.

Латвийская Республика открыла свои первые представительства в 1990 г. в Эстонии и Литве, а в 1991 г. были открыты дипломатические представительства в России и в США.

В кратчайшие сроки Латвию признали многие государства мира, с ними были восстановлены дипломатические

отношения. Придерживаясь пути возвращения в Европу, Латвия уже 10 сентября 1991 г. стала членом Европейского Совещания по безопасности

и сотрудничеству (СБСЕ, ныне ОБСЕ), спустя неделю - членом ООН. А 15 октября была принята в ЮНЕСКО.

Основные приоритеты внешней политики с начала 1990-х гг. были нацелены на скорейшую интеграцию в политические и экономические структуры Запада, поскольку решение проблемы безопасности Латвия усматривала именно в ориентации на тесное сотрудничество с западными странами, в первую очередь, США.

Контакты и сотрудничество с Евросоюзом начали складываться сразу после восстановления независимости Латвии. Европейское Сообщество в 1992 г. включило страны Балтии в программу PHARE («Poland, Hungary Aid for the Reconstruction of the Economy» - «Помощь на восстановление экономики Польши и Венгрии»), а 11 мая был подписан договор между Латвией и ЕС о торговом, коммерческом и экономическом сотрудничестве - он обеспечивал режим наибольшего благоприятствования в торговле.

В 1993 г. Латвия, как и остальные страны Балтии, активизировала свою политику в отношении ЕС и в апреле 1993 г. на конференции в Копенгагене по экономическому сотрудничеству в Центральной и Восточной Европе заявила о своем намерении вступить в ЕС. Совет ЕС на заседании в Копенгагене сформулировал ряд критериев для приема в ЕС посткоммунистических стран Центральной и Восточной Европы (дополненные в Эссене в декабре 1994 г.): стабильность институтов, гарантирующих демократию, действующая рыночная экономика, а также способность выполнять обязательства по членству в Союзе. Эти критерии стали направляющими в процессе интеграции Латвии в ЕС. Совет министров ЕС принял «Белую книгу» в целях согласования

законодательства. В этом документе были уточнены требования, которые следовало выполнить для достижения приема в ЕС1.

В апреле 1995 г. Сеймом Латвии был утвержден документ «Основные направления внешней политики Латвии до 2005 г».2 В июне 1995 г. Парламентом Латвии была утверждена «Концепция национальной безопасности»3, где подчеркивалось, что для национальных интересов актуальнейшим моментом является полная интеграция в Европейский Союз и НАТО.

Именно в этих документах и была сформулирована главная задача внешней политики Латвии: обеспечить

государственную независимость путем интеграции в европейские структуры безопасности, политические и

экономические структуры, а также активное включение в мировые политические процессы.

В «Концепции национальной безопасности» были определены следующие основные направления внешней политики Латвии:

1. Вступление в ЕС. Именно это рассматривалось как необходимость для выживания латышского народа и сохранения Латвийской государственности. А включение в экономическую систему ЕС должно было способствовать скорейшему развитию сельского хозяйства, науки, образования и культуры Латвии.

2. Вступление в НАТО как гарантия безопасности Латвии. Латвия целенаправленно с середины 90-х гг. ХХ в. участвовала в программе «Партнерство ради мира» и Североатлантическом Совете Сотрудничества, готовясь к принятию в Организацию.

3. Участие в международных организациях: европейских и международных, таких, как ООН, Совет

1 Resolution on the White Paper: "Preparing the associated countries of Central and Eastern Europe for integration into the internal market of the Union" (COM

(95)0163 - C4- 0166/95) - http://eur-lex. europa. eu/legal -

content/EN/TXT/?uri= CELEX :51996IP0101

2 The main directions of foreign policy of Latvia until 2005 - www.mfa.gov.lv/data/file/l/arp_konc.doc

3 The concept of national security of Latvia, 1995 -http://www. mod. gov. lv/~/media/AM/Par_aizsardzibas_ nozari/Plani,%20koncepcijas/1995_nd.ashx

Государств Балтийского моря, ОБСЕ, Международном объединении

парламентов - и даст возможность формирования политики безопасности ЕС.

4. Поддержание добрососедских отношений с Россией.

12 июня 1995 г. были подписаны ассоциативные договоры между ЕС и странами Балтии4. Еще до вступления в силу ассоциативного договора Латвия стала участвовать в структурированном политическом диалоге, предусмотренном для стран-кандидатов по различным международным вопросам, особенно по насущным для обеих сторон.

Вопрос о вступлении Латвии в ЕС обсуждался с 27 октября 1995 г., когда правительство Латвии подало

председательствующей в ЕС Испании официальную заявку на вступление в ЕС. В 1997 году Европейская Комиссия дала первые заключения о начале переговоров стран-кандидатов по вступлению в ЕС, однако Латвию на переговоры не допустили. В феврале 2000 г. начались официальные переговоры о вступлении Латвии в ЕС.

Решение о расширении ЕС в восточном направлении было весьма сложным и смелым для этого объединения государств, поскольку впервые в истории расширения в союз желало вступить такое большое число экономически относительно слабых развитых стран. При этом большинство из них были недостаточно интегрированы экономически как между собой, так и с ЕС. Решение принималось в тот момент, когда стало ясно: не осуществились надежды, возлагавшиеся на Маастрихтский договор5 о создании Европейского Союза (вступил в силу в ноябре 1993 г.), в достижении более динамичной экономики, большей сплоченности стран-участниц, быстрой взаимной интеграции и выравнивания

уровней развития. С нарастанием глобальной конкуренции выявился экономический застой. Кроме того, расширение обострило нерешенные вопросы внутреннего развития ЕС - об административной реформе, общей внешней политике и политике безопасности, о создании европейского монетарного союза.

Вместе с тем ЕС был ориентирован на расширение потребительского рынка ЕС; на приток рабочей силы, причем дешевой, способной повысить

конкурентоспособность товаров и услуг в ЕС; на расширение политического, экономического влияния на новые регионы, что должно было способствовать повышению имиджа ЕС на международном уровне и на создание «буферной зоны», увеличивающей безопасность стран внутри ЕС.

Со стороны ЕС также были задействованы механизмы,

способствующие интеграции стран-кандидатов. Один из них - ежегодные отчеты ЕК, которые готовились с 1998 по 2002 г. в которых давался подробный отчет о состоянии экономического и политического положения Латвии6. Также с 1999 г. шла работа и по юридическому направлению для согласования

латвийского законодательства с законодательством ЕС. В результате ЕК утвердила программу «Партнерство по присоединению», которая предусматривала объединение всех существовавших до сих пор поддерживающих программ ЕС. Новая версия этой программы была утверждена в ноябре 2001 г.7

В 2002 г. Сейм Латвии утвердил новую концепцию национальной безопасности, в которой подчеркивалось, что

«безопасность Латвии достигается путем обеспечения стабильной

4 The Europe Agreement establishing an association between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Latvian Republic, on the other hand, 1995 -http://www.mfa.gov.lv/data/file/l701_Eiropas_Ligums_ txt.pdf

5 The Maastricht Treaty, 7 February 1992 -

http://www.eurotreaties.com/maastrichtec.pdf

6 Overview of key documents related to enlargement -the reports of the European Commission // http://ec.europa.eu/enlargement/archives/enlargement_ process/past_enlargements/eu10/latvia_en.htm

7 Accession Partnership 13/11/2001 h 1999 -http://old.mfa.gov.lv/en/eu/history/4394/4405/

внутриполитической, социальной и экономической ситуации, включения страны в европейские и

трансатлантические политические,

экономические структуры, структуры безопасности и обороны»8.

13 декабря 2002 г. в Копенгагене Латвия с девятью другими странами-кандидатами завершили переговоры о принятии в ЕС. В апреле 2003 г. в Афинах на заседании Совета ЕС Латвия вместе с остальными странами-кандидатами

подписала договор о присоединении к Европейскому Союзу9. Договор следовало утвердить всенародным голосованием Латвии, однако социологические опросы свидетельствовали, что возросло число евроскептиков. На референдуме 20 сентября 2003 г. 66,97% принявших участие в голосовании высказались за вступление в Евросоюз. 32,26% проголосовали против10.

Тем не менее, 30 октября 2003 г. Сейм Латвии ратифицировал договор о присоединении Латвии к ЕС. 1 мая 2004 г. Латвия официально вступила в ЕС.

Брюссель отчетливо осознавал, что адаптация прибалтийских стран к «европейским стандартам», привитие «демократических ценностей» будет и сложным, и масштабным. Краеугольным камнем оставался вопрос неграждан: этот вопрос осложнял отношения между Латвией и Россией и становился теперь внутренней проблемой ЕС. Однако геополитическая важность Латвии как буферной зоны между Россией и ЕС и необходимость иметь на неё влияние перевесили все политические и экономические риски - потому Брюссель и смирился с существующим в Латвии

«дефицитом демократии»11. Этот «дефицит» связан с неравенством прав категорий населения Латвии, граждан и неграждан: отсутствием у неграждан права голосовать и как-либо влиять на политическую жизнь Латвии.

Граждане Латвии с 1 мая 2004 г. автоматически стали гражданами Европейского Союза благодаря 17-й статье Амстердамского договора. А неграждане Латвии не могли рассчитывать на автоматическое предоставление статуса постоянного жителя ЕС благодаря директиве №2003/109/ЕС12, которая была принята 25 ноября 2003 г., и страны ЕС, в том числе Латвия, должны были ввести ее в национальное законодательство до 23 января 2006 г., что и было сделано. Фактически, в Европе было введено понятие «постоянный житель ЕС». 22 июня 2006 г. был принят закон «Статус постоянного жителя Евросоюза в Латвийской Республике», который внедряет новый статус - постоянного жителя ЕС в Латвийской Республике13.

Ещё раньше, 29 марта 2004 г. в Вашингтоне главы правительств стран-кандидатов, в том числе и Латвии, вручили свои документы о вступлении в НАТО, а 2 февраля флаги этих стран уже были подняты у штаб-квартиры НАТО в Брюсселе.

После приема Латвии в ЕС и НАТО в 2004 г. Министерство иностранных дел Латвии приступило к разработке новой концепции внешней политики: так как цели, выдвинутые предыдущей

концепцией, были достигнуты, появилась необходимость заново сформулировать приоритеты внешней политики и политики безопасности, отвечающие как ситуации в

8 The concept of national security of Latvia, 2002 -http://www.mod.gov.1v/~/media/AM/Par_aizsardzibas_ nozari/P1ani,%20koncepcijas/2002_nd.ashx;

9 EU Accession Treaty -http://www.mfa.gov.lv/arpolitika/eiropas-savieniba-arpolitika/arhivs/integracija-es/iestasanas-es-sarunas/pievienosanas-es-ligums

10 The results of people's Latvian European Union

membership referendum - http://www.cvk.lv/cgi-

bin/wdbcgiw/base/sae8dev. aktiv03er.vis

11 The Republic of Latvia Saeima elections 5 october 2002 OSCE/ODIHR final report -http://www.osce.org/odihr/elections/latvia/162497dow nload=true

12 Council Directive 2003/109/EC of 25 November 2003 concerning the status of third-country nationals who are long-term residents // http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/ ALL/?uri=CELEX :32003L0109

13 The Ministry of Internal Affairs of Latvia, Citizenship and Migration Board http://www.pmlp.gov.lv/ru/home-ru/uslugi/status-postoyannogo-zhitelya-es.html

мире, так и целям деятельности ЕС и НАТО на тот период. В 2005 г. была утверждена новая «Концепция национальной безопасности Латвии»14, в которой излагаются принципы предотвращения потенциальных угроз национальной безопасности.

Открытие границ с европейскими странами было одной из причин популярности идеи вступления в ЕС среди широких масс, кроме того Латвия усматривала в нем возможность привлечения туристов и специалистов из других стран. Ожидалось, что Латвия станет «туристической Меккой». Однако всё произошло наоборот: вместо притока населения Латвия получила массовый отток: выезд жителей на заработки за границу, который после кризиса 2008 г. принял массовые масштабы. Население массово мигрирует в более развитые страны ЕС: Соединенное Королевство, Ирландию, Нидерланды, - где есть возможность работать. Государство предприняло попытки по возвращению эмигрантов: была разработана программа по возвращению покинувших родину, -однако, она не принесла пользы и не оправдалась, поэтому ее было решено свернуть. За период с 2000 по 2013 годы Латвию покинули около 259 тысяч жителей15.

В 2011 г. статистическая служба Евростат (Eurostat) в число девяти беднейших стран ЕС внесла Латвию16. Децильный коэффициент в Латвийской Республике - более 12%, а это, учитывая мировую практику, грозит социальными беспорядками; более 80% ВВП формируется за счёт предоставляемых страной услуг; число занятых в латвийской науке сократилось с 31 тыс. до 4 тыс. человек, все конкурентоспособные НИИ

ликвидированы, научный потенциал страны утрачен. [Симонян, 2009. С. 91]

Особенно пострадала медицина: по словам экс-министра здравоохранения Иварса Эглитиса, «Бесплатная медицина в Латвии - это миф»17. Он также заметил, что правительство предпочитает расходам на медицину военные, что стало особенно явным в связи с ситуацией в Крыму и заявлениями Латвии об угрозе её независимости.

Кроме того, происходит постоянное сокращение финансирования сферы здравоохранения. Уже в 2008 г. экс-министр здравоохранения И. Цирцене признала, что за пять лет закрыли половину больниц18. Зарплаты медикам сократили на 20 %, а министерством здравоохранения разработано три различных плана сокращения расходов, предусматривающих уменьшение финансирования сферы до 2040 %. Пытаясь самостоятельно бороться с ситуацией, латвийские медики проводят забастовки и митинги.

Цены на основные медицинские услуги в Латвии выросли, особенно после вступления в еврозону, также выросла стоимость лекарств. В программе сокращения расходов Минздрав предлагает закрыть крупнейшие 1 -ю и 2-ю Рижские городские больницы, а также резко сократить компенсацию лекарств пациентам19. Многие латвийские больницы и клиники уже отказались от проведения бюджетных плановых операций, медики говорят о возможности оказания неотложной помощи лишь половине обратившихся. Так, 1 -я Рижская больница с августа 2009 года уволила 570 (или две

14 The concept of national security of Latvia, 2005 // http://www.mod.gov.1v/~/media/AM/Par_aizsardzibas_ nozari/P1ani,%20koncepcijas/2005_nd.ashx;

15 The Central Statistical Bureau of Latvia http://www.csb.gov.lv/

16 Eurostat data //

http://ec.europa.eu/eurostat/product?code=gov_dd_edp

t1&language=en

17 «Ex-minister: free medicine in Latvia - is a myth" // http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/eks-ministr-besplatnaya-medicina-v-latvii-eto-mif.d?id=44592814

18 Half of hospitals have been closed for five years in Latvia // http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/za-pyat-let-v-latvii-zakryli-polovinu-bolnic.d?id=43538463

19 Pavel Vlasov: "Genocide in Latvian way?" // http://www.pctvl.lv/index.php?lang=ru&mode=rakurs &page_id=9216

трети) работников20. Также эта больница полностью прекратила приём неотложных пациентов.

На сегодняшний день свыше 700 государственных предприятий оказались в частных руках, а 38 (в числе которых такие известные предприятия как «ВЭФ», «Альфа», «Коммутатор», «Радиотехника») ликвидированы. Крупнейший

производитель электричек «RVR» сегодня занимается лишь их ремонтом. Численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на 21,5% [22]. После вступления в ЕС зарплата у населения выросла в 2 раза, а цены - в 10. Кроме прочего, результатом интеграции в Европу Латвии стало полное разрушение национальной промышленности, которые в свое время были конкурентоспособны по отношению к западноевропейским. Так, в 2009 г. по требованию Евросоюза были закрыты три сахарных завода (старейший из них - в г. Елгава).

Это подтверждает мнение многих экспертов о том, что Латвия была нужна ЕС в качестве рынка сбыта своих товаров. Тот экономический прорыв, который отмечался в Латвии и вообще в Прибалтике в 2004 г. после вступления в ЕС, объясняется в основном сделками с недвижимостью, стремительным ростом потребления, а главное - неограниченными кредитными вливаниями многих зарубежных - большей частью скандинавских - банков. Впрочем, даже приток зарубежных инвестиций не стал для Латвии спасением, ведь большая часть средств ушла в потребительский сектор экономики. Произошло так называемое «проедание» инвестиций, что привело к ситуации, когда пришедшие в страну 6 млрд. лат были потрачены на покрытие дефицита торгового баланса, составившего 6,824 млрд. лат. На 2015 г. государственный долг Латвии - 38,1% ВВП21, 9,6 млрд. евро22.

20 The 1st City Hospital will dismiss 570 employees // http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/1-aya-gorbolnica-uvolit-570-rabotnikov. d?id=25985945

21 The 9 poorest countries catching up on income per

capita - Issue number 16/2011 //

1 января 2014 г. Латвия вступила в зону евро. Правительство Латвии,

последовательно выполняя Программу конвергенции, фактически

проигнорировало общественные

настроения. Решение о присоединении Латвии к зоне евро было принято без учета мнения населения. Несмотря на обещания властей строго следить за соблюдением продавцами норм торговли, цены всё же выросли. Так, продуктовая корзина среднестатистической семьи из четырёх человек подорожала примерно на 13 евро.

По сути, вопрос перехода на евро заключался не просто в отказе от национальной валюты в пользу общеевропейской - большое значение имело закрепление «европейской» идентичности. К тому же вступление еще одного участника в слабеющую еврозону добавило ей доверия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вообще нужно сказать, что в последние годы ЕС последовательно содействовал Латвии в максимальной интеграции в политические и экономические проекты Европы. Самые яркие примеры -предоставление Риге статуса культурной столицы Европы-2014 и председательство Латвии в Евросоюзе в 2015 г. Причем Брюссель готов закрыть глаза и на политику латвийского руководства в отношении русскоязычного меньшинства, и на разрешенные властями акции по героизации нацизма.

В 2004 г. президент Вайра Вике-Фрейберга во вступлении к учебнику «История Латвии XX век» написала, что «Сотрудничество с государствами-членами ЕС является предпосылкой в жизнь национальных и обеспечения её экономического расцвета и резкого повышения благосостояния населения» [История Латвии, 2005]. Но приходится признать, что те ожидания, которые Латвия возлагала на вступление в ЕС, не оправдались: экономического рывка

http://ec.europa.eu/eurostat/en/web/products-statistics-in-focus/-/KS-SF-11-016

22 Debt and Macroeconomic Indicators Latvia // http://www.debt.lv/ru.html

Латвия не совершила, её товары не выдержали конкуренции с европейскими, а открытие границ обернулось оттоком населения (в основном, молодёжи, а также специалистов, особенно узких профилей). Вступление в ЕС повлекло утрату экономической самостоятельности, но не послужило источником реформ, необходимых практически во всех сферах.

ЕС же вступлением в Латвию добился в первую очередь идеологической цели: «Идея цивилизационного единства двух частей европейского континента», которая направлена на создание Большой Европы, при детальном изучении оказывается западной стратегией сплочения через противопоставление России. Вхождение Прибалтики в ЕС позволило Западу вплотную приблизиться к границе с РФ, что имеет не только конфликтный потенциал (вступление в НАТО), привнесенный в регион, но и серьезно повышает угрозу безопасности РФ: экономической, военной, территориальной целостности.

Кроме политических причин ЕС преследовал экономические цели: Латвия стала рынком сбыта, что особенно проявилось в ходе Крымского кризиса, когда все запрещенные Россией в ходе ответных санкций товары были перенаправлены на рынки Прибалтики, едва не вызвав развал местных хозяйств, поскольку оказались дешевле.

Впрочем, правительство Латвии, похоже, готово не считаться с экономическими потерями, поскольку основной целью вступления Латвии в ЕС всё же являлась политика: важно было показать, что Латвия выбирает западный путь развития и стремится максимально интегрироваться в западные институты.

Сегодня можно сказать, что Латвия преуспела в этом, интегрировавшись в различные европейские структуры: политические и экономические, а также структуры региональной безопасности. И если политические цели были достигнуты: Европа приняла Латвию в свои ряды, Латвия вошла в систему европейской безопасности, - то экономические ожидания пока не оправдались: Латвия в списке девяти беднейших стран Европы.

Основными внешнеполитическими задачами за два десятилетия независимости стало укрепление суверенитета и сохранения за собой позиций полноправного европейского государства-члена ЕС. Это удалось, и дальнейший курс латвийского правительства неизменен -оставаться в рядах членов ЕС.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гущин В. Постсоветская Латвия -обманутая страна. Почему НФЛ не привел к демократии? 1988 - 2013. -Рига. 2013 - с. 218.

2. История Латвии: ХХ век. — Рига: Jumava, 2005. — 438 с.

3. Симонян Р.Х. Россия и страны Балтии / Р.Х. Симонян. - 2-е изд., доп. - М.: Институт социологии РАН, 2005. - 91 с.

Об авторе: Поспелова Екатерина Андреевна - магистра в области международных отношений (e-mail: [email protected]).

EUROPEAN VECTOR OF LATVIAN FOREIGN POLICY

E.A. Pospelova

Abstract. The article is devoted to the European vector of Latvian foreign policy. After 1991, when Latvia had declared independence, the government has stated the orientation on the West countries policy as a major goal. In 10 years the country has been integrated into European institutions, has opened its market to European goods, now actively participates in European foreign policy and in 2015 became the EU Presidency. But today, after 10 years of being a member state of the EU, it is clear that although Latvia has fulfilled the main objectives set after the declaration of independence: it has joined the EU countries and the euro area and has integrated in the European security system, -but the consequences were far from any optimistic forecasts. The author explores the changes in Latvia for the ten-year period, which led to mass emigration and economic crisis.

The author analyzes the main motives of both Latvia and the EU for Latvia's accession to the European Union, and also shows the process of coming from candidate country to

Member State. In addition, the author analyzes the geopolitical importance of Latvia to the EU, which outweighed the economic risks for one or the other side.

The author notes that Latvia's accession to the EU has only deepened the existing problems in Latvia, which is why it is among the poorest countries in the EU. The author's analysis shows exactly what of the government's expectations were not realized: in particular, state of the medicine has deteriorated, and there was a mass exodus of residents abroad - and why it happened.

Key words: Latvia, Russia, EU, Baltic States, NATO, EU accession.

REFERENCES

1. Gushchin V. The post-Soviet Latvia -the betrayed country. Why the NFL did not lead to democracy? 1988-2013 - Riga. 2013 -p. 218;

2. History of Latvia: XX century. - Riga: Jumava, 2005. - C.14

3. Simonian A.D. Russia and the Baltic countries / A.D. Simonyan. - 2nd ed., Ext. -M.: Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, 2005. - 91 p.

About the author: Pospelova Ekaterina Andreevna - Master in International Relations (e-mail: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.