УДК 332.1(571.53) Л.В. ГУЛЯЕВА
ББК 65.9(2) помощник проректора по научной работе
Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат экономических наук, доцент, г. Иркутск
e-mail: [email protected]
ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ*
Охарактеризованы место и роль северных территорий Иркутской области в социально-экономическом развитии региона, выявлены проблемы социально-экономического развития северных территорий и приоритеты их стратегического развития.
Ключевые слова: северные территории, социально-экономическое развитие, Иркутская область.
Развитие северных территорий, как и любых других муниципальных образований, зависит от выбранных приоритетов социально-экономического развития. Безусловно, что стратегические приоритеты должны отвечать в первую очередь нуждам населения, проживающего на территории муниципалитета, а также быть направлены на повышение инвестиционной привлекательности для бизнес-структур.
При проведении разноплановых экономических реформ в процессе перехода страны к рыночной экономике специфические особенности северных территорий в налоговой, пенсионной, жилищно-коммунальной сферах не учитывались. Это привело к серьезным негативным социальным и экономическим последствиям и кризисным явлениям, которые не могут разрешиться сами по себе, без участия государства. Потребительские цены в северных муниципальных образованиях растут быстрее, а денежные доходы — медленнее, чем в среднем по области. В стране каждый четвертый безработный — житель Севера, что диктует необходимость повышения роли государства в сочетании с рыночными методами (включая частно-государственное партнерство) в регулировании экономики и социальной сферы в этих образованиях.
В Концепции государственной поддержки экономического и социального развития
районов Севера (утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 198) определено понятие Севера и выделено три этапа развития северных территорий. На третьем этапе (2011-2015 гг.) предполагается сохранение роли Севера России «как главного источника топливно-энергетических ресурсов... благодаря которому будут удовлетворяться экспортные нужды страны и растущий спрос на внутреннем рынке. В базовом секторе активно будут внедряться высокие технологии, бурное развитие получит сфера услуг. В то же время темпы роста экономики районов Севера начнут отставать от общероссийских, поскольку модернизированные производства в южных районах страны смогут значительно увеличить свою долю в валовом внутреннем продукте».
Обстановка, сложившаяся в районах Севера, долговременные интересы экономики и населения страны, масштабный характер проблем этих территорий требуют активного воздействия государства на протекающие здесь процессы. Важно остановить снижение реальных доходов населения, спад производства в базовых отраслях экономики и обеспечить в перспективе устойчивое развитие северных территорий.
Еще в 2004 г. Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении на собрании представителей северных территорий России в Салехар-
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.
де отмечал, что нужно искать механизмы, обеспечивающие доступ населения северных территорий ко всем благам цивилизации, гарантирующие возможность пользоваться качественными социальными, транспортными, медицинскими, образовательными услугами, и видел развитие экономики этих территорий прежде всего в решении вопросов инфраструктуры1.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации указано, что, во-первых, развитие нашей страны до 2020 г. будет определяться балансом между, с одной стороны, сложившейся тенденцией поступательной глобализации мировой экономики, с другой — тенденциями регионализации. Во-вторых, в качестве одной из основных задач территориального развития России в долгосрочной перспективе названо развитие сбалансированной и диверсифицированной экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе реализация комплекса системообразующих проектов, направленных на использование важнейших конкурентных преимуществ макрорегиона на основе стимулирования формирования и развития кластеров по добыче и переработке полезных ископаемых и лесных ресурсов2.
Состояние экономики северных территорий оказывает значительное влияние на экономику не только области, но и всей России, что обусловливает необходимость проведения политики, направленной на приоритетное устойчивое социально-экономическое развитие северных муниципальных образований Иркутской области: гг. Братска, Усть-Илимска, Бо-дайбинского района и г. Бодайбо, Братского, Казачинско-Ленского, Катангского, Киренс-кого, Мамско-Чуйского, Нижнеилимского, Усть-Илимского районов и Усть-Кутского районного муниципального образования.
В Схеме развития и размещения производительных сил Иркутской области до 2005 года отмечено, что «северные территории Иркутской области являются наиболее важными в экономическом отношении из всех природно-климатических зон области. В них велика доля внерыночных факторов, влияющих на характер производственной и иной деятельности, поэтому участие государства в регулировании хозяйственных процессов и организации социального обустройства
требуется в большей степени, чем в других районах области»3.
В Программе социально-экономического развития Иркутской области на 20062010 годы подчеркнуто, что выход северных территорий на уровень самодостаточного развития представляет собой генеральную цель развития на среднесрочную перс-пективу4.
В Программе социально-экономического развития Иркутской области на 20082012 годы указано, что реализация цели, поставленной в Программе по стабилизации опорного каркаса расселения и достижению необходимого развития инженерных инфраструктур региона, предусматривает решение задачи поддержки и развития районов севера области5.
Около 70% территории России относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Из них 4,0% приходится на долю Иркутской области — это 475,3 тыс. км2 (61,3% общей площади региона). На столь обширной территории сосредоточено чуть более четверти областного населения (в 2006 г. — 25,1%, в 1990 г. — 28,1%). Сопоставление площади территории и численности проживающего на ней населения свидетельствует о малой освоенности данной территории: в 2006 г. на 1 км2 ее приходилось 1,33 человека, тогда как в целом по области — 3,24. Динамика показателей развития северных территорий Иркутской области приведена в таблице.
За период, прошедший с начала 1990-х гг., в ряде северных муниципальных образований социально-экономическая ситуация ухудшилась. Показательно в этом плане изменение параметров развития северных территорий области за десять лет, представленное на рис. 1.
В настоящее время вклад северных территорий в результаты экономической деятельности Иркутской области колеблется от 10-12% в сельском хозяйстве до 40-42% в промышленности и до 55 % в автотранспортной отрасли.
Анализируя сложившуюся ситуацию, можно сформулировать основные проблемы северных территорий:
- снижение и без того низкой плотности населения (с 1,40 чел. / км2 в 2003 г. до
1,33 чел. / км2 в 2006 г., а в Катангском районе — до 0,03 чел. / км2);
- низкая инфраструктурная обустроенность (плотность автодорог — 6,0 км дорог с твердым покрытием в расчете на 1 тыс. км2 территории против 15,9 км по области);
- неудовлетворительное состояние дорог, а также отсутствие автомобильных дорог круглогодичного сообщения со всеми населенными пунктами в Катангском районе и с некоторыми населенными пунктами в Ка-зачинско-Ленском и Усть-Кутском районах;
- значительный износ основных фондов социальной сферы, объектов социальной и жилищно-коммунальной инфраструктур, инженерных систем и сооружений, объектов благоустройства;
- недостаточные объемы и низкий темп жилищного строительства;
- недостаточное обеспечение квалифицированными кадрами сферы здравоохранения и бюджетной сферы;
- значительный дефицит бюджета, не позволяющий осуществлять инвестиции в развитие экономики территории;
- неудовлетворительная телефонная связь между населенными пунктами, а также отсутствие телефонной связи всех сел с районным центром в Катангском районе;
- перебои в электроснабжении из-за аварийного состояния линий электропередач в восьми «заморских поселках» Братского района и пяти поселках Киренского района;
- сложная экологическая обстановка;
- доминирование производства продукции первичной переработки или монопроизводства;
- замедленные темпы диверсификации производства и формирования рыночной среды;
- необходимость финансирования ежегодной доставки массы грузов в краткие сроки;
- сокращение «северного завоза»;
- суровые условия жизни и отставание в развитии социальной сферы;
Доля северных территорий Иркутской области в областных показателях
Показатель Год
1997 2000 2003 2004 2005 2006
Удельный вес численности населения Севера в общей численности населения области, % 26,04 25,59 23,45 25,29 25,22 25,10
Удельный вес произведенной промышленной продукции в общем объеме, % 36,26 39,39 36,10 40,00 42,53 30,71
Удельный вес произведенной сельскохозяйственной продукции в общем объеме, % 10,25 12,86 10,88 9,60
Удельный вес оборота розничной торговли в общем объеме, % 20,29 23,20 22,17 20,73 20,00
Миграционный прирост / убыль населения в расчете на 1 тыс. чел. -3,4 -4,2 -4,2 -3,4 -3,5 -3,6
Численность населения
--1997 г. -2006 г.
Рис. 1. Место северных территорий Иркутской области в областных показателях в 1997 г. и на 1 января 2007 г., %
- необустроенность жизни коренных малочисленных народов Севера, невозможность сохранения и развития их традиционной жизнедеятельности и роста качества жизни без государственной поддержки в условиях размещения поселений этих народов в периферийных и труднодоступных таежных местностях;
- неполное финансирование мероприятий федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года».
Нам представляется, что в качестве основных приоритетов в развитии северных территорий необходимо выделить:
- в социальной сфере — развитие ключевого актива северных территорий — человеческого капитала, включая развитие гражданского сообщества на основе повышения конкурентоспособности всех производственных и хозяйственных институтов, повышения уровня и качества жизни населения и др.;
- в сфере экономики — диверсификация экономики северных территорий и обеспечение конкурентоспособности производимой здесь продукции и оказываемых услуг, а также реализация приоритетных национальных проектов и др. (рис. 2).
По уровню социально-экономического развития северные территории неоднородны, условно их разделяют на три группы:
- достаточно самостоятельные, доноры областного бюджета (гг. Братск и Усть-Илимск, Нижнеилимский район);
- дотационные, с обозримой перспективой выхода на самостоятельный уровень развития (Братский, Усть-Илимский, Усть-Кутский, Казачинско-Ленский районы);
- экономически депрессивные, глубоко дотационные (Катангский, Киренский, Бодай-бинский, Мамско-Чуйский районы).
Исходя из этой группировки, на наш взгляд, следует определять перспективы развития муниципальных образований северных территорий.
Одно из направлений в осуществлении политики государства по отношению к северным территориям заключается в обеспечении формирования устойчивой системы расселения (переселение в южные районы области избыточной рабочей силы, создание нового современного облика российской деревни, упорядочение трудовой миграции). Это предполагает решение проблем городов и поселков, оказавшихся в зоне истощения
Приоритеты развития северных территорий
Социальные:
- рост человеческого капитала, улучшение демографической ситуации;
- обеспечение занятости населения;
- совершенствование медицинскогообслуживания;
- обеспечение населения жильем;
- активизация молодежной политики;
- создание условий для повышения уровня жизни населения;
- пропаганда здорового образа жизни;
- повышение образовательного уровня;
- создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения;
- стремление к устранению социального неравенства, обеспечение доступности основных социальных благ для всех категорий населения;
- сохранение единого культурного пространства, возрождение национальных традиций;
- развитие сфер социально-бытового и культурного обслуживания;
- повышение активности граждан, развитие институтов гражданского общества
Экономические:
- создание условий для наращивания финансово-экономического потенциала территорий;
- освоение перспективных месторождений, в том числе месторождений углеводородного сырья,
и его промышленная добыча;
- развитие стройиндустрии;
- развитие транспортной и энергетической инфраструктур;
- развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры;
- развитие лесопромышленной отрасли и повышение эффективности использования лесо-сырьевой базы;
- развитие водного туризма, спортивной охоты, рыбалки;
- развитие сельского хозяйства и повышение эффективности сельскохозяйственного производства;
- реализация приоритетных национальных проектов
Рис. 2. Основные социальные и экономические приоритеты развития северных территорий Иркутской области
сырьевой базы (отдельные угольные города, лесные поселки Иркутской области, отработанные золотые прииски Восточной Сибири), расселение жителей поселков, попадающих в зону затопления Богучанской ГЭС (пос. Не-вон и Кеуль Иркутской области)6.
В нефтегазодобыче высока вероятность формирования новых сервисных центров, а также центров производства и технологического обеспечения в г. Иркутске (это связано с разработкой месторождений углеводородов в Восточной Сибири и на материковом шельфе Дальнего Востока). Также будут поддерживаться добыча и использование местных ресурсов, особенно топливных — углеводородного сырья, угля — с целью не
только сокращения «северного завоза», но и создания новых рабочих мест. Наиболее перспективны в этом отношении нефтегазо-конденсатные месторождения Усть-Кутского, Киренского и Катангского районов.
Примечания
1 http://www.kremlin.ru.
2 http://www.economy.gov.ru.
3 http://www.govirk.ru.
4 Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2006—2010 годы / под ред. М.А. Винокурова, В.И. Самарухи. Иркутск,
2007. С. 237.
5 Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2008—2012 годы. Иркутск,
2008.
6 http://www.economy.gov.ru.
A.B. САМАРУХА
заместитель директора по региональной экономике НИИ саморегулирования и развития предпринимательства Байкальского государственного университета экономики и права,
кандидат экономических наук, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА В СТРУКТУРЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ*
УДК 338.47(571.53) ББК 65.9(2)37
Рассматриваются принципы усовершенствования транспортной системы субнационального образования в соответствии с особенностями стратегического развития регионов России на долгосрочную перспективу. Предложена балльная оценка приоритетности развития различных видов транспорта Иркутской области в зависимости от направлений активного стратегического развития отдельных муниципальных образований региона. Отмечена специфика Иркутской области в связи с наличием северных территорий. Даны рекомендации по комплексному развитию региональной транспортной системы в рамках единой комплексной программы социально-экономического развития региона (субнационального образования), согласующейся с отдельными профильными региональными, муниципальными и корпоративными подпрограммами и документами.
Ключевые слова: прогноз, регион, субнациональное образование, северные территории, транспортная система, стратегия, комплексная программа социально-экономического развития.
Процесс прогнозирования социально-экономического развития региона напрямую связан со всеми особенностями входящих в
его структуру территорий. Иркутская область в результате объединения с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.