УДК 001
ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ
PRIORITIES OF SOCIAL GUARANTEES IN THE MODERN STATE
Зенин Константин Анатольевич
кандидат социологических наук,
доцент,
докторант,
Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт [email protected]
Скворцов Дмитрий Владиславович
кандидат юридических наук,
доцент,
докторант,
Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт [email protected]
Ширяев Александр Сергеевич
кандидат юридических наук,
доцент кафедры уголовного процесса,
Юридический институт,
Северо-Кавказский
федеральный университет
Шатовкина Римма Викторовна
кандидат юридических наук, судья,
Новосибирский областной суд [email protected]
Беляков Сергей Григорьевич
соискатель
кафедры философии и социологии, Адыгейский
государственный университет [email protected]
Тищенко Александр Викторович
соискатель,
Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]
Konstantin A. Zenin
Candidate of Social Sciences, Associate Professor, Doctoral Student, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology [email protected]
Dmitry V. Skvortsov
Candidate of Law, Associate Professor, Doctoral Student, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and technology [email protected]
Alexander S. Shiryaev
Candidate of Law,
Associate Professor of the Department of Criminal Procedure, Law Institute,
North Caucasian Federal University [email protected]
Rimma V. Shatkina
Candidate of Law, Judge,
Novosibirsk Regional Court [email protected]
Sergey G. Belyakov
Candidate of the Department of Philosophy and Sociology, Adyghe
State University [email protected]
Alexander V. Tishchenko
Candidate,
Yessentuki Institute of management, Business and Law [email protected]
Аннотация.
Ключевые слова:
Сущность государства заключается в том, что, обладая властными полномочиями, оно упорядочивает жизнь всех субъектов общественных отношений, контролирует и законодательно регулирует их деятельность в полезное русло, запрещая при этом, под угрозой санкций и наказаний, то, что наносит обществу вред. В трактовках системного подхода социальность государства можно рассматривать как одну из важнейших системных характеристик современного цивилизованного государства. В данной статье авторами рассматриваются современные приоритеты социальных гарантий государства для граждан, общественных объединений и организаций. Уточняются научные критерии при определении формы, состава и логистики соответствующих гарантий.
государство, личность, общество, социальные гарантии, социальная политика.
Annotation. The essence of the state lies in the fact that, having power, it organizes the life of all subjects of public relations, controls and legislates their activities in a useful way, while prohibiting, under the threat of sanctions and punishment, something that harms society. In the interpretations of the systemic approach, the sociality of the state can be considered as one of the most important systemic characteristics of the modern civilized state. This article examines the current priorities of the state's social guarantees for citizens, public associations and organizations. Scientific criteria are specified in determining the form, composition and logistics of the relevant safeguards.
Keywords: state, personality, society, social guarantees, social policy.
Исторически оформленную совокупность взглядов и подходов правоведов относительно содержания и сущности категории «социальные гарантии и услуги», их правовой природы и реализации в современных условиях относят к трем доктринальным подходам публичного формата: классическому (модерн), неклассическому (постмодерн) и постнеклассическому (постпостмодерн).
Объективно, сущность государства заключается в том, что, обладая властными полномочиями, оно упорядочивает жизнь всех субъектов общественных отношений, контролирует и законодательно регулирует их деятельность в полезное русло, запрещая при этом, под угрозой санкций и наказаний, то, что наносит обществу вред. В трактовках системного подхода социальность государства можно рассматривать как одну из важнейших системных характеристик современного цивилизованного государства. В таком государстве доминирует не традиционная экономическая составляющая, а социальная. Его экономика не просто эффективна, а четко социально ориентирована, обеспечивает не только экономическую и оборонную мощь страны, но и гарантирует высокий уровень социальной защиты для законопослушных граждан.
По совокупности ожидаемых гарантий, внутренняя и внешняя политика социального государства направлена на защиту прав, свобод и законных интересов каждого человека, который честно живет и честно трудится. На пресечение антиобщественных поступков и действий каждого, кто не желает заботиться о благополучии своем и своих близких, подчиняться принятым в обществе нормам, правилам и законам. Предлагая это положение в качестве одного из ведущих признаков социального государства, современные авторы исходят из того, что в правовом демократическом государстве права и свободы неделимы: политические, экономические, гражданские, экономические, личные права и свободы должны защищаться в органическом единстве и в равной мере. Отдавать приоритет одним в ущерб другим неправомерно.
Важная системообразующая гарантия для граждан в современном государстве - информационная свобода и единый правовой порядок, как для открытости, так и для закрытости информации. На общекультурном уровне здесь обязательно учитываются параметры равноправия языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации. Достаточно строгие требования предъявляются к обеспечению безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации. Принципиальный характер имеет установка на требование неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия [1].
Следует отметить, что неклассическая теория понимания публичных услуг достаточно оригинально представляет и рассматривает проблему. Данная доктрина возникла и утверди-
лась как социальная правовая концепция, которая ставит человека, его права и свободы во главу угла, считая их приоритетными в развитии государства. Однако классическая теория в понимании и реализации публичных услуг исторически оказалась первой, а также наиболее развитой, распространенной из этих доктрин. Она получила свое развитие в последней трети XIX в. и наиболее полно и последовательно проявилась в государственной финансово-правовой концепции публичных услуг. Согласно этой парадигме лишь государство способно предоставлять публичные услуги [2].
Каждое государственно-управленческое решение социального государства, каждый принимаемый закон или подзаконный акт носит правовой характер. Это означает, что в условиях правовой системы такого государства нормативные правовые акты не только принимаются соответствующими компетентными органами, не только принимаются в соответствии с установленными процессуальными нормами и процедурами и не противоречат Конституции и другим нормативно-правовым актам, но самое главное, - максимально соответствуют представлениям общества о законности и гарантиях социальной справедливости. Не бывает социальной справедливости, если принимаемые управленческие решения не являются правовыми, не прошли соответствующую экспертизу [3].
Таким образом, правовой инструментарий социальной политики государства на современном этапе довольно многообразен, а выбор конкретных способов и форм осуществления государственной поддержки отдельных категорий граждан зависит от многих факторов. То есть следует, прежде всего, регулировать уровень инфляции в экономике, разумно корректировать пенсионный возраст, возможности бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Самостоятельную актуальность предполагает развитие институтов страхования и состояние страховых рынков, которые содержательно дополняют полноценную картину конкретных мер социального обеспечения.
В совокупности основных принципов и мероприятий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на реализацию конституционно закрепленных социальных прав граждан, социальная политика должна охватывать следующие основные сферы общественных отношений:
1) труд и трудовые отношения;
2) пенсионное обеспечение;
3) обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;
4) образование и профессиональная подготовка;
5) здравоохранение и физическое развитие;
6) культуру;
7) науку;
8) социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание;
9) содействие развитию предпринимательства и формированию социально-ориентированной рыночной экономики;
10) демографию, защита семьи, материнства, отцовства, детства и молодежи;
11) экологическая безопасность;
12) юридическую защиту социальных прав граждан [4].
Исходя из перечисленного и в соответствии с правовыми нормами, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации распространяются на формирование и ведение реестра поставщиков социальных преференций и регистра получателей социальных гарантий и услуг, на обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных гарантий и услуг [5]. Данная информация включает предоставление бесплатного доступа к ней, который обеспечивают поставщики социальных гарантий и услуг. Они обязаны предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных гарантий и услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных гарантий и услуг. Либо о возможности получать их бесплатно. Бесплатный доступ к информации может быть обеспечен через средства массовой информации, размещение информации на официальных сайтах в сети «Интернет». Такие субъекты имеют право на получение бесплатно в доступной форме данной информации. Они обязаны своевременно информировать поставщиков социальных гарантий и услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных гарантий различного формата. Объективно, современные цели социальной политики должны учитывать комплекс сложившихся условий развития общества, различающихся по характеру и форме в различных регионах, гос-
ударствах. Основная задача сегодня состоит в создании государством и другими субъектами политики и управления условий для реализации населением (отдельными группами, личностью) собственных возможностей в обеспечении достойных условий своего существования [6].
Такого рода процесс разработки и реализации целей социальной политики сопряжен с проблемой выбора социальных приоритетов, т. е. социальных задач, которые признаются обществом на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения. В юридическом содержании основной задачей социальной политики является обеспечение социальной безопасности общества, социальной защиты его членов и создание условий для реализации равенства социальных шансов у всех категорий граждан. Социальная политика призвана обеспечивать удовлетворение потребностей индивидов и их коллективов на общественно установленном уровне, независимо от трудоспособности, устранять или минимизировать основополагающие формы неравенства, связанные с оплатой по результатам труда [7].
Сложность отмечается и в том, что наиболее приемлемый комплекс функций для факторов, объективно и субъективно обусловливающих необходимость конституционных социальных гарантий, и, следовательно, становление системы таких гарантий, рассредоточен во времени и пространстве. Пространственная локализация и временная множественность возникновения крупномасштабных социальных проблем, требующих законодательного решения на высшем государственном уровне, с неизбежностью обусловливают длительность глобального процесса становления системы социальных гарантий в рамках общества. Полагаем, что в качестве приоритетного направления социальной политики необходимо рассматривать решение проблем стабилизации финансирования социальной сферы, обеспечения льготного режима налогообложения средств, направляемых с благотворительными целями на нужды образования, здравоохранения, науки, культуры, учета при формировании бюджетов различных уровней государственных гарантий и социальных стандартов.
Таким образом, по мнению современных авторов, социальное - это государство, в котором установлен правовой порядок, который гарантирует конституционные права, свободы человека и гражданина, формальное юридическое равенство всех перед законом, т.е., всеобщее господство права. А значит, недопустимость удовлетворения социально-экономических прав одних членов общества в ущерб прав и свобод других. Указанные положения служат тем правовым фундаментом, на котором российское демократическое правовое государство функционирует, по крайней мере, должно функционировать, как социальное.
Литература:
1. Федеральный закон от 27.07.2006. № 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Ст. 3.
2. Панкратьева Н.Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики // Вопросы статистики. 1998. № 4. С. 17.
3. Охотский Е.В. Социальное государство и социальная политика современной России: ориентация на результат / Е.В. Охотский, В.А. Богучарская // Труд и социальные отношения. 2012. № 5(95). С. 30-44.
4. Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2010. № 7. С. 31.
5. Смоленский М.Б. Право социального обеспечения - для студентов вузов. Ростов-н/Д. : Феникс, 2005. 123 с.
6. Храмцов А.Ф. Бюрократия и социальное государство. М. : Институт социологии РАН. 2015. 244 с.
7. Шарков Ф.И. Основы социального государства : учебник / Ф.И. Шарков, А.Н. Аверин. М. : КноРус. 2016. 312 с.
References:
1. Federal law of 27.07.2006. № 149-FZ (ed. of 03.04.2020) «On information, information technologies and information protection». Art. 3.
2. Pankratieva N.N. System of statistical indicators of the service sector as a Sector of the economy // Questions about statistics. 1998. № 4. P. 17.
3. Okhotsky E.V. Social state and social policy of modern Russia: result orientation / E.V. Okhotsky, V.A. Bogucharskaya // Labor and social relations. 2012. № 5(95). P. 30-44.
4. Kirillov A.A. Systematization of norms on social protection of citizens: problems and prospects of development of legislation // Legislation and economy. 2010. № 7. P. 31.
5. Smolenskiy M.B. Social security law - for University students. Rostov-on/D. : Phoenix, 2005. 123 p.
6. Khramtsov A.F. Bureaucracy and the social state. M. : Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences. 2015. 244 p.
7. Sharkov F.I. Fundamentals of the social state : textbook / F.I. Sharkov, A.N. Averin. M., 2016. 312 p.