УДК 339.972
ПРИОРИТЕТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С ПАРТНЕРАМИ ПО БРИКС В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
И.Г. Чиркова
Новосибирский государственный технический университет E-mail: [email protected]
В статье представлен анализ и обсуждаются перспективы сотрудничества стран БРИКС в сфере сельского хозяйства. Обосновывается актуальность партнерства стран-участниц по комплексному развитию села в форме особых экономических зон, тип которых может определяться в соответствии с дорожными картами по использованию потенциала сельской территории каждого субъекта РФ. Такая международная интеграция будет способствовать притоку в регионы сельских трудовых и инвестиционных ресурсов, развитию инфраструктуры села, позволяя российским регионам занять лидирующие позиции в мировой экономике.
Ключевые слова: международное сотрудничество, БРИКС, внешняя трудовая миграция, сельское хозяйство, диверсификация производственной деятельности сельчан.
RUSSIA PRIORITIES OF COOPERATION WITH PARTNERS IN BRICS IN QUESTIONS OF DEVELOPMENT OF RURAL AREAS
I.G. Chirkova
Novosibirsk State Technical University E-mail: [email protected]
Prospects of cooperation of the countries of BRICS in the agriculture sphere are analyzed. Relevance of partnership of the participating countries on complex development of the village in the form of the special economic zones which type can be determined according to road maps by use of capacity of the rural areas of each territorial subject of the Russian Federation proves. Such international integration will promote inflow to regions of rural labor and investment resources, development of infrastructure of the village, allowing the Russian regions to take leading positions in world economy.
Key words: international cooperation, BRICS, external labor migration, agriculture, diversification of a production activity of villagers.
Интересы России при международном сотрудничестве в области сельского хозяйства заключаются в обеспечении продовольственной безопасности и позиционировании отечественных производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции на внешних рынках. В связи с этим внешнеэкономические связи целесообразно ориентировать на формирование международных специализированных инвестиционных фондов, направленных на развитие производства сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, а также производственной и научно-технологической кооперации [1].
БРИКС является основой для сотрудничества между странами, представляющими Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку, которые обладают потенциалом для успешного ведения сельского хозяйства. На долю
© Чиркова И.Г, 2014
стран-участниц приходится 30 % территории земного шара и 45 % всей мировой рабочей силы. Сельскохозяйственные угодья объединения БРИКС составляют 26,5 % площади обрабатываемых сельскохозяйственных земель в мире. По общей площади сельхозугодий в мире лидирует Китай и Индия, также здесь наблюдается преобладание агропроизводства на сельских территориях (табл. 1). Население, проживающее на сельской территории Бразилии и Индии, в основном трудится в агросекторе. Это свидетельствует о малой диверсификации производственной деятельности на селе. С учетом степени социально-экономического расслоения населения, описываемой коэффициентом Джини, можно судить о низких доходах сельского населения. Наиболее высокое неравенство в распределении доходов наблюдается в Бразилии и ЮАР! В этих странах доходы концентрируются самой богатой группой граждан, тогда как Индия отличается значительным уровнем бедности. Такие факторы сдерживают развитие сельских территорий в странах БРИКС при наличии значительного ресурсного потенциала. Сельское население, представляя трудовой ресурс, обусловливает функционирование других факторов производства и формирует приоритеты развития сельской экономики. Поэтому актуальным становится реализация долгосрочных программ сотрудничества между странами-участницами, направленных на концентрацию усилий по повышению привлекательности сельских территорий для размещения инвестиционных и трудовых ресурсов.
Таблица 1
Социально-экономическая характеристика сельских территорий стран БРИКС*
Страна Доля сельского хозяйства в ВДС, % Доля сельского населения в общей численности населения, % Доля сельчан, занятых в сельском хозяйстве в общей численности сельского населения, % Доля занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых в экономике, % Коэффициент Джини
Бразилия 5,6 15,4 70,1 18,3 0,547
Россия 4,4 26,1 30,9 9,5 0,421
Индия 22,8 68,7 70,5 50,5 0,334
Китай 10,3 49,5 46,5 39,6 0,425
ЮАР 3,2 38,5 25,8 5,1 0,631
* Рассчитано по данным [18].
Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС, утвержденная Президентом России, включает положения по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства, направленные на расширение взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией и наращивание российского экспорта в страны-участницы, а также привлечение их инвестиций в отечественное сельское хозяйство для ускорения его модернизации. Кроме этого, предусматривается совместная разработка новой сельскохозяйственной техники и технологий, включая биотехнологии, для повышения продуктивности сельскохозяйственного производства на основе обмена информацией о политике в конкретных отраслях АПК [13].
В условиях глобализации экономики и международной миграции трудовых ресурсов требуется управление потоками продуктообмена для обеспечения продовольственной безопасности, а также процессами размещения трудовых мигрантов на территории субъектов РФ. Государственная политика России в области комплексного развития сельских территорий направлена на формирование села как единого территориального исторически сложившегося комплекса, выполняющего производственно-хозяйственную, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную функции. Для чего предусматривается создание условий для переселения в сельскую местность, посредством улучшения жилищных условий сельского населения и создания современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности, диверсификации сельской экономики и расширения источников формирования доходов сельского населения [2].
В настоящее время в России сельских населенных пунктов насчитывается в 64 раза больше, чем городов и поселков городского типа. Однако средняя численность населения, проживающего в городском поселении, больше в 183 раза, чем в сельском. На долю сельских населенных пунктов с населением до 10 человек, где проживает около 0,5 % сельского населения, приходится 25-27 % от общего числа сел и деревень. Количество сельских населенных пунктов, в которых отсутствует население, увеличилось до 12,7 % за последнее десятилетие [3].
На фоне урбанизации территории субъектов Российской Федерации наблюдается региональная пространственная асимметрия в размещении населения, определяемая природно-климатическими условиями. Так, наиболее высокая плотность населения в Центральном, Южном, Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах. Особой интенсивностью заполнения населением сельской территории отличаются Южный и Северо-Кавказский ФО - 55-60 % от общей численности населения. По численности сельской безработицы лидирует Северо-Кавказский ФО, где практически 50 % работающего сельского населения заняты агропроиз-водством.
Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве практически соизмерима по всем российским регионам. Однако такая тенденция не способствует привлечению трудовых ресурсов в сельское хозяйство регионов с суровыми природно-климатическими условиями. Наиболее высокий уровень денежных доходов имеет население, занятое в агропроиз-водстве Дальневосточного, Уральского, Северо-Западного ФО: среднемесячная номинальная заработная плата 15,7-16,6 тыс. р. Тем не менее здесь слабо развита самозанятость населения в личном подсобном хозяйстве. В потоке доходов населения России на долю сельчан приходится только около 12,7-13,5 %. Практически половину средств к существованию сельские жители получают в виде социальных трансфертов, пособий и иных видов государственного обеспечения [5].
Существующая демографическая ситуация приводит к запустению значительных пространств в сельской местности и не способствует формированию трудового потенциала, обеспечивающего комплексное развитие сельских территорий. Это угрожает не только продовольственной, но и
геополитической безопасности России в условиях глобализации экономики. Меры по расширению занятости сельского населения должны осуществляться одновременно с повышением территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы и рационализацией потоков иностранных трудовых ресурсов. В России сейчас большинство зарегистрированных трудовых мигрантов заняты в строительстве - 40,8 % и торговле - 26,7 %, а сельском и лесном хозяйстве - только 7,2 %. Отмечается наиболее интенсивный миграционный прирост трудовых ресурсов из Китая, одной из стран-участниц БРИКС [11].
В настоящее время Россия имеет отрицательное сальдо в торговле со странами БРИКС (табл. 2). Доминирует во внешнеторговых операциях Китай. Основные товары агросектора, импортируемые в Россию: мясо (говядина, свинина), фрукты, табачное сырье. Экспортируется в основном замороженная рыба. По объему продаж цитрусовых на российском рынке ЮАР сегодня занимает четвертое место после Турции, Марокко и Египта. Россия в свою очередь могла бы обеспечивать полностью спрос ЮАР на химудо-брения. Инвестиции между странами БРИКС тоже пока незначительны. Так, прямые инвестиции из Китая в Россию составляют всего 1,4 % российского притока и 0,8 % китайского оттока прямых иностранных инвестиций, из Индии в Россию - 0,7 и 0,5 % соответственно. Расходы на НИОКР в странах БРИКС находятся на низком уровне относительно развитых стран: доля расходов на НИОКР в ВВП находится на уровне около 1 %, тогда как в странах-лидерах мировой экономики - достигает 2 % [4].
Таблица 2
Структура объема экспорта и импорта России со странами БРИКС (2012-2013 гг.)*
Внешнеторговая операция Объем, млн долл. США (%)
Россия Бразилия Индия Китай ЮАР
Экспорт, в том числе 514448,3 (100) 2112,3 (0,4) 7402,8 (1,4) 35687,7 (6,9) 202,5 (0,04)
Импорт, в том числе 303632,9 (100) 3234,1 (1,3) 2998,9 (1,1) 50440,1 (16,6) 662,3 (0,2)
* Рассчитано по информации [10, 17].
На фоне формирующихся экономических связей между странами в рамках соглашений БРИКС, особой интенсивностью отличается приток граждан из стран-участниц в трудоспособном возрасте в Россию (табл. 3). Численность граждан Китая, находящихся на территории Российской Федерации стала соизмеримой с общим количеством сельчан, работающих в ЛПХ отдельных федеральных округов. По имеющимся оценкам [9], китайское трудоизбыточное сельское население составляет в настоящее время не менее 130 млн человек. Эти люди практически не имеют постоянной работы и надежных источников средств к существованию, поэтому при ослаблении ограничений на передвижение готовы представлять трудовые ресурсы за рубежом, преимущественно в граничащей России.
Таблица 3
Граждане стран БРИКС в трудоспособном возрасте, находящиеся на территории Российской Федерации (в среднем за год в 2011-2013 гг.)*, чел.
Страна Мужчины Женщины Всего
Бразилия 9702 9405 19107
Индия 24314 4602 28916
Китай 122841 58416 181257
ЮАР 1865 1394 3259
* Рассчитано по сведениям [16].
В России комплексное развитие сельских территорий основывается на программно-целевом подходе, реализуется который в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включающей ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В рамках указанного целевого направления осуществляться должно развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности; поддержка компактной застройки сельских поселений; улучшение жилищных условий сельчан. Такие мероприятия характеризуются высоким уровнем капитальных затрат и требуют привлечения значительных средств государственной поддержки. Однако необходимо учитывать, что хаотичное обустройство села и привлечение трудовых ресурсов в сельскую экономику не даст ожидаемого эффекта. Поэтому целесообразно составление дорожных карт по использованию потенциала сельской территории каждого субъекта РФ с перспективами развития сельских поселений, которые принципиально отличаются от существующих инвестиционных паспортов муниципальных образований. Такой подход позволит выявить детерминанты приоритетных позиций международного сотрудничества и новые точки роста мезоэкономики. Синхронизация притока трудовых и инвестиционных ресурсов в сельскую экономику создаст благоприятные условия для развития сельской территории.
Поскольку сегодня трудовая деятельность является наиболее надежным источником средств к существованию значительной части населения России, доминирующим фактором в привлечении граждан в сельскую местность становится высокий уровень заработной платы. Причем вознаграждение за труд должно учитывать природно-климатические условия жизнедеятельности. Для создания высокооплачиваемых рабочих мест на селе требуются значительные инвестиции, которые целесообразно обеспечивать на основе государственно-частного партнерства. Особую актуальность приобретают инновационно-инвестиционные партнерские проекты по комплексному территориальному развитию, реализуемые в форме особых экономических зон (ОЭЗ).
По Федеральному закону № 116-ФЗ на территории РФ могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производ-ственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые. Сегодня для сельских территорий актуальным считается функционирова-
ние именно туристических центров, деятельность которых способствует рационализации использования природных ресурсов и сохранению природной среды, а также инженерному обустройству сельских поселений. Для повышения конкурентоспособности продукции АПК требуется переход на инновационную основу ведения производства. Для чего необходимо включение отечественных производителей в глобальные цепи создания добавленной стоимости на основе международной интеграции посредством формирования и развития других указанных типов ОЭЗ. Это позволит повысить уровень национальной технико-технологической базы сельской экономики, интенсифицировать рост мезоэкономики за счет получения предприятиями, входящими в состав ОЭЗ, возможностей выхода на международные рынки.
В общей структуре российского импорта из Китая продовольственные товары и сельхозсырье занимают 5 %, экспорт из России - 4 %. В настоящее время намечаются позиции сотрудничества России и Китая по развитию агробиотехкластеров, которые могут быть ориентированы на реализацию крупных комплексных проектов, включающих переработку сельскохозяйственной продукции. Такой подход предусматривает насыщение внутреннего рынка России продовольствием и рост российского сельскохозяйственного экспорта в КНР и третьи страны. В этом случае будет осуществляться поддержка экспортных потоков и интенсификация притока инвестиционных ресурсов в российскую агроэкономику. Что является очень важным ввиду того, что Россия вступила в ВТО на условиях, запрещающих поддержку экспорта, а разрешенный объем поддержки на внутреннем рынке реализуется не полностью [12].
Двусторонние соглашения о реализации совместных проектов с Индией имеют уже более пятидесяти субъектов РФ по направлениям гражданское авиастроение, машиностроение, химическая промышленность и нефтехимия. Индия занимает 18-е место в списке торговых партнеров России. В структуре российского экспорта в Индию наибольшую долю (около 49 %) составляет машинно-техническая продукция, продукты агросекто-ра - 0,8 %. Структура импортируемой продукции из Индии в Россию включает 25 % фармацевтической продукции и 20 % сельскохозяйственных и продовольственных товаров. Индийские прямые инвестиции, поступающие в экономику России, значительно превышают российские в экономику Индии: их соотношение 1:0,002. В Индии не разрешаются прямые иностранные инвестиции в отрасли сельского хозяйства, кроме чайных плантаций с одобрения индийского правительства [15]. Такое положение является стимулом к активизации инвестиционной деятельности индийских партнеров на сельских территориях регионов России, что позволит им увеличить долю сельскохозяйственной продукции в экспорте, которая сейчас в Индии не превышает 15 %.
В странах БРИКС за исключением России преобладает мелкотоварное агропроизводство, что затрудняет инвестирование на территории этих стран масштабных проектов агробиотехнологического характера. По данным АККОР в 2013 г., в России насчитывалось около 270 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, тогда как в Китае функционирует около 250 млн мелких фермерских хозяйств. В Бразилии 50-60 % сельхозпродукции про-
изводится в семейных фермерских хозяйствах. В совокупном объеме российского импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия Бразилия занимает 12,4 %. В сельском хозяйстве Индии многие крестьяне имеют мало земли или вообще ее не имеют. Большинство сел не электрифицировано [8].
Для территориально отдаленных от России партнеров по БРИКС Бразилии и ЮАР трудовая миграция на сельские территории субъектов РФ не является актуальной. Тем не менее стратегическое партнерство в агропро-довольственной сфере на основе участия в ОЭЗ может быть ориентировано на интенсификацию инвестиционного и технологического сотрудничества по созданию машинно-технической продукции сельхозназначения. Сейчас сельскохозяйственная техника, поставляемая в Россию из Бразилии, производится на действующих в этой стране заводах ведущих мировых производителей [14]. ЮАР, имея значительную длину береговой линии, все больше акцентирует внимание на развитии рыболовства и аквакультуры, которое обеспечивает сейчас свыше 100 тыс. рабочих мест. Пока продукция рыболовных промышленных компаний составляет 0,5 % от ВВП Южной Африки. Для увеличения производства рыбной продукции требуются квалифицированные кадры, оборудование и технологии для экологического ведения рыбохозяйственной деятельности [19]. Данные обстоятельства могут стимулировать ЮАР к совместным проектам по обучению специалистов и разработке инновационного технико-технологического оснащения рыбной промышленности в ОЭЗ на сельской территории России.
Проведение политики по формированию ОЭЗ в сельской местности на основе дорожных карт сочетается, например, с запланированными мероприятиями Госпрограммы по развитию сельского хозяйства относительно создания логистических центров в виде оптовых распределительных центров по сбыту картофеля, овощей и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. К 2014 г. Дорожную карту по развитию сельского хозяйства поддержали в 45 субъектах Российской Федерации [7]. Это будет способствовать развитию новой подотрасли сельской экономики в регионе, которая окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.
Значительные возможности сотрудничество по созданию ОЭЗ даст для позиционирования альянса бирж стран БРИКС на мировой арене посредством укрепления регионального биржевого индекса для привлечения дополнительных международных инвестиций. Уже с 2012 г. был предоставлен доступ к производным инструментам на основные фондовые индексы бирж стран БРИКС на всех площадках стран альянса. Далее планируется развитие совместных продуктов и разработка новых услуг [6]. Поэтому интеграционные проекты в агропродовольственной сфере могут стать основой для организации международных корпораций с высоким инвестиционным рейтингом, формирующих устойчивые позиции на фондовом рынке.
Государственно-частное партнерство в форме особой экономической зоны в России может стать эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций, трудовых ресурсов и активизации внешнеэкономической интеграции. Поскольку данный механизм позволяет снизить риски прямого инвестирования, упорядочивает размещение ино-
странной рабочей силы и конкретизирует совместные мероприятия по участию в модернизации АПК и взаимной торговле, целесообразно привлечение стран-участниц БРИКС к сотрудничеству в ОЭЗ. При определении размещения различных типов ОЭЗ на сельских территориях России следует руководствоваться дорожными картами по использованию потенциала сельской местности каждого субъекта РФ.
Литература
1. Комплексная программа участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области сельского хозяйства, рыбного хозяйства и продовольственной безопасности: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. № 1806-р // Собрание законодательства РФ. 2010. № 44. Ст. 5702.
2. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6748.
3. Социально-демографический портрет России: По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года / Федер. служба гос. статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. 183 с.
4. Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты / под ред. В.А. Никонова, ГД. То-лорая. М.: РУДН, 2013. 429 с.
5. Труд и занятость в России. 2013: Стат.сб. / Росстат. M., 2013. 640 с.
6. Альянс бирж стран БРИКС [Офиц. сайт]. URL: http://bricsmart.org/
7. Дорожная карта развития сельского хозяйства до 2020 года. [Электронный ресурс] // Заседание Аграрной секции Московского экономического форума 26.11.2013 г. URL: http://me-forum.ru/materials/2013 (дата обращения 12.03.2014).
8. Инвестирование в мелкомасштабное сельское хозяйство в интересах продовольственной безопасности: доклад ГЭВУ 2013, Рим. [Электронный ресурс]. URL: www.fao.org/cfs/cfs-hlpe (дата обращения 25.03.2014).
9. Красинец Е.С., Шевцова Т.В. К характеристике китайской миграции в современной России. [Электронный ресурс]. URL: http://justicemaker.ru/view-article. php?id=25&art=3291
10. Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ved.gov.ru (дата обращения 10.03.2014).
11. Российский совет по международным делам [Офиц. сайт]. URL: http:// russiancouncil.ru/ (дата обращения 20.03.2014).
12. Российско-Китайская конференция по сотрудничеству в области сельского хозяйства 22.10.2013. [Электронный ресурс] // Российско-Китайский Деловой Совет [Офиц. сайт]. URL: http://www.rcbc.ru/en/doc/582 (дата обращения 20.02.2014).
13. Сборник информационно-аналитических материалов по теме саммита БРИКС в 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unido-russia.ru/archive/num9/ art9_7/ (дата обращения 20.03.2014).
14. Сотрудничество с Бразилией набирает обороты. [Электронный ресурс] // Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/dipkurer/2013-11-25/9_brazil.html (дата обращения 22.03.2014).
15. Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Индией. [Электронный ресурс] // Минэкономразвития России [Офиц. сайт]. URL: http://economy.govrb.ru/external_relations/%D0%98%D0%BD%D0% B4%D0%B8%D1%8Edoc (дата обращения 12.02.2014).
16. ФМС России в отношении иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fms.gov.ru/about/ statistics/data
17 ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru (дата обращения 10.03.2014).
18. FAO statistical yearbook 2013.World Food and Agriculture. [Электронный ресурс]. URL: www.fao.org/publications (дата обращения 12.02.2014).
19. Economic Section South African Embassy (Russian Federation) [Офиц. сайт]. URL: http://www.econsa.ru/ (дата обращения 10.03.2014).
Bibliography
1. Kompleksnaja programma uchastija Rossijskoj Federacii v mezhdunarodnom sotrudniche-stve v oblasti sel'skogo hozjajstva, rybnogo hozjajstva i prodovol'stvennoj bezopasnosti: utv. rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 18 oktjabrja 2010 g. № 1806-r // Sobraniе zakonodatel'stva RF 2010. № 44. St. 5702.
2. Koncepcija ustojchivogo razvitija sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: utv. rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 30.11.2010 № 2136-r // Sobranie zakonodatel'stva RF 2010. № 50. St. 6748.
3. Social'no-demograficheskij portret Rossii: Po itogam Vserossijskoj perepisi naselenija 2010 goda / Feder. sluzhba gos. statistiki. M.: IIC «Statistika Rossii», 2012. 183 p.
4. Strategija Rossii v BRIKS: celi i instrumenty / pod red. VA. Nikonova, G.D. Toloraja. M.: RUDN, 2013. 429 p.
5. Trud i zanjatost' v Rossii. 2013: Stat.sb. / Rosstat. M., 2013. 640 p.
6. Al'jans birzh stran BRIKS [Ofic. sajt]. URL: http://bricsmart.org/
7. Dorozhnaja karta razvitija sel'skogo hozjajstva do 2020 goda. [Jelektronnyj resurs] // Zasedanie Agrarnoj sekcii Moskovskogo jekonomicheskogo foruma 26.11.2013 g. URL: http://me-forum.ru/materials/2013 (data obrashhenija 12.03.2014).
8. Investirovanie v melkomasshtabnoe sel'skoe hozjajstvo v interesah prodovol'stvennoj bezopasnosti: doklad GJeVU, 2013, Rim. [Jelektronnyj resurs] URL: www.fao.org/cfs/ cfs-hlpe (data obrashhenija 25.03.2014).
9. Krasinets E.S., Shevcova T.V. K harakteristike kitajskoj migracii v sovremennoj Rossii. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://justicemaker.ru/view-article.php?id=25&art=3291
10. Portal vneshnejekonomicheskoj informacii Minjekonomrazvitija Rossii. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.ved.gov.ru (data obrashhenija 10.03.2014).
11. Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam [Ofic. sajt]. URL: http://russiancouncil.ru/ (data obrashhenija 20.03.2014).
12. Rossijsko-Kitajskaja konferencija po sotrudnichestvu v oblasti sel'skogo hozjajstva 22.10.2013. [Jelektronnyj resurs] // Rossijsko-Kitajskij Delovoj Sovet [Ofic. sajt]. URL: http://www.rcbc.ru/en/doc/582 (data obrashhenija 20.02.2014).
13. Sbornik informacionno-analiticheskih materialov po teme sammita BRIKS v 2013 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.unido-russia.ru/archive/num9/art9_7/ (data obrashhenija 20.03.2014).
14. Sotrudnichestvo s Braziliej nabiraet oboroty. [Jelektronnyj resurs] // Nezavisimaja gazeta. URL: http://www.ng.ru/dipkurer/2013-11-25/9_brazil.html (data obrashhenija 22.03.2014).
15. Torgovo-jekonomicheskoe sotrudnichestvo mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Indiej. [Jelektronnyj resurs] // Minjekonomrazvitija Rossii [Ofic. sajt]. URL: http://economy.govrb.ru/external_relations/%D0%98%D0%BD%D0%B4% D0%B8%D1%8Fdoc (data obrashhenija 12.02.2014).
16. FMS Rossii v otnoshenii inostrannyh grazhdan, prebyvajushhih na territorii Rossijskoj Federacii. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data
17 FTS Rossii. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.customs.ru (data obrashhenija 10.03.2014).
18. FAO statistical yearbook 2013.World Food and Agriculture. [Jelektronnyj resurs]. URL: www.fao.org/publications (data obrashhenija 12.02.2014).
19. Economic Section South African Embassy (Russian Federation) [Ofic. sajt]. URL: http://www.econsa.ru/ (data obrashhenija 10.03.2014).