ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ В 2018 г.*
Ю. К. ЗАЙЦЕВ А. Ю. КНОБЕЛЬ
В 2018 г., согласно появившейся в октябре 2019 г. статистике, Россия сохранила относительно высокий уровень финансирования программ в сфере содействия международному развитию. По-прежнему большая доля (63%) российской помощи предоставляется на двусторонней основе, а крупнейшими ее получателями остаются Куба, КНДР, Киргизия, Таджикистан. Более того, помимо прямой помощи российская сторона финансирует эти страны и в рамках сотрудничества с международными организациями. Распределение помощи в 2018 г. было в основном связано со здравоохранением и продовольственной безопасностью, а также со списанием долговых обязательств, объем которых превысил 400 млн. долл.
Ключевые слова: международное развитие, российская помощь развитию, развивающиеся страны.
Содействие Российской Федерации международному развитию в 2018 г.
В 2018 г. Россия продолжала осуществлять проекты, связанные с предоставлением экономической помощи развивающимся странам, составившей 999,08 млн. долл. Это сопоставимо с тремя предыдущими периодами, когда финансирование превышало 1 млрд. долл. (См. рис. 1.) [3].
Крупнейшим направлением российского содействия международному развитию (СМР) в 2018 г. оставалось, так же как и в предыдущие периоды, списание долговых обязательств зарубежных стран, объем которого составил 418,03 млн. долл. В частности, в феврале 2018 г. был ратифицирован протокол, предусматривающий списание долга Киргизии в размере 240 млн. долл. (См. рис. 2.) [4]. Более того,
Рис. 1. Официальная помощь развитию, предоставленная Российской Федерацией в 2005-2018 гг., млрд. долл.
1400
1200
1000
800
600
400 -
200 ----—
0 ГЛ П II I
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Годы
Источник: составлено на основе данных Комитета содействия развитию (КСР) ОЭСР и Минфина России.
Зайцев Юрий Константинович, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; заместитель директора Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития России, канд. экон. наук (Москва), е-mail: [email protected]; Кнобель Александр Юрьевич, заведующий лабораторией международной торговли Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-mail: [email protected]
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 17 (100) (ноябрь 2019 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
в рамках форума «Россия-Африка» в октябре 2019 г. было заявлено о списании остатка долга Эфиопии перед Россией в размере 163,6 млн. долл. по схеме «долг в обмен на развитие». Всего Россия списала Африке более 20 млрд. долл. [12].
Также крупнейшими направлениями финансирования СМР Россией остались сектора здравоохранения и продовольственной безопасности, на развитие которых было выделено порядка 34,36 и 42,04 млн. долл. соответственно.
Традиционным и крупнейшим направлением для России стало финансирование программ экономической помощи через двусторонние проекты (628,16 млн. долл.). Тем не менее в 2018 г. многосторонняя помощь со стороны РФ составила порядка 37% от общего объема ее официальной помощи развитию (ОПР). (См. рис. 3.)
Высоким остается уровень финансирования институтов ООН, который в 2018 г. составил 104,71 млн. долл. (См. табл. 1.) Например, в конце января 2018 г. Россия выделила Управ-
Рис. 2. Распределение российской помощи развитию по секторам в 2018 г., млн. долл.
Производственный сектор Нераспределенная помощь Гуманитарная помощь Списание долгов Многосекторная помощь Продовольствие Экономическая инфраструктура Социальная инфраструкура Госуправление и гражданское общество Здра воохра нен ие Образование
Источник составлено на основе данных КСР ОЭСР и Минфина России.
Рис. 3. Двусторонняя и многосторонняя помощь со стороны России в 2010-2018 гг., млн. долл.
2010
2011
2012
2013
2014 Годы
□ Двусторонняя помощь ■ Многосторонняя помощь
Источник составлено на основе данных КСР ОЭСР и Минфина России.
2015
2016
2017
2018
лению ООН по контртерроризму (УКТ) 2 млн. долл. для борьбы с международным террором. Более того, с 2019 г. Россия ежегодно планирует направлять по 500 тыс. долл. на поддержание работы УКТ в целях оказания помощи государствам, подверженным террористическим угрозам [13]. Что касается Программы развития ООН, то в 2018 г. РФ завершила реализацию четырех проектов, входящих в Рамочное соглашение о партнерстве, на общую сумму свыше 3,6 млн. долл. Проекты были реализованы в сферах борьбы с чрезвычайными ситуациями, здравоохранения, торговли, образования, включая такие страны, как Белоруссия и Таджикистан [7].
Более половины многостороннего финансирования направляется в региональные банки развития (225,12 млн. долл.). В частности, кумулятивный объем российского портфеля в Евразийском банке развития составил 3,5 млрд. долл., что превышает 42% общего объема финансирования банка [2].
Двусторонняя помощь
География двусторонних проектов затронула главным образом страны СНГ, а также страны Африки и Латинской Америки. Традиционными получателями российской помощи на двусторонней основе в 2018 г. оставались Армения, Киргизия, Куба, КНДР, Сирия, Таджикистан и др. (См. табл. 2.)
В январе 2018 г. российская сторона предоставила порядка 2,8 т гуманитарной помо-
щи жителям сирийской провинции Даръа в населенном пункте Карфа. Помощь была направлена более 400 семей беженцев [5]. Российское правительство активно сотрудничало со странами Средней Азии. В Таджикистан было направлено 11,48 млн. долл., из которых 7 млн. долл. пришлось на гуманитарную помощь [11]. Россия, помимо прощения долговых обязательств в 2018 г. Киргизии, продолжила предоставлять этой стране военную помощь, которая за период 2014-2018 гг. составила 125 млн. долл. Однако этот тип помощи, согласно методологии Комитета содействия развитию (КСР) ОЭСР, в категорию ОПР не включается [8].
Кубе российское правительство в 2018 г. выделило более 10 млн. долл. в целях восстановления золотого покрытия купола Капитолия в Гаване [10]. Данная категория финансирования стала возможной для учета в качестве ОПР после реформирования статистической системы КСР ОЭСР. Более того, осуществляется сотрудничество с этой страной и в военной сфере: в ноябре 2018 г. российская сторона предоставила Кубе государственный кредит в размере 38 млн. евро для покупки военной техники [9].
Новые определения и подходы к учету помощи развитию
С 2019 г. КСР ОЭСР ввел новый подход к учету помощи развитию. Основные изменения связаны здесь с использованием статистики грант-
Таблица 1
Объем финансового участия России в международных институтах развития в 2017 г., млн. долл.
Международный институт Объем финансового участия России
Институты ООН 104,71
Институты Всемирного банка (MAP, МБРР, МФК, МАГИ) 16,14
Региональные банки развития 225,12
Монреальский протокол [6] 7,95
Другие международные институты 17,01
Всего 370,92
Источник: составлено на основе данных КСР ОЭСР и Минфина России.
эквивалента1 при учете займов как вида ОПР2. До недавнего времени гранты и займы оценивались одинаково: регистрировали потоки направленных денежных средств (или номинальную стоимость займов), предоставленных разви-
вающимся странам, за вычетом любых выплат по кредитам. Новый метод отражает более реалистичное сопоставление кредитов и грантов.
Были внесены уточнения при учете расходов на обеспечение безопасности и предостав-
Таблица 2
Распределение российской двусторонней помощи по странам-реципиентам в 2012-2018 гг., млн. долл.
Направление помощи 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Двусторонняя помощь - всего 214,71 361,85 660,29 902,14 762,06 733,77 617,94
Афганистан 0,45 0 4,95 2,56 0,04 0,04 1,01
Азербайджан 1,73 - 0,48 0,01 0,05 2,49 0,69
Ангола 0,28 - - 0,06 6,37 - 0,37
Армения 5,79 5,26 5,86 37,37 40,33 15,63 17,6
Бангладеш 0,1 - - - - - 1,35
Беларусь 0,11 1,47 2,5 2,97 2,87 2,25 2,8
Бурунди 0,14 - - - - 0,04 -
Бразилия 0,01 - - - - - 0,37
Буркина Фасо 0,1 - - - - - 0,98
Вьетнам 2,56 0,4 - 0,16 0,2 6,93 3,33
Гана 0,19 - 2,37 - - - 0,37
Гвинея 0,97 - 16,79 6,25 6,32 3,72 3,8
Египет 0,07 - - 0,78 - 0,03 -
Индия 0,06 0,01 - - 0,38 0,46 0,37
Индонезия - - - - - - 0,55
Иран 0,1 - 1,3 1,3 - - -
Ирак 0,41 0,55 1.07 0,23 1,58 1,59 0,18
Иордания 2,6 5,44 3 4,99 0,5 1,67 0,66
Йемен 1,5 - 0,36 2,36 - 1 1,97
Казахстан 1,6 0,08 0,55 0,57 0,32 0,48 1,36
Камбоджа 0,09 - - - 0,15 0,37 0,37
Кения 2,88 2,19 2 - - 1 -
Киргизия 37,92 76,73 202,87 322,81 198,81 129,81 59,54
Кирибати - - - - - 0,01 -
Конго 0,28 - - 1,21 - 1 1,97
Куба 5,58 2,76 176,98 351,97 352 353,83 352,77
КНДР 15,5 33,61 68,42 59,77 58,63 57,71 58,13
Лаос 0,23 - - - - 0,17 1,51
Либерия
1 При расчете грант-эквивалента используется ставка дисконтирования (как правило, 10%), чтобы определить стоимость ожидаемой отдачи вложений (в виде займа) в текущем периоде. Если текущая стоимость будущих возвратов по кредиту ниже, чем сумма кредита, тогда разница между ними представляет собой «грант-эквивалент», если стоимость определяется в денежном выражении, и «грант-элемент», если она выражается в процентах от суммы займа.
2 Официальная помощь развитию может принимать форму: 1) грантов, когда финансовые ресурсы предоставляются развивающимся странам без процентов и без каких-либо обязательств по погашению, и/или 2) льготных кредитов, которые должны погашаться с процентами, хотя и по значительно более низкой ставке, чем если бы развивающиеся страны брали взаймы у коммерческих банков [16].
ление помощи беженцам. Согласно изменениям к ОПР относятся только те расходы, которые связаны с обучением военнослужащих из стран-партнеров. По новым правилам к расходам на беженцев относят также и траты на содержание
просителей убежища, но исключают средства, направленные на интеграцию беженцев в экономику принимающих стран [14].
Кроме того, даны разъяснения в отношении использования инструментов частного
Направление помощи 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Двусторонняя помощь - всего 214,71 361,85 660,29 902,14 762,06 733,77 617,94
Мадагаскар 0,06 - - - 9,89 8,89 8,75
Маршалловы острова - - - - - 0,01 -
Монголия 7,92 0,01 - 0,23 0,21 1,16 1,4
Молдова 0,64 0,39 - 0,78 1,53 - 0,37
Морокко 0,08 1,98 1,5 0,6 - 4,16
Мозамбик 0,09 13,05 8 8 8 8 7,87
Мьянма - - 0,05 0,08 - 0,17 0,04
Намибия 0,09 0,46 - 0,06 - 1,5 -
Непал 0,18 - - - 0,2 0,25 -
Никарагуа 10,86 36,4 17,24 5,56 12,04 14,01 7,57
Палау - - - - - 0,01 -
Перу - - - - - 0,4 -
Сербия 9,49 36,47 16,21 11,25 11,7 6,87 7,19
Сомали 2,04 1 1 - 1 1 1,97
Судан 0,01 2,56 0,05 1,54 0,01 1
Суринам - - - - - - 0,02
Сирия 11,17 12,95 7,33 22,1 4 20,53 2,33
Тонга - - - - - 0,01 -
Таджикистан 15,21 17,12 19,48 21,76 13,66 16,1 11,48
Танзания 0,07 3,37 1,37 1,37 1,37 1,37 1,35
Тунис 0,04 1,98 1,65 1,12 - 5,66 -
Туркменистан 0,9 - - 0,78 0,05 - 0,42
Узбекистан 0,92 0,34 1,15 0,52 0,05 2,98 2,25
Украина 1,15 0,69 6,82 - 5,62 5 -
Фиджи - - 0,13 - 0,02 0,01 -
Чад 0,09 - - - - - 0,98
Эфиопия 0,04 2,08 - 0,21 1,81 - 0,41
Другие страны 13,74 5,82 27,65 20,02 16,97 60,42 46,9
Источник: составлено на основе данных КСР ОЭСР и Минфина России.
сектора в содействии развитию. Во-первых, стали учитываться частные займы (при условии, что они имеют грант-элемент не менее 25%, рассчитанный с использованием ставки дисконтирования 10%). Во-вторых, капитальные взносы в финансовые институты развития или другие инструменты частного сектора были включены в ОПР по своей номинальной стоимости. При этом оценивается доля мероприятий, отвечающих критериям ОПР, в общем портфеле учреждения. В-третьих, стали учитываться и частные вложения в акционерный капитал предприятий частного сектора в развивающихся странах при условии, если такого рода капитал способствует развитию стран-реципиентов.
Наконец, было решено, что изменение подхода к измерению ОПР с системы учета чистых потоков на систему учета грант-эквивалентов с поправкой на риск также изменит определение уровня облегчения бремени задолженности по кредитам. Однако окончательного решения по данному вопросу принято не было.
Все вышеизложенные изменения коснулись статистики стран, предоставляющих КСР ОЭСР данные по ОПР, включая Российскую Федерацию, которая сотрудничает с ОЭСР в данной сфере с 2012 г. [3].
Более того, КСР ОЭСР был инициирован сбор данных о полной официальной поддержке устойчивого развития [15]. Инициатива дополняет данные по ОПР за счет повышения транспарентности и мониторинга важных новых тенденций, формирующих систему финансирования международного развития, в том числе: 1) каталитический эффект ОПР; 2) использование смешанного финансирования и 3) использование инновационных инструментов смягчения рисков. Такие данные будут стимулировать более широкое внешнее финансирование развития в качестве дополнения
к собственным внутренним ресурсам развивающихся стран.
Со своей стороны, Правительство Российской Федерации внесло поправки в ст. 122 «Внешние долговые требования Российской Федерации» Бюджетного кодекса [1]. В частности, были введены новые определения, такие как «официальное содействие развитию», «государственный финансовый кредит», «государственный экспортный кредит». Критерии определения государств, имеющих право на привлечение у Российской Федерации государственных кредитов на цели официального содействия развитию, устанавливаются Правительством Российской Федерации [1].
Эти нововведения позволят повысить транспарентность финансирования российских программ в сфере СМР и укрепить дисциплину их исполнения. Законодательное закрепление механизмов финансирования позволит также развивать отечественную систему заключения контрактов на предоставление помощи, улучшать систему сбора данных и отчетности, особенно по линии двусторонних программ.
Использование двусторонних каналов финансирования позволяет сделать программы экономической помощи более целевыми и адресно ориентированными, что может способствовать более эффективному продвижению российских национальных интересов и решению проблем в странах-реципиентах. Например, техническая помощь в сферах сельского хозяйства и энергетики может способствовать последующему расширению экспорта российских производителей. Кроме того, уже используемый инструмент «долг в обмен на развитие» может использоваться для расширения преференций российского бизнеса в странах-реципиентах помощи, включая доступ к разработке месторождений, а также в стратегические сферы национальной экономики [12]. ■
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) (с изм. и доп. от 01.09.2019 г.). Ст. 122 БК РФ «Внешние долговые требования Российской Федерации». URL: http://docs.cntd.ru/document/901714433
2. ЕАБР. Инвестпортфель ЕАБР. Россия, 2019. URL: https://eabr.org/about/states-participants/rossiya/
3. Зайцев Ю.К., Кнобель А.Ю. Россия как международный донор в 2017 г. // Экономическое развитие России. 2018. Т. 25. № 12. С. 8-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36613484
4. Известия. Путин одобрил списание $240 млн долга Киргизии. 05.02.2019. URL: https://iz.ru/704718/ 2018-02-05/putin-spisal-240-mln-dolga-kirgizii
5. Киселева А. Российские военные передали гуманитарную помощь жителям сирийской провинции Даръа. 15.01.2018. URL: https://nation-news.ru/339050-rossiiskie-voennye-peredali-gumanitarnuyu-pomosh-zhitelyam-siriiskoi-provincii-dara
6. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Принят 16 сентября 1987 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/montreal_prot.shtml
7. ПРООН. О партнерстве России. URL: https://expertsfordevelopment.ru/partners/
8. Радио Озоди. Россия не исключает Таджикистан из периметра своей защиты. URL: https:// rus.ozodi.org/a/29719323.html
9. Регнум. Россия и Куба определились с совместными проектами в области индустрии. 12.09.2019. URL: https://regnum.ru/news/polit/2716654.html
10. РИА Новости. Россия потратит 642 млн рублей на восстановление купола Капитолия в Гаване. 16.08.2018. URL: https://ria.ru/20180816/1526679311.html
11. Спутник. Россия в 2018 году сократила гумпомощь Таджикистану в два раза. 19.01.2019. URL: https:// tj.sputniknews.ru/main/20190119/1028025595/russia-2018-god-sokratila-gumpomoshch-tajikistan-dva-raza.html
12. Фаляхов Р. «Слишком мало»: Россия списала Африке $20 млрд. URL: https://www.gazeta.ru/busi-ness/2019/10/23/12772364.shtml
13. Царь Град ТВ. Россия предоставит ООН 2 млн долларов для борьбы с международным террором. 23.01.2018. URL: https://tsargrad.tv/news/rossija-predostavit-oon-2-milliona-dollarov-dlja-borby-s-mezhdunarodnym-terrorom_106650
14. OECD. In-donor refugee costs in ODA. DAC OECD official web site. URL: http://www.oecd.org/dac/ financing-sustainable-development/refugee-costs-oda.htm
15. OECD. Total official support for sustainable development (TOSSD). URL: http://www.oecd.org/develop-ment/tossd.htm
16. OECD. Modernisation of the DAC statistical system. URL: https://www.oecd.org/dac/financing-sus-tainable-development/modernisation-dac-statistical-system.htm
References
1. Federal Law No. 145-FZ of July 31, 1998 on the Budget Code of the Russian Federation (version of August 02, 2019) (as amended of September 01, 2019). Article 122 of the Budget Code of the RF «Foreign Debt Claims of the Russian Federation». URL: http://docs.cntd.ru/document/901714433
2. The Eurasian Development Bank. The Investment portfolio of the Eurasian Development Bank. Russia, 2019. URL: https://eabr.org/about/states-participants/rossiya/
3. Zaitsev Yu.K., Knobel A.Yu. Russia as an International Donor in 2017 // Russian Economic Development. 2018. Vol. 25. No. 12. Pp. 8-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36613484
4. The Izvestia daily. Putin Has Approved Writing-Off $240m Worth of Kirgizia's Debt. February 05, 2019. URL: https://iz.ru/704718/2018-02-05/putin-spisal-240-mln-dolga-kirgizii
5. Kiseleva A. The Russian Military Has Supplied Humanitarian Aid to the Population of the Syrian Provence of Dara. January 15, 2018. URL: https://nation-news.ru/339050-rossiiskie-voennye-peredali-gumanitarnuyu-pomosh-zhitelyam-siriiskoi-provincii-dara
6. The Montreal Protocol on Substances that Deplete the Ozone Layer. Approved on September 16, 1987. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/montreal_prot.shtml
7. UNDP (United Nations Development Program). On Russia's Partnership. URL: https:// expertsfordevelopment.ru/partners/
8. Radio Ozodi. Russia Does Not Exclude Tajikistan from the Perimeter of Its Defense. URL: https:// rus.ozodi.org/a/29719323.html
9. Regnum. Russia and Cuba Have Come to Agreement on Joint Projects in Industry. 12.09.2019. URL: https://regnum.ru/news/polit/2716654.html
10. The RIA Novosti. Russia Will Spend Rb 642m on Modernization of the Dome of the Capitol in Havana. August 16, 2018. URL: https://ria.ru/20180816/1526679311.html
11. Sputnik. Russia Cut Two-Fold Humanitarian Aid to Tajikistan in 2018. January 19, 2019. URL: https:// tj.sputniknews.ru/main/20190119/1028025595/russia-2018-god-sokratila-gumpomoshch-tajikistan-dva-raza.html
12. Falyakhov R. «Too Little»: Russia Has Written Off $20bn to Africa URL: https://www.gazeta.ru/busi-ness/2019/10/23/12772364.shtml
13. Tsar Grad TV. Russia Will Grant $2m to the UN to Fight International Terror. January 23, 2018. URL: https://tsargrad.tv/news/rossija-predostavit-oon-2-milliona-dollarov-dlja-borby-s-mezhdunarodnym-terrorom_106650
14. OECD. In-donor refugee costs in ODA. DAC OECD official web site. URL: http://www.oecd.org/dac/ financing-sustainable-development/refugee-costs-oda.htm
15. OECD. Total official support for sustainable development (TOSSD). URL: http://www.oecd.org/develop-ment/tossd.htm
16. OECD. Modernization of the DAC statistical system. URL: https://www.oecd.org/dac/financing-sus-tainable-development/modernisation-dac-statistical-system.htm
Priorities of Russian Development Assistance in 2018
Yury K. Zaitsev — Senior Researcher of the Foreign Trade Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Deputy Director of the Institute of International Economics and Finance, Russian Foreign Trade Academy, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
Alexander Yu. Knobel - Head of Foreign Trade Department of the Gaidar Institute; Director of Center for Foreign Trade Department of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
According to statistics published in October 2019, Russia maintained a relatively high level of funding programs in the field of international development assistance in 2018. A large share (63%) of Russian aid was provided as in the past on a bilateral basis, and the largest recipients remained Cuba, DPRK, Kyrgyzstan and Tajikistan. Moreover, in addition to direct assistance, Russia finances these countries also in the framework of cooperation with international organizations. In 2018, distribution of aid was mainly related to healthcare and food security as well as to debt relief which exceeded $ 400 million.
Key words: international development, Russian aid to development, developing countries.