Научная статья на тему 'РОССИЯ КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОНОР В 2017 г.'

РОССИЯ КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОНОР В 2017 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая помощь со стороны России / официальная помощь развитию / содействие международному развитию / международный донор / Russia’s economic assistance / official assistance in devepment / international development promotion / international donor

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрий Зайцев, Александр Кнобель

Российская Федерация в 2017 г. продолжила укреплять свои позиции в качестве международного донора. Ежегодное финансирование ею программ и проектов в сфере содействия международному развитию превышает 1 млрд. долл. Приоритет сохраняется в отношении формирования пояса добрососедства в рамках экономической поддержки стран СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia as International Donor in 2017

The Russian Federation continued to strengthen its international donor position in 2017. Russia spends more than $1bn annually on international development assistance programs and projects. Building a good-neighbourliness belt around the country as part of its economic support of CIS nations remains top priority for Russia.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОНОР В 2017 г.»

РОССИЯ КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОНОР В 2017 г.*

Юрий ЗАЙЦЕВ

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник ВАВТ Минэкономразвития России, канд. экон. наук. E-mail: [email protected] Александр КНОБЕЛЬ

Заведующий лабораторией международной торговли Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; заведующий лабораторией исследований международной торговли РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. E-mail: [email protected]

Российская Федерация в 2017 г. продолжила укреплять свои позиции в качестве международного донора. Ежегодное финансирование ею программ и проектов в сфере содействия международному развитию превышает 1 млрд. долл. Приоритет сохраняется в отношении формирования пояса добрососедства в рамках экономической поддержки стран СНГ.

Ключевые слова: экономическая помощь со стороны России, официальная помощь развитию, содействие международному развитию, международный донор.

В 2017 г. Россия выделила 1,19 млрд. долл. в качестве официальной помощи развитию (ОПР). Это на 5% меньше, чем в 2016 г.1, что соотносится с общей тенденцией снижения мирового уровня ОПР, который в 2017 г. оказался на 0,6% ниже по сравнению с предыдущим периодом, составив 146,6 млрд. долл.2. Тем не менее три года подряд объем финансирования правительством РФ проектов и программ в сфере содействия международному развитию (СМР) превышает 1 млрд. долл. (См. рис. 1.) Вместе с тем объем российской ОПР не превышает 0,08% валового национального дохода (ВНД), в то время как одной из целей ООН по финансированию СМР является ежегодное выделение донорами объемов помощи на уровне 0,7% от их ВНД3.

Существенная доля в российском СМР приходится на списание долговых обязательств

развивающихся стран. В 2017 г. объем списанных Россией долгов составил 424,94 млн. долл. (35,6% общего объема ОПР) - например, в июне 2017 г. Киргизии был списан долг в размере 240 млн. долл.4. Данный механизм остается традиционной формой российского СМР как следствие активной кредитной поддержки иностранных государств. Так, в 2017 г. правительством РФ был выдан кредит Республике Беларусь на сумму 700 млн. долл. на 10 лет5.

Ключевым каналом российского СМР остается предоставление гуманитарной помо-щи6. По данным ФТС, в 2017 г. Россия направила в качестве гуманитарной помощи товаров на сумму 23,3 млн. долл., что в 2,2 раза больше, чем годом ранее. Важнейшим получателем гуманитарной помощи РФ стала Сирийская Арабская Республика: доля оказанной ей благотворительной помощи достигла 84% все-

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 20 (81) (ноябрь 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 Зайцев Ю., Кнобель А. Экономическая помощь России другим странам в 2016 г. // Экономическое развитие России. 2017. № 10. С. 17-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp7icN30459846

2 Development aid stable in 2017 with more sent to poorest countries. DAC OECD. URL: http://www.oecC.org/Cevelopment/Cevelop-ment-aiC-stable-in-2017-with-more-sent-to-poorest-countries.htm

3 The 0.7% ODA/GNI target - a history. OECD. URL: http://www.oecC.org/Cac/stats/the07oCagnitarget-ahistory.htm

4 Россия списала Киргизии долг в $240 млн // Ведомости. 20 июня 2017 г. URL: https://www.veComosti.ru/economics/news/ 2017/06/20/695219-kirgizii

5 Белоруссия получила от России кредит на 700 миллионов долларов / РИА Новости. URL: https://ria.ru/economy/20170915/ 1504859213.html

6 Гуманитарная помощь не учитывается в качестве официальной помощи развитию, однако учитывается как одно из направлений национальных усилий в сфере содействия международному развитию.

го объема российской гуманитарной помощи, что в стоимостном выражении составляет 19,6 млн. долл. При этом гуманитарная помощь не попадает в классификацию официальной помощи развитию и рассматривается как отдельный вид помощи7. Ее учет фактически повышает общий показатель российского вклада в содействие международному развитию, однако не влияет на показатель официальной помощи развитию.

В 2016 и 2017 гг. доля многосторонней помощи составляла соответственно 39 и 38,5% в общем объеме предоставленной Россией

помощи. Это указывает на рост интенсивности использования Россией международных институтов как механизмов предоставления ОПР. Важнейшими партнерами РФ стали институты ООН (148,22 млн. долл.), Группа Всемирного банка (61,3 млн. долл.), а также региональные банки развития (225,12 млн. долл.). (См. табл. 1.)

Хотя в рамках весенних ежегодных встреч Всемирного банка и МВФ в 2018 г. Россия не поддержала докапитализацию Всемирного банка на 13 млрд. долл., она продолжает использовать инструменты банка для реализа-

Рис. 1. Официальная помощь развитию, предоставленная Российской Федерацией в 2005-2017 гг., млн. долл.

1400 -

1200 -1-1- --

1000 -

800 --—

600 -400 -

200 ----—

О ГЛ ЛЛ

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Годы

Источник: составлено на основе данных Комитета содействия развитию (КСР) ОЭСР и Минфина России.

Таблица 1

Объем финансового участия России в международных институтах развития в 2017 г.

Международные институты Объем финансового участия России, млн. долл.

Институты ООН 148,22

Институты Всемирного банка (MAP, МБРР, МФК, МАГИ) 61,3

Региональные банки развития 225,12

Монреальский протокол8 3,55

Другие международные институты 17,65

Всего 455,83

Источник: составлено на основе данных КСР ОЭСР и Минфина России.

'Humanitarian Assistance. OECD DAC. URL: http://www.oecd.org/dac/stats/humanitarian-assistance.htm

8Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Принят 16 сентября 1987 г. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/montreal_prot.shtml

ции программ помощи9. К примеру, РФ поддерживает многосторонние проекты в рамках 14 действующих трастовых фондов МАР/ МБРР10. Более того, на территории страны продолжается реализация 7 проектов Всемирного банка11. Что касается региональных банков развития, то основное внимание в 2017 г. уделялось тем из них, которые осуществляют свои проекты на евразийском пространстве. (См. рис. 2.)

По линии двустороннего сотрудничества в 2017 г. Россия делала акцент на оказание помощи странам СНГ и в ряде случаев вошла в число их крупнейших доноров. Например, по данным Агентства статистики при Президенте Таджикистана, доля России в общей помощи развитию страны составила 19,8%12.

В число приоритетных с точки зрения российской ОПР регионов в 2017 г. вошли также страны Латинской Америки, Африки и Азии.

(См. табл. 2.)13. При этом в 2017 г. российская двусторонняя помощь оказалась более диверсифицированной по сравнению с 2016 г. - так, новыми получателями российской ОПР стали Кения, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Маршалловы острова, Палау, Перу.

Необходимо отметить, что фактическое значение ОПР, предоставляемой Российской Федерацией, превышает объемы, публикуемые в статистике ОЭСР. Причина - предоставление помощи странам, не входящим в список получателей Комитета содействия развитию (КСР) ОЭСР. Так, Россия продолжает поддерживать социально-экономическое развитие Республики Южная Осетия. В частности, правительство РФ выделило 600 млн. руб. на строительство операционно-хирургического комплекса республиканской больницы, который вошел в число проектов в рамках инве-

Рис. 2. Распределение российской официальной помощи развитию на двустороннюю и многостороннюю помощь в 2010-2017 гг., млн. долл.

1400

1200

1000

2010

2011

2012 2013

Годы

□ Двусторонняя помощь ■ Многосторонняя помощь

Источник: составлено на основе данных КСР ОЭСР и Минфина России.

2014

2015

2016

2017

9 Россия и США отказались от участия в докапитализации Всемирного банка. 22.04.2018. URL: https://www.rbc.ru/politics/22/ 04/2018/5adc50499a79471b369363ca

10 Россия и Всемирный банк: международная помощь на цели развития. Официальный сайт Всемирного банка в России. URL: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/brief/international-development

11 Проекты и операции Всемирного банка. URL: http://projects.vsemirnyjbank.org/ search?lang=ru&searchTerm=&countrycode_exact=RU

12 Какую помощь оказывает Россия Таджикистану? 27.11.2017. URL: http://news.tj/ru/news/tajikistan/politics/20171127/kakuyu-pomotsh-okazivaet-rossiya-tadzhikistanu

13 Объем российской помощи развивающимся странам в 2017 году превысил $1,2 млрд. URL: http://tass.ru/politika/5152423

Таблица 2

Распределение российской двусторонней помощи по странам-реципиентам в 2012-2017 гг., млн. долл.

Направление помощи 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Двусторонняя помощь - всего 214,71 361,85 660,29 902,14 762,06 733,77

Афганистан 0,45 0 4,95 2,56 0,04 0,04

Азербайджан 1,73 - 0,48 0,01 0,05 2,49

Армения 5,79 5,26 5,86 37,37 40,33 15,63

Белоруссия 0,11 1,47 2,5 2,97 2,87 2,25

Бурунди 0,14 - - - - 0,04

Вьетнам 2,56 0,4 - 0,16 0,2 6,93

Гвинея 0,97 - 16,79 6,25 6,32 3,72

Египет 0,07 - - 0,78 - 0,03

Индия 0,06 0,01 - - 0,38 0,46

Иран 0,1 - 1,3 1,3 - -

Ирак 0,41 0,55 1.07 0,23 1,58 1,59

Иордания 2,6 5,44 3 4,99 0,5 1,67

Йемен 1,5 - 0,36 2,36 - 1,0

Казахстан 1,6 0,08 0,55 0,57 0,32 0,48

Камбоджа 0,09 - - - 0,15 0,37

Кения 2,88 2,19 2 - - 1,0

Киргизия 37,92 76,73 202,87 322,81 198,81 129,81

Кирибати - - - - - 0,01

Конго 0,28 - - 1,21 - 1,0

Куба 5,58 2,76 176,98 351,97 352 353,83

КНДР 15,5 33,61 68,42 59,77 58,63 57,71

Лаос 0,23 - - - - 0,17

Мадагаскар 0,06 - - - 9,89 8,89

Маршалловы острова - - - - - 0,01

Монголия 7,92 0,01 - 0,23 0,21 1,16

Марокко 0,08 1,98 1,5 0,6 - 4,16

Мозамбик 0,09 13,05 8 8 8 8

Мьянма - - 0,05 0,08 - 0,17

Намибия 0,09 0,46 - 0,06 - 1,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Непал 0,18 - - - 0,2 0,25

Никарагуа 10,86 36,4 17,24 5,56 12,04 14,01

Палау - - - - - 0,01

Перу - - - - - 0,4

Сербия 9,49 36,47 16,21 11,25 11,7 6,87

Сомали 2,04 1 1 - 1 1,0

Судан 0,01 2,56 0,05 1,54 0,01 1,0

Сирия 11,17 12,95 7,33 22,1 4 20,53

Тонга - - - - - 0,01

Таджикистан 15,21 17,12 19,48 21,76 13,66 16,1

Танзания 0,07 3,37 1,37 1,37 1,37 1,37

Тунис 0,04 1,98 1,65 1,12 - 5,66

Узбекистан 0,92 0,34 1,15 0,52 0,05 2,98

Украина 1,15 0,69 6,82 - 5,62 5,0

Фиджи - - 0,13 - 0,02 0,01

Источник: составлено на основе данных КСР ОЭСР и Минфина России.

стиционной программы российской финансовой помощи на период 2015-2017 гг.14.

Также РФ выделяет средства на борьбу с международным терроризмом, предоставляет военную помощь, однако данные направления не учитываются в статистике ОПР. Недоучет этих денежных потоков занижает официальную статистику российской помощи развитию15.

Вопросы учета российской помощи наряду с проблемами ее результативности и эффективности актуализируют задачу по формированию в Российской Федерации национальной системы мониторинга и оценки международной помощи развитию. Формирование такой системы позволило бы решить и другие задачи, связанные с исполнением Россией своих международных обязательств. ■

14 В Южной Осетии построили хирургический комплекс за счет российского бюджета. 11.07.2018. URL: https://vademec.ru/ news/2018/07/11/v-yuzhnoy-osetii-otkryli-medkompleks-za-schet-finansovoy-pomoshchi-rossii/

15 Зайцев Ю.К. Программы содействия международному развитию в контексте поддержки инвестиционной активности российского бизнеса в развивающихся странах: возможности и вызовы // Проблемы национальной стратегии. 2013. № 5. С. 54—71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21081853

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.