Научная статья на тему 'Приоритеты регулирования финансовой системы в условиях новых вызовов для России'

Приоритеты регулирования финансовой системы в условиях новых вызовов для России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Государственное регулирование / финансовая система / рынок кредитных ресурсов / инвестиционный рынок / финансовый рынок / финансовая грамотность / Government regulation / financial system / credit market / investment market / financial market / financial literacy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахтуров Егор Владимирович, Орлова Любовь Николаевна

В статье рассматриваются вопросы регулирования российской финансовой системы в условиях новых вызовов и обосновывается необходимость государственного регулирования развития финансовой системы как условия формирования финансовых отношений, обеспечивающих эффективное развитие экономики. В ходе исследования анализируется процесс противодействия российской финансовой системы воздействию санкций; показано, что повышение сопротивляемости системы было обусловлено мерами ее реформирования в досанкционный период. Проведена также оценка принятых регулятивных мер в российской финансовой системе в соответствии с полученным эффектом. С целью оценки потенциала адаптации финансовой системы к уже действующим и новым вызовам авторами рассмотрены финансовые показатели развития кредитного, инвестиционного и финансового рынков, которые выявили развитие позитивного тренда в сфере кредитного рынка, обусловленного адаптацией банковской системы к новым условиям. Российский рынок инвестиций, напротив, демонстрирует отрицательные тенденции, связанные с влиянием санкций, парализовавшими приток иностранных инвестиций. Проведенный анализ позволяет заключить, что причиной развития сложившейся ситуации является отсутствие целенаправленной поддержки государственных органов по обеспечению развития финансовых инструментов для финансирования инвестиционных проектов за счет внутренних источников инвестиций, привлекаемых с финансового рынка. Анализ финансового рынка показал, что существуют расхождения между активностью физических лиц на финансовом рынке по открытию брокерских счетов и реально проводимыми операциями по покупке финансовых инструментов вследствие низкого уровня финансовой грамотности и отсутствия опыта проведения финансовых операций у значительного числа участников. Для преодоления этого разрыва предлагается ввести дифференциацию в действующую систему повышения финансовой грамотности населения путем классификации участников обучения по возрасту, ориентации на финансовые операции, уровню отношения к риску, а также включать в эту систему финансовые организации, реализующие для населения финансовые продукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities of Financial System Regulation in the Context of New Challenges for Russia

The article examines the issues of regulating the Russian financial system in the context of new challenges. The necessity of state regulation of the financial system development as a condition for the formation of financial relations that ensure the effective development of the economy is substantiated. The process of countering the impact of sanctions on the Russian financial system is analyzed, and it is shown that the increase in the system’s resistance was determined by measures reforming it during the pre-sanctions period. An assessment of the regulatory measures taken in the Russian financial system was carried out in accordance with the effect obtained. In order to assess the potential of adapting the financial system to existing and new challenges, the authors considered the financial indicators of the development of the credit, investment and financial markets, which revealed the development of a positive trend in the credit market due to the adaptation of the banking system to new conditions. The Russian investment market, on the contrary, shows negative trends related to the impact of sanctions, which have paralyzed the inflow of foreign investment. The authors prove that the reason for the development of the current situation is the lack of targeted support from government agencies to ensure the development of financial instruments for financing investment projects at the expense of internal sources of investment attracted from the financial market. The analysis of the financial market has shown that there are discrepancies between the activity of individuals in the financial market to open brokerage accounts and the actual transactions for the purchase of financial instruments due to the low level of financial literacy and lack of experience in conducting financial transactions for a significant majority of participants. To overcome this gap, the authors propose to introduce differentiation into the current system of improving financial literacy of the population by classifying participants by age, orientation to financial transactions, level of risk attitude, and also to include financial organizations that sell financial products to the population in this system.

Текст научной работы на тему «Приоритеты регулирования финансовой системы в условиях новых вызовов для России»

Экономические вопросы управления Economic issues in administration

УДК 330.1

DOI: 10.55959/MSU2070-1381-105-2024-180-188

Приоритеты регулирования финансовой системы в условиях новых вызовов

для России

Вахтуров Егор Владимирович

Аспирант, SPIN-код РИНЦ: 5066-0977, vakhturov.1999@mail.ru

Факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

Орлова Любовь Николаевна

Доктор экономических наук, профессор, SPIN-код РИНЦ: 5071-9120, lyuba orl@mail.ru

Факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы регулирования российской финансовой системы в условиях новых вызовов и обосновывается необходимость государственного регулирования развития финансовой системы как условия формирования финансовых отношений, обеспечивающих эффективное развитие экономики. В ходе исследования анализируется процесс противодействия российской финансовой системы воздействию санкций; показано, что повышение сопротивляемости системы было обусловлено мерами ее реформирования в досанкционный период. Проведена также оценка принятых регулятивных мер в российской финансовой системе в соответствии с полученным эффектом. С целью оценки потенциала адаптации финансовой системы к уже действующим и новым вызовам авторами рассмотрены финансовые показатели развития кредитного, инвестиционного и финансового рынков, которые выявили развитие позитивного тренда в сфере кредитного рынка, обусловленного адаптацией банковской системы к новым условиям. Российский рынок инвестиций, напротив, демонстрирует отрицательные тенденции, связанные с влиянием санкций, парализовавшими приток иностранных инвестиций. Проведенный анализ позволяет заключить, что причиной развития сложившейся ситуации является отсутствие целенаправленной поддержки государственных органов по обеспечению развития финансовых инструментов для финансирования инвестиционных проектов за счет внутренних источников инвестиций, привлекаемых с финансового рынка. Анализ финансового рынка показал, что существуют расхождения между активностью физических лиц на финансовом рынке по открытию брокерских счетов и реально проводимыми операциями по покупке финансовых инструментов вследствие низкого уровня финансовой грамотности и отсутствия опыта проведения финансовых операций у значительного числа участников. Для преодоления этого разрыва предлагается ввести дифференциацию в действующую систему повышения финансовой грамотности населения путем классификации участников обучения по возрасту, ориентации на финансовые операции, уровню отношения к риску, а также включать в эту систему финансовые организации, реализующие для населения финансовые продукты.

Ключевые слова

Государственное регулирование, финансовая система, рынок кредитных ресурсов, инвестиционный рынок, финансовый рынок, финансовая грамотность. Для цитирования

Вахтуров Е.В., Орлова Л.Н. Приоритеты регулирования финансовой системы в условиях новых вызовов для России // Государственное управление. Электронный вестник. 2024. № 105. С. 180-188. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-105-

2024-180-188

Priorities of Financial System Regulation in the Context of New Challenges for Russia

Egor V. Vakhturov

Postgraduate student, vakhturov.1999@mail.ru

School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation.

Lyubov N. Orlova

DSc (Economics), Professor, lyuba orl@mail.ru

School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation.

Abstract

The article examines the issues of regulating the Russian financial system in the context of new challenges. The necessity of state regulation of the financial system development as a condition for the formation of financial relations that ensure the effective development of the economy is substantiated. The process of countering the impact of sanctions on the Russian financial system is analyzed, and it is shown that the increase in the system's resistance was determined by measures reforming it during the pre-sanctions period. An assessment of the regulatory measures taken in the Russian financial system was carried out in accordance with the effect obtained. In order to assess the potential of adapting the financial system to existing and new challenges, the authors considered the financial indicators of the development of the credit, investment and financial markets, which revealed

the development of a positive trend in the credit market due to the adaptation of the banking system to new conditions. The Russian investment market, on the contrary, shows negative trends related to the impact of sanctions, which have paralyzed the inflow of foreign investment. The authors prove that the reason for the development of the current situation is the lack of targeted support from government agencies to ensure the development of financial instruments for financing investment projects at the expense of internal sources of investment attracted from the financial market. The analysis of the financial market has shown that there are discrepancies between the activity of individuals in the financial market to open brokerage accounts and the actual transactions for the purchase of financial instruments due to the low level of financial literacy and lack of experience in conducting financial transactions for a significant majority of participants. To overcome this gap, the authors propose to introduce differentiation into the current system of improving financial literacy of the population by classifying participants by age, orientation to financial transactions, level of risk attitude, and also to include financial organizations that sell financial products to the population in this system.

Keywords

Government regulation, financial system, credit market, investment market, financial market, financial literacy. For citation

Vakhturov E.V., Orlova L.N. (2024) Priorities of Financial System Regulation in the Context of New Challenges for Russia. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 105. P. 180-188. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-105-2024-180-188

Введение

Регулирование финансовой системы является одной из ключевых функций государства. Его важность усиливается в новых геополитических и геоэкономических реалиях, связанных с введением беспрецедентных санкций против Российской Федерации. Для нейтрализации возникших рисков и достижения макроэкономической стабильности российской экономики возрастает значение финансовой системы в формировании антисанкционной политики государства. Это требует поиска новых инструментов государственного регулирования с целью выполнения стоящих перед ней задач, которые должны принять на себя основные функции противодействия санкционной политике и обеспечения структурной трансформации экономики путем выстраивания новой системы платежей и расчетов, а также формирования внутренних механизмов привлечения инвестиций в экономику

Механизмы государственного регулирования финансовой системы (обзор литературы)

Регулирование финансовой системы в России в настоящее время имеет двухуровневое строение. При этом такие механизмы, как таргетирование инфляции, контроль бюджетных расходов, представляют четкую линию государственного регулирования и сочетаются с механизмами обеспечения режима плавающего курса рубля и рыночного ценообразования, которые в совокупности должны обеспечивать эффективное развитие экономики. Вместе с тем вопросы совершенствования государственного регулирования финансовой системы в зарубежной и отечественной литературе еще недостаточно исследованы.

Так, принципы формирования и совершенствования инструментария государственного регулирования, составляющие основу финансовой системы, нашли подробное освещение в работах А. Дитона [Deaton 2009], который эмпирическим путем обосновал линейку инструментов, обеспечивающих развитие направлений совершенствования государственного регулирования финансовых результатов деятельности в экономике. Д. Леус [Leus 2013] на основе анализа финансовых инструментов доказала необходимость государственного контроля для достижения эффективного развития всей финансовой системы.

Ш. Мусави и Х. Шефрин провели оценку влияния политических факторов в условиях кризиса на систему государственного регулирования финансовой системы, которая доказала наличие трансформационных процессов в управлении системой за счет применения нового инструментария для учета возникающих рисков [Mousavi, Shefrin 2010].

Более расширенный подход к трактовке государственного регулирования финансовой системы был предложен Дж. Блэк и С. Якобзоном [Black, Jacobzone 2009], которые, кроме совокупности инструментов минимизации финансовых рисков, предложили включать и инструменты

интегрального воздействия на финансовую систему. В данном подходе нашел отражение сложившийся в мировой экономике тренд, направленный на расширение и совершенствование государственного регулирования в системе финансовых отношений, обеспечивающего эффективное развитие финансовой системы государства. Главной отличительной чертой западных подходов к анализу и оценке государственного регулирования финансовой системы состоит в обосновании механизмов реализации целенаправленного регулирования.

В российской практике вопросам государственного регулирования финансовой системы также уделяется значительное внимание. Так, некоторые авторы доказывают необходимость применения в государственном управлении специальных инструментов, сопровождающих проведение трансформации развития российской финансовой системы в условиях введения санкций против российских финансовых институтов [Афанасьев и др. 2022].

По мнению В.Я. Пищика и П.В. Алексеева, регулирование финансовой системы в условиях кризиса не должно ограничиваться только чрезвычайными мерами [Пищик, Алексеева 2022]. К.Ю. Дегтярев считает, что при эффективном государственном регулировании происходит трансформация функционирования финансовой системы с целью принятия новых стандартов, применяемых в управленческих решениях [Дегтярев 2024]. С точки зрения М.Л. Дорофеева, регулирующее вмешательство государства обеспечивает преодоление беспрецедентных вызов в эпоху регулируемых рыночных отношений [Дорофеев 2024]. По мнению А.В. Клименко и О.С. Минченко, основная функция государственного управления состоит в устранении и сглаживании провалов рынка через воздействие управленческим инструментарием на институциональную среду финансовой системы [Клименко, Минченко 2016].

Таким образом, на основе рассмотренных точек зрения можно сделать вывод, что государственное регулирование финансовой системой в современных условиях представляет собой целенаправленное воздействие на обеспечение экономики денежными ресурсами, гарантирующее предотвращение возможных или устранение возникающих диспропорций в ее развитии путем регулирования перераспределения финансов между отраслями и экономическими сферами.

Специфика государственной политики управления финансовой системой в условиях новых вызовов

Структура регулирования российской финансовой системы в своем развитии претерпела несколько реформирований, связанных с изменением нормативных рамок и стандартов деятельности ее участников.

Основная ориентация реформирования финансовой системы в досанкционный период была направлена на ужесточение принципов развития кредитно-банковской системы, улучшение контроля, повышение финансовой грамотности населения. Ключевые меры государственного регулирования в этот период были направлены на обеспечение устойчивости деятельности банков и других финансовых организаций. Одной из важнейших проблем развития бесперебойного функционирования финансовой системы было создание независимой национальной платежной и расчетной подсистем.

Введение санкций имело целью ограничить работу финансовой инфраструктуры в стране посредством «отключения Европейским союзом крупнейших российских банков от SWIFT, полного запрета на любые трансакции с "ключевыми российскими банками", запрета предоставления аудиторских, бухгалтерских услуг, консалтинговых услуг по стратегии ведения бизнеса и GR услуг, запрета на покупку, импорт или передачу (прямо или косвенно) золота российского происхождения, расширения сферы действия запрета на прием депозитов и др.» [Сафиуллин, Ельшин 2023, 153].

Серьезные проблемы в осуществлении фондовых сделок произошли в результате блокирования ценных бумаг и денежных средств в международных расчетных системах Euroclear и Clearstream. Последствием ужесточения финансовой политики для российских участников на международном рынке стали высокая волатильность финансовых инструментов на биржах, скачки курсов ведущих валют и др., что потребовало прямого вмешательства со стороны регулятивных органов.

С целью выравнивания условий функционирования экономики Правительством Российской Федерации был предпринят ряд мер, которые смогли не только смягчить влияние санкций, но и выработать защитную систему финансовых отношений, обеспечившую выравнивание условий ведения бизнеса для финансовых организаций (Таблица 1).

Таблица 1. Оценка принятых мер регулятивными органами по преодолению санкционного

давления на финансовые организации1

Принятые меры Уровень воздействия Полученный эффект

Повышение ключевой ставки Центробанка Предотвращение рисков финансовой и ценовой стабильности Остановка оттока средств вкладчиков с депозитов и приток новых финансов

Использование временной блокировки биржевых торговых сессий Поддержание стоимостного уровня биржевых активов Достижение стабильности фондового и валютного рынков

Введение временной приостановки выполнения обязательных нормативов резервирования для банков Предоставление возможности банкам высвобождать часть капитала для покрытия рисков Обеспечение ликвидности

Введение особого порядка по дивидендным выплатам для акционерных обществ Перевод учета прав на депозитарные расписки в российский депозитарий и разрешение их конвертации в российские акции Обеспечение защиты прав российских инвесторов

Ограничение объема публикуемой информации для публичных компаний Ограничение возможности для инвесторов получать информацию, что влияет на качество инвестиционных решений Минимизация санкционных рисков

Установление механизма кредитных каникул для определенных категорий граждан и субъектов МСП на шесть месяцев Возможность приостановки платежей по кредитам Защита потребителей от серьезного ущерба

Льготное кредитование предприятий малого и среднего бизнеса Создание возможности получения нового кредита или реструктуризации действующего Условия для повышения эффективности развития бизнеса

В Таблице 1 представлены принятые регулятивные меры с проекцией их на уровень воздействия и полученный от их принятия эффект:

— создание условий для развития фондового и валютного рынков в условиях кризиса, обеспечивших защиту капитала отечественных инвесторов;

— ослабление регуляторного контроля за банковской деятельностью с целью сохранения достигнутой ликвидности банков;

— защита потребителей финансовых продуктов от возможной потери капитала, создание условий поддержки развития бизнеса.

Финансовый рынок как локомотив развития российской финансовой системы

Одним из основных факторов, способствующих эффективному развитию российской финансовой системы, становится финансовый рынок, который в наибольшей степени успешно развивается за счет масштабной цифровизации. Доказательством положительного влияния этого фактора является рост обращения цифровых платежных документов: безналичных платежей,

1 Составлено авторами.

системы быстрых платежей (СБП), других бесконтактных способов оплаты. Устойчивое развитие цифровой финансовой системы стало стимулом для развития в стране платформенного бизнеса.

Однако стоит отметить, что пока мы наблюдаем кратковременный эффект от действия принятых регулятивных мер. Для того, чтобы оценить потенциал адаптации экономики к уже существующим и новым вызовам, необходимо рассмотреть, как работают принятые меры в течение среднесрочного периода. Для решения этой задачи рассмотрим финансовые показатели развития трех секторов финансовой системы — кредитного, инвестиционного и финансового рынков (Таблица 2).

Таблица 2. Развитие рынка кредитования в период 2020-2023 гг. (млрд руб.)2

Показатели 2020 2021 2022 2023

Кредиты, выданные юрлицам 45793 52654 58854 73759

Кредиты субъектам МСП 5620 7058 9532 12305

Кредиты физлицам 20044 24679 27571 33759

Ипотечные жилищные кредиты 9510 11711 14145 18207

Анализ приведенных в Таблице 2 данных показывает, что кредитный рынок в России успешно развивался, не реагируя на санкции и колебание ключевой ставки Центробанка. Так, кредиты юридическим лицам за период 2020-2023 гг. выросли на 61%, кредиты малому бизнесу — 119%, кредиты физическим лицам — 68%, ипотечные кредиты — 91%. В то время как прирост только за последние два года (2022-2023 гг.) составил 25%, 29%, 22% и 28% соответственно. Если рассмотреть изменение этих показателей за предыдущие годы, то значение их прироста демонстрировало значительно меньшие результаты. В силу чего можно оценить уровень развития кредитной политики российских банков именно в санкционный период как достаточно высокий, что подтверждает положительный результат государственного регулирования банковской сферы в связи с возникшими новыми вызовами для российской экономики.

По нашему мнению, развитие позитивного тренда в сфере развития кредитного рынка обусловлено адаптацией банковской системы к новым условиям развития бизнеса, с одной стороны, и успешным использованием открывшихся новых возможностей для реализации в максимальной степени рыночных механизмов и государственной поддержки, с другой стороны.

Несколько иные тенденции прослеживаются на российском рынке инвестиций, где влияние санкций в некоторой степени парализовало приток иностранных инвестиций (Таблица 3).

Таблица 3. Динамика прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (млн долларов США)3

Инвестиции 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Приток ПИИ 25 954 13 228 32 076 32 076 10 410 -18 681

Отток ПИИ 34 153 35 820 22 024 6 778 64 072 10 440

По данным Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), динамика притока и оттока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в России в последние пять лет была неоднозначной. Так, в 2022 году отмечено отрицательное значение показателя притока ПИИ до уровня -18681 млн долларов США. Несмотря на то, что активность иностранных инвесторов находится под влиянием политических и экономических рисков, немаловажное значение в этой сфере имеет уровень государственного регулирования. В этот период проявилось действие

2 Составлено авторами по: О развитии банковского сектора Российской Федерации в 2021. С. 12 // Банк России [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/39720/razv bs 21 12.pdf (дата обращения: 17.06.2024); О развитии банковского сектора Российской Федерации в 2023. С. 17 // Банк России [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/ Collection/Collection/File/47805/razv bs 23 12.pdf (дата обращения: 17.06.2024).

3 Составлено авторами по: World Investment Report 2023 // UN Trade and Development [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/publication/world-investment-report-2023 (дата обращения: 17.06.2024).

таких факторов, как выход иностранных компаний с российского рынка, продажа иностранных активов государственными органами и др. Вместе с тем со стороны государства в этот период не было осуществлено достаточной поддержки отечественных предпринимателей, которые пришли на смену иностранным инвесторам. Рост ключевой ставки выступил препятствием для финансового обеспечения деятельности российских предпринимателей, не способствовало их эффективному развитию и отсутствие поддержки от государства в плане проведения целенаправленных мероприятий по развитию значимых инвестиционных проектов. Наличие перечисленных проблем обуславливает поиск внутренних ресурсов для реализации предпринимательских инвестиционных проектов. Источником инвестиций в современных условиях может стать российский финансовый рынок, который может взять на себя аккумулирование средств населения и трансформацию их в инвестиционные ресурсы.

На сегодняшний день в развитии финансового рынка прослеживается ряд положительных тенденций. Во-первых, российское население начало активно включаться в процесс покупки ценных бумаг. По данным Московской биржи, в 2023 году индивидуальные инвесторы стали доминирующими в структуре торговых операций на бирже: их доля возросла до 81% от общего числа участников. Во-вторых, на российском фондовом рынке значительно улучшились условия для проведения операций индивидуальными инвесторами (Таблица 4)4.

Таблица 4. Показатели роста индивидуальных участников торгов в операциях на фондовом

рынке в 2019-2023 гг.5

2019 2020 2021 2022 2023

Число индивидуальных участников с открытыми брокерскими счетами, млн чел. 4,3 9,8 15,3 22,9 39,0

Число брокерских счетов, открытых индивидуальными участниками, млн ед. 14,2 10,5 18,1 26,0 36,0

Число брокерских счетов, по которым проводятся операции, млн ед. 1,2 1,4 2,1 2,2 3,0

Объем капитала на брокерских счетах, открытых индивидуальными участниками, трлн руб. 3,2 6,7 8,3 6,0 9,2

Вложения физических лиц в ПИФы, трлн руб. 2,0 2,5 3,0 3,3 6,9

Объем средств физических лиц в доверительном управлении, трлн руб. 0,9 1,1 1,2 1,2 1,8

Приведенные в Таблице 4 данные характеризуют изменение притока физических лиц в активные операции на фондовом рынке. Так, самый значительный результат отмечается по росту числа индивидуальных участников в рассматриваемый период, который составил 590% — с 4,3 млн в 2019 году до 29,7 млн в 2023 году. При этом нужно отметить, что количество активных брокерских счетов составляет не более 10% от общего числа открывших брокерские счета. При этом объем привлеченного капитала за рассматриваемый период увеличился более чем в три раза и составил в 2023 году 9,2 трлн руб.

Кроме того, более чем в три раза возрос объем вложений капитала физическими лицами в паевые инвестиционные фонды, и более чем в два раза возрос капитал физических лиц

4 С ног на голову: как изменилось инвестирование в России в 2023 году // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://quote. rbc.ru/news/article/651ea1929a7947ef9b430ba5?ysclid=lvi9s5isp5454529394&from=copy (дата обращения: 17.06.2024).

5 Составлено авторами по данным: Обзор ключевых показателей профессиональный участников рынка ценных бумаг. № 4. С. 3 // ЦБ [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43826/review secur 22-Q4.pdf (дата обращения: 17.06.2024); Обзор ключевых показателей брокеров. № 2. С. 3-5 // ЦБ [Электронный ресурс]. URL: https:// cbr.ru/Collection/Collection/File/48976/review broker q4 2023.pdf (дата обращения: 17.06.2024); Обзор российского финансового сектора и финансовых инструментов. 2021. С. 43 // ЦБ [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/ Collection/File/40903/overview 2021.pdf (дата обращения: 17.06.2024); Обзор российского финансового сектора за 2023 год. С. 31 // Банк России [Электронный ресурс]. URL: https://asiic.ru/wp-content/uploads/2024/04/bank-rossii.-obzor-rossijskogo-finansovo-sektora-za-2023-god.pdf (дата обращения: 17.06.2024); пресс-релизы Московской биржи за период 2019-2023 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.moex.com/n27206, https://www.moex.com/n32140/?nt=0, https://www.moex. com/n36767/?nt=106, URL: https://www.moex.com/n53950, https://www.moex.com/n36094 (дата обращения: 27.06.2024). Примечание: ПИФ — паевой инвестиционный фонд.

в доверительном управлении. По итогам 2023 года на фондовый рынок в общей сложности привлечено 17,9 трлн руб. от населения, что является абсолютным рекордом по сравнению с предыдущими годами. При этом следует отметить, что основные вложения частные инвесторы сделали в 2022-2023 гг., то есть после введения санкций против финансовых организаций. Это подтверждает повышающийся уровень доверия российского населения финансовым институтам, которым они передают в управление собственный капитал.

Вместе с тем анализ динамики изменения числа индивидуальных участников операций на бирже показал наличие значительного ресурса по реализации привлечения объема капитала от населения на фондовый рынок. Так, в соответствии с представленными в Таблице 4 данными, из 36 млн отрытых физическими лицами брокерских счетов активными в 2023 году были только 3 млн, то есть задействовано в операциях было 8,3% брокерских счетов. Отсюда можно сделать вывод, что основная часть индивидуальных участников не имеет достаточной квалификации для совершения фондовых операций. Поэтому феномен притока большого числа физических лиц на фондовый рынок упирается в низкий уровень финансовой грамотности российского населения. Здесь прослеживаются две противоречивые тенденции в развитии российского финансового рынка, возникшие вследствие перекоса в его регулировании. Во-первых, Банк России обеспечил создание в стране высокоразвитой финансовой инфраструктуры, позволяющей огромному количеству индивидуальных участников получить доступ к торгам на бирже. Во-вторых, при проведении активной политики повышения финансовой грамотности российского населения какого-то реального прогресса в обеспечении уровня подготовки населения к работе на финансовом рынке пока не достигнуто [Белехова 2020]. В результате сложился значительный разрыв между уровнем развития финансовой инфраструктуры и уровнем финансовой грамотности населения.

В принятых «Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов»6 сформулирована основная задача по развитию финансового рынка в стране с учетом возникших вызовов, где провозглашена структурная трансформация экономики преимущественно за счет внутренних ресурсов. При этом отмечается, что финансовый рынок должен играть ведущую роль в формировании условий для привлечения этих ресурсов в экономику, где наряду с развитием финансовой инфраструктуры в центре внимания находится повышение финансовой грамотности населения7.

Для решения этой задачи предлагается «содействие формированию у населения базовых установок рационального потребления, разумной экономии, правильного поведения при инвестировании средств, безопасного и рационального использования финансовых технологий при управлении личными финансами»8. Основное направление сосредотачивается на создании системы образования, включающей широкий спектр учебных заведений. При этом вне рамок формируемой системы подготовки в области финансовой грамотности осталась большая часть населения, которая пользуется финансовыми услугами, но не попадает в спектр создаваемой системы повышения финансовой грамотности. Как показал анализ участия населения в операциях на фондовом рынке, более 90% открывших брокерские счета не осуществляют операций по причине отсутствия финансовых знаний и опыта. В связи с чем система повышения финансовой грамотности населения должна быть ориентирована и на участников различных финансовых операций, охватывающих все слои населения. Поэтому Банку России следует внести соответствующие корректировки в продвигаемые им программы обучения, учитывающие различные категории нуждающихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов одобрены Советом директоров Банка России. М.: Банк России, 2022.

7 Там же. С. 1.

8 Там же. С. 42.

в получении финансовых знаний, в том числе с классификацией их по возрасту, целям управления финансами, отношению к риску. Формируемый для этого регулятивный аппарат должен учитывать накопленный в стране опыт лучших практик в области продвижения финансовой грамотности среди населения, а также ориентироваться на современные тенденции распространения информации и предоставления финансовых услуг, задействуя в этом процессе не только образовательные учреждения, как это предусмотрено в «Основных направлениях развития финансового рынка...», но и активно подключать к этому процессу финансовые организации, поставляющие на рынок различные финансовые продукты. По нашему мнению, именно поставщики финансовых продуктов могут более эффективно продвигать систему повышения финансовой грамотности среди своих клиентов, что может гарантировать адресность информации и ее целевую направленность.

Заключение

Рассмотренные в данной статье аспекты государственного регулирования развития финансовой системы в условиях новых вызовов показали наиболее проблемные зоны в деятельности регуляторных органов, которые требуют своего разрешения. При этом в рамках сегментного анализа финансовой системы отмечено, что рынок кредитных ресурсов продемонстрировал положительную динамику, в то время как рынок инвестиций испытывает нехватку инвестиционных ресурсов, которые могут быть восполнены внутренними ресурсами, привлеченными с российского финансового рынка. В переориентации рынка инвестиций на внутренние ресурсы ведущая роль принадлежит индивидуальным инвесторам, средства которых в последние два года активно поступают на фондовый рынок.

Оценка показателей развития российского финансового рынка с позиции привлечения внутренних ресурсов показала преобладание средств населения, активно участвующего в открытии брокерских счетов на бирже. Вместе с тем выявлены расхождения между активностью физических лиц по открытию брокерских счетов, что обеспечивается доступностью финансовой инфраструктуры для всех желающих и реально проводимыми операциями по покупке финансовых инструментов, причина чего, по мнению авторов, кроется в низком уровне финансовой грамотности большинства населения, участвующего в биржевых операциях. В этой связи сделано предложение, с одной стороны, о дифференциации действующей системы повышения финансовой грамотности населения путем классификации участников обучения по таким признакам, как возраст, ориентация на финансовые операции, уровень отношения к риску, а с другой — о необходимости активно подключать финансовые институты к образованию вкладчиков в области финансового рынка, которые смогут наиболее эффективно доводить необходимую информацию до потребителей своих финансовых продуктов.

Список литературы:

Афанасьев М.П., Фам Т.Д.Ч., Шаш Н.Н. Перспективное регулирование государством финансового сектора (на примере экономики России) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 3. C. 87-113. DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-3-87-113

Белехова Г.В. Регулирование финансового поведения населения современной России: формирование нормативной среды и воспитание человека // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 3. С. 111-128. DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.8

Дегтярев К.Ю. Оценка влияния экономических санкций на реальный сектор экономики России // Государственное управление. Электронный вестник. 2024. № 102. С. 7-16. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-102-2024-7-16

ДорофеевМ.Л. Научная дискуссия о сущности государственного финансового регулирования в современных условиях // Вестник университета. 2021. № 3. С. 140-148. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-3-140-148

Клименко А.В., Минченко О.С. Государственное регулирование экономики: вопросы теории и лучшая практика // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 7-30.

Пищик В.Я., Алексеев П.В. Особенности и направления трансформации модели управления финансово-экономической системой России в условиях усиления глобальных вызовов // Экономика. Налоги. Право. 2022. Т. 15. № 4. С. 6-16. DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-4-6-16

Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А. Санкционное давление на экономику России: пути преодоления издержек и выгоды конфронтации в рамках импортозамещения // Финансы: теория и практика. 2023. Т. 27. № 1. С. 150-161. DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-1-150-161

Black J., Jacobzone S. Tools for Regulatory Quality and Financial Sector Regulation: A Cross-Country Perspective // OECD Working Papers on Public Governance No. 16. 2009. DOI: 10.1787/218772641848

Deaton A. Instruments of Development: Randomization in the Tropics, and the Search for the Elusive Keys to Economic Development // Working Paper 14690. 2009. DOI: 10.3386/w14690

Leus D.V. Analysis of Scientific and Methodical Approaches to Portfolio Investment as a Tool of Financial Provision of Sustainable Economic Development // Business Inform. 2013. Is. 12. Р. 318-322.

Mousavi Sh., Shefrin H. Prediction Tools: Financial Market Regulation, Politics and Psychology // SSRN. 2010. DOI: 10.2139/ssrn.1652264

References:

Afanasyev M.P., Pham Th.T.Ch., Shash N.N. (2022) Financial Sector Prospective Public Regulation (The Case of Russian Economy). Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. No. 3. C. 87-113. DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-3-87-113

Belekhova G.V. (2020) Regulation of Financial Behavior of the Population of Modern Russia: Regulatory Context Formation and Personal Development. Ekonomicheskie i social'nye peremeny:fakty, tendencii, prognoz. Vol. 13. No. 3. P. 111-128. DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.8

Black J., Jacobzone S. (2009) Tools for Regulatory Quality and Financial Sector Regulation: A Cross-Country Perspective. OECD Working Papers on Public Governance No. 16. DOI: 10.1787/218772641848

Deaton A. (2009) Instruments of Development: Randomization in the Tropics, and the Search for the Elusive Keys to Economic Development. Working Paper 14690. DOI: 10.3386/w14690

DegtyarevK.Yu. (2024) Assessment of Economic Sanctions Impact on the Real Sector of the Russian Economy. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik. No. 102. P. 7-16. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-102-2024-7-16

Dorofeev M.L. (2021) Scientific Discussion on the Essence of State Financial Regulation in Modern Conditions. Vestnik universiteta. No. 3. P. 140-148. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-3-140-148

Klimenko A.V., Minchenko O.S. (2016) State Regulation of the Economy: Theory and Best Practices. Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. No. 3. P. 7-30.

Leus D.V. (2013) Analysis of Scientific and Methodical Approaches to Portfolio Investment as a Tool of Financial Provision of Sustainable Economic Development. Business inform. Is. 12. Р. 318-322.

Mousavi Sh., Shefrin H. (2010) Prediction Tools: Financial Market Regulation, Politics and Psychology. SSRN. DOI: 10.2139/ssrn.1652264

Pishik V.Ya., Alekseev P.V. (2022) Features and Directions of Transformation of the Management Model of the Financial and Economic System of Russia in the Context of Increasing Global Challenges. Ekonomika. Nalogi. Pravo. Vol. 15. No. 4. P. 6-16. DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-4-6-16

Safiullin M.R., Yelshin L.A. (2023) Sanctions Pressure on the Russian Economy: Ways to Overcome the Costs and Benefits of Confrontation within the Framework of Import Substitution. Finansy: teoriya i praktika. Vol. 27. No. 1. P. 150-161. DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-1-150-161

Дата поступления/Received: 30.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.